Если мы своим постом смущаем ближних – 5 советов от епископа Ионы Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему? Но какой выход – не поститься? 8 июня, 2015 Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему? Но какой выход – не поститься? Итак, Петров пост. Мы, в принципе, уже довольно много знаем о постах, различаем степень строгости Петрового и Успенского и вообще стараемся поститься «постом приятным, благоугодным Господеви…» Но вдруг (или вновь – у кого как) возникают ситуации, когда наш «благоугодный» пост почему-то вызывает ропот окружающих. «Сколько можно постничать», «так скрупулёзно поститься – это фарисейство», «ты постоянно выпрашиваешь себе послабления поста, это малодушие». Знакомо? Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему? Но какой выход – не поститься? Накопившиеся вопросы мы адресовали наместнику Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископу Обуховскому Ионе. Настраивайте ближних с пониманием относиться к вашим убеждениям – Владыка, вот мы начинаем пост, искренне намереваясь провести его со всем усердием, исполнить, по возможности, все церковные предписания, угодить Богу. Но для наших ближних это выглядит как буквоедство, фарисейство. Как поститься в этом случае, неужели прятаться? – Прежде всего, необходимо учитывать конкретную ситуацию: в каком статусе наши ближние, в каком статусе мы по отношению к ним, насколько вообще уместно проявлять излишнее рвение к посту, их тем самым обременяя. Все четыре поста даны нам не для того только, чтобы воздерживаться от пищи. Пост предполагает, прежде всего, уклонение от греха, максимальное сосредоточение, внимание к себе, и ограничение в еде является лишь средством для этого. И чтобы мы могли преуспеть в воздержании от грехов, связанных с нашей плотью, Церковь на время поста установила определенный режим питания. Конечно, его легче соблюдать, находясь в монастыре, когда готовится только постная пища, или в семье, в которой все воцерковлены и постятся.

http://pravmir.ru/esli-myi-svoim-postom-...

Поэтому будьте готовы потерпеть. Если в вашей семье не постятся, готовьте себе отдельно, покупайте постные продукты, за общим столом ешьте то, что дозволено уставом. Знаю таких людей, которые в подобной ситуации буквально сидят на хлебе и воде, но соблюдают то, что установлено Церковью. Мы знаем: всё возможно верующему. Веруйте, что сможете соблюсти пост, и всё получится.Если своим постом мы, не желая того, смущаем ближнего, что выбрать – уступить или стоять на своем? – Мы всегда выбираем между Христом и миром, который во зле лежит. Я знаю случаи, когда человек, молясь, ходя в церковь, вызывает немирность ближних. Воздерживаясь от вечеринок, от блуда и других подобных вещей, люди тоже вызывают ропот окружающих, которые над ними смеются, издеваются. Но нужно сделать выбор: вы либо со Христом, либо с миром, который во зле лежит. Каждому христианину нужно вести себя так, чтобы ближние были готовы принять, что он постится, что он делает нечто, к чему они еще не готовы. Своим добрым и терпеливым отношением необходимо подвести их к тому, что это действительно для вас важно, что вам это нужно. Родные часто заставляют постящегося нарушать пост, говоря, что так будет лучше для его здоровья, или упрекая, что придётся теперь отдельно ему готовить, но всё это банальный эгоизм и ни что иное, как чувство собственничества. Потому что в основном конфликт происходит между родителями и детьми или членами одной семьи, у которых есть мелкособственнические воззрения: как это мой родной человек имеет другие авторитеты, кроме меня? Как это мой ребенок прислушивается к другому мнению, нежели к моему, такого не может быть. Это банальный эгоизм, и потакать ему, мне кажется, не стоит. – Бывает, хозяйка, или глава семьи, или кто-либо из детей стараются не досаждать постом и не напрягать ближних, готовят и питаются отдельно, но все равно слышат в свой адрес: «Как ты со своими постами надоел/надоела». Где искать поддержку человеку, который терпит подобные упреки? – Есть в Патерике история об одном монахе, который каждый раз, как ему кто-то чем-то досаждал или говорил нечто неприятное, доставал из пояса записку, читал её и складывал обратно, после чего ходил благодушным и бодрым. Братия это заметили и заподозрили монаха в колдовстве, что у него в поясе записан какой-то заговор. Сообщили это игумену, а тот, будучи человеком мудрым, сказал: «Вы потихоньку заберите у монаха этот пояс, чтобы мы прочитали и всё беззаконие открылось». Монахи стащили пояс, принесли игумену. Он достал бумажку и прочитал вслух то, что там было написано: «Терплю ради Господа».

http://pravmir.ru/esli-myi-svoim-postom-...

