В июне 1915 года Комитет Великой княгини принял решение выделить 500 тыс. руб. на расширение Сергиево-Елисаветинского убежища для увечных воинов. Это решение было обусловлено не только тем, что убежищу, где уже жили инвалиды Русско-японской войны, предстояло разместить увечных воинов Первой мировой войны. Необходимо было, кроме того, поселить в убежище сирот — детей воинов, погибших в дни этой войны. Увечные воины и сироты погибших солдат обучались в убежище ряду основных ремесел. Те, кому предстояло возвращаться в деревни, обучались сапожному и портновскому делу и применяли полученные знания и навыки в быту. Увечные воины — жители городов — нередко обучались в убежище переплетному делу , добрым словом вспоминая Московский комитет Елисаветы Феодоровны, который в трудные дни жизни помог устоять и обрести себя в новом трудовом качестве. Сотрудники Комитета неоднократно обращались к рассмотрению вопроса об отношении к увечным и погибшим учителям. В дореволюционной России высоко оценивали личность учителя, понимали особую значимость этого труда. Неудивительно поэтому, что Комитет уже 22 октября 1914 года рассмотрел предложение Всероссийского Фила-ретовского общества о принятии этим обществом на себя забот об удовлетворении повседневных нужд семей народных учителей, ушедших на фронт. Общество считало (и Комитет Елисаветы Феодоровны полностью поддержал его), что в особой заботе нуждались те педагоги, которые, вернувшись домой увечными, по недостатку стажа не могут рассчитывать на обычную пенсию. Особую заботу общество проявило также о семьях погибших учителей . Размышляя о поддержке увечных учителей, Комитет Великой княгини в то же время думал об охране учебных заведений воинами, доказавшими в открытом бою способность постоять за свою отчизну и ее детей. Поэтому с таким вниманием и одобрением было заслушано на заседании Комитета сообщение Комиссии общих дел по поводу доклада Императрице Александре Федоровне, представленного учителем Городищенского мужского училища Пензенской губернии, губернского секретаря Павла Александровича Фокина. Комитет Елисаветы Феодоровны полностью поддержал предложение П.А. Фокина о представлении увечным воинам (участникам Первой мировой войны) исключительного права занятия должности сторожа учебного заведения .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

31 марта 2012 года, в субботу, в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» состоятся мероприятия, посвященные 20-летию прославления святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой Русской Православной Церковью. В храме Спаса Нерукотворного Образа, где в честь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны освящен придел, в 15.20 состоится чтение Акафиста, в 16.30 – всенощное бдение. В просветительском центре в 18.00 начнется торжественное заседание, посвященное 20-летию канонизации, в котором примут участие священнослужители, ученые, общественные деятели. Читайте также: Последнее письмо матушки Елизаветы Феодоровны Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 21 мая, 2021 14 февраля, 2021 7 марта, 2020 25 декабря, 2019 30 июля, 2019 18 июля, 2019 5 мая, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/princessa-prepodobnomu...

