6:2, где повествуется о падении " сынов Божиих: " в некоторых списках Священного Писания вместо " сынов Божиих " значится " ангелы Божий. " Такое ошибочное чтение и вытекающее из него соответствующее толкование было исправлено позднейшими отцами Церкви (свв. Иоанном Златоустом, Ефремом Сирином, Феодоритом Кирским и др.) " которые соотнесли " сынов Божиих " с сыновьями Сифа. Но необходимо отметить, что толкование " сынов Божиих " как " ангелов " еще сравнительно долго удерживалось в церковной письменности; к подобному толкованию склонялись, например, Тертуллиан, Климент Александрийский и св. Амвросий Медиоланский (Толковая Библия, т. 1. Петербург, 1904. - С. 44-45). Однако главный источник указанного воззрения Афинагора и некоторых других древнехристианских писателей есть, конечно, ветхозаветный апокриф - " Книга Еноха " (Мы ориентируемся на немецкий перевод этой книги: Die Apokryphen und Pseudoepigraphen des Alien Testament: Bd. 2. - Tubingen, 1900. - S. 217-310). В христианской древности ее часто причисляли к каноническим книгам Ветхого Завета и рассматривали, естественно, как бого-духновенную. И мысль Афинагора о совокуплении ангелов с девами, вероятно, прямо заимствована из данного апокрифа (гл. VII, 2), также как и ряд других черт его демонологии: мнение, что души гигантов стали бесами (гл. XV, 9); высказывание о бесах, которые после своего падения уже не могут вознестись к небу (гл. XV, 10-11); представление относительно того, что идолослужение есть поклонение бесам (гл. XIX, 1), и др. Таким образом, и в своей ангелологии, и в своей демонологии Афинагор стремится оставаться верным духу Священного Писания и Предания, развивая их отдельные элементы. Антропология и учение о воскресении мертвых. Согласно Афинагору, человек, как и ангелы, принадлежит к тварному порядку бытия, и в него заложен Создателем (впрочем, как и во все творение) разумный принцип, или " логос, " т.е. внутренний закон, определяющий его жизнь. Об этом апологет говорит таким образом: " Что же касается человека, то он, по воле своего Создателя, также обладает благочинием (ε " ε), и в природе его при творении заложен единый и общий разумный смысл ( ε ε οο εο] ο), а во внешнем устроении своем он не преступает предначертанного ему закона, причем конец жизни остается равным и общим [для всех людей].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

К сожалению, допотопное человечество оказалось менее разумным, и не вняло Божиему предостережению, хотя им было отпущено для этого гораздо больше времени, чем нине-витянам. Ефрем Сирин пишет: Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не покаялись; Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, однако же люди не хотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя отверстою. Удивительно ...то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои. Трудно себе представить, что все это Бог совершал для того, чтобы уничтожить грешных людей. Описанные прп. Ефремом Сирином события напоминают, скорее, спасательную операцию, во время которой подавляющее большинство терпящих бедствие почему-то вдруг отказались от спасения. Опять, как и в Райском саду, человек не захотел поверить Богу. А ведь любой поверивший мог бы спастись, подобно Ною, и именно к этому призывал Бог всех людей древнего мира накануне катастрофы. Но увы, никто, кроме Ноя и его семьи не внял призыву Господа. И то, что произошло с допотопным человечеством вполне справедливо можно определить как – массовое самоубийство посредством неверия Слову Божиему. Наверное, главный урок этой трагедии в том, что любое стихийное бедствие не случайность и не карательная акция со стороны Бога, а прямое следствие человеческих грехов. И когда нежелание людей следовать добру становится для них основным жизненным принципом, Господь не казнит их, а просто перестает защищать от последствий их же собственной греховной жизни. Не «гнев» Божий был причиной человеческих страданий и гибели во все времена, а злоба и безжалостность людей друг к другу и к самим себе. Слова снисхождения Бог есть Любовь. К сожалению, это христианское понимание Бога с трудом находит себе путь к сознанию и сердцу человека в его нынешнем, падшем состоянии. Обыденный житейский опыт склоняет нас скорее к тому, чтобы видеть в Боге грозного вершителя судеб, воздающего каждому по делам его. Тем более что образ Бога-судии, гневающегося на грешников и милующего праведников встречается и в Евангелии, и в посланиях апостольских, и в святоотеческом наследии. И если такое представление о Боге удерживает человека от греха и беззакония, этому можно только радоваться. Но, признавая пользу и назидательность таких суровых образов, все же нельзя забывать, что по мысли свт. Григория Нисского ...в каждом из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, что это всего лишь – слова снисхождения Божия к нашей слабости и неспособности прямо и радостно воспринять удивительную истину христианской веры – Бог есть Любовь. Диалог с атеистом

