Житие и подвизи и отчасти чудес исповедание Преп. отца нашего Александра игумена Куштского чудотворца, л. 516 – 539 об. Нач. «Прииде некогда на Каменной монастырь ко игумену Дионисию юноша именем Алексий, от града нарицаемого Вологды.» Чудеса Преп. Александра Куштского (35 чудес), л. 526 об. В 10-й день и Мая в 4-й день страсть и мучение св. славного священномученика Еразма Епископа, мучену ему во граде Фирмиасе л. 540–551 об. Нач. «Во Антиохийсте граде бысть смущение христианом от Диоклитиана царя.» В 11-й день. Обхождение и мучение св. Апостола Варнавы , л. 552–559 об. Нач. «Понеже убо от схода Спаса нашего Иисуса Христа пришествия.» В той же день слово похвальное Иосифа смиренного инока св. Апостолу Варфоломею, л. 560–567 об. Нач. «Иже настоящее собравши сословие и радостотворное се уяснивый торжество.» Слово похвальное свв. Апостолам Варфоломею и Варнаве, л. 568–575. Нач. «Наста убо днесь, о празднолюбцы, священная память божественных Апостол Варфоломея же и Варнавы.» Слово о Житии отца Пануфия, л. 576–581 об. Нач. «Некоего от отец видехом отца Пануфия, мужа всякими добродетельми украшена суща.» В 12-й день. Житие и жизнь Преп. Пануфия пустынного, написано от Пафнутия мниха и отшельника, л. 582–607 об. Нач. «Во един от дний потщание сотворихом идти во внутреннюю пустыню.» В той же день слово похвально и пользы исполнено душевныя и воспомяновение подвиг великих достохвального Преп. Онуфрия Великого Египетския пустыни жителя, прочитаемо днесь на святую память его, л. 610–623. Нач. «Благословен Бог Отец, Вседержитель, Творец небу и земли.» В той же день житие и подвиги святого Петра Афонского, л. 624–651 об. Нач. «Еже святых жития и яже тех боголюбезную жизнь.» Память Преп. Петра, иже во Афонстей горе постившегося, л. 652–658. Нач. «Петр, иже во блаженней памяти, от воеводска сана быв.» В 14-й день. Память и житие св. Пророка Елисея, л. 660–665 об. Нач. «Елисей Божий пророк. Той бе от Авелмуфы, от земли Рувимля, и о сем бысть чудно.» В 15-й день. Мучение блаженных мученик Вита, Модеста и Крестанция, л. 666–677 об. Нач. «Во время Диоклитиана и Антония зловерныма царема.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

189 Erasmi Declarationum ad censuram Facultatis Parisiensis tit. XI, declaratio 36, – opp. tom. 9, pag. 700. Idem Fabricii Cod. Apocr. Novi testam. tom. 3, part. 2, pag. 357. Надобно заметить, что Руфиново «Изъяснение апостольского символа» во времена Еразма приписывалось еще св. Киприану Карфагенскому . 190 «Sicut пес ultimam particulam: et vitam venturi saeculi, attingit quisquam horum (veterum patrum), nes ad sanctam ecclesiam addant catholicam», etc. Apud Fabricium loco citato pag. 355. 191 Auctoritate publica ornatam. Libri Symbol. Eccl. Cathol. tom. 1, Proleg. pag. XIII, edit. Gottingae 1838. 192 Guilielmi Durandi Rationale Divinorum Officiorum, lib. 4, cap. de symbolo. Idem Fabricii Cod. Apocr. novi testam. tom. 3, p. 2, pag. 346 et 347. 193 Vide Rational. Div. Offic. lib 8, cap. 9. Cf. Cave Hist. Litter, pag. 652, – Gulielmus Durantes. 195 В самом разсуждении, между прочим, сказано, что Ефесский вселенский собор был три года тому назад, – ante triennium, – Commonit. num. 29, col. 678. В подлинном тексте сочинение это можно найти у Миня , Patrolog. Curs. Compl. tom. 50, col. 637–686, где оно перепечатано из Галландовой Библиотеки древних Отцев по изданию Балюзия под заглавием: S. Vincentii Lirinensis Commonitorium primum, sev tractatus Peregrini pro catholicae fidei antiquitate et universitate adversus profanes omnium haereticorum novitates. Довольно удовлетворительно, хотя не без значительных ошибок, переведено оно и на русский язык и издано г. J. Н. в Казани, в 1863 году. Надеемся, что читатель не будет много сетовать на нас за то, что мы приводим его здесь с пропусками, которые и обозначаем точками. Мы пропускаем только такого рода места, в которых автор, увлекаясь своим даром слова и запасом исторических примеров, вдается в более или менее длинные отступления от изложения главной мысли сочинения. 196 Псевдоним автора. Геннадий Марсельский в книге de Viris Illustribus, cap. 64, говорит: «Викентий, пресвитер монастыря на Лиринском острове,.. сочинил весьма основательное разсуждение,.. которое, скрыв свое имя, издал под именем (titulavit) Перегрина». Имя Перегрин значит: странник, – временный посетитель земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

