ДЕИЗМ (от лат. deus – бог) – учение, признающее существование Бога в качестве безличной первопричины мира. После творения мир развивается по данным ему законам независимо от творца. Деизм не признает персонализма Божественного начала и обычно противопоставляется теизму, признающему веру в личного Бога и в существование Промысла. ДЕМИУРГ (от греч. δημιουργος – мастер, творец, ремесленник) – творец мира, создающий вещи путем придания формы уже существующей материи; понятие демиурга в платонизме и неоплатонизме противостоит библейскому учению о творении «из ничего» (ex nihilo). ДЕР-БАЛИЗЕ (Der " Balyzeh) – монастырь в Египте, где в 1907 г. был найден папирус, содержащий литургические рукописи VI в. ДUДAXI (DIDACHE), или Учение 12 апостолов (полное название – «Учение Господа через 12 апостолов»),– часть апостольского предания. Книга была обнаружена в Константинополе в 1875. г. Предполагается, что она была составлена в конце I в. в первохристианских общинах Сирии и Палестины. В ней содержатся литургические указания и разъяснения, а также наставления о спасении и о жизни общины. ДОБРОТОЛЮБИЕ (греч. φιλοκαλα, от φιλεω – любить и καλς – красивый, добрый, благой) – самое известное собрание аскетических назиданий и поучений о молитвенной практике и духовном совершенстве восточных подвижников (IV–XV вв.), составленное святыми Макарием Нотарасом и Никодимом. Впервые издано по-гречески в Венеции в 1782 г. Позднее переиздано на многих языках в православных странах. На церковнославянский язык было переведено св. Паисием Величковским в 1793 г. В 70-х гг. XIX в. св. Феофан Затворник осуществил перевод Д. на русский язык. ДОГМАТ (греч. δγμα – мнение, от δοκειν – думать, полагать, верить). Первоначальное значение слова «Д.»: то, что кажется хорошим. Классические авторы использовали его как термин, обозначающий истинность, неоспоримость: 1) отдельных принципов философских школ, 2) законов властей. Во втором значении слово «Д.» используется в Ветхом и Новом Заветах для обозначения царских указов ( Дан. 2:13; 3:10 ; Лк. 2:1 ), распоряжений религиозного характера ( 2Мак. 10:18; 15:30 ), Закона заповедей Моисея ( Еф. 2:15 ; Кол. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

е. получает, чем (или чтобы) жить и расти духовно» (выше 63 прим.). «Как в теле головной мозг есть корень жил, говорит Феодорит, а посредством жил тело получает ощущения; так тело церкви от Владыки Христа приемлет и источники учения и начала спасения. А что в теле сочленения, то в составе церкви апостолы, пророки и учители» (ч. 7, стр. 503–4). Он же в толковании 13 ст. VI гл. Еф. говорит: «Совершенства же достигнем в будущей жизни. Посему в настоящей жизни имеем нужду в помощи апостолов, пророков и учителей» (там же стр. 437). Теперь спросим Коновалова с братией: можно ли допустить, чтобы в человеке высохли жилы, через которые сообщается телу жизнь и движение – кровь, а он всё-таки и после сего был бы жив и действовал? Конечно, скажут, нельзя сего допустить. А если сего нельзя допустить относительно тела, то нельзя допустить того и относительно церкви, т. е. чтобы в теле церкви высохли жилы – епископы, если через них сообщается верующим жизнь – Дух Св., и всё-таки люди могли бы жить духовною жизнью и спасаться. Не напрасно же св. отцы говорят, что без епископа нет церкви и спасения и не даётся Дух Св., а без Духа Св. все мертвецы, (см. выше 60 прим.). Об источниках см. 42 прим.). 15) Третье пророчество о прекращении новозаветного священства будто бы находится, по словам Коновалова, у пророка Иезекииля, которое и привёдем, чтобы видеть: какими словами пророк говорит о совершенном прекращении новозаветного священства. Толкование на это пророчество Иезекииля Коновалов привёл только Иеронимово, которому и противопоставим тоже Иеронимово сказание о необходимости и непрерывности священства, через что уяснится, что Коновалов злоупотребляет писанием Иеронима, перетолковывая его, и ставит его в противоречие самого с собою, потому что не обращает внимания на другие места его писания, в которых он говорит о вечности и непрерывности священства. Вот что приводит Коновалов из Иезекииля и Иеронима. «Бысть слово Господне мне, говорит пророк, глаголя: сыне человечь прорцы на пастыри израилевы, прорцы и рцы пастырем...