1712. Марта 21» 194 Петр не поверил «злоумышлению» против него Стефана и Стефан ни в чем не видел проявления царской немилости. Получив какое-то царское пожалование, по-видимому, официальное, и, по-видимому, все еще не получая от Петра ответа на свое предыдущее письмо, митрополит пишет царю официальную благодарность. «Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея великия и малыя и белыя России самодержцу, раб и богомолец твой государев Стефан, митрополит Рязанский, о вашем царском пресветлом величестве многолетном здравии Бога молю и челом бью. В нынешнем 1712 году от вашего царского пресветлого величества получил я восприяти гостинец от господина вашего царского пресветлого величества дому Прокофия Васильевича сына Мурзина сосудец контрибуции, за что вашему царскому пресветлому величеству челом бью до лица земли. И впредь чаю вашему царскому пресветлому величеству от милости не отриновен быти. Вашего царского пресветлейшего величества всяких благ желатель, недостойный богомолец, верный подданный и подножие, смиренный Стефан, пастушок рязанский. ...Апреля в 11 день». 195 Но вскоре лед растаял, и Стефан, несомненно любивший Петра, пишет ему: «Державнейший царь, государь премилостивейший. Якоже радостни бывают корабленницы, по страшных шумах водных получивше ведро: тако и я, волнами печалей смущаем, ныне получих радостную тишину, егда известихся писанием его милости, господина адмирала, о премилостивом вашего царского пресветлого величества на мене, раба своего, призрении. Аше же сподоблюся хотя едину литеру самою монаршею ручкою ко мне начертанну видети, то и паче возрадуюся, и всех печалей, сердце мое снедающих, забуду. Вашего царского пресветлого величества верный подданный, недостойный богомолец, раб и подножие Стефан, пастушок рязанский. Из Москвы, 1712. Июня 2. 196 1713–  й год сохранил два письма митрополита Стефана к Петру, пи санные в походе, оба с поздравлениями по поводу побед, в ответ на сообщения Петра. – «Всемилостивейший наш государь. Вашего царского величества милостивейшее ко мне, нижайшему рабу и богомольцу твоему, в 26 июня полученное писание, воистинну превеликия радости учинилось причиною, не единому же мне, но и всему христианскому собранию, ибо чрез оное уведохом и нынешней преславной над неприятельми (дерзну рещи) неслыханной виктории: победити бо кому кого не в своей земли, паче же в дальной, есть дело, чудеси подобно. Слава Богу единому триипостасному, творящему дивная и преславная! Той паки и в будущее да прославляет силу Свою в счастливом оружии над неприятелем и державные мышцы твоя, во славу имени Его святого и во веки имя вашего благочестивого державства. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

С тех пор, как была упразднена духовная цензура и всевозможные книги с самым разным содержанием стали свободно распространяться по всей стране, давняя привязанность к Матери Церкви становилась все слабее и слабее, пока, в глазах многих, Церковь ни стала выглядеть просто вопросом хорошего воспитания, к которому принадлежащим к хорошему обществу должно приспособиться, но который находится вне этого общества и рассматривается как маловажный вопрос. Григорий Распутин появился как раз в тот момент, когда иерархи Церкви искали такого человека. Иерархи были обеспокоены тем, что Церковь теряет связь даже и с простыми людьми, и Распутин казался идеальным человеком, способным помочь Церкви приблизить к ней массы. Он толковал сложную истину и церковные догматы неожиданно и просто. Владыка Феофан (Быстров), Царский духовник, по просьбе Императрицы съездил в Сибирь, чтобы самому узнать о прошлом Григория Распутина. Результаты его поездки не выявили ничего порочного. Но в начале 1911 года епископ Феофан выступил перед Синодом с предложением официально выразить Императрице неудовольствие в связи с положением Распутина в Петербурге в связи с распространявшейся на него клеветой. Отказываясь, епископы - члены Синода заявили ему, что это дело как раз лично для него как духовника Императрицы. Находясь в то время на кафедре в Крыму, он навещал Императрицу Александру Феодоровну, когда Царская Семья приезжала в свою летнюю резиденцию в Ливадии. Осенью 1911 года Владыка говорил с Государыней около полутора часов, и Государыня, как сказал сам Владыка, " была очень обижена " . Она, конечно, поняла, что Владыка был смущаем клеветой, распространяемой не только революционерами, но даже и людьми, близкими к Престолу. Представляется очевидным, что чистая душа Государыни " была очень обижена " несправедливостью света к Г.Е. Распутину, о которой говорил ее духовник - и ничем иным. Хотя Августейшая Семья и сохранила горячую личную приязнь и расположение к владыке Феофану, он был переведен из Крыма в Астрахань осенью 1912 года.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/03/...

