В результате решением Архиерейского Собора бывший епископ Рашко-Призренский Артемий был лишен епископского сана. «После ознакомления со всеми существенными фактами , – говорится в официальном сообщении,– и исчерпывающего рассмотрения Священный Архиерейский Собор, с великим сожалением, но решительно встав на защиту святого и спасоносного единства Церкви, в виду доказанных и утвержденных им тяжелейших канонических преступлений – свещеннослужения при действующем запрете в священнослужении, отказа в послушании Собору, организации раскола и насильственного захвата некоторых монастырей Сербской Православной Церкви в Рашко-Призренской епархии, в том числе при участии вооруженных лиц и физической угрозе монахам в этих монастырях, ­ лишил находящегося на покое епископа Рашко-Призренского Артемия епископского сана и вернул его в чин монахов». Собор принял решение о создании новой Крушевацкой епархии с кафедрой в городе Крушевац. В состав новой епархии войдут части Нишской, Жичской, Шумадийской и Браничевской епархии. Подготовка и управление организацией новой епархии поручена епископу Жичскому Хризостому, а новый правящий архиерей должен быть избран на следующем заседании Собора в мае 2011 года. Собором было первоначально одобрено образование еще двух епархий на территории сегодняшней Белградско-Карловацкой архиепископии. Епископам, несущим свое служение в США, поручено изучить возможность изменения границ существующих там епархий СПЦ. С учетом реальных духовных потребностей и количества верующих в Центрально-европейской епархии был поднят вопрос о возможности образования отдельной епархии в Австрии с кафедрой в Вене. Собор с радостью принял сообщение о единогласном решении епархиального совета Австралийско-Новозеландской епархии и Церковно-народного собора одноименной епархии Новограчаницкой митрополии об установлении полного церковно-административного единства. Собор принял несколько организационных решений, касающихся предстоящего празднования 1700-летия Медиаланского эдикта (313-2013), а также организации службы военных священников в армии Сербии.

http://pravoslavie.ru/43018.html

Вместо осознания своей вины и покаяния, монах Артемий и его последователи, лишенные сана, продолжили «совершать Литургию» в храме Святого Иоанна Крестителя в Жичской епархии, в который они вторглись, объявив его монастырем, добавляя таким образом беззаконие к беззаконию. 2. По вышеуказанным причинам Священный Архиерейский Синод считает себя обязанным сообщить общественности, что таким своим поведением бывший епископ Рашко-Призренский Артемий вступил на путь раскола… Не теряя надежду и призывая его на покаяние, Священный Синод ответственно обращает внимание всего духовенства, монашества и верного народа нашей Святосаввской Церкви, на то, что «литургия» бывшего епископа и его сторонников, которые все лишены сана, также как и он, не является Литургией, их «причастие» не есть святое Причастие, их «таинства» не есть Священные Таинства Церкви Божией, а также, что все, что они делают служит духовной погибели, как их самих, так и последующих им и участвующим в их собраниях и богослужениях. Заявляя о том, что они служат Богу, они, на самом деле, под видом защиты Православия, разрушают единство Церкви Христовой, отделяясь по-сектанстки от ее живого, спасительного Общения и лишая себя и других вечного спасения. Поэтому все, которые легкомысленно последуют им – пусть хорошо подумают о том, кому и чему следуют, отделяясь от Церкви Христовой и навлекая на себя и на своих детей проклятие. От Канцелярии Священного Архиерейского Синода Предоставил: епископ Бачский Ириней Комментарии в СМИ: Против Артемия будет возбуждено еще одно уголовное дело Бывший владыка Артемий уже завтра в течение дня может быть приглашен для исследования на основании уголовного иска, который два дня до этого был предъявлен Сербской Церковью по причине насильственного вторжения и нарушения прав на ее имущество, передает «Блиц». Прокуратура в настоящее время проверяет утверждения, указанные в иске и собирает необходимую информацию в связи с настоящим предметом. Судя по всему, против Артемия, который был лишен епископского сана и возвращен в ряд монахов, будет возбуждено уголовное дело на основании иска Церкви.

http://pravmir.ru/soobshhenie-svyashhenn...

