273 . .280. 305. 331. Рункевич Степан Григорьевич, доктор церковной истории 194. 216. 339. Русская: армия 120. 146. 260; духовная власть 198; земля 6. 50. 76. 195; империя 230; национальность 169; горненская община 219; свеча 296; Церковь 195. 220. Русские: военнопленные 178. 179. 180. 181, 182. 183. 184. 185. 186. 188; воины 139. 147 жители 203; иноки 220. 221; люди 3.6. 112. 148–196. 211–212; 194. 222; палестинские насельники 218; подданные 32. 221; православные 222;, приходы 198; священники 184; запасные нижние воинские чины 208. Русский: воин 29; воск 300. 301; лазарет 221; народ 4. 28. 33. 35. 169. 196. 203. 211. 283; обычай 297; человек 259; язык 178. 182, 280. Русские; войска 194. 195. 198. 203. 211. 217.. 224. 230. 281; обители 220. 221; области 196. Русско-черногорское Общество – см. Всероссийское. Русское: воинство 11. 45; дело 196. 203. 213; население 195. 282; общество 155; Благотворительное Общество – см. Императорской Миссии в Стокгольме 179; оружие 30–31. 306; письмо 216. Русско-турецкая война 88. Русско-японская война 16. Русское население 220. Русь 13; Державная 192; Подъяремная: 192; Угорская 195. 212–213; Червонная 211. Рязанская губерния 155. Саблер Владимир Карлович, обер-прокурор Св. Синода 68. 70. 100. 102. 119. 190, 206. 270. 278. 282. Салмасский район 224. Салмасское Отделение урмийской Миссии 224, Салмас, г. 226. Салоники 218. 220. Самарин Александр Дмитриевич, и.д. обер-прокурора Св. Синода 114. 151. 154. 157, 158. 180. 181. 334. " С.-петербургская синодальная типография 69, С.-петербургские учреждения и лица 295. С.-Петербург 33–34. 58. 70. 294. Саратовская епархия 307. «Свод Военных Постановлений» 189. «Свод Законов» 88. 307. 317. 320. Святая Земля 218. 219. Седерблом (Suderblom) Натан, архиепп ископ 181. 303. Семеновский полк 291. Семеновский, протоиерей 180. Серафимовские лазареты 73. Серафим саровский , преподобный 72. 73. Сербия 2. 12. 34. 35. 120. 140. 141. 142. 143. 145. 194. 208. 227. 229. Сербская: патриархия 145; Церковь 227. Сербские воины 208.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

32 Там же. С. 32–33. 33 Там же. С.34. 34 Смирнов С. Древнерусский духовник. С. 34. 35 Стоглав. СПб, 1997. С.194. 36 Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть V. Лекция LXXX Собрание сочинений в 9т. Т.5. М., 1989. С. 142. 37 Архиепископ Серафим (Чичагов) . О возрождении приходской жизни. Издательство «Сатисъ». Без указания места издания. 1993. С. 24. 38 Цыпин.В., прот. Церковное право. С. 306. 39 Попков А.А. Необходимость обновления православного церковно-общественного строя. 40 Там же. 41 Устав князя Владимира. В кн.: Серафим Владимирович Юшков (Труды выдающихся юристов). М., 1989. С. 186. 42 Историко-статистическое описание церкви и приходов Владимирской епархии. Вып.2: Преславский и Александровский уезды./Сост. В. Добронравов. Владимир, 1895. С. 143. 43 Смирнов С. Древнерусский духовник. С. 119. 44 Христианство: Энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1993. Т.1. С. 856. 45 Попков. А.А. Необходимость обновления православного церковно-общественного строя. 46 Стоглав. СПб, 1997. С. 198. 47 Попков А.А. Необходимость обновления православного церковно-общественного строя. 48 Должности приходских старост: Сборник церковно-гражданских постановлений в России/Сост. Н. Александров. СПб., 1860. С. 32–33, 86. 49 Архимандрит Константин (Зайцев). Пастырское богословие. Свет Православия, 2002. С. 135. 50 Жизнь пастыря в миру. СПб., 1844. С.9. 51 Ключевский В.О. Псковские споры. В кн.: Православие в России. М., 2000. С. 360. 52 Там же. С. 361, 362. 53 Ключевский В.О. Псковские споры. В кн.: Православие в России. М., 2000. С. 351–352. 