Али не последнее видится тебе бесчеловечие наше и неправдование сие, егда мы убо, отрекшиеся всякия пищи излишния и покоя телесного пред Богом и избранными ангелы его, также забывше обеты наши, стяжания паки всякия и стада скотския себе пристяжаем, и всякия сладкия пищи и прохлада обильно насыщаемся потом подручных нам селян? Тии же, окаянная, беспрестани тружающееся и томимы в житейских потребах наших и обильна сия нам уготовляюще, во скудости и нищете всегда пребывают, ниже ржаного хлеба чиста ядуще, многажды же и без соли последния нищеты. Мы же точию бесчувственно и безмилостно к той их скудости пребываем, и не единого утешения их сподобляем... но и зело бесчеловечно прирастаем им таковую скудость их истязании повселетными тягчайших ростов о заемном их серебре на- —156— шем... К сим же, аще кто из них изнемог тягостию налагаемых им непрестанно от нас трудов же и деланий, восхощет инде негде переселится, не отпущаем его, увы, аще не положит установленный оброк, о нем же толика лета жил есть в нашем селе; бесчисленных трудов и потов и страданий его, ихже положил в наших потребных служениих, забывше время бедного его жития еже в селех наших, зело бесчеловечне предаем. Толь же безмилостно к братиям нашим убогим носими, окаянная душе, ни единыя благости, ни человеколюбия сподобляюще их, сопротивно же паче – снедающе их и моряще всяким образом» 95 . При таких условиях, при такой обстановке и характере монастырской жизни, преп. Максим спасение для монаха находит прямо невозможным. «Чисту молитву, когда стяжеши, спрашивает он, люте смущаем прахом, сиречь множеством бесчисленных смущений и житейских попечений? Како же кротость и смиренное мудрование и священное безмолвие сердцу стяжеши себе, яже яростию и прении, яже о землях, и к самем селяном и к соседом своим, аще обидяще в чем явятся, обдержима часто и невоздержно, тщатися противу оскорбити их, аки врагов? За своего же ближнкго како изволиши умрети, его же всегда томишь без милости всякими тягостьми и резоимании (ростом)»? Изображая притеснения, насилия и вымогательства монахов у своих бедных обнищалых крестьян, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О молитве и покаянии Духовные наставления и поучения о силе молитвы, и необходимости покаяния приснопамятного старца Кирилла (Павлова) Источник: Журнал " Покров "      Подобно тому как весною все естество животных, птиц и деревьев снимает с себя старый покров и облекается в новое прекрасное одеяние, так, и мы должны в эти святые дни очистить себя от грязного рубища нашей души постом, молитвою, покаянием и облечься в чистые одежды нашей души, благоприятные Господу. Если мы будем приходить в храм на молитву не с примиренным сердцем, то тогда мы услышим от Господа: «Когда стоите на молитве, отпускайте от всего сердца вашего, если что имеете на кого» (см.: Мк. 11:25). Иначе, что пользы от молитвы, когда теми же устами, которыми прославляем Господа, проклинаем своего брата, когда называем Бога своим Отцом, а ближних своих, которых Отец Небесный назвал Своими чадами, злословим, ненавидим и смущаем злопамятством. Вместе с молитвою надо соединять и труд очищения своей совести в таинстве покаяния, чем также подается благодать Божия, укрепляющая наши духовные силы, читать духовные книги и жить по заповедям Божиим – все это наилучшим способом будет предохранять от губительного духа уныния. Как известно, на земле люди в силу взаимной любви друг за друга молятся, и к такой молитве Господь во время Своей земной жизни относился милостивно, даже веру одних людей Он вменял другим и через то исцелял. Наши молитвы к угодникам Божиим не только служат чествованием их, но и нам оказывают величайшую пользу. Правда, что мы могли