—118— ствовавшую в старой семинарии и увеличивает число учебных общеобразовательных предметов, со включением элементов естествознания, медицины и сельского хозяйства. Богословские науки преподают лица священного сана 991 , отлично окончившие семинарию и, кроме того, прослушавшие курс православного богословского факультета или духовной академии. Остальные предметы могут преподавать светские наставники, имеющие специальную подготовку. Все наставники должны быть православной веры. В отношении своих прав и жалованья наставники семинарии сравнены с гимназическими наставниками, а ректор, кроме профессорского жалованья, получает ещё квартиру с отоплением и освещением и добавочное вознаграждение в размере, назначенном директору гимназии. Ректора избирает архиерейский собор и утверждает его король по представлению министра просвещения. В семинарию принимаются прошедшие четыре класса основной школы, не старше 12 лет, после предварительного приёмного испытания. Все воспитанники должны жить в общежитии и носить установленную форму одежды. В 1896 г. в семинарию не было приёма учеников, в виду готовящегося коренного переустройства на основании нового устава. 992 – В связи с этим уже решённым переустройством белградской семинарии стоит давний проект учреждения богословского факультета (при белградской Великой школе) или особой духовной ака- —119— демии. Весьма приятно отметить поступившее в прошедшем году одно крупное пожертвование на этот предмет. Именно, известная благотворительница Драга Станойла Петровичева завещала 200 тысяч динаров (динар= рубля) на содержание воспитанников сербского православного богословского факультета или сербской духовной академии, когда будет основана. Согласно воле завещательницы, воспитанники должны приниматься из королевства сербского, Черногории, Старой Сербии, Македонии, Боснии, Герцеговины, Воеводины, Далмации, Славонии и других сербских краёв 993 . 31 января прошедшего года королём сербским утверждён принятый народной скупщиной законопроект о возобновлении и ремонте на государственные средства монастыря Жичи 994 . Монастырь этот находится в 5 верстах от Кральева, кафедрального города жичской епархии; построен около 1210 г. первовенчанным сербским королём Стефаном. В этом монастыре коронован и миропомазан нынешний король сербский Александр I. – В марте того же года король Александр провёл дни Страстной седмицы и Св. Пасхи на Афоне в хиландарском монастыре, старой задушбине Неманичей, посетил и другие афонские обители, в том числе и русский пантелеймонский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в 1950 г в монастыре Рача принимает монашеский постриг по благословению митрополита Скопльского Иосифа, который в это время был администратором Жичской епархии. Монашеский постриг совершает игумен Иулиан (Кнежевич), а иеродиакон Павел (Стойчевич) привел его на постриг как духовный отец. В монашестве получил имя Иоанн, в честь Иоанна Крестителя. В Раче монах Иоанн закончил первый класс гимназии, в 1957 году, когда архимандрит Павел стал Рашко-Призренским епископом, закончил и остальные три класса. В 1966 году поступил на Богословский факультет, где знакомится и духовно сближается с молодым богословом Мирко Буловичем, будущим епископом Бачским Иринеем. Во время учебы Священный Синод СПЦ назначает его преподавателем в монашеском училище в монастыре Острог. В 1971 году он заканчивает Богословский факультет и направляется на учебу в Грецию в аспирантуру на Афинском университете. В конце 1974 г. по благословению Священного Синода принимает послушание управляющего Монашеского училища в Остроге, которое позднее было перемещено в монастырь Крку в Далмации. После года преподавания в ней, продолжает преподавательскую деятельность в Призренской семинарии 1978/1979 гг., в 1983 г. сдает профессорский экзамен в Белграде. В 2001 году выходит на пенсию как преподаватель семинарии. Архимандрит Иоанн (Радосавльевич) оставил богатое писменное наследие, посвященное истории, святыням и подвижникам Сербской Церкви. Его книги начитывают около 50 наименований. Архимандрит Иоанн нес послушание духовника в семинариях Белграда, Сремских Карловцах и Крагуевце. С 2005 по 2016 гг. жил в Благовещенском монастыре у Овчар Баньи, а зимы проводил обычно в Новом Саде. Последние пять лет жизни провел в монастыре Святого Стефана у Горне Жапско.      Отпевание и погребение архимандрита Иоанна 10 апреля в Леличе совершил сам Патриарх Сербский Порфирий с сонмом архиереев, среди которых немало учеников почившего. 10 апреля 2021 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/138571.html