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1851 года 17 Ноября. Батюшка! прошу св. молитв и благословения мне и чаду? Господи! благослови ны познати на земле путь Твой! Посторонним занимаюсь шитьём; мысль пришла, чтобы это оставить? Видно, любят вас ваши мысли, сударыня! Примите от меня гостинчик? Нижайше благодарю. 327 1851 года 19 Декабря. Просим мы вообще вашего благословения? Прошу слушаться Георгия Затворника. Не могу понять ответа вашего, что меня любят мои мысли? Что Богу не угодно, на то соглашаться оне колеблются. Я очень бестолкова? Алфавит очень понятен. Сестрица вам кланяется; поздравляем вас с праздником? Толкование на Псалтирь обнаружит льстивый мир. С душевною преданностью пребудем? Отче Небесный! сотвори с нами милость: не попускай жить нам по воле нашей! Нам хочется странных принимать, а семейство не изволит? Вы обе то, как девочки; так знайте себя, да уважайте Прологи. 328 1852 года 8 Апр. Сестрица больна: просит вашего благословения? Слушайся Георгия Задонского : так скоро здоровенька будешь. Я имела общение идти во Владимир? Хорошо! М. Ив. советовала мне прежде побывать на Юге у вас? Это бы лучше. Или совсем собравшись, зайти можно? Подумайте, годилось бы. Она советовала: по нездоровью сынка, взять его домой; а я сказала: надо взять совсем? Даруй, Господи. На время – то не отпускают: а если домой возьму: не знаю, куда девать? Он дома всем мешает? Когда уже сильно – то будет мешать, тогда оба близ монастыря ради Бога живите. Некто прозорливый умолк сказал: он умрёт на тринадцатом году? Не верьте. А здоровьицем – то он и теперь слабенек? По этой – то причине и сидели бы дома. Остаёмся с духовной преданностью к вам? О, если бы трое – то А. С. Е. вместе (когда будете возненавидены) близ монастыря, на одной (с Ефремом Сирином ) квартирке! Которое лучше: домой взять? Да! Или в Москве пожить? Счастье – то в Прологах да в Четь – Минеях! Я желаю говеть: не оставьте наставлением? Говеть значит: наистрожайше не попускать себе грешить; а за содеянные грехи строго, произвольно, по совету духовного отца, себя наказывать. Хоть в век говеть: греха тут не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

