Таким образом, сказав, что значит «heilen» (Stade und Siegfried), мы почти адекватно передадим суть этого корня . 3) Более отдаленное значение – sedavit, quietavit 190 58s в том смысле, в каком, например, говорится, что medicus dolorem sedat 191 59s, в каком успокоение рассматривается, как приведение в совершенное, законченное состояние (ср.: «в месте злачне, месте покойне, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь безконечная», т. е. покой, как полнота, насыщенность, законченность и целостность жизни). 4) Наконец, еще значение – кормил, питал 192 80i, поскольку питание есть средство поддерживать жизнь «цельной», или «целой». Кроме того, корень имеет еще значение прямо противоположное, именно, «делать нецелым» 193 81i – явление, весьма свойственное древним языкам, примеры чего можно найти хотя бы в «Науке о мысли» 194 82i Макса Мюллера 195 83i.– Отсюда вытекают частные значения : 5) разрывать, отсекать. 196 84i 6) отпускать, спускать, ослаблять, переставать. Говоря, что слово происходит от , мы этим хотим сказать, что оно захватывает собою самый корень со всеми заключающимися в нем оттенками. Подчеркивание того или другого оттенка ведет к созданию частной гипотезы, отнюдь не исключающей другой, потому что создание слова надо считать весьма древним (как увидим, слово это связано с родовым культом, выступающим в самые древние периоды человеческой истории), когда корни заключали в себе еще в недифференцированном виде, в потенции, в целостности и нераздробленности то многообразие частных значений, на которые впоследствии они распались. Сближение со словом , выражающим, так сказать, одну сторону, один момент слова , заставляет признать, что в понятии терафим мыслятся как-то тени или души умерших; естественнее всего, на основании сравнительного фольклора и весьма нехитрых психологических соображений, заключить, что это, именно, не души вообще, а души лиц близких, предков. Отсюда естественно мыслятся моменты спасения, сохранения, питания, исцеления, поскольку предки и родители, в частности, являются натуральными покровителями и защитниками всех потомков от всяких напастей. Сближение с серафимами и херувимами подчеркивает известную сверхъестественность в терафимах, что и делает их предметом особого культа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

1089 Е.К.П. – Еврейская Коммунистическая Партия. После Октябрьской революции произошёл раскол российского филиала «Поалей Циона». Одна из групп «поалей-ционистов» образовала «Еврейскую Коммунистическую Партию Поалей-Цион» («ЕКППЦ»). Это была попытка сионистов, как указывает А. Малашко в кн. «Воинствующий национализм – идеология и политика империализма» (С.78), «под прикрытием коммунистической вывески удержать под своим влиянием массы, нейтрализовать критику палесгинизма и использовать механизм Коминтерна для проникновения на Ближний Восток», представляя въезд евреев в Палестину как фактор «пробуждения Востока и приобщения его к коммунистической культуре». Е.К.П. просуществовала в России до середины 20-х годов. 1090 О положении евреев в России см. ст. Евг. Щекатихина «Перешагивалась ли черта» («Ленинградская панорама». 2. 1990) 1106 Согласно Приходскому Уставу (глава X, п. III), управление и распоряжение храмовым и приходским имуществом и капиталами возлагалось на приходское собрание и приходский совет. (Богословский вестник. 1993. 1. Вып. 2-й. С.194). Однако, их разрозненных усилий было уже явно недостаточно, чтобы противостоять произволу новых властей в деле защиты церковного имущества. 1107 Из докладной записки руководителей административных органов Ленинградской области председателю облисполкома И Д. Кодацкому о нарушениях законности при проведении коллективизации весной 1930 г. Докладная записка направлена также в Ленинградский обком ВКП(б), в наркоматы юстиции и внутренних дел. 1108 Юдин Фёдор Иванович (17.02.1900–28.02.1974) – протодиакон. Получил специальное музыкальное образование. 1919 г. – псаломщик церкви Серафимовского подворья, 1920 г. – псаломщик Петропавловского собора Петергофа, с 06.11.1922 г. диакон этого собора, 1927 г. – протодиакон, 1936–1937 гг. в штате Николо-Богоявленского собора, с 01.03.1938 г. в Князь-Владимирском соборе, 1940 г.-лето 1941 г. – в штате Николо-Богоявленского собора, в кон. 1941 г.– нач. 1944 г. служил в храмах Гдовского округа. Арестован 26.10.1944 г. в г. Таллине. Военным трибуналом войск НКВД Ленинградского округа по обвинению в измене Родине 03.01.1945 г. приговорён к 20 годам ссылки на каторжные работы. Освобождён в сер. 1950-х гг. Служил в Рижском Кафедральном соборе, затем в Нарве. В 1958 г. заштатный протодиакон в Ленинграде, с 01.01.1959 г. в церкви Смоленского кладбища. С 1963 г. в Троице-Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, как указывает доктор А.