Поучение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы Ныне у нас праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вкратце я расскажу вам историю нынешнего праздника. В то время, когда люди ожидали скорого пришествия на землю Спасителя мира, жили на земле праведные люди, – Иоаким и Анна. Уже они состарились, но, к великой горести своей, не имели детей. Долго и усердно молились они Господу, чтобы Он послал им дитя на утешение, и они дали обещание, если Господь пошлет им дитя, то отдадут его на служение Богу. Господь услышал молитву рабов своих и даровал им дочь Марию, ту самую, от которой, ради нашего спасения, воплотился Спаситель мира – Иисус Христос. И вот, когда Деве Марии исполнилось три года, престарелые, но сияющие радостью родители, привели ее в храм Иерусалимский и отдали ее на служение Богу. И здесь – при храме Господнем протекли дни и годы воспитания Девы Марии во всей чистоте. Здесь она занималась усердною молитвою, изучением закона Господня и полезными рукоделиями. Чему же научает нас этот праздник? Тому, чтобы отцы и матери научали своих сыновей и дочерей всему доброму с самых ранних лет. Об этом-то я и хочу теперь, братие, повести с вами мою речь. И доброму, и худому человек научается с ранних лет. А чему человек научится с ранних лет, с тем он часто остается и до самой старости. Но от чего это бывает? От чего одни дети ведут хорошую и добрую жизнь, а другие – худую и непутную? Все это, главным образом, зависит от самих же отцов и матерей. Св. Димитрий Ростовский вот как об этом рассуждает: «юный отрок, говорит он, подобен доске, приготовленной для написания картины. Что живописец изобразит, доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему воспитание, к каким нравам приучат его, богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским, с такими он и будет жизнь провождать“. (Лет. гл. 1, стр. 218). Потому-то отцы и матери всегда более должны прилагать старание, чтобы своих сыновей и дочерей охранять и оберегать от всякого худого дела и научать их закону Господню и страху Божию с самых ранних лет. Св. Апостол Павел говорит христианским отцам и матерям: воспитывайте чад ваших в наказании и учении Господни ( Ефес. 6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в день Рождества Христова. Св. Феодота, игумена Студийского и исповедника Братие и отцы! Вот приблизилось явление Бога всему миру, и день радости достиг дверей наших. Велика радость для мира: еще не было такой от начала мира, ибо Сын Божий пришел к нам не как в древнее время являлся отцам нашим в знамениях и прообразованиях, но, по предсказаниям пророков, пришел чрез рождение от Девы и явился нам самолично. Во всех родах родов нет ничего выше и спасительнее этого таинства, ничего предивнее во всех чудесах, какие только сотворил Бог от начала мира. Посему ангелы благовествуют о совершившемся таинстве, и небесная звезда указывает на земле Пренебесного Царя; по сему и пастыри спешат увидеть благовешанное им спасение, и волхвы с царскими дарами покланяются Ему, и ангелы воспевают необычайно новую песнь о необычайно новом деле Божием, коим в вышних Бог прославляется, на земле мир водворяется, как свидетельствует и Апостол, говоря: Той есть мир наш, сотворивый едино обоя – ангелов и человеков, и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею ( Ефес. 2:14 ...). Желали видеть сие пророки и праведники, но не видели, видели же только верою. А мы