412 Бл. Август. De civit. Dei lib. XX, с. 8, n. 2; Св. Иуст. в разгов. с Триф. Иудеян. в русск. пер. Ирин. Тверск. стр. 46. «Якоже для оных седьми тысящи мужей, говорит св. Иустин, иже не преклониша колена Ваалу ( 3Цар.19:18 ), гнева своего не нанес тогда Бог: такожде и ныне еще суда не наносит или не наводит, ведая, что еще каждый день некии наставляеми бывают во имя Христа и оставляют путь заблуждения, из числа коих каждый приемлет дары по достоинству, просвещаясь чрез имя сего Христа». Здесь Св. Отец говорит собственно о суде Божием (всеобщем) и указывает причину, почему Бог отлагает время этого события. Но так как, по определению Божию, суд всеобщий должен последовать и последует вскоре за явлением в мир сына погибели, потому что Господь Иисус убиет его духом уст своих и упразднит явлением пришествия своего ( 2Фес.14:8 ); то само собою очевидно, что сказанное св. Иустином о суде можно, по, справедливости, отнести и к пришествию в мир антихриста, и, следовательно, причиной, почему Бог отлагает время явления в мир сына погибели, а с тем вместе и время последнего суда, так как первое тесно соединено с последним, служат Христиане, вновь обращающиеся и имеющие обращаться ко Христу до последнего времени. 415 Св. Григорий Бог . см. просветит. Св. Иосиф. Волок. в Пр. Собес. 1857 г. к. I, стр. 394–5. «Покоряюся Григорию Богослову вяще паче инех всех и речению его, сице глаголющему: яко подобает наполнитися вышнему миру: Христос велит и никтоже ин: наподняетжеся от спасаемых, святых же праведных подвизающихся: сих всех совокупляются тамо и место и число наполняют оно, от него же испаде зле иже иногда денница и с всем воинством и множеством ангельским, их же взможе злейши привлещи с собою: внегда убо наполнится число онех, ожидай скончания настоящего века», а след. и пришествия антихристова, которое будет пред самою кончиною мира и за которым последует окончание настоящего века. 427 Бл. Августин прямо говорит, что «все почитали царство Римское вечным» (о град. Бож. кн. 20, гл. 9, стр. 96), т. е. имеющим существовать до конца мира. Эта мысль легко могла быть усвоена св. Кириллом Иерусалимским и св. Ефремом Сирином . А что мысль о вечности царства Римского служила основанием дя некоторых Отцев в учении их о пришествии антихриста при конце Римского царства, доказательством этого может быть отчасти и то, что подобное учение встречается только у св. Отцев, живших прежде падения Римской Империи, но не находится ни у одного св. Отца, или учителя Церкви, жившего после того, как общее убеждение в вечном существовании царства Римского было уничтожено самым делом, т. е. после того, как Римская Империя пала.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Преподобный Ефрем рядом со св. князьями Борисом и Глебом предстает как воздвигший храм или «церковь прекрасну», братья-угрины в службе не упоминаются. Обстоятельства создания службы преподобному Ефрему в какой-то мере передает Краткая редакция Жития. К сожалению, об архетипе Краткой редакции можно только догадываться, поскольку каждый из отразивших его трех списков имеет свою прагматику. В первом случае это, очевидно, подносной экземпляр из царской библиотеки , содержащий, по нашим наблюдениям, некоторые вставки, созданные специально для этого случая, отразившиеся потом в Пространной редакции. Во втором случае текст читается на 28 января в составе Месяцеслова, и он значительно сокращен . В третьем случае – список наиболее поздний, но наиболее важный . В рукописи сначала переписано Проложное Житие из печатного пролога (с некоторыми исправлениями его неточностей), а затем переписан текст Краткой редакции Жития. Сборник житий новгородских чудотворцев создан вблизи Борисоглебского монастыря в 80-е гг. XVII в., – таким образом, в нем отражен тот вид Краткой редакции, который не был рассчитан на внешнего читателя (как список БАН из царской библиотеки) и на протяжении всего XVII в. находился в Борисоглебском монастыре. Однако, судя по работе составителя с текстом печатного Пролога, что-то могло быть исправлено и здесь. В списке БАН читается вставка, перешедшая затем в Пространную редакцию, «о благоискусных мужах Торжка», сложивших службу, – которая противоречит дальнейшему тексту. Во всех трех вариантах Краткой редакции говорится о принятии службы архиепископом Новгородским и Псковским Александром (1576—1589 гг.), преемником архиепископа Леонида. До того преподобному Ефрему пели службу общую преподобным или общую с Ефремом Сирином. Рассмотрим еще одно свидетельство Краткой редакции, которое позволяет увидеть, с чего начинается почитание Ефрема Новоторжского. Архимандрит Мисаил не находит в монастыре никаких письменных источников о преподобном Ефреме. Почитание возникает на основе хранящихся в монастыре мощей и фрески над ними.

