( < < back 1) ( < < back 2) битва происходила в 1066 г. на реке Альте; Альта — приток Трубежа, впадающего ниже Киева в Днепр с левой, московской стороны. ( < < back 1) ( < < back 2) 1068 г. ( < < back) 1067 г. ( < < back) начале мая 1069 г. ( < < back) был захвачен в плен путем нарушения крестного целования. Быть может прп. Антоний открыто обличал за это Изяслава, а последний мог в этих обличениях видеть причину возмущения киевлян. ( < < back) прп. Исаакия 14 февраля. ( < < back) скрыть местопребывание прп. Антония от Изяслава, который мог потребовать его выдачи. ( < < back) на Болдиных горах или Болдинский, в настоящее время Успенский Елецкий. Летописец не называет прямо прп. Антония основателем этого монастыря, и можно думать, что он построен учениками преподобного при его пещере. ( < < back) ( < < back) Строителю-Богу. ( < < back) молитва прп. Антония была подобна молитве судии израильского Гедеона (Суд.6:36–40). ( < < back) некогда св. пророк Илия (3 Цар.18:36–39). ( < < back) это помещено в Минеи-Четьи под 14 числом августа месяца. ( < < back) святом Иерусалиме, великом граде, нисшедшем с неба (Откр.21:10). ( < < back) местность в Царьграде. ( < < back) об этом явлении Богородицы см. под 14 числом августа месяца в сказании о создании печерской церкви. ( < < back) киевский 1073–1075 гг. ( < < back) при его преемнике Muxauлe VII Дуке, царствование которого падает на 1074–1078 гг. ( < < back) ( < < back) ( < < back) его совершается Церковью 18 июля. ( < < back) это сказание в Минеи-Четьи под 14 числом августа месяца. ( < < back) Еразм полагал, что лучше бы было это золото раздать нищим. Обуреваемый такими сомнениями он впал в отчаяние и стал жить беспечно; в такой жизни его и настиг лютый предсмертный недуг. ( < < back) блаженного Еразма 24 февраля. ( < < back) Страдание святого мученика Аполлония Сарды или Сардис находился в Лидии на левом берегу реки Гермоса. Он упоминается в Апокалипсисе в числе семи малоазийских городов, о которых св. Апостол Иоанн Богослов, живя в Ефесе, имел особое попечение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

III. Пр. Моисея белозерского XV в. 209. Пр. Поликарпа брянского, † 1449 г. По Св. 54, 338, 382, 1621 и др. Мощи под спудом в Брянском спасском храме. Сокольской иконы Божией Матери в Сокольском мужском монастыре Полтавской епархии. Прославилась с 1731 г. См. Слава Пресв. Владычицы. IV. Св. Аделфия еп. 1621. 51 (известен Аделфий еп. в Онифисе в Делте египетской, изгнанный арианами; в прологе о нем ныне сказание; в Деян. св. 21 мая). V. Фомы патриарха. Екл. (мар. 21). Ригина , еп. скопельского. 1621 (25 февр. М. Гр.) Евфросина повара. Мак. 1621. 51 (11 сент.) 24 I. Первое и второе обретение честные главы св. и славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна . Первое было в 4 веке, второе в 542 году 24 февраля. Все (кроме Аркад.). М. 11 и 12 в. По М. 181 канон I. монаха, другой Германа, стихира Льва митрополита сардийского; нет ее в печатных минеях. По М. 153 канон Феодора Студита одно заглавие, начало и все продолжение утрачено. У нас канон неизвестного, может быть Феодора Студита . Служба. (Б. мР. В. А. У. Н. Н. Р. 24 февр. первое обретение, а второе Н. Р. 29 авг.). Пр. Еразма печерского Ч. Минея от Патерика. Львов. 15. (Патерик 25 февр). Мощи в Антониевой пещере. III. Обретение мощей князя Романа углецкого. 516. (3 февр.). IV. Священномуч. Маврикия иерея (?).Филим. Илариона , еп. кизического. 51. (Есть Емилиан, еп. кизический 8 августа). Софрония пресвитера. Син. 2 (патриарх 11 марта?). V. Ригина , еп. скопельского. Вас. (М. Гр. 25). Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана . Петр. 239. Сирм. (23 февр.) Третие обретение главы Иоанна Предтечи. Вас. М. Нан. (25 мая). Пр. Петра , дивного в чудесех. Филим. (1 февр.) Фомы патриарха. Филим. (21 мар.) 25 I. Св. Тарасия , архиепископа константинопольского, † 806. Вас. Иер. Вал. Флор. 1. Сир. Мст. и другие. М. Р. †. М. 11 и 12 в. канон Игнатия по М. 181. Служба. В Печ. греч. минеях канон другой – в Богородичных Георгия. II. Священномуч. Ригина , еп. скопельского, † ок. 355. Петр. Охр. 1295. (1621 февр. 23. Вас. 24 февр. Хлуд. 144 окт. 18. 239 окт. 17. Скопел – остров на егейском море – ныне Дрома).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Муч. Антония на жаровне. Петр. 1295. Феодора Христа ради юродивого. Петр. Охр. 1295. (Еклог. 26 февр. κολοκασον. Мак. 27 февр. 1621 февр. 21). IV. Пр. Пафнутия кефалас; 80 лет в одной ризе пребыл. ДоМак. Мак. Мил. Современник Антония В. Marin. Les vies des peres II. 521. Св. Евгения . Син. 1. V. Александра в Дризипаре. Вас. Петр. Рум. и др. (13 мая). Еразма печерского. Патерик (24 февр.) Ипатия , еп. гангрского. 1295. и др. (31 марта.) Асклепия и Иакова . Петр. Мед. (27 февр.) Св. Поликарпа , еп. смирнского. Муз. 13 (23 февр.) Маркелла еп. М. Гр. Екл. Петр. 1295. Охр. (14 авг.) 26 I. Св. Порфирия , еп. газского, † 421 г. Неап. Син. 1. Вас. Иер. Кал. Мст. и другие †. М. 11 и 12 в. МКр. Канон Георгия. В М. 181 и Греч. печ. канон другой Иосифа. Служба. (Вас. имя, Сирл. 2 мар. 1621 марта 3. Готф. 22 февр. Флор. 1. Шиш. 27 февр.) Муч. Севастиана (из дружины Фотины). 1295. Киев. 1672. Мес. вс. св. (Сн. 20 марта.) II. Муч. Христодула мечем (с Фотиною). 1295 сн. 20 марта. Иоанна Калфы (зодчего), замученного турками в 1575 году в Константинополе. III. Межецкой иконы Божией Матери; явилась близь Киева в 1492 году. (См. Слава пресв. Богородицы III. 3. 107.) IV. Николы поместного или наместного. Соф. Прол. 239. κατοπινο Сирм. (247 февр. 27. 1621 февр. 28.) Посвящение Иоанна Златоустого во священника. 239. Сирм. 51 февр. 27). Макария . Екл. Антон. (27 февр.) V. Св. Стефана . Вас. Охр. Рум. (27 М. Гр.). Тарасия . Син. 1. (25 февр.). Геласия муч. Рум. 239. Сирм. (27 М. Гр.). Фотины и дружины ее. 1295 и др. (20 мар.). Феодора . Пс. 10 . 51. Екл. (М. Гр. 25.). Св. Василия . 51. 1621. (28 февр.). Свв. апостолов Евгола, Нимфа и Аверкия . LXI. (28 февр. и 22 окт.). Муч. Папия и дружины. Ев. 44. Флор. 1. (3 февр.). Варадата подвижника. Флор. Мед. Сирм. (22 февр.). Св. Александра . Св. 382. 878. (13 мая.). 27 I. Пр. Прокопия декаполита в нач. 9 века. Вас. Иер. Мст. и др. М. 11 и 12 в. М 181. Канон Феофана. Служба М. Р. (Асс. Сир. МКр. 28 февр.). Пр. Фалалея , отшельника сирийского, † ок. 460.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Он послал на него тяжкую болезнь, и больной, уже близкий к смерти, лежал немым и слепым семь дней, лишь еле дыша. В восьмой день пришла к нему вся братия и, видя страшную смерть брата, с удивлением говорила: «Горе, горе душе этого брата, что прожил он в лености и в грехах, а теперь видит что-то и метается, и не может выйти из тела». И вот блаженный Еразм, как будто никогда не болел, встал, сел и сказал им: «Отцы и братья, воистину так, как вы говорите, я грешен и не покаялся. Но ныне мне явились преп. отцы наши Антоний и Феодосий, говоря: “мы молились о тебе Господу, и даровал тебе Господь время на покаяние”. После этого видел я и Пречистую Госпожу Богородицу, как на иконе, с Сыном Ее, Христом Богом нашим на руках, и множество с Нею святых. И она сказала мне: “Еразм, за то, что ты украсил церковь Мою и возвеличил иконами, и Я украшу тебя и возвеличу славою в царствии Сына Моего нищих вы имеете на всяком месте, церковь же Мою не везде. Востав, покайся и прими великий ангельский образ, в третий же день чистым Я возьму тебя к Себе, возлюбившего благолепие Дома Моего». Сказав все это братии, блаженный Еразм начал перед всеми, не стыдясь, исповедывать грехи свои. Встав, он пошел в церковь и был пострижен в схиму. На