Услышьте про мир. Мудрецы восточные, Дороги урочные Приведут вас с ладаном К Тому, Кто отрада нам, Охрана и Спас. И в годы кромешные Мы, бедные грешные, Виденьями грозными, Сомненьями слезными Смущаем свой дух. Пути укажите нам, Про мир расскажите нам, Чтоб вновь не угрозою, Но райскою розою Зажглись небеса! О люди, «Слава в вышних Богу» Звучит вначале, как всегда, – Потом и мирную дорогу Найдете сами без труда. Исполнитесь благоволенья, Тогда поймете наставленье Рождественских святых небес. Сердца откройте, люди, люди, Впустите весть о древнем чуде, Чудеснейшем из всех чудес! (1915) Успенье Богородицыно Успенье Нам нетленье открыло встарь. Возликуйте во песнопеньи, Заводите красно тропарь. Во саду Богоматерь дремлет, Словно спит Она и не спит, В тонком сне Она пенью внемлет, Божий вестник пред Ней стоит. Тот же ангел благовествует, Но посуплен и смутен он, Ветвью темною указует, Что приходит последний сон. Наклонилась раба Господня: – Вот готова я умереть, Но позволь мне, Господь, сегодня Всех апостолов вновь узреть. – Во свечах, во святых тимьянах Богородицы чтут конец, Лишь замедлил во Индинианах Во далеких Фома близнец. Он спешит из-за рек глубоких, Из-за сизых высоких гор, Но апостолов одиноких Неутешный обрел собор. Говорит Фома милым братьям: – Неужели я хуже всех? Богородицыным объятьям За какой непричастен грех? Жажду, братия, поклониться, Лобызать тот святой порог, Где Небесная спит Царица На распутии всех дорог. Клонит голову он тоскливо, Греет камни пожаром уст… Гроб открыли… Святое диво! Гроб Марии обрящен пуст. Где Пречистой лежало тело, Рвался роз заревой поток. Что ручьем парчовым блестело? То Владычицы поясок. О, цветы! о, ручьи! о, люди! О, небес голубая сень! О златом, о нетленном чуде Говорится в Успеньев день. Ты и Дева, и Мать Святая, Ты и родина в пору гроз: Встанет, скорбная, расцветая Буйным проливнем новых роз! 1916 Унылый дух, отыди! Ты, праздность, улетай! И в здешней Фиваиде Найдем утешный край. «Вы – дети не изгнанья!» – Проклинал Параклит

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Прп. Иоанн, Киево-Печерский, Многострадальный. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) (XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Многострадальный, пещерник. Сведения об И. содержатся в Слове 2-го послания киево-печерского мон. Поликарпа архим. Акиндину, входящего в Киево-Печерский патерик: «Слово о Иване затворнице, многотерпеливем». В приводимом от лица И. повествовании рассказывается, что он принял постриг в молодые годы и, несмотря на строгое воздержание от пищи и воды, ношение вериг, молитвенный подвиг, 3 года был «томим на блуд». После долгой молитвы у гроба прп. Антония Печерского И. услышал голос святого, призывающий затвориться в пещере, «да невидением и молчанием брань упразднится». И. поселился в тесной пещере и усилил подвиги: он отказался от одежды и носил на теле только вериги. Затем преподобный вырыл яму такой глубины, чтобы помещаться в ней до плеч, и во время Великого поста закопал себя, оставив свободными голову и руки. Однако, как рассказывается в патерике, несмотря на все усилия, «но ни тако стремление плоти и ражжение телеси преста». В этом состоянии И. подвергся нападению диавола: в ночь на Пасху ему было видение «люта змия», являвшегося ему и раньше, чтобы изгнать из пещеры. На этот раз змей схватил в пасть голову преподобного и опалил волосы. После горячей молитвы преподобного чудовище навсегда исчезло. Раздавшийся Божий глас повелел И. для освобождения от искушения молиться похороненному в пещере святому (впосл. И. узнал, что это прп. Моисей Угрин , почитавшийся за целомудрие). И. спросил Господа, почему так долго Он попустил ему страдать, и услышал в ответ, что Бог «рабом крепкым и могущим тяжкаа и великаа дела поручает». И. пребывал в затворе «в велице воздержании лет 30, многым постом бе удручаа и железа на всем теле нося». Святой был известен как духовный наставник. К нему «некто от братии нашея часто прихожаше, смущаем бе от действа неприязнина на похоть телесную, и сего моляше блаженаго молитися за нь». И. убедил монаха, собиравшегося покинуть мон-рь, не делать этого и дал ему часть мощей прп. Моисея Угрина. Когда монах приложил кость к телу, «преста страсть и удове ему умрьтвеша».