бы обращаться со своими молитвами непосредственно к Богу. Но Господь внушает нам обязанность обращаться с молитвою к Его святым, тем самым научает нас смирению и неотступности в молитве. Из-за нашей греховности, из-за того, что наша молитва к Богу бывает не такою, какою она должна быть (расслабленная, бездушная, холодная молитва могла бы только оскорбить Господа), мы обращаемся не прямо к Богу, а к Его святым, чтобы они вознесли за нас молитвы ко Господу и по их молитвам Он помиловал бы нас, грешных. Без исполнения нравственного закона и молитва наша окажется неугодной Богу, она будет бездушной, неприемлемой Богом. Итак, возлюбленные братия и сестры, в оставшееся до Святой Пасхи великопостное время не поленимся совершать спасительный подвиг воздержания, поста и молитвы и постараемся усугубить подвиг покаяния с чистосердечным желанием нравственного очищения с тем намерением, чтобы достигнуть вечного спасения и вечной славы с воскресшим Христом, Спасителем нашим. Источник: Архимандрит Кирилл Павлов. Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003 Рейтинг: 9.7 Голосов: 517 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии тамара 26 марта 2017, 13:32 Царствие Небесного архимандриту Кириллу. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/102164.html

Паче всего смирением да украшается; и если когда недостанет кому чего, пусть добрым словом смягчает отказ, по слову Писания: «Слово лучше нежели даяние. Поэтому не выше ли доброго даяние слово?» (Сир. 18:16—17). Что поручит ему авва, тем пусть распоряжается со всем усердием: а чего не велит, того пусть не касается. Что положено давать братьям – пусть выдаст без надмения и промедления, чтобы не соблазнялись, помня божественное изречение о том, что заслуживает «соблазнивший одного из малых сих» (Мф. 18:6). Если братство велико, дать ему помощников, чтобы с их содействием он успешнее и благодушнее исполнял возложенное на него дело. В определенные часы пусть выдает, что должно выдавать, и принимает, что должно принимать, чтобы никто не был смущаем в доме Божием. Глава 32. О работных орудиях и других вещах монастырских В попечении о монастырском имуществе, об орудиях, одеждах и других вещах авва пусть выберет братий, на которых по их жизни и нравам мог бы он положиться, и поручить кому что благорассудит, беречь то, выдавать и снова собирать в свое место. От них авва получает запись, кому что выдавал, и что снова принял из вещей от братий, попеременно поступающих в разные послушания. Если окажется, что кто-нибудь небрежно обращается с вещами, тому делать замечание, и если не исправится, подвергать установленным епитимиям. Глава 33. Могут ли монахи иметь какую-либо собственность? Особенно надо с корнем исторгнуть из монастыря страсть любоимания, чтобы никто не смел ничего ни дать, ни взять без позволения аввы, ни иметь что собственное, никакой вещи, ни книги, ни доски, ни грифеля, совершенно ничего: так как никто из братий не имеет уже в своей власти ни тела своего, ни воли своей. Всего необходимого всякий пусть ожидает от аввы; и никому не позволительно иметь что-нибудь кроме того, что даст, или что определит авва. Все у всех да будет общее, как написано: «и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32). Если будет замечено, что кто-нибудь поблажает этой непотребной страсти любоимания, того по первом и втором увещании подвергать установленным мерам исправления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

