По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды) . Примечание. «Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…» (единожды), тропарь праздника (Недели мироносиц), глас тот же: «Благообразный Иосиф…» (единожды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й: «Апостоле святый и Евангелисте Марко...», «И ныне» – ин тропарь праздника (Недели мироносиц), глас 2-й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Примечание. Пение Непорочных вместо полиелея на воскресной утрене назначается Уставом в эту Неделю и в последующие воскресенья до отдания Воздвижения (21 сентября), кроме совпадения с воскресным днем полиелейного или бденного праздника. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, глас 2-й: «По страсти шедше…». Седален апостола по 1-м стихословии, глас 1-й: «Яко утро, благолепно возсиял еси миру…»; седален апостола по 2-м стихословии, глас 4-й: «Научився от Источника жизни…». «Слава» – седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Идольскую гордыню низложив...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В напасти многоплетенныя впад...» (см. 29 апреля, в службе Девяти мучеников Кизических, по 3-й песни канона) . Степенны – антифоны 2-го гласа. Прокимен воскресный, глас 2-й: «Востани, Господи Боже мой…». Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и праздника Триоди (Недели мироносиц) на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-08/

43. Неделя о блудном сыне и Сретение Господне 44. Неделя св. Жен Мироносиц 45. Шестая неделя по Пасхе — о слепом 46. Вознесение Господне 47. Вознесение Господне 48. О святых Апостолах 49. Неделя всех святых 50. Преображение Господне 51. Успение Пресвятой Богородицы 52. Покров Пресвятой Богородицы 53. О Богослужении 54. О жизни в богослужении и о приобщении к Вечности 55. О чтении и разумении Св. Писания 56. Слово о Церкви, как Теле Христовом Первая проповедь Суббота вечер 1-й недели Вторая проповедь Воскресенье вечер 1-й недели Третья проповедь Воскресенье вечер 2-й недели Великого Поста. Четвертая проповедь Суббота 3-й недели Великого поста. Пятая проповедь Воскресенье вечер 3-й недели Великого Поста Шестая проповедь Суббота вечер 4-й недели Великого Поста Седьмая проповедь Воскресенье вечер 4-й недели Великого Поста Восьмая проповедь Воскресенье вечер 5-й недели Великого Поста Девятая проповедь. Над Плащаницей Слово в Неделю первую Великого Поста, вечер СЛОВО НА БОГОЯВЛЕНИЕ Слово на Преображение Господне СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Слово о покаянии Духовные беседы 1. О богослужении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Недавно мы праздновали праздник Пресвятой Девы, вхождение Ее во храм и, как Св.Церковь учит нас, вхождение это совершено для того, чтобы Ей во храме воспитатися честно. Это вхождение во храм, это приобщение к иной жизни, чем наша жизнь здесь, на земле, к жизни премирной было когда-то совершено Божией Матерью, и каждый из нас, каждый, кто живет в этом мире и верит во Христа, в свое время был введен во храм именно для того же, для чего вошла и Пресвятая Дева, — для того, чтобы в нем воспитатися честно, для того, чтобы оставить эту жизнь и приобщиться к премирной, выйти из временного, — войти в вечное. Когда мы говорим о богослужении и участвуем в нем, мы забываем о двух его сторонах: мы думаем, что мы пришли в храм для того, чтобы днесь, ныне вспомнить то или иное событие из жизни Господа, из жизни Богородицы или святых. А между тем Св.Церковь говорит нам о том, что наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Откуда появляются у нас сомнения? Часто просто по недоразумению, по нашему невежеству; потому что мы беремся судить и решать вопросы без всякой подготовки. И это именно в вопросах веры. Ведь над вольным мыслителем в других областях, например, в области медицины или астрономии, мы просто посмеемся. Но толковать, и очень самоуверенно, вопросы веры и богословия мы беремся часто совершенно без подготовки или прочитав одну-другую книжку. Другой источник наших сомнений в вере – наша греховность, ведь Господь сказал: „Чистые сердцем Бога узрят”, а у нас нет этой чистоты, следовательно, нет и ясного созерцания Господа. Иногда ясно можно видеть, как опускаясь нравственно, человек отходит и от Господа. А иногда бывает, что просто лукавый нашептывает нам недоброе, и бывает это иногда в самые святые минуты нашей духовной жизни. В таких случаях лучше всего отмахнуться от дурной мысли, как отмахиваешься от надоедливого комара, и вооружить себя молитвой Иисусовой: „Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. Да даст нам Господь простую и чистую веру. Да даст нам Господь правильное отношение к сомнениям. 4. Неделя 3-я – свв. Жен Мироносиц и св. Иосифа Праведного Сегодня праздник в честь тех, кто был свидетелем смерти, погребения и воскресения Христа Спасителя, и тех, кто послужил Господу, потрудился для Господа. Сегодня праздник свв. жен мироносиц и свв. Иосифа Аримафейского и Никодима. Свв. жены сопровождали Господа, служили Ему от своих имений, своими средствами, были с Господом на Голгофе, при снятии Господа со Креста и при Его погребении. Они же спешили ко Гробу Христа и первыми узнали о воскресении Христовом. Свв. Иосиф Аримафейский выпросил у Пилата тело Иисуса Христа, вместе с Никодимом снял со Креста, обвил плащаницей и положил во гробе, в пещере своего сада. Святым женам мироносицам и святым Иосифу и Никодиму следуют все те, кто и теперь служит Господу, Его телу – св. Церкви, кто от имений своих, кто трудами и талантами своими. „Вместо мира песнь принесем Владыке”, – поют в Пасхальные дни. Чувствуют ли это поющие? Понимают ли, что пением своим Господу служат, приносят Ему миро, становятся в ряд мироносиц? Чувствуют ли все труженики церковные и жертвователи, Кому они служат и Кому несут свои жертвы?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

