Третье апостольское путешествие святого Апостола Павла: прибытие его в Ефес, крещение учеников Иоанновых (1-7). Чудеса Павла в Ефесе и их действие (11-20). Предположения Павла о дальнейшем путешествии (21-22). Мятеж в Ефесе против христиан, произведенный Димитрием Сребреником, и укрощение его (23-40). Апостол Павел в Ефесе (19:1-20) Из Антиохии в Ефес самая краткая и наименее трудная дорога была морем, но святой Апостол Павел предпочел более трудный сухопутный путь по гористым провинциям Малой Азии, так как хотел посетить основанные им там прежде церкви. В то время, когда Аполлос уже был в Коринфе, Павел, пройдя Галатийскую страну и Фригию, прибыл в Ефес. Ефес — свободный город империи, построенный на берегах реки Кайстра между Милитом и Смирной , знаменитый своей торговлей, своим храмом Дианы и своей ревностью к культу «его великой богини», был митрополией проконсульской Азии. Жители Ефеса были пристрастны к удовольствиям и к магии, и трудно было найти в другом месте больше фанатизма и суеверия. Первое пребывание святого Павла в этом городе, при возвращении его из второго миссионерского путешествия было непродолжительно (18:19-21), но Апостол возвратился туда скоро и пребывал там два года и несколько месяцев, то есть более продолжительное время, чем в каком-нибудь другом месте. Основанная Апостолом Павлом в Ефесе церковь сделалась потом знаменитой христианской митрополией, дав целый ряд славных епископов, и там четыре столетия спустя происходил третий вселенский собор, низложивший Нестория. Апостол Павел, занимаясь по прежнему своим ремеслом, мог присоединиться к своим сотрудникам из Коринфа, дом которых также сделался мало-помалу местом собрания верующих (1 Кор. 16:19  ). Здесь Апостол нашел учеников Иоанновых, вероятно, иудеев, недавно переселившихся в Ефес. Они держались вместе с христианами, и Павел, заметив в них неполноту ведения пути Господня, установил, что они крещены только крещением Иоанновым, то есть лишь подготовительным крещением покаяния, и крестил их крещением христианским, после чего возложил на них руки, и они исполнились благодатных даров Святого Духа: стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Исполнив весь замысел о нашем спасении,/и то что на земле соединив с небесным,/вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш,/совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно/и взывая любящим Тебя:/“Я – с вами и никто – против вас!” Вместо прокимна песнь отцев, глас 4: Прокимен, глас 4, песнь отцов Благословен еси, Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено Имя Твое во веки.  Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших,/и хвально и прославлено имя Твоё вовеки.  Стих: Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами.    Дан 3:26 , 27А Деяния святых Апостолов, зачало 44 Во дни оны, суди Павел мимо ити Ефес, яко да не будет ему закоснети во Асии, тщаше бо ся, аще возможно будет, в день Пятьдесятный быти во Иерусалиме. От Милита же послав во Ефес, призва пресвитеры церковныя. И якоже приидоша к нему, рече к ним: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею. Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада: И от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики вслед себе. Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас. И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех. Сребра или злата или риз ни единаго возжелах. Сами весте, яко требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии. Вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко Сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати. И сия рек, преклонь колена своя, со всеми ими помолися. В те дни Павел рассудил миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.    Деян 20:16–18А; 28–36

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

