XIX в., частное собрание); с блгв. кн. Глебом и Ангелом-хранителем (иконописец И. С. Чириков, 1902, НГОМЗ) и др. В составе избранных святых О. представлена, напр., на иконах 1-й трети XIX в. в числе 5 святых, предстоящих Нерукотворному образу Спасителя (собрание В. М. Федотова; см.: Коллекция иконописи. 2013. С. 70-71. Кат. 216); «Блж. Василий Московский, равноап. кнг. Ольга и блгв. кн. Александр Невский, предстоящие Спасу Нерукотворному» кон. XIX в. (частное собрание); 1895 г. (ГМИР) и др. После спасения семьи имп. Александра III при крушении имп. поезда в 1888 г. у ст. Борки появились иконы с группой святых, тезоименитых членам царской семьи: равноап. Мария Магдалина, блгв. князья Михаил Тверской и Александр Невский, вмч. Георгий Победоносец, свт. Николай Чудотворец, прп. Ксения и О. (иконы из ЦМиАР, ц. Св. Троицы в Ирбите (Уральская икона. 1998. С. 101, 223. Кат. 498), ц. Покрова Пресв. Богородицы из с. Хомутова (ныне г. Щелково Московской обл.), из ГМЗ «Александровская слобода»). На иконе 1913 г. иконописца В. П. Гурьянова (в раме работы Д. Л. Смирнова, ГЭ) представлены святые, тезоименитые семье имп. св. Николая II, в их числе О. Образ О. встречается на минейных иконах на июль с сер. XVII в.: на иконе 40-60-х гг. XVII в. (ИркОХМ); на иконе 1-й пол. XIX в. (ГМЗРК); на иконе 2-й пол. XIX в. (СПГИХМЗ); на иконе кон. XIX в. (КБМЗ) и мн. др. Изображение О. в Соборе святых появилось уже в XVII в.- икона «Ярославские и избранные святые в молении Феодоровской иконе Божией Матери» (кон. XVII в., Феодоровский собор Ярославля). Ее образ включен в состав Собора Псковских святых (икона посл. трети XIX в., собрание Ф. Р. Комарова), представлен на иконах «Собор благоверных царей и князей Российских» из собора арх. Михаила в В. Устюге (1786, ВУИАХМЗ), «Образ святых благоверных князей Русской земли» калужского иконописца К. Михайлова (1857, ГМИР) и «Образ всех святых Российских вел. князей и княжон роду царского» (60-е гг. XIX в., собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). В кон.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

мощей И., др. икона - внутри пещеры преподобного. Особенностью иконы 8-угольной формы (2-я пол. XIX в., Троицкий собор лавры) является изображение И. с непокрытой головой (подобный поясной образ - в левом верхнем картуше рядом с чудотворной Киево-Почаевской иконой Божией Матери в юж. части Успенского собора). На композиции в стенописи посл. четв. XIX - нач. XX в. (с поновлениями посл. трети XX в.) в сев. проходе в Успенский собор стоящий святой обращен влево, левая рука - на страницах книги, лежащей на аналое, правая протянута в сторону Почаевской иконы Божией Матери. На иконе нач. XXI в. в древнерус. стилистике (пещерный грот возле раки святого) молящийся И. изображен в земном поклоне перед Спасителем в облачном сегменте, перед ним - Почаевский образ Божией Матери, на заднем плане - горки, постройки обители и исходящий из следа от стопы Богородицы водный источник. Прп. Иов Почаевский. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра) Прп. Иов Почаевский. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра) В кон. XIX - нач. XX в. в Почаевской лавре И. писали вместе с др. святыми, напр. вместе с прп. Серафимом Саровским (после 1903, галерея перед пещерной ц. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских), с прп. Феодором Острожским (кон. XIX - нач. XX в., придел Воскресения на хорах Троицкого собора), с местночтимым прп. Мефодием Почаевским (см., напр.: Объятия Отча…: Очерки по истории Почаевской лавры/Сост.: свящ. В. Зелинский. Почаев, 2000. С. 6). Фигуры И. и преподобных Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Киево-Печерских вписаны в отдельные створки высокого складня-ширмы кон. XIX - нач. XX в. (при пещерной ц. во имя И.). В ризнице лавры хранятся образ И. вместе со свт. Николаем Чудотворцем и с прп. Досифеем и неск. икон святого XIX в. На мозаике ок. 1911 г. зап. фасада Троицкого собора И. (с раскрытой ладонью правой руки) изображен в левой группе Волынских чудотворцев, предстоящих Почаевской иконе Божией Матери. В наст. время получили распространение изображения И. вместе с прп. Амфилохием Почаевским на фоне лавры (икона из местного ряда ц.