ви- дехом, и руки наша осязаша, как и написано о Словеси животнем, и живот явися нам ( 1Ин. 1:1, 2 ), и мы приняли усыновление. Что же воздадим мы Господеви о всех, яже воздаде нам? На это за много лет ответил святой Давид так: чашу спасения прииму, и имя Господне призову ( Пс. 115:3–4 ). Итак, будем радоваться, братие, что и мы сподобились воздать воздаяние Господеви о всех, яже воздаде нам. Какое же это воздаяние? Крестоносная жизнь, воспринятая нами, и исповедание, в коем стоим и хвалимся упованием славы Божия ( Римл. 5:2 ). И это надлежит нам праздновать не один день, но во всю жизнь. Объятые же плотскими страстями не могут праздновать, хотя они и думают, что празднуют, и не имеют свободы, будучи рабами страстей и проданными под грех, о чем написано: всяк творяй грех, раб есть греха: раб же не пребывает в дому во век, сын же пребывает во век ( Ин. 8:34–35 ). Так как и мы сподобились именоваться сынами Божиими по благодати, то пребудем в доме Отца нашего Бога, всегда и во век, аще точию начаток состава даже до конца известен удержим ( Евр. 3:14 ). Таким образом, укрепляемые Духом Святым, будем еще более трудиться в нашем подвижническом житии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Разделы портала «Азбука веры» Эпектазис (греч. распространение ,  увеличение в пространстве ,  движение вперёд ) – представление о духовной жизни (нынешней, посмертной и в будущем веке) как о непрерывно возрастающем Богопознании , живом движении к Богу . Христианская духовная жизнь предполагает постоянное ожидание большего. Она происходит в непрестанном возрастании, в восхождении из одной меры Богопознания в другую, в преображении от созерцания Божественной славы, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» ( 2Кор.3:18 ). Христианин живет в напряженном устремлении к Богу, что раскрывает образ бегущего в Послании к Филиппийцам ( Фил.3:13-14 ): «не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед (επεκτεινμενος, откуда термин επκτασις, эпектасис) стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Вышнее звание во Христе Иисусе – достижение христианского совершенства по образу Иисуса Христа через благодатное соединение с Богом. Св. Максим Исповедник говорит, что даже имеющий дар прозорливости и чудотворений христианин, пребывающий в этой жизни, обладает ведением Бога лишь частично. Но некогда, после свершения веков, он достигнет гораздо более совершенного удела – « покоящейся в самой себе Истины, которая открывает Себя достойным Лицом к лицу, дабы не обладали они лишь частью полноты, но стяжали бы целиком всю полноту благодати по причастию ». В грядущей жизни христиане придут в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Ефес.4:13 ), в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол.2:3 ), с явлением которых неполное и частичное познание, свойственное людям, живущим земной жизнью, упразднится. То, что сейчас постигается через веру, станет явственно и очевидно. Однако и в этих условиях духовно-нравственное совершенство праведников не будет абсолютным, но будет возрастать в соответствии с заповедями:  “освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят” ( Лев.11:44 , также Лев.11:45, 19:2, 20:26 ), “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” ( Мф.5:48 ). Достигнуть совершенства Творца человек, как творение, не в состоянии, но может бесконечно уподобляться Богу в Его совершенствах. Цитаты об эпектазисе