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Если христианин, будучи в лоне Церкви, ведёт правильную духовную жизнь, то он, как плодоносная ветвь на Лозе ( Ин. 15:1-2 ). Тот же, кто будучи крещён и даже ходит в храм, но не ведёт духовной брани ( Еф. 6:12 ), тот подобен сухой ветви, не питающейся от Лозы истинной и потому не имеющей в себе жизни. Он хоть и видимо присутствует на Лозе, однако не является действительным членом Церкви, живой частичкой Тела Христова. Поэтому писать: “Догмат о непогрешимости Церкви ни в чем не отличается от догмата непогрешимости папы” 74 означает не знать даже азов православного учения о Церкви. Некорректно говорить, что в Православии “непогрешимость приписана… коллективу”. 75 Не коллективу, а Духу Святому, Который, как говорит и Св. Писание, обитает в Церкви, которая есть единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати. Это и есть Дом Божий, Тело Христово, одухотворенное живым, действующим в нём Богом. Поэтому свои упрёки 76 об экклизиологическом значении порочности членов Церкви протестантам не следовало бы относить к православным. Отрицая Церковь IV–VI веков как истинную, одухотворенную Божественным Духом, протестанты забывают, что не только канон Нового Завета и Символ веры, но и учение о Христе и воплощении, которое они признают истинным, было Духом Святым сформулировано именно в этот период. Опять дилемма: 1) Признать основы христианского богословия Е.Х.Б. заимствованными из “охладевшей”, “отступившей” организации с полуязыческими понятиями о Боге и крайне обмирщвленной нравственностью. 2) признать этот период здоровым, но тогда как быть с тем, что ни один из участников соборов по своему вероисповеданию не соответствовал догматике баптистов. Все они исповедовали православные догматы своими. Есть ещё один признак истинности Церкви. На него указывает Писание и христианская письменность. Косвенно этот признак уже был затронут выше. Это – преемственность учения посредством преемственности епископства. Св. Ириней Лионский “признак Тела Христова” видит как “состоящий в преемстве епископов, которым те (апостолы) передали сущую повсюду Церковь.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

И потому-то, что делается там, то вводится в обычаи Церкви; рассеяние духа обнаруживается и в пении, в неестественных, невнятных возгласах. К чему этот усиленный крик? это насильственное напряжение духа, издающие звуки, ничего верного не означающие? Не есть ли это дело – жен и певцов на зрелищах? Как дерзнуть, – к пению славословящих Бога ангелов, примешивать забавы?» 120 . Блаж. Иероним, изъясняя слова Ап. Павла: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви ( Еф.5:11 ), говорит: «Да слышат сие юноши, поющие в Церкви! должно петь Богу не голосом, но сердцем: гортань и уста должны быть обращены не на трагедию и не на то, чтобы слушать в церкви театральные напевы и песни; но должно со страхом трудиться и познавать писания. Хотя бы пение, как они называют, было и несладкозвучно, но при добрых делах оно приятно Богу. Раб Христов должен петь так, чтобы приятны были произносимые слова, а не голос поющего, дабы злого духа, бывшего в Сауле, изгнать из тех, которыми он, как Саулом, обладает, и дабы не поселился он в тех, которые дом Божий обращают в народное зрелище» 121 . VI вселенский Собор также дает правило, чтобы пение в церкви было совершаемо «со вниманием и умилением, а не с бесчинными воплями, чтобы в нем не было ничего неестественного и несвойственного Церкви». 