Женский монастырь Успение Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Успение (серб. Манастир — один из девяти действующих монастырей, находящихся в окрестностях Овчарско-Кабларского ущелья, которое ещё называют здесь «Сербская Святая гора». Монастырь посвящён празднику Успения Пресвятой Богородицы. Содержание История [ править править код ] Раньше на месте монастыря Успение тоже был монастырь, который впервые упоминается в турецких документах в 1536 году. Когда в 1820 году это место посетил Вук Караджич , он писал в заметках о существовании остатков каменной башни. По преданию, на возвышенности здесь находилась трехэтажная башня, служившая, с одной стороны, сторожевой вышкой, а с другой стороны - колокольней. По звону колокола с этой башни начинались службы во всех монастырях ущелья. Это были своеобразные восточные ворота в ущелье, с западной стороны также существовала башня, которая была западными воротами. При опасности во время нашествия разбойников или турок монахи били в набат на башнях, чтобы предупредить остальных. Поэтому при одном из нападений турки разрушили башню. Также в башне на втором этаже находились мастерские по переписке книг, а на первом была темница, где подвизались монахи. Башня в монашеских записях называлась Лествицей, потому что темница была примерно такая же, какую описывал в своих сочинениях Иоанн Лествичник . Также в башне была церковь Успения Пресвятой Богородицы, поэтому и новая церковь монастыря освящена также. Святитель Николай Сербский на месте прежнего монастыря в 1939 году строит новую церковь Успения Пресвятой Богородицы, для основания здесь в будущем монастыря. Иконы для иконостаса написал русский мастер Иван Мельников. Когда-то монастырь Успение был лаврой, поэтому святитель Николай хотел при церкви устроить усыпальницу для себя и для последующих епископов Жичской епархии. Но его намерения остались неизвестными современникам, а трагичные события Второй мировой войны повлияли и на судьбу Овчарско-Кабларских монастырей, поэтому церковь ещё 50 лет стояла пустая, пока в конце 20 века сюда не пришли паломники и инициативные люди, которые восстановили обитель. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1270 г. жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится в с. Горни-Градац, на правом берегу р. Брвеница, впадающей в р. Ибар, в 12 км от Брвеника (Сербия). Основан во 2-й пол. XIII в. кор. Еленой , супругой кор. Уроша I, вероятно, еще до свержения Уроша с престола в 1276 г., т. к. на ктиторской композиции в соборном храме изображены Урош и Елена, подносящие модель храма Христу. Собор был достроен и расписан кор. Еленой, погребенной в 1314 г. в юго-зап.части храма в двойной гробнице (очевидно, предназначалась для супружеской четы). Вскоре после смерти кор. Елена стала почитаться святой, ее мощи были извлечены из гробницы и помещены в мощевик перед иконостасом. В Житии Елены, составленном архиеп. Даниилом II , содержатся сведения о несохранившейся дарственной грамоте заказчицы и строительстве мон-ря. Наивысшего расцвета мон-рь достиг в кон. XIII–XIV в., когда занимал 5-е место среди серб. мон-рей. В XVI в. мон-рь пережил упадок; монахов не было, служил 1 священник, церковь не имела кровли. В 1589 г. митр. Рашский Виссарион возобновил Г., построил новые кельи, обеспечил мон-рь книгами и богослужебной утварью. Во время австрийско-тур. войны в 1689–1690 гг. мон-рь вновь опустел и до 2-й пол. ХХ в. находился в руинах. Благодаря многолетним реставрационным работам Ин-та по охране памятников получила первоначальный вид соборная церковь мон-ря; с поселением в мон-ре монахинь (в 2006 во главе с игум. Евфимией) начался новый расцвет обители. Мон-рь основан на месте раннехрист. культового сооружения. Его комплекс составляли: соборная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы — в центре, небольшая ц. во имя свт. Николая — возле монастырских стен, в юго-вост. углу двора на каменистом возвышении, а также трапезная с кухней, многочисленные кельи и др. здания. Церковь Благовещения построена по образцу ц. Богородицы мон-ря Студеница (кон. XII в.): это 1-нефное здание с куполом на 8-гранном световом барабане, с 3-частным алтарем, с 2 прямоугольными певницами, примыкающими к наосу с севера и юга, и с 2 парекклисионами, южный из к-рых посвящен св. Симеону Немане, по сторонам притвора. Перспективный портал и обрамление сдвоенных окон выполнены из тонко вытесанного белого мрамора. Храм декорирован аркатурой под карнизами, в интерьере — скульптурой. В его архитектуре, в целом следующей романскому стилю, заметно влияние готики (контрфорсы у апсиды, стрельчатые очертания портала и окон-бифориев).