4.32.4. Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой зеленого цвета, на которой слева – двухцветная красно-белая полоса по образцу источников на архиерейской мантии. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.32.5. Медаль «Патриаршая благодарность» носится на левой стороне груди и располагается среди прочих медалей согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.32.6. Медалью «Патриаршая благодарность» награждаются клирики и миряне в благословение за усердные труды на благо Святой Церкви. 4.33. Положение о медали преподобномученицы Елизаветы Феодоровны 4.33.1. Медаль преподобномученицы Елизаветы Феодоровны учреждена указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода У-01/11 от 11 февраля 2016 года. 4.33.2. Медаль преподобномученицы Елизаветы Феодоровны имеет одну степень. 1) Медаль имеет форму круга золотистого цвета с узким выпуклым рантом по краю, в центре медали – рельефное изображение преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. Изображение поясное, правая рука святой поднята до груди, в левой руке – символический храм. По сторонам, на уровне плеч, – стилизованная надпись: у правого плеча – ПРПДБНОМЧНЦА, у левого – EЛICABETA. Над изображением святой по окружности расположена надпись: ЗА ЖЕРТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ И ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма «ПЕ» (Преподобномученица Елисавета), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых венков. Под монограммой располагается номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой. Колодка имеет форму трапеции, внизу которой располагается бант. Лента в колодке шелковая муаровая, белого цвета, с двумя узкими полосами оливкового цвета по обеим сторонам. Материалы: латунь, никель, золочение. Диаметр медали: 35 мм. На оборотной стороне колодки – приспособление для крепления.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Освящение храма в глазах Елисаветы Феодоровны являлось своего рода присягой на верность памяти дорогого ей человека. Храм стал своеобразным посредником между поколениями защитников Отечества. Освящение храма было вдвойне отрадно Великой княгине, поскольку духовный мир Великого князя был населен образами древней православной Церкви, что получило достойное отражение как в архитектуре, так и во внутренней организации храма. Следует акцентировать и тот факт, что освящение этого необычного по замыслу храма было особенно дорого Елисавете Феодоровне как самоотверженной исповеднице великокняжеского долга и благоговейной почитательнице Москвы, забота о жителях и страдальцах которой после смерти мужа становится безусловной. Поэтому трагические события в первопрестольной переживаются Великой княгиней глубоко и эмоционально. Именно так откликается она на восстание в Москве, находясь в это время в Петербурге по случаю дня тезоименитства Государя. В.Ф. Джунковский записывает в дневнике, что в эти трудные дни генерал-губернатор Москвы Ф.В. Дубасов направляет на имя Государя депешу с просьбой, чтобы Елисавета Феодоровна не приезжала в Москву до его уведомления. После завершения этих событий она собирается возвратиться в Москву, но вновь получает депешу от Дубасова с просьбой отложить возвращение до января. С этим она согласиться не может и отправляет письмо в Москву, где ощутимо страдание за Москву, за тех, кто выполнил свой долг до конца, и полное безразличие относительно собственной жизни: «Я себя чувствую здесь как за границей, я порываю связь с Москвой, а между тем мой долг заняться теперь помощью несчастным жертвам восстания. Я попросту считаю себя подлой, оставаясь здесь, предпочитаю быть убитой первым случайным выстрелом из какого-нибудь окна, чем сидеть тут, сложа руки… Покажите это письмо Джунковскому, он может объяснить Дубасову, что я снимаю с него всякую ответственность. Я принадлежу Москве. Оставаясь еще, как я уже говорила, я порываю нить со своими бедными и закрепляю за собой слово „подлая»… Не надо бояться смерти, надо бояться жить. Я понимаю Дубасова, но он меня не понимает, так как меня не знает. Я благословляю его энергию, его труды. Елисавета. Царское Село, 22 декабря 1905 г.» . Вернувшись в Москву 26 декабря, Елисавета Феодоровна вся ушла в дела благотворения и заботы о раненых, наполнявших устроенный ею лазарет.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

18 декабря 1880 года в экстренном собрании Русского музыкального общества ее исполнил хор П.И. Сахарова. Создавая музыку, композитор изучал символическое значение частей Литургии. Известно, например, что в это время он пользовался книгой «Краткое изъяснение Божественной литургии и наставление, с какими мыслями и чувствами должно стоять при совершении литургии». Могу засвидетельствовать из личного опыта, что длительность произведений вполне соответствует тайным молитвам, которые священник в это время прочитывает в алтаре. - А как сам Чайковский относился к своему произведению? - Композитор говорил, что его сочинение - это попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, уникальность. В музыке «Литургии» Чайковский стремился выразить свое религиозное и эмоциональное восприятие ключевых моментов службы. Он писал: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя», - ибо я знаю, что воля Его святая...». - 1 ноября 2014 года исполнится 150 лет со дня рождения святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, которая, как известно, была музыкально одаренной личностью и даже участвовала вместе с будущим императором России Николаем II в любительском спектакле «Евгений Онегин». - В канун дня рождения Елисаветы Феодоровны, 30 октября, в филармонии города Алма-Аты с большим успехом прошел концерт «Три тенора», посвященный 140-летию Энрико Карузо. На следующий день состоялась встреча главы Митрополичьего Округа с представителями благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира», артисты которого поют в разных странах. Президент фонда Давид Гвинианидзе решил внести свою лепту в празднование 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы проведением новой благотворительной программы «Милосердия двери».

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/03/...

Патриарх Кирилл направил приветствие участникам «Елисаветинских дней в Дармштадте» 2 ноября, 2014. Новостная служба Великая княгиня, посвятившая себя молитве и посту, жертвенной заботе о нуждающихся, стала примером для многих благочестивых мирян, монахинь, сестер православных сестричеств. 2 ноября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам «Елисаветинских дней в Дармштадте», посвященных 150-летию со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Организаторам и участникам «Елисаветинских дней в Дармштадте» Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую организаторов и участников торжеств по случаю 150-летия со дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы. На протяжении XX века в России и за ее пределами росло почитание великой княгини Елизаветы Федоровны, прославленной впоследствии в лике святых. Церковная канонизация — это призыв следовать тем идеалам, которые воплотил в своей жизни тот или иной угодник Божий. Великая княгиня, посвятившая себя молитве и посту, жертвенной заботе о нуждающихся, стала примером для многих благочестивых мирян, монахинь, сестер православных сестричеств. Пусть Милостивый Господь ниспошлет всем, собравшимся в эти дни в Германии, дабы почтить память преподобномученицы Елизаветы, Свою обильную помощь на пути возрастания в христианских добродетелях любви и милосердия. Призываю на вас Божие благословение. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Патриархия.Ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 ноября, 2014 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 13 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-naprav...

