Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 2. Недели Триоди Цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Неделя Жен Мироносиц I. Евангельское чтение. Зачало (69). Евангелие от Святого Апостола Марка 15:43–47; 16:1–8 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. 16:1–8. 1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. 2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? 4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. 5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. 6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. 7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. 8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Практический очерк содержания рядового чтения Подвиг жен мироносиц В евангельском чтении этой недели говорится об обстоятельствах погребения и воскресения Иисуса Христа и в частности о подвиге святых жен мироносиц . 1. Их любовь к Господу. а) Чем они выразили ее: остаются последними у креста и первыми у гроба (ст. 47); делают все, что могут (“ купили ароматы ” ст. 1); спешат временем, не теряя ни минуты (“ весьма рано ” ст. 2). б) Чем мы можем выразить свою любовь: вообще послушанием воле Господа, в частности деятельной любовью к ближним.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Жены-мироносицы. Роспись нижней церкви Храма Христа Спасителя. Фото: hramdecor.ru Ныне Неделя святых жен-мироносиц. Святая Церковь по окончании пасхальных торжеств прославляет тех святых, которые за их любовь и преданность ко Христу, за их искренность, самопожертвование, страдания и слезы Удостоились первыми лицезреть воскресшего Спасителя. Это были святые жены-мироносицы. Они особенно дороги Православной Церкви по воспоминаниям о событиях земной жизни Иисуса Христа. Как ближайшие спутники возлюбленного Учителя, они прислуживали и помогали во всем Божественному Страдальцу, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, образцом совершенного покаяния! Святая любовь возродила их к новой, благочестивой жизни, открыла им цель земного существования и дала разумение тайн Божиих, приучила к лишениям и подвигам, примирила со скорбями и испытаниями, привлекла к делам милосердия и трудолюбия, довела до спасительного, совершенного покаяния и прославила на всю вселенную по пророческому Слову Сына Божия. Каждая любящая, христианская душа, помышляя о земной жизни Господа своего, неизбежно созерцает при этом и дивные образы жен-мироносиц, столь близких ее сердцу, как-то: Марии, сидящей у ног Спасителя и внимающей всем существом своим учению Его о жизни вечной, или другой Марии — Магдалины, пома-зующей драгоценным миром ноги возлюбленного Учителя и утирающей их своими длинными, чудными волосами, а затем плачущей на пути к Голгофе и бегущей на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса, или, наконец, всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и еще более пораженных явлением им Распятого на пути, когда они бежали возвестить апостолам о случившемся. Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением свв. жены-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святе.

http://pravoslavie.ru/1707.html

Скачать epub pdf 13. Неделя жен-мироносиц Третье воскресенье по Пасхе Дeяh. VI, 1–8 1. В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаем», были в ежедневном раздаянии потребностей. 2. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. 3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4. а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. 5. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6. их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. 7. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. С самого начала христианства в Иерусалиме христиане, воодушевленные и воспламененные новою силою небывалой братской любви, жили так, что, по выражению евангелиста Луки, у них – у множества уверовавших было одно сердце и одна душа;…все у них было общее ( Дeяh. IV, 32 ), и каждому давалось из общей церковной собственности, в чем кто имел нужду (ст. 35). Для наблюдения над церковною собственностью и для справедливой, равномерной и своевременной раздачи церковных средств нуждающимся были приставлены христиане из евреев туземных. Но эти приставники вскоре после своего назначения на эту должность уже перестали руководиться справедливостью ко всем и братским единодушием. При каждодневной раздаче пищи христианам приставники стали очень резко оказывать преимущество и особенную любовь к своим евреям, т. е. палестинским, и бедными христианами из евреев же, но только не палестинских, стали пренебрегать. Они