В обличениях своих о. Иоанн был прям и смел, не стесняясь значительностью лиц. Один именитый купец пригласил его осмотреть выстроенную им церковь. Войдя в нее, о. Иоанн воскликнул: «Слава Богу, великолепен храм! Радуюсь и благодарю Господа Бога за этот молитвенный дом. Благодари и ты Его благость, поблагодари не языком только, но самым делом. Благодари Господа по примеру Закхея-мытаря, который обещал, когда Господь пришел в «его дом, пол-имения раздать нищим и возвратить четвертицею тем, кого обидел… Советую тебе последовать этому примеру. Ведь обиженных тобою, я думаю, столько, что их, по многочисленности, невозможно поместить в этом храме. Вспомни, как ты поступал с бедными торговцами, которым за год вперед роздал деньги под товар. По истечении года ты принимал от них товар, сверх вычета громадного процента, не по той цене, по какой они покупали, а по той, какую тебе было угодно назначить. Вспомни, что делал ты, если они не успевали к сроку поставить товар. Ты был неумолим, хотя бы до этого несчастия эти люди лет по десяти и по двадцати работали на тебя и умножали твои миллионы. Сколько таких людей ты совсем разорил, лишил крова и приюта и пустил с семействами и детьми бродить по миру!.. Побойся Бога, побереги свою душу и в благодарность за ту милость, что Господь позволил тебе выстроить храм, раздай одну половину имения нищим и из второй расплатись с теми, кого ты обидел. Тогда твоя жертва будет угодна Богу. А если сохранишь капитал, то, при внезапной твоей смерти, он будет расхищен и поступит, в укор твой, в чужие руки». Купец плакал и обещал хоть частью вознаградить всех, им обиженных, и потом уж никого не притеснять. В преклонных годах, при полном развитии духовных сил о. Иоанна, открылся в нем дар прозорливости. Известный затворник Задонского монастыря Георгий был смущаем в монастырском храме тем, что многие вели себя непристойно для такого места, разговаривали и смеялись. Он надумал перейти в другой монастырь, но наперед хотел посоветоваться с каким-нибудь опытным старцем и остановился на о. Иоанне.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Кристоф Фишер, служивший пастором в Юттербоге, а затем получивший пост суперинтенданта в Целле, рассказывал о своей епархии следующее: «Мы рвем друг друга на куски, готовые сожрать один другого. Своими сварами, вызванными не любовью к истине, а гордыней, мы смущаем умы и вводим души в искушение. Что за горе видеть, как образованные и достойные люди, одержимые бесом гордыни, ведут нашу Церковь к ссорам и расколу. Про лютеран говорят, что у них столько мнений, что их и не сосчитаешь, и столь мало согласия между собой, что невозможно понять, кому же из них верить». Стараясь отвести взоры верующих от другой Церкви, хранящей единство под эгидой папы, Фишер изрыгал потоки брани: «Да настигнет вечное проклятие папу, этого архиубийцу душ, да будут прокляты вместе с ним все бритоголовые монахи, смеющие своими грязными устами рассуждать об Иисусе Христе, нашем Господе и Спасителе». «Горе тебе, проклятый разбойник, гнусный слуга дьявола, посмевший своими грязными лапами прикоснуться к скипетру и венцу Господню и на место возлюбленного нашего Спасителя втиснуть свое жирное вонючее тело». В обстановке всеобщего хаоса дух разрушения не мог не коснуться и молодежи. Во многих сочинениях этого периода Лютер с горечью говорит о том, что детям и юношеству приходится наблюдать слишком дурные примеры и усваивать слишком дурные привычки. «Со всех сторон слышны жалобы на непокорность и дерзость молодежи из всех сословий». И эти жалобы имели все основания: «Много ли найдется молодых людей, повинующихся родителям, учителям и гражданской власти? Они знать ничего не знают ни о Божьем Слове, ни о