Прибыв в скит поздним зимним вечером, паломники направились в гостиницу, сиявшую огнями. По случаю праздника гостиница была переполнена паломниками, но впечатление оставалось такое, будто в ней никого не было. Суета и шум, царящие в других монастырях, здесь совершенно отсутствовали. В церкви, где в это время совершалась служба, преобладали росписи светлых тонов, выполненные московскими живописцами по офортам академика Шмакова. Великолепно звучали два хора. Устав службы в скиту был самый строгий, так называемый оптинский. На следующее утро путники увидели зачаток скита: два шалаша, переплетенные еловыми сучьями. На одном из них возвышался крест. В этой бывшей церкви стоял алтарь, перед которым возносились горячие молитвы к Богу. Вера не обманула их: маленький скит быстро рос, креп и обустраивался. Насельники скита, ожидая приезда Елисаветы Феодоровны, в 1913 г. выстроили для нее скромный, уютный домик. Перед домиком разбили благоухающий цветник. Все посетители этого удобного, простого домика отмечали удивительную атмосферу духовного уюта, позволяющую забыть о мирской суете и тяготах жизни. Высокая покровительница скита отметила в душе и возлюбила новый скит, а также устроителя его, старца Герасима. Паломник Г. Тулин вспоминал, как после посещения скита вместе с братом Николаем они вышли в святые ворота и по лесной дороге направились к пчельнику, устроенному отцом Герасимом. Через две версты показался пчельник, за которым ухаживал малоросс, бодрый, крепкий старик. Он там жил зиму и лето, в лесной избушке, один. И лишь перед большими праздниками приходил в скит — приобщаться Св. Тайн. За оградой скита построены домики, которые отец Герасим сдает летом как дачи благочестивым семьям. Рядом со скитом выстроен кирпичный завод и скотный двор. Устройству и украшению Сергиевского скита способствовала личность старца Герасима. Всем известны были его подвижнически строгая жизнь, неустанный труд, глубокая вера. Множество людей приходило к старцу Герасиму за вразумлением в пору горестных событий жизни.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Частная Б., начало к-рой было положено во 2-й пол. XVIII в., получила особенное развитие во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: в 1861-1899 гг. было основано 95% всех об-в и 82% всех благотворительных заведений. В 1781 г. частным лицам официально было разрешено открывать благотворительные заведения, в 1862 г. право санкционирования благотворительных заведений было передано от императора Министерству внутренних дел. К кон. XIX в. 75% средств, израсходованных на Б., были частными, 25% принадлежали казне, земствам, городам, сословным учреждениям, церквам. Первоначально среди жертвователей и меценатов преобладали аристократия и дворянство. В 1802 г. кн. Д. М. Голицын завещал ок. 1 млн р. на строительство и содержание Голицынской больницы в Москве (ныне 1-я Градская), в 1807 г. гр. Н. П. Шереметев построил в Москве Странноприимный дом (ныне Ин-т скорой помощи им. Н. В. Склифасовского). С развитием частной торговли и промышленности Б. стали заниматься купцы и предприниматели. Значительная часть капитала в дореволюционной России находилась в руках старообрядцев, мн. старообрядческие семьи были известны тем, что их представители были не только промышленниками, но и крупнейшими благотворителями. Морозовы строили богадельни и больницы (Морозовская больница), на их средства был создан МХАТ, Музей западного искусства. К. С. Солдатёнков собрал коллекцию картин и подарил ее Румянцевскому музею, завещал капитал на сооружение больницы (ныне им. М. П. Боткина) и на основание ремесленного уч-ща для подготовки фабричных рабочих. Благотворительные заведения носили, как правило, имена своих создателей: Бахрушинская больница, Алексеевские глазная и психиатрическая больницы, Рукавишниковский и Мазуринский приюты. Владельцы торгово-промышленных предприятий тратили средства на родильные дома, ясли, детские сады, школы, больницы, приюты для своих рабочих и членов их семей. Вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна в лазарете Марфо-Мариинской обители. Москва. Фотография. 1915 г. Вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна в лазарете Марфо-Мариинской обители. Москва. Фотография. 1915 г.