Лит.: Махароблидзе Е. Еп. Иона: [Некр.]//Церк. ведомости. Сремски-Карловци, 1925. 21/22(88/89). С. 15-16; Мелетий (Заборовский), еп. Памяти преосв. Ионы, еп. Ханькоускаго//Вера и жизнь. Харбин, 1925. 6/7. С. 72-81; Поминовение преосв. еп. Ионы в Харбине//Хлеб Небесный. Харбин, 1926. 20. С. 9; Третья годовщина у могилы еп. Ионы Ханькоускаго//Там же. 1928. 11. С. 26-27; Нестор (Анисимов), архиеп. Праведники Дальнего Востока наших дней//Церк. жизнь. Белград, 1934. 1. С. 2-9; Приют им. еп. Ионы в г. Маньчжурия//Китайский благовестник. 1936. Нояб. С. 32-34; Киклович Н., прот. 19-я годовщина памяти преосв. Ионы, еп. Ханькоускаго//Хлеб Небесный. 1944. 11/12. С. 29-30; Крупенин И. Преосв. Иона, еп. Ханькоуский, † 20/7октября 1925 г.//Правосл. Русь. Джорд., 1960. 5. С. 8-9; Памяти Ионы, еп. Ханькоускаго//Там же. 2. С. 5-8; Поликарп, архим., Тереховская К. А., Будеев А. Памяти еп. Ионы: [Восп.]//ПрПуть. 1966. С. 32-41; Воросов И. Еп. Иона, как личность//Там же. С. 42-46; Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорд., 1970. С. 580; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 403-405; Ган С. Блаженной памяти еп. Ионы (7/20 окт. 1925 г.)//Правосл. Русь. 1994. 12. С. 8-9; он же. Прославление свт. Ионы Ханькоусского, в г. Чикаго//Там же. 1996. 21. С. 8-9; Акт о канонизации свт. Ионы Ханькоусского//Там же. С. 1-2; Лебедев А., прот. Дивное торжество: Прославление свт. Ионы, еп. Ханькоусского, чудотворца Маньчжурского, в г. Сан-Франциско//Там же. С. 6-8; Любите друг друга: Житие иже во святых отца нашего свт. Ионы Ханькоускаго//Там же. С. 3-5; Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: Год 1918-й. М., 1996. С. 25-26; Энеева Н. Т. Свт. Рус. Зарубежья еп. Ханькоукский Иона (Покровский)//ЕжБК. 2002. С. 268-279; она же. Свт. Рус. Зарубежья еп. Иона Ханькоуский (Покровский)//Проблемы истории Рус. зарубежья: Мат-лы и исслед. М., 2005. Вып. 1. С. 9-27; Богданова Т. А., Клементьев А. К. Письма свт. Ионы Ханькоускаго проф. СПбДА Н. Н. Глубоковскому//Правосл. путь. 2004. С. 20-46; Свт. Иона Ханькоуский: Мат-лы к жизнеописанию св. Ионы Ханькоуского//Рус. инок. Джорд., 2004. 20(183). Апр. (htpp:/www.russian-inok.org/[Электр. ресурс]; Архив еп. Ханькоуского Ионы (Покровского): Фонд Архиерейского Синода в Сремских Карловцах/Публ.: Н. Т. Энеева//Проблемы истории Рус. зарубежья: Мат-лы и исслед. М., 2005. Вып. 1. С. 317-350.