76 . Никто не должен внутри свящ. оград корчемницу, или различные снеди поставляти, или иные купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог , житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому отца своего домом купли ( Ин.2:15,16 ). Аще кто усмотрен будет в таком преступлении, да будет отлучен». 77 . Не должно священнослужителям, или причетникам, или инокам мыться вместе с женами, ни даже всякому Христианину мирянину. Ибо сие есть первое нарекание со стороны язычников. Аще кто в сем обличен будет: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен (сн. лаод. соб. прав. 30). 78 . Готовящимся ко крещению надлежит обучатися вере, и в пятый день седмицы давати ответ епископу, или пресвитерам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Иерархия или священноначалие есть Богом учрежденное в Церкви звание или чин предстоятелей и священнослужителей для наставления людей, для священнослужения в Церкви и управления оною. Сия власть во всей полноте первоначально была дарована Апостолам, и от них перешла чрез рукоположение к Епископам, ими поставленным. Иисус Христос, как имеющий власть на небе и на земле, преподал Апостолам право совершать таинства, крестить и проповедовать Евангелие для всех ( Мф.6:19, 18:18, 28:19–20 ; Ин.20:22 ), и заповедал, чтобы повиновались им ( Лк.10:16 ). И той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители ( Еф.4: 11–13 ; слич. 1Кор.4:1, 9:16–18 ); даровал им власть управлять Церковью : Внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею ( Деян.20:28 ; 1Пет.5:2 ). Св. Апостолы пользовались сею властью ( Деян.15:28 ; 1Кор.6:1 ), и чрез таинственное рукоположение передавали ее другим ( Деян.14:23, 20:28 ; 1Тим.1:6 ). Власть сия есть законодательная, судебная и правительственная. Пастыри церкви всегда пользовались сею властью; они и отдельно, и соединяясь на соборах положили много правил для устройства церкви, судили отступников от нее, и не покорявшихся ей отлучали от нее. В 64 правиле VI Вселенского Собора сказано: «Не подобает мирянину пред народом произнести слово, или учити и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину». Степени Иерархии и права и обязанности каждой степени В Богоучрежденной Иерархии три степени: первая и высшая – Епископа, вторая и подчиненная – степень пресвитера или священника, третья еще низшая – степень диакона. Эти три чина Церковь всегда в себе имела и признавала за Божественное учреждение. Каждая из сих степеней Иерархии имеет свои обязанности и права. Святой Климент Римский в Первом послании к Коринфянам, глава XL пишет: «Архиерею даны свои служения; Иереям свое назначено место». Св. Игнатий Богоносец : «Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а Епископа, как Иисуса Христа, как Сына Божия, пресвитеров же как собрание Божие, как сонм Апостолов. Без них нет Церкви» (Св. Игнатий Богоносец . Послание к Траллийцам).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Итак, правило говорит не об обычных великих коленопреклонениях, а о таких, во время которых мы молимся, преклонив колена и распростершись ниц, т. е. о коленопреклонениях такого рода, которые мы совершаем вечером святой Пятидесятницы. Отсюда вытекает следующее: молиться коленопреклонно – обычай не латинский или языческий, но евангельский и церковный. Евангельский, потому что и Господь таким образом молился, ибо преклонив колена, – говорит Писание, – молился ( Лк. 22:41 ). Апостольский, потому что и Павел так совершил молитву, о чем мы сказали выше. И еще: Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа ( Еф. 3:14 ). А в особенности так молился Иаков, брат Божий, у которого, как пишет Метафраст и др., колена из-за частых коленопреклонений распухли, как у верблюда (Sym. Metaph. Vita s. Jacobi, fratris Domini l. 2//PG 115, 201A). И вместе апостолы в своих постановлениях (кн. 8, гл. 9 и 15) говорят, что верные, преклоняя колена, молились Богу во время литургии (PG 1, 1085В, 1112C–1113A). Этот обычай также и церковный, потому что VI Вселенский собор в 90-м правиле говорит, что вечером в воскресенье мы приносим молитвы Богу, преклоняя колена. Поэтому и Великий Василий (в слове, начало которого – «Человек по образу...») пишет, что время молитвы было разделено на семь промежутков для того, чтобы давалось и некоторое отдохновение в напряженном совершении коленопреклонений во время молитвы (Basil. Magn. Sermo asceticus 2. 