http://pravenc.ru/text/469003.html

Несколько проверенных выкроек, ткани, купленные по «самой-самой-самой последней» уценке по цене 10 – 15% от первоначальной стоимости – и очередной костюм обходится в сущие копейки. Еще для меня большим подспорьем всегда были магазины «секонд хенд» и распродажи. Как ни странно, в этих магазинах часто можно найти вещи хорошего качества по невероятно низким ценам. Когда-то давно я работала на фирме, где существовал достаточно жесткий дресс-код – в течение недели ни один элемент гардероба не должен был повторяться. Соответственно, у меня было по меньшей мере пять (по-моему, даже больше) комплектов одежды, состоявших из юбки, жакета, блузки и туфель, купленных в этих самых магазинах. Самый дорогой комплект стоил в переводе на российские деньги… 500 рублей, а прослужили они мне несколько лет. За годы церковной жизни в России, Канаде и Америке мне доводилось видеть множество самых разных женщин, совершавших, к сожалению, одни и те же ошибки. Мне кажется, об этих ошибках стоит поговорить, чтобы не служить невольным соблазном своим ближним. Порой мы просто не задумываемся о том, что, вовсе того не желая, смущаем находящихся рядом людей и создаем о себе весьма странное впечатление, которое не столько привлекает, сколько отталкивает неверующих или колеблющихся. На ошибках учимся Итак, на что стоит обратить внимание. Для начала, есть некоторые стили одежды, которых, собираясь в церковь, лучше избегать целиком и полностью. А именно: спортивный, пляжный, фольклорный и эротический. Эти стили хороши в соответствующей обстановке, а вот в церкви футболки, парео, блестки, гипюровые блузки и обтягивающие кофточки и юбки смотрятся неуместно. Кстати, мало кто знает, что босоножки с открытыми пальцами и всевозможные шлепанцы также относятся к пляжной одежде. Вообще, золотое правило гласит – чем скромнее и консервативнее, тем лучше. Мягкие приглушенные тона гораздо более уместны, чем яркие и сочные. И причина этого проста. Вне зависимости от нашего желания глаз человеческий автоматически реагирует на все яркое и пестрое. Поэтому  броским внешним видом мы невольно рискуем помешать молиться многим людям.

http://pravmir.ru/listom-krasivo-derevo-...