http://pravenc.ru/text/578150.html

Икона (71 ´ 53 см; не сохр.) известна по воспроизведениям XIX в. Относилась к типу «Умиление и посещение в беде страждущим» (без Младенца, без жезла в руке). Почти во всех храмах Тобольска имелись чтимые списки с этого образа. Лит.: Сулоцкий А. , прот. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. СПб., 1864. С. 96-108; он же. Икона Божией Матери «Всех скорбящих радости» в Тобольской Захарьевской церкви//Странник. 1866. Окт. С. 43-50; он же. Многочтимые иконы по Зап. Сибири. Омск, 1881. С. 7-8; Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости», что в Тобольской Захарьевской церкви//Рус. паломник. 1889. 43. С. 509-510. В Ярославской губернии икона находилась в с. Осипове Ростовского у., в усадьбе Терпигоревых, в храме, выстроенном в 1790 г. Ф. Н. Терпигоревым в честь «В. с. Р.». По одной версии, была привезена его отцом, лейб-компанейцем имп. Елизаветы Петровны, в тур. кампанию в 1768 г. из одной из юж. слав. стран, где была отдана ему местными крестьянами. По др. версии, икону вывезли в посл. четв. XVIII в. из Греции. Обе версии неправдоподобны, потому что большой размер иконы (213 ´ 106,5 см) указывает на раннюю дату ее написания - не позднее 1-й пол. XVIII в. Существовало предание, что незадолго до строительства каменной Скорбященской ц. Терпигорев заболел, и в его сонных видениях Богоматерь обещала ему исцеление, если он построит храм в честь иконы «В. с. Р.». В храме икона содержалась в особом киоте за правым клиросом. Ежегодно в 10-ю неделю по Пасхе устраивался с ней крестный ход. Богоматерь на иконе была изображена без Младенца, фон и поля украшал орнамент. В XIX в. живопись поновлялась. Лит.: Титов А. А. Ростовский у. Ярославской губ. М., 1885. С. 175; он же. Чудотворная икона «Всех скорбящих радости» в ц. села Осипова Ростовского у. Ярославской губ. Ярославль, 1910, 19132. В Харбине (Китай) Икона находилась в Скорбященской ц. Дома милосердия, основанного в 20-х гг. ХХ в. как приют для престарелых и детей-сирот рус. колонии в Харбине еп. Нестором (Анисимовым). Была подарена ближайшей сотрудницей епископа Е. И. Курмей. Вскоре свящ. церкви Иулианом Сумневичем было замечено, что старая темная икона сама обновилась и просветлела, после чего образ стал особо почитаться православными, проживавшими в Харбине. По молитве перед иконой супругов Крисламовых излечилась их прислуга, молодая девушка. В 50-х гг., после прихода в Китае к власти коммунистов, по молитве перед иконой рус. женщина нашла необходимые для выезда за границу документы, потерянные на улице. Когда Китай покинул последний настоятель храма архим. Филарет (Вознесенский, впосл. митрополит РПЦЗ), церковь была закрыта, утварь перешла в распоряжение гос-ва. З. Л. Тауц-Зверева, исполнявшая обязанности старосты церкви, добилась разрешения на вывоз иконы в Гонконг, откуда в 1965 г. образ перевезли в США. В наст. время находится в синодальном соборе РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/155562.html

185 . Воскресение и Сошествие во ад, с Минеей и страстями. Палех. М.И. Зиновьев, В.А. Маркичев. 1890-е годы. 52,8х44,1. ГМПИ. 186 . Распятие с праздниками, избранными святыми и богородичными образами. Петр Шитников, 1873. 76х61,5. Частное собрание, Москва. 187 . Иоанн Предтеча с житием. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. Из Успенского собора в Ярославле. 198х143. ГТГ. 188 . Иоанн Предтеча с житием. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 31х29. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 189 . Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 31х26. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 190 . Отечество. XIX век. 32х28. ГММК. 191 . Фрагмент иконы «Вход в Иерусалим». Вторая половина XIX – начало ХХ века. ГМЗК (цв. табл. 43). 192 . «Четырехчастная» (Вход в Иерусалим, Троица Ветхозаветная, Воздвижение Креста и Сретение иконы Владимирской Богоматери), со святыми на полях. Палех. Вторая половина XVIII века. 36х31. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 193 . Николай Чудотворец. Палех. В.А. Хохлов. Начало ХХ века. 44,5х37. ГМПИ. 194 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радосм». Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 106х87. ГМПИ. 195 . Спас. Перевод. Палех. 1840. Архив Л. Бажанова, Палех. 196 . Господь Вседержитель. Палех. XIX век. ГМПИ 197 . Богоматерь «Дево, радуйся...». Литография. Типография И.А. Голышева в Мстере. 1887. Отдел ИЗО РГБ. 198 . Иллюстрация греческого Менология. Типография Прохорова. Вторая половина XIX века. Архив Л. Баканова, Палех. 199 . Фрагмент иконы «Господь Вседержитель». «Суздальские» письма. Конец XVII – начало XVIII века. Частное собрание, Москва (илл. 30). 200 . Огненное восхождение пророка Илии. Захарий Цанов. 1854. Фрагмент болгарской иконы «Огненное восхождение пророка Илии и святые воины Георгий, Феодор, Евстафий и Димитрий, побивающие силы зла». Из книги: Божков, 1984, илл. 225. 201 . Богоматерь Страстная. Холуй или Мстера. XIX век. Из каталога: VI, 1989, Илл. на с. 74. 202 . Н. Гончарова. Богоматерь. 1905–1907. Из книги: Грэй. 1962, илл. 62. 203 . Мужичок-плясунок. Народная картинка. XIX век. Театральный музей им. А. Бахрутина, Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

От редакции Глава 1. История пустыни Новая Фиваида Местоположение и климатические условия пустыни Фиваида Цель создания пустыни Основание Новой Фиваиды Первые насельники Постройка больничного корпуса с церковью (1885–1886 годы) Постройка трехэтажного корпуса с церквами во имя Святой Троицы и во имя святых апостолов Петра и Павла (1888–1889 годы) Дальнейшее обустройство пустыни (1889–1896 годы) Торжественная встреча иконы Успения Божией Матери Время болезни отца Авраамия (1895–1898 годы) Преемники отца Авраамия Постройка нового соборного храма (1902–1914 годы) Землетрясение 1905 года Возобновление постройки собора Чудесные случаи помощи Божией строителям Чудесный случай в соборе Первая мировая война Глава 2. Братство Новой Фиваиды Об образе жизни фиваидцев Фиваидское пустынножительство Несчастный случай самообольщения одного пустынника Необыкновенный случай, произошедший со схимонахом Тарахом О схимонахе Пинуфрии О схимонахе Досифее О схимонахе Тихоне О схимонахе Диомиде О схимонахе Илии О схимонахе Савле О болящем монахе Салафииле О болящем монахе Иларии О схимонахе Евгении О схимонахе Епифании-слепце О схимонахе Серафиме Удивительные случаи со схимонахом Аполлосом и схимонахом Лазарем О схимонахе Георгии-огороднике Глава 3. Святыни пустыни Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери Казанская Икона Успения Божией Матери Икона Божией Матери «Умиление» Икона Божией Матери Корсунская Икона святителя Николая Чудотворца Икона преподобного Серафима, Саровского Чудотворца Икона святителя Феодосия, Черниговского Чудотворца Икона Святой Троицы Вторая икона святой Троицы Устав пустынной местности, именуемой Фиваида, находящейся на Святой Афонской Горе, в пределах Крумицы, принадлежащей Русскому общежительному монастырю святого великомученика Пантелеимона 1. О церковной службе 2. Об исповеди 3. О причащении Святых Христовых Таин 4. О должности духовника 5. О благочинном 6. О старцах – советниках 7. Об общих правилах Чиноположение и распределение жизненного продовольствия поступающим на жительство в пустынь Фиваиду