Этими словами патриарха уместно и мне, братие, огласить слух ваш в настоящее время и в настоящем месте. Ибо и для нас этот, только что освященный нами храм, есть дом Божий и врата небесная. – Хорошо знаем мы, что Бог, как вездесущий Дух, не может быть заключен в стенах и ограничен каким нибудь местом и что Он всюду может слышать вздохи и молитвы благочестивых душ, так что мы в праве сказать тоже, что сказал некогда Соломон: небо и небо небес не вмещает Тебя, Господи, тем менее сей храм, который мы построили имени Твоему ( 3Цар. 8, 2 ). Но если не нужны храмы Богу, то очень нужны они нам. Для достойного совершения таинств, установленных Христом, для проповедания к общему назиданию Слова Божия, для совершения общественного богослужения мы нуждаемся в постоянных местах общественных Собраний и во внешних спасительных средствах, чтобы через чувственные образы возносить душу свою к сверхчувственному и вечному. Вот почему эти храмы в старое доброе время, у наших благочестивых предков были предметом особенной любви и почитания. Здесь находили они утешение в своих бедствиях и скорбях, воспевая священные песни и смиренно выслушивая учение Господа; здесь получали они благословение и освящение при всех особенно важных событиях своей жизни. Здесь находили они успокоение мятущейся совести, отпущение грехов и мир с Богом. Сюда во все праздничные дни собирались они без различия пола, возраста и состояния для молитвы и поклонения Богу, и не было между ними никого, кто своевольно уклонялся бы от этих богослужебных Собраний. Все представляли из себя здесь одну великую семью, семью Божию, где не было различия ни между богатыми и бедными, ни между знатными и простолюдинами, ни между учеными и простецами. У нас же теперь стало не так. До нас сохранилось от предков много древних и славных храмов, но не сохранилось их благочестия. Для многих из наших современников известного сорта и направления храмы являются уже излишними; одни из них появляются здесь очень редко, а другие и никогда. Вот почему не будет неуместным делом сейчас, в день освящения этого храма, остановиться нам своим вниманием на этом печальном явлении и дать ответ на вопрос: где причины этого печального недуга (храмобоязни) охлаждения к храмам? Не заходя далеко, мы можем указать следующие четыре причины:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Заястребье. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Николая Чудотворца , Богоявления Господня Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1829 и 1840. Адрес: Владимирская область, Судогодский район, с. Заястребье Координаты: 55.8541, 40.9362 Проезд: Южный выезд из райцентра Судогда через микрорайон " Красный Химик " на Муромцево, 3км. В пос. Муромцево развилка, правый указатель " Алфёрово " , двигаться по нему 9км до д. Дворишнево. По пути пересекаем р.Ястреб по ж/б мосту. В центре деревни Дворишнево левый поворот на восток, 2км через Алфёрово до с. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Южный выезд из райцентра Судогда через микрорайон " Красный Химик " на Муромцево, 3км. В пос. Муромцево развилка, правый указатель " Алфёрово " , двигаться по нему 9км до д. Дворишнево. По пути пересекаем р.Ястреб по ж/б мосту. В центре деревни Дворишнево левый поворот на восток, 2км через Алфёрово до с. Заястребье. Асфальтированный проезд в приличном состоянии везде кроме самого села, по селу к церкви щебёнка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Заястребье, называвшееся в старинных актах Крутцом, находится в 50 верстах от Владимира и в 12 верстах от уездного города Покрова. До 1764 г. село Заястребье с приходскими деревнями принадлежало Костромскому Ипатьевскому монастырю. Церковь в селе Заястребье значится в патриарших окладных книгах под 1650 г. во имя св. Живоначальной Троицы. В делах патриаршего казенного приказа от 1702 г. значится «в селе Заястребье церковь во имя св. Живоначальной Троицы деревянная, с одной главой, обитой чешуею деревянною, крест опаян белым немецким железом, церковь, алтарь, трапеза и паперти с двух сторон обиты тесом… К этой церкви прирублен придел во имя св. Николая чудотворца, не освящен, и прирублена колокольня брусяная шатровая, глава обита чешуею деревянною, крест опаян белым немецким железом, на колокольне 3 колокола. Другая церковь деревянная во имя Живоначальной Троицы пустая, о двух главах, главы обиты чешуею деревянною, кресты железные, у церкви с двух сторон паперти; церковь, алтарь, трапеза и паперти крыты тесом».

