39. Илива А . «Слово за преподобии отци в сирна събота» от Григорий Цамблак в рускота ръкописна традиция. – Старобългарска литература, 1982, кн. 12. 40. Макарий, игумен . Памятники древнерусской литературы, содержание, описание последующих дней земной жизни подвижников XV-XVI веков. – ЖМП, 1986, 11. 41. Спасский Ф . Акростихи и надписания канонов русских Миней. – Православная мысль. – Париж. 1979, вып. 7. 42. Корецкий В . Новые послания Зиновия Отенского . – ТОДРЛ, т. 25. – М.-Л., 1970. 43. Калугин Ф . Гомилетические труды инока Зиновия Отенского . – ЖМНП, 1893, 2, 5. 44. Корецкий В . Вновь найденное противоеретическое произведение Зиновия Отенского . – ТОДРЛ, т. 21. – М.-Л., 1965. 45. Инок Зиновий . Истины показание к вопросившим о новом учении. – Казань, 1863. 46. Макарий (Булгаков) . История Русской Церкви Макария, митрополита Московского. – 3-е изд. – СПб., 1888–1889. 47. Калугин Ф . Зиновий, инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения: Исследование. – СПб., 1894. 48. Muller Ph. L . Die Kritik der Protestantismus in der russisahen Theologie vom 16. bis zum 18. Jahrhundert. – Wiesbaden, 1951. Mainka R. M. Zinovij von Oten. – Roma, 1961. 49. Флоровский Г ., протоиерей . Пути русского богословия. – Париж, 1981. 50. Филарет, архиепископ Черниговский . Обзор русской духовной литературы. Кн. 1. – СПб., 1884. 51. Попов А . Послание многословное инока Зиновия по рукописи XVI века. – М., 1880. 52. Попов А . Книга Еразма о Святой Троице. – ЧОИДР, 1880, IV. 53. Яворский Ю. А . К вопросу о литературной деятельности Ермолая Еразма, писателя XVI-ro века. – Прага: «Славиа», 1929. 54. Ржига В. Ф . Литературная деятельность Ермолая Еразма. – Летопись занятий Археографической комиссии за 1923–1925 годы. Вып. 33. – Л., 1926. 55. Лихачев Д. С . Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. 56. Кусков В. В . О некоторых особенностях стиля Степенной книги. – Уральский государственный университет им. А. М. Горького. Ученые записки, вып. 28. – Свердловск, 1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

302 См.: Бычков В. В. Византийская эстетика. С. 144–165; Он же. К проблеме эстетической значимости искусства византийского региона//Зограф. 14. Београд, 1983. С. 22–26. Подробнее о художественном значении канона в древнерусской живописи см.: Флоренский П. Собр. соч. Т. I. С. 235– 240; Булгаков С. Икона и иконопочитание. С. 108–112; Он же. Православие. Париж, б. г. С. 303–304; Ouspensky L., Lossky W. Op. cit. S. 44. 308 Подробнее о культурно-исторической ситуации этого времени см.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV начала XVI века. М.; JL, 1960; Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Перв. треть XVI века. JI., 1970; Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени: Очерки политической истории России перв. трети XVI в. М., 1972; Очерки русской культуры XVI века. Ч. 2. М., 1977. 311 Этот художественный прием нередок у Максима. В его «Словах» говорят не только Христос, Богоматерь и другие персонажи «Священной истории», но и неодушевленные предметы, например амвон. 321 Буквально, исторического, аллегорического, профетического, этиологического-см. подробнее: Бычков В. В. У истоков средневековой теории знака и значения//Проблеми на теорията и историята на литературата. София, 1984. С. 239. 328 Подробнее о тенденциях и причинах отрицательного отношения к «внешней мудрости», «свободным художествам» и прежде всего к грамматике и риторике в XVI и XVII вв. см.: Успенский Б. А. Отношение к грамматике и риторике в Древней Руси (XVIXVII вв.) II Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 208–224. Следует, однако, нам отметить, что эти тенденции не были, как мы увидим, преобладающими в древнерусской культуре, особенно во втор. пол. XVI и в XVII в. 329 Издание трактата А. Поповым см.: Книга Еразма о Святой Троице//ЧОИ ДР. Кн. 4. 1880. С. 1–124. Далее цит. по этому изд. с указанием в скобках: Ер. и номер страницы. О ЕрмолаеЕразме см.: Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма//ЛЗАК. Вып. 33. Л., 1926. С. 112–147; CKII/1. С. 220–225.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Вып. 2: (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1: А–К. Л., 1989. С. 434. 10 Приходится сожалеть, что из писцов софийских Миней практически известно только имя инока Аркадия, постриженика Пафнутиево-Боровского монастыря (Игумен Макарий. Великие Макарьевские Четьи-Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси//БТ. М., 1989. Сб. 29. С. 111). 11 Крушельницкая Е. В. Автобиография и житиё в древнерусской литературе. Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските. Исследование и тексты. СПб., 1996. С. 79. Прим. 10. 12 Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма. С. 160, 164; Дмитриева Р. П. Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный)//СКиКДР. Вып. 2: (вто­рая половина XIV–XVI в.). Ч. 1: А–К. Л., 1989. С. 220; Она же. Отражение в творчестве Ермолая-Еразма его псковских связей//ТОДРЛ. Т. 42. Л., 1989. С. 280–286. 13 Лопарёв Х. Новый памятник русской литературы. С. 68; Он же. Описание Хлудовской рукописи 147//ЧОИДР. 1887. Кн. 3. С. 13. Описывая данную рукопись, Х. Лопарёв полностью воспроизвел 6–11 параграфы текста “Лето­писца” (Там же. С. 12–14). 14 Крушельницкая Е. В. Автобиография и житиё в древнерусской литературе. С. 210, 246. С. Б. Веселовский называет Доброписцева Сергия, который был списателем “Евангелия Волоцких князей, вторая половина XV в.” (Веселов­ский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 97) и получившего, таким образом, своё именование по роду занятий, как и старец Иосиф. 15 Болдинский монастырь. Из архива архитектора-реставратора П. Д. Бара­нов­ского. Т. 2. М., 2004. С. 248. 17 Архимандрит Андрей. Житие преподобного Герасима, Болдинского Чудотворца. М., 1893. С. 44. См. также: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 13: XVI век. СПб., 2005. С. 664, 665. 20 См.: Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления/Редактор издания Г. М. Прохоров. СПб., 1995. С. 180, 182, 184, 188, 190, 74. 21 См.: Труды славянской комиссии. Т. 1: Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности.

