священник Николай Рудинский Третье благовестническое путешествие святого Апостола Павла 55–60 годы (Деян. 18:23–21:16) Пробыв некоторое время в Антиохии, святой Павел, в сообществе Тимофея, Тита, а может быть, и Гаия, Аристарха и Ераста, предпринял третье свое благовестническое путешествие сухим путем, чтобы сначала посетить и утвердить уже основанные им Церкви, а потом посетить и Ефес, как он обещал (см. Деян 18:21 ). Пройдя чрез Киликийские ворота Тавра, он пошел по восточной части Малой Азии, утверждая на своем пути Церкви Галатии и Фригии. В Галатии он заповедал каждый воскресный день производить сбор для бедных Иерусалимской Церкви (см. 1Кор. 16:1–2 ). Он нашел также необходимым сделать галатийским христианам серьезные внушения. И хотя тогда еще не было у них прямого уклонения от преподанного им учения, однако он заметил некоторое ослабление того пылкого рвения, с которым он принят был в первый раз этим славным, но несколько легкомысленным населением (см. Гал. 4:14–15 ). Позаботившись, таким образом, об утверждении заложенного ранее основания Галатийской Церкви, святой Павел спустился с Фригийских возвышенностей и вступил в Ефес, великую столицу проконсульской Азии, складочного места товаров Востока и Запада. Благовестническая деятельность святого Апостола Павла в Ефесе 55–57 годы (Деян. 18:24–19:40) Ефес был третьей столицей и новым исходным пунктом христианства. В Иерусалиме христианство родилось в колыбели иудейства. Антиохия была исходным пунктом христиан из язычников. Ефесу суждено было стать свидетелем полного развития христианства, и окончательного сочетания его разрозненных элементов – иудеев и эллинов в труде святого Иоанна Богослова, Апостола любви. Ефес находился верстах в двух от Икарийского залива, в великолепной луговине. Здания его гнездились у подошв гор Коресса и Приона. Гавань его была одна из самых защищенных и удобных на Средиземном море для кораблестояния, посещалась множеством кораблей со всех концов мира. Ефес находился на встречном пункте больших дорог, которые вели к северу в Сарды и Троаду, к югу – в Магнезию и Антиохию, и таким образом, владел легким доступом ко всей внутренности материка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Иудействующие тогда уже замышляли те свои миссионерския путешествия, которые вскоре и начали. Так или иначе полученные сведения об этих замыслах и побудили Апостола не возвращаться непосредственно в Ефес. Опасность от лжеучителей, конечно, грозила прежде всего ближайшим к Иерусалиму церквам – антиохийской и малоазийским. Посему безразлично: знал ли св. Павел о направлении замышлявшихся лжеучителями путешествий или не знал, он должен был прежде всего направиться в Антиохию и дальше – по основанным ранее церквам и прийти в Ефес. Так сложился, под особенным, конечно, указанием самого Бога 225 , план первой, начальной части третьего путешествия св. Ап. Павла. Несомненно, что среди многотысячной толпы прибывших на праздник иудеев были таковые и из Ефеса, которые еще не имели оснований враждовать против него 226 . И вот с ними естественнее всего св. Павел дал знать ефесской синагоге, так радушно принявшей его, что Господу оказалось не угодным, чтоб он возвратился к ним непосредственно из Иерусалима тем же следом, и что потому он придет к ним, в Ефес, не непосредственно после праздника, на который сначала только хотел он уехать от них, но уже после того, как посетит антиохийскую и малоазийские, основанные им, христианские церкви. Точного времени своего прибытия он, конечно, не назначал, но, несомненно, уверил ефесян, что возвратится к ним скоро, так что это посещение церквей будет только как бы попутным, из Иерусалима он пойдет прямо собственно в Ефес, но несколько не прямой дорогой 227 . Судя по весьма краткому сообщению св. Дееписателя о рассмотренном пребывании Апостола в Иерусалиме, а равно и по совершенному умолчанию о нем в Послании самого св. Апостола к Галатам, с несомненностью можно предположить, что оно было весьма не долговременно. Те цели, ради которых приходил он сюда, требовали для своего осуществления всего только нескольких дней, а явившаяся необходимость отдалить на некоторое время обещанное возвращение в Ефес требовала ускоренного образа действий. И вот св. Павел, простившись с Апостолами, пресвитерами и братиями, вместе со своими спутниками вышел из Иерусалима, чтобы прийти в Антиохию, эту первую на предлежащем ему