54 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 2003. С. 194. 55 Там же. С. 217. 56 Ранкур-Лафевьер Д. Россия и русские глазами американского психоаналитика: В поисках национальной идентичности: Пер. с англ. М., 2003. С. 13, 17. 57 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. С. 218. 58 Тихомиров Л. Христианство и политика. http://rusidea.narod.ru. 59 Архиепископ Серафим (Чичагов) . О возрождении приходской жизни. С. 38. 60 Архимандрит Константин (Зайцев). Пастырское богословие. С. 133–134.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви 157-159 159-160 ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. 160-161 161-163 ЗИНОВЬЕВ Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова 163-165 ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) 165-174 175-176 ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) 177-178 ЗИНОН мч. (пам. 22 авг.) - см. Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Зинон и др., мученики Вифинские и Фракийские ЗИНОН мч. Африканский (Карфагенский) (пам. 10 апр., 13 марта, 28 окт.; пам. греч. 5 апр.) - см. Африкан, Терентий, Максим, Помпий (Пуплий), Зинон, Александр, Феодор и 33 мученика Африканских ЗИНОН мч. Керкирский - см. Неон, Зинон, Евсевий и Виталий, мученики Керкирские (пам. греч. 27, 28, 29 апр.) ЗИНОН мч. Никомидийский (пам. 18 апр.) - см. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мученики Никомидийские 178-181 181-183 183-184 ЗИПАЛОВ Николай Егорович (1860/61 - после 1916), предприниматель, любитель церковного пения, издатель духовно-муз. сочинений ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист 184-185 185-186 ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России 186-192 192-193 193-194 194-196 «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста

http://pravenc.ru/vol/xx.html

Саломон Петр Иванович (19.11.1819 – 09.03.1905), действительный тайный советник, государственный деятель, сенатор. В 1858 назначен старшим чиновником за обер-прокурорским столом в Св. Синоде и управляющим Синодальной канцелярией. В 1860 вместе с К. К. Зедергольмом командирован на Восток для сбора сведений о состоянии православных монастырей и церквей. Благотворитель Оптиной пустыни. – 107, 108, ИЗ, 117, 118, 133, 135, 136, 139, 158, 164, 166, 171, 175, 189, 194, 195, 198, 199, 204. Саломон Поликсена Васильевна(15.08.1824 – 1909), в девичестве Головнина, супруга П. И. Саломона. Благотворительница Оптиной пустыни. – 117, 146, 150, 151, 155, 157, 158, 162, 164, 175, 176, 190, 194, 195, 197, 204. Севастьянов Петр Иванович (1811–1867), археолог, русский основоположник науки о христианских древностях, собиратель христианских произведений искусства. – 90. Серафим (Мошнин) Саровский (19.07.1759 – 02.01.1833), преподобный, иеромонах Саровского монастыря, основатель Дивеевской женской обители. Прославлен в лике святых деянием Святейшего Синода от 29.01.1903.– 58. Серафим (Протопопов) (1818 – 11.01.1891), епископ. С 09.06.1856 в сане архимандрита занимал должность ректора Тверской духовной семинарии. 10.04.1866 хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 14.04.1869 – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 02.10.1874 епископ Рижский и Митавский. С 08.12.1877 епископ Самарский и Ставропольский. – 83. Сербинович Константин Степанович (1797 – 18.02.1874), тайный советник, писатель, редактор «Журнала министерства народного просвещения». Первый директор канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. Служил по духовному ведомству с 17.10.1836 по 1859. В 1857 назначенди- ректором духовно-учебного управления при