Егорий, урочище. Церковь Троицы Живоначальной. Место Георгиевской мужской пустыни (1365-1764); Троицкая церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной , Георгия Победоносца Год постройки:1782. Год утраты:приблизительно 1985 (неудачная музеефикация, церковь перевезена в Гороховец и стала дровами) Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, урочище (село) Егорий Координаты: 56.219201, 42.461654 Проезд:Сухопутный вариант из Гороховца по понтонному мосту за реку Клязьму, далее на квадроцикле, внедорожник может утонуть. Зимой на снегоходе по акватории Клязьмы после установления льда. Водный путь через реку Клязьму от села Перово, на другой берег, но есть трудности найти лодку. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Георгиевская слободка при озере Саке находится в безлюдной лесной местности за рекой Клязьмой на границе Владимирской и Ивановской областей в 15 километрах от Гороховца. Проехать по суше туда можно только в экстремальных экспедициях на мощных квадроциклах. Монахи пользуются резиновой лодкой и переправляются на другой берег от села Перово. Эта слободка образовалась из подмонастырской слободки при бывшей здесь прежде Георгиевской пустыни. Георгиевская пустынь основана преподобным Сергием Радонежским и в те поры как его посылал в Нижний Новгород в 1365 году великий князь Дмитрий Иванович Донской к Нижегородскому князю Борису Константиновичу». В начале 16 века в пустыне было два храма – во имя Живоначальные Троицы и св. в.-муч. Георгия; в пустыне жили старцы «пустынные отходники, питалися лыками и сено по болоту косили». – В первой четверти 16 в. пустынь была разорена Казанскими татарами и оставалась в запустении лет с 70. Собственных средств для восстановления у пустыни не было; пашни и лугов у ней нет, потому, что поставлена в пойме, «вода поймает вешняя от реки от Клязьмы и от болот». – Поэтому соборный старец Троице-Сергиева монастыря, от которого была в зависимости Георгиевская пустыня, Варсонофий Якимов бил челом о бедственном положении пустыни Царю Федору Ивановичу.

http://sobory.ru/article/?object=57740

Зенкино. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Рождества Христова , " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Год постройки:Между 1862 и 1871. Адрес: Липецкая обл., Чаплыгинский район, с. Зенкино Координаты: 53.127577, 39.73344 Проезд:По автодороге (Р126) Лев Толстой - Чаплыгин до с. Новополянье, повернуть на Зенкино и через 9км, проехав мост и следуя всегда по главной дороге, справа увидите церковь. Через квартал асфальтированный поворот к школе и храму. Проезд в любую погоду. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Историю свою храм в селе Зенкино ведет с девятнадцатого столетия. Существующая ныне каменная Троицкая церковь с приделами Христорождественским и Скорбященским, расположенными в один ряд, была начата постройкой в 1862 г., а окончена – в 1871 г. Престол в честь Троицы освятили в том же году, а приделы – в 1873 г. Колокольня состояла из трех этажей и имела высоту 50 аршин. Близ церкви располагался каменный дом, в котором помещалась школа. В состав прихода входили село Раковые Рясы (так тогда именовалось Зенкино) с 347 дворами и деревня Крыжи с 4 дворами. В них проживало «мужского пола 1288 человек, женского - 1396, в числе которых до 400 душ значилось грамотными». По штату 1873 г. в Троицком причте положены 1 священник и 1 псаломщик. Из священнослужителей означенной церкви известны Максим Алексеев, Иаков Максимов, Аврамий Тимофеев, Андрей Прокопьев Виноградов, Гавриил Аврамьев Рождественский, Сергей Иоаннович Быков. Знаменита эта церковь и тем, что здесь венчался известный своей подвижнической деятельностью затворник преподобный Иларион, который был родом из Раковых Ряс. Печальная участь большинства церквей по всей стране в 1930-40 годы не миновала и Троицкий храм. Верующие как могли отстаивали святыню и трижды не давали снять колокола, которые были знамениты на всю округу. Мелодичный звон их разносился за двадцать верст. По воспоминаниям старожилов, когда колокола все же низвергли, сам собой упал с купола крест и ушел так глубоко в землю, что поднять его даже трактором не получилось.

