Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. прмц. Вел. Кн. Елисавета Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III. Видя глубокую веру своего супруга, великая княгиня всем сердцем искала ответа на вопрос: какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. 5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого еще несколько минут назад живого мужа. В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Таин в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Закрыть itemscope itemtype="" > Просветительские программы Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» О XXV Елисаветинско-Сергиевских чтениях «Августейшие сёстры Елизавета и Александра – подвиг милосердия» 17.11.2022 437 Время на чтение 6 минут Фото: Аркадий Григорьевич Елфимов С 30 октября по 1 ноября 2022 года в Тобольске прошла международная научная конференция: XXV Елисаветинско-Сергиевские чтения «Августейшие сёстры Елизавета и Александра – подвиг милосердия». Чтения приурочены к 30-летию канонизации святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и крестовой сестры Варвары и 150-летию со дня рождения святой Царственной страстотерпицы Императрицы Александры Феодоровны. Научный форум организован Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», Институтом всеобщей истории Российской академии наук и Тюменским музейно-просветительским объединением при поддержке Правительства Тюменской области и Правительства Москвы. В программе конференции были представлены 18 докладов, с которыми выступили историки, краеведы, представители музейного сообщества и православного духовенства из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Перми, Екатеринбурга, Алапаевска, Тобольска, а также со Святой Земли. С докладом на конференции выступил руководитель и основатель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Григорьевич Елфимов. Представляя Аркадия Григорьевича, председатель Наблюдательного Совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», член бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, историк и общественный деятель Анна Витальевна Громова отметила: - На самом деле об Аркадии Григорьевиче мы наслышаны с разных сторон, от коллег из Вятки, из Пскова и других городов. Нам рассказывали, что он помогает многим и многим, он играет огромную активную, стимулирующую, авангардную роль в процессах исторического просвещения. За что мы ему очень благодарны и низко кланяемся!

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/17/...

В этом году в жизни Марфо-Мариинской обители милосердия произошли важные события. 23 февраля исполнилось 105 лет со дня основания обители. 30 мая Священный Синод принял решение о присвоении Обители статуса ставропигиального монастыря. А 1 ноября в Марфо-Мариинской обители пройдут торжества в честь 150-летия со дня рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Об истории Марфо-Мариинской обители и о ее жизни сегодня мы беседуем с игуменией Елисаветой (Поздняковой). – Матушка Елисавета, как сообщалось на сайте Патриархии, 30 мая 2014 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразована в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете. Что имеется в виду под «особым укладом жизни»? – Создавая свою Обитель, Великая княгиня Елисавета Феодоровна видела ее отличной от обычного монастыря. К монашеству она относилась очень трепетно и желала его для себя, но считала, что монашеское служение несовместимо с социальной деятельностью. Великая княгиня стремилась найти такую форму общежития и служения, которая позволяла бы сестрам соединить монашеский уклад жизни со служением ближним. После долгих поисков она обратилась к опыту древней церкви, к служению диаконисс. В древней Церкви диакониссами назывались женщины, решившие посвятить свою жизнь служению Богу и жившие при храме. Было две ступени посвящения диаконисс. Первая – диакониссы по одеянию – предполагала посвящение женщин от 25 до 40 лет, в обязанности которых входила в основном помощь нуждающимся членам церковной общины. Вторая ступень (после 40 лет) – диакониссы по рукоположению (хиротессии) – предполагала вступление женщины в клир, помощь священнику при совершении таинства крещения, поддержание порядка на женской половине (в древней Церкви мужчины и женщины стояли в разных частях храма, имевших отдельные входы), содержание в чистоте алтаря. Елисавета Феодоровна считала приемлемой для сестер своей Обители только первую, начальную ступень посвящения диаконисс, которые бы жили в Обители по уставу общежительного монастыря, носили особую одежду и занимались служением нуждающимся. В качестве второй ступени Елисавета Феодоровна предполагала постриг в мантию – монашество. Великая княгиня считала невозможным для современных женщин рукоположение, введение в клир, из-за их излишней самостоятельности и своеволия.

http://pravoslavie.ru/74777.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Самовская (1860-1937), мц. (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Ивановна Сидорова (1875 -1937), мц. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Григорьевна Румянцева (1873-40-е гг. XX в.), исп. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСЕЙ Федорович Штольдер (1883 -1937), диак., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Антонович Гончаров (1882-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Алексеевич Киреев (1903-1941), свящ., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЕФИМ [Евфимий] Никифорович Гребенщиков (1904-1930), мч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕФРЕМ Ефремович Долганёв (1874-1918), прот., сщмч. (пам. 16 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_13.html

