IV. Убеждаю твое благочестие не к такой перемене одного слова на другое, которое принесло бы тебе бесчестие, не к юношеской изменчивости в своих мыслях, как иной почел бы это. Но так как тобой часто и многим говорено было, как я знаю, что ты не самый смысл благочестивого верования устраняешь, а не одобряешь только выражение его: то если бы кто из знаменитых учителей Церкви предложил тебе употребить и это слово, т. е. святую Деву назвать Богородицею, то ты, без сомнения, не отказался бы от этого. Убеждая тебя, я вызываю тебя сказать то самое, в чем ты, как мне известно, не ошибаешься по образу мыслей; ты только употребишь слово и имя, которое составлено многими отцами, употребляемо было ими и в книгах и устно, не откажешься от такого слова, которое обнаруживает только благочестивую мысль ума. От этого имени не отказывался ни один из церковных учителей. Тех, которые употребляли его, было много, и притом знаменитых; а не употреблявшие не осуждали употреблявших. В самом деле, мы, по излишней снисходительности к ложным мнениям еретиков, несправедливо оставляем без уважения совесть своих братий, и без всякой нужды смущаем ее, отвергая слово, которого смысл признаем правильным и верным. А если мы не будем принимать его с тем значением, какое в нем заключается, то мы неизбежно впадем во множество заблуждений, – а что всего опаснее, лишим себя спасения, доставляемого неизреченным строительством единородного Сына Божия. Ибо как скоро отвергнется это слово, а следовательно и тот смысл, какой в нем заключается, то от туда будет следовать мысль, что Тот, кто для нашего спасения неизреченно являлся на земле, не был Бог, что Бог Слово, истощившый себя до принятия образа раба (Филипп. 2, 7), не показал нам неизреченного человеколюбия; тогда как священное Писание более всего утверждает Божие человеколюбие к нам, когда говорить, что единородный Сын Бога, вечный и всегда с Ним пребывающий, бесстрастно родился от Девы, о чем так говорит божественный апостол: посла Бог Сына своего, раждаемого от жены ( Галат. 4, 4 ). Он ясно указывает, что Единородный неизреченно родился от Девы, как я говорил прежде. Если ради этого рождения отцы называли Деву Богородицею, как и мы ныне называем ее сим именем: то не знаю, для чего нам (извини меня за эти слова) еще приниматься за совершенно ненужное исследование этого догмата, к смущению, как видишь, себя самих и церковного мира? Для нас, нет никакой опасности говорить и мыслить согласно с знаменитыми учителями Церкви Божией. Считаю излишним перечислять здесь имена их; ты знаешь их не меньше, чем и каждый из нас, потому что и ты сам и мы все считаем для себя за честь быть их учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Облечеся иногда сатанаил возношением и неповиновением, – и абие превратись в диавола. Облечеся Христос смирением и послушанием – и абие обожи человечество и прославися вкупе Бог и человек. И всех, последующих Ему смирением и послушанием, спрославит Своею славою, увенчает пред Отцем Своим и водворит с Собою на бесконечные веки. Советование к начальникам Всякий начальник или игумен, поставленный званием Божиим и властию начальства, прияв жребий такового служения, должен сносить и терпеть немощи братии. Старцам же, особенно живущим, святые отцы повелевают от непокоривых скоро отлучаться и глаголют: аще от единаго слова не слушают, то несть к таковым ни единаго слова. От послушающих же и повинующихся убеждают не отметатися. Начальствующий же отец, аще не терпит брату падающему и кающемуся и не прощает ему, аще бо было и до седмьдесят крат седмерицею, по заповеданию Христову, то и сам падаяй и погрешая пред Богом, да не чает себе прощения и отпущения. Долженствует же паче брата падающаго поддерживать, увещавать и воспламенять душу его к раскаянию, сокрушению и подвигам; а не отметать и не отдалять от себя; понеже аще сам брат не отбегает, но держится еще своего наставника, то, следовательно, хощет спастися, и такового душу взыщет Господь от отца; и горе ему, аще не