http://pravmir.ru/neopublikovannoe-proiz...

Затем В. Ф. Ржига, делая обзор творческого наследия Ермолая-Еразма, отнёс данное “Послание о составлении алфавитов” к разделу Dubia 6 . Он обратил также внимание на наличие в рукописи, с которой работали Х. Лопарёв и И. Шляпкин, кроме “Послания” и “Летописца”, также “Сказания о сложении азбук и о составлении грамот, како и когда быст и в кое время, и от которых святых отец и дивных и премудрых философов”. Последнее, как отмечает Р. П. Дмитриева, до сих пор “не опубликовано” 7 . Общая тематика всех трёх произведений позволила В. Ф. Ржиге приписать их перу одного автора, то есть старцу Иосифу. Названный книжник мало известен в историографии. Древнерусский автор говорит о себе: “По образу же мних, по роду новоградец ; от действа же калиграф” 8 . Можно предположить, что книжник родился в первой четверти XVI века, возрастая духовно и творчески при дворе Новгородского владыки, святителя Макария. Говоря в “Летописце” о “богоносивом Косме Майумском”, старец Иосиф отмечает, “яко поведа ми дивный учитель мой” 9 . Более того, можно предполагать, что святитель Макарий рукополагал его в священный сан в Великом Новгороде. Возможно, как каллиграф, он участвовал в создании Софийских Макарьевских Четьих Миней 10 . Е. В. Крушельницкая указала рукопись из собрания Исторического музея с творениями святителя Иоанна Златоуста, переписанную им в 1569 году 11 , которая могла бы стать отправной точкой в поисках его почерка в Софийских Минеях. В Великом Новгороде старец Иосиф мог общаться с макарьевскими книжниками: с волоколамским иноком Досифеем, со священниками Ильёй и Агафоном, Д. Герасимовым и В. Тучко­вым, а также и с другими. После возведения в 1542 году Новгородского владыки на митрополичью кафедру в Москве он продолжает свою просветительскую деятельность. Благодаря святителю Макарию в Москве появляются духовные писатели, подвизавшиеся до этого в Новгородской епархии. Старец Маркелл Безбородый, написав канон святителю Никите, путешествовал затем в Москву, где представил его святителю Макарию. Священник Сильвестр, автор Домостроя, очевидно, был рукоположен в священный сан в Новгороде архиепископом Макарием, а затем был священником в кремлёвском Благовещенском соборе в Москве. Василий-Варлаам был связан со Псковом, который в то время был в составе Новгородской епархии, неоднократно бывал в Москве и лично общался со Святителем. Со Псковом связаны начальные этапы жизненного пути Ермолая-Еразма 12 . В этот перечень, таким образом, необходимо внести также и имя старца Иосифа.

http://pravmir.ru/neopublikovannoe-proiz...