престарелым и неимущим и всем приходящим для спасения душ своих  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда же они взошли на монастырские стены и имеющимися в монастыре орудиями отразили нападение разбойнической шайки. С той поры и по сие время, эта чудотворная икона Божьей Матери известна там под именем отрады или утешения, и положение лиц Богоматери и Иисуса Христа осталось в том самом виде, в каком оно соделалось при троекратном голосе, игуменом слышанном. В обоих притворах есть иконы мозаической работы: во внешнем притворе, в котором изображены на стенах все ктиторы и Святые Ватопедской обители, находится мозаичная икона св. Николая Чудотворца над внешними дверями его придела; во внутреннем, над главными вратами собора, икона, называемая Деисус или Триморфон, на которой изображены Иисус Христос , Божья Матерь и Предтеча, по обеим сторонам врат изображены Ангел и Благовещение: последняя икона – храмовая. В настоящей церкви сохранились остатки стенной живописи Панселина, именно: изображения двух Велико-Мучеников Георгия и Димитрия. Алтарь знаменитый наш путешественник Барский называет небеси подобный – и он действительно, как бы небесный. Сень над престолом его мраморная, поддерживаемая четырьмя мраморными столбами, он весь разписан священными изображениями, украшен древними крестами, мозаическими иконами, драгоценными кадилами, свещниками, шелковыми занавесами; в нем находится чудотворная икона Божьей Матери, так называемая Ктиторская, пояс Богоматери, Животворящий крест – сокровище св. мощей, складная икона Императрицы Фоедоры и другие драгоценности. Ктиторская икона Божьей Матери дарована Ватопеду Феодосием великим. Она стоит за престолом на сопрестолии или горнем месте. Эта икона семьдесят лет находилась вместе с животворящим крестом Царя Константина в колодезе, ископанном под помостом св. алтаря: сюда скрыл её пономарь, которому поручен был надзор за святыней алтаря, когда на св. гору сделали нападение Арабы (в862 году) и расхищали богатства Афонских обителей. Через семьдесят лет икона Божьей Матери и св. Крест были обретены под алтарем при колодезе нимало неповредившимися; сама свеча, поставленная пред ними благочестивым пономарем, еще горела. Эта свеча и до сих пор стоит пред иконой, пред которой и свет теплится неугасимо, потому что иноки постоянно подливают в лампаду масла. В память счастливого события – обретения Ктиторской иконы Богоматери, совершившегося в понедельник, каждую неделю бывает в Ватопедском соборе торжественный молебен Божьей Матери, а на следующий день литургия также в соборе, с коливом, для поминовения усопших, или в честь Богоматери и за трапезой возносится честь Божьей Матери. – В XII веке, в царствование Императора Михаила Палеолога, когда была тяжкая для православного Востока и Афонской горы година, Ктиторская икона Богоматери похищена была из Ватопедского монастыря, и найдена уже в XVI веке в городе Каллиполи при Дарданельском проливе: она прислана в обитель Молдавским воеводой Стефаном, и поставлена на своем прежнем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XIX в. (с частицей св. мощей),- седобородый Е. держит игуменский жезл, вид Борисоглебского собора точно воспроизводит здание 1785-1796 гг., икона в серебряном окладе посл. трети XIX в. (обе из ц. во имя арх. Михаила в Торжке) - Е. поднял к груди руку с четками, образ ок. 1883 г. (ЦМиАР). Иногда вверху помещался образ Божией Матери (икона-пядница 1-й пол. XIX в. из иконостаса ц. во имя арх. Михаила в Торжке). К небольшим паломническим реликвиям относятся иконы Е. и прп. Аркадия с условным видом монастырского собора и образом Спаса Нерукотворного вверху, писавшиеся