Церковь празднует память преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары 18 июля, 2013. Новостная служба За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. 18 июля. ПРАВМИР. Православные празднуют память преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. 5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы. Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы.В обители, которая была названа Марфо-Мариинской были созданы два храма, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. Сестры обители дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. Святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир …но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Разделы портала «Азбука веры» Великая княгиня Елизавета Феодоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась 1 ноября 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в традициях лютеранства. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой императора Всероссийского Николая II Александровича и приняла через миропомазание Православие с именем Александра, а сама Елизавета в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна – в честь Феодоровской иконы Божией Матери . Немка по происхождению, Елизавета Феодоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила свою новую родину всем сердцем. Здесь она немало потрудилась на ниве благотворительности: посещала детские приюты, больницы, тюрьмы. Еще исповедуя лютеранство, она посещала православные богослужения, а в 1888 году, вместе с супругом Сергеем Александровичем, совершила паломническую поездку на Святую Землю . В 1891 году, на седьмом году брака, Елизавета приняла православную веру. При желании, она могла оставаться лютеранкой всю жизнь, поскольку каноны того времени предписывали обязательный переход в Православие лишь тем членам августейшей фамилии, которые имели отношение к престолонаследию, а муж Елизаветы Феодоровны, великий князь Сергей Александрович, наследником престола не являлся. Однако после нескольких лет размышлений и наблюдений, немецкая принцесса приняла решение стать православной. Такой шаг сделать Елизавете Феодоровне было нелегко, ведь она понимала: ее твердое решение перейти в Православие будет ударом для членов ее семьи, верных протестантизму, и в первую очередь для отца, великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Тем не менее, 1 января 1891 года Элла (так звали Елизавету в семье) пишет дорогому отцу: «…А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение.

http://azbyka.ru/way/svjataja-prepodobno...

Для поклонения верующим из Иерусалима доставлена десница святой преподобномученицы, заключенная в серебряный ковчег. Пальцы правой руки Великой княгини, которая была извлечена из алапаевской шахты, остались сложены для совершения крестного знамения. Для поклонения верующим из Иерусалима доставлена десница святой преподобномученицы, заключенная в серебряный ковчег. Пальцы правой руки Великой княгини, которая была извлечена из алапаевской шахты, остались сложены для совершения крестного знамения. Вместе с десной рукой преподобномученицы в Россию прибыл ковчег, изготовленный из досок гробов, в которых останки Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, вместе принявших мученическую кончину, перевозились из Китая в Иерусалим в 1921 году. В ковчег помещены частицы их мощей, а также золотой крест с землей из Алапаевской шахты и Иерусалима. По решению Синода Русской Церкви Заграницей этот ковчег будет передан в московскую Марфо-Мариинскую обитель после ее окончательного восстановления. Более восьмидесяти лет честные останки новомучениц почивали в Гефсимании в стенах монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины, основанном императором Александром III. На освящении храма святой Марии Магдалины присутствовала сама Великая княгиня вместе со своим супругом — братом императора, Великим князем Сергеем Александровичем. В 1921 году в крипте этого же храма обрели последние пристанище ее честные останки. Шестьдесят лет спустя после прославления святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в сонме новомучеников Российских, совершенном Русской Церковью Заграницей, их нетленные мощи были торжественно перенесены в сам храм, где ныне покоятся в белых мраморных раках. В торжественной встрече мощей в аэропорту Домодедово участвовал архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Новоспасского мужского монастыря, в котором погребен Великий князь Сергей Александрович, благочинные округов Москвы, настоятельницы женских монашеских обителей столицы. Прямо по взлетно-посадочной

http://pravmir.ru/v-rossiyu-dostavili-mo...