Награждение этим знаком зависит исключительно от августейшей попечительницы Общества, Совет которого имеет право ходатайствовать перед Ее Императорским Высочеством о представлении к награде различных лиц. Лица, пожертвовавшие не менее 6 тыс. руб., приобретают вместе со званием пожизненного почетного члена Елисаветинского благотворительного общества, право на получение знака I степени; пожертвовавшие не менее 2 тыс. руб., вместе со званием пожизненного действительного члена Общества, право на получение знака II степени; лица, пожертвовавшие не менее 300 руб., приобретают вместе со званием пожизненного члена-пожерт-вователя Общества, право на получение знака III степени. Право на ношение знака удостоверяется дипломом за подписью Ее Императорского Высочества августейшей попечительницы Общества . Знак для деятелей Елисаветинского благотворительного общества изображал инициалы Е.Б.О. (Елисаветинское благотворительное общество), украшенные императорской короной. Знак I степени представлял собой вензель из упомянутых выше инициалов белой эмали на зеленом поле, увенчанный золотой императорской короной. Знак II степени — тот же вензель с короной, весь золотой или серебряный, вызолоченный, сквозной. Знак III степени — сквозной вензель с короной, весь серебряный . В документах Московского исторического архива хранится много документов-обращений к августейшей попечительнице Общества с ходатайством о возможном получении этой высокой награды с кратким указанием заслуг того или иного лица перед Обществом (граф Н.А. Протасов-Бахметов, княгиня З.Н. Юсупова, коллежский секретарь Якоб Ака, почетный гражданин М.В. Селиванов, потомственный почетный гражданин Е.С. Кротов, потомственный почетный гражданин А.В. Фомичев и многие другие) . Наряду с широко известными в Москве гражданами, к награде представлялись малознакомые москвичам, но много потрудившиеся на благо Общества люди. Так, руководитель одного из комитетов и попечитель Приюта при Почтамтской церкви ходатайствует о награждении знаком III степени трех сотрудников, которые внесли огромный вклад в дело процветания приюта. Благодаря усилиям таких людей дети-сироты достигли совершеннолетия, сдали экзамены в училищных комиссиях и ввиду их хороших нравственных качеств определены на государственную службу в Московский почтамт. Эти молодые люди, пишет в ходатайстве председатель Комитета, «и теперь в молитве своей просят Бога о здравии и долгоденствии Августейшей Нашей Попечительницы Елисаветинского Общества, а также и начальствующих лиц Елисаветинского Общества, как оказавших заботу к достижению в жизни того, что они ныне имеют» .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Для осуществления своей идеи по созданию обители Великая княгиня поступила решительно и чисто по-евангельски: собрала все свои драгоценности и разделила их на три части. Одна была возвращена государственной казне, другая роздана ближайшим родственникам, а третья, самая большая, была использована на приобретение земли и зданий. На Большой Ордынке в Москве Елизавета Феодоровна купила усадьбу с четырьмя домами и садом. В домах разместились кельи для сестер, столовая, больница с храмом, амбулатория, аптека и покои Великой княгини.  В одном из корпусов поселился духовник обители, протоиерей Митрофан Сребрянский с матушкой. Кроме того, в доме духовника на первом этаже были оборудованы школьные классы для девочек приюта и библиотека. Протоиерей Митрофан Сребрянский – самоотверженный участник Русско-японской войны. Позже, в 1931 году, на допросе в ОГПУ, он расскажет следователям об этом периоде своей жизни так: «С 1904 по 1906 год был на театре военных действий в Манчжурии, награды: скуфья и камилавка. За войну мною получены военные награды: Анна III степени, Анна II степени, Владимир IV степени и по окончании Русско-японской войны мною получен наперсный крест на Георгиевской ленте».  Елизавета Феодоровна узнала об этом необыкновенном священнике по его книге воспоминаний о войне, которую тот написал в 1906 году. Он служил тогда в полку, над которым шефствовала Великая княгиня. Вскоре состоялась их встреча, после которой отцу Митрофану и было предложено стать духовником формирующейся обители. В своем «Пояснительном слове об открываемой Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия» протоиерей Митрофан Сребрянский делает важное историческое пояснение к главному содержанию всего ее дела: «…Причину ненормальности и страданий жизни христианство видит в уклонении от Божественной нормы, закона, в грехе. Посему, вступая в борьбу со злом и страданиями, христианство имеет в виду не только физические страдания, не только оказывает милосердие материальной нужде человека: дает голодному хлеб, холодному – кров и одежду, больному – медицинскую помощь, но не менее и даже более стремится оказать милосердие душе человека, призывая его к нравственному преображению, обновлению по примеру и при помощи Христа.