третий же день отошел ко Господу и Матери Его, по Ее предречению. Итак, всем богопротивным ясно было явлено, что украшение церкви иконами угодно Богу и вчиняет в лики святых. Той же благодати, молитвами преп. Еразма, да сподобимся мы все, правоверные, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава с Богом Отцом и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобного отца нашего Арефы (24 октября) Ему имущество, украденное ворами, ангелы вменили в милостыню, за то, что он перенес это с благодарением Поистине, достойно и праведно всегда благодарить Бога не только за благое, но и за злоключения. Не только праведному несчастье умножает благодать, как было с Иовом, но и великого грешника переменяет и делает совершенным святым, как то явилось на этом преподобном. О нем свидетельствует так блаженный епископ Симон, бывший очевидцем его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пр. Исидоры юродивой в 4 в. Ч. М. (Мак. Шиф. 1429. М. Гр. 1 мая. См. об ней Филарета: Подвижницы восточной церкви). Блаженной Таисии , обращенной Иоанном Коловом в 5 веке. Ч. М. от алфавитного патерика. (Копт. 1425 июля 26. Отлична от Таисии, обращенной св. Пафнутием 8 окт.). Пр. Симона , первого епископа владимирского, † 1226 г. Ч. М. от печерского патерика. (Филар. Русск. св. 20 мая). Мощи в Киевских пещерах (в Антониевой пещере). II. Пр. Лаврентия в мире. 1370 (египетский инок, см. I. лествичника 4 степень, гл. 24). III. Братской иконы Божией Матери, в Киевском Братском монастыре, явилась в 1654 году. Еще празднуется ей 6 сент. IV. Обновление Богородицы нашего монастыря (неизвестного Константинопольского). Син. 715. V. Кодрата и дружины. Екл. 1370 . Шиф. Сирм. (10 мар.). Авды муч. Дом. (31 марта). Мучч. Епимаха и Гордиана . Екл. Охр. (9 мая М. Гр.). Исихия исповедника. Вас. 319. Ап. 346 (5 мар.) Ап. Тимофея . 51 (22 января). Муч. Мокия . Хлуд. 31 (11 мая). Священномуч. Еразма . Мак. житие (4 мая). Муч. Гликерии . УКр. (13 мая). Преставление Ионы , митрополита московского. Соф. служебник XV в. 568 (30 марта). Пр. Дионисия. Сийск. 1670. 201. 209 (12 мая). Св. Василия мангазейского. Слов. истор. о св. (23 марта). 11 I. Св. священномуч. Мокия при Диоклитиане, † в Византии. Конст. 42. Син. 1. Вас. Иер. Кап. Коал. 1. Кал. Флор. 1 и др. МКр. М. 11 и 12 в. Служба. Канон вероятно Льва деспота. См. Филарета. Обзор песн. стр. 289. (Хлуд. 31 мая 10. М. Р. 13 мая). Обновление Царяграда , в 330 году. Конст. Вас. Иер. Кап. Кал. 43. Нан. 1. Остр. Мст. и др. В Гр. Мин. служба. В Антон. лития на площади. Препп. Мефодия († 885) и Константина , нареченного Кирилла († 869), учителей словенских. Ч. М. В прологе 1345 одного Мефодия (Мефодия М. 12 в. успение 6 апр. со службою. Асс. Сав. Шиш. До Мак. Валах. 4 апр. Обоих Рум. 319 авг. 25. Мак. У. 1548 г. и др. 14 окт. Италогреч. 14 марта, у Чехов и Моравов и М. Р. 9 марта, у Болгар 27 июля. Сн. о Кирилле 14 февраля †). II. Муч. Диоскора нового в Смирне в Ионии. Петр. 1370. (Вас. Рум. Шиф. и др. Диоскорида. В Р. М. 10 мая за Сирлетовых, в коем 10 и 11 мая смешанны. В 51 мая 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Соч.: «Повесть о чюдеси Пречистыя Богородицы, о граде Муроме и о епископе его, како прииде на Резань»//Летописи рус. лит-ры и древностей, издаваемые Н. Тихонравовым. М., 1859. Т. 2. Разд. 3. С. 97-99; Повесть о Муромском кн. Петре и супруге его Февронии// Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 1. С. 29-52; Попов А. Н. Книга Еразма о Св. Троице//ЧОИДР. 1880. Кн. 4. С. I-XIV, 1-124; Слово к верным. Правительница (фрагменты). Слово о разсужении любви и правде и о побеждении вражде и лже (фрагменты)// Жмакин В. И. Митр. Даниил и его сочинения. М., 1881. Прил. С. 62-76; Шляпкин И. А. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного, и его сочинения//С. Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911. С. 545-568; Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма//ЛЗАК. 1926. Т. 33. С. 103-200; он же. «Повесть о Петре и Февронии» в рус. лит-ре к XVIII в.//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 429-436; Скрипиль М. О. Повесть о Петре и Февронии (тексты)//Там же. 1949. Т. 7. С. 215-256; Повесть о Петре и Февронии Муромских/Подгот. текста, вступ. ст.: М. О. Скрипиль; Примеч.: Н. И. Тотубалин//Рус. повести XV-XVI вв./Сост.: М. О. Скрипиль; Ред. текстов, ст. и примеч.: Б. А. Ларин. М.; Л., 1958. С. 108-115; Клибанов А. И. Сборник сочинений Ермолая-Еразма//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 178-207; он же. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994, 19962. С. 309-338; Повесть о Петре и Февронии/Подгот. текстов и исслед.: Р. П. Дмитриева. Л., 1979; Повесть о Петре и Февронии Муромских. Повесть о Рязанском епископе Василии. Правительница/Подгот. текстов и коммент.: Р. П. Дмитриева; Пер.: Л. А. Дмитриев и А. А. Алексеев//ПЛДР. 1984. С. 626-663, 763-768 (переизд.: БЛДР. 2000. Т. 9. С. 452-485, 561-564); Повесть о Петре и Февронии//Древнерус. княжеские жития/Сост., вступ. ст., подгот. текстов, пер. и коммент.: В. В. Кусков. М., 2001. С. 287-309, 388-389; Руди Т. Р. О гимнографическом наследии Ермолая-Еразма//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 159-215; она же. «Малая трилогия» Ермолая-Еразма//Там же. Т. 61 (в печати); Романова А. А. «Круг пасхалии, по немуже християны празднуем Пасху» Ермолая-Еразма//Там же. 2006. Т. 57. С. 671-687.

http://pravenc.ru/text/190205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРАЗМ [лат. Erasmus; греч. Ερασμος] († между 303 и 305), сщмч. (пам. зап. и греч. 2 июня; пам. РПЦ 4 мая), еп. Пострадал в г. Формии (ныне Формия, Италия). Е. впервые упоминается в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.): «Formiae in Campania Herasmi». Во время археологических раскопок под ц. св. Еразма в Формии были обнаружены остатки мартирия - прямоугольного здания с апсидой, где находилась гробница святого с граффити (ER[ASMVS]). Мартирий был воздвигнут во 2-й пол. IV в. на территории рим. загородного некрополя. Источники В 590 г. папа Римский св. Григорий I Великий в послании к еп. Багауду упоминал о мощах Е. в Формиях ( Greg. Magn. Ep. I 8//PL. 77. Col. 454). В др. послании святителя сообщается о мон-ре арх. Михаила и святых Максима, Е. и Юлианы в Неаполе, мон-рь был основан некой Александрой, «женщиной светлейшей памяти» (Ibid. X 13-14//PL. 77. Col. 1075-1076), а также о др. мон-ре сщмч. Еразма близ горы Соракт (ныне Соратте) (Ibid. I 24//PL. 77. Col. 468). По данным археологических раскопок, приблизительно в это время в ц. сщмч. Еразма в Формиях была сооружена полукруглая крипта-коридор, позволявшая подходить к подземной гробнице мученика. Из Liber Pontificalis известно, что в Риме на Целийском холме находился мон-рь во имя Еразма, где подвизался свт. Адеодат I (615-618). Став Римским папой, Адеодат расширил и перестроил мон-рь (LP. Vol. 1. P. 346). «Мученичество» «Мученичество» Е., написанное на лат. и греч. языках, содержит недостоверные сведения (ActaSS. Iun. T. 1. P. 213-216) и представляет собой типичную для италийской агиографии визант. и поствизант. периода легенду в вост. стиле. Подобные тексты, составленные в Риме или в его окрестностях, датируются VII - нач. IX в. Лат. версия «Мученичества» была известна в IX в. св. Адону , архиеп. Вьеннскому, между 1078 и 1088 гг. оно было переработано мон. Иоанном Каэтаном (впосл. папа Римский Геласий II ). В этой версии упоминается ряд вымышленных подробностей, напр. о посещении Е. Лихнида (отождествляемого с Охридом) и Смирны, а также Формийский еп. Проб, к-рый якобы похоронил тело мученика. После избрания на Папский престол Геласий II освятил в базилике св. Петра в Риме алтарь во имя Е. Существует также стихотворная обработка «Мученичества», рассказ о Е. с нек-рыми добавлениями вошел в «Золотую легенду» Иакова из Варацце. Содержание «Мученичества»