Св. Синоде. В 1859 назначен членом комиссии прошений, на высочайшее имя приносимых. – 62, 64, 82, 83, 101, 102, 132, 152, 177, 184, 187, 190. Сергиевский Николай Александрович (1831–1900), магистр Московской духовной академии, тайный советник, внучатый племянник свт. Филарета Московского . В 1858 поступил на службу в Св. Синод чиновником по особым поручениям при обер-прокуроре. С декабря 1858 по ноябрь 1860 находился в командировке в Европе, где воспитывал детей графа Е. В. Путятина и изучал опыт организации духовно-учебных заведений – 108, 113, 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

128 Щербатов А., Криворучкина-Щербатова Л. Право на прошлое. М.: Сретенский монастырь. 2005. С. 98. 136 Говорухин В. Русский Свято-Николаевский храм в Софии//Русский Свято-Николаевский храм в Софии. София. Любомъдрие. 1995. С. 17. 148 Бэттс Р., Марченко В. Духовник царской семьи. Святитель Феофан Платина, Братство преп. Германа Аляскинского, М. Российское отделение Валаамского Общества Америки, 1994. С. 77. 150 Попов П. Карловацкая смута. К освещению раздоров в заграничной русской иерархии. Юрьев. 1927. С. 16. 152 Деяния Русского Всезарубежного Собора, состоявшегося 8 – 21 ноября 1921 года (21 ноября – 3 декабря) в Сремских Карловцах в Королевстве С.Х. и С. Сремски Карловци: Српска манастирска шmaмnapuja, 1922. С. 77 – 78. 157 Серафим (Соболев) , архиеп. Русская идеология. СПб.: Свято-Владимирский Русский Православный информационный центр в Новой Коренной пустыни. Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря, «Литературный вестник». 1994. С. 13. 158 Серафим (Соболев) , архиеп. Об истинном монархическом миросозерцании. СПб.: Свято-Владимирский Русский Православный информационный центр в Новой Коренной пустыни. Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря, «Литературный вестник». 1994...С. 95. 182 «Аз съм ви не само баща, но и родна майка». Кратки спомени за архиепископ Серафим//Православно слово. 2001. 4. С. С. 5. 184 «Аз съм ви не само баща, но и родна майка». Кратки спомени за архиепископ Серафим//Православно слово. 2001. 4. С. С. 4 – 6. 187 Волокитина Т., Мурашко Г., Носкова А. Москва и Восточная Европа. Власть и Церковь в период общественных трансформаций 40 – 50-х годов XX века: Очерки истории. М.: РОССПЭН. Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина. 2008. С. 244. 190 Кратък животопис на Светител Серафим, архиепископ Богучарски, Софийски чудотворец//Православно слово. 2002. 2. С. 5. 194 Применить к попам высшую меру наказания//Источник. 1995. 3. С.116; Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2000. С. 154.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Иеродиакон Анастасий был одним из первых учеников старца Василия и замечательный подвижник. Он жил сначала в Свенском монастыре, потом со старцем Василием перешел в Глинскую пустынь, где помогал ему в устроении обители 193 . После перешел в Рославльские леса, где пустынножительствовал, там и скончался 194 . О. Серафим, в миру Сергий Петрович Веденисов, в 16 летнем возрасте встретил в Москве иеромонаха Василия Кишкина, слова которого растопили в его сердце пламенную любовь к Богу. Он просил о. Василия взять его с собой в Коренскую обитель, и тот согласился. В этой обители Сергий 11 лет находился под руководством старца Василия и во всем подражал ему – был смирен, молчалив, послушлив, все делал только с благословения, и за это братия его любила 195 . В Коренской обители Сергий прошел все степени монастырских послушаний и приготовил себя к принятию монашеских обетов. Старец Василий постриг послушника Сергия с наречением имени Серафим. Через некоторое время