1922. P. 4). В Кремлевском дворце Е. Ф. организовала работу женщин. «Это было целое министерство… разделенное на 12 отделов, каждый со своими функциями и задачами в оказании помощи фронту» (Ibid. P. 4-5). Основные направления этой работы: снабжение складов Ее Имп. Высочества в Ляояне, Мукдене (Шэньяне), Харбине и складов Красного Креста в Никольске (ныне Уссурийск) и Чите необходимыми вещами и медицинскими пособиями; снаряжение и содержание 9 летучих санитарных отрядов; снабжение необходимым инвентарем и вещами плавучих лазаретов; снаряжение 4 этапных лазаретов на 200 чел.; снаряжение и содержание отряда для борьбы с инфекционными заболеваниями и т. д. Отчеты об отправлении пожертвований на фронт публиковались в «Еженедельнике» и различных газетах. Особенно Е. Ф. заботилась о том, чтобы «помочь в духовных нуждах русскому человеку... путем отправки множества походных церквей, оборудованных всем необходимым для богослужения» (Ibid. P. 4). 25 окт. 1908 г. в московской Всехсвятской роще было освящено устроенное Е. Ф. Сергиево-Елисаветинское убежище для увечных воинов, где они могли обучаться ремеслам. Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1917 г. Худож. И. М. Митрофанов (Гос. литературный музей И. С. Тургенева, Орёл) Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1917 г. Худож. И. М. Митрофанов (Гос. литературный музей И. С. Тургенева, Орёл) Во время революции 1905 г. было принято решение о переезде великокняжеской семьи в Кремль. 4 февр. от взрыва, произведенного террористом И. П. Каляевым на Сенатской пл. в Кремле, погиб вел. кн. Сергей Александрович. Этот день стал для Е. Ф. последним в ее светской жизни. 7 февр. Е. Ф. ездила в тюрьму, где содержался Каляев, оставила ему Евангелие и икону, после чего обратилась к Николаю II с прошением о помиловании Каляева, однако прошение было отклонено. На месте убийства мужа Е. Ф. установила памятник-крест, сделанный по проекту В. М. Васнецова. На памятнике были начертаны слова Спасителя, сказанные Им на кресте: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (ср.: Лк 23.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Великая княгиня Елисавета Феодоровна была огорчена этим фактом, а Великий князь возмущен. По поводу отношения Сергея Александровича к Шаляпину сам Великий князь высказывался довольно резко. «Он (Сергей Александрович. — И.К. ) знал, — пишет Ф.И. Шаляпин, — что я друг «презренного босяка» Горького и вообще считал меня кабацкой затычкой» . Великий князь действительно очень не любил некоторых черт в поведении выдающихся людей. Именно по этой причине он в течение нескольких лет препятствовал Шаляпину в получении звания солиста Его Императорского Величества. Лишь в 1909 г. во время гастролей в Брюсселе артист неожиданно получил от Теляковского поздравительную телеграмму по случаю присвоения ему этого высокого звания, о чем в течение ряда лет ходатайствовал Теляковский . Самое искреннее участие принимала августейшая чета в торжественных событиях в жизни знаменитых актеров. Таков был бенефис Надежды Михайловной Медведевой в «Царе Борисе». Театр был полон. Праздник длился с 7 вечера до 2 часов ночи. Все это время Великий князь и Елисавета Феодоровна присутствовали в театре. Н.М. Медведева была обрадована подаренному ей посоху и благодарила Великого князя за ценный подарок — золотой ковш с эмалями. В этот вечер в связи с юбилеем Надежде Михайловне было пожаловано звание солистки Его Императорского Величества и соответствующий почетный знак. В антракте после второго действия Великий князь и Великая княгиня пригласили ряд лиц пить чай, который разливал сам Сергей Александрович. Говорили об игре артистов, которая очень понравилась. Великий князь особо отметил игру актеров Южина и Остужева . 30 ноября 1900 г. Елисавета Феодоровна присутствовала в Малом театре на представлении «Выгодное предприятие» по случаю бенефиса актрисы Лешковской. Великий князь по болезни отсутствовал. Спектакль вызвал самый добрый отклик со стороны Великой княгини. Следует заметить, что добрые слова адресовались Елисаветой Феодоровной не только главной виновнице торжества, но и другим актерам. В этот раз Великая княгиня осталась очень довольна игрой молодых актеров Юдиной и Васенина. Театр был полон .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Мищенко А.К. Указ. соч. С. 10–11 Волошун П.В., Ефимов А.Б. Покровительство Великой княгини Елисаветы Феодоровны Православной Уфимской Миссии//Петербург и Москва в жизни Великой. княгини Елисаветы Феодоровны. Отв. ред. И.