Дж. Хуайт, они были также и небольшого роста, так что их мозг совсем не являлся маленьким по отношению к размерам тела, как, например, у современных пигмеев. «В самом деле, одним из ироничных аспектов открытия Homo habilis является тот факт, что в то время, как дарвинисты сконцентрировали все свое внимание на интерпретации костей пальцев и позвонков в Олдувайском ущельи [где были най­дены ископаемые Homo habilis], пытаясь причислить принадлежность этого созда­ния к отсутствующему звену, они, казалось, совсем не заметили, что всего лишь на расстоянии нескольких сот миль к западу, в лесах Заира, проживает народность мбути, средний рост представителей которых равен только лишь четырем футам шести дюймам, и кто по своему телосложению, объему мозга и даже образу жизни сравним с Homo habilis. Хотя мбути являются современными людьми в любом смысле этого слова, за исключением разве что того, что они не смотрят докумен­тальных фильмов по телевидению и не получают стипендий из фондов научных организаций» (Shattering the Myths of Darwinism, стр. 206—7). См. также Lubenow, Bones of Contention, стр. 157—166. — Ред. 192 Более пятисот докторских диссертаций были написаны о Пилтдаунском чело­веке. — Ред 193 В 1982 году, уже после кончины отца Серафима, было окончательно установ­лено, что челюстная кость принадлежала орангутангу. — Ред. 194 В конце 1980-ых некоторые эволюционисты решили придать неандертальцу его прежнее предназначение, Homo neanderthalensis. Однако даже они признавали, что неандертальцы являлись современниками современного человека и могли взаимоскрещиваться. См. Lubenow, Bones of Contention, стр. 68. — Ред. 195 Ричард Лики цитирует своего коллегу палеонтолога Давида Пилбима, ото­звавшегося по этому поводу следующим образом: «Если показать какому-либо незаурядному ученому другой научной дисциплины ничтожное количество данных, имеющихся в нашем распоряжении, он с уверенностью бы заявил: «Оставим это, у нас нет оснований для продолжения». Ни Давид, ни другие участники поиска кор­ней человечества не могут последовать этому совету, но мы полностью осознаем опасности заключения выводов, опираясь на такое неполное количество данных» (Richard Е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

«По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 16 минувшего Мая за 196, по ходатайству ректора Московской духовной академии, Преосвященного Волоколамского Евдокима, о разрешении ему двухмесячного заграничного отпуска, с первых чисел июня до первых чисел Августа, для посещения в течение пред- —230— стоящих каникул с некоторыми из членов академической корпорации и студентами, с религиозно-научною целью, Бари, Рима, Константинополя, Солуни, некоторых славянских городов и Афона. Приказали: В виду нужд епархиального управления не признавая, согласно отзыву Вашего Преосвященства, удобным увольнение ныне в отпуск викария Московской епархии Преосвященного Волоколамского Евдокима, Святейший Синод определяет: ходатайство Епископа Евдокима о разрешении ему заграничного отпуска отклонить; о чем и послать Вам указ». Определили: Принять к сведению. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1906 г. Июня 5. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 2 июня за 5993: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: донесения Вашего Преосвященства, от 19 Апреля сего года и 13 сего Мая за 15 и 194, из коих в первом представляете Святейшему Синоду ходатайство ректора Московской духовной академии о предоставлении и.д. доцента сей академии по кафедре гомилетики иеромонаху Серафиму другого назначения, вследствие принятого академическими студентами соглашения не посещать его лекций в виду того, что определение его на службу в административном порядке, вопреки мнению большинства академического Совета, является, будто бы, нарушением основ академической автономии, – и во втором объясняет, что ректором академии, согласно устному Вашего Преосвященства распоряжению, предложено было академическому Совету одновременно, когда обсуждалось заявление студентов академии об устранении иеромонаха Серафима от исправления должности доцента, высказаться и по поводу «Открытого обращения студентов Московской духовной академии к архипастырям Русской Церкви», напечатанного в газете «Путь» 24 от 6 Апреля 1906 г.) и дополнения к нему (в 34 той же газеты от 16 того же Апреля), но Совет академии в обсуждение этого вопроса входить не пожелал, ограничившись обсуждением только вышесказанного студенческого заявления, равно как не пожелал обсудить, как не означенное в повестке, устное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(В. Беликов, Деятельность москов. митропол. Филарета по отношению к расколу, стр. 4 примеч.). 