Серафим был рукоположен в иеромонахи. В 1800 г. иеромонах Серафим со старцем Василием переселились в Белобережскую пустынь, а оттуда о. Серафим был переведен в Свенский монастырь, где был назначен казначеем. В 1810 г. о. Серафим был назначен настоятелем Белобережской пустыни, а в 1818 г. Владыка Гавриил просил перейти о. Серафима в Площанскую пустынь, которая пришла в расстройство. В Площанской обители о. Серафим начальствовал 8 лет и скончался в ней в 1826 г., погребен по левую сторону соборной церкви 196 . Архимандрит Мельхиседек, в миру Максим Сокольников, с юных лет посвятил свою жизнь иноческому житию, был учеником старца Василия Кишкина, а в 1807 г. стал настоятелем Белобережской пустыни 197 . В 1812 г. о. Мельхиседек был определен строителем в Петропавловскую пустынь, позже в произведен в архимандриты Рязанского Троицкого монастыря, а также сделан благочинным над восемью мужскими и женскими монастырями. В 1815 г. определен настоятелем Пустынно-Рыхловского монастыря Черниговской епархии. В 1821 г. назначен настоятелем Московского Симонова ставропигиального первоклассного монастыря. В 1826 г. удостоился Высочайшего благоволения Государыни Марии Феодоровны за устроение монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 203. Рукописный подлинник, подписи – автографы. Круглая печать и угловой штамп ОМЦУ. Резолюции на документе: «К делу. Вмешиваться во внутренние дела ЦИК не будет. Подпись». Там же. Л. 194–194 об. Рукописный подлинник, подписи – автографы. Круглая печать и угловой штамп ОМЦУ. Резолюции на документе: «Какого района?»; «Направить в РИК для проверке на месте и принятия мер. Подпись». Село Иж-Борискино Кузнечихинского района ТАССР. Павел Николаевич Прокопьев, священник-обновленец, с 1935 г. – в селе Кузнечиха Кузнечихинского района ТАССР. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 187–187 об. Рукописный подлинник. Более 130 подписей. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 188–188 об. Рукописный подлинник. Резолюция на документе: «РИК не препятствует. Зам. предрика Гошунов. 29 января 1935 года». Михаил Семенович Петелин (1888 г. р.), священник-обновленец, протоиерей, в 1932–1935 гг. священник села Емельяново Лаишевского р[айо]на. В 1936 г. житель села Ивановского Теньковского района ТАССР, уполномоченный Казанской епархии Казанской митрополии по Теньковскому району. В 1946–1957 гг. священник, настоятель Тихвинско-Богородицкой церкви села Тюрнясево Тельмановского района ТАССР, позднее – священник кладбищенской церкви Мензелинска. Так в документе. Обновленческий «митрополит» Иерофей Померанцев титула «Свияжский» не носил. Всего 28 подписей. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 190–190 об. Рукопись, подписи – автографы. Орфография подлинника сохранена. Так в тексте, правильно: Новошешминский район ТАССР. Всего 42 подписи. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 191. Рукописный подлинник, подписи – автографы. Орфография подлинника сохранена. На документе резолюция: «Т. Гарипову». Там же. Л. 67–67 об. Рукописный подлинник рукой священника Колокольникова, подписи – автографы. Круглая печать и угловой штамп ОМЦУ. ГА РТ. Ф. Р-732. оп. 6. Д. 112. Л. 4–4 об. Рукописный подлинник, подписи – автографы; угловой штамп и круглая печать КОМЦУ. Пометы: «Ивановский монастырь, кв. 19, Помиранцев»; «Профсоюзная, д. ½ кв. 19, И. Помиранцев»; «Кладбищен-благочинный»; «Староцерковные – Калугина Гора, дом 66 (ошибка, правильно – ул. Калинина (3-я Гора), д. 66. – А. С.), митрополит Серафим Александров»; «Венчики, молитвы, дрова, свечи, деньги; приход о расходах»; «239 староцерков, 106 обновленческ»).