«Ефес имел большое значение в политическом отношении, будучи резиденцией проконсула. Неудивительно посему, что здесь было много Иудеев. Они успели здесь исходатайствовать себе многочисленные привилегии, о которых говорит Флавий. Богослужебные собрания их были поручены наблюдению и охране особого архонта». Привыкши в Ефесе встречать разнородные религиозные убеждения, жившие здесь Иудеи не только не восстали против проповеди явившегося в их синагогу Апостола Павла, но даже просили его побыть у них подолее. Однако, поспешая в Иерусалим, святой Павел не мог исполнить их просьбу. Впрочем, прощаясь с ними, Апостол, видя, что для него в Ефесе открыта великая и широкая дверь ( 1Кор.16:9 ), дал обещание, что возвратится в Ефес, если будет угодно Богу, и затем отплыл в Кесарию, откуда и поспешил в Иерусалим (см. у Д. Глаголева, стр.335–336). 427 Апостол Павел поспешил в Иерусалим на праздник. Но какой это был праздник? Об этом не сказано. Предполагают, что тогда было время, близкое к Пасхе или Пятидесятнице. Относительно обещания Павла опять явиться в Ефес блаженный Феофилакт писал: «Будучи пророком и зная, что ему следовало возвратиться, Павел дал обещание снова возвратиться в Ефес. А чтобы никто не делал того же самого по неразумию, давая безотчетное обещание сделать то или другое, Павел научил нас не давать никакого обещания в будущем без присовокупления: Богу хотяшу, потому что никто не знает, что нам принесет следующий день. Поэтому безумен тот, кто не ограничивает своего обещания словами: «если Господу угодно будет». Праздник, к которому спешил Апостол, очевидно был Пятидесятница. По сообщению Ливия и Вегеция, специалистов морского дела, в то время началом навигации считалось время с 25 марта. Имея это в виду, можно думать, что Апостол Павел пустился в море недели три спустя после окончания Пасхи ( Деян.20:6 ), вскоре после открытия навигации, когда было весьма удобно, преимущественно в Кенхреях, найти себе корабль и даже спутников, особенно в Иерусалим, куда, вероятно, отправлялись тогда многие Иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:27 ). »И сказал: потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт.2:24 ). " Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак что Бог сочетал, того человек да не разлучает« ( Мф. 19:6–7 ; сравн. Мк. 10:6–9 ; 1Кор. 6:16–18 ; Ефес. 5:31–32 . Приведенными словами Христос Спаситель хорошо дает понять, что через брак Сам Бог тайно соединяет двоих в одно духовное целое, в одно тело, а потому брак не обыкновенный обряд, а действительное таинство. Именно о браке говорит св. апостол Павел, что »тайна сия велика« ( Ефес. 5:32 ). Здесь, под этими словами, никак нельзя понимать того, что св. апостол говорит о тайне союза Христового с Церковью; нет, контекст (этого места) ясно свидетельствует, что апостол ведет речь именно о »таинстве брака«, о тайном союзе, общении мужа и жены. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт. 2:24 ). »Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Ефес. 5:32 ). Св. апостол говорит, что »тайна брака« есть таинство не относительно чего либо иного, а именно таинство, что ко Христу и Церкви, относительно Христа и Церкви, т. е. это таинство через Церковь освящается Самим Христом, и этот союз мужа и жены апостол сравнивает с союзом Христа и Церкви ( Ефес. 5:22–25 ). Если бы брак был простым обыкновенным союзом, то св. апостол не говорил бы, что этот союз есть »тайна великая« и это не обыкновенная »тайна«, а именно относительно »Христа и Церкви«. Апостол предвидел, что появятся еретики, которые будут толковать его слова по своему, а потому и пишет, что брак есть »тайна великая« – не простая, не обыкновенная, а тайна относительно Христа и Церкви. В другом месте тот же апостол говорит: »жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе« ( 1Кор. 7:39 ). Выражение: »только в Господе« показывает, что брак освящается Церковью, ибо, когда св. апостол говорит о таинствах, то всегда подчеркивает, что через них проявляет действие Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Скачать epub pdf Часть 3. Благодать Божия как сила, вспомоществующая нравственному усовершенствованию XXVII. Дух благодати и действия ее в деле возрождения человека. Необходимость благодати в начале, продолжении и на высших ступенях нравственного совершенства. – Действия благодати в возрождении человека. – Участие самого человека в деле нравственного возрождения Выше было уже сказано, что как ни много дано для нашей нравственной жизни Спасителем нашим, однако дело нашего спасения требует участия еще особой Божественной помощи, которой бы совершалось самое усвоение верующими спасительных заслуг Иисуса Христа. Эта помощь и подается в благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая – восполняющей. Под словом благодать ( χρις, gratia, евр. gen, с суффиксом – geni и geset) в широком смысле можно разуметь всякую милость ( 2Кор. 9: 8 ; 1Петр. 4: 10 ), даруемую Богом человеку независимо ни от каких заслуг с его стороны ( Ефес. 2: 8–9 ; Рим.3: 24 ; 2Тим. 1: 3 ; Тит. 3: 5 ), и в особенности всё то, что относится к устроению спасения падшего человека через Иисуса Христа ( Лк.1: 30 ; 1Петр. 2: 19 ; Ефес. 1: 5–13 ; 2Тим. 1: 9 ; Тит. 2: 11; 3: 4 ); но в собственном смысле под благодатью разумеется та спасительная сила Божия ( Захар. 