прилагает всевозможнаго старания о братнем спасении! Блажен отец и начальник, иже терпит братии до конца и вседушно печется об их исправлении и спасении. Таковый сам, и без всяких подвигов, примет венец жизни и дерзновенно речет ко Христу: Господи, аз тмократно был оскорбляем и смущаем от братии, но покорялся повелению Твоему, прощал и не отвергал их от себя; тем же и мене, бесчисленно оскорбившего и прогневавшего Твою благостыню, не отрини и помилуй. Токмо неисцельнаго вреда общего терпеть не должно, по правилам Василия Великаго ; кроме же сего несть никоей праведной вины, еже бы отцу смущатися на брата, ибо аще погрешает, то погрешает пред Богом; отцу же худым и слабым своим житием не может навести никакого вреда, напротив, ходатайствует ему мзду за терпение. Аще же сам отец чрез него вреждается, то да познает и возчувствует яко сам еще недугует и да молит Господа ниспослати ему свыше благодать Свою и милость и помощь к терпению и вразумлению. Тем же, пастырю и начальниче, не долженствуешь ли паче долготерпеть и все тщание прилагать об исправлении и спасении каждого брата? Ибо Господь наш милости хощет, а не жертвы; а потому за пост, бдение и изнурение и прочие пустынные добровольные подвиги судим и поречен не будешь, но за братство, вверенное от Бога, аще вознерадишь, то приимешь суд и осуждение. Еще к наставнику

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Слава Тебе, Богу Спасителю нашему! (Ныне я радуюсь о спасении Бога моего после покаяния моего в неприязни к племяннику.) Очисти ны от всякия скверны. Параллель: Если будут грехи ваши, как багряное, – как снегубелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю ( Ис. 1, 18 ). 4 февраля. Искушения открывают во мне сильные страсти: злобы, зависти, блуда, своенравия, непокорности, нелюбви, самолюбия, жестокосердия, скупости, любостяжания и иных страстей, от коих даруй мне, Боже, избавиться вскоре. Не оскорбляйся на согрешающих и обижающих, но кротостию и незлобием побеждай врагов своих или впадающих в проступки и погрешности. В злобе и раздражительности заключается совершенное бессилие к уничтожению зла в других, а, напротив, в кротости, незлобии и терпении заключается сила, могущая победить всякое зло. Оттого и говорит Писание Святое: побеждай благим злое ( Рим. 12, 21 ). Мы поступаем крайне нелогично, нелепо, когда питаем в сердце зло на обижающих нас или на погрешающих: этим и себя без цели мучим, и других смущаем. Господь да поможет нам одолевать всякую злобу в себе и в других добром, благодатию. Господу да будет слава во веки. Сегодня во время утрени диавол пустил в меня раскаленные стрелы свои со всею лютостию и постоянством из-за размолвки со сторожем и дьячком по причине обиды, нанесенной ими одной благородной девице. И она несколько виновата за свои улыбки в церкви, за свои движения вычурные. Господь да вразумит всех. Благодарю Господа, чудное Свое избавление и спасение пославшему мне, когда я шел из дому своего в Попечительство: смятение преложил в мир, тесноту в пространство, печаль в радость, малодушие, стыд в дерзновение, виновность в оправдание. И всё сие туне – по единому милосердию. Благодарю Господа, даровавшего добрых, разумных, благонамеренных, деятельных членов Попечительства, – радуюсь за них. Бог воистину производит в них и хотение и действие по Своему благоволению ( Фил. 2, 13 ). Действуй, Господи Всеблаже, Всепромыслителю, Всехитрче! Помяни их, Господи, во Царствии Своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   131) Согрешающим положил Ты, Христе Спасе, покаяние, а не праведным. Имея убо пред очами примеры: разбойника и блудного, Манассии и блудницы, мытаря, Петра отрекшегося и Павла гонителя,— не удобь отчаяваюсь, но, ведая преблагое человеколюбие Твое, с дерзновением обращаюсь к Тебе и слезю, благонадежен будучи, яко приимеши мя.    132) Даруй, Господи, умиление, отвращение от зла и совершенное исправление мне, погруженному в телесных страстях и удаленному от Тебя, Боже, Царю всех, и спаси мене блудного, никакой надежды не имущего, по единой великой милости Твоей, Иисусе всесильне, Спасе душ наших.    « Стиховны там же»    133) Хотел бы я слезами смыть рукописание прегрешений моих, Господи, и прочее время живота моего благоугождать Тебе покаянием; но враг обольщает меня и борет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.    134) Кто из обуреваемых, притекая к пристанищу Твоему, не спасется? Или кто из недугующих, припадая к врачевству Твоему, не уврачуется? Содетелю всяческих и Врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.     В понедельник по 1, 2 и 3-м стихословии    135) Посети, Господи, смиренную мою душу, во грехах всю жизнь свою иждившую, и якоже блудницу приими мя и спаси.    136) Переплывая море настоящего жития, помышляю о глубине зол моих и, не имея кормчего помысла, Петров провещаю к Тебе глас: спаси мя, Христе, спаси мя, Боже, яко Человеколюбец.     137) Осуждаем будучи совестью во множестве прегрешений и смущаем страхом мучения, Христе Боже наш, слезы покаяния от сердца приношу Тебе, имущему власть живота и смерти, и во умилении зову Ти: согреших, Господи, спаси мя.     Из канона умилительного на утрене понедельника    138) Спасе мой Иисусе! Ты спас блудного, приял плач блудницы, мановением Своим оправдал мытаря, воздохнувшего к Тебе. И меня, без числа согрешившего и обращающегося к Тебе, приими и спаси.    139) Огнь зла снедает душу мою, как вещество какое, и заготовляет подгнещение будущему пламени. Долготерпеливый Человеколюбие, угаси его орошением Твоея благодати, подав мне слезы покаяния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2924...

Радуйся, во учениих человеческия мудрости изощренный; Радуйся, служения ради нищим врачевскую мудрость восприемый. Радуйся, Господа Христа измлада рабе искренний; Радуйся, Его ради всех отщетивыйся. Радуйся, Сампсоне, отче милостивый и врачу предивный. Кондак 3 Силою Вышняго осеняем, в вере, надежде, любви и разуме благодатно возрастал еси, преблаженне. ко учением человеческим Божественных Писаний разумение приложил еси и, человеческое врачевания искусство разумев, благодатную силу целительну от Господа добродетельми твоими стяжал еси, со дерзновением Ему предстоя и верою и любовию всегда вопия: Аллилуиа. Икос 3 Имея ревность многу о Господе, да послужишь Ему всем сердцем и всею жизнию твоею, отверглся еси себе, дивный подвижниче Сампсоне, и имения оставль и взем крест твой, последовал еси Христу; преставльшим бо ся родителем твоим и стяжания многа оставльшим, богатство тленное расточил еси нищим и, рабом твоим свободу даровав, явился еси яко странник. Сего ради умильно зовем ти: Радуйся, Евангельскому словеси последовавый; Радуйся, подобающая тебе творити не закоснивый. Радуйся, в жизни земней единаго Христа всем сердцем возлюбивый; Радуйся, Того единаго всем разумением взыскавый. Радуйся, любве ради Его привременная в мыслех твоих во уметы вменивый; Радуйся, Его ради красная мира презревый. Радуйся, скорогиблющая богатства на негиблющая и вечная пременивый; Радуйся, на небеси, а не на земли сокровище сердцу твоему обретый. Радуйся, Сампсоне, отче милостивый и врачу предивный. Кондак 4 Бурею помыслов стяжательных смущаем юноша, якоже рече Евангелие, егда услыша глагол Господень: “Иди, продаждь имение твое и даждь нищим и гряди вслед Мене”, отъиде скорбя. Ты же, отче, радостно по благому глаголу Христову сотворил еси и, уз богатства отрешився, единою одеждею прикровен и вервием о чреслех препоясан, реченное совершенство стяжал еси, да, ничимже запинаем, вопиеши Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слыша глас Господа, тя в дусе зовуща, богоносне отче наш Сампсоне, ветхий Рим оставль, в пустыню вселился еси, якоже Илия древле, да, на высоту добродетели восшед, послужиши верующим в Новом Риме, Константина Царя Граде, в немже храмину обрет, в той вселился еси, странныя и нищия упокоевая, немощныя приемля, всякое удовление тем Христа ради творя и исцеления недужным скоро подавая. Мы же, ведуще