http://azbyka.ru/epektazis

Скачать epub pdf Св. апостол Тимофей Св. апостол Тимофей происходил родом из страны Ликаонской, из города Листры. Отец его был эллин и ярый язычник. Мать же его Евникия и бабка Лоида происходили из иудейского рода. Когда св. апостол Павел посетил в первый раз г. Листру вместе с апостолом Варнавой , то после исцеления хромого от рождения одним словом ( Деян.14:6–8 .) множество – жителей Листры уверовали во Христа. В числе уверовавших была и мать-вдова апостола Тимофея – Евникия. Она с великою радостью приняла апостола Павла в свой дом и отдала сына своего Тимофея апостолу Павлу для обучения слову Божию. Апостол Павел дал Тимофею наставление; удаляясь из Листры, он поручил его другим христианам. Когда апостол Павел прибыл во второй раз в г. Листру ( Деян.16:1 .), то, видя Тимофея, пришедшего уже в возраст, всякой добродетелью украшенного, от всех тамошних христиан уважаемого, апостол Павел взял его с собой и сделал своим неразлучным странником и сотрудником своего апостольства. Он с ним вместе трудился и терпел гонения, посещал Ефес, Коринф и многие другие города и области Греции и Малой Азии. Апостол Тимофей ревностно помогал апостолу Павлу распространять Слово Божие. Иногда апостол Павел, вполне доверяя любимому ученику своему, посылал его к новообращенным, чтобы укреплять их в вере. Апостол Павел, покидая Листру, т.к. его преследовали некоторые иудеи, совершил обрезание апостола Тимофея, не ради спасения, но из-за того, что в этой стране было много иудеев, чтобы они не соблазнились о нем, так как они знали, что апостол Тимофей происходил родом от эллина. Св. апостолу Тимофею была поручена Церковь Ефесская. «Смотри, – пишет ему апостол Павел, – чтобы никто не пренебрегал юностью твоей, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования» ( 1Тим.4:12–14 .). Держись правды, веры, любви, мира со всеми, призывающими имя Господа от чистого сердца, глупых и невежественных смущений удаляйся, зная, что они размножают споры, раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителен, незлобив, с кротостью наставлять противников ( 2Тим.2:22–25 .). Проповедуй слово, вовремя и не вовремя настой, обличай, угрожай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Будь бдителен, переноси оскорбления, совершай дело благовестника, исполняй служение свое( 2Тим.2:24–25 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Чрез крещение нам отверста дверь в небеса    Празднуя воспоминание крещения Господня, должно бы мне склонить слово свое к тем, кои благодати крещения принять не удостоились. Вы, не отрожденные Духом, поспешите к сему таинству; исправьте поврежденную природу свою. Быв удалены от Бога, потщитесь достигнуть сего великаго блаженства, чтобы вам быть приближенными к Богу и домашними Его. Вы — наги, вы — безобразны. Се, царская пресветлая одежда вам с небес преподается! «Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). Почто вам ожидать исполнения онаго страшнаго приговора? Ибо, «аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие» (Иоан. 3:5).    Ежегодно, или паче, ежедневно Церковь Божия воспоминает крещение Господне. Кто же из смертных столь был бы или ожесточен или ослеплен, чтобы не пожелал сего таинственнаго обновления, когда оное освятил Своею особою Сам Сын Божий? Но оставим мы сих, яко сущих еще вне двора Христова, о коих Сам великий Начальник веры изрек, «яко и тыя Мне подобает привести, да будет едино стадо и един пастырь» (Иоан. 10:16). Обратим же мы слово свое к вам.    Но почто к вам? Вы уже сего таинства участны, вы уже отреклися сатаны и всех дел его, вы уже сочеталися Христу, вы уже во Христа крестилися и во Христа облеклися. О, блажен ты, «Израилю, яко угодная Богу тебе разумна суть» (Вар. 4:4)! Вы уже «несте чужди и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу» (Ефес. 2:19). И, чтобы в похвалу и честь вашего благодатнаго состояния ни сказал я, все то будет ниже, нежели, чтобы оно могло быть изображено словами.    Так что же, при таковом вашем положении, могу я предложить вам или к утешению, или к наставлению?.. Во-первых, будьте благодарны Богу за таковый неисповедимый к вам дар Его; будьте благодарны. Но как? Если бы кто даровал вам полезнейшую и драгоценнейшую вещь, а вы оную или не обращали бы в свою пользу, или пренебрегали бы оную, яко вещь маловажную: что сие было бы? — разве, что вы неблагодарны, или паче, что вы и не признаете благодеяния, коего цены не разумеете.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В двадцатую годовщину своей архиерейской хиротонии председатель ОВЦС совершил Литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 14 января 2022 г. 18:48 14 января 2022 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, исполнилось 20 лет со дня архиерейской хиротонии председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона . Владыка возглавил в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке праздничную Божественную литургию. За Литургией архипастырю сослужили управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний , Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) , представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле архимандрит Серафим (Шемятовский), клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, клирики храма. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По завершении Литургии митрополит Воскресенский Дионисий огласил приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 20-летия архиерейской хиротонии председателя ОВЦС. От имени представителей Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле владыку Илариона поздравил митрополит Филиппопольский Нифон, в частности, отметив: «С юных лет Вы получили дар веры в Бога. Безусловно, в этом заслуга Вашей уважаемой мамы. И все последующие годы Вы воплощали эту веру в жизнь, развивали, нося в себе пламя любви к ближним. Восходя по ступенькам служения Святой Церкви и набираясь знаний и опыта на разных послушаниях, Вы обнаружили, как богат Господь милостью к нам " по своей великой любви " (Ефес. 2:4)