48 . А хотите, чада, немного услышать и узнать о надмении, и блуждании, и злом пленении превозношения и бесстрашия ума ничтожного сего рода? Ибо это тот род, о котором сказал святой апостол: Сотворим злая, да приидут благая 225 . Ибо никто ныне, будучи искушаем и терпя скорби или несправедливость, или терзаемый страстями, не хочет немного потрудиться посредством молитвы, и слез, и поста, и прочих удручений умолить Бога, дабы улучить свободу от тягот. Но еще и прилагаем ко грехам нашим, придумывая оправдания в грехах. Или ближнему докучаем и смущаем его, ужасно страдая, так желая обременить его своей ношей, как будто ожидаем себе от этого облегчения. Или Самого Бога раздражаем тайным или явным озлоблением, как будто думаем от этого получить оставление. А это есть сатанинское заблуждение и вражеский обман, вернее, насмешка и погибель души нашей. Как очень метко сказал святой апостол, что сотворим злая, да приидут благая. Ибо, предстоя Богу во время псалмопения или службы, должны мы в Боге пребывать умом, так как пришли просить о вольных и невольных наших винах. Телом предстоим Богу, умом же пинаем ближнего, браня, раздуваясь, лягаясь, вопя, плюясь в других, и не унимаемся, окаянные, так что ближнего перед Богом часто и необдуманно тревожим. Если же из-за справедливой скорби – почто, чада, пред Богом – и праведным и все видящим Судией – дерзает на это неразумное и бесстыдное, возносящееся наше сердце? Или чтобы о нас здраво было сказано, что Бога не боимся и человека не срамляемся? 226  Поэтому в церкви, как в палестре и в театре, забавляемся и состязаемся, без страха предстоя Богу, Коего от одного взгляда расплавится земля и все, что на ней 227 , и все силы небесные сотрясутся? Нет страсти хуже бесстрашия, ибо оно порождает превозношение и все губительные страсти. Почему и гласит Божественное Писание: Блажен муж, иже боится всех за благоговение 228 , и Начало Премудрости – страх Господень 229 . Безумный же своим бесстрашием лишается своей жизни и творит зло. 49 . А оно премного в поколении нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В обличениях своих о. Иоанн был прям и смел, не стесняясь значительностью лиц. Один именитый купец пригласил его осмотреть выстроенную им церковь. Войдя в нее, о. Иоанн воскликнул: “Слава Богу, великолепен храм! Радуюсь и благодарю Господа Бога за этот молитвенный дом. Благодари и ты Его благость, поблагодари не языком только, но самым делом. Благодари Господа по примеру Закхея мытаря, который обещал, когда Господь пришел в его дом, пол-имения раздать нищим и возвратить четверицею тем, кого обидел… Советую тебе последовать этому примеру. Ведь обиженных тобою, я думаю, столько, что их, по многочисленности, невозможно поместить в этом храме. Вспомни, как ты поступал с бедными торговцами, которым за год вперед раздал деньги под сало. По истечении года ты принимал от них товар, сверх вычета громадного процента, не по той цене, по какой они покупали, а по той, какую тебе было угодно назначить. Вспомни, что делал ты, если они не успевали к сроку поставить товар. Ты был неумолим, хотя бы до этого несчастия эти люди лет по десяти и по двадцати работали на тебя и умножали твои миллионы. Сколько таких людей ты совсем разорил, лишил крова и приюта и пустил с семействами и детьми бродить по миру… Побойся Бога, побереги свою душу и в благодарность за ту милость, что Господь позволил тебе выстроить храм, раздай одну половину имения нищим и из второй расплатись с теми, кого ты обидел. Тогда твоя жертва будет угодна Богу. А если сохранишь капитал, то, при внезапной твоей смерти, он будет расхищен и поступит, в укор тебе, в чужие руки”. Купец плакал и обещал хоть частью вознаградить им обиженных и потом уж никого не притеснять. В преклонных годах, при полном развитии духовных сил о. Иоанна, открылся в нем дар прозорливости. Известный затворник Задонского монастыря Георгий был смущаем в монастырском храме тем, что многие вели себя непристойно для такого места, разговаривали и смеялись. Он надумал перейти в другой монастырь, но наперед хотел посоветоваться с каким-нибудь опытным старцем, и выбор его остановился на о. Иоанне.