18 ноября 1866 года Век сей лукав, чистому добру неохотно верит; случаи к нареканию и клевете ловит жадно; жалом насмешки, даже неосновательной, язвит иногда не без вреда успехам добрых предприятий. […] Без даты Портрет архиерея (предположительно портрет Саввы (Тихомирова) , архиепископа Тверского и Кашинского). Неизвестный художник. Третья четверть XIX в. ЦАК МДА Письма к архиепископу Филарету 578 Не должно сердиться, что другие делают несогласное с нашим убеждением. Должно делать справедливое и полезное по совести и полагать наше дело в руки Провидения. Если благословится успехом, слава Богу. Если и к добру направленное по грехам нашим превращено будет: смиримся и осудим свой помысл, а не станем судить других и роптать на них. […] 19 декабря 1836 года Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский Ошибка не преступление. Нечистый лист печатный не то, что нечистая совесть. Жаль только, и на это я уже не в первый раз жалуюсь, что при сильных напоминаниях об осторожности еще оказывается у нас или беззаботная, или самонадеянная неосмотрительность. Или время начати суд от дома Божия 579 , и потому свет отъемлется 580 ? Преклоним смиренно выю под сей суд, но поревнуем об очищении наших дел не только пред Богом и совестью, да имеем мир, но и пред человеки, да не смущаем ближнего, которого назидать долженствуем. […] 12 ноября 1838 года Некто, бывший в вашем краю, сказал мне также, что преосвященный Платон 581 в Вильне обходительностью своею со всеми более успевал, нежели Вы у себя. Конечно, это успех поверхностный, но не всегда надобно пренебрегать оным. Служить Богу можем, убегая людей: служить управлению людьми нельзя иначе, как общением. Только надобно, чтобы оно не противоречило характеру служения. Ежели Вы и сказали, что силы Ваши доведены до изнеможения, надеюсь однако, что будете иметь еще силы сказать с апостолом: егда… немощствую, тогда силен есмь 582 . […] 7 августа 1845 года Запрещение выхода из духовного звания не нужно. Невольник не богомольник. И к чему это порабощение свободных ныне, когда и несвободным дают свободу? 583 […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Это значит из-за восьмой части потерять три восьмых с половиною. Если останется [неисполненным] дело служения, потеря невелика; спорить же и соблазнять брата, не давая ему нужного, или предпочесть дело служения и отступить от заповеди Божией – это великий вред. Вот что значит восьмая часть и три восьмых с половиною. Поэтому говорю вам: если и я пошлю кого-нибудь из вас по какой-либо надобности и он увидит, что возникает смущение или другой какой вред, оставьте дело и никогда не вредите себе самим или друг другу; но пусть дело это останется и не будет исполнено, только не смущайте друг друга, ибо теряете вы три восьмых с половиною и терпите большой вред, а это явное неразумие. Говорю же я вам это не для того, чтобы вы тотчас предавались малодушию и оставляли дело или пренебрегали им и легко бросали его и попирали совесть свою, желая избежать скорби, и опять не для того, чтобы ослушивались и чтобы каждый из вас говорил: «Я не могу этого сделать, мне это вредит, это меня расстраивает». Ибо таким образом вы никогда не исполните никакого служения и не возможете сохранить заповеди Божией. Но старайтесь всеми силами вашими с любовью исполнять всякое служение ваше – со смиренномудрием, преклоняясь друг перед другом, почитая и прося друг друга, ибо нет ничего сильнее смиренномудрия. Однако если когда кто увидит, что сам он или ближний его скорбит, то оставьте дело, которое производит соблазн, уступайте друг другу, не настаивайте на своем до того, чтобы последовал вред, ибо лучше, как я тысячекратно говорил вам, пусть дело не исполнится так, как вы хотите, но будет так, как случится и как требует того нужда, нежели чтобы от усилия вашего или самооправдания, хотя бы они и были благовидны, вы смущали или оскорбляли друг друга и чрез то теряли многое ради