http://sedmitza.ru/lib/text/10297436/

Макарий Московск. митр., 15, 79, 152, 156, 161, 209, 212. Макарий Оптинский старец, 369–376. Макарий Уншенский, 133. Максим Грек , 195, 207. Мария Горетти св., 26, 410. Марк пещерник, 52. Мартиниан преп., 135. Мефодий Песношский, 119. Михаил Ярославович Тверской кн. муч., 70, 253. Митрофан Воронежский св., 311. Моисей Новгородский святит., 77. Моисей Путилов преп., 365. Моисей Угрин, 51, 52. Нафанаил, 226. Никита, 49, 197. Нестор Летописец (в иноч. Стефан),  23, 25, 31–35, 37–41, 44, 65, 113. Нестор (не летописец), 22. Никандр Псковский, 233. Никита муч., 22. Никита Новгородский святит, 75. Никита Переяславский святит, 60, 78. Никифор игумен, 350. Никифор митрополит, 44. Никита святоша, 46, 67. Николай Чудотворец св., 14, 146, 262 Николай Японский еп., 115. Никон мастер, 34. Никон игумен, 49. Никон скупой, 52. Никон патриарх , 150. Нил Сорский преп., 132, 136, 137, 1622, 167–193, 194, 200–202, 205209, 215–216, 228–229, 224, 263, 348, 361, 362, 411. Нил Столбенский, 232. Ольга кн. равноапост., 14, 64, 251, 254. Павел Обнорский, 119, 127, 130, 132, 136, 192. Павел Сорский святит., 268. Павел Тобольский, 79. Паисий Величковский преп., 347–364. Паисий Ярослав., 131, 169. Парфений еп., 110., Пахомий Великий св., 387. Пахомий Логофет, 15, 76, 99. Пахомий Сербии, 82, 120. Пафнутий Боровский св., 81, 197–199, 205, 224, 230. Петр Московский митр, св., 79, 82, 152. Пимен св., 36. Пимен Многоболезненный, 51. Питирим св., 115. Поликарп Печерский монах, 45, 47,4 50. Прокопий Устюжский юрод., 241, 243–244. Прохор лебедник, 46. Прохор Ростовский, 79. Ростислав Всеволодович, 48. Савва св., 33, 56, 98. Савва Вишерский св., 133. Савва Черный, 198. Савватий св., 132–133. Серафим Саровский св., 15, 18, 32, 150, 235, 255, 385–409, 413. Серапион Новгородский архиеп., 208. Сергий Нуромский, 108, 127, 131. Сергий Радонежский св., 15–18, 32, 80, 81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150, 189, 192, 194, 206, 209, 214, 234, 344, 348, 409, 413. Сильвестр Обнорский, 119. Симеон Новый богослов , 191, 192, 362, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20. Сошлемся на книгу Ирины Горяйновой «Серафим Саровский», серия «Теофания» (Desclee de Brouwer, 1979). Она содержит полный перевод «Беседы». Согласно о. Всеволоду Рошко, сомнительная часть текста начинается на с. 166 (история творения). Изучение текста должно стать предметом дальнейших исследований. 21. Преподобный Серафим Саровский. Париж: YMCA–Press, 1930, с. 187. 22. «Источники жизнеописания святого… представляют собой документы неравной исторической ценности: одни из них являются первоклассными свидетельствами, другие относятся к разряду легенд. Здравый критический анализ их еще ждет своей очереди, в целом же они производят столь чудесное, «средневековое» впечатление, что рискуют быть скептически воспринятыми современными читателями. Тем не менее следует уяснить себе, что в лице Серафима мы имеем дело с личностью, наделенной необычайными духовными дарованиями, дарами высочайшего порядка, не подлежащими проверке с помощью сугубо рациональных методов религиозного историка». 23. На деле Федотов нередко становился жертвой своих интуиций. Пленившись фигурой протопопа Аввакума, преданного смерти за свой фанатизм, он был убежден, что однажды тот будет признан святым. 