http://sobory.ru/article/?object=06163

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Живоначальной Троицы с. Троицкое Весной 2009 года в селе Троицком Княгининского района Нижегородской области началась работа по восстановлению сельской церкви, инициированная Автономной некоммерческой организацией поддержки русской культуры «Живые Родники» в 2008 году. В 2009 году И.С.Агафоновой была проведена фотофиксация памятника, а Княгининским филиалом «Нижтехинвентаризация» был сделан обмер для составления техпаспорта. В 2010 году ЗАО ТИК «Старый Нижний» провело исследование фундамента и общего состояния здания, а в течение всего лета проходили субботники по очистке церкви от мусора, обвалившейся штукатурки и земли. С 2010-го трижды в год в храме настоятелем Княгининской церкви стали проводиться службы: на Пасхальной неделе, на Троицу, и на Казанскую – 4 ноября. В 2011 году здесь были установлены окна (в верхнем ярусе главного храма и в алтаре).  Вот как описывается Троицкая церковь в клировых отчётах XIX века: «Церковь в честь Святой Живоначальной Троицы была построена в 1810 году тщаниями прихожан. Здание каменное, твёрдое, с такою же колокольнею; обнесено каменною, с железными решетками оградою. Престолов в ней три: главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, в тёплом приделе с правой стороны – во имя Святителя и Чудотворца Николая , а с левой – во имя Святителя Алексия Митрополита Московского». 1 сентября 1798 года от Волкова Василия Александровича, крестьянина вотчины господина Плещеева И.В. было подано «покорнейшее прошение» на имя архиепископа Нижегородского и Алатырского Павла. В этом прошении Волков В.А. от имени разных помещиков, старосты церкви, мирских и всех прихожан просит дать позволительный указ о строительстве новой церкви. В Троицком в то время было две церкви: первая в честь Святой Троицы, с приделом Алексия Митрополита и вторая в честь Казанской Божьей Матери, с приделом Николая Чудотворца. Троицкая церковь и колокольня к ней относившаяся к тому времени сильно обветшали. Поэтому у прихожан появились намерения заготовить новый деревянный материал и построить новую церковь, а из старого дерева заново отстроить колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=06114

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Сортировка: Карта и ближайшие объекты С 1654 года на месте каменного храма стоял деревянный в честь Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1688 году освящен придел в честь св. Алексия Митрополита Московского. С 1765 года храм каменный. Построила его Е.Р. Дашкова в своем имении на реке Протве. Освящен храм во имя Св. Живоначальной Троицы. Клировые ведомости второй половины и конца XIX века свидетельствуют о том, что в храме было 4 престола. Главный престол в честь Св. Живоначальной Троицы, второй в честь Покрова Пресвятой Богородицы, третий в честь Алексия Митрополита Московского, четвертый в честь свт. Николая, Архиепископа Мир Ликийских. После октябрьского переворота 1917 года храм был закрыт. В разное время в нем располагались зернохранилище и конюшня. 13 августа 1994 года состоялось первое приходское собрание. Храм был передан Калужской Епархии 26 мая 1995 года. После открытия прихода председателем Приходского совета был назначен иерей Владимир Коженков, он же был и первым настоятелем храма. 21 октября 1997 года Указом правящего Архиерея настоятелем храма был назначен иерей Владимир Клюев. Храм был передан верующим в крайне разрушенном состоянии: остались голые стены, содрана наружная и внутренняя штукатурка, оконные проемы заложены кирпичем, полностью отсутствовали полы, железо на крыше храма проржавело до дыр. Первая служба была проведена 26 апреля 1994 г. иереем Владимиром Коженковым в приделе Святителя Николая Архиепископа Мирликийского. Им же 25 апреля 1995 года был освящен главный алтарь. К знаменательным событиям можно отнести освящение колоколов 25 февраля 1996 г. архиепископом Калужским и Боровским Климентом. В 1996 году архиепископ Калужский и Боровский Климент в день Св. Троицы освятил колокола. А 28 марта 1998 года была отслужена панихида по Дашковой Е.Р. Старинное село Троицкое, в прошлом - родовое имение Дашковых, располагается на правом живописном берегу реки Протвы. С начала 17 века его владельцем был стольник И.А. Дашков, участвовавший вместе с князем Д.И. Пожарским в освобождении Москвы от польских интервентов. В 1654 году в селе была выстроена деревянная церковь. В 1765 году вместо деревянного храма была построена кирпичная церковь с колокольней на средства Екатерины Дашковой в стиле провинциального барокко. В Троицком, помимо церкви, располагалалась усадьба с главным домом, флигелями, воротами, хозяйственными постройками. Усадьбу Дашкова очень любила и вкладывала в нее немало средств и сил, чтобы все держалось в образцовом порядке.