http://pravenc.ru/text/149333.html

Елисавета Феодоровна сердечно относилась к тяжело больным слугам, от которых отказывались бывшие хозяева и родственники. Ее главная цель состояла в том, чтобы дать немного комфорта и радости людям, которых отказывались принимать больницы, и им ничего не оставалось, как умирать в ужасной нищете. За этими бедными людьми ухаживали сестры в светлом доме с большим садом, где больные часто выздоравливали, и Великая княгиня помогала им в этом. Но нередко они умирали, поручая близких своей благодетельнице. Часто умирающая мать говорила Великой княгине: «Мои дети больше не мои, они Ваши, ибо у них в мире нет никого, кроме Вас!» . Все свое богатство Великая княгиня разделила на три части. Одну часть вернула Русскому Императорскому Дому. Вторую — распределила между близкими. Третью — обратила на дела милосердия. На свои личные нужды тратила крайне мало денег, носила скромную одежду, чтобы быть незаметной. Огромные средства и силы Елисавета Феодоровна и ее обитель отдавали детям. В годы Первой мировой войны здесь не только выхаживали воинов, но и заботились о детях, которых перевозили в Москву из тех мест, где велись военные действия. В этой связи в начале августа 1915 года Великая княгиня пригласила в Марфо-Мариинскую обитель настоятельниц московских женских монастырей. На этом совещании было принято решение, что Турковицкому Холмскому женскому монастырю Марфо-Мариинская обитель предоставит только что выстроенный дом в Денежном переулке для размещения там 300 детей. В октябре 1915 года там был освящен храм св. Елисаветы . В деятельности Марфо-Мариинской обители особо привлекает стратегия отношения Великой княгини к воспитанию детей из зажиточных семей. В.Ф. Джунковский вспоминает, что вслед за лазаретом в одном из домов обители открылся кружок «Детская лепта». Цель кружка состояла в том, чтобы дети состоятельных родителей с раннего возраста помнили, что есть их сверстники, которым не до роскоши, которые нуждаются в самом необходимом, и что помогать этим детям своим трудом и излишком своего имущества есть обязанность каждого христианина .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Смиряясь с решимостью Елисаветы Феодоровны, З.Н. Юсупова еще более укрепляется в своем дружеском расположении и выражает большую радость в письме к сыну из Кореиза относительно наставничества Великой княгини по отношению к нему, уверенная в том, что ее благословение сохранит сына от многого. Обращение к архивным материалам открывает еще один параметр этой близости — непрерывное благотворение З.Н. Юсуповой монастырям, храмам и отдельным священнослужителям. Об этом свидетельствует обмен телеграммами с таким известным пастырем, как о. Иоанн Кронштадтский . Вот, например, телеграмма 1896 года — ответ на 361 Ее Сиятельству Графине Сумароковой (З.Н. Юсуповой): «Молюсь, да помилует и исцелит Господь болящего Феликса. Протоиер. Иоанн Сергиев» . Постоянное общение поддерживала Зинаида Николаевна с духовником Марфо-Мариинской обители о. Митрофаном Сребрянским. Видя крайнее переутомление о. Митрофана, З.Н. Юсупова приглашает его в свое крымское имение и делает все, чтобы восстановить его силы. Тронутый до глубины души заботой Зинаиды Николаевны, о. Митрофан отправляет ей письмо следующего содержания: «Ваше Сиятельство, Глубокочтимая княгиня Зинаида Николаевна! Сегодня мы с женой уезжаем из Вашего действительно „милого” Кореиза. Окруженные Вашим вниманием и заботами, вниманием и услугами Ваших служащих, мы прожили в этом воистину земном раю шесть недель, и я отдохнул, как никогда в жизни; надышался дивным воздухом, насладился зрелищем прекрасной, величественной природы! Здоровье мое восстановилось, и я еду сейчас в нашу обитель обновленным телесно и духовно. Всем этим я обязан Вам, Вашему истинно христианскому гостеприимству. Княгиня! Чем же я могу отблагодарить Вас и доброго Князя, супруга Вашего? Благ земных Вам не нужно, да я их и не имею, но я знаю, что Вам и семье Вашей, как верующей христианской очень нужны благодать Божия и небесное благословение, которые всегда посылали бы Вам, как росу небесную — здоровье и благополучие! Вот и я обещаю Вам, как священник, всегда, до последнего мгновения моей жизни молиться пред Божьим престолом о спасении Вас и семьи Вашей. Здесь ежедневно молился за Вас на моей домашней молитве и за Вашу внучку — младшую княжну Ирину. Я знаю, что Вы особенно любите ее; прошу же Вас, Княгиня, принять от меня для княжны Ирины прилагаемый образок Спасителя, как мое священническое ей благословение. Этот образок я несколько лет носил сам, и он участник всех молитв о Вас и семье Вашей. Может быть, вы найдете возможным повесить эту иконку на ее детскую кроватку…