http://pravenc.ru/text/590597.html

В июне 1936 года владыка Николай вновь назначается на Жичскую епархию — одну из старейших и крупнейших в Сербской Церкви. При нем епархия переживает настоящее возрождение. Обновляются многие древние монастыри, строятся новые храмы. Предметом особых забот стал для него имеющий неоценимое значение для Сербской Церкви и истории монастырь Жича. Здесь стараниями владыки Николая развернулась активная реконструкция с участием известных специалистов и архитекторов. В период с 1935 по 1941 год здесь были построены церковь святителя Саввы с народной трапезной, кладбищенская церковь с колокольней, новый епископский корпус и многие другие постройки, большая часть из которых, к сожалению, погибла при бомбардировке монастыря в 1941 году. Из-за политики правительства Стоядиновича в старой Югославии святитель Николай вынужден был вмешаться в известную борьбу против подписания конкордата между югославским правительством и Римско-католической Церковью. Победа в этой борьбе и отмена конкордата во многом была заслугой владыки Николая. Накануне Второй мировой войны святитель вместе с патриархом Сербским Гавриилом сыграл значительную роль в отмене антинародного пакта правительства с гитлеровской Германией, благодаря чему был любим народом и особенно ненавидим оккупантами. Весной 1941 года, вскоре после нападения Германии и ее союзников на Югославию, святитель был арестован немцами. В момент нападения Германии и ее союзников и последовавшей стремительной оккупации Югославии в апреле 1941 года владыка Николай находился в своей епископской резиденции в монастыре Жича под Кральево. Сразу после установления оккупационного режима в Белграде немецкие офицеры стали приезжать в Жичу, проводить обыски и допросы владыки Николая. Немцы считали сербского святителя англофилом и даже английским шпионом. Несмотря на то, что прямых улик сотрудничества владыки с англичанами найдено не было, немцы заставили его подать прошение в Священный Синод об освобождении от управления Жичской епархией. Вскоре это прошение было удовлетворено.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Предстоятелем Церкви, патриархом Сербским, он стал во время распада тогдашнего государства (СФРЮ), гражданских войн и внешней (со стороны НАТО) агрессии против сербского народа, когда все ценности были поставлены под прямой удар. А жизнь свою в этом мире он завершил в независимой Сербии, измученной бесчисленными невзгодами, но и духовно обновившейся и укрепившейся — во многом благодаря ему. Святость свою он стяжал среди народа. Был одним из нас. Ни в чем не хотел отличаться от других, за исключением разве что одного — величия служения. Он определил для себя, что служит Богу и людям. Всегда имея перед глазами лик Господа, следовал серб Павел и примеру святых Его, особенно — того, именем которого был назван — апостола Павла, неутомимого миссионера, величайшего проповедника христианства. Равнялся он, разумеется, и на тех, кто был ему ближе всего — святителей из рода сербского. Прежде всего речь идет о святом Савве, «который всегда пекся, чтобы истиной Христовой просветить весь род свой». Укреплялся он и примером святого князя Лазаря, который «боролся и завоевал в той страшной и славной духовной битве Царствие Небесное». Учился он и на примерах подвижничества святого Василия, Острожского чудотворца, духовной доблести святого Петра Цетиньского, непреклонной духовной и жизненной стойкости святого владыки Николая, чей миссионерский путь он продолжил — и именно из той (Жичской) епархии, что некогда принадлежала Николаю Сербскому . Указывал он часто, как на пример, и на других святых и достойных предков наших, «которые», как он говорил, «когда требовалось, умели и жизнью пожертвовать за душу свою». Учился он и у своих современников, у тех «обычных» богобоязненных, заботливых и смиренных людей, среди которых рос и вместе с которыми жил. Напитался патриарх Павел животворными соками святости предков своих (наших), и сам стал источником духовной премудрости. Учился он у наилучших из предков наших, а мы учимся у него. Свой духовный опыт он соединил с опытом жизненным. Отсюда и практичность, простота его поучений и наставлений на самые разные случаи жизни. В виду он имел всех людей, но обращался к каждому по отдельности.