крещении, ни о святом причастии; живут они, как звери, слушают одну свою утробу и думают только о том, как удовлетворить свои низменные желания!» Об одичании молодежи Лютер говорил за дружеской трапезой, выступая от лица этой самой молодежи: «Мы едим и пьем, едва не лопаясь от еды и питья. Нежась в постели и набивая себе брюхо, мы убиваем себя». Куда девалась юношеская чистота? «Нет больше ни надзора, ни страха, ни послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Мир есть первый плод любви, или он есть любовь, вовне являющаяся и действующая. Любовь в сердце, вне — мир. Почему все, что говорит святой апостол Павел о круге действий любви, может быть относимо и к миру или миролюбию. Миролюбивый долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде (1Кор.13:4-6). Во всех же такого рода действиях, скажем обратно, представляется самое сильное обеспечение мира.    Эта последняя мысль прямо приводит нас к решению следующего вопроса: о каком мире говорит Пророк, о внутреннем или внешнем, о мире сердца или мире с ближним? О том и другом. Мир с ближним невозможен, если его нет в сердце. Что заставляет не мирствовать с другими? Гнев, ненависть, зависть, корысть, гордость и все вообще страсти. Они отнимают мир у сердца, а при немирном сердце невозможно хранить мира и вовне с ближними. Итак, очисть сначала сердце от страстей и умиротворись в себе. Когда умиротворишься в себе, тогда мир, водворившийся в сердце, разольется вокруг тебя и вовне. Святой Василий Великий говорит: «взыщи мира, то есть освободись от мятежей мира сего, приобрети безмятежный ум, не волнуемое и не возмущаемое состояние души, не колеблемое страстями, не увлекаемое ложными учениями, которые своим правдоподобием привлекают на свою сторону, чтоб чрез сие приобресть тебе мир Божий, превосходящий всяк ум (Флп.4:7) и охраняющий твое сердце,-и стать едино со Христом, Который есть мир наш (Еф. 2:14)».    Блаженный Августин далее развивает ту же мысль: «взыщи, говорит, мира и пожени его. Куда же гнаться за ним? Туда, куда он отошел. Господь есть мир наш. Но Он, по воскресении, вознесся на небо. Когда воскреснешь и ты и мертвенное сие облечется в бессмертие, тогда достигнешь и мира. Там никто и ничто уже не будет смущать тебя и тревожить; там и совершенный мир. А здесь сами праведники стенают, да ведают все, что здесь мы только ищем мира, достигаем же его там. Смотри, как сам Давид был смущаем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Она пошла, исповедалась, успокоилась, и потом, через несколько недель, пошла поблагодарить психолога. Разговаривая с ней, он заметил, что ее волосы начали завиваться! Тогда она сказала, что ее волосы потеряли свою естественную форму вьющихся волос по причине внутреннего переживания, которое испытывала. После исповеди испарилась вина, которая ее мучала, и она вновь вернулась в свое нормальное состояние! Таинство покаяния – это Таинство Церкви. Мы, духовники, в деталях расспрашиваем на исповеди людей об их поступках. О, горе, если Господь просил привести себя в порядок по букве закона. Кроме этого, мы смущаем людей своими вопросами. Требуем от людей некой формальности, которая, я уверен, не ведет к Богу. Чтоб еще показать более явную и существенную разницу между сожалением и покаянием, возьмем к вниманию и сравнению ПОКАЯНИЕ апостола Петра и СОЖАЛЕНИЕ Иуды. Петр, чувствуя грех , что отрекся от Христа, покаялся и «горько плакал» – он Первоверховный апостол, у которого ключи от Рая! Но Иуда «сожалел и удавился», т.