7. Re: Еще один повод выразить свою любовь Полностью согласна с автором. Спаси, Господи! 6. Ответ на 4., Русский Сталинист: Наши " истинно русские " " истинно православные " заветам своего учителя верны. О, это документально зафиксировано. Наша " просвещённая " написала некую статью о ЕГЭ, под которой дала разъяснение - всеобщее образование вредно, оно " снижает уровень " образования. Т.е. быдлу счет до десяти и умение поставить крестик вместо подписи, а колониальная администрация будет получать не " сниженное по уровню " образование. 5. Ответ на 3., Lucia: Конечно, не надо. Многим и мужчинам образование не нужно. Все равно дебилы. 4. " Всеобщее образование- это плохо! " (с) Как учил фюрер, остаткам русского народа, которым суждено было ближайшую тысячу лет обслуживать немецких колонистов на Востоке Третьего Рейха, не нужно никакого образования, достаточно, чтобы они умели считать до десяти, бОльшего от них не требовалось. Наши " истинно русские " " истинно православные " заветам своего учителя верны. 3. Ответ на 1., М.Яблоков: Каждый праздник непременно имеет духовную основу. «Духовной» составляющей праздника 8 марта, установленного революционерками-феминистки Кларой Цеткин и Розой Люксембург, является усекновение главы Иоанна Крестителя. Духовная основа это «праздника» - право на прелюбодеяние! И незнанием здесь оправдаться никак не удастся! Не надо лукавить. Это «праздник» для атеистов, а не для православных христиан. Для православных христиан женский день - Неделя Жен-Мироносиц. Жены-Мироносицы явили образец верности Христу до конца! Вот, на кого нужно равняться и иметь примером, а не феминисток-лесбиянок, и не сатанисток Иродиады с Саломией. Опрошенные мною дети сказали так - плевать, какой праздник, зато в школу не надо. 2. Re: Еще один повод выразить свою любовь Нет, всеобщее образование - это плохо. Теперь всякая ущемленная кухарка лезет в люди. 1. Re: Еще один повод выразить свою любовь Каждый праздник непременно имеет духовную основу. «Духовной» составляющей праздника 8 марта, установленного революционерками-феминистки Кларой Цеткин и Розой Люксембург, является усекновение главы Иоанна Крестителя. Духовная основа это «праздника» - право на прелюбодеяние! И незнанием здесь оправдаться никак не удастся! Не надо лукавить. Это «праздник» для атеистов, а не для православных христиан. Для православных христиан женский день - Неделя Жен-Мироносиц. Жены-Мироносицы явили образец верности Христу до конца! Вот, на кого нужно равняться и иметь примером, а не феминисток-лесбиянок, и не сатанисток Иродиады с Саломией.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/08/ew...