заставляли бедных вдов их с сиротами долго дожидаться насущного хлеба из церковного склада и при этом давали им, что нужно, в меньшем, против евреев палестинских, количестве; выдавали, быть может, с упреками; и бедные семейства христиан из иностранных евреев должны были терпеть все на чужой стороне. Только был у них из-за этого ропот на туземных евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Часть IV. Дни богослужения церковные Общие и преходящие И рече Господь к Моисею, глаголя: и ты заповеждь сыном Израилевым, глаголя: смотрите, и субботы Моя сохраните: естъ бо знамение между Мною и вами в роды ваша, да увесте, яко Аз Господь освящаяй вас ( Исх.31:12–13 ). Недели и другие дни Неделею в Церковном Уставе называется и целая седмица, и преимущественно первый день ее, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых ( Мк.16:1–6 ) и который Церковь в продолжение всего года посвящает главным образом воспоминанию славного воскресения Христова и называет воскресным. Имя недели указывает на заповедь Божию, повелевающую шесть дней делать, а седьмый не делать, т. е. посвящать на особенное служение Богу и ближним, и следовательно это имя принадлежит всякому празднику и собственно дню воскресному, который сообразно с четвертою заповедию Божиею заступил для христиан место ветхозаветной субботы. Но принадлежа преимущественно воскресному дню, название недели принадлежит также и целой седмице. Подобно ветхозаветной Церкви, которая седмицу называла иногда субботою, – именем седьмого и главного дня седмицы ( Лев.23:15 , Лк.18:12 ), христиане называют также седмицу неделею, по имени первого и главного из седми дней ее, на которые распространяется священное воспоминание, совершаемое Церковию в день воскресный, или в неделю, и таким образом все семь дней делает как бы одним днем Богослужения, или недолею. Название всей седмицы неделею внушает, что по воскресении Иисуса Христа, избавившего нас от работы вражия, настало вечное субботство, – неисходный круг недель, т. е. не дел плотских и суетных, но св. дел веры и благочестия ( Евр.9:9 ). «Новый закон, говорит св. Иустин мученик , хочет, чтобы мы хранили непрестанную субботу» 206 . Таким образом всякая неделя, по изменению луны в каждые семь дней, образуя известное продолжение времени, и относительно Богослужения христианского составляет особый круг церковного проследования, еженедельно посвящаемого воспоминанию воскресения Христова, а вместе и иному особенному воспоминанию. Ибо многие недели в Церкви православной, кроме празднования воскресению Христову, посвящены особенным воспоминаниям, например: неделя о Фоме, неделя жен Мироносиц, Пятидесятницы и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

22–23. Сотрудник Братства св. Гурия. 1 мая 1910 года От редактора Настоящий „Сотрудника» выходит в двойном размере ввиду накопления срочного и интересного для будущего Казанского миссионерского Съезда материала. Возможно, что и некоторые др. майские выпуски будут тоже двойными. – Но редакция просит заранее прощения у читателей, если во время самого Съезда и в первое время после него (т. е. в конце июня и в начале июля) „Сотрудник» будет не очень аккуратен по службе. Е. А. Неделя св. жен мироносиц Христос Воскресе! Сегодня, братия мои, Св. Вселенская Церковь празднует память благообразного Иосифа, который снял со креста тело Господа и ещё празднует память жен мироносиц, первыми возвестивших о Воскресении Христовом. Таковы два подвига, ублажаемые ныне Церковью, чтобы и в настоящий день нам дать путь спасения. В чём же здесь состоит подвиг и почему он нам может быть назидателен и близок? – Потому, что он совершился точно рядом с нами, и действующие в нём лица как бы взяты из нашей же жизни. Кто такое был благообразный Иосиф? Евангелист называет его знаменитым членом совета и человеком богатым. Иначе говоря, он был вельможа еврейский, член народного собрания, уважаемое влиятельное лицо. И вот этот заметный в обществе человек, почитаемый народом, идёт унижаться перед римской властью, идёт просить у Пилата милости: снять со креста только что позорно казнённого человека... Вы себе это представляете, братия? Этот вельможа, связанный всевозможными обязательствами общественной своей жизни, жертвует мнением света, всем положением своим, и идёт просить тело распятого преступника, как смотрели на Спасителя нашего иудеи. Он унижается перед покорителями своего народа и сам подвергается позору... Почему же, братия, Иосиф Аримафейский мог бесстрашно совершить этот великий подвиг, когда мы, живя в подобных же условиях мира, и в малом не решаемся отступить от