4//PG 31, 877AC), – как и многие из преподобных пустынников были найдены предавшими свой дух стоя на коленях. Евсевий также пишет, что во времена Марка Аврелия воины-христиане совершали молитвы, преклоняя колена на землю, по свойственному христианам молитвенному обычаю (Церковная история. Кн. 5, гл. 5) (PG 20, 441A). Однако не всегда следует молиться коленопреклоненно, но должно творить молитву и стоя, согласно как настоящему правилу, так и Евангелию, которое говорит: Когда стоите на молитве ( Мк .11:25 ). Нам стоит добавить к настоящему примечанию еще и следующее: поскольку суббота – день, в который Бог упокоился от дел творения, день смерти и положения во гроб, потому что в этот день и Господь был погребен и положен во гроб, то в субботу совершается и поминовение лежащих во гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Москва, 1871 г., книга 3, гл. 3, стр. 275). О епископской степени, как отличной от пресвитерской, свидетельствуют еще: св. Иустин мученик , Тертуллиан , св. Климент александрийский , Ориген , св. Киприан и другие. А Тертуллиан , как и Ириней, в непрерывном от Апостолов порядке преемства епископской степени в каждой церкви, основанной апостолами, видит главный довод к обличению еретиков. Обращаясь к еретикам, Тертуллиан пишет: «пусть объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником и предшественником кого-либо из апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: Смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, римская Климента, рукоположенного Петром; равно прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самых Апостолов, имели у себя они – отрасли апостольского семени» (Praescript. haeres cap. 32). Св. Климент александрийский пишет: «в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов суть подражания ангельских чинов» (Какой богач спасется. Христ. Чтение 1836 года, ч. III, стр. 275. Стромат. кн. VI, стр. 667). Таким образом, от времени Самого Иисуса Христа и апостолов в Церкви Христовой существует два разряда людей: иерархия и паства, клир и миряне. Иерархии в Церкви Христовой принадлежит право учительства, священнодействования и управления ( Мф.28:19–20 ; Ин.20:22–23 ; Мф.18:17, 18 ; 1Кор.12:27–30 ; 1Тим.3:15 ). Иерархию составляют лица, избранные из общества верующих, возведенные на свою степень Духом Святым чрез священное рукоположение преемников апостольского служения ( Еф.4:11–14 . 1Тим.4:14, 5:22 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 . 1Кор.12:29–30 ) и передающие другим избранным лицам благодатный дар священства, или право на учительство, священнодействие и управление в Церкви. Первыми иерархами в Церкви Христовой на земле, после вознесения на небо Христа, остающегося вечною невидимою Главою земной Церкви ( Евр.7:24, 25, 28 ), были Апостолы, получившие от Него право вязать и решить ( Ин.20:21–24 ; Мф.28:19–20, 9:37–38 ; 2Кор.5:18 ; Гал.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Началом общинной жизни является семья. Недаром апостол Павел говорит о причастности семьи Таинству Церкви (см. Еф. 5, 23–33 ). В семье человек обретает опыт любви к Богу и ближнему. Через семью передаются религиозные традиции, социальный уклад и национальная культура общества. Современное право должно рассматривать семью как законный союз мужчины и женщины, в котором создаются естественные условия для нормального воспитания детей. Закон также призван уважать семью как целостный организм и защищать его от разрушения, провоцируемого падением нравственности. Охраняя права ребенка, юридическая система не должна отрицать особую