малого. Случается же часто, что иной теряет и то и другое – и совершенно ничего не исполнит, ибо таково свойство любящих спорить. С самого начала все дела, которые мы делаем, делаем для того, чтобы получить от них пользу. Какая же польза, если мы не смиряемся друг перед другом, но, напротив, смущаем и оскорбляем друг друга? Разве вы не знаете, что сказано в Отечнике: «От ближнего – жизнь и смерть»? Поучайтесь всегда в этом, братия, следуйте словам святых старцев, старайтесь с любовью и страхом Божиим искать пользы своей и братий ваших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Трудно не согласиться с Вами, батюшка. И все же Ваши ответы предполагают некоторую духовную зрелость, серьезность, вдумчивость и глубокую веру человека. Но, к сожалению, нынешние христиане далеко не всегда таковы. Мы очень немощны, подвержены смятению и разного рода «романтическим» влияниям, особенно если в нашей судьбе еще далеко не все определилось. Просто сказать человеку: молись, кайся, очищай душу, гони прочь сомнения и помыслы! Если смущает кто-то — оградись, не общайся… Но тогда нужно уходить в затвор. Ведь мы ежеминутно чем-нибудь смущаем друг друга! Существует ли доступный «рецепт», в соответствии с которым можно жить по-христиански, оставаясь в рамках реальности и здравого смысла? Каждый человек, а тем паче христианин, войдя в сознательные годы, должен стремиться к обретению служения, главного дела в жизни. Может быть, это отдельная тема для разговора… Ведь существует понятие «человек идеи»: человек целеустремленный, для которого свято раз и навсегда выбранное им дело. Убежден, что когда мы вступаем на верное поприще, обретаем его — сначала в учении, потом в том, что называется невыразительным словом «работа» (а лучше— «призвание»), — все прочие области жизни иерархически выстраиваются. Если молодой повеса, пробуждающийся ото сна только в третьем часу дня, найдет для себя неразрешимыми на «теоретическом уровне» проблемы аскетического порядка, то есть сохранения сердца в чистоте при необходимости жить в обществе, то для человека идеи, дела, ощущающего в себе призвание к великим и полезным трудам, все обстоит проще. Ведь служение Богу и людям всегда жертвенно; в основе его лежит самоотвержение, предпочтение общей пользы своей собственной выгоде. И если в душе мало-помалу выстраивается эта иерархия ценностей, то Сам Бог помогает нам отдалиться от тех, кто препятствует, сознательно или бессознательно, нашему служению, является источником соблазна, — и Тот же Господь сближает нас с людьми, которые станут нашими соратниками, сослужителями, соработниками, как выражался о своих учениках святой апостол Павел.

http://pravmir.ru/dva-berega-2/

Псалом Давиду, не надписан у еврей, 42    И этот псалом — одинакового с прежним содержания, поэтому и не надписан у евреев (Феодорит, Афанасий). Пс.42:1.   Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя.    Давид просит рассудить спор с людьми его оскорбляющими, которые здесь называются народом «непреподобным» , коварным и злым. Впрочем, ты разуметь можешь под этим народом и демонов, а под «человеком неправедным» и хитрым — самого диавола. Ибо эта проклятая Богом тварь (см. Быт. 3:14) ничем не отличается от человека страстного и сластолюбивого, потому что и он любит красивые тела, как любит и плотской человек, и валяется в страстях, как валяется и страстный человек. Ибо это доказывает и божественный Исаиа, называя диавола человеком: египтянина, человека, а не Бога, назвали помогшим им (см. Ис. 31:3) (Кирилл). Пс.42:2.   Зане Ты еси, Боже, Крепость моя, вскую отринул мя еси; и вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг; Пс.42:3.   