20 февраля Святителя Льва, епископа Катанскаго († ок. 780) Святых преподобномученик Корнилия, игумена Псково-Печерскаго, и ученика его Вассиана-муромца Преподобнаго Агафона, в Дальних пещерах noчubaющaro (XII–XIV). 21 февраля Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Козельщанския» (1881) Преподобнаго Тимофея, иже в Символех (†795), и святителя Евстафия, архиепископа Антиохийскаго (†337) 23 февраля Святаго священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго (†167) Преподобнаго Поликарпа Брянскаго (†1620 или 1621) 24 февраля Святаго пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (nepboe [IV] обретение честной главы) Преподобнаго Еразма, в Ближних пещерах почивающаго († ок. 1160) 27 февраля Преподобнаго Прокопия Декаполита, Исповедника († ок. 750) Преподобнаго Тита пресвитера, в Ближних пещерах почивающаго (†1190) Преподобнаго Тита, бывшаго воина, в Дальних пещерах noчubaющaro (XIV) 28 февраля Преподобнаго Василия Исповедника († ок. 750) Святаго блаженнаго Николая Саллоса, Христа ради юродиваго, Псковскаго (†1576) 2 марта Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Державная» (1917) Святаго священномученика Феодота, епископа Киринейскаго († ок. 326) Святителя Арсения, епископа Тверскаго (†1409) 4 марта Преподобнаго Герасима, иже на Иордане (†475) Святаго благовернаго князя Даниила Московскаго (†1303) Преподобнаго Герасима Вологодскаго (†1178) Святаго благовернаго князя Вячеслава Чешскаго (пренесение мощей, 938) (службу зри 28 сентября) 5 марта Святаго мученика Конона Исаврийскаго (I) Святаго преподобномученика Адриана Пошехонскаго, Ярославскаго (†1550) Святых благоверных князей Феодора Смоленскаго и чад его, Давида и Константина Ярославских (обретение мощей, 1463) (службу зри 19 сентября) 6 марта Святых мученик 42х амморийских: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Васоя, Каллиста и прочих с ними († ок. 845) Икон Божия Матере, именуемых: «Благодатное Небо» (XIV), Ченстоховская (I), Шестоковская (XVIII)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Группируя жития по характеру героев, отметим: – Жития подвижников во славу Церкви и создателей монастырей (Александр Свирский, Варлаам Хутынский, Авраамий Ростовский, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.); – Жития иерархов Русской Церкви – митрополитов (Алексия, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа); – Жития юродивых (Василия Блаженного, Иоанна Устюжского, Михаила Клопского и др.). Из княжеских Житий наиболее известны Жития Александра Невского, Бориса и Глеба, князя Владимира, Дмитрия Донского и др. Женских Житий в русской агиографии мало: Анны Кашинской, Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, Иулиании Вяземской, Иулиании Осорьиной, княгини Ольги. Не обошло стороной и влияние на житийную литературу легендарно-сказочных мотивов. Местные предания иногда столь сильно влияют на авторов, что к Житиям созданные ими произведения могут относиться только потому, что герои их признаны Церковью святыми и в заглавии их может фигурировать термин «Житие», тогда как по литературному характеру это ярко выраженные сюжетно-повествовательные произведения. Это «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, «Повесть о Петре, царевиче Ордынском», «Повесть о Меркурии Смоленском». В