http://pravenc.ru/text/190117.html

Впоследствии попал он в руки турок, которые, жестоко мучив его в течение 40 дней, повесили в Царьграде 2 июня 1819 года. 3. Св. великомученик Иоанн Новый, Сочавский . Дворянин из Трапезунда. Ложно обвиненный неким завистливым латинянином, пострадал за Христа в 1492 году в городе Аккермане. После истязаний, причиненных Иоанну за то, что он не хотел принять персидскую веру (ибо градоначальник был ее адептом), Иоанна привязали к ногам лошади и влачили по городу. Некий злобный иудей, увидев страдальца, подскочил к нему и зарезал его. В наступившую ночь многие видели над его телом огненный столп, вокруг которого стояли три светоносных мужа. Впоследствии молдавский воевода Александр с великими почестями перенес его честное тело в город Сочава и положил его в митрополичьем храме, где и поныне оно почивает, чудодейственно избавляя людей от разных скорбей и болезней. [Благо]честно пострадал он и прославился 2 июня 1492 года 61 . 4. Священномученик Еразм Охридский . Сей святитель был родом из Антиохии и жил в правление императоров Диоклетиана и Максимиана. Крепко подвизался он на горе Ливанской и был наделен от Бога великим даром чудотворений. Как архиерей он отправился на проповедь Евангелия. Прибыв в Охрид, Еразм своей молитвой воскресил сына некоего горожанина по имени Анастас и крестил его. В ту же пору крестил Еразм и многих других язычников, а также разрушил в Охриде идольские жертвенники. За это его обвинили пред императором Максимианом, который тогда пребывал в Иллирии. Император подвел его к медному изваянию Зевса и повелел принести жертву и поклониться идолу. Святой Еразм призвал [здесь и далее в серб. букв.: сотворил. – Ред.] силу [Божию], и из идола выползла ужасная змея, перепугавшая народ. И паки святитель призвал Бога на помощь – и змея погибла. Тогда святитель проповедал Христа и крестил 20 000 душ. Разгневанный царь приказал обезглавить всех этих людей (числом 20 000), а Еразма предал тяжким мукам, после чего вверг его в темницу. Но Еразму, как некогда апостолу Петру, явился Ангел Божий и вывел его из заточения. Потом сей Божий служитель отправился в Кампанию, где проповедал людям Евангелие, после чего снова вернулся в город Гермелию, где заключился в пещеру, чтобы подвизаться в ней до смерти. Перед кончиной он трижды поклонился на Восток и, воздев руки, молился Богу, чтобы Бог простил грехи и даровал вечную жизнь всем тем, кто с верою будет призывать его [то есть святого Еразма. – Пер.] имя. По окончании молитвы он услышал голос с неба: «Да будет так, как просил ты, целебниче Мой Еразм!» Весь объятый радостью, святитель еще раз воззрел на небо и увидел нисходящий на него венец славы. Лицезрел он и сонмы Ангелов, Апостолов, пророков и мучеников, приближающихся взять его святую душу. Наконец воскликнул он: «Господи, приими дух мой!» – и почил. Было это около 303 года. Пещера с церковкой святого Еразма и поныне стоит недалеко от Охрида. И сегодня являет себя в ней великая сила Божиего угодника, священномученика Еразма 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Отреченная книга Рафли//ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 260-344; Васильева С. П. Терминологическая лексика в публицистических произведениях Ермолая-Еразма//Рус. ист. лексикология XVI-XVIII вв. Красноярск, 1983. С. 23-3; Шайкин А. А. Фольклорные традиции в «Повести о Петре и Февронии Муромских»//Фольклорные традиции в рус. и сов. лит-ре. М., 1987. С. 20-362; Антонова М. В. Творчество Ермолая-Еразма - писателя XVI в.: АКД. М., 1989; Urban W. Drei osteuropäische politische Schriftsteller des 16. Jh.: Versuch einer Vorgeschichte//Aspekte kultureller Integration: FS zu Ehren von Prof. Dr. Antonin Mšt " an/Hrsg. von K. Mácha. Münch., 1991. S. 287-300; Плюханова М. Б. Житие Петра и Февронии Муромских в культурно-ист. контексте эпохи митр. Макария//AION-Slavistica. 