обычаев и требований своего общества? Ответ простой, но для нас очень трудный: Иосиф Ар. не изменил себе; какова была его душа до ужасного испытания этого дня Распятия, такою он её и сохранил. Св. Евангелист говорит о нём очень кратко: „он сам ожидал Царствия Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 мая вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии. Вед.: Здравствуйте! Воскресенье 3 мая Неделя святых жен-мироносиц. Иногда этот день называют «православным женским днем». Об этом празднике, а также о роли женщины в семье, обществе, в Церкви мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. Здравствуйте, Владыка! Митрополит Лонгин: Христос воскресе! Вед.: Воистину воскресе! Владыка, почему же Церковь выделила отдельную неделю, да еще такую важную — после Пасхи для того, чтобы почтить святых жен-мироносиц? Митрополит Лонгин: Это сделано для того, чтобы, как Вы правильно сказали, почтить память тех женщин, которые сопровождали Христа, сопутствовали Ему во время Его земной жизни и проповеди. Не надо забывать, что их подвиг состоит еще и в том, что, когда практически все ученики Христа бежали, рассеялись, жены-мироносицы вместе с Божией Матерью стояли на Голгофе во время Его распятия, погребали Его вместе с Иосифом и Никодимом. Как бы в награду за этот подвиг они первыми узнали и о Воскресении Христовом. А мироносицами Церковь называет их потому, что в первый день после субботы они пошли на гроб Христа для того, чтобы исполнить погребальный обряд и возлить на Его тело миро — специальные ароматические вещества, которые готовились именно для того, чтобы возливать на погребенного человека. Вместо того, чтобы исполнить задуманное, они увидели пустой гроб, пелены, Ангела, который благовествовал им о Воскресении, а Мария Магдалина, как рассказывает одно из Евангелий, встретилась и с Самим Господом. Вед.: Владыка, в связи с этим праздником хотелось бы поговорить о роли женщины в современном мире. Создается ощущение, что традиционные ценности, вечные для всех женщин, в современном мире утрачиваются. Если раньше идеал женщины это, безусловно, хранительница очага, то сейчас это успешная бизнес-леди, которая реализуется и в карьере, и в профессии, занимается спортом, следит за собой… Как к этому относится Церковь?

http://pravoslavie.ru/70421.html

     «Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц»,— читаем мы в православном календаре. Иногда этот праздник называют «церковным женским днем», но это всё же не совсем верно. День жен-мироносиц — это воспоминание о первой христианской проповеди, в которой мир — пусть в виде очень ограниченного круга лиц — впервые услышал пасхальное приветствие: «Христос воскрес!». Давайте поиграем в игру! Смысл простой: назвать выдающихся женщин. В памяти сразу же всплывают имена героинь Великой Отечественной, первая женщина-космонавт, несколько женщин-ученых, писательниц, кто-то вспомнит императриц и так далее. Десятка два-три, я думаю, наберется. А теперь называем героев-мужчин… В разы больше, даже в десятки раз. Почему так? Потому что во многие эпохи и во многих странах отношение общества к женщине было, скажем так, снисходительным. Это отношение ярче всего иллюстрирует известное немецкое выражение «киндер, кюхе, кирхе», то есть «дети, кухня, церковь». К сожалению, в современном обществе до сих пор бытует мнение, что и Православная Церковь относится к женщине как к субъекту второго сорта, принижая ее достоинство, не уделяя должного внимания ее развитию. Так ли это? Нет, потому что когда в христианском обществе женщины не имеют тех же прав, что и мужчины, это положение дел не проистекает из христианства. А если внимательно почитать Новый Завет, то мы увидим в нем как раз принципиальный отход от «традиционной» нормы и отношение к женщине как к совершенно равному мужчине в ценности перед Богом творению. Из Евангелия мы знаем об одной семье — близких друзьях Христа. Это две сестры и брат — Марфа, Мария и Лазарь. Однажды Христос приходит в их дом, и Марфа уходит на кухню готовить угощение. Это не просто желание угодить дорогому гостю, а обычный порядок вещей для женщины того времени — заниматься трапезой, пока мужчины беседуют. Мария же, вопреки этому порядку, садится у ног Иисуса и слушает Его слово. Марфа вполне законно возмущается: «Господи, почему Ты не отправишь Марию на кухню?». Но Христос отвечает: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41–42). Господь как бы говорит: «Марфа, твое место не на кухне, а здесь, со Мной. Забудь про вековой жизненный уклад, потому что Я пришел в твой дом и обращаюсь и к тебе, наравне с другими».