роль родителей в его воспитании, неотделимом от мировоззренческого и религиозного опыта» («Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2008 г. Гл . IV. Достоинство и свобода в системе прав человека. Разд. IV.9. Коллективные права ). Приведем также по данному вопросу толкование 51-го Апостольского правила е пископом Далматинско-Истрийским Никодимом:     «Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть, – пишет св. ап. Павел к Титу (1:15), а в первом послании к Тимофею говорит, что “всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением” ( 1Тим. 4:4 ), и “…что нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто” ( Рим. 14:14 ). Это учение Св. Писания находит себе выражение в данном Ап. правиле. Церковь всегда одобряла воздержание у своих членов, в чем бы оно ни проявлялось, и признавала его тем большей добродетелью, чем больше кто-либо мог отличаться этою добродетелью. При этом церковь всегда предполагала у своих верных истинное понятие о воздержании и возвышенное побуждение к нему, резко осуждая воздержание, противоречащее христианскому пониманию. Уже в самом начале существования церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу – жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, – безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда. Приведенные в начале этого толкования слова Св. Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи, как об абсолютном зле. То же находим и в Апостольских постановлениях (VI, 8, 10, 26), которые обличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» – греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св. Стефане и св. Иакове, о Соборе Апостольском и о жизни первых христиан. Деяния св. Апостолов были написаны около 64 г. VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Слов. Конст.=CPG 3498. TLG 2018/22. Слово царю Константину по случаю 30-летия его царствования. Рус. пер. в кн.: Сочинения. Т. 2. СПб., 1858 2 . Переизд. в кн.: Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998, 215–268 (коммент. на с. 337–345). Хроника= см. Иероним ЦИ =CPG 3495. TLG 2018/2. Церковная история. Первый перевод: т. 1–2. СПб., 1848–1849 (СПб., 1858 2 ). Второй перевод М.Е. Сергеенко: БТ 23 (кн. I-II), 24 (III-IV), 25 (V-VI), 26 (VII-X) ( Евсевий Памфил . Церковная история. М.: 1993 п , 2001 п ). Praep. ev.=CPG 3468. TLG 2018/1. Рус. пер. А.Ястребова отрывков (XI, 1–6; продолжение следует): Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института 7, 2001, 143–161. Епиф. Панар.= св. Епифаний Кипрский , Панарий. CPG 3745. TLG 2021/2. Рус. пер.: Творения, ч. 1–4 (=Творения святых отцов 42, 44, 46, 48, 50). М., 1863–1882. Ерм.= Ерма, «Пастырь» (см. библиографию выше на с. 584 сл.). Отрывки: Ранович 1990, 199–203, 206. Вид.= Книга I, Видения. Зап.= Книга II, Заповеди. Подоб.= Книга III, Подобия. Завещ. 12 патр.=TLG 1700/1. Смирнов А. , проф. прот. Завещание двенадцати патриархов сыновей Иакова. Введение и рус. пер. [по изд. Charles, 1908]. 4-й вып. апокрифов Ветхого Завета. Казань, 1911. 301 с. Перевод с греч. с учетом армянского (параллельных редакций) и славянского переводов. Переизд. перевода с опущ. аппарата: Книга Еноха. Апокрифы. СПб., 2000, 209–280. Новый пер. с греч. В.Витковского (по устар. изд. Charles 1908): Витковские 2000, 48–128. Вениам.= Вениамина. Дан.= Дана. Завул.= Завулона. Иосиф.= Иосифа. Исах.= Исахара. Симеон.= Симеона. Игн. Ант.= Игнатий Антиохийский (Богоносец; см. библиографию выше на с. 586 сл.) Еф.= Послание к Ефесянам. Магн.= Послание к Магнезийцам. Полик.= Послание к Поликарпу. Рим.= Послание к Римлянам. Смирн.= Послание к Смирнянам. Трал.= Послание к Траллийцам. Иерон.= Бл. Иероним Стридонский . Творения в рус. пер. в 17 ч. ТСОЗ 1 1879–1903 (из ТКДА), ТСОЗ 2 1893–1915 (ч. 1–15). О знам. мужах=CPL 616. CPG 3635. О знаменитых мужах. Рус. пер.: Твор., ч. 5. 1879 1 , 1910 2 ( ТСОЗ 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010