http://patriarchia.ru/db/text/5887754.ht...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе? Автор: Андрей Кураев , протодиакон, профессор Московской духовной академии. У каждого из нас есть знакомые и даже родные люди, которые с недоумением смотрят на наши сборы в храм. На их лицах написано глубокое непонимание, а порой и возмущение. Иногда оно изливается в слова: " Ну ладно, ударился ты в веру, пусть уж. Но зачем же в храм-то ходить, столько времени и сил на это тратить?! Вот я, к примеру, тоже верующая. Но я верю в душе. Бог у меня в душе, и мне не нужны никакие внешние ритуалы. Да вспомни, как недавно сатирик Михаил Задорнов сказал: " Для общения с Богом мне не нужны никакие посредники! " . Как пояснить таким людям наше поведение? Как всегда, есть два пути: нападения и защиты. Критика подобного рода житейской " философии " не трудна. В конце концов, толики здравого смысла достаточно, чтобы понять, что общество, в котором шуты (по нынешнему – " сатирики " ) воспринимаются в качестве экспертов в области богословия и духовной жизни, весьма больно. Болеет оно как минимум утратой чувства юмора: оно уже не способно смеяться, видя, как шут залезает на проповедническую кафедру… Нынешнее общество считает серьезным то, над чем потешались наши предки в масляные недели… Не стоит серьезного отношения и заверение в том, будто у наших критиков " Бог в душе " . Да, конечно, такое состояние является высшим идеалом духовной жизни. Этого для нас желал еще апостол Павел: " Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! " (Гал. 4, 19); " да даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши " (Ефес. 3,16-17). Если бы слова " Бог у меня внутри " сказал преподобный Серафим Саровский – эти слова имели бы вес, ибо они были бы честным свидетельством о плоде его подвига. Если бы пустынник сказал, что он приучил себя к непрестанной внутренней молитве, и потому отдаленность храма, который он посещает лишь изредка, для него уже не чувствительна – в таких устах такие слова тоже были бы оправданны.

http://zavet.ru/a/rss_1123412117.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые Отцы Русской Православной Церкви о католицизме Отзыв на международную научно-практическую конференцию «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» 08.02.2010 2869 Время на чтение 21 минут В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» В переживаемое нами сегодня апостасийное время, когда во всем мире скоординировано насаждается так называемый «новый мировой порядок», когда слышится столько лукавых призывов о так называемом " соединении всех равноправных христианских церквей " , когда ширится и укрепляется так называемое " всеэкуменическое движение " , истинной целью которых является построение новой «глобальной вавилонской башни», на которую предполагается вознести антихриста, своевременно и благовременно будет всем истинно-православным христианам напомнить, какое мнение о римско-католическом папизме высказывали и исповедовали наши великие Русские Православные святые: св. прав. Иоанн Кронштадтский, прп. Феодосий Киево-Печерский, прп. Амвросий Оптинский. СВ. ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ В своей работе " Мысли о Церкви " св. праведный Иоанн Кронштадтский пишет: " Ни одно исповедание Христианской Веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания неправославные " содержат истину в неправде " (Рим. 1, 18), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, какими обладает Православная Церковь. Опыты веков, или история Православной Церкви и прочих церквей показали и показывают это с поразительной очевидностью. Припомните множество святых нашей Церкви, прежних и нынешних времён, - и отсутствие их, по разделению церквей, в других, неправославных церквях: католической, лютеранской, англиканской " . А вот духоносные мысли св. прав. Иоанна Кронштадтского, направленные против экуменических положений: " Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными божественной истине Евангелия и учению св. Апостолов, Вселенских и поместных соборов и св. отцов. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведёт к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг к другу. " Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу " (Лук. 22, 31). Это он, сатана, и сделал и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держитесь Единой Истинной Веры и Церкви: " Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех " (Ефес. 4, 5).