Закрыть По молитвам прмц.Елисаветы Феодоровны К 20-летию настоятельства монастыря равноап. Марии Магдалины в Гефсимании игумении Елисаветы (Шмельц) 18.07.2019 1316 Время на чтение 3 минуты Поздравляю Матушку Игумению Елисавету с Днем Ангела и с 20-летием настоятельства Гефсиманской обители равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме. 18 июля 2019 года - день памяти Препод.Муч. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары, зверски убитыми большевиками в Алапаевске в 1918 году. Одновременно в этот памятный день свой день Ангела отмечает одна из самых известных настоятельниц монастырей Русской Зарубежной Церкви, Игумения русского женского монастыря Марии Магдалины в Иерусалиме, Матушка Елисавета (Шмельц). Этот год - особый, юбилейный для Матушки Елисаветы. Ровно 20 лет назад Господь призвал ее, русскую австралийку, к настоятельскому подвигу в этой величайшей обители Русского Зарубежья. Это своеобразный рекорд по стажу настоятельского срока в Русском Зарубежье. Только настоятельница Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря Игумения Тамара (великая княжна Романова Багратион Мухранская) опережает Матушку Елисавету (Шмельц) по стажу настоятельства. Она правила 24 года. Не случайно, что свое святое покровительство Матушке Елисавете оказывает ее небесная покровительница, Преподобномученица Елисавета Феодоровна, цельбоносные мощи которой почивают в мраморной раке в Соборе Марии Магдалины в Гефсиманской обители. Эти святые мощи Препмуч. Вел Княг. Елисаветы имеют особую чудодейственную силу, и слава о силе данных мощей разносится по всему миру. Гефсиманский женский монастырь, которым вот уже два десятилетия руководит Матушка Игумения Елисавета, расположен в самом значимом центре Святаго Града Иерусалима - Масличной Елеонской горе, на которую часто удалялся Христос Спаситель для молитвы. Только два Храма Старого Иерусалима имеют сверкающие золотые купола - Мечеть Омара и Русский монастырский Храм Святой Равноап. Марии Магдалины в Гефсимании, построенный тщанием Царской Семьи Романовых.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/19/...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 33. Приезд в Оптину владыки Михея (Алексеева). Посещение Оптиной Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Романовой В начале 1914 года в скит Оптиной пустыни приехал владыка Михей, епископ Уфимский (в миру Михаил Феодорович Алексеев; 1851–1931). Он был дворянин, окончил в Петербурге Морское училище, достиг чина капитана 1-го ранга, командовал кораблями; был духовным чадом протоиерея Иоанна Кронштадтского и раз в неделю исповедовался и причащался у него в Кронштадте в Андреевском соборе. Когда скончалась его жена (1890), он по благословению отца Иоанна поступил послушником в скит Оптиной пустыни, а отсюда в Московскую Духовную Академию (1892) и в том же году был пострижен в монашество. В 1897 году он, в сане игумена, – настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря, с 1901-го – Херсонского Владимирского. В 1901 году был хиротонисан во епископа Сарапульского и в дальнейшие годы занимал кафедры Архангельскую и Уфимскую. Он много занимался благотворительностью и имел по этому поводу переписку с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. В 1913 году владыка Михей вышел на покой и поселился в Почаевском монастыре, но в следующем году решил перейти в скит Оптиной пустыни. Летописец скита (рясофорный инок Александр Аваев 507 ) отмечает частые служения владыки в храмах обители. 26 января 1914 года: «Литургию в монастыре служил преосвященный Михей». 2 февраля: «Сретение Господне. Литургию в монастыре служил преосвященный Михей. Вечером владыка посетил старца отца Нектария». 14 марта: «Сегодня преосвященный Михей служил в скиту литургию. По окончании обедни владыка благословил братию и сказал краткое задушевное приветствие». 16 марта: «В монастыре на литургии преосвященный Михей посвятил монастырского иеродиакона отца Иосифа в сан иеромонаха и монаха отца Иосифа (бывшего скитского библиотекаря) – в сан иеродиакона». 25 марта: «Литургию в монастыре служил преосвященный Михей». 6 апреля: «Светлое Христово Воскресение. Литургию в Казанском соборе служил преосвященный Михей, а в больничной церкви архимандрит Ксенофонт. В скиту в 7 часов было отслужено бдение, на котором присутствовал владыка». 7 апреля: «Литургию в скиту в новом храме служил преосвященный Михей. Пели два хора: монастырский и скитской. После обедни владыка сказал речь, в которой благодарил скитян за оказанную ему любовь». 25 мая: «День Святой Троицы. Литургию в монастыре служил преосвященный Михей. Перед литургией был царский молебен. В 7 часов в скиту началось бдение, на котором присутствовал преосвященный Евфимий [Лапин, епископ Барнаульский. – Ред.]. Владыка выходил на величание, а после 6-й песни канона произнес речь, в которой указывал скитянам на великую пользу скитского уединения для усовершенствования духовной жизни» 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 июля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске. Обитель построена рядом с шахтой, где приняли мученическую смерть преподобномученицы Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с воскресным днем! По стечению исторических обстоятельств мы имели возможность совершить здесь Божественную литургию и освятить храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, связанной с династией Романовых, — храм, который находится рядом с местом гибели святой преподобномученицы Елисаветы, инокини Варвары и иных представителей царской фамилии. Трудно представить, глядя на это место, на эту уже практически полностью засыпанную шахту, тот страх и ужас, охватившие ни в чем не повинных людей, которых привели к этому обрыву, чтобы сбросить вниз. И рука не остановилась! А ведь перед палачами были не преступники, а люди, которые не нарушили ни одного закона, которые не представляли никакой угрозы, потому что отказались от всякой политической борьбы, от всяких претензий на власть. Единственная причина, почему Елисавета Феодоровна осталась в России, а не уехала за рубеж, где бы жила благополучно вместе с родственниками, — это то, что она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной, Церковь, которой она служила верой и правдой, учредив Марфо-Мариинскую обитель и научив очень многих русских людей соединять свою православную веру с реальным доброделанием. Покинуть Россию было выше ее сил, и в этом не было никакой политики — только сильное религиозное чувство и любовь к стране, ставшей для нее действительно второй Родиной. Размышляя об этой трагедии, я подумал, почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть... Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами — ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу.

http://pravoslavie.ru/114412.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010