http://pravoslavie.ru/103065.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  4.2 из  5) Предыдущий Следующий 31. Не женский это день! Христос Воскресе! Прошел ровно месяц с начала моего к вам предложения заняться устроением домашней церкви и налаживанием в ней соответствующего богослужения. Как я вам и говорил, одного месяца оказалось мало. Мы, как видите, только начали. Еще не дошли даже до изучения основных служб суточного круга (вечерни, утрени), хотя я думаю, что вам вполне достаточно и того, что уже мы обсудили. Надеюсь, что вы не только слушаете, но и практически выполняете наши уроки, хотя бы на троечку. Напоминаю о важности приучения себя к соблюдению времени суточного богослужения, хотя бы с краткой молитвой в виде обычного начала. А мы тем временем будем дальше знакомиться с новыми аспектами церковно-богослужебной жизни, тем более, что никого не понадобилось уговаривать о продлении нашей изоляции. Впрочем, сегодня мы поговорим не о каком-либо последовании, а о установившемся (не)церковном обычае, связанным с нынешним днем. Я имею в виду совсем недавно появившуюся практику поздравлять православных женщин с их якобы женским днем! Этим днем в этом случае именуют 3ю Неделю по Пасхе, называемую неделей свв. жен мироносиц. Я лично не против вместе с Церковью прославлять подвиг жен-мироносиц, но не могу согласиться с тем, что это «православный женский день» и уж тем более с тем, что на Руси он всегда был женским праздником, что якобы в этот единственный день в году мужчинам приходилось брать на себя все хозяйственные работы по дому: уход за детьми, уборку комнат, кухонные заботы, дойку коров… Ничего не напоминает? – Ну конечно, это же «традиции» празднования 8 Марта! А где же тогда аналог 23 февраля? Видимо, это следующая 4я неделя по Пасхе именуемая неделей разслабленного, но не того, о ком говорит Евангелие, а того, который лежит целый день на диване! Других вариантов я не знаю. А если серьезно, то насколько вообще сообразно с жизнью во Христе связывать чьи-то природные качества? Разве справедливо хвалить овцу за то, что она от природы кроткая? Другое дело, когда волк отложит свою природную жестокость и приобретет несвойственную ему незлобивость!

http://azbyka.ru/video/31-ne-zhenskij-je...

Темы беседы: 1. Неделя Жен-Мироносиц; 2. Открытые лекции — возрождающийся интерес к новым знаниям; 3. 9 мая — День Победы. Константин Мацан — Добрый вечер, дорогие радиослушатели, «Светлый вечер» на радио «Вера». Христос Воскресе! Алла Митрофанова — Христос Воскресе. Константин Мацан — В студии Алла Митрофанова и я, Константин Мацан. И сегодня — пятница, и у нас в гостях, как всегда, глава Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ Владимир Романович Легойда, добрый вечер. Владимир Легойда — Добрый вечер. Христос Воскресе! Наше досье: Владимир Легойда. Родился в Кустанае в 1973 году. Окончил МГИМО, стажировался в Соединенных Штатах, кандидат политических наук, профессор МГИМО. Некоторое время возглавлял кафедру международной журналистики. Оставил эту должность после назначения на пост председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата. С 96 года Владимир Легойда — главный редактор журнала «Фома», он также входит в состав различных государственных и церковных органов. Таких как Президентский Совет по правам человека, общественный совет при Минюсте, Патриарший совет по культуре, Высший церковный совет. С декабря 2015 года Владимир Легойда является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Константин Мацан — Продолжаются светлые пасхальные дни, и вот ближайшее воскресенье, второе после Пасхи традиционно считается, Церковь вспоминает в этот день жен-мироносиц. Его называют еще православным 8 марта. Такая уже немного набившая оскомину параллель, но