Посли свет Твой, и истину Твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою, и в селения Твоя.    Пророк просит Бога, да послет Сына Своего Христа Господа на землю, Который есть «Свет» миру и Истина. Вследствие Адамова преступления на душу человека легло покрывало тьмы, а ныне озарением Духа Святаго снимается оно с душ верных и истинно достойных. По этой-то причине и было пришествие Христово (Василий В., Макарий В., Афанасий). Пс.42:4.   И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой.    Знай, что предстоит нам труд, пока не «внидем во святилище Божие» . Поэтому еще здесь нам предстоит побеждать греховные страсти. Ибо Спасителю угодно, чтобы мы, находясь еще во плоти, сподобились Его безстрастия и исполнились святыни. «Гуслями» называет деятельную добродетель, а повторением восклицания: «Боже, Боже мой» ! — показывает пламеннейшую любовь сердца к Богу (Макарий В., Афанасий, Кирилл). Пс.42:5.   Вскую прискорбна еси, душе моя; и вскую смущаеши мя; уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.    В этой жизни сами праведники стенают, ища мира, — достигают же его там. Смотри, как сам Давид был «смущаем» ! И если душа его смущалась, то конечно, не имел он мира в себе. Ибо мир наш в Господе, как Сам Он сказал: «сия глаголю вам, да во Мне мир имате» (Ин. 16:33). На земле же не обещал Он мира, но скорбь, говоря: «в мире скорбни будете» (Ин. 16:33). Так, в этой жизни надлежит нам всеусердно искать мира, чтобы получить его в будущей (Августин).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Да и Господь Иисус Христос бунты не одобрял. Отдавайте Богу Богов, а кесарю кесарево. А апостолы выражали эти правила ещё подробнее: " ,итак будьте покорны властям и т.д. Как ни прискорбно для вас, но факт. И наконец о недостатке любви,. Здесь мысль правильная и понятная. Только она касается всех, независимо от принадлежности к классам и сословиям. Поэтому той агитационной направленности, которую в нее вкладывает автор статьи, отнюдь не выходит. 4. Ответ на 1, Д.Н.Меркулов: " Но даже на русской земле, как уже было сказано, мамона берёт верх над князьями, боярами, позднее над дворянским и чиновничьим сословием, над всеми без исключения русскими царями и даже над иными церковными деятелями " . Автор, сторонник социализма, переводит социалистические идеи на " евангельский язык " , совершая духовное преступление: осуждая всех " без исключения " русских царей (!), а заодно и князей, бояр, дворян, чиновное сословие и даже представителей духовенства - всех скопом. Все они, по мнению автора, служили дьяволу (мамоне) и только бедный народ дьяволу не служил, потому что бедный. Замечательный антихристианской бред. В духе неокона Шваба. К сожалению, подобной неразборчивостью в публикациях мы грешим против Истины и смущаем читателей. Кто же поверит после этого, что редакция следует " уваровской " фомуле Православие, Самодержавие, Народность? Или просмотрели? Понятно, какому профессиональному монархисту это понравится: Сопротивление русского народа чванливому богатству, вызывающей роскоши, самодурству богатеев, несправедливости и бесправию не раз и не два приводило в нашей стране к стихийным восстаниям бедноты, беспощадным бунтам, крестьянским войнам. И вся история России, помимо славных ее страниц, отмечена и скорбными преданиями о сосланных на каторгу, повешенных и даже четвертованных бунтарях. Православная «белая кость» отнюдь не по христианским заветам расправлялась с православной же чернью, голытьбой, голодранцами, голью перекатной. Неслучайно, наверное, именно на Руси-хранительнице людям было столь однозначно явлено мертвящее воздействие мамоны на самый главный завет Христа – о любви к ближнему! 3.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/11/...