пути основанную его трудами церковь из язычников 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Все это говорит о том, что Ипполит сосредотачивает в себе оба направления: угасающее уже малоазийское и восходящее александрийское (как это можно видеть и у свмч. Мефодия, но в меньшей мере). Богословие Ипполита (а он был одним из ведущих богословов своего времени) не могло оказать сильного влияния на Западе, там еще помнили его бурную бунтарскую деятельность, да и, кроме того, Запад в III веке, уже перестал быть «греческим», но перешел на латынь. Но все же богословие (особенно его эгзегетика) Ипполита оказало влияние на западных отцов (например, на свт. Амвросия Медиоланского ) 208 . Труды Ипполита более распространились на Востоке и были переведены на все известные языки христианского мира. 4. Состояние богословского уровня в конце II- го века Итак, мы просмотрели этапы развития малоазийской богословской школы. Теперь кратко подведем итоги. То, что принято называть малоазийским течением или богословием, богословской школой ведет свои истоки от времен апостольских. Уже из «Деяний» мы узнаем об активной просветительской деятельности ап. Павла в Малой Азии, в особенности в Ефесе. Затем в этом же полисе оседает и другой великий ученик Господа – Иоанн Богослов, которого сам ап. Павел, в послании к Галатам, называет столпом Церкви (Галл. 2: 9). Когда в Ефес прибыл Иоанн точно не известно, по одним данным это произошло после 66 г. от Р.Х., когда по приказу Нерона, Иерусалим был осажден римскими легионами. По другим источникам, Ефес Иоанну достался по жребию, и он отправился туда, еще до начала римско-иудейской войны 209 . Но, даже если мы допустим, что Иоанн прибыл в Ефес ок. 66 г., то он пришел уже на почву плодородную, засеянную ап. Павлом, и Иоанн взрастил, семена Павла. За время пребывания Иоанна в Ефесе, вокруг него собирается большое общество его учеников, т.н. «Иоанновых пресвитеров». Ефес в это время становится центром христианского богословия, если Рим был центром христианской проповеди и туда стекались проповедники всякого рода, как христианские, так и проповедники гностицизма и еретики разного рода, то Ефес был очагом христианского предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 19 Третье апостольское путешествие св. Апостола Павла: прибытие его в Ефес, крещение учеников Иоанновых (1-7). Чудеса Павла в Ефесе и их действие (11-20). Предположения Павла о дальнейшем путешествии (21-22). Мятеж в Ефесе против христиан, произведенный Димитрием Сребреником, и укрощение его (23-40). Ап. Павел в Ефесе (19:1-20) Из Антиохии в Ефес самая краткая и наменее трудная дорога была морем, но св. Ап. Павел предпочел более трудный сухопутный путь по гористым провинциям Малой Азии, так как хотел посетить основанные им там прежде церкви. В то время, когда Аполлос уже был в Коринфе, Павел, пройдя Галатийскую страну и Фригию, прибыл в Ефес. Ефес - свободный город империи, построенный на берегах реки Кайстра между Милитом и Смирной, знаменитый своей торговлей, своим храмом Дианы и своей ревностью к культу " его великой богини, " был митрополией проконсульской Азии. Жители Ефеса были пристрастны к удовольствиям и к магии, и трудно было найти в другом месте больше фанатизма и суеверия. Первое пребывание св. Павла в этом городе, при возвращении его из второго миссионерского путешествия было непродолжительно (18:19-21), но Апостол возвратился туда скоро и пребывал там два года и несколько месяцев, то есть более продолжительное время, чем в каком-нибудь другом месте. Основанная Ап. Павлом в Ефесе церковь сделалась потом знаменитой христианской митрополией, дав целый ряд славных епископов, и там четыре столетия спустя происходил третий вселенский собор, низложивший Нестория. Апостол Павел, занимаясь по прежнему своим ремеслом, мог присоединиться к своим сотрудникам из Коринфа, дом которых также сделался мало-помалу местом собрания верующих (1 Кор. 16:19 ). Здесь Апостол нашел учеников Иоанновых, вероятно, иудеев, недавно переселившихся в Ефес. Они держались вместе с христианами, и Павел, заметив в них неполноту ведения пути Господня, установил, что они крещены только крещением Иоанновым, то есть лишь подготовительным крещением покаяния, и крестил их крещением христианским, после чего возложил на них руки, и они исполнились благодатных даров Св. Духа: стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати.