http://bogoslov.ru/article/6192625

65 Впрочем, он приобрел некоторую известность с того времени как Летронн, в особой статье, наделавшей в свое время много шума в 1834 г., изложил его воззрения в Cosmographie des Pères, Revue des Deux Mondes, 15 mors 1834, р. 606 и сл. Дрэпер, в своем сочинении «О столкновении науки с религией» не преминул подробно привести мнения Космы. 68 Книга VI его «Топография» посвящена изображению величия солнца. Косма говорит, что оно имеет величину двух κλιμτα. – Странное понятие, какое он составил себе о форме земли, у него разъясняет особыми изображениями. 69 Ниже мы увидим, как св. Василий Великий прямо замечает, что эти выражения суть только образы. Бл. Августин, разъясняя также Пс.103:2 и Ис.40:22 , равным образом приходит к заключению, что эти выражения нужно понимать иносказательно. De Genesi ad litt., 1. II, с. IX, 22. См. также всю IX главу в изд. Daume t. III, col. 233–234. Важно, кроме того, заметить, что некоторые отцы прямо учили о шарообразности земли. Св. Григорий Нисский говорит, что земля шарообразна; Orat. Х in Cant., с. XLIV, col. 984; Св. Иоанн Дамаскин , повидимому, допускает, что небо есть круг, De fide orthod. 1. II. VI. Migne, Patr. gr. t. XCIV, col. 881. Св. Амвросий в своем Шестодневе, называет мир romundum (круглый). См. также in Ps. 118 , XII, 20, t. XV, col. 1367. Бл. Иероним опровергает злоупотребления, которые делали из текста Ис.40:22 , в своем комментарии In Is., 1. XI, с. XL, Patr. lat., t. XXIV, col. 408–409. Что касается космографии греческих философов, то см. Delgeur, Revue, des Questions scientifiques, janvier 1877, t. I р. 250 и сл. 70 Socrat., Hist. eccl., 1. IV, c.26; Migne, Part, gr., t. LXXVII, col. 529; Sozom., Hist. eccl., 1. VI, c. 17, ibid., col. 1333. 71 Св. Василий Великий и Григорий Назианзин познакомились в Афинах с Диодором Тарсийским, Василий Великий находился в личных отношениях с Ефремом Сирином . Kengerke, Commentatio denEphaemo Syro, р. 4. Василий Великий прямо отвергал аллегорический метод аллександрийских отцов и, с течением лет, все более и более освобождался от них (хотя и навсегда сохранил некоторые из их мнение) в своих Беседах, II, 5; III, 9; IX, 1. Magne, Patr. gr.,t. XXIX, col. 40, 73, 188. «Есть люди – говорил он в этом последнем месте – которые не допускают простого смысла св. Писания, для которых вода не есть вода, но неизвестно, какое естество… которые извращают творение пресмыкающихся и диких дверей в пользу своих иносказаний, уподобляясь истолкователям снов, которые объясняют фантастические сновидения, обращая их к своей цели. Для меня же трава есть трава; растение, рыбу, домашнее животное – все это я принимаю в буквальном смысле. Ибо я не стыжусь Евангелия».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

К сожалению, допотопное человечество оказалось менее разумным и не вняло Божиему предостережению, хотя им было отпущено для этого гораздо больше времени. Ефрем Сирин пишет: «Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не покаялись; Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, однако же люди не хотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя отверстою. Удивительно… то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои». Трудно себе представить, будто все это Бог совершал для того, чтобы уничтожить грешных людей. Описанные прп. Ефремом Сирином события напоминают скорее спасательную операцию, во время которой подавляющее большинство терпящих бедствие почему-то вдруг отказалось от спасения. Опять, как и в Райском саду, человек не захотел поверить Богу. А ведь любой поверивший мог бы спастись, подобно Ною, и именно к этому призывал Бог всех людей древнего мира накануне катастрофы. Но, увы, никто, кроме Ноя и его семьи не внял призыву Господа. И то, что произошло с допотопным человечеством, вполне можно определить как массовое самоубийство посредством неверия Слову Божиему. Наверное, главный урок этой трагедии в том, что любое стихийное бедствие не случайность и не карательная акция со стороны Бога, а прямое следствие человеческих грехов. И когда нежелание людей следовать добру становится для них основным жизненным принципом, Господь не казнит их, а просто перестает защищать от последствий их же собственной греховной жизни. Не «гнев» Божий был причиной человеческих страданий и гибели во все времена, а злоба и безжалостность людей друг к другу и к самим себе. Согласно Библии, нас ожидают еще глобальные потрясения в будущем? Да, в Библии прямо говорится об этом. Апостол Петр пишет о финале истории человечества: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10).

http://foma.ru/katastroficheskie-voprosy...