12: 10 ; Рим.1: 16 ; 2Кор. 12: 8–9 ; Колос. 1: 29 ; Ефес. 3: 20 ), которая подается по воле Бога Отца ( 2Тим. 1: 8–9 ; 1Кор.6: 19 ) через Сына в силу совершенного Им искупления ( Рим.5: 15, 21 ; 1Кор.1: 4 ; Ефес. 1: 5–6 ) во Св. Духе ( Тит. 3: 5 ). В силу такого участия всех трех Лиц Св. Троицы в раздаянии дара благодати последняя называется то благодатью Бога Отца ( 1Кор.1: 3; 3: 10 ; 2Кор. 1: 2; 6: 1 ), то благодатью Господа Иисуса Христа ( 1Кор.16: 23 ), то, наконец, силою Духа Святого ( Рим.15: 13 ; Гал. 4: 6 ). Так как, однако, субъективное спасение создается преимущественно деятельностью Духа Утешителя, то и благодать как сила, усвояющая человеку спасение, приписывается, главным образом, Св. Духу ( Деян.2: 38 ; 1Кор.6: 11 ; 2Кор. 1: 22 ). Есть моралисты (Пальмер), которые не хотят находить различия между благодатным действием Иисуса Христа и действием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

В 96 году печально окончил свою жизнь римский император Домициан, жестоко преследовавший христиан: он был убит тайными убийцами 1798 . На римский престол вступил император Нерва. Это был гуманный государь 1799 . Он не преследовал никого за религиозные верования: и христиане, и Иудеи при нем могли жить свободно, не кланяясь языческим богам. Не подвергались они страшному обвинению в нечестии и безбожии 1800 . При нем, по повелению римского сената, все несправедливо осужденные и сосланные при Домициане, были возвращены в места их жительства и введены во владение своим имуществом 1801 . Узнав о таком постановлении сената, христиане сами обратились к императору с просьбою освободить своего учителя из заточения. В этом принимали участие малоазийские епископы, Гаий и Аристарх, ученики Иоанна и весь народ 1802 . Некоторые из христиан были даже у самого императора, свидетельствуя об Иоанне: „человек этот праведный и богоугодный; все, что говорит он, хорошо 1803 . Император написал послание на остров Патмос, на котором повелевалось властям освободить всех христианских узников 1804 . И действительно, в это время по преданию, которое уже Евсевий называет древним, св. Апостол получил разрешение возвратиться из заточения в Ефес 1805 . Это ясное и непререкаемое свидетельство мы находим у бл. Иеронима 1806 , Зонары 1807 , Кедрина 1808 , Павла Орозия 1809 , Пахимера 1810 и многих других писателей церковных. Получив грамоту 1811 , рассказывает древний апокриф, Иоанн стал думать о возвращении в Ефес, так как к тому времени почти все жители острова Патмоса уже уверовали во Христа. Островитяне, узнав о намерении Иоанна возвратиться в Ефес, пытали приходить к нему толпами 1812 , прося его, не оставлять их, провести всю жизнь 1813 вместе с ними. Отвечая на эти просьбы, Иоанн говорил христианам: „нет, сыны мои, не обременяйте душу мою таким бременем. Христос уже между вами и ныне, Он же повелевает мне возвратиться в Ефес по причине многих 1814 болезней, посетивших там братьев наших“. Выслушав эти слова Иоанна и видя, что он не хочет уступить их просьбам, христиане 1815 пали ниц пред ним и стали со слезами просить его, говоря: „учитель добрый! так как ты не полюбил сего острова Патмоса 1816 и решился уже оставить нас сиротами, то дай нам письменное повествование о всех знамениях, бывших от Сына Божия и о словах, слышанных тобою из Святых уст Его 1817 , дабы нам не впасть в заблуждение, не уклониться от Него и от светлого твоего учения, но пребывать в нем твердо и непоколебимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