http://sedmitza.ru/lib/text/430562/

Разгромленные стены этого замка, кончающего, как разбитый венец, грустную картину Ефеса, не уберегли даже его имени! Но это уже не Тамерлан, который, как мощный и пресыщенный орёл сзывает на паству других слабейших, – созвав сюда всех подвластных ему князей Анатолии, целый месяц грабил, жёг и разрывал Ефес, – нет, это уже не Тамерлан, а ИЕГОВА, которого Имя, начертанное на златой дщице, носил столь долго на челе своем Провидец Божий Иоанн, посреди города, наполненного кумирами, – Он сдвигнул с места Ефес и задул его светильник! Восплачем над любимою и неблагодарною паствою любимого ученика Сына Божия…. «Сотворите убо плоды достойные покаяния: и не пачитайте глаголати в себе: отца имамы Авраама; глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму»  281 . Неподалёку от бывшего собора Ефесского высятся среди терния и груд разрушения врата из белого мрамора с многочисленными, но искаженными украшениями; их называют уже давно: «вратами порабощения». Долго ли ещё будет належать на земле Апостольской, и ещё более, на земле Христовой, – столь тяжко ложащееся под моё перо: Порабощение?... Ответа нет! Ответа нет!.... Carmina cygnorum labentibus audit in undis. (Ovid. Metam. V. 386) Ефес «Но имам на тя яко любовь твою первую оставил еси. Помяни убо откуду спал еси… и покайся и первая дела сотвори; аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светильник твой от места твоего…». ( Anok.II, 45 ) Церковная история Ефеса открывается именем Павла. Скромный труженик является в пышный Ефес, бывший средоточием торговли Азии по Сю сторону Тавра и обиталищем магов и философов, – и в течение двух лет, в виду того храма, который стоял наряду семи чудес света, который привлекал дары и моления всех народов, – проповедь Павлова о Христе распятом приводит уже в трепет жрецов Дианы, видящих ежедневное запустение капища. Слова жизни вечной безбоязненно текут из уст Апостола; оставляя навсегда Ефес, он рукополагает здесь, в 64 году, первым епископом, Тимофея, своего ученика, которого он называл своим братом, того самого, к которому он написал два послания, и с которым делил все свои духовные подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Послание к ефесянам Сведения о Церкви ефесской Ефес, при Эгейском море, был важным торговым городом и, можно сказать, столицей всех Ионических городов Малой Азии; он славился великолепным храмом Дианы, который в древности почитался в числе семи чудес света. Благодаря обширной торговле и стечению поклонников Дианы со всей Азии и Европы, здесь процветали тайные науки и всякого рода суеверия и волшебства; философия и искусства так же находили себе здесь приют и покровительство. Во время второго апостольского путешествия, на пути из Коринфа в Иерусалим, святой Павел в первый раз посетил Ефес ( Деян.18:19 ) и, вероятно, тогда же решил утвердить здесь своё пребывание. По крайней мере, вслед затем, по возвращении из Иерусалима в Малую Азию, он избирает Ефес местом долговременной своей деятельности; в течение трёх месяцев проповедует в синагогах ефесских, потом два года занимается проповедью в училище некоего Тиранна, совершает многие чудеса и приобретает Христу столь многих последователей, что последователи тайных наук и религии начали смотреть на него, как на опасного и вредного человека. В течение этого почти трёхлетнего ( Деян.20:31 ) пребывания апостола в Ефесе было сожжено столько волшебных книг, что ценность их простиралась до 50,000 драхм, а в продаже серебряных