сия, восхваляем тя тако:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Какой дивный плод, а, между тем как просто он достается?! … То правда, если собрать все, что в слове Божием возлагается на каждый член нашего естества, то мы получим большое количество заповедей Божиих, обязательных для нас; но и то правда, что в каждый момент одно только может лежать на нас дело, и нередко на одном только члене нашем. Следовательно, внимай только себе, – и никогда не будешь смущаем сложностью дел, и подавляем численностью и тяготою их, особенно, если при этом не будешь сводить очей ума с того дивного плода, какой вкусишь, наконец, от постоянства в таком роде действования. Стр. 348, 349 529. Совесть без Бога очень слаба и нельзя на ней одной строить нравственность 6:22. Есть мудрователи, которые думают построить добрую нравственность без Бога и веры в Него. Следуй совестивот и все. – То правда, что должно следовать совести, она волю Божию открывает нам... Но в действовании своем она всегда состоит в зависимости от того, каков человек в отношении к Богу. Кто помнит Бога и страх Божий имеет, у того совесть бывает сильна, а кто забывает Бога и теряет страх Божий, у того совесть немощна. Так в естестве нашем совесть сочетана с Богом, что без Бога сама она мало гожа к делу, для которого имеется в нас. Как же на ней одной основать добрую нравственность? Стр. 353 530. Страсти увлекают нас прежде, чем совесть подаст свой голос 7:5. В страстях качествует сласть греховная, а падший принял за начало жизни самоугодие, которое всегда заодно со сластью греховной. Почему, как только подымется какая страсть, с присущею ей сластью, самоугодие тотчас становится на ее сторону, увлекая и сознание, и свободу, и самодеятельность, прежде чем совесть успеет подать отрезвляющий голос. Когда же произойдет таким образом сочетание лица человеческого со страстью, прежде голоса совести, то после, что ни говорит совесть, человек напролом идет действовать по страсти. Это и изображает Апостол, говоря: «страсти греховные... действоваху во удех наших», как господа какие или тираны. Стр. 366 531. Самоотвержение в борьбе со злом дает вкусить сладость благодати 7:6. Самоотвержение убивает самость, или самоугодие. Отвергшийся себя, или пресекший в себе самоугодие, не в пустоту какую поступает, но в то же время, как отвергается себя, привергается к Богу, и в то же время, как убивает в себе самоугодие, возрожденным в себе чувствует ревнование о богоугождении; равным образом, когда подсекается сласть греховная, сущая в страстях, в то же время порождается ощущение сладости высших духовных благ, такой сладости, с которою никакая сласть греховная в сравнение идти не может. Все сие производит божественная благодать, возрождающая к новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Аще тако будешь хранить себя, то не будешь уныл, но здрав и весел». «Сказую тебе истинно, аще тако будешь вести себя, то неисходно пребудешь в обители до скончания своего. Смиряйся, и Господь поможет тебе, и изведет яко свет правду твою, и судьбу твою, яко полудне ( Псал. 36:6 ), и просветится свет твой пред человеки ( Мф. 5:16 )». Саровский монах Киприян был смущаем тягостью возложенного на него послушания, пошел к о. Серафиму в келлию за наставлением. «Не успел я войти к нему в келлию, ни сказать ни одного слова – говорил монах – встретил он меня у двери и сказал: «радость моя! нет дороги отказываться от послушания». Один раз пришел к. о. Серафиму монах из очень дальнего монастыря. Старец в это время трудился у своего колодца. Подошедши к нему странник поклонился и просил благословения, а о. Серафим, занимаясь трудами, не обратил на него никакого внимания. Инок, постояв молча, отошел восвояси без всякого утешения. Тогда о. Серафим, подошедши к Дивеевской сестре, тут же неподалеку трудившейся, сказал: «вот, матушка, требует благословения, а сам не знает куда». Так, разумеется, понял поведение старца и сам инок, не получивший благословения на дело, без рассуждения и