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИЧА [др. название - Дом Св. Спаса], жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ г. Кралево (Сербия). История Возведение мон-ря, название к-рого на серб. языке означает «край, богатый зерном», по образцу мон-ря Студеница (кон. XII в.) ок. 1206 г. начали серб. кн. Стефан (впосл. король, см. Симон Монах ) и его брат, мон. Савва (впосл. архиепископ Сербский). После получения в 1219 г. Сербской Церковью автокефалии и возведения мон. Саввы в сан архиепископа работы были ускорены, т. к. Ж. была избрана кафедрой Сербской архиепископии. В 1220-1221 гг. строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. Украшение храма завершилось к открытию в 1221 г., в день Вознесения Господня, в обители 1-го церковно-народного Собора. В Ж. состоялась коронация кн. Стефана Первовенчанного. По свидетельству Феодосия Хиландарца , кор. св. Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал мон-рю 3 грамоты-повельи и множество даров. В одной из грамот были перечислены святыни обители (частица Животворящего Креста Господня, риза и пояс Пресв. Богородицы, десница и частица главы Иоанна Крестителя, мощи др. святых), ктиторы и монастырские земельные угодья. Текст грамоты первоначально был написан на сев. стене собора под куполом (оригинал не сохр.). Между 1224 и 1227 гг. кор. Стефан издал новую грамоту, дополнившую старую, текст к-рой поместили на юж. стене под куполом. В 1228-1230 гг. из монастыря Студеница в Ж. были перенесены нетленные останки св. Стефана Первовенчанного. В 1228 г. в Ж. короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. В 1233 г. архиеп. Савва на церковном Соборе в Ж. избрал своим преемником Арсения I , к-рый в 1253 г. утвердил Печ центром Сербской Церкви (см. Печская Патриархия ). Тогда же в Печ были перенесены святыни и б-ка. Несмотря на сложное положение Ж. в посл. четв. XIII в. из-за набегов татар, болгар и половцев, свт. архиеп. Сербский Евстафий I в 1285 г. возвратил кафедру архиепископии в Жичский мон-рь. Но его преемник архиеп. Иаков переехал в Печ и перенес с собой мощи умершего в Ж. архиеп. Евстафия. Возможно, в это же время мощи св. Стефана Первовенчанного были переданы в мон-рь Сопочани. Ок. 1292 г. архиеп. Сербский Евстафий II (1292-1309) перенес кафедру обратно в Ж. и начал реконструкцию обители, продолжившуюся при кор. Милутине, архиепископах Сербских Савве III (1309-1316) и Данииле II (1324-1337), когда были восстановлены разрушенные части храма, укреплены столбы, переложена крыша, выполнены новые фрески (1310), возведена и расписана трапезная, увеличена башня, построены хозяйственные палаты.

http://pravenc.ru/text/182327.html

После отстранения митр. Михаила (1881) от управления Белградской митрополией поддержал политику Сербской прогрессивной партии и по протекции нового правительства занял должность ректора Белградской богословии. В 1883 г. признал законность избрания Сербским митрополитом Феодосия (Мраовича) , состоявшегося вопреки воле серб. епископата. 4 мая 1886 г. был хиротонисан во епископа Жичского. После отречения от престола кор. Милана Обреновича (22 февр. 1889, см. в ст. Обреновичи ) и возвращения митр. Михаила к управлению Сербской Церковью Н. 28 мая 1889 г. был отстранен от управления Жичской епархией и уволен на покой. Покинув Сербию, жил на территории Австро-Венгрии в Загребе, Дубровнике, потом в столице Черногории Цетине. Затем переехал в Германию, где слушал лекции в неск. ун-тах. Опубликовал на нем. языке ряд работ по истории Сербской Православной Церкви, напр. «Великий жупан Стефан Неманя и его значение для Сербского государства и Сербской Церкви» (Gross-zupan Stephan Nemanja und seine Bedeutung für den serbischen Staat und die serbischen Kirche. Jena, 1897). В 1897 г. вернулся в Сербию. После смерти митр. Михаила и избрания 15 февр. 1898 г. Белградским митрополитом Иннокентия (Павловича) Н. 16 февр. принял участие во встрече серб. епископов с кор. Александром I Обреновичем, на к-рой состоялось офиц. примирение митр. Иннокентия с представителями феодосиевской иерархии. Указом короля от 17 марта 1898 г. Н. был назначен епископом Нишским. В 1901-1903 гг. являлся членом Сената Королевства Сербия. Как и митр. Иннокентий, Н. поддержал брак кор. Александра I и Драги Машин (23 июля 1900), что повлекло за собой падение его авторитета в обществе. После убийства королевской четы Обреновичей (29 мая 1903) пытался наладить взаимоотношения с новым кор. Петром I Карагеоргиевичем (см. в ст. Карагеоргиевичи ), но безрезультатно. В нач. ХХ в. в серб. оппозиционной церковной периодике появился ряд статей с критикой в адрес Н. и обвинениями его в несоблюдении монашеских обетов и во взяточничестве. В результате в 1911 г. он вынужден был уйти на покой. Жил в собственном доме в Белграде. В нояб. 1914 г., накануне захвата Белграда войсками Австро-Венгрии, выехал в г. Алексинац, но вернулся после освобождения столицы в дек. Во время новой оккупации, в окт. 1915 г., остался в Белграде, где и скончался. Был похоронен в Николаевской ц. на Новом кладбище в Белграде. В 1927 г. перезахоронен в кафедральном соборе Ниша в приготовленной им во время служения на Нишской кафедре гробнице.

http://pravenc.ru/text/2565318.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010