10 . Мы злоупотребляем им и тогда, когда обманываем друг друга, когда у нас на уме одно, а на языке – другое, когда мы одно думаем, а другое говорим. Великий Боже! Сколько у нас лжи, лукавства, хитрости, коварства, обмана, лицемерия, которыми мы опутываем друг друга и губим свою душу, и чаще всего при помощи всё того же языка! И кто не грешен в этих грехах? Грешим? Кайтесь, кайтесь каждый день! «Грешен, прости меня, Господи, за грехи лжи, обмана, хитрости, лукавства, двоедушия, коварства, лицемерия. Помоги мне Господи, смягчи сердце моё и укрепи волю бороться с этими грехами!» Помолимся ещё: «Боже милосердный, не хотяй смерти грешников! Не осуди нас смертным судом за наш грех суда и осуждения, за грех обмана и лукавства. Просвети нас светом Твоей Божественной истины, даруй нам зрети свои согрешения и умудри во спасение». 11 . Сколько праздных, ненужных грешных слов извергаем мы ежечасно и этим опустошаем, разграбляем свою душу и соблазняем, смущаем и на грех наводим и души других людей. Нам сказано: Да будет слово ваше: «Да, да; нет, нет», а это сверх этого, то от лукавого ( Мф. 5:37 ). Господи, прости нам наше празднословие, многоглаголание, суесловие! 12 . Кратко укажем и другие грехи и покаемся в них. Мы часто ленимся, нечестиво выполняем свои служебные обязанности, не всегда честны на руку, не всегда послушны начальству, губим друг друга. Грешны в этом? Кайтесь, кайтесь. 13 . Мы часто раздражаемся, гневаемся, не терпя обид или неприятностей друг от друга. А ведь гнев – смертный грех . И раздражаемся, и гневаемся мы часто от нашей распущенности, духовной расслабленности и невоздержанности. Грешны грехом раздражения, гнева и распущенности? Кайтесь! Покаянно каждый из нас пусть скажет: «Грешен, прости меня, Господи, за грех раздражения и гнева, за духовную распущенность и невоздержание!» 14 . Все мы любим повкуснее покушать и сверх меры, нанося вред душе и телу. Этот грех называется грехом чревоугодия. Кушать и питаться всем необходимо, но переедать ради удовольствия грешно. Кто это делает, тот раб своего тела и враг своей бессмертной души, тот служит телу как своему кумиру-идолу. Грешны мы грехом чревоугодия-невоздержания?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Чтобы скрыть под сосуд иль кровать, На подсвечник его поставляют, Чтоб входящим мог свет подавать. Есть ли тайна такая на свете, Чтобы скрытой осталась на век? О каком сокровенном предмете Никогда б не узнал человек? Прилагайте ж всю силу вниманья, Чтоб Мои наставленья понять, Тому дастся полней пониманье, Кто в них будет усердный вникать. Кто ж вниманья в себе не имеет, Тот рискует и то потерять, Что случайно теперь разумеет Иль лишь мнит о том, лучше сказать». Раз пришли, добиваясь свиданья, К Христу матерь и братья Его, Не взирая на все их старанья, Не пришлось им достигнуть Того: Тесно Он окружен был толпою, Но нашли Ему нужным сказать: «Братья видеться ищут с Тобою, С ними ждет Тебя также и мать». Но сказал Он, на то отвечая: «Мои братья и мать — это те, Что глаголам небесным внимая, Их в сердечной творят простоте». Раз в лодку севши теми днями, Господь сказал ученикам: «Отплыть сегодня нужно с вами Той стороны Мне к берегам». Они отплыли, но случилось, Что в те часы Господь заснул, А вод пучина вдруг забилась, Внезапный вихрь на них дохнул. Уж лодку волны захлестали, Грозила страшная беда, Пловцы испуганные стали Будить Учителя тогда: «Равви, равви! Мы погибаем!» - Их сонм при этом говорил, Но Он, их страхом не смущаем, Волнам, встав, властно запретил. И тишина кругом настала, Как будто бури не бывало, - Остановил Господь волненье Стихии вод и ветра враз. Учеников же Царь творенья Так упрекнул: «Где ж вера в вас?» Они же в страшном изумленье Шептали меж собой тогда: «Кто ж Он, что вмиг Его веленья Творят и воздух, и вода?» К лежащим против Галилеи Они прибыли берегам, Их населяли не евреи, Но гадаряне жили там. Едва Господь здесь показался, Как муж один из града их Ему внезапно повстречался, Во власти был он духов злых. Давно уж с ним недуг случился, И он одежды не носил, С людьми живыми не водился, В гробах жить с мертвыми любил. Христа увидев, муж несчастный, Тотчас к стопам Его упал, И завопил он громогласно, И так Спасителю сказал: «Зачем, о Сын, святого Бога,

http://azbyka.ru/fiction/evangelie-ot-lu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010