сознания задуманное. в) Беседы его с мирянами Не оставляя без духовного назидания монашествующих, о. Серафим много поучал и мирян, обличая в них ложные направления ума и жизни и преподавая положительные правила благочестия. Так, один благоговейный священник привел с собою к о. Серафиму профессора, преподававшего в семинарии одну из наук Богословия, который не столько хотел слышать беседу старца, сколько принять его благословение на вступление в монашество. Старец благословил его по обычаю священства, но на счет его желания вступить в монашество не давал никакого ответа, занявшись беседою со священником. Профессор, стоя в стороне, внимал их беседе. Священник, между тем, во время разговора часто наводил речь на цель, с которою пришел к нему ученый. Но старец, намеренно уклоняясь от сего предмета, продолжал свою беседу, и только раз, как бы мимоходом, заметил о профессоре: «не нужно ли ему еще доучиться чему-нибудь»? Священник на это решительно объяснил ему, что он знает Православную Веру, сам профессор семинарии и стал убедительнейше просить разрешить только недоумение его на счет монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Не подумай опять при сем: авось – небось, – как-нибудь проплетусь. Нисколько не проплетешься, а будешь толочься на одном месте. Сам же говоришь, что успеха никакого в себе не видишь. И не жди его, пока есть саможаление. Не случалось ли тебе видеть электрическую машину?! Если видел, то, конечно, знаешь, что электричество, посредством тренья возбуждаемое, собирается в медный цилиндр; и его может набраться так много, что убьет, если неосторожно прикоснуться к цилиндру. Но если от цилиндра спустить медную же цепочку до земли, то электричества нисколько не соберется, хоть до поту верти колесо. Вот что есть эта цепочка, спущенная до земли, то есть самоугодие и саможаление. Сколько ни трудись, они не дадут образоваться в Душе ничему духовному. Весь плод трудов они будут поядать и уничтожать. То правда, что саможаление и самоугодие не всякого ведут прямо к видимо худой жизни; но тем не менее всю жизнь делают бесплодною. Кто страдает ими, тот ни тепл, ни хладен, ни то ни се. А таким в Апокалипсисе угрожается совершенным отвержением, с отвращением от них и мерзением ими ( Апок. 3, 15–16 ). Потому изволь призадуматься над своим саможалением, и поспеши сделать с ним расправу, какой оно справедливо заслуживает. Ты просишь молиться об избавлении от него. Тут ничья молитва не поможет. Самоотвержение, уничтожающее саможаление, есть исходный пункт, с которого начинается и помощь Божия, и помощь взаимной братской молитвы. А отвергнуться себя ты должен сам. За это действие затем и все дары Божий пойдут. Если же ты не представишь этой жертвы, то не жди помощи, ни свыше, ни из – окрест тебя. Припомни пример, бывший в Египетской пустыне. Брат смущаем был движениями плоти. Приходит он к старцам и просит молитв. Те стали молиться, как обыкновенно делывали. Но прошло несколько времени, и брат опять приходит и просит о том же. Старцы опять обещали и молились. Но помощи опять не было. Так и в третий раз. Удивились старцы; ибо обычно помощь была посылаема по первой их молитве. Почему стали молиться уже не о помощи брату, а о том, чтоб Господь благословил открыть им, отчего неугодно Ему услышать молитву их. Господь открыл им, что виноват сам брат тем, что не противится, а поблажает нечистым движениям. – Тогда они позвали его и сказали ему, чтоб он сам в себе отсек всякую себе поблажку, тогда и помощь будет от молитвы. Брат сделал так, – и с Божиею помощию за молитвы старцев освободился от страсти. – Вот и тебе мой ответ. Отсеки самоугодие: тогда помощна будет и сторонняя молитва . А пока будешь на его стороне, ниоткуда не жди помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Саровский монах Киприан был смущаем тягостью возложенного на него послушания, пошел к о. Серафиму в келью за наставлением. «Не успел я войти к нему в келью, ни сказать ни одного слова, – говорил монах, – встретил он меня у