Ep. 68: Ad Castrutium. 2//PL. 22. Col. 653; ср.: Socr. Schol. Hist. eccl. IV 25; Sozom. Hist. eccl. III 15; Rufin. Hist. eccl. II 7). Д. С. прославился прозорливостью: однажды в течение целого дня он размышлял о «несчастном царе Юлиане» Отступнике и отказался от пищи; задремав, он увидел во сне всадников, кричавших: «Сегодня в седьмом часу Юлиан скончался, встань, ешь и пошли сказать об этом епископу Афанасию». Это видение совпало с днем и точным временем смерти императора ( Palladius. Hist. Laus. 4. 4). Д. С. жил аскетом ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23), но на основании нек-рых мест его сочинений, где речь, вероятно, идет о его учениках, делается неправдоподобный вывод, что он был женат и имел детей ( Mingarelli J. L. Epistola ad R. D. J. Archintum//PG. 39. Col. 1028-1029; ср.: Mingarelli J. A. Commentarius I//Ibid. Col. 154-157; Bright. 1974. P. 828). Начиная с 371 г. в течение мн. лет у него учились Руфин Аквилейский , называвший Д. С. пророком и мужем апостольским (propheta et apostolicus vir - Rufin. Apol. in Hieron. II 25//PL. 21. Col. 604), и прп. Мелания Римляныня Старшая . Ок. месяца в 386 г. у Д. С. учился блж. Иероним, писавший с благодарностью об учителе: «То, чего я не знал, тому научился, не потерял при его руководстве и того, что знал» ( Hieron. Ep. 84: Ad Pammachium et Oceanum. 3//PL. 22. Col. 745); хотя впосл. во время оригенистских споров бывш. ученик изменил свое мнение, назвав Д. С. «неверным учителем» (perversus doctor - цит. по: Rufin. Apol. in Hieron. II 25//PL. 21. Col. 604). Учениками Д. С. были также еп. Палладий Еленопольский, Евагрий Понтийский и, возможно, свт. Григорий Богослов . С V в. до 1-й пол. VI в. авторитет Д. С. в христ. мире был высок. Историк Сократ Схоластик называл его наряду со святителями Василием Великим и Григорием Богословом мерилом Православия ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26), блж. Феодорит Кирский ставил его рядом с Ефремом Сирином ( Theodoret. Hist. eccl. IV 29). Однако посмертная судьба Д. С. оказалась связанной с судьбой оригенизма в Палестине, подвергнувшегося общецерковному осуждению на Вселенском V Соборе (553).

http://pravenc.ru/text/172002.html

Hoesch и особ. cod. 237. p. 308). В четвертом веке Евсевий хотя колебался относительно Апокалипсиса в известном месте (h. е. III, 15), но не против признания его за произведение апостола Иоанна, как и действительно Евсевий в своей хронике усвояет Апокалипсис евангелисту Иоанну. (Tillemont Memoires pour servir a l " hist. eccl. vol. 1. not. 9. ad Ioh. cd. Veu 1732 p. 604): но его подлинность решительно признается Афанасием, Ефремом Сирином , Руфином (Expos. in Symbol. Apost. с. 18), Дидимом Александрийским (Дидим ве только упоминает об Апокалипсисе Enarr. in ер. Iudae р. 336, de trinit. I III. с. 5. p. 354 под именем пророчества, но даже приписывает его Иоанну Enarr. р. 337 и притом Иоанну евангелисту De trinit. 1. 15. p. 17) и другими; точно также Иппонийским собором 393 г. (can. 36), который называет писателя Апокалипсиса именем ϑεολγ, возникшим в 4-м веке и относящимся к писателю четвертого евангелия. (Постановление Иппонийского собора относительно Апокалипсиса подкрепляется еще следующими церковными авторитетами: собором Карфагенским третьим 397. can. 47, Иннокением ер. ad Exoperium, собором Римским 494 и Толедским 633 с. 17. Последний выражается так: «Apocalypsis libram multorum concilioram auctoritas et synodica sanctorum praesulum Romanorum decreta Iohannis evangelistae esse perscribunt, et inter divinos libros recepiendum constituerunt. Et quia plurimi sunt, qui ejus auctoritatem non recipiunt, eumque in ecclesia Dei praedicare contemnunt: si quis eum deinceps ant non receperit aut a Pascha ad Pentecosten missiarum tempore ecclesia non praedicaverit, excommnnicationis sententiam habebit». Наконец со стороны католической Тридентский собор (Sess. IV, 13) подвергает анафеме всех, кто не стал бы признавать библейского канона со включением Апокалипсиса). Во многих местах Апокалипсиса замечается в этом отношении такой, образ выражения, который очевидно указывает на Иоанна. Таково, напр., Апокал. 