Книга глаголемая о святых, в: Чтения. 1887. 4. С. 55 157). Голубинский. История канонизации. С. 332. Насонов А. Из истории Псковского летописания, в: Ист. зап. 18 (1945). С. 261. Шляпкин И. Ермолай Премудрый, новый писатель эпохи Грозного, в: Сборник в честь С. Ф. Платонова (1911). С. 550, 553. Никольский Н. Еще об Еразме Прегрешном, в: Библиограф. летопись. 1 (1914); Ржига. Литературная деятельность Ермолая-Еразма, в: ЛЗАК. 33 (1926). С. 103–200; Яворский А. К вопросу о литературной деятельности Ермолая-Еразма, в: Slavia. 9 (1930/31). С. 59–80, 273–299. Шляпкин. Ук. соч. С. 555–562. Ржига. Ук. соч. С. 173–176. Там же. С. 157. Ср. главу VI; Стоглав. Гл. 100. Об этом сочинении см.: Ржига. Ук. соч. С. 193–199; кроме того, с. 152, 158, 186; частично в: Жмакин. Ук. соч. С. 69–71. Ср.: Соболевский А. Материалы и заметки по древнерусск. литературе, в: ИОРЯС. 17 (1912). С. 2, 94–96. Сошлемся на работу: Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве (1899). «Сказание» (в первый раз напечатанное в 1784 г.) содержит 86 глав, из них главы 1–6 посвящены эпохе с 1584 по 1611 г.; главы 7–58 содержат подробное повествование об осаде монастыря; последние главы, 59–86, изображают состояние всей Руси в пору Смуты. Об Авраамии см.: Кедров. Ук. соч. и он же. Авраамий Палицын как писатель, в: Рус. арх. 1886. 8; «Сказание» в: ПДП. 8 (1883). Ключевский. Жития. С. 350–351. Это сочинение, «Житие и подвиги отца нашего архимандрита Дионисия», выдержало много изданий (1-е изд. 1809) и очень популярно. «Повесть о разорении Московского государства и всея Российския земли», в: Чтения. 1881. 2 (1-е изд.). Горский. Историческое описание Св. Троице-Сергиевой лавры. 2 (1890). С. 15. Это сочинение, «Повесть и Сказание о похождении во Иерусалим и во Царьград», выдержало много изданий: 1836; 1849; в: Чтения. 1871. 1; ПДП (1882); лучшее издание в: ППС. 42. Изд. С. Долгова, во вступлении сведения об Ионе. Суханов Арсений. Проскинитарий, в: ППС (1889). О Суханове: Белокуров С. Арсений Суханов (1891).