К. Кучмаева. М., 2008 Там же. Там же. ЦИАМ. Ф. 1786. Оп. 1. Ед. хр. 147. Л. 2, 2 об Там же. Л. 2 об Там же. Л. 3 Там же. Л. 3 об. Там же. Л. 4 Голос долга. (Пермь). 1912. 8. С. 438–439 Энциклопедия православной святости. Т. I. С. 64 Энциклопедия православной святости. Т. I. С. 320–321 Голос долга. Пермь. 1913. С. 112 Там же. С. 13 Энциклопедия православной святости. Т. II. С. 63, 151 Там же. С. 102–103 Там же. Т. I. С. 273–277 Голос долга. Пермь, 1912. 6. С. 343 Голос долга. Пермь, 1915. С. 184–185 Православные обители России. М., 1998. С. 119–123 Голос долга… С. 188–189 Там же. С. 192–193. Там же. С. 194 Голос долга. Пермь, 1915. 4. С. 237 Там же. С. 238. В период ГУЛАГа в храме скита был устроен штрафной изолятор. А.И. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» рассказывает об изуверском характере пыток в этом изоляторе: так называемые «жердочки», на которых заключенные должны были балансировать, не касаясь ногами земли и не засыпая; лестница, по ступеням которой смертников скатывали с этой высокой горы, привязав к бревну. У подножия Секирной горы проходили массовые расстрелы. У лестницы, ведущей на вершину горы, в 1992 году был воздвигнут деревянный крест в память о мучениках и жертвах Соловецкого лагеря Там же. С. 239 Во времена ГУЛАГа храм братского кладбища был единственной действующей церковью Соловков до конца 1920х годов. В 1939 году разрушен до основания. Православные обители России. С. 176— 177 Голос долга … С. 243 Цит. по: Смолич И.К. Русское монашество. М., 1999. С. 367–368 Голос долга. Пермь, 1914. 12. С. 759. Православные обители России. С. 328–329, 330–331, 334,343 Русский паломник. 1914. Там же. Зайцев Б.К. Река времени. От Афона до Оптиной. М., 2007. С. 458–486 Там же. С. 490 Голос долга. Пермь… 1914. 8. С. 521–522. Энциклопедия православной святости. Т. II. С. 202–204

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Московские газеты 29 января 1915 года сообщали, что в помещении младших классов Императорского Строгановского художественно-промышленного училища на Мясницкой улице, находившегося под попечительством Великой княгини Елисаветы Феодоровны, открылась выставка «Война в рисунках детей», которая организована Обществом преподавателей графических искусств . На выставке, как сообщалось в другой газете, экспонируются произведения маленьких художников в возрасте до 12 лет — учащихся начальных городских и сельских школ. Выставка привлекает большое внимание всех, интересующихся творчеством детей. Выставка показала, как отражаются события войны в рисунках детей. Какая же тематика преобладала в детском творчестве? Образы казаков, поражающих неприятеля; немецкие самолеты и летчики, бомбардирующие мирных людей; трамвайные вагоны, в которых перевозили раненых; сестры милосердия с повязками красного креста и т. д. Весь сбор от продажи входных билетов поступил в пользу раненых . В период с 29 января по 3 февраля выставку посетило более 2000 человек. Продано много детских рисунков; сумма, полученная от их продажи, также передана в пользу раненых воинов . По призыву Великой княгини артисты России проводили огромную благотворительную работу в пользу воинов и их семей. Уже в октябре 1914 года, в большом зале Московской Консерватории в пользу Комитета Ее Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны для оказания помощи семьям лиц, призванных на военную службу, состоялся первый спектакль пьесы «Возрождение». Исполнителями выступили артисты Петербургского Малого театра во главе с Арбатовым. И содержание пьесы, и цель ее постановки привлекли много публики. 2 октября та же пьеса с той же целью была поставлена второй раз . А 5 октября с участием А.В. Неждановой и под управлением М.М. Ипполитова-Иванова, как сообщалось в «Московских ведомостях», состоится патриотический концерт, сбор от которого поступит в Центральное бюро при Московской городской управе по оказанию помощи семьям запасных и пострадавших от войны. В концерте примут участие заслуженный артист У. Авранек, артисты Большого театра Г.С. Пирогов и Д.С. Крайн, тенор оперы СИ. Зимина и И.С. Дыгас, симфонический оркестр Общества взаимопомощи оркестровых музыкантов, оперный хор Большого театра и военный оркестр Александровского училища .