нередко на золотом или серебряном фоне, иногда Е. указывает на церковь, держит в руке развернутый свиток (кон. XIX - нач. XX в., ЦМиАР, ТКГ, ц. во имя арх. Михаила, частные собрания). На обороте одной из икон (ок. 1890, собор Св. Троицы («Белая Троица») в Твери) имеется надпись - благословение архим. Макария М. И. Масленникову «за живое участие при издании книжки о Новоторжском Борисоглебском монастыре» 28 дек. 1890 г. В соборе Св. Троицы («Белая Троица») в Твери в юж. приделе во имя Е. и прп. Аркадия находится храмовый образ, прописанный в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. Изображения преподобных включены в роспись главного алтаря (40-е гг. XX в., поновление в кон. XX в.), в стенопись свода летней части церкви (сер. XIX в., поновление в кон. XX в.), юж. придела над ракой прп. Макария Калязинского (50-60-е гг. XX в., поновление в 2007), написаны в древнерус. стилистике на внешней стене собора со стороны апсиды придела. Иконы Е. и прп. Аркадия имеются в ц. прор. Илии в Старице, в кладбищенском храме Спаса Нерукотворного в Бежецке (с частицей мощей) и др. Существует акварельный рисунок 1865 г. П. Вавулина (ТКГ) с видом Новоторжской обители и образами 2 ее св. покровителей. Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Кроме того, был разработан извод с изображением 4 местных Новоторжских святых: Е., прп.

http://pravenc.ru/text/182089.html

Гораздо чаще В. Б. изображался в паре с московскими юродивыми Максимом Московским и Иоанном Большим Колпаком. Появление таких композиций может быть связано с принадлежностью к одному лику святых и местоположением храмов, где были погребены подвижники: гробницы В. Б. и Иоанна находились по сторонам придела Св. Троицы собора Покрова на Рву, а могила Максима - в соседней ц. Максима Блаженного (Максима Исповедника) на Варварке. Общее почитание В. Б. и Иоанна проявилось в многочисленных иконах с их изображением, существовавших, очевидно, уже в XVII в. (икона XIX в. в ГИМ, музей «Покровский собор»), и в композиции местного ряда иконостаса Покровского придела собора Покрова на Рву, где размещены парные иконы этих юродивых (XVIII-XIX вв.). На нек-рых иконах того времени В. Б. и Иоанн представлены в молении перед образом Покрова Богоматери, храмовой иконой собора, где почивают их мощи (икона 1780 на юж. фасаде колокольни собора Покрова на Рву). В XIX в. на таких иконах иногда помещалось изображение самого собора. Совместные образы В. Б. и его предшественника, блж. Максима Московского, известны уже с кон. XVI в. (икона «Походная церковь» в ТОГК). В XVIII-XIX вв. блаженные В. и Максим обычно изображались на фоне Московского Кремля (икона 30-х гг. XIX в., ГМЗК). Эта двоица постоянно встречается на иконах «Шестоднев», выполненных в нач. XIX в. в мастерской палехского иконописца В. И. Хохлова (ЦМиАР, собр. П. Д. Корина в ГТГ и др.): клеймо с фигурами московских юродивых находится на нижнем поле и замыкает ряд изображений рус. святых на полях, располагаясь симметрично клейму с фигурами блаженных Исидора и Иоанна и рядом со сценой убиения царевича Димитрия Угличского. Вместе с др. московскими святыми В. Б. и Максим были представлены на чудотворной Боголюбской Московской иконе Божией Матери с Варварских ворот Китай-города и ее многочисленных списках. Очевидно, эта особенность иконы была связана с преданием о пребывании святого у Варварских ворот, а также с тем, что неподалеку от ворот располагались храмы с погребениями этих юродивых и урочище Кулишки, где в доме Стефаниды Юрловой, согласно житию, находил пристанище В. Б. Известна иконная прорись XVIII-XIX вв. с образами 3 московских блаженных - В. Б., Максима и Иоанна (ГРМ).