7 гл. в конце описание торжествующих праведников, которые стоят пред престолом Агнца; Великое множество людей, которого нельзя исчислить, облечено в белые одежды, с пальмовыми ветвями в руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Но почему пост именуется «временем покаяния»? Почему именно во время поста мы просим вместе с прп. Ефремом Сирином : «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения»? Пост – это время самоограничения, время утеснения себя во всем, время внешних подвигов, которые, конечно, обретают свой подлинный смысл только в связи с внутренним подвигом и с глубочайшим покаянным чувством. Во время поста приобретают особую силу молитва и другие христианские добродетели. По речению прп. Варсонофия Великого: «Пост чувственный ничего не значит без духовного» 837 , а по слову святителя Игнатия (Брянчанинова) : «Молитва бесплодна, если она не основана на посте. И пост бесполезен, если он не основан на молитве» 838 . Пост – это вступление в пустыню, в которой должно иссохнуть всё греховное, всё несовершенное, всё эгоистическое и в теле и в душе, и снаружи и внутри. Однако при столь великих целях нам нужно не сбиться с пути, чтобы, с одной стороны, не устремляться безоглядно к недосягаемым вершинам, для покорения которых нам не хватит опыта и сил, а с другой – не малодушествовать и не останавливать- —375— ся на первых шагах, еще ничего не достигнув. Вступая в поприще Великого поста, мы должны избегнуть двух крайностей: неумеренной ревности и теплохладной холодности. Иногда новообращенные, еще не имея опыта духовной жизни, пытаются буквально исполнить то, о чем они прочли в житии того или иного святого. Узнав о том, что некий великий подвижник совсем не спал и довольствовался малейшей толикой пищи, они стараются подражать ему, во всём стремясь поступать так, как поступал он. При этом они еще не осознают, что телесный подвиг подвижника соответствовал его высочайшему уровню духовной жизни. Когда же мы, простые смертные, излишне ограничиваем себя не по силам нашим духовным, то вместо обретения пользы мы можем повредиться и телом и душой. И наоборот, нередко случается так, что люди, даже именующие себя верующими православными христианами, пренебрегают телесным постом, ссылаясь на свои недуги и болезни, оправдываясь необходимостью жизни в миру по законам мира сего. Иногда они рассуждают при этом о ничтожности внешних предписаний по сравнению с молитвой и другими духовными добродетелями, но сами, отказавшись даже от малого, остаются вдали от чаемых ими высот, по евангельскому речению: «Неверный в малом, неверен и во многом» 839 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почитание И в Византии, и на Руси И. С. был почитаем в числе преподобных отцов, авторов аскетических творений. В визант. рукописях, содержащих греч. перевод сочинений И. С., его имя сопровождается титулом το σου πατρς μν (преподобного отца нашего), а в слав. рукописях - титулом «иже во святых отца нашего». Почитание И. С. в Византии возникло, вероятно, вскоре после появления греч. перевода его творений. Вместе со слав. переводами сочинений И. С. его почитание пришло на Русь. Никакого формального акта канонизации И. С. ни в Византии, ни на Руси не было. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что память его празднуется вместе с др. наиболее известным в Византии и на Руси сир. духовным писателем - прп. Ефремом Сирином. Отдельного богослужебного чинопоследования для И. С. не существовало ни в Византии, ни на Руси. Имя И. С. упоминается и его сочинения цитируются в авторитетных памятниках визант. и рус. церковной лит-ры. В частности, игумен К-польского монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) Павел Евергетин включил цитаты из сочинений И. С. в сборник святоотеческих текстов «Евергетинос», составленный в К-поле между 1048 и 1054 гг. и получивший широкое распространение. Изречения И. С. включены в Пандекты Никона Черногорца (2-я пол. XI в.; переведен на слав. язык в XII в.). Цитаты из сочинений И. С. занимают существенное место в «Уставе о жительстве скитском» прп. Нила Сорского (кон. XV - нач. XVI в.). Сочинения И. С. отсутствовали в греч. «Добротолюбии» (изданном в 1782), поскольку издание «Добротолюбия» следовало за изданием «Слов подвижнических» И. С. на греческом языке (появившимся в 1770). Однако святитель Феофан Затворник включил сочинения И. С. во 2-й т. рус. «Добротолюбия» (изданного в 5 томах в 1877-1890). Иконография В визант. искусстве изображения И. С., несмотря на широкую известность его сочинений, не получили особого распространения. Наиболее ранним сохранившимся образом преподобного является миниатюра из рукописи «Слова постнические Исаака Сирина» 1389 г.