Начало: «В святую и великую неделю Пасхы»; 8) поучение Иоанна Златоустаг о на святую Пасху (318 об.–320). Начало: «Послушайте братье да скажю вам власть»; 9) Кирилла мниха недостойного в святую Пасху в светоносный день воскресениа о пречистых сказаний (320–323 об). Начало «Радость сугубу всем християном и веселие миру неизреченно». В издании Сухомлинова стр. 11–18, – Калайдовича стр. 10–17.; 10) иже в святых отца нашего Иоана архиепископа Константина града слово на святое воскресение Христа Бога нашего (323 об.–326 об.). Начало: «Воскресе в 3-й день Господь наш Иисус Христос и жизнь мирови дасть»; 11) иже в святых отца нашего Иоана Златоустаго слово на святую Пасху (326 об.–327). Начало: «Аще кто благоверен и христолюбив»; 12) синаксарь в неделю Обновления (327–328 об). Начало: «В неделю 1-ю по Пасце обновление празднуем»; 13) слово Кирилла мнииха недостойного о поновлении воскресения и о артусе и о Фомине испытании ребр Господень (328 об.–333). Начало: «Велика учителя мудра сказателя». В издании Сухомлинова стр. 19–24; – Калайдовича стр. 18–27; 14) синаксарь в неделю мироносиц 333–334 об.) Начало: «В неделю вторую по Пасце святых жен мироносиц»; 15) в неделю 2– ю святых мироносиц слово от евангельа (335–336 об). Начало: «И минувшии субботе ей солнцу восиявюшю»; 16) похвала благообразному Иосифу (336 об.–338). Начало: Похвалим ныне Иосифа приснопаметного благообразного»; 17) синаксарь в неделю раслабленого (338–339). Начало: «В те же день неделя 3-я по Паеце еже о раслаблене Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа чудо»; 18) Кирилла епископа туровского в неделю 3-ю по Пасце слово о раслабленем от сказания евангельскыа (339–343 об). Начало: «Неизмерна небесная воинства, неиспытанно преисподняа глубина». В издании Сухомлинова стр. 36–42, – Калайдовича стр. 43–52; 19) синаксарь в среду Препловленье (343 об.–344 об). Начало: «В среду Препловлениа празднуим праздник Пятьдесятници»; 20) синаксарь в неделю о самаряныни (344 об.–347). Начало: «В ти же день в неделю 4-ю по Пасце самаряныни празднуим праздник»; 21) в неделю 4-ю по Пасце поучение Иоана Златоустаго (347–348).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ближайшие ученики разбежались от страха перед схватившими Христа врагами, лучший из них отрекся от Него трижды, а они – робкие, слабые женщины, но сильные любовью и состраданием, не оставляют Божественного Страдальца, не отрывают глаз от креста, на котором в мучениях истаевает Его жизнь. После смерти Спасителя они – одни из всего множества Его последователей и слушателей – безбоязненно находятся при Его погребении, будучи не в силах оставить Его гроб. По прошествии субботы они покупают благовония и несут их ко гробу своего Учителя. Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, милосердия и любви Господь вложил в душу женщины, которая благодаря этому способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» ( 1Петр. 3, 4 ). Евангелие, читаемое на Литургии этой Недели, повествует о погребении Господа, Его воскресении и явлении женам-мироносицам. Оно научает нас тому, что вера и усердие не остаются без вознаграждения. Усердие мироносиц к Спасителю было, прежде всего, вознаграждено радостной вестью о Его воскресении и явлением Воскресшего. А «поступок благоразумного Иосифа, положившего Тело Господа в новом гробе, – говорит святой Григорий Нисский , – да будет для нас правилом, чтобы мы, получив дар Тела и Крови Христовых, не принимали Его в нечистое одеяние совести и не полагали во гробе сердца, исполненного мертвых костей и всякой нечистоты». На воскресной утрене после «Бог Господь» поются песнопения Великой Субботы – три тропаря: «Егда снизшел еси к смерти», «Благообразный Иосиф», «Мироносицам женам», но с тем отличием, что присоединяется прославление Воскресения Господня. ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – О РАССЛАБЛЕННОМ В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного, пребывавшего в недуге тридцать восемь лет ( Ин. 5,1–14 ). Это чудо Иисус Христос совершил во второй год Своей проповеди во время иудейской пятидесятницы. Поскольку исцеление расслабленного было совершено в годовой иудейский праздник, то и воспоминается оно в настоящие праздничные дни. Вместе с тем, в исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа Распятого и Воскресшего, который озарил Вселенную светом Своего Воскресения, который для всех есть Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор. 1, 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