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Нестеров в годы создания Покровского храма Обители Первая встреча Великой княгини с М.В. Нестеровым состоялась в 1900 году. Художник был приглашен в императорский дворец для ознакомления августейшей четы со своими эскизами абастуманских росписей. Когда Государь и Государыня закончили просмотр эскизов, похвалив работу художника, дверь открылась и вошла скромная, изящная, на вид совсем еще молодая, в выездном туалете, в черном с каракулевым воротником жакете Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Нестерова представили. Великая княгиня «с первых слов очаровала меня своим прекрасным, ясным лицом, простотой, оживленностью». Елисавета Феодоровна просматривает эскизы, «искренне хвалит то, что ей нравится. Прекрасное лицо ее оживляется еще больше…» . Так начиналась многолетняя дружба Великой княгини и великого русского художника. Предметом особого попечения Великой княгини было создание уникального Покровского храма обители. По поручению Елисаветы Феодоровны гофмейстер А.П. Корнилов, и.о. секретаря Великой княгини, обращается к митрополиту Владимиру с просьбой об ускорении утверждения в техническо-строительном комитете при хозяйственном управлении Святейшего Синода проекта домовой церкви по Большой Ордынке, д. 40 . Прошение А.П. Корнилова направляется митрополиту с сопроводительным письмом архитектора этого храма А.В. Щусева . Митрополит Владимир обращается в хозяйственное управление Синода с просьбой рассмотреть проект . Закладка храма была совершена в 1908 году, а в 1912 году храм был построен в древнем новгородско-псковском стиле XVI в. Храм поразил москвичей своей красотой и необычностью. Драматична история создания этого храма. В 1907 году М.В. Нестеров решил оставить Москве нечто небывалое, рассчитанное на века. И в этом смысле предложение Великой княгини о росписи Покровского храма ее обители стало благодатной, промыслительной вестью. 6 сентября 1907 года в письме из Абрамцева к своему ближайшему другу художнику А.А. Турыгину М.В. Нестеров признавался, что, несмотря на мизерность отпускаемых средств, он берется за роспись, так как здесь появилась возможность «оставить в Москве после себя нечто цельное» .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Одним их главных послушаний, как уже говорилось, было посещение бедных. Ежедневно несколько сестер отправлялись к бедным (всегда по две сестры) в разные кварталы города. Елисавета Феодоровна получала в год по 12 000 прошений об оказании помощи беднякам. Всех обездоленных сестры стремились посетить, утешить, полечить, принести в их дома радость и мир. «Но решение труднейших задач, — подчеркивала А. А. Олсуфьева, — всегда брала на себя их Великая Матушка, которая знала, что Бог умеряет ветер по отношению к смиренным и что она сама имеет силы на все. Ее душа укреплялась и расцветала в этой жизни, связанной с лишениями. Всегда спокойная и смиренная, она находила время и силы, получая удовлетворение от этой бесконечной работы» . Великая княгиня жила в комнатах светлых и чистых, отделенных от госпиталя церковью, украшенных исключительно иконами, подаренными теми, кто любил и почитал ее. На руке она носила четки. Каждую свободную минуту перебирала их, творя Иисусову молитву. Современники, посещавшие Елисавету Феодоровну в Марфо-Мариинской обители, отмечали доминирование белого цвета во всей обстановке дома. Повсюду был ситец светлых тонов. Им была обита мебель, на окнах во всех комнатах ситцевые занавески разных рисунков с изображением светлых полевых цветов. Полы устилались коврами светлых тонов. В доме было много редких цветов — зимой цветущая сирень в кадках, и тоже только белая. В церкви также светлые ситцевые занавески. Служба совершалась священником в белых, вышитых шелком ризах. Все сестры носили светлые длинные платья и белые покрывала. В письме к Николаю II Елисавета Феодоровна сообщала о характере питания сестер Обители, стремясь преодолеть слухи о якобы суровом, полуголодном существовании там. Учитывая, что работа сестер трудная, им была разрешена любая простая, здоровая пища, в том числе и мясо. Сестры любили общую трапезу, возглавляемую обычно Гордеевой. О себе Великая княгиня сообщала: «Я ем одна у себя дома, меня это устраивает, и кроме того, надо держать некоторую дистанцию, хотя мы и живем вместе… Я живу в отдельном доме…» . В этом небольшом фрагменте письма Елисаветы Феодоровны нашла выражение ее позиция относительно этики общения начальницы Обители и сестер. Здесь очевидно отрицание «уравниловки», «панибратства» в отношениях. Этот вопрос всегда решался Великой княгиней вполне определенно, что не снижало уровня духовного общения, не мешало полноценной церковной жизни.