Двадцатипятилетие учебно-педагогической и пастырской службы протоиерея Иоанна Хрисанфовича Стрельбицкого Источник Отрадным воспоминанием будет отмечен день 5-го сентября 1910 года в истории Одесской духовной семинарии: в этот день корпорация служащих в семинарии, с разрешения и благословения Высокопреосвященнейшего Архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия, скромно, но серьезно и единодушно чествовала одного из старейших деятелей семинарии, преподавателя истории и обличения раскола старообрядчества и русского сектантства протоиерея Иоанна Хрисанфовича Стрельбицкого, по случаю исполнившегося двадцатипятилетия его духовно-учебной при Одесской семинарии службы. Отец Иоанн Стрельбицкий – сын протоиерея села Копыстырина, Ямпольского уезда, Подольской епархии, родился в 1861 году. По окончании курса учения в Холмской духовной семинарии, в 1881 году поступил для продолжения образования в Киевскую духовную академию, из которой, пройдя полный курс учения, вышел в 1885 году, будучи удостоен ученой степени кандидата богословия. Приказом Обер-Прокурора Святейшего Синода 5-го сентября 1885 года определен на должность помощника инспектора в Одесскую духовную семинарию, а затем в 1886 году указом Святейшего Синода от 16 октября перемещен на вновь открытую в той же семинарии должность преподавателя Обличительного Богословия и истории и обличения раскола старообрядчества и сектантства, и с тех пор непрерывно преподает означенные предметы и доныне. Во все это время Иоанн Хрисанфович, кроме того, заведовал семинарской библиотекой (до мая мес. 1909 г.) и состоял и ныне состоит членом Совета Свято-Андреевского Братства при церкви Одесской семинарии (а с октября 1909 г. при церкви Димитриевской Херсоно-Одесского Епархиального Дома), а также разновременно нес, по поручение Епархиального Начальства, и другие служебные обязанности по семинарии: преподавал латинский язык в параллельных классах семинарии, исправлял должность инспектора (с 15 июня по 15 августа 1901 г. и с 28 мая по 27 июня 1905 г.), и ректора семинарии (с 16 июня по 5 июля 1904 г.), состоял членом Епархиальных временно-ревизионных Комитетов, присутствовал в качестве депутата от Правления семинарии на экзаменах в духовных училищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Доклад митрополита Варсонофия на годовом собрании духовенства и мирян декабря 2021 ДОКЛАД митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на собрании духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии Синий зал Санкт-Петербургского епархиального управления, 20 декабря 2021 г. 11:00 Ваши Преосвященства, викарные владыки! Досточтимые члены епархиального совета и благочинные! Отцы игумены и матушки игумении! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас на собрании духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии. Мы собрались под сводами этого исторического зала, чтобы подвести итоги служения Церкви в северной столице в уходящем году, очертить планы на будущее. Прежде воздадим благодарение Господу Богу за радость служения Его Святой Церкви и возможность трудиться на благо и спасение людей, вместе с псалмопевцем сказав: " Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми " (Пс. 115, 3). Хочу поблагодарить вас за самоотверженную проповедь Слова Божия, которую вы возвещали в трудное для всех время, " не преставая учить и благовествовать об Иисусе Христе " (Деян. 5, 42). Юбилей святого Александра Невского Весь год мы живем под знаком святого благоверного великого князя Александра Невского, молитвенно отмечая 800-летие со дня его рождения. Сотни и тысячи людей почтили память святого защитника Руси, приняв участие в церковных и светских мероприятиях, посвящённых его имени. В связи с юбилеем отреставрированы часть фасадов Александро-Невской лавры и Свято-Троицкий собор, возвращена верхняя церковь Благовещенского храма в честь святого Александра Невского, единственной на территории обители, посвященной её покровителю. Отрадно, что основные торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив 12 сентября Божественную литургию в Свято-Троицком соборе лавры. Мы благодарим Его Святейшество за особую заботу об этом юбилее, которая была им проявлена с самого начала и до его завершения; за вдохновение, которое давал нам Предстоятель, чтобы все прошло на уровне, достойном великого имени. Благодарим и за духовную радость отмечать вместе с ним великий день.