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святые Петр и Феврония Муромские Книга о святых Петре и Февронии содержит их жизнеописание, историю их почитания, рассказ о Свято-Троицком монастыре, где покоятся мощи святых, акафист и молитвы святым Петру и Февронии. Также в качестве приложений даны: слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых Петра и Февронии, «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма, история Мурома, где прошла жизнь с святых, рассказ о празднике День семьи, любви и верности, связанном со святыми Петром и Февронией, и пример нескольких чудес по молитвам этих святых. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святые Петр и Феврония Муромские Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-105-0453) Предисловие В настоящее время, особенно с установлением праздника Дня семьи, любви и верности, возрождается почитание святых Петра и Февронии Муромских, считающихся образцовой супружеской парой. История их любви, оставшаяся в местных преданиях и изображенная в произведении Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии», до сих пор волнует воображение. Любовь святых Петра и Февронии не осталась лишь ярким, красивым чувством, но нашла свое воплощение в браке и семейной жизни, построенной по христианским заповедям. Так что история любви претворилась в историю семьи, устремленной к небу. Благодаря этой устремленности, святые Петр и Феврония преодолели все внешние скорби, непростые жизненные обстоятельства – болезнь, злобу людскую, изгнание княжеской четы из Мурома. Даже смерть не в силах была разлучить любящих – вместе они отходят ко Господу. И после смерти, несмотря на все людские ухищрения, стремившиеся разлучить их, не только духовно, но и телами почивают вместе, утверждая одновременно любовь небесную и земную. Святые Петр и Феврония являются примером для многих православных семей – они считаются покровителями брака. С молитвой к ним обращаются, прося помощи в обретении семейного счастья, рождении детей, исцеления от болезней и помощи в других житейских делах. И по молитвам святых получают просимое – тому множество примеров.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Став настоятельницей, монахиня Вера решила привести в полный порядок все имущественные документы обители. В сентябре 1999 года были сентябре 1999 года были зарегистрированы в палате имуществ права обители на собственность жилых домов и земельных участков под ними. В 2000 году был сделан капитальный ремонт настоятельского дома. На пожертвования меценатов был отлит большой колокол и вся звонница перенесена с паперти на колокольню. В 2001 году продолжалось начатое о. Поликарпом строительство большого сестринского дома. В 2002 году были сделаны маркировка храмовых икон и видеосъемка интерьеров церкви, капитальный ремонт церковной ограды и ремонт жилых помещений в колокольне. Монастырский трудник Петров Иван Петрович – мастер на все руки, местный «Кулибин» - перекрыт купол Никольского придела. Обители был пожертвован новый автомобиль «Нива». Управлять автомобилем стала сама м. Вера. За усердные труды по становлению обители монахиня вера ко дню святой Троицы была возведена в сан Игумении архиепископом Александром по благословению Патриарха Алексия II. В 2003 году был сделан капитальный наружный ремонт колокольни. Средства на ремонт были выделены лидером партии ЛДПР В.В. Жириновским. В том же году перекрыт купол Рождественского придела. Весной 2004 по распоряжению архиепископа Александра настоятельницу костромского Знаменского монастыря игумению Феофанию назначили в Успенскую Тетеринскую пустынь., а в декабре 2004 г. была утверждена в этой должности Священным Синодом. Новая настоятельница продолжила дело своих предшественников. За первое лето были заменены все старые трубы в большом сестринском доме. Сделан новый капитальный ремонт в доме настоятельницы, отремонтирована трапезная. 10 февраля 2005 года в Успенскую Тетеринскую женскую пустынь был назначен священником иеромонах Антоний (Бутин). С назначением нового священника, многое в обители стало меняться. В начале назначения иеромонаха Антония в обитель матушка игумения Феофания благословила переписать все иконы и утварь в Никольском приделе. При описи о. Антонием был обнаружен в комоде узел со старинными облачениями. Он показал этот узел Матушке и когда они его развернули на облачениях оказались бирки, что это облачения с мощей преподобного Поликарпа и преподобного Еразма Киево-Печерских. В этом же узле находился куколь преподобного Поликарпа. Это была первая находка святыней, утраченных после смерти архимандрита Поликарпа. Одежды были опознаны бывшей церковной старостой Муравьевой А.И. и регентом Никитиной Н.А. Они рассказали, что эти одежды о. Поликарп хранил у себя в келии. И в дни памяти преподобного Поликарпа и преподобного Еразма приносил для поклонения в храм. К хитонам преподобных все прикладывались, а куколь после помазания на полиелее, батюшка Поликарп надевал на голову каждому «для исцеления».

