Основные моменты видимой составляющей Таинства Елеосвящения (Соборования) - семикратное помазание освящённым елеем частей тела больного (лба, ноздрей, щёк, губ, груди и рук). Каждое из семи помазаний предваряется чтением Священного Писания, молитвой об исцелении болящего и о прощении его грехов. Непосредственно при помазании читается молитва веры; на голову приступившего к Соборованию возлагается Евангелие вниз письменами; в заключение читается разрешительная молитва от грехов. Внешняя обрядовая сторона священнодействия в то время, когда создавался тургеневский роман, была известна каждому православному. Возможно, поэтому автору не представлялось необходимым изображать картину Соборования Базарова во всех деталях. В то же время Тургеневу в свойственной ему манере писательской деликатности и человеческой чуткости удалось прикоснуться к сокровенной сущности Таинства, его духовному наполнению. Невидимое действие благодати Божьей, подаваемой в Таинстве Елеосвящения, заключается в том, что соборующийся исцеляется от порождений греха, получает духовное подкрепление и очищение. В романе «Отцы и дети» приходской священник, совершая Таинство от лица собора, по всей видимости, строго придерживается развёрнутого канонического чинопоследования. Об этом свидетельствуют приведённые выше слова Тургенева: «Отец Алексей совершил над ним обряды религии» (7, 183). Важно обратить внимание на форму множественного числа: «обряды». Для адекватного постижения смысла эпизода необходимо учесть, что Соборование тесно соединяется с другими православными Таинствами - Покаянием (исповедью) и Причащением Святых Христовых Тайн. Если Соборование совершается дома у тяжело больного или умирающего, то вначале, как правило, следуют Исповедь и Причащение, чтобы болящий - ввиду явной опасности близкой смерти - успел принять последнее напутствие как залог вечного блаженства. Следует подчеркнуть, что Причастия не бывает без покаянной исповеди. В то же время исповедаться человек может, только находясь в здравом уме и твёрдой памяти. Единственное требование Церкви, напутствующей умирающего, чтобы тот находился в сознании. Над больными в безсознательном состоянии Причащение не совершается. Так, в тургеневском «Рассказе отца Алексея» священник вспоминает о смерти своего сына без покаяния: «А как слёг Яков, сейчас в безпамятство впал, и так, без покаяния, как безсмысленный червь, отошёл от сей жизни в вечную...» (9, 131).

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/24/...

Если больной умер по нерадению окружающих его без напутствования Святыми Тайнами, то виновные в неизвещении священника отлучаются от Причастия Святых Тайн на более или менее продолжительный срок, судя по мере их вины и по нравственному их состоянию § 116]. Соборование в больнице Приуготовление к таинству Соборования Место Елеосвящение должно быть совершаемо или в больничной церкви, если больной может оставить одр, или вне церкви, в больничной палате. Подготовительные действия При совершении Таинства Елеосвящения устанавливается чистый стол и на нем блюдо с пшеницею (за невозможностью же иметь пшеницу употребляется рис). Вверху пшеницы ставится кандило праздное (сосуд), в который вливаются елей и вино. Около сосуда с елеем и вином водружают в пшеницу семь стручцов, обвитых бумагою (хлопчатою) к помазанию. Обыкновенно сюда же (между стручцами) вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагаются Евангелие и крест. Священник в фелони становится около стола, и все присутствующие зажигают свечи. Предстоящий священник, покадив вокруг стола с четырех сторон и всех стоящих, полагает начало с. 710–711]. В больнице каждение и облачение в фелонь можно опустить из-за практических неудобств. Больной пред совершением над ним Елеосвящения должен быть приготовлен к нему Исповедью или Покаянием § 127; 22]. В случае же смертной опасности он должен быть также и причащен Святыми Тайнами пред Елеосвящением с. 445–448]. В современной церковной практике Соборование больного на дому или в больнице обычно совершается одним священником. Церковные правила В больнице это Таинство может быть совершено и одним священником, но с тем, чтобы он совершал оное от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть с. 69]. В этом последнем случае один священник совершает Таинство силою всей Церкви, которой он есть служитель и лицо которой собой представляет, ибо вся власть Церкви содержится в едином священнике с. 382–383]. Елеосвящение должно быть совершаемо только над больными и притом больными опасно правило 163].