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Доклад митрополита Варсонофия на собрании клириков и мирян 2023 года декабря 2023 ДОКЛАД митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на годовом собрании духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии (Синий зал епархиального управления, 20 декабря 2023 г. 11:00) Ваши Преосвященства, дорогие викарные владыки! Дорогой владыка Мстислав! Досточтимые члены епархиального совета и отцы благочинные! Всечестные игумены и матушки игумении! Дорогие отцы, братья и сестры! В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви в конце года вся полнота Санкт-Петербургской епархии собирается в этом зале, чтобы подвести итоги церковной жизни, рассмотрев ее с разных сторон, обозначить приоритетные направления и увидеть, как мы использовали данное Богом время. Богу содействующу, церковная жизнь северной столицы динамично развивается, продолжается строительство и восстановление храмов и монастырей, клир пополняется новыми пастырями и диаконами, во всем многообразии осуществляется церковно-общественная и просветительская работа. Мы живем в быстро меняющемся мире, который наполнен конфликтами, нестроениями и разного рода кризисами, в том числе в христианской среде. Вирусное поветрие успокоилась, но обострилась эпидемия вражды и розни. Несмотря на скорость распространения информации, в первую очередь с помощью Интернета, эти изменения мы не всегда можем предвидеть, контролировать и даже понимать. Человек, потерявший основы бытия, усталый и разочарованный, инстинктивно ищет духовного пристанища, с надеждой на Церковь ждет ободряющего слова. Священнослужителю важно соответствовать тому высокому призванию, на которое он однажды откликнулся, чтобы быть на высоте своего служения, отвечать на запросы людей. В это сложное, исторически определяющее время Патриарх призывает нас все силы направить на " ясное свидетельство окружающим о силе Православия, о необходимости заботиться о нашей вере, о Церкви и о стране, на актуальную, живую проповедь, на реальное духовное окормление нашего народа, нашего воинства, которое сейчас очень в этом нуждается " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

За вечерним богослужением Его Святейшеству сослужили: митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний ; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел ; архимандрит Афанасий (Соколов), ректор Минской духовной академии ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Георгий Латушко, благочинный церквей 1-го Минского городского благочиния, настоятель Петропавловского собора г. Минска; протоиерей Феодор Повный, благочинный церквей 4-го Минского районного благочиния, ключарь храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, г. Минска; протоиерей Николай Коржич, благочинный церквей 3-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма благоверного князя Александра Невского г. Минска; протоиерей Борис Пташинский, благочинный церквей 1-го Минского районного благочиния, настоятель прихода храма апостолов Петра и Павла д. Сенница Минского района; протоиерей Игорь Коростелев, благочинный церквей 2-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Минска; протоиерей Сергий Гордун, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, первый проректор Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла БГУ; протоиерей Игорь Латушко, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, старший духовник Минской епархии; протоиерей Александр Стреха, благочинный церквей 5-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма великомученика Георгия Победоносца г. Минска; протоиерей Сергий Комлик, благочинный церквей 6-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма святителя Николая Чудотворца г. Минска; протоиерей Николай Мозгов, благочинный церквей 2-го Минского районного благочиния, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Заславля; протоиерей Андрей Крутелёв, благочинный церквей 3-го Минского районного благочиния, настоятель прихода храма Живоначальной Троицы п. Боровляны Минского района; протоиерей Николай Лабынько, секретарь Гродненского епархиального управления; протоиерей Владимир Уваров, ключарь и председатель приходского совета Свято-Духова кафедрального собора г. Минска; протоиерей Сергий Башкиров, секретарь Борисовского епархиального управления; иерей Андрей Ломакин, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска.