3) Предосудительность упрямства и излишней пытливости человеческого разума в делах веры (ст. 25). Фома хочет ощупать Господа. «Блаженны не видевшие и веровавшие», – говорит Господь. Не осязанием, не разумом познается Господь, а верою. 4) Значение приветствий мира в христианской жизни (ст. 19). Обличение сквернословцев и враждолюбцев. 5) Рассказ о распространении апостолами веры Христовой, сопровождаемом различными знамениями и чудесами ( Деян.5:12–20 ). Конспект темы: а) Значение дарованной Богом апостолам силы творить чудеса. 6) Примеры чудес (ст. 12, 15, 16). в) Необыкновенно быстрое распространение веры христианской в первые дни христианства (ст. 14). г) Особенное покровительство Божие проповедникам веры Христовой (ст. 19). Особая цель этого покровительства (ст. 20). д) Люди, побуждаемые невежеством, предрассудками, чувственными пожеланиями, самолюбием, гордостью и высокомерием, всегда враждуют против дела Божия и стараются всячески препятствовать святым и благим намерениям и даже стремятся разрушать установления Божии (ст. 18). Участь таких людей ( Рим.8:8 ). Неделя жен мироносиц (Евангелие от Марка, зач. 69, гл. 15, ст. 43–47; гл. 16, ст. 1–8; Апостольские Деяния, зач. 16, гл. 6, ст. 1–7). 1) Женщины, следовавшие за Христом. Душа женщины – «христианка» по преимуществу. Задача женщины – проповедать Христа, Его правду. Она должна сделать дом церковью Божиею. Средства для этого -молитва, влияние на мужа и детей. Примеры Св. Нонны и Моники 183 . 2) Что женщины во имя Христа могут сделать общими силами в селе. Женщины сестричных союзов. Общая забота о детях. Женщины и храм. Общая забота о его чистоте. 3) Особенная привязанность и любовь Иосифа и жен мироносиц ко Господу Иисусу Христу. Они – последние у Креста, первые – у гроба. Они своевременно делают все от них зависящее для Божественного Страдальца. За все это Господь их первых и сподобил услышать известие о Его Воскресении и увидеть Его Воскресшим. 4) Кто отвалит нам камень от дверей гроба? (ст. 3). Надежда на наше воскресение из мертвых и будущую жизнь должна исключительно питаться всемогуществом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Молитвенно желаю всем православным сербам, проживающим в Косово и Метохии, духовной поддержки и укрепления, ведь эти люди стали свидетелями разрушения своих храмов, им выпала нелегкая доля жить во враждебном окружении. Мы поддерживаем позицию Сербской Православной Церкви в отношении самопровозглашенной республики на территории Косово — священной для сербов земли. На пресс-конференции, которая состоялась во время моего визита на ПАСЕ в 2007 г., первый вопрос мне был задан об отношении к косовской проблеме. Я сказал, что, к сожалению, судьбу этого края решают те, кто там никогда не был и не знает, чем для сербов является Косово, сколько сербской крови эта земля впитала, сколько намоленных древних святынь — монастырей и храмов — находится на Косовской земле! Конечно, мы глубоко сопереживаем страданиям сербов, которые проживают на этих землях — теперь уже в меньшинстве. — Ваше Святейшество, более 10 лет назад Русская Православная Церковь выступила с предложением отмечать праздник Жен-Мироносиц вместо 8 марта — Международного женского дня. К сожалению, сейчас эта инициатива забылась. Есть ли сегодня в Церкви какой-нибудь центр, который занимается этим вопросом? — Неделя Жен-Мироносиц всегда считается у православных женщин женским днем, его верующие отмечают и без специального центра. Сейчас слышно много разговоров о том, что надо учредить праздник, посвященный семейному счастью и супружеской верности, а Православная Церковь уже давно отмечает День памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, которые являют нам пример взаимной любви и верности. Сейчас нам пытаются привить новые зарубежные праздники — дни святых Валентина или Патрика, забывая о том, что в России издавна существуют свои традиции. — Ваше Святейшество, в последнее время почили о Господе многие известные деятели Церкви, сделавшие немало для становления и возрождения Православия в нашей стране, с чьими именами связана целая эпоха. Как чтить память тех, кто уже ушел от нас? Есть ли преемственность или, наоборот, отличия между уходящим поколением священнослужителей и поколением нынешним?

http://patriarchia.ru/db/text/396079.htm...