http://pravenc.ru/text/578318.html

В строго-историческом духе, с выяснением пророческого и нравоучительного смысла книги, понимала и толковала книгу пр. Ионы и древнехристианская церковь . Нет сомнения, что как чистую историю, имеющую пророчественно-прообразовательное значение, понимал книгу пр. Ионы и И. Христос, как то ясно открывается из Его слов, приведённых в Мф.12:39–42 ; Мф.16:4 и в Лк.11:29–32 52 . Отцы и учители древней христианской церкви, всегда верно понимавшие, толковавшие и раскрывавшие слова и Заповеди Своего Господа, и в отношении к книге пр. Ионы восприняли Христово понимание, внесли его в Символ веры 53 и богослужебные книги 54 , и в своих творениях развивали и раскрывали его, уже как несомненное, не затрагивая даже в своих рассуждениях о книге Ионы вопроса об её достоверности. Так по свидетельству Григория Нисского , Ефрем Сирин († 372), написал буквальное толкование на всю книгу пр. Ионы с указанием пророческого смысла её, хотя это толкование и не дошло до нас, как и многие другие его толкования 55 ; взамен этого нам осталась его «Беседа на слова второго и третьего стихов третьей главы книги Ионы»; в ней Св. Отец делает прекрасный психологический анализ всей истории Ионы с нравственными выводами из неё 56 . У Св. Иоанна Златоуста († 407), в его толковании на Евангелие от Матфея 12, 39–42 , выяснено, хотя и не особенно подробно, историко-прообразовательное и нравоучительное значение проповеди Ионы в Ниневии 57 . Зенон Веронский в своём размышлении об Ионе после краткого изложения в своём размышлении об Ионе после краткого изложения содержания книги говорит точно так же о прообразовательном и нравоучительном значении её 58 . Блаж. Иероним Стридонский († 419) вместе с множеством других толкований написал толкование и на книгу пр. Ионы. В этом толковании, при небольшом объёме его, полно и отчётливо разъяснён исторический буквальный и пророческий прообразовательный смысл книги пр.Ионы 59 . Есть толкование на книгу пр. Ионы и у Св. Кирилла Александрийского († 444) 60 . Блаж.Феодорит, еп.Кипрский († 457), точно также написал толкование на нашу книгу, которое представляет собой немногословное парафрастическое объяснение буквального исторического смысла содержания книги 61 . Только у бл.Августина Иппонийского в его письме к Астерию 62 , и из XI b. у Феофилакта, еп.Болгарскаго († около 1085), в его enarratio in Ionam proph., представляющем собой несколько видоизменённое сокращение древне-отеческих толкований, наряду с выяснением положительного смысла содержания книги пр. Ионы встречаются и некоторые рассуждения об исторической достоверности её. Рассуждения их касаются собственно чуда трёхдневного пребывания Ионы во чреве рыбы и появления и исчезновения клещевины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Преподобный Герасим Вологодский Блгв. кн. Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородский Святитель Кирилл, епископ Туровский Преподобный Поликарп архимандрит, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Никита (столпник), Переяславский Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Варлаам Хутынский Святитель Григорий, архиепископ Новгородский Святитель Лаврентий, епископ Туровский, в Ближних пещерах Святитель Мартирий, епископ Новгородский Княжение великих и удельных князей указанного периода Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита, Исаакий Преподобный Сильвестр чудотворец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Макарий (постник), Печерский, в Ближних пещерах Прсподобномученик Анастасий диакон, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Анатолий затворник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофан Постник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Нектарий послушливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Марк гробокопатель, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофил (плачливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Пафнугий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Макарий, диакон Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Онуфрий (молчаливый), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Елладий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Авраамий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII XIII век Блгв. кн. Мария Владимирская (в иночестве Марфа) Всеволод III Георгиевич (Большое Гнездо) (1176 – 1212), во Владимире Святитель Иоанн, епископ Ростовский Георгий II Всеволодович (1212 – 1216) (1219 – 1238) – вторично Преподобный Авраамий Смоленский Преподобный Антоний Дымский Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Петр-Давид Муромский Блгв. кн. Феврония (Евфросиния) Муромская Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