37 Там же, стр. 69. – Если те же правила оказываются крайне благоприятными для раскольников но вопросу о беглых попах, допуская их свободный переход к раскольникам, то это объясняется чисто случайными обстоятельствами и потому противоречит доселе сказанному нами относительно нового направления в правительственных отношениях к расколу не может. «В 1822 году, как сообщает московский митрополит Филарет, рассуждаемо было, каким бы образом доставить удобство раскольникам пользоваться совершением христианских треб (Собр. мнений и отзывов, том. дополнител., стр. 230). Предложено было комитету послать к раскольникам православных священников, которые, повидимому, присоединились бы к их обществу, но, приобретя их доверие, старались бы примирить их с церковью. Предположение сие было принято, и определение о сем подписанное, между прочим, митрополитом Серафимом, удостоено Высочайшего утверждения. Но когда митрополиту предоставлено было привести сие в исполнение, он увидал, что сего нельзя согласить с церковными правилами и с чистотою священнослужительской совести... При сих-то обстоятельствах, когда Высочайше утвержденное определение оказалось неисполнимым и трудно было решиться представлять о совершенном уничтожении оного, необходимым оказалось изыскать меру, которая представляла бы не совершенное уничтожение Высочайше утвержденного определения, а изменение оного в удобоисполнимый вид. Итак, положено было: не посылать к раскольникам священников от правительства, а находимых у них гражданским начальством беглых священников оставлять у них, кроме того случая, когда сии священники требуются в епархию к ответу по уголовному делу. Вот происхождение и сущность секретных правил 1822 г., вожделенных для раскольников и прославленных между ними». (Собр. мнений и отзывов, т. IV, стр. 270–271). 98 Там же, стр. 197; Счисление раскольников П. И. Мельникова, Русский Вестник, том 73, 1868 г., февраль, стр. 420–421. 105 Упразднение раскольнических скитов и монастырей, воспрещение отлучек раскольникам, проживавшим в скитах, собрание с раскольников по рублю с души в пользу церквей, запись их в гильдии на временном праве, требование метрических свидетельств на законность браков и проч. (У Кельсиева, вып. II, стр. 194–197).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

173 Выражение самого святителя Филарета из Письма его к Иннокентию Сельно-Кринову в Прибавление к творениям святых отцов за 1871 г., ч. XXIV, стр. 434. Срав. Письма к родным, стр. 286. 174 Срав. выше сказанное об этом изменении. В цит. рукописи 119 это изменение в оглавлении, которое переписчик списывал с изданий 1823–1824 годов, сделано рукою самого Филарета (см. рукопись, л. 54 об.) 177 См. 1 и 2 петербургское и 3 московское изд. стр. 11. В рукописи нового издания было: «что такое христианство?», но при корректуре это поправлено так: «что есть христианство? как и читается уже во всех печатных изданиях, начиная с 1828 года. 179 См. 1 и 2 петербургское изд. стр. 39; 53 и т.д. (3 московское стр. 39, 52 и другие) и рукопись, л. 70; 74 и т.д. 181 См. 1 и 2 изд. петербургское и 3 московское стр. 11, и рукопись, л. 61. Эту поправку можно считать последствием первого возражения рецензента 1824 года (Христианское чтение за 1881 г. 11–12, стр. 787–788). 189 Рукопись, л. 81. Изменение и дополнение сделано рукою Филарета и только выражение: «(на) горе» поставлено Серафимом вместо зачеркнутого: «(на) Фаворе». 192 Рукопись, л. 122 и об. см. в Кратком катехизисе добавление, по той же рукописи, л. 45. Срав. возражении рецензента 1824 года, вышеприведенные. 194 Рукопись, л. 127. Срав. печатное 1–2 изд. Петербургское стр. 183–184 и 3 московское стр. 178–179. Припомним, что в 1824 г. Шишков в постановке дела содержания катехизисов Филарета видел едва не орудие революционных замыслов, начинающее с разрушения исконных священных обычаев семьи. 205 Дальнейшее в ответе в Кратком катехизисе читается точно так, как в Пространном, из которого выдержку мы делали раньше. Издание 1 и 2 петербургское 1823 и 3 московское 1824 г., стр. 2–4. 209 Письмо Филарета к Иннокентию Сельно-Кринову в Прибавление к творениям святых отцов за 1871 г., XXIV, стр. 422. 211 В цитированной рукописи 119 слова: «во Святой Троице покланяемый есть» добавлены рукою митрополита Серафима. 220 Разумеем истины предвечного бытия Божия, свойств Божиих, миротворения, блаженного райского состояния первобытных людей, их грехопадения, надежды искупления и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