Особый иконографический вариант встречается на иконе 1863 г. (ГМИР), согласно утраченной надписи на обороте, переданной «в благословение от Нило-Сорской пустыни его императорскому высочеству наследнику цесаревичу и великому князю Николаю Александровичу». Образ обрамлен фигурными декоративными полями, Н. изображен прямолично на фоне грозового неба, слева от него вдали виден каменный храм пустыни, справа - деревянные постройки. Очевидно, ряд образков был заказан обителью в связи с празднованием 400-летия преставления святого в 1908 г. В 50-60-х гг. XX в. образ Н. в молении Спасителю, с видом скита, уподобленного деревянному граду, воздвигнутому между рекой и чащей леса, создан мон. Иулианией (Соколовой) (известен по фотографии из альбома игум. Марка (Лозинского) - см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 217). Поздняя академическая традиция изображения Н. отразилась в руководстве для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. (описание облика Н. в соответствии с ранними месяцесловами помещено под 7 апр.): «…родом из русских бояр; старец со средней величины бородой; одежды преподобническия, в епитрахили» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 242). Изречения для текста на свитке предлагалось заимствовать из сочинения святого «Устав о жительстве скитском». Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в соответствии с общей тенденцией времени создавались иконы, на которых Н. был изображен вместе с др. святыми: с Антонием Римлянином (ок. 1914, из ц. прор. Илии на Цыпинском погосте, КБМЗ), со свт. Митрофаном Воронежским (из Кириллова Белозерского мон-ря, КБМЗ), со св. Иоанном Предтечей и с прп. Ефремом Сирином под образом Сретения (покровители престольных праздников Ниловой пуст., 1-я четв. XIX в., частное собрание; см.: Романенко Е. В. Преподобный Нил Сорский. М., 2008. С. 320). В живописной манере решена икона 1837-1840 гг. из иконостаса ц. прп. Мартиниана Белозерского в Ферапонтовом мон-ре: фигуры Н., преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских, Кирилла Новоезерского осеняет Св. Дух в виде голубя (на свитке Н. текст: «…моея радости не растворяйте о чада аз бо веселяся отхожду…»). На образе посл. трети XIX в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне Н. написан вместе с преподобными Кириллом Белозерским, Кириллом Новоезерским и Филиппом Ирапским; правая рука святого лежит на груди, в левой свиток с текстом: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающаго мя» (Пс 54. 8-9). Аналогичная надпись - на свитке в руке Н. на иконе «Преподобные Нил Сорский, Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский» кон. XIX в. (из Кириллова Белозерского мон-ря, КБМЗ), исполненной в академической манере. Образ Н. на этой иконе необычен: схима красного цвета надета поверх мантии, голову покрывает черный куколь. Для паломников изготавливались небольшие финифтяные образки с изображением Н., поясным или ростовым, на фоне леса, кон. XIX - нач. XX в. (НГОМЗ, КБМЗ, ЧерМО; см.: Госкаталог. РФ. 7271173, 6444806, 10799248).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Вот тебе за этот грех приходится нести наказание». И так же ангел подсказал и тем людям, которые находились вместе с Ефремом Сирином, кто и в чем был виноват. Вроде бы, ничего особого не совершил, а грех оставил свой отпечаток. Вот так в жизни и у нас бывает.  И не надо никого обвинять, ни Бога, ни ближних, ни властей… По воле Божией многое открывается. Один монах долго молился в пещере и говорил: «Господи, почему так? Одни - богатые, другие – бедные. Есть ученые и не ученые, знатные и не знатные, здоровые и больные». Возмущался и спрашивал: «Какова воля Божья? Почему всё так совершается?» Ангел является и говорит: «Ты не знаешь воли Божьей, какова она есть. Но меня Господь послал к тебе и я тебе объясню. Видишь, у реки дуб и в дубе дупло, сядь туда и молись. Смотри, как совершается воля Божья». Монах забрался туда и смотрит: подъезжает всадник, снимает корзину, садится на берегу реки. У него с собой была сумочка с золотом, он посчитал, сколько там монет, завязал сумочку и бросил в корзину. А эта сумочка не попала в корзину, а вывалилась в траву. Человек поел, отдохнул, сел на коня, взял корзину и уехал. Монах смотрит. Приходит на берег другой человек, тоже сел, отдохнул, покушал. Только встал, смотрит - в траве сумочка. Он её берет, открывает, а там - золото. Человек вприпрыжку побежал от радости. Монах всё смотрит. Видит, третий человек идет, тоже остановился на этом месте, разделся, искупался, солнце светит, хорошо ему. Развязал узелочек, там у него хлеб был, покушал и вдруг возвращается всадник, потерявший золото. Он спрашивает: «Не видел ли тут мешочка?» Человек отвечает: «Нет, ничего не видел». Всадник не унимается и требует свой мешочек. Дошло до того, что он стал кнутом стегать этого человека и забил его до смерти. Монах всё смотрит и возмущается: «Что это такое? Как же так?» Является ангел и спрашивает: «Видел всё?» Монах отвечает: «Видел». - «Понял?» - «Ничего не понял». Ангел сказал: «Так вот я тебе расскажу, какова воля Божья. Первый человек, пришел и потерял золото, а второй пришел и нашел его. Первый - всадник насильно забрал у этого человека землю, и Господь  вернул ему утраченное – он нашел золото. А третий убил человека и грех на себе нес. И всадник застегал его кнутом насмерть. Какой мерой человек мерил, такой и ему отмерили, то есть, он убил и его убили. Грех в страданиях снялся с него. Всадник, стал сокрушаться, что забил невинного человека, совесть его замучила, и он пошел в монастырь, стал каяться и плакать. Так Господь спасает первого, второго и третьего.