изображений храма Дианы почувствовался такой упадок, что главный фабрикант их, некто Димитрий, со своими сотрудниками произвёл возмущение против апостола и его спутников и принудил Павла оставить Ефес ( Деян.19 ). Время деятельности Павла в Ефесе падает на 56–58 годы. С тех пор апостол уже не возвращался в Ефес, но не забывал его. Возвращаясь в следующем году из Коринфа в Иерусалим и проходя вблизи Ефеса, он счёл нужным проститься с ефесскими пастырями и пригласил их в Милит, где в прощальной речи предрек вторжение лютых волков в Церковь ефесскую и дал им наставление внимательно пасти вверенное им стадо Христово ( Деян.20 ). В последствии времени он рукоположил во епископа ефесской Церкви своего любимого ученика Тимофея ( 1Тим.1:3 ). А через несколько десятков лет, после Павла и Тимофея, утвердил здесь своё местопребывание святой апостол Иоанн Богослов и продолжил начатое Павлом дело устроения Церкви ефесской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В XV веке Ефес был окончательно заброшен. Интересно, что между древним названием Ефес и современным Сельчук было ещё одно наименование города, звучавшее вплоть до начала XX века – Айасолук. Это искажённое в турецком звучании греческое «Айос Теологос». Именно так, в честь св. Иоанна Богослова, жившего и скончавшегося здесь, называли византийцы древний Ефес. Язычество и христианская миссия в Эфесе Первым проповедником Евангелия в Ефесе был, скорее всего, апостол Павел. Его пребывание в городе при возвращении из второго миссионерского путешествия было непродолжительно ( Деян. 18,19–21 ), но апостол вскоре вновь возвратился в этот город в период своего третьего путешествия и пребывал здесь два года и несколько месяцев. Здесь апостол нашел «учеников Иоанновых» (учеников Иоанна Крестителя), вероятно, иудеев, недавно переселившихся в Ефес. Они держались вместе с христианами, и Павел, заметив в них неполноту знания пути Господня, установил, что они крещены только крещением Иоанновым (т.е. крещением покаяния), возложил на них руки, и они исполнились благодатных даров Святого Духа: стали говорить иными языками и пророчествовать Деян. 19,2–7 ). Первым местом проповеди апостола Павла, как и везде, была синагога, где он проповедовал три месяца. За это время явилось немало последователей Христа среди его слушателей, но нашлись люди, восставшие против проповеди апостола. Всем, кто готов был вместе с ним последовать за Христом, он предложил отделиться от иудейской общины, но этих людей оказалось так много, что они не могли собираться для молитвы и учения в каком-либо жилом доме. Поэтому Павел снял помещение в училище некоего Тиранна ( Деян.19,9 ). Судя по имени, это был либо греческий ритор, либо учитель философии, имевший свое учебное заведение. Там Павел проповедовал более двух лет, а так как Ефес был крупным центром, куда постоянно стекались жители всей Малой Азии, Лука говорит, что «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе» ( Деян. 19,10 ). О пребывании в Ефесе апостола Иоанна Богослова нам сообщают святоотеческие и апокрифические источники II-IV веков. Но эти свидетельства настолько многочисленны, а повествования о миссии ап. Иоанна в Ефесе, подтверждённые археологическими раскопками, столь подробны, что сомневаться в этом не приходится. Если проповедь ап. Павла, согласно Книге Деяний, звучала в Ефесе около трёх лет, миссия ап. Иоанна, согласно апокрифическим источникам, длилась несколько десятилетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