е. пошел и повесился. Мы называем себя православными, но в нашей жизни функционирует в полной мере ложное учение Западной Церкви об «удовлетворении ненасытной божественной справедливости». На Западе нет слова «покаяние», потому и заблуждаются, говоря о связи человека с Богом. Слово покаяние чисто греческое слово, и оно не переводится на язык тех, кто отождествляет его со словом сожаление. Слово «repent» на английском не означает покаяние, оно означает «сожалею». Слово «pentimento» на итальянском также означает «сожалею». Слово «poenitentia» на латыни, также означает сожаление. Почти во всех языках латинской группы отсутствует слово покаяние. Мы имеем богатство нашей традиции, нашего языка – а мы ластимся, как обезьянки. Иоанн Лествичник , память которого сегодня мы празднуем, говорил: «Покаяние означает обновление крещения. Покаяние означает согласие с Богом о новой жизни… Покаяние означает примирение с Господом, добродетельные дела вместо наших оплошностей. Покаяние означает очищение сознания…».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1. Древние повести и летописи, в которых говорится о смерти Царевича Димитрия, суть двоякого рода: отечественные и иностранные. Из числа отечественных представляем, во-первых, Сказание об осаде Лавры, келаря Авраамия Палицына. Сей сподвижник Пожарского и Минина представляет в своем лице современника кончины Димитриевой. Смерть Царевича предшествовала времени подвигов Палицына с Пожарским и Мининым только двадцатью годами. Первая последовала 1591, мая 15; подвиги Палицына против Поляков относились к 1612г. Итак, Старец, как называют его летописцы, и слышал, и видел, что происходило при царе Феодоре Иоанновиче, следов., имел удобства достоверно знать, как и отчего случилась смерть Царевича. Авраамий тем удобнее мог знать о смерти Царевича, что Лавра, местопребывание Авраамия, ближе к Угличу, чем Москва, и из многочисленных ее иноков некоторые могли знать Углицкое дело коротким образом. Например, известно, что в ведении Троицкого архимандрита состоял монастырь, которого угодья находились в Углицком и Кашинском уездах, и, след, обязанность заставляла некоторых из Троицких иноков отправляться в Углич, а вместе с тем был случай узнать Углицкое дело 3 . С другой стороны, не имеем причины подозревать Палицына в ненависти к Годунову. Старец, признательный к благодеяниям, какие Борис сделал для Лавры, щадит еще его; хочет несколько извинить виновного отношением к нему людей, низких душою, хотя не скрывает и правды. Сказав об уме и славе Бориса, Авраамий говорит: «Врази, великим бедам замышленицы, от многия смуты ко греху сего (Бориса) низводят». Авраамий говорит, что сам невинный отрок, когда стал приходить в возраст, был смущаем приближенными, слышал неблагоразумное негодование их на его удаление от двора и брата, и, смущенный враждою других, говорил иногда невыгодное о Борисе. Между тем, сии отзывы о Борисе переносимы были Борису. Об обстоятельствах и роде смерти Царевича Авраамий повествует: «Его же (Царевича), краснейшаго юношу, отсылают в вечный покой и не хотяща в лето 7099 (1591). Егда же заколен бысть той незлобивый агнец, Димитрий Царевич, тогда весь город Углич возмитеся, и емше убийц его, Данилку Битяговскаго и Никитку Качалова, и самаго Михаила Битяговскаго, смерти предаша». О последовавших за тем событиях пишет: «Борис же тем убийц Углечан более двою сот человек погуби: овех в Сибирь посла, а иных в темницах лютыми смертми умори; матерь же его, царицу Марию, неволею постричи повеле, и пятнадесять лет в скорби пребысть, отца же ея, Феодора Нагова, со всем родом его в нужные места разосла даже и до смерти своея». Об известности такой смерти Царевича так говорит: «Слух же сей злый во всю Россию изыде, и многи скорбяще о невинной крови, неции же без страха, начаше извещеватися между собою и о деле сем лукавом, и сия внидоша в уши Бориса. Егда же Борис прослыша про себя в народе ропот о убиении