116 обыкновенно считают за причастную форму гл. которое по переводу LXX, по толкованию Иеронима и новейших (см. Fiirst Hebr, Chl. Nandw.) значит резать, делить, потом определять жребий, предсказывать. Библеист Штоккий (Stockius) точнее переводит глаголом divinare предчувствовать будущее как бы по божественному вдохновению, обнаружить таящееся во мгле трядущего. LXX толковников передают словом μαυτεειν, а μαντεια предчувствие и прорицание будущего без внешнего наблюдения, ср. 1Цар.28:8 : «предскажи мне духом». Истинное (точное значение) , и выясняется из сравнения с арабским. По мнйшю Фрейтага (Freytag) в арабском соответствующий глагол значит: разделил на части, вещь определил своей мерой должным образом, известным образом, взвесил и расположил, и определил дело, а сходное с ним слово – делание, совет, благоразумие, догадка и мнение безошибочное. Все значения корня соответствующего арабского слова указывают на значение деления. И в арамейском производные от этого корня имена указывают на значение деления. В халдейском есть прут, малый кусок дерева, деревянная линейка, норма, дерево длинное и прямое, у плотников палки для измерения, очевидно от слова делить... В словоупотреблении обозначает вместе с гадание, предсказание, ср. относит. различие обоих Nagelsbach. Homerisch. Theol. S. 194. В гл. 23:23 и взаимно связаны, как два средства, которыми пользовались язычники для исследования будущего, как вывод из наблюдения знаков и кажущегося внутреннего божественного сообщения. Hengstenb. Bil. S. 9–10. Примеч. 130 Однако, возможно и другое объяснение, именно, что есть измененное ассирийское или месопотамское , что собственно значит заклинатель Бела. Ср. значение a-ma-nu y Lenorm. Mag. S. 16 и ка-ка-жа у Schrader в Die Keilinschriften. S. 430. 132 Maury, Magie. S.13 у Lenormant в Magie. S. 207 и Duncker, Geschichte des Alterthums. Bd. II, S. 376. 135 Hengstenberg, Bil. S. 37–38; обстоятельное опровержение этого опрометчивого положения касательно действенности магии и мантики и в частности проклятий Валаама сделано давно уже Куртцем в Gescliichte d. Alt. Test. II. S. 472, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

По своему существу страх Божий происходит из чувства вездеприсутствия Божия, боязни оскорбить правду Божию и трепета человека за свою виновность и малость пред Богом, соединенные с любовью к Нему 191 . Тема страха Божия близка христианскому богословию, и встречается во многих учебниках, катехизисах, проповедях разных авторов. Из работ, специально посвященных этой теме, можно назвать следующие: Нечаев В. «Страх Господень» 192 , Вениамин (Исупов) иерод. «Учение церковных писателей о страхе Божием» 193 , Кудрявцев П. П. «Слово о страхе Божием» 194 , Флоренский Павел свящ. «Страх Божий» 195 , Антоний митр. Сурожский. «О страхе Божием и об исповеди» 196 . Все перечисленные нами страсти являются взаимосвязанными, так что необходима не борьба с отдельной какой-нибудь страстью, а со всеми страстями в целом: «когда победишь какую-либо из безчестнейших страстей, например, пресыщение, или блуд, или гнев, или любостяжание, тотчас нападет на тебя тщеславный помысл; а когда его победишь, тогда переймет тебя помысл гордостный» 197 . Существование всех этих страстей нередко скрыто от самого человека: «Много страстей сокрыто в душах наших, но обличают они себя только тогда, когда являются на глаза причины их (предметы, поводы)» 198 . К тому же необходимо различать страсть, как негативную сущность, и такое в достаточной мере нейтральное душевное явление, как желание или пожелание: «Пожелание… есть устремление мысли к чему-либо или от чего-либо; страсть же есть превосходящее всякую меру устремление души к чему-нибудь или желание, выходящее из границ рассудка, не сдерживаемое более уздой его и требованиями» 199 . Кроме того, необходимо разделять страсти и самого человека: «Хотя увидишь кого боримым страстями, не брата, а страсти ненавидь, борющие его» 200 . И по слову Серафима Саровского : «Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай» 201 . Это – важнейший принцип христианской аскетики, позволяющий одновременно и любить своего ближнего и помогать ему в преодолении его грехов. Это разделение страстей и самого человека необходимо соблюдать и по отношению к себе: «Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к лучшему» 202 .