http://sobory.ru/article/?object=17447

Калуга. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор во имя Живоначальныя Троицы начал строиться в Калуге в 1786 году по личному приказу императрицы Екатерины Второй. Проект составил известный и талантливый архитектор И.Д. Ясныгин. Собор (бесстолпный) был заложен в центре площади, в окружении зданий Присутственных мест. Это сооружение возводилось до весны 1811 года по проекту И.Д. Ясныгина и под его руководством. Через год, на Пасхальной неделе, храм был освящен. Собор представлен в стиле русского классицизма, он удивительно красив и оригинален. Ныне Кафедральный Собор в честь Живоначальной Троицы обретает статус «Сердца Калуги». В октябре 2004 года митрополитом Калужским и Боровским Владыкой Климентом большим чином был освящен один из боковых северных приделов собора. Как и в прежние времена, престол алтаря решили освятить в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Первое известие о Калужском соборе восходит к 1610 г. По некоторым данным, этот деревянный собор был сожжен запорожцами в 1618 году, второй был выстроен боярином Романовым. Со временем этот храм пришел в ветхость, и около 1687 г. был построен новый каменный. Через сто лет и этот храм обветшал, и с 1786 г. начато построение теперешнего собора. Но работы были остановлены до 1804 года. В 1808 г. работы подходили к концу и собор был окончен в 1811 году. Такая задержка в строении была из-за купола. Губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин решил возвести первый в России купол в 24 аршина в диаметре без всякий побочных укреплений. Эта смелая идея встретила сопротивление со стороны архитектора Захарова. Однако идея Ясныгина воплотилась, т.к. купол сооружен именно в этом виде. Троицкий собор имеет два придела: Тихвинской иконы Божьей Матери и Калужской иконы Божьей Матери. В Соборе имеется Царское место с образом Марии Магдалины. Оно устроено в память того, что здесь 2 мая 1826 года стояла на литургии Императрица Мария Федоровна, бывшая в Калуге для встречи возвращавшейся из Крыма Императрицы Елизаветы Алексеевны. До революции в соборе хранились 11 знамен калужского ополчения, отличившихся в войну 1812 года. Кроме того, хранилось знамя Азовского пехотного полка, установленное в 1866 году в память о подвиге калужанина, унтер-офицера Азовского пехотного полка С.А. Старичкова, спасшего это знамя в Аустерлицком сражении 1805 года. 

http://sobory.ru/article/?object=01578

Кола. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкая церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не позже 1757. Год утраты:1931 (разобрана) Адрес: Россия, Мурманская область, Кольский район, г. Кола, кладбище Координаты: 68.883837, 33.026964 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь в Коле, (во имя Пресвятой Троицы), православная церковь в г. Кола, на о. Монастырский в устье р. Кола. Коляне считали, что первоначальную церковь на острове поставил преподобный Трифон Печенгский (по другому преданию, преподобный Феодорит Кольский). О существовании ее свидетельствует надпись на потире (литургическом сосуде), пожертвованном 01.08.1683 стольником Василием Эверлаковым «в вечное поминовение рода своего». Сведения о новой одноименной церкви относятся к 1727: деревянная, холодная, о пяти главах, две придельные церкви (теплая Успенская и холодная Петропавловская). Отдельно стояла ветхая колокольня с 7 колоколами. В 1757 монахи КольскоПеченгского Троицкого монастыря частично обновили главную церковь, пристроили к ней трапезу и возвели над папертью «колокольню рубленую, шатровую». В храме появилась икона, изображающая «преподобного Трифона в молении святой Троице». После упразднения КольскоПеченгского монастыря в 1764 обращена в кладбищенскую. По уничтожению в 1854 Воскресенского собора англичанами богослужение происходило в этой церкви. Городской голова Григорий Харчев в одном из писем указывал, что церковь эта особая: она «по Провидению Божию уцелела при сожжении города Колы в 1854 году». В 1856 обветшавшее здание церкви обновлено силами кольских прихожан. До возобновления кольской Благовещенской церкви Т. ц. была приходской, в ней находилась (до 1880, когда богослужение было прекращено изза ветхости здания) чудотворная икона Божией Матери Иверской (утрачена). Ныне обе Т. ц. не существуют.