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/09/...

Кто такой протоиерей в Православии 21 мая, 2012 Содержание статьи «Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос» (1 Кор. 3:6-11). Протоиерей — кто это? Церковная иерархия кажется сложной только на первый взгляд. Если хорошо разобраться, становится ясно, кем же является в Церкви протоиерей. Протоиерей — это один из титулов так называемого «белого духовенства», то есть духовенства, служащего вне монастырей. Титул протоиерея получают в качестве награды. Протоиерей — старший из иереев. Традиционное облачение протоиереев: Протоиерей в церковной иерархии Раньше «старшего» священника называли протопопом, первым, то есть главным священником. Через чин хиротесии иерей становится протоиереем и очень часто настоятелем храма. Хиротесия — это возложение рук на представителя низшего церковного чина для возведения в высший за особые духовные заслуги. На совершение хиротесии имеет право епископат. Иерархия в Церкви сейчас выглядит так: Ее необходимость объясняется еще в Священном Писании: «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви],» потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» (Ефес. 4:11-13). Иисус послал своих учеников распространять и укреплять основанную Им Церковь. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:22-23), а, немного позже: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт. 28:19-20). Читайте также — Митрополит В «черном» духовенстве, среди монахов, сану протоиерея соответствует игумен. Протоиерей, имеющий особые заслуги перед Церковью, может быть награжден саном протопресвитера.

http://pravmir.ru/protoierej/

Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин Итоговый документ Межправославной богословской консультации «Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин». 13 декабря, 2009 Итоговый документ Межправославной богословской консультации «Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин». Итоговый документ Межправославной богословской консультации «Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин». Встреча православных богословов, обсуждавших эту тему, проходила в период времени с 30 октября по 7 ноября 1988 года на острове Родос в Греции. РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖПРАВОСЛАВНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ А. БОГОСЛОВСКИЙ ПОДХОД I. Таинство воплощения и Церковь 1. Церковь, как великое таинство спасения во Христе, имеет своим средоточием воплощение Сына и Слова Божия. Соединение под единым Главой ( anacephalaiosis ) и обновление всего осуществилось общим действием Троичного Бога, а поэтому в Церкви Божией совершается все таинство божественного домостроительства и осуществляется Царство Божие в мире. 2. Осуществление Царства Божия открывается в Церкви и через Церковь как через историческое Тело Христово, в котором совоплощаются как члены все верующие, составляющие народ Божий. 3. Верующие, как члены одного и того же Тела, соединяются друг с другом и с Божественным Главой Тела Божественною благодатью в новой во Христе жизни. Благодаря ей они получают новую реальность как непрерывное общение с Троичным Богом, становясь, таким образом, «родом избранным, царственным священством, народом святым» (1 Пет. 2, 9). Таким образом, все члены Церкви участвуют в пророческом, архиерейском и царственном служении Христа. Божественною благодатью они становятся причастниками всех благ божественной славы через усыновление. Они всецело живут богооткровенной истиной в Церкви и приобретают опыт многообразия даров Святого Духа в таинственной жизни Церкви. 4. Святой Дух дарован Церкви, «дабы расстоящиеся родом и различными нравами соединить, ибо стар и млад, бедный и богатый, отрок и юноша, женщина и мужчина и всякая душа становятся одним целым» ( Иоанн Златоуст . Слово на Ефес. 9, 3; PG 62, 72), телом Церкви. Таким образом, в таинстве Церкви верующие взаимно соединяются и совершают (литургисают) в неразрывном единстве таинство Христовой Пасхи и Пятидесятницы через благодать таинств, которой мы «о Христе живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17, 28 ). II. Священство Христово

http://pravmir.ru/mesto-zhenshhiny-v-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010