24. В введении к жизнеописанию преп. Серафима Ильин осмелился упомянуть о том, что многие деятели Церкви той эпохи были склонны к рационализму, а иерархия заискивала перед светской властью, представители которой, как и вся аристократия, числились христианами лишь номинально. Но даже это было изъято при переиздании его книги в Нью–Йорке в 1971 г. 25. Seraphim de Sarov. Desclee de Brouwer, 1979. 26. Мы опускаем параграфы о сестрах–свидетельницах и трех покровителях Дивеева, достаточно полно изложенных в главе IV (Пламя и и V (см.: Технические примечания). 27. Его звали Иван Тихонович Толстошеев. Преп. Серафим и его близкие называли его Иван Тихонов, или Тамбовский живописец, или Тамбовец (родом из Тамбова), или просто чуждопосетитель. 28. Митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян 11 декабря 1937 года. См.: В. Черная. Воспоминания о митрополите Серафиме и его семье//Москва, 1992, с. 194–203 сост.).

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Св. Пелагея практически не спала по ночам, а находилась в любую погоду в любое время года, где-нибудь стоя на улице в обители лицом к востоку, пребывая в молитве. Св. Пелагея обладала даром слёз. Келейница Анна Герасимовна отмечает, что в последние годы блаженная плакала постоянно, почти не таясь, и что «глаза даже у неё загноились и даже заболели от этих слез» 190 . На вопрос келейницы, почему Пелагея Ивановна так страшно плачет, та ответила: «Эх, Симеон,.. если бы ты знала это! Весь бы свет теперь заставила плакать» 191 . Блж. Пелагея принесла с собой в обитель железную цепь, на которую в миру её приковывал муж в Арзамасе. Эта цепь служила блаженной веригами, а иногда изголовьем: «Спала она и сидела всегда на полу, и непременно около входной двери в келью, так что проходящие нередко наступали на неё или обливали её водой, что, видимо, доставляло ей удовольствие» 192 . Суровая жизнь в саровском лесу на протяжении 30 лет наложила сильный отпечаток на блж. Пашу Саровскую (Параскеву Дивеевскую). Во время жизни в Дивеевской обители она часто уходила из обители в лес, поле или рощу, где проводила по нескольку дней в посте, молитве и телесных трудах. Особенностью её подвига было также то, что она постоянно переходила с места на место: «Даже в старости Паша не сидела на одном месте, но путешествовала из одной кельи в другую, из обители в монастырские хутора, «на дальние послушания», в Саров, на прежние свои излюбленные места» 193 . В тропаре уединенная многолетняя жизнь в лесу святой подвижницы уподобляется жизни прп. Серафима Саровского : «Преподобному Серафиму подобная мати наша блаженная Параскево подвижнице дивная, Христом Господом умудренная,..» 194 . Здесь следует отметить еще один факт, который в какой-то мере сближает пути старца Серафима и блж. Параскевы: св. Параскеву избили в лесу разбойники, пытаясь её ограбить, но ничего не найдя у неё. Почти целый год пребывала она между жизнью и смертью , «но потом оправилась, хотя последствия побоев не прошли бесследно» 195 . Из жизнеописания старца Серафима известно, что и он сильно пострадал от побоев разбойников-крестьян, хотевших его ограбить, но не обнаруживших ничего в его келье. После этих побоев старец до конца жизни оставался согбенным. В кондаке блаженная названа «трудницей и страдалицей», ставшей «дивеевской старицей», что, конечно, тоже указывает на сходство пути блж. Параскевы и прп. Серафима: «Раба Божия, труднице и страдалице, Христа рада юродство приявшая, многолетно в пустыне пожившая, и Дивеевской старицей ставшая, вопием тебе...» 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010