http://sobory.ru/article/?object=57061

Красно. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История Красненского  храма во имя Живоначальной Троицы По преданию в далекие времена на месте, где ныне располагается деревня Красно, был обустроен небольшой женский скит, окруженный густыми и дремучими лесами. Все широкие и глубокие овраги этих мест, по которым текли речки: Добруша, Тужа, Малиновка и другие были малопроходимыми, заросшими вековыми деревьями и кустарниками. Со временем, возле скита стали селится миряне. Они вырубали леса и на освобожденных от леса землях занимались земледелием. Название села Красно, скорее всего, носит общеславянское  происхождение. Образовано от слова «краса» и означает «красивое место». Время первоначального основания церкви в Красно и образования прихода неизвестно. Первые сведения о том и другом имеются в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год, где сказано, что в данном селе обустроена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. У той церкви дворы попов Зиновия, Василия и Ивана; дворы и просвирни. Да по рассказу Николаевского попа Зиновия церковные земли были Государева жалования. Никольская деревянная церковь существовала в селе Красно до 1775 года, и тогда встал вопрос о строительстве каменного храма. В связи с этим был построен кирпичный завод около Ленивой горы. Остатки завода сохранялись ещё в середине XX века. Изготовление кирпича велось крестьянами прихода бесплатно. Деньги на строительство храма собирались по всей округе. Были выбраны специальные люди, которым каждому выдали железные «кружки», запечатанные сургучной печатью, а также документы на право сбора денег на постройку Божьего храма. Вначале был построен и освящен небольшой холодный  каменный храм в честь св. Николая Чудотворца. Но богослужение в зимнее время с 1797 года совершалось в теплом деревянном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1814 году к каменному храму была пристроена теплая трапеза. В ней устроено два придела - во имя Святой Троицы и Владимирской иконы Божией Матери. Тогда деревянная церковь была упразднена.

http://sobory.ru/article/?object=19124

Краснослободск. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Во имя Живоначальной Троицы (Троицкий) собор, поначалу деревянный, по некоторым данным возводился в 1613-1614 годах (согласно надписи в одной из книг, найденных краеведами в XIX веке); по другим данным – в 1629 году, когда в документы попали сведения о причте и земельных владениях храма. Попытки реконструкции церкви предпринял протопоп Александр в начале XVIII века, но неудачно. В 1730 году сын протопопа Александра, тоже протопоп Иван Александров с помощью промышленника Тараса Мелякова начал строительство нового каменного собора, однако и на этот раз довести дело до конца не удалось из-за денежных трудностей. Перед Пугачевщиной наследник Тараса Мелякова, Андрей Тарасович, владелец Рябкинского железоделательного завода, выделил средства для возведения нового собора. Основное здание (летнее) по указу из консистории освятил протопоп Феодор Федоров в 1778 году, а здание зимней церкви (трапезы) – епископ Тамбовский и Пензенский Феодосий в 1781 году. На том этапе в храме имелись пять престолов: центральный в честь Святой Троицы, правый в честь мучеников Бориса и Глеба, левый в честь святителя Николая; в трапезной (теплой церкви) имелись еще два придела – справа в честь Казанской иконы Божией Матери, слева – в честь апостола Андрея Первозванного, одноименника благотворителя. Прежнюю деревянную Троицкую церковь продали в село Селищи, где она была собрана вместо сгоревшей в пожаре. Следующая серьезная переделка произошла в 1817-19 годах, когда в соборе заменили колокольню и центральный купол на основном здании. В 1829 году после капитального ремонта придельные церкви в трапезной были упразднены. В 1862-66 годах разобрали и вновь соорудили (сохранив прежний облик) все пять глав на летней церкви, в 1869 году исправили трапезную и сменили декор на колокольне. В архитектурном отношении собор представлял собой удачное сочетание барокко и зодческих элементов, ориентированных на древние традиции русского церковного строительного искусства. Храм представлял из себя куб, увенчанный соразмерным пятиглавием; трапезная повторяла все основные конструктивные мотивы главного здания. Колокольня в результате переделок изменила облик, однако связь с общим зодческим замыслом не потеряла. Собор отличался эстетической целостностью; декор применялся скупо, но в точном соответствии с общим характером здания, одновременно легком, нарядном, фундаментальном и строгом. В конце XIX века приход состоял из 3500 человек (вместе с приписными деревнями Горяши и Синяково). В деревне Горяши имелась образцовая церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=52819