† ок. 1098 г. Свт. Ефрем, еп. Переяславский, в киевских Ближних пещерах почивающий (28 января). † 1098, 11 августа Св. прмч. Феодор Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † 1098, 11 августа Св. прмч. Василий Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий.после 1098 г. Прп. Захария Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (24 февраля). † ранее XII в., 2 апреля Свт. Савва, архиеп. Сурожский (15 декабря – Собор Крымских святых). XI-XII вв. Прп. Марк гробокопатель, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Феофил слезоточивый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Иоанн богоугодник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Феофил другой, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XI-XII вв. Прп. Феодосии другой, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XI-XII вв. Прп. Иоанн другой, «пещерник», Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XII-XIII вв. Прп. Онуфрий молчаливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (21 июля). XII-XIII вв. Прп. Онисим затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (4 октября, 21 июля). XII-XIII вв. Прп. Елладий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (4 октября). XII-XIII вв. Прп. Авраамий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 октября). XIII в. до 1240 г. † после 1205, 29 января Свт. Игнатий, еп. Смоленский (в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1206, 19 марта Св. блгв. кнг. владимирская Мария (в иночестве Марфа). (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1212, 14 апреля Св. блгв. кн. владимирский Всеволод (в крещении Димитрий), Большое Гнездо (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1214, 17 января Свт. Иоанн, еп. Ростовский (23 мая – Собор Ростовских и Ярославских святых). † ок. 1218 г. Прп. Досифей II, игумен киево-печерский, в Дальних пещерах почивающий (28 августа – Собор Дальних пещер).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

(19) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Казань [Электронный ресурс]//Новости Казанской епархии/Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане»: сайт. - URL: (дата обращения: 24.01.2018) (20) Аликин Д. В день апостолов Петра и Павла митрополит Анастасий освятил храм на малой родине Гавриила Державина [Электронный ресурс]//Православное Закамье: сайт. - URL: (дата обращения: 24.01.2018) (21) Святейший Патриарх Кирилл принял участие в открытии памятника Г.Р. Державину на малой родине поэта [Электронный ресурс]//Церковь и культура/Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата): сайт. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4567724.html (дата обращения: 24.01.2018) (22) Гареев К. Бюст Гавриила Державина торжественно открыли в селе Каипы [Электронный ресурс]//Казанский федеральный университет: сайт. - URL: http://kpfu.ru/derzhavin-241896.html (дата обращения: 24.01.2018) (23) Патриарх Кирилл посетил Казанское епархиальное управление [Электронный ресурс]//Новости Казанской епархии/Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане»: сайт. - URL: доступа: (дата обращения: 24.01.2018) (24) Святейший Патриарх Кирилл посетил Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь [Электронный ресурс]//Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане»: сайт. - URL: (дата обращения: 24.01.2018) (25) См.: Святейший Патриарх Кирилл посетил Свияжск [Электронный ресурс]//Епархии и Экзархаты/Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата): сайт. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4568837.html (дата обращения: 24.01.2018) (26) См., например: Святейший Патриарх Кирилл совершил вечернее богослужение в Свияжском монастыре [Электронный ресурс]///Служение//Патриарх/Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата): сайт. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4568223.html (дата обращения: 24.01.2018)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

М.: «Паломник», 2011. В 3 томах. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Паисий Святогорец, прп. Слова. В 4 томах. М.: Изд. Дом «Святая гора», 2000-2005. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве//Интернет-сайт «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003. Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. Положение о монастырях и монашествующих//Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Примерный Устав мужского монастыря//Интернет-сайт « Мужской монастырь " Крестовая Пустынь " , поселок Солох-Аул. Официальный сайт монастыря» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Филипп Симонов, архим. Монах в миру//Интернет-сайт «Правмир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Иаков (Савельев), иерод. О выборе духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь//Интернет-сайт «Богослов.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа:                 См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 5.2//Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: (дата доступа: 16.01.23).               См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 5.2//Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: (дата доступа: 16.01.23).               См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 5.2//Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: (дата доступа: 16.01.23).               Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 94. С. 60.               См.: Иаков (Савельев), иерод. О выборе духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь//Интернет-сайт «Богослов.ру» [Электронный ресурс]. URL: (дата доступа: 16.01.23).               Положение о монастырях и монашествующих.