В этом тесном единении с Богом открываются и перспективы будущих судеб человека и человечества. И Барт   , и Швейцер   подчеркивают, что Апостолу была чужда идея обóжения человека. Последний видит в этом даже характерную не–эллинистичность Апостольской мистики. Апостол настаивает на сыновстве людей Богу, на «сонаследничестве со Христом», на «Духе усыновления», — все это, как плоды искупления от клятвы закона (Рим. VIII, 14–18; Гал. IV, 5–7). И пусть слово «обóжение» не сказано; (сказано оно будет христианскими писателями позже, уже в III–IV вв.), но вывести мысль об этом нетрудно из некоторых мест посланий. В Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол. II, 9) и потому и мы имеем полноту в Нем, Который есть глава (II, 10). Тело Христово — церковь (Ефес. I, 23) и «мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. X, 17). И во Христе уже не ветхое, а новое человечество (Ефес. II, 15). Тело есть храм Духа; Дух Святый есть залог нашего наследия (Ефес. I, 14), мы же сонаследники прославленному Христу в царствии Божием. Если сравнить это с учением других книг Нового Завета об усыновлении (Иоан. I, 12), богоуподоблении (1 Иоан. III, 2), «вечери Агнца» (Откров. XIX, 9; 17) и «причастии Божеского естества» (2 Петр. I, 4), — то все это только подтверждает мысль Апостола язычников, и дает твердые основания будущим писателям церкви для богословствования об обóжении. В конечной судьбе человека ап. Павел различает смерть физическую (Рим. V, 12; VI, 21–23; 2 Кор. I, 9–10) от смерти духовной, смерти от греха (Рим. VII, 10; VIII, 6) и от смерти вечной, как окончательного разделения с Богом (2 Кор. II, 15–16). Отсюда, после физического конца человека на земле перед ним открывается либо «гнев Божий в день гнева» (Рим, II, 5) и погибель (2 Кор. IV, 3), либо надежда на вечное блаженство, т. е. на прославленное состояние воскресшего человека (Рим. VIII, 18; 2 Кор. IV, 17) и преображение от Господня Духа (2 Кор. III, 18). Апостол учит и о будущем прославленном состоянии твари (Рим. VIII, 18–23), о восстановлении ее и возглавлении Христом ((Ефес. I, 10; Кол. I, 13–20; 1 Кор. III, 22–23) об ее αναχεφαλαιωσις, когда будет Бог «всяческая во всем» (I Кор. XV, 28). Эта тема найдет свое преломление в патристике, либо в форме «апокатастазиса» (Оригена, или несколько иначе св. Григория Нисского) либо в «рекапитуляции» св. Иринея Лионского, либо в общей всем отцам Востока идее «теозиса» человека. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

I. Мастера (архитекторы). Мастера, взявшиеся митрополиту Филиппу построить Успенский собор: Иван Кривцов да Мышкин, – Собрание летописей VI, 194 sub fin.. Семён Толбузин с Антоном Фрязином (о нём Карамзин VI, 38 fin., 46, 50), посланные в Венецию в Июле 1474г., – Никоновская летопись VI, 58, в Марте 1475г. привели Аристотеля Фиоравенти, – ibid. 59 fin. и Собрание летописей VI,199. Аристотель привёл с собой сына Андрея да парубка Петрушу, – Собрание летописей ibid. Хотел было бежать из России, – ibid. 235 начало. Под 1487г. Марк Фрязин (Грановитая палата). – Никоновская летопись VI, 122. Под 1488г. Антон Фрязин (что выше послом?), – Никоновская летопись VI, 122 (Кремль). Дмитрии и Мануил Ралевы, посланные в 1488г. в Рим, Венецию и Медиолан, – Никоновская летопись VI, 123 начало, привели в 1490г. мастеров Фрязь стенных и палатных и других, – ibid. 125 (Приведён архитектор Пётр Антоний из Медиолана, см. ниже, ученик его Замонтоний и другие, в том числе каплан из белых чернцов, – Карамзин к т. VI примечание 104, col. 