http://radonezh.ru/text/grekhi-i-ikh-pos...

К сожалению, допотопное человечество оказалось менее разумным и не вняло Божиему предостережению, хотя им было отпущено для этого гораздо больше времени. Ефрем Сирин пишет: Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не покаялись; Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, однако же люди не хотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя отверстою. Удивительно… то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои. Трудно себе представить, что все это Бог совершал для того, чтобы уничтожить грешных людей. Описанные прп. Ефремом Сирином события напоминают, скорее, спасательную операцию, во время которой подавляющее большинство терпящих бедствие почему-то вдруг отказались от спасения. Опять, как и в Райском саду, человек не захотел поверить Богу. А ведь любой поверивший мог бы спастись, подобно Ною, и именно к этому призывал Бог всех людей древнего мира накануне катастрофы. Но увы, никто, кроме Ноя и его семьи не внял призыву Господа. И то, что произошло с допотопным человечеством, вполне можно определить как — массовое самоубийство посредством неверия Слову Божиему. Наверное, главный урок этой трагедии в том, что любое стихийное бедствие не случайность и не карательная акция со стороны Бога, а прямое следствие человеческих грехов. И когда нежелание людей следовать добру становится для них основным жизненным принципом, Господь не казнит их, а просто перестает защищать от последствий их же собственной греховной жизни. Не «гнев» Божий был причиной человеческих страданий и гибели во все времена, а злоба и безжалостность людей друг к другу и к самим себе. Слова снисхождения Бог есть Любовь. К сожалению, это христианское понимание Бога с трудом находит себе путь к сознанию и сердцу человека в его нынешнем, падшем состоянии. Обыденный житейский опыт склоняет нас, скорее, к тому, чтобы видеть в Боге грозного вершителя судеб, воздающего каждому по делам его. Тем более что образ Бога-судии, гневающегося на грешников и милующего праведников, встречается и в Евангелии, и в посланиях апостольских, и в святоотеческом наследии. И если такие образы удерживают человека от греха и беззакония, этому можно только радоваться. Но, признавая пользу и назидательность таких суровых образов, все же нельзя забывать, что по мысли свт. Григория Нисского …в каждом из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, что это всего лишь — слова снисхождения Божия к нашей слабости и неспособности прямо и радостно воспринять удивительную истину христианской веры — Бог есть Любовь.

http://foma.ru/lyubov-i-yarost.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010