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Его Императорскому Величеству Государю Императору Ее Императорскому Величеству Государыне Императрице Его Императорскому Высочеству Великому князю Константину Константиновичу Ее Императорскому Высочеству Великой княгине Елизавете Маврикиевне Ее Превосходительству Баронессе Анне Карловне Ее Сиятельству Княжне Лобановой Ее Высокоблагородию Екатерине Адольфовне Шнейдер Его Сиятельству Графу Стенбоку Его Высокоблагородию Адъютанту Балясному . Так завершался первый, самый трудный, петербургский период обучения Великой княгини русскому языку, приоткрывающий читателю некоторые страницы образа ее жизни, путь ее духовных исканий и постижений. Здесь можно видеть отражение непосредственного религиозного взгляда на мир Елисаветы Феодоровны, ее особое отношение к Палестине и Святому Граду, куда все устремлялись в поисках последней истины. Здесь так очевидно предпочтительное отношение к поэтам и писателям, остававшимся верными самим себе. Семнадцать тетрадей свидетельствуют о ее отношении к святой мощи русской поэзии, и к обиходным оборотам речи, необходимым в повседневном общении, и к русским романсам, ставшим хрестоматийными, и, конечно, о любвеобильном, благодарном внимании к людям, с которыми Великая княгиня постоянно встречалась. 3.3. Колокола рая Значительное место в петербургской жизни Елисаветы Феодоровны занимали музыкальные встречи при дворе Государя, в которых Великая княгиня принимала участие и до и после переезда в Москву. Этой теме в августе 1912 г. в газете «Музыкальная Америка» была посвящена интересная, весьма информативная статья «Музыкальная жизнь при дворе царя», где сообщалось о том, что русская императорская семья серьезно увлекается музыкой и глубоко заинтересована в развитии музыкальной культуры в России. О серьезности отношения к музыке говорит тот факт, что некоторые представители Дома Романовых написали ряд очаровательных романсов и фортепианных произведений, которые в первое десятилетие XX в. были опубликованы в виде отдельного сборника, эксклюзивно, в количестве 25 экземпляров, и разосланы любителям музыки из королевских семей Европы, что стало маленькой тайной двора.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Тверская группа Общества строила свою деятельность в русле тех же ценностных установок и принципов, что и остальные группы: то же внимание к жизни Русской Православной Церкви. Вместе с тем в приютах этой группы развивалось особое отношение к чтению (здесь была организована хорошая библиотека). Дети Тверского приюта два летних месяца проводили на берегу Волги в имении В.А. фон Дервиз или возле города Романов-Борисоглебский — в колонии фабрики, которой руководил А.И. Штуцер. Эти летние поездки детей финансировались Н.Ф. Михайловым при содействии Ю.И. Михайловой. Большим подспорьем в развитии благотворительных организаций Великой княгини Елисаветы Феодоровны в первые годы их существования был журнал «Детская помощь», издававшийся протоиереем Г.И. Смирновым-Платоновым. Однако со стороны сотрудников «Детской помощи» некоторые позиции Совета Елисаветинского благотворительного общества вызывали возражения. Ставился, например, вопрос об односторонности при отборе детей в благотворительные учреждения (мол, почему только законнорожденные дети принимались?). Князю Урусову от имени Совета Елисаветинского общества пришлось писать в Московские епархиальные ведомости, разъясняя ситуацию по этому вопросу. Князь отмечал, что Воспитательный дом в Москве призревает в год примерно 16 тыс. незаконнорожденных детей и отказывается принимать законнорожденных детей беднейших родителей. Тем значительнее выглядит работа Елисаветинского благотворительного общества . Но это и ряд других разногласий, обусловленных незнанием реальной ситуации, не затмевали той полезной информационной поддержки детскому благотворительному движению, которую осуществлял журнал. Со страниц этого журнала читатели и прежде всего организаторы детских приютов Обществ, руководимых Великой княгиней, получали информацию об основных циркулярах Общества, о первых шагах детских приютов Елисаветинского благотворительного общества и об отчетных собраниях этого Общества; о воспитании и образовании слепых детей в России; об Арнольдовском училище для глухонемых детей; о первых московских яслях, учрежденных издателем этого журнала Смирновым-Платоновым совместно с М.Н. Смирновой и принятым под августейшее покровительство московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича; о пожертвовании им большой суммы денег на создание дешевой народной чайной на Хитровом рынке; о больницах-приютах для неизлечимых больных детей в Англии. Здесь регулярно публиковалась хроника русской и иностранной благотворительности, хроника епархиальной благотворительности .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