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Религиозные памятники в Швейцарии очень замечательны, и все они обязаны своим бытием католичеству. Какие великолепные соборы в каждом кантоне, и теперь в кантонах протестантских они в совершенном запустении! полы изломаны, надписи затерты, картины в небрежении, статуи обезображены: это сделано в беспокойные времена реформации. Этого мало: в мою бытность в Женеве в соборе устраивали скамьи, хоры и т. п. для публичного заседания по случаю принятия конституции. Вот какое назначение получили теперь храмы Божии! Вот какие соборы и советы заняли место в дому Божием! В Базеле делают не лучше, дают в церкви концерты! Самая примечательная из протестантских соборных церквей в Базеле: она построена в XII веке, хранит в себе прах Еразма Ротердамского, Иоанна Эколампадия — этих оракулов и преобразователей Базеля. За алтарем еще существует зала, в которой Западные Епископы держали Собор Базельский, замечательный низложением папы Евгения IV и возведением на престол Феликса; этот собор много содействовал успехам реформации, поколебав безусловное повиновение папе. В Базельской библиотеке я видел автографы Лютера, Меланхтона, Еразма Ротердамского, — это собрание их писем. Неизъяснимое чувство родилось во мне при взгляде на почерк преобразователей, неправильный, неразборчивый, небрежный: но сколько перемен произвели эти перья! Между прочим, на древних образах и свящ. статуях в церквях Швейцарии я заметил, что благословляющая рука Спасителя изображена в том виде, как рисуют и слагают в церкви православной; почему же католики и протестанты не верны своей древности? Католическая церкви представляют совсем другое зрелище — тишину, великолепие, драгоценность: особенно это можно сказать о соборной церкви в Фрибурге и Иезуитской в Люцерне. Странно только обыкновение — выставлять мощи совершенно открыто в виде скелетов в прозрачных и странных одеждах. В Фрибурге я осмотрел Иезуитский пансион, в котором воспитываются молодые люди всех наций, есть, слышал я и русских два воспитанника — Бутурлин и еще кто-то.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Неопубликованное произведение макарьевского книжника Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 15 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 Более ста лет назад Х. М. Лопарёв опубликовал интересный памятник письменности XVI века “Летописец и сказание ко учению и разсужение о фонианде 1 в кратце”, датировав его написание февралём “1558 года или следующего года” 2 . Автор расшифровал имя автора, которое он поместил в конце своего труда. Так стало известно имя нового писателя Макарьевской школы XVI века — старца Иосифа. В “Летописце” он обращается к царю с предложениями об обучении царевича Иоанна Иоанновича. Произведение носит филологическо-педагоги­чес­кий характер с элементом публицистичности и нарративности, так как в нём говорится и о ливонской войне, и о рождении наследника в царской семье; приведены также назидательные примеры из житий святых о воспитании. Позднее, в 1911 году, профессор Петроградского университета И. А. Шляпкин в статье, посвящённой духовному писателю XVI века Ермолаю-Еразму, опубликовал “Послание о составлении алфавитов” 3 . Поскольку в рукописи, по которой оно было опубликовано, находились творения, принадлежащие Ермолаю-Еразму, то И. Шляпкин определил это “Послание”, как принадлежащее перу Ермолая-Еразма. В контексте рассмотрения писательской деятельности Ермолая-Еразма И. А. Шляпкин пишет об авторе “Послания”: “Вероятно, ему принадлежит и Послание о изобретении алфавитов, адресованное уже не Грозному ; а своему покровителю Митрополиту Макарию” 4 . Заслугой И. Шляпкина явилась не только публикация данного послания, но и определение его адресата, поскольку его имя в послании не указано. Он пишет: «Послание о изобретении алфавитов адресовано к Первопрестольному пастырю, Митрополиту Московскому и всея России — “второму Филадельфу и книголюбцу” Макарию Писано оно по приказу Митрополита (повелел ми еси вмале преже сих дней от жития св. Стефана Пермского написати вкратце о составлении грамот, когда, кои, от коих человек, и в кое время и како)» 5 .

http://pravmir.ru/neopublikovannoe-proiz...

Кондак, гл. 3. Временная презревши, и небесных благ причастница бывши, венец страдания ради приимше, Пелагие всечестная, яко дар принесла еси, кровныя потоки Владыце Христу: моли от бед избавити нас, твою память почитающих. Священномуч. епископа Газского, и с ним четыредесяти воинов. Родом из Газы (в Палестине), он был там пресвитером. За распространение Евангелия он был осужден на работы в рудокопнях г. Фена (в Палестине), где сделался епископом. По неспособности к работам в рудокопнях его освободили от них и вместе с 40 другими мучениками обезглавили, в 311 г. Священномуч. епископа Анийского (в Малой Азии). Он был сожжен со своими учениками за отказ принести жертву Юноне, при Максимиане (в 304 году). Священномуч. Еразма, епископа Формийского. Родом из Антиохии сирийской, прославившись в Антиохии исцелениями одержимых нечистыми духами и обращением многих ко Христу, он был жестоко мучен Диоклетианом, а после мучений отправлен в город Садугридо (в Македонии), где чудесами своими многих привел ко Христу. Имп. Максиамиан приказал за это одеть его в медную раскаленную рубашку и бросить в кипящую смолу, но архистратиг Михаил чудесно избавил св. Еразма и увел его в Кампанию, где он и скончался в Формии, 10 июня 303 года. Мощи его в IX в. перенесены в Кайету. Свв. братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Климента, Исаакия и Никифора, в XIV-XV веках. Родственники известного в летописях воеводы новгородского Якова Алфана, они были основателями (ныне упраздненного) Сокольницкого монастыря (в 1389 году). Мощи их перенесены из Сокольницкой обители в 1775 г. в Рождественский Антониев монастырь (см. Новгор. еп.), где и ныне почивают. 5 . А. Св. и славной муч. (по М.В.С. и Х.М., – великомученицы). Дочь правителя г. Магеддона (в Македонии или во Фракии), она еще в юности, оградившися «любовно Христовою», возненавидела «боги языческия и бездушныя истуканныя» и была крещена ап. Тимофеем. Отказавшись от замужества, она стала убеждать родителей к принятию веры Христовой. Отец мученицы Ликиний, сначала благосклонно внимавший словам дочери, потом вознегодовал на нее и когда она отказалась поклониться идолам, бросил ее под ноги диких лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010