Лебедянь. Троицкий монастырь. Яблоновая пустынь Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий Яблонев монастырь, заштатный, общежительный, в городе Лебедяни. Основан, по преданию, в XIV веке. В 1542 году разрушен татарами; возобновлен в 1621 году патриархом Филаретом; в 1675 году сгорел; восстановлен по ходатайству святого Тихона Задонского. В нем находится древняя икона Святой Троицы, явившаяся на яблоке; в дни Святого Духа и пророка Илии в монастырь бывают из собора крестные ходы. При монастыре школа с 1893 года. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Впервые Лебедянская Троицкая обитель упоминается в документах разрядного приказа 1626 года, когда строитель монастыря Савватий и священник Иосиф просили земли для братии. В этих же документах просители рассказали, что «монастырь устроен в лесу, в 1622 году построен храм во имя Живоначальной Троицы и Пророка Ильи». В 1642 году на месте деревянной Троицкой церкви игумен Монасия заложил каменный собор. Во время строительства собора, в 1659 году, татары сожгли Лебедянь, а вместе с нею и Троицкий монастырь, строительство которого завершил уже другой настоятель игумен Дионисий в 1665 году. После пожара 1659 года в монастыре сооружаются ещё две каменные церкви и возводится крепкая каменная ограда. В 1678 году монастырь Живоначальной Троицы на Яблоневой поляне по описи имел стену каменную без башен, три каменные церкви: Живоначальной Троицы, Успения Пресвятой Богородицы, церковь Илии Пророка над Святыми вратами. В монастыре числились игумен, одиннадцать человек братьи и два трудника. За монастырем скотной двор и яблоневый сад. Всё это личные царские владения государя Федора Алексеевича. В 1680 году монастырь был пожалован патриарху Иоакиму, что дает толчок к развитию его хозяйственной деятельности. В распоряжении монастыря находились несколько сел и деревень, поля и пашни, лес, мельницы, скотные дворы, кузня, многочисленные подворья и лавки, право брать пошлину с монастырских ярмарок и многое другое. В 1764 году Лебедянский монастырь сгорел, что случилось в период секуляризации церковного имущества, поэтому был упразднён. В 1768 году епископ Воронежский и Елецкий Тихон, упразднив Семилукский монастырь, вместо него вос­становил Лебедянский. Однако уже через несколько лет после восстановления обитель пришла в упадок, и в 1775 году в ней состояли игумен, один монах и священник. В 1775 году монастырь стал штатным третьеклассным, в связи с чем в него были переведены монахи упраздненного Елецкого Троицкого монастыря. После перевода и до 1798 года Лебедянский монастырь именовался Елецким Тро­ицким.

http://sobory.ru/article/?object=10180

Лужники. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Упоминания о храме на этом месте имеются в летописях XVI века. В 1813 году на месте сгоревшей деревянной церкви Воскресения Христова «тщанием покойного поручика Порфирия Феодоровича Грекова при надзоре опекунов его малолетними детьми», был заложен каменный храм Святой Троицы с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и святой великомученицы Екатерины. Храм строился по частям и был достроен в 1837 году, а колокольня пристроена в 1898 году. В 1930-е годы во время гонений на веру храм был закрыт и превращен в колхозный склад. В 1970 году сгорел и как ветхий фонд передан в 1991 году Русской Православной Церкви. Разрушения храма были очень сильные: отсутствовал потолок, крыша, двери, окна. Стены частично были разрушены. Фактически он находился в руинированном состоянии. Кирпичная церковь в стиле ампир построена в 1847 г. на средства А. Маслова. Боковые фасады кубического основного объема обработаны двухколонными лоджиями и полукруглыми окнами над ними. В третьей четверти XIXb. пристроена новая трапезная с двумя приделами. В 1930-х гг. церковь была закрыта, в 1991 г. возвращена верующим. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Лужники в 1-й половине XVI в. - оброчное поместье Андрея Непотева. В 1559 г. оно пожаловано Троицкому Белопесоцкому монастырю. В 1627 г. в Лужниках построена деревянная церковь Воскресения Христова. В 1774 г. владелец села Семен Никитич Маслов построил новую деревянную церковь, освященную во имя Живоначальной Троицы. В 1813 г. по завещанию поручика Порфирия Федоровича Грекова на месте сгоревшей возведена каменная ныне существующая Троицкая церковь. В 1819 г. пристроена трапезная с престолами во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученицы Екатерины. После перестройки в 1847 г. церковь приняла вид. в котором дошла до нашего времени. В советское время церковь была закрыта. В 1991 г. руины переданы общине верующих. Храм восстановлен. http://stupino.stinline.ru/raion/hrami.html