http://bogoslov.ru/article/6177286

Пророк Иона, сын Амафии, родился в Гефаховере Галилейском (около будущего Назарета). Пророчествовал во второй половине VIII века до Р.Х. в Ниневии, столице Ассирии. Предполагают, что он был младшим современником и учеником пророка Елисея. Гробницу Ионы показывают в деревне Эль-Мешхад на месте древнего Гефаховера. Книга пророка Ионы не содержит обычных проповедей, обращенных к евреям, но повествует о посольстве Ионы в языческую Ниневию. Поначалу Иона не хотел идти к чужеземцам с проповедью, куда послал его Господь, и взял в Ияффе корабль, направлявшийся в город Фарейс (в Испании). Господь, чтобы вразумить пророка, воздвиг на море сильнейшую бурю, от которой корабль Ионы стал тонуть. Испуганные моряки узнали, что причиной такой невиданной бури является непослушание Ионы, и выбросили его за борт корабля, желая этим остановить гнев Божий. Действительно, буря утихла, Иона же был проглочен огромной рыбой . Пробыв в рыбе около трех дней, Иона глубоко покаялся в своем непослушании и стал молить Бога его помиловать. Тогда Господь повелел рыбе выбросить Иону на сушу, и пророк оказался на берегу около Бейрута. Вразумленный такими происшествиями, пророк беспрекословно пошел в Ниневию с проповедью обличения и предсказания скорого наказания городу. Ниневитяне поверили пророку и, наложив на себя и на домашних животных строжайший пост, глубоко раскаялись. Господь смилостивился над Ниневией и отвратил Свое наказание. Так спаслось от гибели более четверти миллиона человек. Со временем Ниневия стала столицей могущественного и воинственного государства. Книга пророка Ионы на ярком примере показывает любовь Божию ко всем людям, независимо от их национальности. Господь Иисус Христос напоминал иудеям о чуде пророка Ионы и укорял их в том, что ниневитяне покаялись от проповеди Ионы, а они не хотят каяться, хотя среди них находится пророк больше Ионы. На чудо пребывания Ионы во чреве кита три дня и три ночи Господь указывал, как на прообраз своего трехдневного погребения и воскресения (см. Мф. 12, 3941). Молитва пророка Ионы в чреве кита, помещенная в конце второй главы его книги, служит образцом для ирмосов 6 песни канонов утрени. Молитва Ионы начинается словами: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой (Иона. 2, 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1886...

Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его, яко покаяшася проповедию Иониною; и се боле Ионы зде ( Мф.12:38–40 , ср.16:4; Лк.11:29, 30 ). Так определил пророческий смысл и значение истории пр. Ионы Сам Иисус Христос в Своём ответе книжникам и фарисеям, требовавшим от Него знамения Его Мессианского достоинства. В этих словах И. Христа, для Которого и о Котором весь закон и пророки, указаны исходный и конечный пункты пророческого смысла книги пр.Ионы. Так всегда понимала это и церковь христианская в лице своих Отцов и учителей, которые в объяснение этого смысла книги Ионы всегда ссылались на приведённые сейчас слова Спасителя, не углубляясь в дальнейшее их развитие, обоснование и разъяснение 450 . Но это-то последнее обстоятельство и было причиной того, что люди, не стоящие на высоте отеческого понимания божественных вещей, хотя и желающие стоять на истинно-православной точке зрения, не вникнув глубоко в смысл слов Христовых, ограничили пророчественно-прообразовательный смысл и значение книги пр.Ионы лишь тем, что прямо и непосредственно даётся этими словами Спасителя, или, точнее, даже только первой их половиной. Сюда принадлежат не только те в простоте сердца верующие, богословы и не богословы, которые всё пророческое значение книги пр.Ионы видят только в том, что Иона своим трёхдневным пребыванием во чреве рыбы прообразовал трёхдневное пребывание Спасителя в сердце земли, а и те западные учёные, которые, при выяснении пророческого смысла книги Ионы, что, мимоходом сказать, между ними большая редкость, не на единичный только факт из истории Богочеловека обращаем своё внимание, а и на нравоучительное значение книги пр.Ионы и для иудеев Ветхого Завета 451 . Нельзя сказать, что такое понимание пророческого смысла книги пр. Ионы несправедливо; за справедливость его говорят уже слова И.Христа, на которых оно основывается; но оно всё-таки слишком узко и поверхностно. В самом деле, если пророческий смысл книги пр.Ионы заключается лишь в том, что Иона своим трёхдневным пребыванием во чреве рыбы великой прообразовал смерть и воскресение И.Христа; то для чего всё остальное содержание книги, кроме второй главы, в которой говорится об этом чуде? Особенно это должно сказать о третьей и четвёртой главах книги, которые не имеют непосредственного отношения к рассказу о чуде: не объясняют его, не доказывают, а даже наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010