4.32.4.               Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой зеленого цвета, на которой слева - двухцветная красно-белая полоса по образцу источников на архиерейской мантии. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.32.5.               Медаль " Патриаршая благодарность " носится на левой стороне груди и располагается среди прочих медалей согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.32.6.               Медалью " Патриаршая благодарность " награждаются клирики и миряне в благословение за усердные труды на благо Святой Церкви. 4.33.  Положение о медали преподобномученицы Елизаветы Феодоровны 4.33.1.               Медаль преподобномученицы Елизаветы Феодоровны учреждена указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода У-01/11 от 11 февраля 2016 года. 4.33.2.               Медаль преподобномученицы Елизаветы Феодоровны имеет одну степень. 1)      Медаль имеет форму круга золотистого цвета с узким выпуклым рантом по краю, в центре медали - рельефное изображение преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. Изображение поясное, правая рука святой поднята до груди, в левой руке - символический храм. По сторонам, на уровне плеч, - стилизованная надпись: у правого плеча - ПРПДБНОМЧНЦА, у левого - ÊЛICABETA. Над изображением святой по окружности расположена надпись: ЗА ЖЕРТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ И ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма " ПЕ " (Преподобномученица Елисавета), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых венков. Под монограммой располагается номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой. Колодка имеет форму трапеции, внизу которой располагается бант. Лента в колодке шелковая муаровая, белого цвета, с двумя узкими полосами оливкового цвета по обеим сторонам. Материалы: латунь, никель, золочение. Диаметр медали: 35 мм. На оборотной стороне колодки - приспособление для крепления.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

«Только вера в Бога, сердечная, крепкая, и молитва спасут нас, утешат и все разрешат. “Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня, чтобы мне прозреть” – вот вопль души нашей, который, исходя от всего сердца, будет услышан, непременно будет услышан Спасителем, и мы ясно почувствуем ответ Его: “Прозри: вера твоя спасла тебя”». В июне 1906 года священник Митрофан Сребрянский вместе с поредевшим, но не сломленным своим полком вернулся в Орел, где их «с великой любовью встретили несметные толпы народа…» Как ни помрачила иные умы смута – умели тогда еще в России любить и ценить своих защитников. Елисавета Феодоровна пригласила его стать духовником устраиваемой ею Марфо-Мариинской обители На торжества по случаю возвращения черниговцев с Дальнего Востока в Орел прибывает Ее Высочество – великая княгиня Елисавета, пережившая уже страшную смерть мужа, подошедшая к решающему повороту всей своей жизни. Это их вторая встреча – великой княгини и протоиерея Митрофана, который отныне носит свой наперстный крест на георгиевской ленте, – такова его награда за служение на поле брани. Общались ли они лично тогда в Орле – не знаю, но через два года великая княгиня объявила своего рода конкурс на оптимальный проект устроения женской обители милосердия (аналогичных в России до той поры не было) и ее устава. И выбрала проект, поданный именно орловским полковым батюшкой. И пригласила его в Москву – стать духовником устраиваемой ею Марфо-Мариинской обители. Его очень любили в Орле. И он любил свою орловскую паству. Сделать выбор было совсем нелегко. Понадобились и особые знаки Божии, и совет старца – Алексия Зосимовского (Соловьева). Наконец, важнейшее решение было принято, и Сребрянские перебрались из Орла в Москву. Отец Митрофан стал не только настоятелем храмов, но и личным духовником великой княгини, близким ей человеком. Елисавета Феодоровна писала о нем Николаю II: «Он исповедует меня, окормляет меня в церкви, оказывает мне огромную помощь и подает пример своей чистой, простой жизнью, такой скромной и высокой по ее безграничной любви к Богу и Православной Церкви. Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что он скромный, чистый и человек Божий, Божий слуга в нашей Церкви».