Димитрия, прискорбен бысть» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У другого – гости С утра до полночи: Странники, убогие, Божии люди, Нищая братия, Христовы братцы. Всех он встречает, Всех привечает, Стол накрывает, За стол сажает. Заспорили старцы О своих молитвах, Чья Богу доходчивей, Господу святее. Открыл Вседержитель Им знаменье явно: Две сухих березки На глухой поляне. «Вместе ходите, Вровень поливайте; Чья скорее встанет, Чья зазеленеет, Того молитва Господу святее». Трудятся старцы Во святой пустыне, Ко деревьям ходят, Вровень поливают, Темною ночью Ко Господу взывают. За днями недели Идут да проходят, Приблизились сроки Знаменья Господня. Встали спозаранок Святые старцы. Начало положили, Пошли на поляну. Господь сердцеведец, Помилуй нас грешных! Пришли на поляну: «Слава Тебе, Боже!» Глазы протерли, Наземь повалились! У постного брата Береза-березой. У другого старца Райски распушилась. Вся-то зелена, Вся-то кудрява, Ветки качает, Дух испущает, Малые птички Свиристят легонько. Заплакали старцы Знаменью Господню. – Старцы, вы старцы, Душу спасайте, Кто как возможет, Кто как восхочет. Господь Милосердный Всех вас приимет. Спасенью с любовью, Спасу милее. Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе, И ныне, и присно, И во веки веков, Аминь. 1915 Ангелы удивленные Ризами убеленные, Слетайтесь по-старому, По-старому, по-бывалому На вечный вертеп! Божьи пташечки, Райские рубашечки, Над пещерой малою, Ризою алою Свивайте свой круг! Пастухи безпечные, Провидцы вечные, Ночными закатами Пробудясь с ягнятами, Услышьте про мир. Мудрецы восточные, Дороги урочные Приведут вас с ладаном К Тому, Кто отрада нам, Охрана и Спас. И в годы кромешные Мы, бедные грешные, Виденьями грозными, Сомненьями слезными Смущаем свой дух. Пути укажите нам, Про мир расскажите нам, Чтоб вновь не угрозою, Но райскою розою Зажглись небеса! О люди, «Слава в вышних Богу» Звучит вначале, как всегда, – Потом и мирную дорогу Найдете сами без труда. Исполнитесь благоволенья, Тогда поймете наставленье Рождественских святых небес. Сердца откройте, люди, люди, Впустите весть о древнем чуде,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

В церкви присутствовали сенаторы; на другой день они явились к митрополиту с упреком за возмутительную для народа и оскорбительную для царской чести проповедь; они вытребовали проповедь на письме для отсылки к государю и запретили Стефану проповедовать. Петр, получа проповедь и прочтя в ней обличение человеку, бросившему свою жену, не хранящему постов, не слушающему церкви и потому долженствующему быть для членов церкви как язычник и мытарь, заметил собственноручно: «Перво одному, потом с свидетели». Из этого видно, что Петр не считал проповедника обязанным щадить слабости и пороки сильных; но в свою очередь заметил, что и Стефан не соблюл евангельского правила, повелевающего сначала обличить наедине, потом со свидетелями, наконец, уже в церкви. Стефан написал ему оправдательное письмо: «Известно вашему царскому величеству, как я на едино повеление царское оставил свое схимническое житье, которое обещал господу богу, на смертной постели лежачи, и хотя ужасно мне было сломати обет, однако ж монаршей воли не дерзал противитися и ныне послушание свое по силе моей божиею помощию управляю, в проповеди слова Божия, как могу, так труждаюся. Но враг, ненавидя добра человеческого, различные мне в том препятия творит и ныне сотворил таковым образом: говорил я казанье, кричал к народу, увещевая, дабы хранили заповеди господни, если хотят иметь и на сем свете благополучие, и в небе живот вечный. Были на том казании господа сенаторы; на другой день они пришли ко мне и стали меня, бедного, обличать, укорять и претить за