«Строго говоря, все послания ап. Павла были циркулярными. Это вытекает, например, из указания Кол. 4, 16. Апостол распоряжается, чтобы Послание к Колоссянам было прочитано в Лаодикии, а Послание к Лаодикийцам — в Колоссах. Послание, писанное к одной церкви, читалось и в других церквах. Только таким образом и мог составиться сборник посланий ап. Павла и получить общецерковное значение. Если все послания ап. Павла были циркулярными, то послание, обращенное к ефесской церкви, не могло не быть им по преимуществу перед всеми другими» . Мы уже неоднократно отмечали большое значение ефесской церкви во времена раннего христианства, — значение, постепенно утраченное ею в последующие века. Оно определялось прежде всего культурным, политическим и экономическим статусом самого Ефеса, малоазийского города с богатой историей. В каждом из геополитических регионов обширной Римской империи был свой подобный центр: Александрия в Египте, Антиохия (или Кесария) в Сирии, Коринф (или Афины) в Греции, Рим в Италии. Ефес был своего рода римской столицей Малой Азии. Почти все перечисленные города, включая Ефес, были морскими портами. В раннехристианской же икумене роль Ефеса огромна, если не подавляюща , и вполне сравнима с ролью столичной римской церкви. Если первоначальная авторитетная иерусалимская (иудео-христианская) матерь-церковь довольно быстро стала переживать большие трудности в силу того, например, что все более и более затрудненным, а вскоре и невозможным стало существование иудейства в Палестине (особенно во II веке после подавления римлянами очередного иудейского восстания), то именно Рим и Ефес стали теми центрами, где аккумулировалось христианское Предание и собирались или даже составлялись апостольские писания. Канон Нового Завета во многом определился значением именно этих центров (см. § 26). Ефес напрямую связан и с ап. Павлом, который пробыл там в общей сложности довольно долго во время своих 2-го и 3-го миссионерских путешествий, и с ап. Иоанном Богословом, который по преданию (II век) проживал там последние годы своей жизни и составлял свои писания (некоторое время проведя в ссылке на острове Патмос). Будет уместным напомнить, что III-й Вселенский собор (431-й год), который исповедал Пресвятую Деву Марию Богородицей (Qeoto/koj), состоялся тоже в Ефесе .

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Пробывши в Коринфе год и шесть месяцев, уча слову Божию и побеждая при содействии Христовом иудеев и язычников, Павел отплыл в Сирию; за ним, как за своим учителем и виновником спасения, последовали Акила и Прискилла, сильно привязавшись к нему духовной любовью. С ними и другими своими последователями Павел пристал в Ефесе [ 7 ], затем, желая на приближающийся праздник Пасхи быть в Иерусалиме, он Акилу с Прискиллой оставил в Ефесе для наставления ефесян в святой вере Христовой, а сам отправился в Иерусалим [ 8 ], обещаясь опять возвратиться в Ефес. После отшествия Павла прибыл в Ефес еврей Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сильный в книжном учении; он был оглашен в пути Господнем, горячо проповедовал и учил о Господе, но крещения во святую Троицу еще не принимал, зная только крещение Иоанново. Акила и Прискилла, услышавши в собрании смелую проповедь Аполлоса, пригласили его к себе и более определенно разъяснили ему путь Господень (Деян.18:24–28). После этого святой Павел возвратился из Иерусалима в Ефес и отсюда написал первое свое послание веровавшим во Христа Коринфянам, оканчивая его такими словами: — Приветствуют вас усердно Акила и Прискилла с домашней их церковью (1 Кор.15–19), — то есть со слугами своими. После этого умер царь Клавдий, и евреям снова возвращена была свобода жить в Риме, каждый из них возвращался в Италию на прежнее свое место, к своему имению, тогда и Акила с Прискиллой возвратились в Рим. Когда святой Павел пришел снова в Коринф и писал оттуда послание к Римлянам, то не забыл в нем послать приветствие своим любезным ученикам, говоря в последней главе так: — Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою положили за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников (Рим.16:3–4). В Риме святой Акила был не долгое время и с женою своею пошел снова в Асию [ 9 ], будучи назначен епископом и послан туда своим учителем Апостолом Павлом на проповедь слова Божия. Пришедши в Ефес, он помогал в трудах святому Апостолу Тимофею, ученику Апостола Павла [ 10 ], поставившего его епископом для ефесян и оставившего его здесь, как он говорит в первом своем послании, к нему, писанном из Лаодикии: — Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе (1 Тим.1:2).