http://pravoslavie.ru/159462.html

Когда началась русско-японская война, Елисавета Феодоровна немедленно занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились над швейными машинами и рабочими столами. Огромные пожертвования поступали со всей Москвы и из провинции. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат. Великая княгиня отправляла на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения. Лично от себя посылала Евангелия, иконки и молитвенники. На свои средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов. В Москве она устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте. Но русские войска терпели одно поражение за другим. Война показала техническую и военную неподготовленность России, недостатки государственного управления. Началось сведение счетов за былые обиды произвола или несправедливости, небывалый размах террористических актов, митинги, забастовки. Государственный и общественный порядок разваливался, надвигалась революция. Сергей Александрович считал, что необходимо принять более жесткие меры по отношению к революционерам и доложил об этом императору, сказав, что при сложившейся ситуации не может больше занимать должность генерал-губернатора Москвы. Государь принял отставку и супруги покинули губернаторский дом, переехав временно в Нескучное. Том временем боевая организация эсеров приговорила великого князя Сергея Александровича к смерти. Ее агенты следили за ним, выжидая удобного случая, чтобы совершить казнь. Елисавета Феодоровна знала, что супругу угрожает смертельная опасность. В анонимных письмах ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участь. Великая княгиня тем более старалась не оставлять его одного и, по возможности, повсюду сопровождала супруга.

http://pravoslavie.ru/27200.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Цель «Белого цветка» - пробудить в людях желание помогать другим 16.05.2014 469 Время на чтение 10 минут В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны - основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, преподобномученицы, пострадавшей от рук революционеров в 1918 году. К этому событию приурочено немало торжественных мероприятий. В их числе - благотворительный праздник «Белый цветок» , организуемый в стенах Марфо-Мариинской обители православной службой помощи «Милосердие». О том, чем запомнится этот праздник москви чам, а также о современных делах милосердия, нашему корреспонденту рассказала настоятельница обители монахиня Елисавета (Позднякова). Монахиня Елисавета (Позднякова) - Матушка Елисавета, Марфо-Мариинская обитель заслуженно считается сердцем благотворительной жизни столицы. Расскажите, почему? - Та слава, которая у нас есть сейчас, - это заслуга не современной жизни обители, а ее основательницы - великой княгини Елисаветы Феодоровны . Это слава той святости, к которой она была причастна почти 20 лет. Поэтому в сердцах людей очень прочно укрепилась ассоциация названия Марфо-Мариинской обители с местом, где милосердие проявляют ко всем, без каких-либо условностей. И, конечно, это место всегда связано с именем великой княгини. - Всегда ли обитель была сердцем благотворительности? - Обитель пережила разные времена, как и вся наша Россия. Сейчас обитель возрождается. В ней, как и прежде, живут сестры, которые стремятся следовать по стопам великой княгини и хотят быть наследницами ее милосердного служения, возрождается духовная жизнь обители. - Служба помощи «Милосердие» уже в четвертый раз проводит «Белый цветок». Чем запомнится праздник гостям в этом году? - Каждый «Белый цветок» - это очень яркий и радостный праздник. В этом году мы особенно счастливы потому, что Литургию в этот день возглавит Святейший Патриарх Кирилл, отчего наш праздник станет торжественным вдвойне. Еще одна особенность нынешнего «Белого цветка» в том, что на этот раз мы приглашаем не только людей, которые готовы пожертвовать деньги, но и тех, на кого собранные средства будут истрачены. Поэтому у нас будет отдельная программа для детей-инвалидов с мастер-классами и играми.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010