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennik-v...

В каких случаях и для чего совершается последование таинства Елеосвящения или Соборования? Оно совершается обыкновенно над больными, для получения им от Бога исцеления от болезни и прощения грехов. Как совершается это последование? У больного в доме семь священников, а если нет семи, то три, два, даже и один, освящают елей, или деревянное масло, т. е. читают над ним молитвы и благословляют его. Потом этим елеем семь раз помазывают больного и молят Бога, чтобы Он излечил больного от болезни как телесной, так и душевной (т. е. от грехов). В это время нисходит на больного Дух Св. и если не всегда подает ему выздоровление, то всегда исцеляет его от болезни душевной. Какие обряды мы видим при совершении таинства Елеосвящения или Соборования? При совершении таинства Елеосвящения или Соборования мы видим: 1) обряд помазания елеем, соединенным с красным вином , и помазание семь раз и 2) обряд возложения Евангелия на голову больного . Какое значение имеет обряд помазания больного семь раз елеем, соединенным с красным вином? Это делается по подобию того, как врачевал избитого разбойниками упоминаемый в Евангелии в притчи милосердный Самарянин. Помазывают семь раз по числу даров Св. Духа, благодать которого призывается здесь для исцеления больного. Какое значение обряда возложения Евангелия на голову больного? Это – как бы возложение самой руки Спасителя, чем Он не раз исцелял больных во время земной своей жизни. Какое самое важное священнодействие в таинстве Елеосвящения? Помазание больного св. елеем при особенной молитве об его исцелении. Повторяется ли таинство Елеосвящения? Елеосвящение, как врачевство, может быть повторяемо каждый раз, как постигает человека тяжкая болезнь. Последование освящения храма Каким образом архиерей 61 начинает освящение храма? Архиерей облачается в священные одежды, а поверх них надевает запон, или передник. Тоже делают сослужащие ему священники. Затем вносится стол с приготовленными на нем церковными вещами в алтарь, и закрываются царские двери, и архиерей с сослужащими приступает сначала к освящению престола. При освящении престола, его сначала утверждают, затем омывают, далее помазывают св. миром и наконец облачают в одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