25 sub fin.). Под 1490 и 1491 годами Пётр Антоний (Соларий, Медиоланец: надпись на Спасских воротах у Снегирёва, в Указателе архимандрита Иосифа), – Никоновская летопись VI, 126, 127, 129 (Кремль). Под 1491г. Марк и Пётр Антоний (Грановитая палата), – Никоновская летопись VI, 129 начало. Мануил Ангелов грек да Данила Мамырев, посланные в 1493г. в Венецию и Медиолан, – Никоновская летопись VI, 136, привели в 1494г. Алевиза (из Медиолана – ibid. 157), мастера стенного и других мастеров, – ibid. 140. (Ср. 2 Софийская, стр. 254). Дмитрий Иванов Ралев, посланный с другими в 1498г. в Италию, – Никоновская летопись VI, 156 fin., привёл в 1504г. многих мастеров, и между прочим стенных, – Карамзин к т. VI примечание 104, col. 26 начало. Рубруквис нашёл у Монголов русского архитектора, – Карамзин IV, 38 fin.. О западных архитекторах в России см. L’art russe Строганова. II. Техника. Под бут вбивали сваи, – Собрание летописей VI, 195 начало. Мастера, строившие митрополиту Филиппу Успенский собор, „не разумеша силы в том (строительном) деле: известь жидко растворяху с песком, ино не клеевито, а внутрь того же малого камения сбираху, да внутрь стены сыплюще да известию поливаху, якоже раствором тестяным, потому же не крепко дело”- ibid. 195 начало. Облицовывали гладко, – ibid. 198 fin..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Базилика при византийском претории в «цитадели» (первая половина X в.) Баптистерий в южной пристройке базилики в «цитадели» (первая половина X в.) Монастырь св. Феодора в портовом квартале 1, в углу, образуемом 16 и 18 куртинами (X–XI вв.). Светские постройки общественного характера Комплекс потестарных зданий около «малой агоры» (IV–VI вв.) «Здание Г» («дворец»), открытое в 1903–1905 гг. (IV–VI вв.) 30-местный афедрон в многокамерном здании у куртины 14 и Южных (так называемых «Мертвых») ворот города, раскопанный в 1905 г. (VI в.) Больница (ятрина) св. великомуч. Феодора около 13 куртины (VI в.) Большое городское водохранилище (castellum aquae) около 13 куртины (VI в.) Одноместный афедрон в 25 куртине около башни XXII, раскопанный в 1898 г. (начало VII в.) Предполагаемое здание апофики с кладкой opus mixtum в портовом квартале 2 (начало VII в.) Перестройка зала II больницы св. великомуч. Феодора (VII–VIII вв.) Перестройка помещения афедрона у 14 куртины и устройство в его полу квадратной цистерны (VII–IX вв.) Закрытая цистерна с камарным сводом на агоре (VI–VII вв.) Прямоугольное здание («палаты Анны») на расстоянии 5 м от апсиды крестовидного храма на агоре (VIII–IX вв.) Прямоугольная постройка с эмволом («палаты Владимира») между базиликой и крестовокупольным храмом на агоре (VIII–IX вв.) Баня в «цитадели» (кардинальная перестройка в VI в., обновления в VII–VIII вв.) Баня в «цитадели» (постройка в VII в., разрушение при строительстве раннего претория второй половины IX в.) Дом с помещением 17 (бывший «дом командира») в «цитадели» (перестройка и обновление в VI–VII в.) Общественное здание вдоль 19 куртины в «цитадели», открытое в 1926 г. (VI–VII вв.) Баня рядом с крещальней и экзонартексом Уваровской базилики (VI–VII вв.) Баня рядом с Северной базиликой (конец VI – первая треть VII вв.) Баня в квартале III (VI–VII вв., перестройка в X в.) Баня в юго-западном углу квартала VII (VI–X вв.?) Ранний византийский преторий в «цитадели» (вторая половина IX в.) Архитектурный комплекс помещений с двором позднего византийского претория в «цитадели» (конец IX–XI вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010