http://pravenc.ru/text/674153.html

Николая мон-ря Анапавса (1527, Феофан Критский) и в ц. Преображения в мон-ре Русану (1546); в наосе собора Преображения монастыря Б. Метеоры (1552). Редкий пример изображения И. Л. с книгой можно видеть в росписи юж. стены ц. Успения в Каламбаке, Греция (XVI в.). На миниатюре в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, он написан с заостренной бородой средней длины, с крестом в правой руке (РНБ. Q.I.58. Л. 47 об., 107 об., XV в.). На Руси широкое почитание И. Л. существовало уже в домонг. период. Так, образ преподобного был включен в систему росписи ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199). Он изображен на фресках собора Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре в Пскове (1313); в ц. Успения на Волотовом поле (1363) - в медальоне на юж. стороне северо-зап. столба и в композиции «Сон Иакова», где И. Л. помещен у подножия лествицы с ангелами, в его руках развернутый свиток с текстом хвалы Богородице - «Небесной Лествице», к-рой Господь сошел на землю; в Троицком приделе ц. Спаса на Ильине улице в Вел. Новгороде (1378, Феофан Грек), в программе росписи были представлены образы столпников и аскетов - преподобных Макария Египетского, Арсения Великого, Пахомия Великого, Ефрема Сирина. Во фресках алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля (1513-1515) И. Л. представлен с учительным жестом правой руки и свитком в левой руке, в ряду 20 преподобных. В соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря И. Л. изображен с обнаженной головой, со свитком в левой руке, рядом с прп. Ефремом Сирином, на сев. подкупольной арке (1502, Дионисий и сыновья). И. Л. представлен во мн. храмовых росписях XVII-XVIII вв.: в Троицком соборе Данилова мон-ря в Переславле-Залесском (1662-1668) - на сев.-зап. столбе; в ц. Воскресения Господня в Ростове (70-80-е гг. XVII в.) - в оконном проеме; в ц. ап. Иоанна Богослова (1683) Архиерейского дома в Ростове - в алтаре, рядом с прп. Иоанном Кущником, и в наосе и в др. Наиболее ранний из известных иконописных образов И. Л.

http://pravenc.ru/text/471351.html

Таким образом, ни в рассмотренных нами выше трудах по патрологии, ни в трудах по догматическому богословию почти ничего не говорится о понимании святым Ефремом Сирином догмата об Искуплении. Перейдем к, наверное, первому по времени и, возможно, единственному труду в русском богословии, посвященному отдельно догматическому учению святого Ефрема Сирина , – «Некоторым чертам из учения святого Ефрема Сирина » протоиерея А. К. Соколова, опубликованным в «Прибавлениях к Творениям св. Отцов» в 1849 году. Почти без предисловия автор переходит к описанию взглядов святого Ефрема. Выберем то, что относится к нашей теме. Итак, отец Александр приводит цитаты, в которых говорится о различных плодах Искупительной Жертвы: а) о победе над смертью : «Смерть воцарилась над Адамом, потому что он преступил заповедь, и заключила во гробы его и рожденных от него, как пленников своих. Но Господь явил милость Свою, и Он послал Сына Своего, Который пришел и сокрушил вереи адовы и возвратил к жизни род наш» (Соколов А. К., протоиерей, с. 111), «Желая сокрушить смерть, Христос прикрыл Свое естество бессмертное, и уподобившись (нам) смертию сокрушил смерть» (Соколов А. К., протоиерей, с. 111); б) о победе над дьяволом : «Диавола, пишет св. Ефрем, не могли обессилить ни Силы небесные, ни Патриархи, ни Пророки; один Еммануил… Крестом сокрушил сатану и всю силу его» (Соколов А. К., протоиерей, с. 110), «Князь тьмы, говорит св. Ефрем в другом месте, ни одним из сынов человеческих не мог быть побежден; только один Еммануил мог изгнать князя века сего» (Соколов А. К., протоиерей, С. 110); в) об избавлении праотцов из темницы ада: «Он в крови Завета Своего испустил узники от рова, не имуща воды ( Зах. 9, 11 .) то есть, освободил Адама и Еву, заключенных в аде, где нет жизни, и святою кровию Своею, которую источил из ребра Своего на кресте Завета Своего, извел их из рова погибели» (Соколов А. К., протоиерей, с. 110); г) об исцелении человеческого естества: «Изъясняя слова пророка Захарии о первосвященнике Иисусе 3,4 св. Ефрем говорит: “по своему первосвященству сей Иисус есть образ Иисуса Христа, Слова Божия, который поставлен от Бога Отца Своего, и послан, чтобы быть великим и верным первосвященником исповедания нашего ( Евр. 3, 1.2 ). И он стал для нас очищением, чрез излияние крови Своей ( Римл. 3, 25 .)… Он взял на себя грехи всего мира”» (Соколов А. К., протоиерей, с. 109–110);

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/do...