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Отец Иларий, иеромонах, при поступлении моем на Угрешу в 1834 году, был более чем 70 лет, весьма дородный и, при нетрезвом поведении, буйного характера. Родом из духовного звания Калужской епархии, состоял некоторое время при архиерейском доме иподиаконом при преосвященном Феофилакте (Русанове) , находившемся в Калуге с 1799 года, епископом и архиепископом, потом с 1809 – Рязанским, впоследствии (1817 г.) бывшем экзархом Грузии, а с 1819 – митрополитом, скончавшемся в июле 1821 года. В 1812 году отец Иларий был иеродиаконом в Москве, в Богоявленском монастыре, а после того в Златоустовском монастыре, в котором, в его бытность, в 1819 году, случилось похищение: на 29 августа, между малой вечерней и всенощной, пропала с иконы святого Иоанна Златоуста митра, венец золотой с драгоценными каменьями и панагия с частью мощей святителя и жемчужный убрус с Тихвинской иконы Божией Матери. Пропавшие вещи стоили, говорят, до 4 000 рублей ассигнациями. При всех розысканиях виновные не были открыты, остались только в подозрении один послушник, исполнявший пономарскую должность и еще другой, но впоследствии времени подозрение стало падать на двух иеромонахов, Илария и Макария, потому что у них стали появляться деньги в значительном количестве. Впрочем, это были одни только подозрения, улик никаких не было. Под конец жизни отца Илария у него оказалось до 3 000 рублей ассигнациями денег, и розданные им по рукам не послужили на пользу ни ему самому, ни тем, которые у него их оттягали. Иеромонах Иларий умер в 1850 году. Его кончина была болезненна и весьма мучительна. Хотя его и напутствовали христианскими таинствами, он, однако, жестоко мучился в продолжение трех суток: глаза его мало-помалу совершенно вытекли; ему тягостно было, когда ему на грудь полагали крест; он все силился сдвинуть его и без креста ему становилось как будто лучше, дышал свободнее. После трех суток страшных мук он умер и оставил в моем воспоминании тяжелое впечатление о своей кончине. К слову, скажу мимоходом и об его товарище, Макарии. За свое неисправное поведение он был удален в Белопесоцкий монастырь и там умер скоропостижно. По смерти его у него денег не оказалось, тогда как все знали, что он имел деньги. По прошествии немалого уже времени иеродиакон Иосиф, помещенный в его келье, долгое время был смущаем помыслом доискаться в его келье, не осталось ли где денег, которые он, действительно, и нашел под полом в жестяном ящике, и воспользовался ими. Но, пользуясь неумеренно этими чужими деньгами, им присвоенными, он стал вести такую жизнь, что был лишен монашества, кроме того – судим светским судом, содержался в остроге, и там умер во время заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

    107. Два монаха, братья по плоти, жили вместе и диавол восхотел разлучить их друг от друга. В одно время младший зажег светильник и поставил его на свечник. Диавол сделал то, что опрокинул свечник, и брат в гневе бил младшего брата. Сей же принес пред ним раскаяние, говоря: потерпи на мне, брат; я опять возожгу его. И вот пришла сила Господня и мучила демона до утра. Демон, пришедши, возвестил бывшее начальнику своему. Когда же жрец Эллинский услышал то, о чем поведал ему демон, отшедши, сделался монахом и с самого начала держал смирение, говоря: смирение разрушает всю силу вражию, как и сам я слышал говорящих их: когда мы смущаем монахов, и один из них обратится и принесет покаяние, то разрушает всю силу нашу.     108. Авва Лонгин сказал: почтительность с смиренномудрием всегда хороша. Вот человек ласкательствующий, старающийся казаться ласковым, когда он многократно это делает, то навлекает на себя порицание; а человек почтительный, ограждающий себя смиренномудрием, всегда сохраняет честь.     