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Чтобы придать московскому генерал-губернаторству больше престижа, Александр III назначил на эту должность Великого князя Сергея Александровича, что весьма обрадовало дворянство. Раза два в год генерал-губернатор должен был давать большой прием московскому обществу. «В эту зиму Великая княгиня задумала вместо обычного раута дать в своем доме спектакль, в котором бы участвовали любители из высшего общества. Ей очень нравился спектакль Алексеева „Потонувший колокол», она смотрела его чуть ли не два раза. То ли она прослышала об устанавливающихся между мной и Алексеевым близких отношениях, то ли это было случайно, но она просила как раз его — Алексеева и меня помочь ей в этом спектакле. Заниматься любительским великосветским спектаклем у нас, разумеется, не было никакой охоты, но отказаться было невозможно» . Спектакль вышел очень удачным и оказался весьма значимым для будущего театра. Однако развитие театра тормозилось отсутствием денег, что в свою очередь ставило под вопрос развитие училища. В.И. Немировичу-Данченко было очевидно, что школа без театра — явление бесполезное, ибо воспитанники должны расти при театре, получать здесь первую сценическую практику. Немирович-Данченко принял твердое решение — если в этом году ему не удастся создать театр, свою затею со школой он оставит. Замысел он высказал директорам филармонии, но к данному заявлению они отнеслись равнодушно. Как-то во время посещения Великой княгиней училища кто-то из директоров сказал ей, что все в школе хорошо, но есть только одна небольшая неприятность — Немирович покидает школу. На это Великая княгиня решительно возразила, сказав, что она не может представить себе училища без Немировича . Этого было достаточно, чтобы все круто изменилось — развитие училища и подготовка к открытию театра с помощью ряда купцов решительно двинулись вперед. С деятельностью Филармонического общества была тесно связана работа дирекции Императорских театров конца XIX — начала XX в., возглавляемой в те годы В.А. Теляковским. Служебные дневники Владимира Аркадьевича содержат много ценных материалов, касающихся покровительства Елисаветы Феодоровны деятелям культуры Москвы.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Aller 131 jener aber, welche für die Orthodoxie mit Worten, Schriften, Lehren, Leiden, auch mit gottwohlgefälligem Leben gekämpft haben, Andenken begeht die Kirche Christi jährlich, als ihrer Verteidiger und Förderer, und ruft aus: Dem Heiligen, wohlgläubigen und apostelgleichen Kaiser. Konstantinos und seiner Mutter Helena, den orthodoxen griechischen Kaisern Theodosios dem Grossen, Theodosios dem Jüngern, Jnstinianos und den andern orthodoxen griechischen Kaisern und Kaiserinnen: ewiges Andenken! (Dreimal.) Святому Благоверному и равноапостольному Царю Константину, и матери его Елене, православным Греческим царем: Великому Феодосию, Феодосию юнейшему, Иустиниану, и прочим православным царем и царицам Греческим, вечная память! (Трижды.) – Dem wohlgläubigen und apostelgleichen Grossfürsten Wladimir, der wohlgläubigen Grossfürstin Olga und den andern wohlgläubigen Zaren und Grossfürsten, Zarinnen und Grossfürstinnen und allen aus dem Stamme der russischen Zaren und Grossftirsten Dahingeschiedenen: ewiges Andenken! (Dreimal.) – Благоверному и равноапостольному Великому Князю Владимиру, Благоверной Великой Княгине Ольге, и прочим Благоверным Царем и Великим Князем, Царицам и Великим Княжнам, и всем от рода Царей и Великих Князей Российских представльшимся, вечная память! (Трижды.) – Den gottesfürchtigsten Herren, Kaisern: Peter dem Ersten, Peter dem Zweiten, Peter dem Dritten, Paul dem Ersten, Alexander dem Ersten, Nikolai dem Ersten, Alexander dem Zweiten, Alexander dem Dritten, den gottesfürchtigsten Herrinnen, Kaiserinnen: Ekaterina der Ersten, Anna Joannowna, Elisabetha Petrowna, Ekaterina der Zweiten, Elisabetha Alexejewna, Maria Feodorowna, Alexandra Feodorowna und Maria Alexandrowna: ewiges Andenken! (Dreimal.) – Благочестивейшим Государем Императором: Петру первому, Петру второму, Петру третьему, Павлу первому, Александру первому, Николаю первому, Александру второму и Александру третьему, и Благочестивейшим Государыням Императрицам: Екатерине первой, Анне Иоанновне, Елисавете Петровне, Екатерине второй, Елисавете Алексеевне, Марии Феодоровне, Александре Феодоровне и Марии Александровне, вечная память! (Трижды.