XVII веке на Русском Севере возникают Жития, полностью основанные на местных легендах о чудесах, происходящих от останков людей, жизненный путь которых с подвигами во славу Церкви не связан, но необычен – они страдальцы в жизни. Артемий Веркольский – мальчик, погибший от грозы во время работы в поле, Иоанн и Логгин Яренские – то ли поморы, то ли монахи, погибшие в море и найденные жителями Яренги на льду, Варлаам Керетский – священник села Кереть, убивший жену, наложивший сам на себя за это тяжкие испытания и прощенный Богом. Только древнерусское Житие дает нам возможность наблюдать личную жизнь в Древней Руси, хотя и возведенную к идеалу, переработанную в тип, с которого корректный агиограф старался стряхнуть все мелочные конкретные случайности личного существования. Нередко это и своеобразная местная летопись глухого уголка, не оставившего по себе следа ни в общей летописи, ни даже в какой-либо грамоте. Такие записи чудес иногда велись по поручению игумена и братии особыми на то назначенными лицами, с опросом исцеленных и свидетельскими показаниями, с прописанием обстоятельств дела, являясь скорее деловыми документами, книгами форменных протоколов, чем литературными произведениями. Несмотря на это, в них иногда ярко отражается быт местного мирка, притекавшего к могиле или ко гробу святого со своими нуждами и болезнями, семейными непорядками и общественными неурядицами.

http://pravoslavie.ru/119869.html

11 В приделе св. Еразма помещены современные мозаичные изображения святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, крестителя Руси (прим. ред.). 12 В приделе св. Вячеслава находятся современные мозаичные изображения свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия Солунских, учителей Словенских (прим. ред.). 14 О падении Симона-волхва, по молитвам св. апостола Петра, подробно сказано в описании церкви во имя Божией Матери «Новой» (см. 36). 15 Папы III в. и начала IV в., кроме троих, погребены были в Каллистовых катакомбах (см. 18). С торжеством Церкви при Константине обычай погребать пап в катакомбах прекратился; их стали погребать, начиная с папы Сильвестра, на поверхности земли, преимущественно же – в церквях. (В 1941 г. папа Пий XII повелел провести раскопки в гротах, и здесь нашли древнюю гробницу апостола с греческой надписью «Петр здесь»; к сожалению, рака оказалась пустой. Несколько лет позже вблизи от этой раки обнаружили стену с граффити, за которой скрывалась погребальная мраморная ниша и другая рака, на сей раз с мощами св. апостола Петра – вероятно, они были перенесены из места первоначального погребения из-за его заболоченности – прим. ред.). 16 Из вновь устроенных в крипте собора приделов можно назвать капеллу во имя Ченстоховской иконы Божией Матери (прим. ред.). 17 Мозаика, исполненная по рисунку Джотто, изначально украшала древнюю Константиновскую базилику (прим. ред.). 18 Сейчас историками единодушно считается, что св. апостол Петр был распят в цирке Нерона у Ватиканского холма (прим. ред.). 20 В середине XX века здесь вырос новый городской квартал EUR, a вместо скромной первоначальной церкви появилась современная монументальная базилика свв. апостолов Петра и Павла (прим. ред.). 23 Сень находится под большим готическим балдахином, сооруженным Арнольфо ди Камбио в 1285 г. (прим. ред.). 