На этом построена вся жизнь Церкви, все христианское мировоззрение, все величие человека, все безграничное смирение Божие. Во Христе нам раскрыто и то, и другое; и мы ликуем не только о том, что Бог есть Бог любви, что Бог есть Спаситель наш, но ликуем мы и о том, что в Нем нам открыто, как велик человек. Человек так велик, что Бог может вместиться в него, человек так велик, что Христос может пройти через врата смертные и войти в вечную жизнь, и с Собой увлечь, унести нас в вечность, – как поток уносит. Человек так велик, что Христос, приобщившись во всех отношениях, кроме греха, нашему человечеству, приобщает нас до конца Своему Божеству, если только мы открываемся Его воздействию. Как это дивно! А в наступающие сорок дней Христос постоянно является Своим ученикам, Он им раскрывает тайны Царства Божия, Он им открывает имя Господа нашего как Любовь, Он им открывает понимание Церкви как общества людей, которые соединены между собой любовью; Он открывает им, что временную жизнь они могут потерять, что она неминуемо пройдет, но что им дана вечная жизнь, которая есть жизнь Божия, уже вселившаяся в них, действующая в них, побеждающая все... И в наступающие недели каждое евангельское чтение будет нам говорить об этом торжестве жизни, о победе жизни, о победе любви над всем остальным. Будем радоваться, будем ликовать о том, что воскресший Христос не только победил смерть для Себя и в Себе, – будем радоваться, что в нас и для нас Он победил смерть, грех, страх – все, и что мы стали теперь свои, родные Живому Богу. Аминь. Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц. 21 апреля 1991 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы празднуем сегодня день святых жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Они еле упоминаются в Евангелии до страстных дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит; но вот в это время они вдруг появляются. У креста – апостолов не было; Иуда повесился; и только Иоанн стоял с Божией Матерью: потому что он был апостолом любви, как и Матерь Божия была любовью воплощенной, выражением любви всей земли к Богу и всей любви Божественной к нам, людям. И когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер, как бы бесповоротно пораженный, тогда появились Иосиф и Никодим, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения: кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться и которое могли победить только любовь и верность до конца.

http://zavet.ru/ant-sur04.htm

По примеру святых жен-мироносиц, и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит апостол ( Рим. 8:38–39 ), ничто не могло отлучить нас от Него — ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего. Прославляя жен-мироносиц, Церковь воспевает их словами тропаря: Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость . Неделя 4я – о расслабленном В этот день в храмах читается евангельский отрывок о чудесном исцелении Господом расслабленного. Он был в недуге 38 лет и ждал избавления от него около купальни, в которой раз в году исцелялся первый в нее входивший ( Ин. 5:1–14 ). Эта купальня была прообразом дарованной Христом купели Крещения, в которой уже не раз в году, а в любой час каждый уверовавший может исцелиться, очистив себя от скверны греховной, и родиться для новой жизни. Пять крытых ходов, ведущих к купальне, символизируют пять Книг Моисеевых, ведущих ко спасению, то есть иудейское Писание, которое, по слову Самого Спасителя, свидетельствует о Нем ( Ин.5:39 ). Соответственно, множество больных, лежавших вокруг купальни, являют образ пораженного грехом падшего человечества, ожидавшего пришествия Мессии и спасения. Евангелие о расслабленном иносказательно повествует нам о болезни расслабления духовного. Таковое расслабление обыкновенно наступает от отчаяния или лености и уныния, но важно помнить, что и малейшее усилие и терпение, предпринимаемые верующим в такой ситуации, не пропадут даром, поскольку Господь всевидящ, и в известный Ему момент обязательно прострет свою десницу и речет: «Встань и ходи»! Важно помнить, что спасение человеков невозможно без какого-либо усилия со стороны самих людей, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ).

http://azbyka.ru/nedeli-po-pashe

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010