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Евгений (Мерцалов), еп. Юрьевский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Мерцалов Евгений Александрович; 6.03.1857, Тульская губ.- 7.05.1920, Петрозаводск), еп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель. Из семьи диакона. По окончании Тульской ДС определен 30 окт. 1878 г. надзирателем Ефремовского ДУ, с 5 сент. 1880 г. учитель чистописания. 1 окт. 1883 г. рукоположен во иерея к Введенской ц. с. Берёзовец Новосильского у. Тульской губ. 17 дек. 1883 г. утвержден законоучителем местной сельской школы. Овдовев, в 1889 г. поступил в МДА. В 1892-1894 гг. по болезни находился вне академии. В 1895 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. Указом от 22 янв.- 3 февр. 1896 г. определен в Олонецкую ДС преподавателем основного, догматического и нравственного богословия; с 1 марта 1897 г. одновременно преподавал евр. язык. Летом 1899 г. совершил паломничество в Св. землю, под впечатлением которого впосл. написал ряд очерков. 19 сент. 1901 г. определен инспектором семинарии. 22 дек. того же года пострижен в монашество. 20-21 февр. 1902 г. определен ректором Олонецкой ДС. 3 марта возведен Олонецким и Петрозаводским еп. Анастасием (Опоцким) в сан архимандрита. Председатель Олонецкого епархиального училищного совета; редактор «Олонецких ЕВ». 8 янв. 1903 г. назначен ректором Тверской ДС. Цензор «Тверских ЕВ» (с февр. 1903), член Совета Тверского епархиального историко-археологического комитета, член епархиальной Комиссии по составлению и изданию историко-статистического описания Тверской епархии (с дек. 1906). 16 дек. 1907 г. хиротонисан во епископа Муромского, стал 2-м викарием Владимирской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) . Е. пребывал в муромском Спасском мон-ре, управляя им на правах настоятеля. С 14 июня 1912 г. епископ Юрьевский, 1-й викарий той же епархии, настоятель Боголюбского в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастыря .

http://pravenc.ru/text/186985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иванович Шишев (1865, с. Пироговское Камышловского у. Пермской губ.- 26.08.1918, с. Мироновское Верхотурского у. Пермской губ.), сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Окончил Далматовское ДУ (1880), Пермскую ДС (1886) по 2-му разряду. Учился вместе со сщмч. Александром Архангельским и сщмч. Иоанном Плотниковым . После вступления в брак 18 дек. 1887 г. рукоположен во иерея. Назначен служить к Вознесенской ц. с. Крестовского Камышловского у. В 1892 г. И. получил единовременное пособие от Камышловского отделения Епархиального комитета по сбору пожертвований в округе для голодающих. 12 марта 1893 г. переведен в Покровскую ц. Камышловского у. при Колчеданской жен. общине. С 1893 г. был законоучителем и зав. действовавшей при общине церковноприходской школой для девочек (в нач. XX в. начальное образование в ней получили 115 из 148 насельниц верхотурского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря ). И. неоднократно получал высокие отзывы о своей работе от епархиальных наблюдателей церковноприходских школ. С 26 авг. 1894 по апр. 1895 г. был духовным следователем по 2-му округу Камышловского у. В 1897 г. награжден набедренником. 3 июня 1898 г. по представлению епархиального училищного совета за труды по церковно-школьному делу и материальному содействию школам награжден архипастырским благословением. И. состоял членом Православного миссионерского об-ва (с 1889), братства св. прав. Симеона Верхотурского (1901-1910). 20 апр. 1900 г. переведен на 1-ю священническую вакансию в Георгиевскую ц. с. Мироновского Верхотурского у. Вместе с ним 2-м священником служил сщмч. Иоасаф Панов . И. также был законоучителем и зав. церковноприходской школой в дер. Липинской Оханского у. Пермской губ. Состоял членом-соревнователем Об-ва взаимного вспомоществования учившим и учащим в церковноприходских школах и школах грамоты Екатеринбургской епархии, основанного в кон. 1902 - нач. 1903 г. Основной задачей об-ва было оказание помощи учителям школ, попавшим в трудное материальное положение. 18 марта 1902 г. награжден скуфьей. 18 сент. 1902 г. назначен катехизатором по 2-му округу Верхотурского у. на 1903 г. И. состоял членом Палестинского православного общества , в 1904-1907 гг. участвовал в сборе пожертвований в его пользу. В 1904-1905 гг. был отмечен об-вом за проведение 12 чтений. В мае 1908 г. награжден камилавкой. В 1915 г. получил наградной наперсный крест.