двери и сказал: «Радость моя! Нет дороги отказываться от послушания». Один раз пришел к о. Серафиму монах из очень дальнего монастыря. Старец в то время трудился у своего колодца. Подошедши к нему, странник поклонился и попросил благословения, а о. Серафим, занимаясь трудами, не обратил на него никакого внимания. Инок, постояв молча, отошел восвояси без всякого утешения. Тогда о. Серафим, подошедши к дивеевской сестре, тут же неподалеку трудившейся, сказал: «Вот, матушка, требует благословения, а сам не знает куда». Так, разумеется, понял поведение старца и сам инок, не получивший благословения на дело, без рассуждения и сознания задуманное. Не оставляя без духовного назидания монашествующих, о. Серафим много поучал и мирян, обличая в них ложные направления ума и жизни и преподавая положительные правила благочестия. Так, один благоговейный священник привел с собой к о. Серафиму профессора, преподававшего в семинарии одну из наук богословия, который не столько хотел слышать беседу старца, сколько принять его благословение на вступление в монашество. Старец благословил его по обычаю священства, но насчет его желания вступить в монашество не давал никакого ответа, занявшись беседой со священником. Профессор, стоя в стороне, внимал их беседе. Священник между тем во время разговора часто наводил речь на цель, с которою пришел к нему ученый. Но старец, намеренно уклоняясь от сего предмета, продолжал свою беседу и только раз, как бы мимоходом, заметил о профессоре: «Не нужно ли ему еще доучиться чему-нибудь?» Священник на это решительно объяснил ему, что он знает православную веру, сам профессор семинарии, и стал убедительнейше просить разрешить только недоумение его на счет монашества. Старец на это отвечал: «И я знаю, что он искусен сочинять проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Какой дивный плод, — а между тем как просто он достается?! Возлюби правду и возненавидь беззаконие, а затем, не жалея себя, понуждай всякий член души и тела исполнять лишь веления правды. Какое несложное требование?! То правда, что если собрать все, что в слове Божием возлагается на каждый член нашего естества, то мы получим большое количество заповедей Божиих, обязательных для нас; но и то правда, что в каждый момент одно только может лежать на нас дело, и нередко на одном только члене нашем. Следовательно, выраженное Апостолом несложное требование и есть таково во всякий момент нашей жизни. Внимай только себе и держи воспринятую любовь к правде как направительный компас, — и никогда не будешь смущаем сложностию дел и подавляем численностию и тяготою их, особенно если при этом не будешь сводить очей ума с того дивного плода, какой вкусишь наконец от постоянства в таком роде действования. — Этот плод, предуказанный уже в настоящих словах, вслед за сим полнее живописует Апостол, для привлечения желающих на путь к стяжанию его и на воодушевление к постоянству шествования по нему. Рим.6:20—21.   Егда бо раби бесте греха, свободни бесте от правды. Кий убо тогда иместе плод? О нихже ныне стыдитеся: кончина бо онех смерть . Чтоб воодушевить к исполнению предложенного внушения, Апостол выставляет плоды того и другого рода жизни, — жизни в рабстве греху и жизни в правде. Вы, говорит, когда работали греху, грехом одним и жили, правда не входила в ваши намерения и планы; вы ей дали отпускную и никаких относительно ее не сознавали обязательств; «исполняли веления одного греха, не принимали законов правды» (блаженный Феодорит). «Когда вы жили, предавшись пороку, нечестию и всякому злу, тогда находились в таком повиновении греху, что вовсе не делали ничего доброго. Таково значение слов: «свободны бесте от правды» , — то есть вы не подчиняли себя правде, но совершенно ее чуждались. Вы не разделяли своих услуг так, чтобы иногда работать правде, а иногда греху; но каждый из вас всего себя предавал пороку» (святой Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2944...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010