http://sobory.ru/article/?object=04780

Никандрово. Троицкий Никандров Городноезерский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 1831 г. на месте деревянной церкви Воскресения была построена большая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с тремя престолами: в неотапливаемой части - во имя святителя Николая Чудотворца, слева - во имя великомученика Димитрия Солунского. Возможно, престолы были освящены в память старых монастырских церквей. Жервэ Н.Н. Никандрова пустынь//София. Новгород. 1997. c. 21 Храм Святой Троицы располагается в пределах бывшей Никандрово Городноезерской пустыни, находится близ западного берега карстового озера Городно на территории нынешнего Любытинского района. Основатель пустыни прп. Никандр Городноезерский, придя сюда в 1550 году, построил храм во имя Воскресения Христова, возобновив память древней Воскресенской обители, существовавшей здесь задолго до его прихода, что отмечает в Житиях святых архиепископ Филарет Черниговский. Церковные ведомости г. Боровичей и его уезда за 1913 год упоминают уже храм не Воскресения Христова, но Святой Троицы («Ведомость о церкви Святыя Живоначальныя Троицы, бывшей Никандровской пустыни, состоящей Боровичского уезда Новгородской епархии, в погосте Никандрове за 1913 год»). Сама же Никандровская пустынь по штатам 1764 года в царствование имп. Екатерины II была упразднена и переименована в погост Никандрово с храмом во имя Воскресения Христова и в нем – приделом в честь преподобного Никандра Городноезерского. Церковные Ведомости за 1826 год сообщают: «Церковь во имя Воскресения Христова с приделом преподобного Никандра, деревянная твердая церковной утварью достаточная, поставлена в 1794 году…» Ведомости за 1831 год сообщают уже о двух храмах: старом деревянном обветшавшем — во имя Воскресения Христова и новом каменном с «крепкой колокольней, трехпрестольном» — во имя Святой Живоначальной Троицы, на каменном фундаменте и с большой колокольней. В холодном соборе был престол во имя Св. Троицы, в теплом приделе, на правой стороне – во имя святителя Чудотворца Николая, на левой – во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=09516

Успенский Погост. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:приблизительно 1740 - 1799. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, с. Успенский Погост Координаты: 56.102247, 42.169758 Проезд:Южный выезд из райцентра Вязники от южной объездной дороги, 13км. Асфальтированная дорога Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Первые документальные сведения о церкви Успенского погоста имеются в патриарших окладных книгах; в них под 1628 г. отмечено: «церковь Успения Пречистые Богородицы в вотчине боярина кн. Ф.И. Мстиславского (XVI век — 1622) княгини Ирины в Ярополчи на р. Суворщи». По писцовым книгам 1653 г., при церкви Успенского погоста было 7 священников, дьякон, пономарь и просвирня, церковных бобылей 5 дворов, в приходе 776 дв. крестьянских, пашни церковной «худые земли» 130 чети, сена 10 копен. В приход входило 36 населённых пунктов с общим количеством жителей – 6700 человек. В Успенском Погосте находился центр Ждановской волости (одной из пятнадцати вязниковских волостей). Из дела за 1751 г. 506 видно, что Христофор, митрополит Грузинский, в 1729 г. посвятил во священника в приход Яропольской десятни Успенский погост к церкви Живоначальной Троицы. Успенскою церковь именуется в патриарших окладных книгах до 1746 г., только в одном документе 1730 года названа Троицкая церковь Успенского погоста. Но из надписи на сохранившемся в церкви напрестольном Евангелии видно, что уже в 1664 году на погосте была другая церковь Пресвятой Троицы. Была ли это отдельная церковь или придел при Успенской церкви, из надписи не видно. В действительности на погосте с глубокой древности существовала каменная церковь Пресв. Троицы с приделом во имя Успения Божией Матери. Когда и кем построена была эта церковь, сведений о том не сохранилось. С достаточною вероятностью можно предполагать так: первоначально на погосте была построена церковь в честь Успения Божией Матери, отчего погост назван Успенским и так церковь записана в патриарших книгах; затем построена каменная церковь во имя Св. Троицы, но в окладных книгах церковь писалась по-прежнему, как это бывало во многих других случаях. В Троицкой церкви первоначально было два престола рядом во имя Св. Троицы и Успения Божией Матери. Около 1742 г. Успенский придел был упразднен и к северной стороне трапезы была приложена небольшая теплая церковь, которая была освящена в честь Успения Божией Матери. В половине XIX столетия эта церковь была разобрана и вместо нее приложена к Троицкому храму обширная трапеза с двумя в ней приделами. Таким образом Троицкий храм утратил свою первоначальную форму и внутренние его украшения принадлежат уже позднейшему времени.