http://pravenc.ru/text/469263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Петр (Соколов), архиеп. Воронежский (справа) и архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский). Фотография. 1927 г. Петр (Соколов), архиеп. Воронежский (справа) и архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский). Фотография. 1927 г. (Соколов Павел Иванович; 3.06 (по др. данным, 1.11) 1863, с. Балтай Вольского у. Саратовской губ.- 16.05.1937, Воронеж ?), архиеп. Воронежский. Из семьи священника. После учебы в Камышинском ДУ поступил в 1879 г. в Саратовскую ДС, к-рую окончил в 1885 г. по 2-му разряду. Был назначен учителем Духосошественской церковноприходской школы Саратова. 23 февр. 1886 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем Никольской ц. с. Стригай Вольского у. С 17 июня 1892 г. настоятель Казанской ц. с. Нов. Сластуха Аткарского у. Саратовской губ. 22 нояб. 1892 г. назначен епархиальным миссионером Саратовской епархии. В сент. 1911 г. определен настоятелем Иоанно-Предтеченского собора Вольска с возведением в сан протоиерея. В марте 1912 г. уволен с должности настоятеля вольского собора, оставлен в должности епархиального миссионера и причислен сверх штата к саратовскому Александро-Невскому кафедральному собору. 20 июля 1913 г. по прошению в связи с ухудшением здоровья освобожден от должности епархиального архиерея и назначен 2-м священником храмов саратовского в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-ря. С 1916 г. настоятель и духовник монастырских храмов. В 1917 г. избран председателем совета саратовского миссионерского Братства Святого Креста (состоял в совете братства с 1912). Награждался набедренником (1889), скуфьей (1900), камилавкой (1906), наперсным крестом (1911), орденом св. Анны 3-й степени (1914). После конфискации в 1919 г. у монастыря властями Крестовоздвиженского храма продолжал настоятельствовать в монастырской Никольской ц. В нач. 20-х гг. ХХ в. овдовел. Летом 1922 г. в Саратове стал одним из главных организаторов борьбы с обновленчеством ; в своих проповедях ярко обличал обновленцев как врагов веры.

http://pravenc.ru/text/2580324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Неофит (Осипов). Фотография. Нач. XX в. (Осипов Николай Александрович; 9.05.1875, г. Августов Сувалкской губ.- 3.11.1937, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи военного фельдшера. В 1891 г. окончил за казенный счет Холмское ДУ, в 1897 г.- Холмскую ДС, после чего поступил в СПбДА. Во время обучения в академии, 19 авг. 1900 г., был пострижен в монашество с именем Неофит, 27 сент. того же года рукоположен во диакона, а 14 мая 1901 г.- во иерея. 13 авг. 1901 г., по окончании СПбДА со степенью кандидата богословия, Н. был определен преподавателем гомилетики в Холмскую ДС. 1 июля 1902 г. получил назначение в Пекинскую Духовную миссию с правом ношения золотого наперсного креста, 24 июля 1903 г. переведен смотрителем Тихвинского ДУ. 17 окт. 1905 г. Н. был назначен ректором Самарской ДС и возведен в сан архимандрита. С 1905 по 1908 г. состоял цензором «Самарских ЕВ». Во время служения в Самаре он также состоял членом епархиального комитета Православного миссионерского общества и членом Самарского епархиального миссионерского совета. 31 мая 1909 г. после неудачной пересдачи латыни воспитанник семинарии в нетрезвом виде совершил на Н. нападение с ножом. На заседании Синода от 24 нояб. 1909 г. член Учебного комитета М. И. Савваитский, ревизовавший Самарскую ДС, предложил перевести Н. на такую же должность в др. семинарию. Н. был назначен ректором Волынской ДС, однако в связи с чрезвычайным нервным напряжением и переутомлением он обратился к Волынскому архиеп. Антонию (Храповицкому ; впосл. митрополит) с просьбой об увольнении с должности, поскольку «считает себя в настоящее время физически неспособным управлять многолюдной (600 человек) семинарией и просит дать ему другое послушание по силам». 8 авг. 1911 г. Н. был назначен на чреду священнослужения и проповеди слова Божия в С.-Петербург и получил должность постоянно присутствующего члена Учебного комитета при Синоде. 28 нояб. 1912 г. Н. также стал членом С.-Петербургского Духовного цензурного комитета, а 1 мая 1915 г.- старшим членом того же комитета.