http://azbyka.ru/dushevnye-sostoyaniya-v...

Иерей молится (молитва благодарения или, по-гречески, евхаристия). 194 «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычествия Твоего: Ты бо еси Бог неизреченен, недоведом, невидим, не постижим, присно сый, такожде сый, Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый, Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дóндеже нас на небо возвел еси, и царство Свое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, о всех, ихже вемы, и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниях бывших на нас. Благодарим тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят тебе тысящы архангелов, и тьмы ангелов, херувимов и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии». (Возглашение) «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» – Лик: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». «Достойно и праведно Тебя славословить (петь). Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте Твоего владычества. Потому что Ты Бог неописанный, недоведомый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, неизменный, Ты и единородный Твой Сын, и Дух Твой святой. Ты из небытия воззвал нас к существованию, и отпадших снова восстановил, и не перестал действовать до тех пор, когда возвел нас на небо и даровал свое вечное царство. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все милости, дарованные нам, ведомые и неведомые, явные и сокровенные (для нас). Благодарим Тебя и за это служение, которое Тебе угодно было принять от рук наших, хотя и предстоят пред Тобой тысячи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы, шестокрыльные, многоочные высшие силы». (Возглашение) «воспевая песнь победы, возглашая, взывая и говоря»: Народ (доканчивая слова священника): «Свят, Свят, Свят, Господь сил. Небо и земля полны славы Твоей ( Ис. 4:3 ). Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне. Осанна в вышних ( Мф. 21:9 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   Заботами настоятеля о внутреннем и внешнем устроении обители быстро умножалось число братии. В 1943 г. в пустыни было уже не менее 25 человек.    Восстановив обитель, собрав братию и учредив старчество, о. Нектарий почувствовал свой близкий исход. Передав управление монастырем иеросхимонаху Серафиму (Амелину), он всецело посвятил себя приготовлению к переходу в вечную жизнь. Тихо угасал много потрудившийся старец, но не переставал поучать братию, особенно заповедуя полное послушание настоятелю и ежедневное откровение помыслов старцу. Точная дата кончины архимандрита Нектария неизвестна , но в списке монахов Глинской пустыни на 6 апреля 1944 г. он уже не значится . Старец был похоронен у южной стены Крестовоздвиженской церкви . Литература    Церковные ведомости. 1912. 50. С. 465.    Курский адрес-календарь. Курск, 1915. С. 339.    Там же, 1916. С. 249.    Курские епархиальные ведомости. 1913. 22—23. С. 327; 1914. 17. С. 258; 1916. 13—14. С. 151. Архивные документы    Послужные списки настоятеля, монашествующих и послушников Глинской Богородицкой общежительной пустыни за 1885 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89.    Сводный послужной список настоятеля, монахов и послушников Глинской Богородицкой и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 г.//Там же, д. 109, л. 52.    Послужные списки монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32.    По ходатайству Курского преосвященного об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 796, оп. 194, д. 1164, л. 7 об.    О замещении должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии//Там же, д. 1399, л. 1—2.    Сведения о монастырях по епархиям за 1913 г.//Там же, ф. 797, оп. 83, отд. II, ст. 3, д. 315.    Сведения о монастырях по епархиям за 1915 г.//Там же, оп. 85, отд. II, ст. 3, д. 389, л. 85.    О перемещении архимандрита Адриана из Таврической епархии в Глинскую пустынь//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 191.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010