http://sobory.ru/article/?object=04194

Вощажниково. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной с часовнями. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1700 и 1796. Адрес: Ярославская обл., Борисоглебский р-н, с. Вощажниково Координаты: 57.360103, 39.139289 Проезд:Рейсовым автобусом от пос.Борисоглебский. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Троицы Живоначальной Часовня у церкви Троицы Живоначальной Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Часовня у церкви Рождества Пресвятой Богородицы Сортировка: Карта и ближайшие объекты Вощажниково, торговое село, принадлежавшее гр. Шереметеву, в 28 верстах от Ростова, при прудах и колодцах. В нем 172 двора, из числа которых есть несколько каменных, 372 души и 377 наделов. В селе Вощажникове три церкви: - во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1700 г. Из акта, хранящегося в конторе гр. Шереметева, видно, что «в дворцовом селе Вощажникове (подаренном гр. Бор. Петр. Шереметеву императором Петром I) находилась церковь каменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы… в ней образ вмч. Параскевы, резной; подле церкви на столбах четыре колокола…; на церкви глава обита чешуею древянною, на главе крест железный, полуженный; алтарь церкви и трапеза крыты тесом; около церкви и кладбища ограда деревянная». Настоящий пятиглавый вид каменному храму, построенному в 1700 г., покрытому теперь железом, придан впоследствии одновременно с устройством трехъярусной колокольни, на которой помещены боевые часы, купленные в 1800 г. - пятиглавый, крытый железом, храм во имя Живоначальной Троицы построен усердием прихожан в 1797 г., - кладбищенский храм, каменный, одноглавый, в связи с колокольнею, во имя Преображения Господня, построен прихожанами в 1830 г. Первые две церкви находятся внутри села и с трех сторон обнесены каменною оградою, а с четвертой каменные лавки, построенные около 1793 г. Кладбищенская церковь находится вне села и также обнесена каменною оградою. Рождественская церковь построена на месте бывшей деревянной, существование которой восходит ко временам царя Михаила Федоровича.

http://sobory.ru/article/?object=14652

Клин. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор, Свято-Троицкий собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Собор Троицы Живоначальной являлся доминантой Соборного комплекса, который располагался в самом центре города Клин на Советской площади. В далекие царские времена эта площадь называлась Соборная. Это название ей было дано не случайно, так как именно на этой площади находился большой пятиглавый собор - Троицкий. В 1910 году Соборная площадь была переименована в Долгоруковскую, а уже после революции в Советское время ей дали название Советская. Соборный комплекс состоял из 4 объектов. В него входили: Троицкий собор; колокольня;  Воскресенская церковь; гостиница. До наших дней Соборный комплекс дошел в сильно измененном виде. Собор Троицы Живоначальной. В обиходе также имеет названия: Троицкий собор; Свято Троицкий собор; Собор Троицы Живоначальной. Был построен в 1802 году на средства клинских купцов. Являлся доминантой Соборного комплекса и всей площади. Первоначальная архитектура собора: большой кирпичный четырехстолпный собор в стили классицизма с одной апсидой. Его высота составляла 25 метров. Имел два яруса, объединенные пилястрами. В нижнем ярусе собора окна имели прямоугольную форму, а в верхнем ярусе окна были арочного типа. Над вторым ярусом, под треугольным фронтоном, располагались небольшие круглые окна – отдушины. Стены собора были оштукатурены и выбелены. Нижняя часть стен - рустована. Крыша собора была увенчана пятью массивными световыми барабанами с продолговатыми окнами. В центре крыши располагался самый большой барабан, промежутки между окнами которого, украшали полуколонны. Световые барабаны были увенчаны куполами округлой формы с крестами. По бокам собор украшали портики, с боку была пристроена просторная трапезная, которая в 1858 году перестраивалась, и в ней были образованы два придела: Казанский и Никольский. К трапезной примыкала еще одна небольшая пристройка с крылечком. По словам местных жителей – эта пристройка должна была служить основанием большой шестиярусной колокольни. Но она так и не была построена.