http://sobory.ru/article/?object=09248

Макарьево. Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Архитектурный ансамбль Макарьево-Желтоводского монастыря складывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1661-77 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую цельность комплекса монастырских строений. Поначалу, в 1620-е годы на месте, где возвысил свои пять глав величественный Троицкий собор, стояла деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Но церковка совсем не соответствовала статусу этой Волжской обители, и поэтому через несколько лет церковные власти решили воздвигнуть большой храм. Новый соборный храм, освящённый во имя Святой Троицы, являлся смысловой и архитектурной доминантой ансамбля обители. Он строился в 1651-58 годах. Таким образом, мы имеем право связать это строительство с именем Патриарха Никона (до 25 июля 1652 года - митрополита Новгородского). Неизвестно в точности, какую именно роль сыграл Патриарх в возведение каменных храмов Макарьево-Желтоводского монастыря (деньги на ведение строительных работ монастырь, во всяком случае, черпал из собственных - ярмарочных - доходов). Но у Никона, выходца из Нижегородской земли, было сугубо личное отношение к Желтоводской обители. В отрочестве и ранней юности он жил здесь в послушниках, и, безусловно, весь строй здешней жизни оказал большое влияние на становление его личности. Архитектурное решение Троицкого собора подтверждает его соотнесённость с концепцией храмового зодчества, активно внедрявшейся Никоном, - строить " по старине " , шатровых завершений отнюдь не употреблять, а в качестве образца иметь перед мысленным взором Успенский собор Московского Кремля. Именно на него ориентировались и строители Троицкого собора Желтоводского монастыря. Предполагают обычно, что руководил возведением каменных храмов обители " подмастерье каменных дел " Максим Апсин, родом москвич. Заказчики соборного храма проявили известную амбициозность: для своего времени собор очень велик. И хотя он не превосходит размерами Успенский собор (это могло быть чревато - даже в XIX веке, монастырям приходилось расставаться с одним-двумя ярусами своих колоколен, если они выходили выше колокольни Ивана Великого), но всё-таки на аршин больше Спасо-Преображенского собора Новгородского кремля, не дошедшего до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=05366

Мариинский Посад. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Собор построен в 1775 г., перестроен в 1903 г. Трехпрестольный: св. Троицы, иконы Божией Матери Тихвинской, св. Илиии. Закрыт в 1940 г. и использовался под производственные помещения. В 1994 г. возвращен епархии. Браславский Л.Ю. Действующие храмы, часовни, монастыри Чебоксарской и Чувашской епархии: - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010 Первое упоминание о соборе относится к 1620 году. Тогда собор был деревянный. После большого пожара он сгорел. В 1726 году на свои средства верующие построили каменный собор с отапливаемым главным храмом. В 1775 году в храме было три престола: Живоначальной Святой Троицы, Тихвинской иконы Божией Матери, святого пророка Илии. В 1903 году на средства прихожан собор был заново перестроен. Длина собора составляла 40,47 метра, наибольшая ширина 23,43 метра, высота до верхнего карниза достигала 7,45 метра. На соборе 5 больших глав и 3 малые над алтарями. Иконостас главного храма 4-х ярусный, длина 10,65 метра, высота 8,52 метра; придельные - 3-х ярусные, длина по 7 метров, высота 4,26 метра. При церкви была библиотека. Колокольна была отдельная, 5-ти ярусная, высотой 29,69 метра. На колокольне была установлена одна большая глава. Внутри колокольни размещался храм. Размеры храма: длина 14,91 метра, ширина 8,52 мера. Иконостас имел длину 6,39 метра, высоту 7 метров. В 1895 году пристроена дощатая паперть длиной 4,87 метра, шириной 7 метров. Большой колокол имел вес 312 пудов (5122,845 кг). Клокольня не сохранилась. В 1935 году её разрушили и из кирпичей была построена городская баня. Церковных школ при приходе три: церковно-приходская школа в ограде, открыта 1 октября 1884 года; школа грамоты в деревне Амачкино, открыта 12 октября 1896 года; школа грамоты в деревне Нерядово, открыта 10 октября 1895 года. Приходских поселений имелось три. Штат причиа составлял: священник, диакон и псаломщик. Часовня при церкви иконы Казанской Божией Матери. В приходских деревнях находилось четыре часовни - 2 каменные и 2 деревянные, не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=04989

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010