24 К интересным деталям интерьера базилики следует отнести малахитовую облицовку алтарей в трансепте, пожертвованную российским императором Николаем I, a также расположенные над колоннами 263 медальона с образами всех римских пап, включая и нынешнего. Необыкновенно красив не тронутый пожаром 1823 г. старинный монастырский двор, с его двойной колоннадой, поверху которой пущен мозаичный пояс (прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел же, приняв обоих мужей, посланных с письмом, месяца мая 20, был рад и благодарил Господа Иисуса Христа. Отплыв же от Мелита, направился он уже не в Африку, в страны Италийские, а к Сицилии. Вошел в Сиракузы, и с двумя мужами, посланными к нему из Рима, оттуда отплыв, прибыл в Калабрийскую Ригию. Из Ригии прибыл в Мессану и поставил здесь епископа по имени Вакхул. Выйдя же из Мессаны, доплыл до Дидима и пробыл здесь одну ночь. Отплыв оттуда, прибыл в Путеол в понедельник. Диоскор же Навклир, доставивший его в Сиракузы, был с Павлом, потому что тот его сына избавил от смерти. Оставив же свой корабль в Сиракузах, пошел Павел в Путеол. Нашлись тут некоторые из учеников Петра, которые приняли Павла и просили его, чтобы побыл у них. И пробыл он здесь неделю, скрываемый из-за запрета кесаря. Все же начальники той местности караулили, чтобы убить Павла. Диоскор же Навклир, также лысый, облачился в одежду моряка и, набравшись смелости, в первый день вошел в город Путеол. Бывшие там князья, подумав, что это Павел, схватили и обезглавили его, и послали кесарю его голову. Кесарь, вызвав старейшин иудейских, сообщил им это, говоря: «Радуйтесь со мной великой радостью, потому что Павел, враг ваш, обезглавлен» – и показал им его голову. Исполнились они в тот день великой радости, то есть четырнадцатого июля месяца, и стало известно всем иудеям, что Павел умер. Павел же, будучи в Путеоле, услышав, что Диоскор был обезглавлен, опечалился великой печалью и, возведя к небу свои глаза, сказал: «Господи Боже Вседержитель, являющийся мне на всяком месте, куда бы я ни шел! Ради единородного Слова Господа нашего Иисуса Христа накажи этот город, выведя из него всех веровавших в Бога и следовавших его словам». Сказал Павел: «Идите за мной». И, выйдя из города с веровавшими словам Божиим, пришли они на место, называемое Байи. И, подняв глаза, все увидели этот город на берегу моря затопленным примерно на одну сажень, и до сегодняшнего дня остается он здесь в море как напоминание. Выйдя из Байи, пришли они в Гаиту, и здесь учил он словам Божиим. И пробыл он здесь три дня в доме Еразма, которого прислал Петр из Рима учить Евангелию Божию. Выйдя же из Гаиты, пришел Павел в городок, называемый Тарракина, и пробыл там семь дней в доме диакона Кесаря, которого поставил Петр. Оттуда по реке прибыл в местность, называемую Три Таверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В День Святаго Духа Канон Божественному и покланяемому Пресвятому Духу Параклиту (творение инока преподобнаго Максима Грека Святогорца) Июнь Минея за июнь (оцифрованный текст) 1 июня Святаго мученика Иустина Философа (†166) и другаго мученика Иустина и иже с ним святых мученик Харитона, Евелписта, Иеракса, Пеона, Валериана, Иуста и Хариты (†166) Преподобнаго Дионисия Глушицкаго (†1437) Преподобнаго Агапита Печерскаго, врача безмезднаго, в Ближних пещерах почивающаго († не позднее 1095) 2 июня Святителя Никифора, Патриарха Константиня града, исповедника (†828) Святаго великомученика Иоанна Новаго Сочавскаго († ок. 1330–1340) Святыя благоверныя княгини Иулиании Новоторжския (обретение мощей, 1819; †1406; службу зри 21 декабря) Святаго священномученика Еразма Oxpuдckaro (IV) 3 июня Святаго мученика Лукиллиана и иже с ним святых мученик Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы († ок. 270–275) Святаго благовернаго царевича Димитрия (пренесение честных мощей из Углеча в Москву, 1606) Сретение в Вологде образа преподобнаго Димитрия Прилуцкаго (1503) 4 июня Святителя Митрофана, Патриарха Константиня града († ок. 326) Святых праведных Марфы u Mapuu (I), сестер праведнаго Лазаря Преподобнаго Мефодия, игумена Пешношскаго (†1392; службу зри 14 июня) 5 июня Святаго священномученика Дорофея, епископа Тирскаго († ок. 362) Святаго благовернаго князя Феодора Ярославича (†1233), брата святаго благовернаго князя Александра Невскаго Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских (обретение мощей, 1599; †1561) Преподобнаго Петра Коришскаго († ок. 1275) Святаго благовернаго князя Киевскаго Игоря, Черниговскаго чудотворца (пренесение мощей, 1150; †1147; службу зри 19 сентября) Святителя Константина, митрополита Киевскаго (†1159) 6 июня Преподобнаго Виссариона чудотворца Египетскаго (IV–V) и преподобнаго Илариона Новаго, обители Далматския (†845) Преподобнаго Паисия Углечскаго (†1504) Святителя Ионы, епископа Великопермскаго (†1470; службу зри 29 января) Преподобнаго Ионы Клименецкаго, Олонецкаго (†1534)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

809 ...в мсто, еже нын зовомо Старая Рязань... – В 1237 г. во время Батыева нашествия столица Рязанского княжества – город Рязань – был разгромлен. В середине XIV в. столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, который в 1778 г. был переименован в Рязань. В настоящее время на месте Старой Рязани, на высоком берегу реки Оки, в пятидесяти километрах юго-восточнее современного города Рязани, находится городище. 810 Князь же рязанский Олег... – В истории Рязани было два князя с этим именем: Олег Игоревич, который правил в Рязани в 1252–1258 гг., и Олег Иванович (1350–1402). 811 ...тако пребысть мурамская епископья в Рязани; нарицает же ся и по днесь Борисоглбская. – Рязанская епископия была учреждена в начале XIII в. и находилась всегда в Рязани. Епископской кафедры в Муроме, откуда якобы Василий был изгнан, на самом деле никогда не было. Муром входил в Рязанскую епископию до 1764 г., когда был переведен во владимирскую епархию. Борисо-Глебский собор был выстроен в Старой Рязани еще в XII в. (очевидно, в 1112–1115 гг.), что позднее и послужило отчасти основанием назвать рязанскую епархию – Борисоглебской. Ни в одном историческом источнике не упоминается о существовании в самом Муроме Борисо-Глебской церкви. Известен только Борисо-Глебский монастырь, находившийся в семнадцати км от города. 814 ...овогда бо оброки дающе сребром, овогда же ямская собраниа... – К середине XVI в. в России денежный оброк был наиболее обременительной формой ренты, размеры которой все возрастали. Ямская повинность была основным налогом, который поступал в царскую казну. В Русском государстве существовала ямская повинность тяглового сельского и городского населения по обеспечению перевозок администрации, послов, государственных грузов. Ямская повинность была в деньгах и в натуральной форме. По мнению Ермолая, ямскую повинность должны были бы нести те городские жители, которые занимаются торговлей. 815 ...егда б Иосиф вь Египте, строяше все Фараона-царя бытие... И емляше у жнущих жита пятую часть... Иосиф бо, пишется, продан бысть в Египет на тридесять сребреник во образ Господень. – Иосиф, сын Иакова от Рахили, согласно Библии, был продан братьями в рабство за двадцать серебреников ( Быт. 37, 28 ; Ермолай, видимо, по ошибке назвал тридцать серебреников). Впоследствии Иосиф по поручению фараона стал фактическим правителем Египта ( Быт. 41 ). Ермолай, предлагая ввести натуральную ренту для крестьян в одну пятую часть урожая, как на образец ссылается на библейский рассказ об Иосифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всё это имеет принципиальное значение для адекватного понимания и контроверз между Транквиллионом и его критиками, и религиозных конфликтов, отметивших и русский, и украинско-белорусский XVII в. Как та же самая тема и те же самые экзегетические вопросы звучали в других текстах Московской Руси – вопрос, который когда-нибудь подвергнется-таки глубокому и систематическому изучению. Пока же до этого очень далеко, хотя существует очень много источников, подлежащих изучению. Вот хотя бы пример из сочинений Максима Грека : «Первый грех, как свидетельствует Священное Писание , есть преступление первозданного Адама, за которое он был изгнан из рая, подпал смерти и тлению и был осужден в поте лица своего снедать хлеб свой. Таким образом, в естестве человеческом первый грех есть, и признается таковым преступление Адама, чрез которое и смерть вошла в мир завистию дьявольскою, как говорит Премудрость Божия чрез премудрого Соломона...» 