109. Еще сказал: смирение имеет силу над всякою властью. Некий из отцев повествовал: два епископа жили не далеко друг от друга, и некогда возымели презрение друг к другу; ибо один был богат и силен, а другой смирен. И сильный искал случая сделать зло другому. Услышавши о сем, другой сказал клиру своему: мы победим его благодатию Божиею. Ему говорят: владыко! кто сможет с ним? Потерпите, говорит он, чада, и увидите милость Божию. И когда у богатого был праздник святых мучеников, смиренный берет с собою клир свой и говорит им: следуйте за мною, и смотрите, делайте то, что я буду делать, – и мы победим его. Клир говорил: что же мы сделаем? И приходят к нему, когда окончилось у него молебствие и собрался к нему город. Смиренный епископ падает к ногам его с клиром своим, говоря: прости нам, владыко, мы рабы твои. Он же пораженный тем, что сделал смиренный и умиленный при изменени  Богом сердца его, сам ухватывается за ноги его, говоря: ты будешь владыка и отец, – и с того времени была между ними великая любовь. И сказал смиренный клиру своему: не говорил ли я вам, чада, что мы победим благодатию Христовою? Так и вы: когда имеете вражду к кому-нибудь, делайте тоже – и победите благодатию Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 647  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Христос Воскрес! Христос Воскрес! Для тех, кто любит Его навек, Кто верит, что Он – Богочеловек, Кто знает, что Он – пришедший с Небес, Христос Воскрес! Для тех, кто верит в богов иных, Свирепых, блудных, смешных, хмельных, Чей ум во мраке лживых завес, Христос Воскрес! Для тех, кто знает только себя, Всегда самого себя любя, И верит... Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века Представляемая книга Ю.А. Федосюка (1920–1993) — явление уникальное. На протяжении десятилетий подвижнической исследовательской работы автор собрал колоссальный материал, отражающий в забытых или непонятных современному читателю словах материальную и духовную культуру русского народа. Собрались старцы у престола Собрались старцы у престола Для постриженья молодого. И, Бога возблагодаря, Учили в стенах алтаря: Пока пребудешь в мире грешном, Не осуди его, конечно, Проси даров у Бога Сил, Чтоб ты побольше слез пролил. Проси гоненья и хулы, И поношенья без вины, Проси восстания врагов, Проси обидных горьких слов. Проси, чтоб предали друзья, Чтоб оплевали, да... Почти православная. Современная женщина в древней традиции (фрагмент) «Почти православная» — книга американской писательницы и колумниста Анжелы Долл Карлсон, в которой она делится своей неординарной историей прихода в православие. Это яркая искренняя история о жизни современной женщины в православной традиции. Будьте как дети. Теофания детства (фрагмент) Эта уникальная книга священника Владимира Зелинского посвящена всего нескольким словам Иисуса. Если не будете как дети… Эти простые и всем известные слова содержат в себе неисчерпаемый смысл, в котором мы обретаем самих себя. Мария С юных лет в обители пустынной Подвизался старец седовласый. За полвека помыслом бесчинным Не покинул монастырь ни разу. Дни текли, как облака, неспешно. И смиренный инок богомольный, Нрав усердно исправляя грешный, Был смущаем думой своевольной: «Я молился Богу без сомнений, Но душою снова неспокоен. И хотя чудесных откровений Был не раз от Бога удостоен, Но... Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков Русская детская писательница Анна Борисовна Хвольфсон (1868 – 1934) ввела в детскую литературу персонажей Мурзилку и Незнайку. Истории о маленьких лесных жителях, вошедшие в эту книгу, оказали бесспорное влияние на Н.Н. Носова, создателя прекрасных произведений о Незнайке и его друзьях. Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/page/18/