   Весь Ветхий Завет являлся лишь приуготовлением появления Той, Которая была способна и достойна принять в Себя Божественное Слово. Особая близость Пресвятой Девы к Богу, открывшаяся в Богоматеринстве, по учению Церкви, несравненно превосходит близость к Богу даже высших ангелов. Эта мысль впервые была высказана преп. Ефремом Сирином в одном из его «Слов» и уже значительно позже, в VIII столетии, получила художественное воплощение в известном гимне преп. Космы Маюмского «Честнейшую Херувим...». Прот. Сергий Булгаков писал: «Почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его, согревающее и оживляющее тело. Любовь ко Христу нераздельна от любви к Богоматери... Кто не почитает Марию, тот не знает Иисуса. Вера во Христа, не включающая в себя поклонение Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным».    По словам преп. Иоанна Дамаскина, наименование «Богородица» содержит в себе «все таинство [Божественного] домостроительства».    Григорий Богослов, свят. Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. I. С. 527.    См.: Тертуллиан. Против Маркиона. С. 8—9. Кн. II, 6; Афанасий Великий, свят. О воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 3//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. I. С. 195; Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 206—207. Кн. 2. Гл. 11.    Согласно Тертуллиану, «в этом законе (in hac... lege), данном Адаму, мы узнаем все установленные заповеди (omnia praecepta condita), которые позднее были переданы через Моисея» (Tertulliani. Adversus Judaeos. II//PL. Т. 2. Col. 599AB).    Августин, блаж. Энхиридион Лаврентию, или О вере, надежде и любви. 45//Августин, блаж. Творения. Т. II. СПб.; Киев, 1998. С. 31. (Далее: Августин, блаж. Энхиридион Лаврентию.)    Преп. Симеон Новый Богослов писал, что Люцифер, а за ним и Адам, выйдя за пределы своей природы, восстали против Творца и сами захотели стать богами. См.: Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthique. I//Sources Chrétiennes. Vol. 122. Paris, 1966. P. 122 (357—360).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В.Я. Саврей Раздел III. Святитель Григорий Богослов: Осмысление «Силы таинства» Лекция 7. Духовный путь христианского философа Жизнь святителя Григория Назианзина ( Григория Богослова ) (ок. 328–390) не была так насыщена событиями, как жизнь его друга и соратника святителя Василия Великого . По своему характеру, который он сам живописует в своих поэмах, св. Григорий представлял собой полную противоположность св. Василию. Он тяготился организаторской деятельностью, не имел административных навыков и постоянно, даже в самые тяжелые для православия дни, стремился к уединению. Единственное, что по природе объединяло двух друзей, – это их владение словом и любовь к слову. Однако в старости св. Григорий Богослов , сетуя на свое вынужденное молчание (он был изгнан сначала из Константинополя, затем из Назианза), видел в этом и наказание за чрезмерную уступчивость своему влечению к проповеди . Таков был умственный строй человека, по праву считающегося «одним из величайших ораторов Древней Церкви» 70 . Его произведения вошли в историю христианства как памятник живой, необычайно динамичной и яркой мысли. Основным стилистическим признаком, отличающим их от писаний большинства святых отцов, является напряженная работа мысли над тем, что философы XX в. назвали бы экзистенциальными проблемами человеческого бытия. Это более всего роднит св. Григория Богослова с его не менее значительным современником преп. Ефремом Сирином . Пафос автобиографических трудов св. Григория Богослова – тяжелая борьба с грехом за собственное совершенство. «Говорят, что есть страна, где нет ни зверей, ни болезней; о, если бы нашлось где место, свободное от греха, чтобы мне туда убежать!» (Плач и моление ко Христу, 3). Совершенство, которое обещает Святитель человеку, весьма велико – стать «богом по благодати», сопричислиться к «ангельским чинам», созерцать Святую Троицу. «Никогда не покину надежды, – пишет он, – что увижу сияние воедино сочетаваемой Троицы, когда достояние Великого Бога, теперь смесившееся с плотью, а прежде образ Божий, вступит в единение с небесным» (Плач о душе своей, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Василий Великий . Он говорит: «чтобы уповающие на имя Господа Иисуса Христа знаменовались образом креста, кто учил сему писанием?» И далее о благословении: «благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самого крещаемого, по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному» 19 . Итак, св. Василий ясно говорит, что изображение на себе крестного знамения и благословение крестным знамением есть «апостольское предание», а о том, что для осенения и благословения крестным знамением тем же апостольским преданием установлен был один точно определённый и неизменяемый образ перстосложения, сей святой отец не говорит и не нашёл нужным сказать. Св. Кирилл Иерусалимский , современник св. Василия Великого , в огласительных своих словах, в оглашении 13-м о положении на себя крестного знамения пишет так: «Не стыдимся исповедать распятого: с дерзновением да будет налагаема перстами печать, т. е. крест, на челе и на всём – на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся, и когда востаем, бываем в пути и покоимся» (по русскому переводу изд. 1855 г., стр. 220). В этом свидетельстве уже есть упоминание о перстах, и хотя не означено количество перстов, слагаемых для крестного знамения, но так как в греческом тексте слово перстами выражено δακτυλοις=дактилис (перстами), т. е. во множественном числе, а не в двойственном (δακτυλοιν=дактилин=перстома), то справедливо заключают, что здесь находится свидетельство об употреблении при св. Кирилле не двуперстного сложения, а троеперстного 20 . Нельзя при этом оставить без внимания сказанное современником св. Кирилла Ефремом Сирином в слове 105 об антихристе: «Да не будем убо удобь пленени врагом, паче же удобь пленени будем силою крестною. Неизбытен подвиг при дверех настоит, щит веры восприимем вси, и почерпем с любовию от Божия источника упование спасения души нашей, несозданную, глаголю, возлюбленнии, Троицу». Сими словами, в коих св. Ефрем научает упованию на силу крестную и на святую Троицу, подаётся мысль, что для выражения вовне упования на святую Троицу ограждающие себя силою крестною должны слагать для крестного знамения три перста, именно образующие Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Венедикт был чудотворцем благомощным, сильным, Богомольцем слезным, иноком умильным, Духом Божиим ведом, в вере – правоверный, Был наставником он добрым, крепким и смиренным. Плакида у него служил послушником верным, Ранним утром за водой поспешил усердно. А святой отец в тот час Господу молился И увидел: с Плакидой казус приключился: Духом Венедикт узрел, как поток могучий Камни катит, а средь них – Плакида в самой буче. Ухватил его поток и играет злобно с ним – Ясно слышит старец зов и свое святое имя. Вера здесь нужна, а к ней – помощь и немалая, Быстро посылает старец инока бывалого. Прыгнул тот в водоворот, простив всем обиды, – По воде, как посуху, подскочил к Плакиде. И не понял инок, как сие случилось: По святой молитве старца все свершилось. Вот приходит к старцу юноша Плакид. Послушник, рыдая, старцу говорит: – Видел тебя, отче, я над моей главой, Но тогда от ужаса и крика был я сам не свой! За власы ты взял меня, вынул из воды – Тут и инок подбежал – за твои труды! По молитве Венедикта, аввы православного, Бог и инока явил чудотворцем славным. 2. Св. Евсхимон, епископ Лампсакийский . В эпоху иконоборчества претерпел гонение и был заключен в темницу. Упокоился в правление царя Феофила иконоборца (829–842). 3. Св. Феогност, митрополит Киевский . Родом грек, преемник святителя Петра, митрополита Московского . Претерпел много страданий в монгольской орде от хана Джанибека. Ибо «некои русские злодеивые мужи» оклеветали его, что не платит он царю никакой дани от своего церковного сословия. Когда хан вызвал его в орду и спросил об этом, он ответил: «Христос Бог наш искупил Церковь Свою от язычников честною Своею Кровию. Зачем же теперь платить нам дань язычникам?» В конце концов, ему удалось как-то освободиться и вернуться домой 29 . Управлял Церковью 25 лет. Упокоился в Господе в 1353 году. Рассуждение Трудно найти лучшее назидание о том, что не должны мы лениться и отлагать молитву и дела на день завтрашний, нежели оное, которое предлагается нам преподобным Ефремом Сирином : «Однажды некоему брату был внушен (врагом) помысел: сегодня дай себе отдых, а завтра вставай на бдение!» Но он ответил помыслу: «Кто знает, может быть, завтра я и [вовсе] не встану; поэтому надобно мне встать сегодня». – Так и при рукоделии заронился в нем помысел: «Сегодня дай себе передышку, а завтра потрудись!» Он снова ответил: «Нет, потружусь я сегодня, а о дне завтрашнем [по]заботится Господь». А святой Антоний учит: «На рассвете каждого дня устрояй свою жизнь так, как если бы это был твой последний день на земле, – и соблюдешь себя от греха».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010