то, будто я в бунт и мятеж народ возмущал и будто царской чести касаюся дерзословием. Богу свидетельствующу, ниже в помышлении моем, кольми, паче в намерении такого лукавого дела я и не думал. Уже тринадцать лет, как в царствующем граде по вашему, монаршему, указу проповеданием слова Божия труждаюся, и вся Москва меня слушала, да и сам ваше царское величество изволили слушать моей убогой беседы, и никто не ощутил в моих словах мятежа. А господа сенаторы ставят мне в вину то, что я говорил о фискалах, и хотели послать слова мои к вашему царскому величеству, а мне отселе запретили казанья говорить». Стефан по-прежнему просился в Донской монастырь, где бы мог посхимиться; по-прежнему он остался митрополитом и блюстителем патриаршего престола; адмирал Апраксин дал ему знать об этом, и Стефан писал царю: «Яко радостни бывают корабленицы, по страшных шумах водных получивши ведро, тако и я, волнами печалей смущаем, ныне получил радостную тишину, егда известился писанием его милости господина адмирала о премилостивом вашего царского величества на мене, раба своего, призрении. Аще же сподоблюся хотя едину литеру, самою монаршею ручкою ко мне начертанну, видели, то и паче возрадуюся и всех печалей, сердце мое снедающих, забуду». Дело Тверитинова с товарищами произвело новые шумы водные: в действиях Стефана царь видел превышение власти, и Яворский счел нужным умолять царя о прощении «писанием, слезами, а не чернилами писанным».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Вера Ефимовна с мужем имели в Твери два дома и, когда жить стало невмоготу, они решили один из них продать, но прежде пришли посоветоваться к архиепископу Фаддею. Он выслушал их, помолчал и сказал: «Нет моего благословения продавать этот дом, так как он вам всем еще очень пригодится. Здесь в городе многое будет разрушено, и дом вам понадобится». Поскорбели супруги, но решили поступить так, как благословил архиепископ. Чтобы как-то прожить, они завели в городе корову и огород. С Божьей помощью из крайней нужды они выкарабкались. Во время войны в 1941 году один из домов сгорел, выгорела и вся улица вокруг другого дома, который архиепископ Фаддей не благословил продавать, но их дом уцелел и стал пристанищем для всей семьи. Как-то Вера Ефимовна поранила палец, и он у нее очень долго не заживал; видя, что ничего не помогает, врачи предложили отнять палец, но она не согласилась. Однажды, благословляя ее, архиепископ Фаддей спросил, почему она ходит с завязанным пальцем. Вера Ефимовна ответила, что он давно у нее болит и врачи предлагают операцию. Архиепископ взял ее за больной палец, три раза сжал, и вскоре палец зажил. Некоторых соблазняло, что Вера Васильевна в течение многих лет исполняет послушание келейницы архиепископа. Один из прихожан был сильно смущаем этими помыслами. Однажды, во время всенощной, когда помыслы особенно настойчиво донимали несчастного, архиепископ Фаддей подошел к нему и спросил: – Ты этого греха боишься? – Да, – ответил тот, сразу поняв, о чем идет речь. – И я боюсь, – сказал архиепископ. Александр Куликов , когда ему было три года, упал и сильно расшибся. В боку образовалась опухоль. Его мать, Анна Васильевна, обратилась к хирургу, и тот предложил сделать операцию, хотя и сомневался сам в положительном ее исходе. Сильно скорбя, мать понесла мальчика в храм к литургии. Служил архиепископ Фаддей. Со слезами Анна Васильевна поднесла сына ко святой чаше. Архиепископ спросил, о чем она плачет. Выслушав ее, он сказал, что операцию делать не нужно, а нужно помазать больное место маслом от Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери. Она так и сделала, и мальчик вскоре поправился.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010