http://sobory.ru/article/?object=08570

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Черёмушках. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1897 и 1898. Колокольня - нач. 20 в. Год утраты:1963 (снесена) Адрес: Россия, г. Москва, на месте северного крыла Дома аспиранта и стажёра МГУ (ул. Шверника, д. 19 корп. 1) Координаты: 55.690904, 37.594772 Проезд:станция МЦК " Крымская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Раннее упоминание о Троицкой церкви относится к 1732 г., построена на земле Александра Тимофеевича Ржевского, владельца села Черемошье. Троицкий храм простоял до 1879 г. и был перестроен священником Иоанном Забавиным на пожертвования Московского купца 2-й гильдии Степана Ивановича Тихонова. На месте разобранного был построен новый храм во имя Живоначальной Троицы. Незадолго до Первой мировой войны над входом была поставлена колокольня, выполненная в неоклассическом стиле. В 1935 г. решением властей служение было запрещено и помещение церкви использовалось под нужды промышленного предприятия (спорт-артель). До 1958 г. храм еще находился в относительной сохранности. Но во время ликвидации села, территория которого вошла в черту Москвы, церковь окончательно была разрушена в 1963 г. На ее месте сооружен бассейн, который в скором времени пришел в негодность и превратился в свалку мусора. Восстановление храма началось в 1997 г. История храма ведет свое начало из 18 века. В городском архиве сохранилась опись, сделанная в 1887 г. Более раннее упоминание о Троицкой церкви относится к 1732 г. и связано с именем Александра Тимофеевича Ржевского, владельца села Черемошье. Об этом имеются сведения в окладных книгах Синода казенного приказа. Там говорится: «сентября 6-й день (н.ст. 19 сентября), по указу ея Императорского Величества и по благословению Святейшего Правительствующего Синода, против прошения статского советника Александра Тимофеевича Ржевского, велено в Московском уезде, в Чермневем Стану, в вотчине его, в поселенном на пустоши сельце Черемошье, новопостроенную каменную церковь во имя Живоначальной Троицы освятить и Антиминс выдать, а положенные данные деньги имать с нынешнего 1732 года и впредь повсягодно. И оную новопостроенную церковь внести в окладные книги. Между тем прибавлено, что полоняничные деньги с Московского уезда не собираются» (Патр. приказ, кн. 357, л.42 об.). В 1735 г. при церкви был священник Иордан Осипов.

http://sobory.ru/article/?object=50624

Муром. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Собор Троицы Живоначальной в женском Троицком монастыре города Мурома Благодаря интересному стечению обстоятельств и закономерностям развития муромской школы церковного зодчества, собор Троицкого женского монастыря, основанного позже трех других обителей города (его основание датируется началом 1640-х годов), является наиболее ранним памятником знаменитого «узорочья» местных мастеров-«муролей». Именно поэтому многие особенности его композиции и декора достаточно своеобразны по сравнению с храмами трех других монастырей, а некоторые впоследствии так и не были повторены. Как и почти все городские церкви, собор Троицкого девичьего монастыря возведен на месте старинного деревянного храма. Согласно церковному преданию, в 1190-е годы святой князь Константин Святославич Муромский поставил здесь деревянную церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. С 1351 года она упоминается уже как Троицкая. Каким был ее первоначальный облик, установить пока не удалось, так как первое известное нам описание относится уже к 1624 году: «Супротив монастыря [Благовещенского] церковь ружная [т.е. не имеющая своих земельных владений и находящаяся на обеспечении прихода] Живоначальной Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обшиты железом белым, да и в той же церкви придел святых Бориса и Глеба… Да внизу под тою церковью два престола – престол Трех Святителей и Параскевы Пятницы» 5]. Как видно из описания, в новую церковь бережно перенесли престол святых князей Бориса и Глеба из первого храма. Кроме того, как и деревянная церковь, некогда стоявшая на месте собора Воскресенского монастыря, предшественница Троицкого собора имела столь любимое в деревянном и каменном зодчестве Мурома шатровое завершение. Строительство каменного собора и основание женского Троицкого монастыря связано с именем купца «московской сотни» Тарасия Борисовича Цветнова по прозвищу Борис Цветной. Судя по тексту закладной надписи, работы велись с августа 1642 по август 1643 года: «лета 7150 (1642), августа 21, начата бысть сия церковь создатися во имя Живоначальной Троицы с приделы, при державе благочестивого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, и при благоверной царице великой княгине Евдокии Лукьяновне, и при их благородном царевиче князе Алексие Михайловиче и при святейшем кире Иосифе, патриархе московском и всея Руси и при архиепископе Моисее рязанском и муромском» и «свершена же бысть сия церковь 7151 (1643) августа 6 тщанием и снисканием гостиныя сотни торгового человека Тарасия Борисова сына, по реклому, Богдан Цветной». После освящения храма Тарас Цветной получил разрешение на строительство возле него «нового девичьего» монастыря

http://sobory.ru/article/?object=04952

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010