1993. 1. P. 171-203; Билку Р. Повесть о Петре и Февронии: Проблема соотношения фольклорных и житийных мотивов в авторском варианте произведения//Acta universitatis szegediensis de Attila Jozsef nominate. Diss. slav. Sect. Hist. litterarum. Szeged, 1997. Т. 22; Демкова Н. С. К интерпретации «Повести о Петре и Февронии»: «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма как притча// Она же. Средневек. рус. лит-ра: Поэтика, интерпретации, источники. СПб., 1997. С. 77-95; Елисеев Г. А. Споры о троичной сущности Божества в средневек. рус. богословии и влияние на них апокрифических памятников//Рус. средневековье: Об-во и церковь. М., 1997. С. 4-27; Мита А. Семантика змееборчества в «Повести о Петре и Февронии»//От Ермолая-Еразма до Михаила Булгакова: Ст. о рус. лит-ре: Сб. СПб., 1997. С. 6-17; Симонов Р. А. Об опыте измерения земельных пространств Ермолаем-Еразмом (сер. XVI в.)//Ист. источник: Человек и пространство: Тез. докл. и сообщ. науч. конф., Москва, 3-5 февр. 1997 г. М., 1997. С. 300-301; Гладкова О. В. Тема ума и разума в «Повести от жития Петра и Февронии»: (Об идейно-худож. структуре текста)//ГДРЛ. 1998. Сб. 9. С. 223-235; Неелов Е. М. Сказка и житие//Евангельский текст в рус. лит-ре XVIII-XX вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр.

http://pravenc.ru/text/190205.html

IX в.), а также в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.). В кон. VIII или 1-й пол. IX в. крипта под ц. сщмч. Еразма, служившая усыпальницей Формийских епископов, была перестроена и расширена. Однако к этому времени город пришел в упадок, население сосредоточилось в замках Мола и Кастеллоне. В 681 г. еп. Адеодат II укрылся от нападения лангобардов в близлежащей крепости Гаэта. В 787 г. еп. Кампул также пребывал в Гаэте, где с этого времени, вероятно, находилась резиденция Формийского епископа. В датированной этим годом грамоте он впервые назван епископом г. Гаэта (episcopus civitati Caietanae), однако его преемники по-прежнему именовались епископами Формийскими. В сер. IX в. Формии подверглись нападению арабов, к-рые уничтожили город. Мощи Е. были перенесены в Гаэту и положены в ц. Богоматери. Начиная с еп. Райнульфа (Рамфа) (упом. в 867), епископы носили титул Гаэтских. По свидетельству Иоанна Каэтана, мощи мученика были вновь обретены еп. Боном в 917 г. При участии правителя Доцибила II (933-954) началось строительство нового кафедрального собора во имя Богоматери и Е. Храм был освящен в 1106 г. папой Римским Пасхалием II . Впосл. собор неоднократно перестраивался, в 1148-1279 гг. была сооружена колокольня, ставшая символом города. В крипте храма под алтарем покоятся мощи Е., сщмч. Маркиана Сиракузского и др. святых. О существовании ц. сщмч. Еразма в Кастеллоне вновь упоминается в 934 г. В 1016 г. при храме находился мон-рь, переданный в сер. XI в. аббатству Монте-Кассино. Согласно грамоте капуанского герц. Иордана I (1078-1090), ошибочно датированной 1058 г. (возможно, подложной), мон-рь Е. в Кастеллоне попал под управление аббата Монте-Кассино Дезидерия (впосл. Римский папа Виктор III ). В 1491 г. Римский папа Иннокентий VIII передал мон-рь монашеской общине оливетанцев. Существующая приходская ц. сщмч. Еразма сооружена в 1538-1560 гг., после разрушения мон-ря турками (1532). В XIV в. на прирейнских землях Е. почитали в числе т. н. 14 св. помощников-целителей (Е.

http://pravenc.ru/text/190117.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010