СКАЗАНИЕ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО В ДОМЕ ПРЕСВЯТОЙ И ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ И КАК ЗАСТУПНИЧЕСТВОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПО МОЛИТВАМ ВЕЛИКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ СЕРГИЯ И НИКОНА ИЗБАВЛЕНА БЫЛА ЭТА ОБИТЕЛЬ ОТ ПОЛЬСКИХ И ЛИТОВСКИХ ЛЮДЕЙ И РУССКИХ ИЗМЕННИКОВ, ТОГО ЖЕ КЕЛАРЯ ИНОКА АВРААМИЯ ПАЛИЦЫНА ПРЕДИСЛОВИЕ Скудость разума и невразумительность языка моего зная, долго откладывал я, не решаясь писанием известить о том, сколь преславную и великую милость для спасения благородства вашего явил нам в Великой России Бог наш, Пресвятая и Пребезначальная Троица, – о превеликом и превышающем всякое слово и разумение заступничестве Матери Слова Божия, согласно ее обещанию преподобному игумену Сергию чудотворцу, и ее неотступном от обители его пребывании, о том, от скольких зол избавил нас Господь при окружении ее множеством воинов, молитв ради великих чудотворцев, – я говорю об этом преподобном отце нашем великом чудотворце Сергии и ученике его, преподобном отце нашем Никоне чудотворце, – и о том, сколько чудес сотворил для нас Бог через угодников своих. Да и боялся я, видя недостаточность внутреннего во мне человека и будучи многою суетою смущаем во многих хлопотах, связанных с келарской службой, и из-за многих телесных недомоганий великих, бывающих у меня постоянно, к тому же и окаянство свое зная, и недостойность, и немощь любострастия. Но поскольку к старости глубокой я уже преклонился и подумал, что скоро придется мне расстаться с моим телом, то и убоялся казни раба оного, скрывшего серебро господина своего и прибыль на него не получившего, и почувствовал необходимость записать то, что слышал о бывших чудесах – кое-что же и очами своими видел, – написать о происшедшем в обители чудотворца по его молитвам и возвестить вашей любви, подобно доброму глашатаю, «чтобы преподать вам некое дарование духовное к утешению вашему». Сам я не был в обители во время осады ее польскими и литовскими людьми и русскими изменниками, пребывая в царствующем граде Москве по повелению державного князя, в доме чудотворца на Троицком подворье в Богоявленском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященнейший Владыко, Достопочтенный о Господе Брат! Преклоняясь вместе с Вами пред велиею благочестия тайною, славлю с Вами Бога являшегося во плоти, и, благодаря Вас за сие святое общение, призываю Вам от Великого Пастыреначальника обновление и умножение благодати, мира, и дней к пользе паствы и Церкви. О новокрещённом Сергии давно хочу писать к Вам: к немощи и дела должностные всегда делают меня медленным и неисправным в письмах. Он сначала испугал меня раввинскою учёностью, которая казалась ему очень важною, но в которой я не видал убедительности. Я сказал ему решительно, что ни его учености, ни его книге ничего не обещаю, а если он желает Христа и спасения, то посмотрим. Бог дал ему смириться пред сим, и я утешен был, что, по крещении его в утренние часы праздника Преподобного Сергия, в сей праздник на торжественной Литургии мог приобщить его трапезе Господней, и иметь с собою за нашею соборною трапезою, поставляемою, по обычаю нашей Лавры, в церковной трапезе. Теперь, когда смирение и ближайшее познание Христианства научило его лучше употреблять, что он знает, надобно отдать ему справедливость, что Еврейские его познания несравненно выше познаний Вашего Темкина, которому (мимоходом сказать) ни как не надлежало попускать печатать Еврейскими буквами: Родица дева, слишком грубо прегрешительно, если не неблагонамеренно. Теперь забота как бы употребить Сергия, с миром для него, и с пользою общею. Не дадите ли Вы мне мысли. А при том от него и от меня есть к Вам просьба. У него остался в вашем краю сын, которого ему хочется приобресть в Христианстве. Если писать к нему о сём пряно, то возбудится противоборство, и ему помешают. Отцу думается, что если бы сын каким-нибудь случаем попал к нам, и мог слушать отца, не быв смущаем другими, то, вероятно, покорился бы истине. Не придумаете ли Вы средства открыть сему делу путь без преткновений. Сделайте, что можете, или скажите, что могли бы мы сделать. Сим так долго уже я промедлил, что поскорее окончу письмо, и пошлю. С любовью о Господе есмь

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010