373 Судя по этому фрагменту, Максим Грек осмысливал воздействие грехопадения Адама на человеческий род уже «по-августиновски», и в этом легко увидеть результат его длительного пребывания в католической среде. Как та же тема выражена в других сочинениях Максима Грека ? A у Зиновия Отенского ? У Ермолая-Еразма? У прп. Иосифа Волоцкого ? У старца Артемия? Как она звучит в текстах, вошедших в великие Четьи Минеи? Как, наконец, звучит в переписывавшихся на Руси и очень многочисленных сочинениях св. Иоанна Златоуста 374 , других представителей византийской патристики и – особенно! – в богослужебных текстах? Все эти вопросы должны составить agenda будущих исследований. Пока же лишь констатируем, что подход у московского оппонента Транквиллиона (как и у Максима Грека ) таков, что он позволяет поставить самые коренные, ключевые вопросы христианского мировоззрения – те, на которые должны были ответить не только богословы, но и рядовые священники, чтобы уметь объяснить их пастве. И я имею в виду не столько теологическую, экзегетическую сторону дела, a именно культурно-историческую. Иначе говоря: какое влияние на приходскую культуру России и Украины (и Белоруссии), на их «переживаемое христианство » 375 оказывала та или иная интерпретация приведенной фразы из Послания апостола Павла к Римлянам?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Предание повествует, что жители Старой Рязани перед самим появлением там святителя Василия собрались в храм к вечернему богослужению. Диакон, выйдя из алтаря на амвон, вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко» по наитию воскликнул: «Владыко грядет, сретайте его». Тогда весь народ поспешил на берег Оки и, увидев архипастыря, плывущего на мантии святителя, принял его с великой радостью. Великий князь рязанский Олег «срети его со кресты». Недолго пришлось рязанской пастве быть под окормлением чудесно дарованного им святителя. В 1288 году, во время одного из опустошительных набегов татар, Рязань и все ее храмы были разрушены. Святитель Василий под покровом Муромской иконы Божией Матери приплыл на своей мантии по Оке и ее притоку Трубежу к церкви святых Бориса и Глеба в Переяславле Рязанском (нынешняя Рязань, в отличие от Старой Рязани). Там он основал новую епископию, и церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба с того времени стала соборной. 3 июля 1295 года (по рукописным святцам, в 1292 г.) святитель Василий отошел ко Господу. Святое тело его было погребено в Борисоглебском соборе (при перестройках собора могила оказалась снаружи храма). Житие святителя Василия, епископа Рязанского, помещено в Прологе под 21 мая вместе с житием Муромских чудотворцев благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора, а также под 21 апреля — в день празднования чудотворной Муромской иконы Божией Матери. Сказание, или Повесть, о святителе Василии в составе Жития князя Константина и чад его Михаила и Феодора известно в трех редакциях: пространной, средней и сокращенной. Известны и самостоятельные списки Сказания, или Повести, о святителе Василии, восходящие к XVI веку. Автором Повести считают Ермолая Прегрешного (в иночестве Еразма) — протопопа московской церкви Спаса-на-Бору, который собрал сведения о святителе Василии в Муроме в том виде, как хранила их память народная. Известно, что автор повести был близок к кругу митрополита Московского Макария († 1563; память 31 декабря/13 января) — собирателя житий русских святых. Повесть о святителе Василии предназначалась для царя Иоанна Грозного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010