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenica-el...

Стремление видеть повседневную жизнь великокняжеской семьи в ее целостности, намерение понять основные принципы жизнестроения требуют особого внимания к тому ближайшему окружению, в недрах которого протекало это бытие. Более того, не может быть исчерпывающего объяснения многим моментам жизни Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича, если не ощутить дух, атмосферу этой среды. Достаточно верно уловить настроение, ритмы этой жизни помогают дневники, письма людей, которые в течение многих лет не просто навещали Ильинское, но жили в великокняжеской семье. В этом отношении привлекают внимание воспоминания о пребывании в Ильинском гофлектрисы Е.А. Шнейдер, женщины, которую любили и которой доверяли в Царском Доме, ласково называя ее между собой Трина. Екатерина Адольфовна Шнейдер, гофлектриса императрицы Александры Федоровны, учительница русского языка Елисаветы Феодоровны, в скупых строках своих воспоминаний дает небольшие зарисовки повседневной жизни в Ильинском, которые очерчивают круг встреч и занятий великокняжеской семьи в долгие дни лета и ранней осени в Ильинском в 1887 г. . Е.А. Шнейдер погибла вместе с Царской семьей в Екатеринбурге в 1918 г. Тем дороже ее воспоминания. Мы узнаем из воспоминаний, что Их Высочества, фрейлина Козлянинова, адъютант М.П. Степанов и автор воспоминаний специальным поездом 11 августа отбыли из Петербурга в Ильинское. Деревни, принадлежавшие Великому князю Сергию и находившиеся на пути следования в Ильинское, были разукрашены флагами, их жители подносили Великому князю и его супруге хлеб-соль. В первый же день по прибытии в Ильинское направились в лес за грибами и нашли их великое множество. Такие прогулки, как замечает Екатерина Адольфовна, совершались каждый день, но всякий раз в другой лес. В субботу 15 августа, ездили в Петровское к Голицыным, пили чай. По возвращении домой в усадебном парке набрали полную корзину белых грибов. Вечером Великий князь Павел Александрович читал вслух. Все остальные были заняты вырезыванием гравюр. Путешествие в Петровское пленило Великую княгиню.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Мария Павловна обращает внимание читателя и на такой факт, как отношение Елисаветы Феодоровны к косметике: она, по наблюдениям Мари, никогда не пользовалась румянами и пудрой. Единственно, что она делала в этом отношении — самостоятельное изготовление лосьона из огуречного сока и сметаны. Летом, стремясь предохранить кожу от солнечных лучей, она выходила на улицу, как правило, в шляпе с вуалью и шелковым зонтиком с зеленой подкладкой. Следуя строгим правилам английского этикета, Великая княгиня решительно запрещала детям восторгаться ее нарядами, ее обликом. «Помню как-то раз, когда я еще была маленькой, — пишет Мария Павловна, — я увидела тетю в парадном платье — величественную, с длинным парчовым шлейфом, сверкающую драгоценностями и ослепительно красивую. Онемев от восторга, я подошла на цыпочках и поцеловала ее сзади в шею, ниже изумительного сапфирового ожерелья. Она ничего не сказала, но я видела ее глаза, и от этого холодного, строгого взгляда мне стало не по себе» . Однако все вышесказанное вовсе не означает природной жесткости Елисаветы Феодоровны и находит свое объяснение в стиле и назначении ее жизни той поры. С одной стороны, она в воспитании детей следовала строгим принципам королевской семьи Великобритании; с другой — опиралась на кодекс воспитания, который был выработан и успешно применялся в великогерцогском доме Дармштадта. И, наконец, небольшой, но печальный опыт своей жизни побуждал Елисавету Феодоровну воспитывать детей сдержанными, умерять их чрезмерные эмоциональные порывы. Еще более важно отметить, что Елисавета Феодоровна понимала, какую уникальную роль предстояло в будущем выполнять детям императорского круга, а потому умение властвовать собой необходимо было развивать в них с детства. Мы увидим далее, как легко отказалась Великая княгиня от всех нарядов, драгоценностей и аксессуаров после убийства мужа и особенно после создания Марфо-Мариинской обители милосердия, но сейчас, когда ее муж занимал столь видное место в обществе, Елисавета Феодоровна знала, что должна не просто соответствовать светскому этикету, но занимать на столичном Олимпе самое достойное положение. Не забудем и то, что она была молода, любила и была любима. А потому так понятно ее стремление к эстетическому совершенству. Об этом совершенстве писали все. Ни одна алая роза, по мнению будущей королевы Румынии, не могла состязаться с ее красотой.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010