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Последние слова Апостола естественнее всего должны относиться к возможности непосредственного его возвращения из Иерусалима: «если же не возвращусь из Иерусалима, как бы так говорил св. Апостол, то лишь только в том случае, если сам Бог отзовет меня оттуда для де- —26— ятельности в какое-либо другое место». Таким образом, Апостол, отправляясь из Ефеса, намерен был после иерусалимского праздника непосредственно снова прибыть обратно. А то путешествие по Галатии и Фригии, какое он предпринял в действительности после посещения им Иерусалима и до возвращения в Ефес 487 , в рассматриваемое время совершенно не предполагалось им; иначе он, обозначая ефесским иудеям время своего возвращения, должен был бы сказать, что ему до возвращения к ним нужно непременно не только провести приближающийся праздник в Иерусалиме, но и посетить ранее основанные им церкви в Галатии и Фригии, и это добавление было бы тем необходимее, что оно значительно увеличивало бы самый срок, которым отдалялось возвращение Апостола в Ефес: на возвращение из Иерусалима непосредственно – нужны были недели, а – чрез Галатию и Фригию – требовались месяцы. – Итак, первоначальный план св. Павла для новой его миссионерской деятельности, которая составляла начало его третьего путешествия, был такой: провести приближающийся праздник в Иерусалиме и затем оттуда непосредственно возвратиться в Ефес. Но в Иерусалиме, как сказано выше, значительно изменился этот план св. Апостола: здесь он увидел неотложную необходимость посетить основанные им церкви в Галатии и Фригии прежде, чем отправиться в Ефес. Поэтому то пребывание Апостола получает особенную важность. Помимо всех других целей, вызвавших св. Павла на посещение Иерусалима и после его второго путешествия, как и после других двух его путешествий, тогда была одна еще особенная. Эта причина явилась в то время, когда он, отправившись из Коринфа, прибыл в Кенхреи, чтобы отсюда уже прямо отплыть в Сирию и затем в Иерусалим. Здесь именно Апостол остриг голову по обету (κειρμενος ν Κεγχρεας, τν κεφαλν· εχεν γρ εχν) 488 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Объяснение послания святого Апостола Павла к Ефесянам О послании к Ефесянам. Город Ефес и основание Ефесской Церкви Великий и славный город Ефес находился недалеко от города Смирны. Он был главным городом Малоазийской провинции. Его прекрасное приморское положение сделало его знаменитым древним центром обширной торговли, а также – науки и искусств. Город Ефес был посвящен богине Артемиде (Диане), которая пользовалась здесь особенным почитанием в мистериях. Плутарх и Климент Александрийский говорят о некоторых амулетах, называвшихся Ефесскими граматами. Из книги Деяний св. Апостолов видно, что там было много мастеров, промышлявших выделкою изображений Артемиды и ее знаменитого храма. Среди множества Греков, Евреи здесь мало были заметны. Однако, они имели здесь синагогу. Св. Ап. Павел, возвращаясь из второго своего апостольского путешествия, на пути из Коринфа в Иерусалим, остановился в Ефесе на короткое время, по его слово в синагоге было принято благоприятно, и он обещался нарочно прибыть сюда ( Деян. 18:19–21 ). Дело проповеди, начатое Апостолом, продолжали здесь Акила и Прискилла. Не малое содействие оказал ему и Аполлос, знавший только крещение Иоанново. Ап. Павел, побывавши в Иерусалиме и прошедши Фригию, Галатию и верхние страны, прибыл опять в Ефес. Встреченный с любовию верующими, он объяснил ученикам Аполлоса значение крещения Иоаннова и, по возложении на них рук, низвел на них Св. Духа, и они стали говорить иными языками и пророчествовать ( Деян. 19:2–7 ). Три месяца потом Апостол ходил в синагогу и проповедовал о пришествии Мессии и Царства Божия. Но успеха было мало; поэтому Ап. Павел стал ежедневно проповедовать язычникам в школе некоего Тиранна ( Деян. 19:8–9 ). Два года проповедовал здесь св. Апостол, и Церковь Божия умножилась в Ефесе зело. Успеху проповеди особенно содействовали чудеса, совершавшиеся не только руками Апостола, но и чрез возложение платков и опоясания его ( – 11, 12). Видя силу имени Христова, некоторые заклинатели изгоняли им злых духов; но потом один дух, изгонявшийся из бесноватого, восстал на самих заклинателей и возобладал над ними так, что они нагие и избитые выбежали из дома бесноватого. Между прочим дух говорил: «Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» После этого обаяние разного рода чародеев исчезло, и чернокнижники сожгли свои книги публично. Число уверовавших все возрастало, и они, сердечно исповедаясь, крестились и с умилением ожидали дара Духа Святого ( Деян. 19:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010