http://pravenc.ru/text/150789.html

«Низложи сильная со престол», палеховского письма XIX века. Богоматерь «Неопалимая купина», московского письма XVII века, в старинной серебряной басме того же времени. Рядом с киотом, на той же южной стене, находится большая икона св. великомученика Георгия Победоносца, с чудесами, северных писем XVII в., в окладе. На стене к западу – икона с двумя Новгородскими Святителями Никитой и Моисеем и Знамением Божией Матери. На южном столпе – икона св. Николая Чудотворца, северного письма конца XVI века, и рядом с нею на арке – икона Знамения Божией Матери, старин. письма, в серебряной ризе XVIII века. На северном столпе – икона св. Иоанна Воина в рост с Нерукотворенным Спасом, ярославского письма XVII в.; рядом с нею на арке – икона Тихвинской Божией Матери, в серебряном окладе, XIX в. На западной стене, около входной двери, икона Тихвинская божия Матерь на древе, с предстоящим св. Николаем Чудотворцем. В проходе, на северной части арки,– икона Владимирской Божией Матери, в сребро-вызолоченной ризе, XVIII века. По северной стене: Святцы. рядом, над канунным столиком, равноконечный крест с распятием, письмо начала XVII века. По бокам распятия изображены Апостолы Петр, Симон, Павел, Иоанн Богослов и Филипп и Иосиф Аримафейский. Далее по стене, в особом открытом киоте, находятся малые иконы: Успение Божией Матери, московского письма XVII века, в современном серебрянном окладе. Образ «Недреманное око», на полях изображения Святых письма XVII века. Спаситель, стоящий в облаках с ангелами и припадшими Святыми Иоанном Предтечею и Варфоломеем, в старинном серебряном окладе, письмо и окладе XVII века. Святитель Николай, Мирликийский Чудотворец, современного феоно- греческого письма, в серебряном окладе с цветными камнями. Божия Матерь «Млекопитательница», ярославского письма XVII в., в серебряном окладе того же времени. Воскресение Христово со страстями, московского письма XVII века. Св. Иоанн Предтеча, св. Архангел Михаил и св. Тихон, письма XVIII в., в современном серебряном окладе, Собор св.. Иоанна Крестителя, ярославского письма XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Икона преподобного Серафима была обнаружена в хорошем состоянии и в реставрации не нуждалась. Украшена икона ризою, шитою золотой нитью. История появления этой иконы в храме преподобного Иоанна Лествичника неизвестна. Стены храма украшают другие иконы из собраний Церковно-археологического кабинета МДА. Все они разного письма, датируются приблизительно XIX в. Это иконы Божией Матери Тихвинская с надписью «Образ Пресвятыя Богородицы мерою и подобием с самого чудотворного образа Тихвинския», икона Покрова Божией Матери, икона Спас в силах и другие. На правом клиросе располагается большая икона явления Божией Матери преподобному Сергию, на левом – икона преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Эти две иконы отличает характерная умиротворенность и молитвенная сосредоточенность. Еще одна икона " Спас в силах " – келейная икона ректора МДА архиепископа Александра (Тимофеева), завещанная владыкой храму незадолго перед кончиной. Справа и слева за клиросом находятся также икона явления Спасителя Женам-Мироносицам и икона святых жен, в русской земле просиявших. Такое обилие икон святых жен во всем храме не случайно: большинство учащихся Регентской школы – девушки, желающие трудиться на благо Церкви. Лики святых жен призваны являть им образ молитвенного покровительства и воодушевлять их к богоугодной жизни. По материлам: дипломной работы архимандрита Михаила (Борея) «Храм преподобного Иоанна Лествичника Московской Духовной Семинарии: история, архитектура, святыни (опыт церковно-археологического исследования)»; Церковь Иоанна Лествичника - храм при новой монастырской больнице, построенной в 1893-1896 г.г. к западу от стен лавры, в Пафнутьевом саду, и связанной с лаврой переходом. Одноглавая двухэтажная церковь в псевдорусском стиле, помещенная в центральной части больничного корпуса. В нижнем этаже в 1901 г. устроен храм св. вмч. Варвары, Анастасии и Акилины. В 1920-х г.г. здание занято больницей. Возвращено верующим в 1988 г., в настоящее время корпус передан Московской духовной семинарии, храм служит домовым при семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=04149

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010