тем не менее я посчитал нужным именно с нее начать. И нашего гостя спросить: а вы как к такому сопоставлению относитесь? Владимир Легойда — Вы знаете, я вообще стараюсь ко всему спокойно относиться. Я не считаю его фантастически удачным, это сопоставление, я понимаю, что это попытка, условно говоря, как в советское время пытались церковные праздники заменить советскими, так сейчас вот, говоря о каких-то популярных советских, мы в стремлении продемонстрирова ть, что мы от них отказываемся, мы говорим, что вот у православных свое 8 марта. Мне кажется, что Православие настолько богаче любого сопоставление с одним праздником, как бы к нему не относиться, 8 марта, что никак нас это не возвышает. Поэтому никакое это не православное 8 марта, это чрезвычайно важный день, день который говорит о том, как женщины, которые пошли ко гробу, оказались первыми в Светлое Воскресение, узнали о том, что произошло то событие, которое стало отправной точкой для всего человечества, для другого существования мира, человека и всего. Поэтому можно это сравнить хоть с 8 марта, хоть с 23 февраля, хоть с чем угодно, это, как говорят филологи, стилистическое снижение. Причем даже не стилистическое снижение, а провал, хотя мысль понятна.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Жены-мироносицы – пример для нас. В минувший воскресный день – вторую неделю по Пасхе – разсеявшееся, как дым, неверие Апостола Фомы убеждало нас в истинности Воскресения Христова, сегодня же – в третью неделю по Пасхе – удостоверяют действительность этого великого события те люди, которые сами удостоились быть свидетелями погребения Христова и затем – преславного Воскресения Его из мертвых. Эти люди – св. праведный Иосиф Аримафейский, Никодим, тайный ученик Христов, приходивший к Нему ночью ( Ин. 3, 2 ), и жены-мироносицы, от которых и вся эта третья неделя по Пасхе именуется «неделею св. жен-мироносиц». Первые два, по преданию, бывшие членами высшего иудейского судилища – синедриона, но не пожелавшие принять участия в осуждении Господа на смерть, и особенно св. жены-мироносицы, невольно приковывают к себе наше внимание своей необыкновенно-трогательной и самоотверженной любовью к своему Божественному Учителю. В самом деле. Иосиф Аримафейский и Никодим не побоялись мести своих злобных собратий и решились испросить у Пилата тело Господа для честного погребения, чего лишались обыкновенно распинаемые на кресте преступники, тела которых делались добычей хищных птиц. В то время как Апостолы, страшась за свою жизнь, покинули Господа, взятого в Гефсиманском саду под стражу, и разбежались в разные стороны, а Петр, клявшийся Ему в верности до смерти, даже трижды отрекся от Него, жены-мироносицы безстрашно следовали за Ним на Голгофу, созерцали Его страдания, стоя у креста, и неусыпно следили за всем происходящим, вплоть до самого погребения Господа, «зряще, где Его полагаху» ( Мк. 15, 47 ). Это были Мария Магдалина, Мария Иаковля, Саломия, Мария Клеопова, Иоанна, Сусанна и другие богатые женщины, о которых говорит Евангелист, что «они служили Господу от имений своих» ( Лк. 8, 3 ). И вот, едва минул день субботнего покоя, когда запрещено было иудеям что-либо делать, они немедленно купили ароматы, которыми обычно умащали тогда тела умерших, и «еще сущей тьме», ранее восхода солнца, поспешили на гроб, чтобы отдать последний долг любви своему возлюбленному Учителю – помазать Тело Его благовонными мастями, как это было принято у иудеев, тем более, что Иосиф и Никодим спешили погребсти Тело Господа до захода солнца, ибо наступал великий день иудейской субботы, совпадавшей тогда с праздником Пасхи, и только на скорую руку успели обмыть Тело и умастить Его смирной и алоем.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010