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Кузнецов, преподаватели училища во главе с директором Н.В. Глоба. От середины двора был устроен покрытый темно-голубым ковром помост до шатра, красиво задрапированного снаружи и внутри коврами и материями национальных цветов и увенчанного двуглавым орлом. В два часа дня прибыла Августейшая покровительница училища великая княгиня Елисавета Феодоровна. Встреченная директором училища Н.В. Глоба и другими лицами, Ее Императорское Высочество проследовала в шатер, где приходским духовенством при пении хора певчих было совершено молебствие с провозглашением установленных многолетий. Закладка состоялась перед окончанием молебствия. Диакон прочитал текст, выгравированный на доске, которая была заложена в основание кирпичной колонны. Первый кирпич изволила положить Елисавета Феодоровна. По старому обычаю положены были также золотые и серебряные монеты. По завершении торжества Н.В. Глоба дал Высокой посетительнице объяснения по поводу сооружаемого здания и поднес ей икону Спасителя, усыпанную драгоценными камнями. Строительство планировалось завершить к 1 августа того же года. К сожалению, училищу не довелось воспользоваться новыми помещениями. С началом войны возникла мысль об устройстве в них приюта для семей призванных воинов с тем, чтобы старшие дети могли приобретать навык в ремеслах, однако вскоре здание было передано под госпиталь Кредитного общества. В течение месяца обширное здание мастерских было переоборудовано, и к 29 сентября 1914 года было закончено обустройство помещений на 500 кроватей. 6 октября 1914 года в присутствии Елисаветы Феодоровны госпиталь Московского городского Кредитного общества был освящен. Ввиду большой нужды в койках для раненых в Москве, госпиталь в дальнейшем был развернут до штата в 1000 кроватей. Заботясь о духовных потребностях раненых воинов, Кредитное общество еще на первом году существования госпиталя трудами члена исполнительного комитета директора Строгановского училища Н.В. Глоба обратило одну из зал первого этажа в молитвенное помещение наподобие церкви древнего убранства.

http://sobory.ru/article/?object=26782

От Комиссии было разослано обращение к благочинным московских храмов, где разъяснялся выработанный и утвержденный порядок церковного сбора. Кроме того, Е.Ф. Джунковская имела личную беседу о церковном сборе на заседании благочинных с преосвященным Парфе-нием, епископом Можайским. Митрополит Московский Владимир, ознакомившись с целью и порядком сбора, благословил его начало. В свою очередь Великая княгиня Елисавета Феодоровна поручила Особому комитету обратиться ко всем настоятелям и старостам храмов, прося их оказывать уполномоченным и сборщикам возможно большее содействие в сборе. Обращение Ее Императорского Высочества всколыхнуло православную Россию и удвоило церковный сбор. В процессе сбора пожертвований и особенно в ходе транспортировки грузов на Дальний Восток было много трудностей. Отправляя материалы в столь далекое путешествие, необходимо было учитывать стоимость упаковки и количество предметов в каждом тюке, рассмотрение вопросов удобства доставки груза в лазареты и на театр военных действий, сделать все возможное для максимального предотвращения ошибок. И все же, в силу ряда обстоятельств, случались промахи, которые приходилось немедленно преодолевать. Так, Маршанский и Зарайский полки 17-го корпуса, входившего в состав войск Московского военного округа, оказались на передовых позициях без соответствующей экипировки. Великая княгиня Елисавета Феодоровна дала указание срочно экипировать эти полки. Задание было выполнено в течение двух недель. Следует специально отметить, что снабжение этого корпуса и отправка походных кухонь производились за счет средств Великого князя Сергея Александровича. Не менее сложной оказалась задача снабжения войск 17-го корпуса, уходившего на Дальний Восток из Московского военного округа, непромокаемыми накидками. Дело это было новым и для интендантства в целом и для Кремлевского склада в частности. И тем не менее, распределив заказ между несколькими фирмами, в течение месяца склад справился с решением этой задачи. 37 тыс. непромокаемых накидок были отправлены на Дальний Восток и еще 4 тыс. посланы вслед ушедшим войскам .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010