http://pravenc.ru/text/2564966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Успенский собор в Осе. 1790–1824 гг. Реконструкция В. В. Тагилова Вопрос об управлении приходами Осинского у. встал задолго до учреждения О. в. и был связан со значительной удаленностью Осы от епархиального центра. Признавая этот факт, в нояб. 1917 г. Пермский архиеп. сщмч. Андроник (Никольский) предложил приходам Осинского у. рассмотреть вопрос об их перечислении из Пермской к самостоятельной Сарапульской епархии, проект образования к-рой в это время обсуждался на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . Часть приходов высказалась за присоединение уезда к Сарапульской епархии. Так, прихожане Александро-Невской ц. с. Б. Талмаз (совр. Куединского р-на) поддержали перечисление по причине того, что расстояние от села до Перми - 200 верст, к-рые в зимнее время нужно проезжать на лошадях; большую же часть пути до Сарапула (82 версты из 100) можно было проехать поездом и за 12 часов добраться до города (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 272. Л. 122). Тем не менее Осинский у. остался в составе Пермской епархии. Однако из-за транспортных затруднений в период гражданской войны и в связи с гибелью Пермского архиеп. сщмч. Андроника (20 июня 1918) приходы Осинского у. были вынуждены обращаться за архипастырским окормлением к Сарапульскому еп. Алексию (Кузнецову; впосл. архиепископ) как к ближайшему по местонахождению архиерею. Летом 1919 г. еп. Алексий просил патриарха свт. Тихона (Беллавина) «о преподании указаний в случае обращения к нему за разрешением некоторых вопросов церковной жизни из смежных с Сарапульскою епархиею уездов - Осинского, Пермской епархии, и Бирского, Уфимской епархии» (Там же. Д. 1. Л. 55). Во исполнение указа патриарха, Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об умножении числа епископов распоряжением от 24 дек. того же года пермскому духовенству и мирянам было предложено иметь суждение об увеличении числа архиереев в Пермской епархии в соответствии с числом уездов. При этом первоначально предусматривалось иметь епископов в Перми, Красноуфимске и Соликамске, но предоставлялась полная свобода в высказывании своего мнения и приходам оставшихся Осинского, Оханского, Кунгурского и Чердынского уездов. Назначенный в мае 1920 г. на Пермскую кафедру еп. Сильвестр (Братановский; впосл. архиепископ) продолжил обсуждение вопроса об учреждении архиерейских кафедр и 9 авг. 1921 г. (по др. данным, 1920) направил в Осу предложение «открыть полусамостоятельную викарную Осинскую Епископию с проживанием Епископа в г. Осе». Проходивший в нояб. того же года съезд духовенства и мирян благочиннического округа г. Осы высказал пожелание иметь в Осе викарную кафедру по проекту Поместного Собора 1917-1918 гг., т. е. викарий должен был самостоятельно управлять своей епископией и находиться в подчинении епархиального архиерея так же, как епархиальный архиерей подчинялся митрополиту. Однако открытие О. в. тогда не состоялось.

http://pravenc.ru/text/2581609.html

Митрополит Варсонофий встретился с руководителями петербургских вузов сентября 2015 В беседе приняли участие секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный храмов в вузах протоиерей Петр Мухин, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова. Со стороны руководства вузов присутствовали: председатель Совета ректоров вузов Владимир Васильев - ректор Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Андрей Рудской - ректор Политехнического университета, Игорь Максимцев - ректор Экономического университета, Александр Тургаев - ректор Института культуры, Василий Кичеджи - и.о. ректора Художественно-промышленной академии имени Александра Штиглица, Валерий Михеев - и.о. ректора Гидрометерологического университета, Владимир Кутузов - ректор Электротехнического университета, генерал-лейтенант полиции Василий Кудин - начальник Университета МВД России, Михаил Смуров - ректор Университета гражданской авиации, Александр Белокобыльский - начальник Межвузовского студенческого городка, Сергей Бачевский - ректор Университета телекоммуникаций, Владимир Леванович - ректор Педиатрического медицинского университета. Митрополит Варсонофий, приветствуя гостей, сказал, что у Церкви и науки немало сфер взаимодействия, которые необходимо поддерживать и развивать. " Ушли в прошлое времена, когда религия и научное знание жестко противопоставлялись друг другу. Всем известны имена великих ученых и первооткрывателей, глубоко веривших в Бога. Сегодня во многих вузах открываются теологические факультеты, знаменующие союз науки и религии, Церкви и научного сообщества. Ректоры вузов, готовящих специалистов различных направлений, призваны заботиться не только о качестве знаний, получаемых молодежью, но и об их воспитании, о нравственной составляющей, которая должна быть стержнем любого человека " , - отметил владыка. По его словам, задача  духовно-нравственного воспитания объединяет Церковь и руководителей вузов - интеллектуальную элиту страны.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010