В каких случаях и для чего совершается последование Таинства Елеосвящения, или Соборования? Оно совершается обыкновенно над больными для получения ими от Бога исцеления от болезни и прощения грехов. Как совершается это последование? У больного в доме семь священников, а если нет семи, то три, два, даже и один, освящают елей, или деревянное масло, то есть читают над ним молитвы и благословляют его. Потом этим елеем семь раз помазывают больного и молят Бога, чтобы Он исцелил больного от болезни как телесной, так и душевной (то есть от грехов). В это время нисходит на больного Дух Святой и если не всегда подает ему выздоровление, то всегда исцеляет его от болезни душевной. О чем молится священник при совершении Таинства Елеосвящения? Главным образом о прощении грехов и об исцелении больного. Какие обряды мы видим при совершении Таинства Елеосвящения, или Соборования? При совершении Таинства Елеосвящения, или Соборования, мы видим: 1) обряд помазания елеем, соединенным с красным вином (помазание семь раз); 2) обряд возложения Евангелия на голову больного. Какое значение имеет обряд помазания больного семь раз елеем, соединенным с красным вином? Это делается по подобию того, как врачевал избитого разбойниками упоминаемый в Евангелии в притче милосердный самарянин. Помазывают семь раз по числу Даров Святого Духа, благодать Которого призывается здесь для исцеления больного. Какое значение обряда возложения Евангелия словами на голову больного? Это как бы возложение самой руки Спасителя, чем Он не раз исцелял больных во время земной Своей жизни. Какое самое важное священнодействие в Таинстве Елеосвящения? Помазание больного святым елеем при особенной молитве о его исцелении. Повторяется ли Таинство Елеосвящения? Елеосвящение, как врачество, может быть повторяемо каждый раз, как постигает человека тяжкая болезнь. Последование освящения храма Каким образом архиерей начинает освящение храма? Архиерей облачается в священные одежды, а поверх них надевает запон, или передник (особенную полотняную одежду). То же делают сослужающие ему священники. Затем вносится стол с приготовленными на нем церковными вещами в алтарь и закрываются Царские врата; архиерей с сослужащими приступает сначала к освящению престола. При освящении престола его сначала утверждают, затем омывают, далее помазывают святым миром и, наконец, облачают в одежды.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Таинство Елеосвящения также не должно воспринимать как замена Таинству Покаяния . В Таинстве Покаяния человек очищается от грехов, а значит и исцеляется от нравственных недугов. В данном отношении Покаяние является самостоятельным Таинством и не требует непременного участия верующего в Таинстве Елеосвящения. Кроме того, нравственному оздоровлению способствует и участие в Таинстве Евхаристии . Здоровому (в смысле, вытекающем из послания апостола Иакова) человеку нет нужды стремиться усиливать действенность этого Таинства (как якобы недостаточную) номинальным участием в дополнительном Таинстве — Таинстве Соборования. Цитаты о Соборовании «Безосновательно мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых (а то и утаенных на исповеди) грехов. Молитвы о лежащем на одре болезни в этом случае теряют всякий смысл». митрополит Иларион (Алфеев) «Даже в глубокой старости при отсутствии болезни как таковой нельзя собороваться, ибо старость сама по себе со всеми соответствующими ей немощами не болезнь, а лишь возрастной период, ничем не отличающийся от любого другого периода жизни (младенчества, отрочества или мужества). Старики могут пользоваться свойственным их возрасту здоровьем, не испытывая болезней, и даже умирать безболезненно, от одной старости, и поэтому нет оснований в старости, проходящей без болезней, совершать Елеосвящение. Только тогда Елеосвящение сохраняет свой благодатный смысл и значение, когда старость постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние. Нельзя собороваться в виду только предстоящих в будущем опасностей, болезней или смерти. Отсюда, кстати, запрет собороваться при отправлении в опасное путешествие или на войну, а также во время повальных болезней: чумы, холеры и т.п.».

http://azbyka.ru/soborovanie-eleosvyashh...

Священный Синод Русской Православной Церкви в 2012 году в своем постановлении напомнил архипастырям и пастырям, «что в отсутствие появления или обострения тяжелых заболеваний и травм участие в этом таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании». Если священника просят пособоровать больного человека, который никогда не исповедовался или исповедовался давно, то нужно обязательно предварить Соборование исповедью. Если больной находится в тяжелом состоянии, то нужно после исповеди сначала причастить его Святых Таин, а потом приступить к таинству Елеосвящения. Если состояние больного позволяет, то лучше сначала пособоровать его, а потом причастить. При угрозе для жизни больного, совершая таинство, после возгласа нужно произнести мирную ектенью, освятить елей и с полагающейся молитвой помазать больного елеем, чтобы не опоздать хотя бы один раз совершить елеопомазание. После этого, если состояние больного позволяет, можно вернуться к началу чинопоследования и совершить все положенные священнодействия. Священный Синод на заседании 26 декабря 2012 года (См. журнал 130 заседания Священного Синода 26 декабря 2012 года) одобрил «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору» «к употреблению в тех случаях, когда таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении». Это последование есть в новых изданиях Требника, на сайте «Патриархия.ру». Им можно пользоваться в больницах при соборовании умирающих больных и в тех случаях, когда время священника ограничено или из-за множества больных, нуждающихся в его помощи, или из-за больничного режима (например, в реанимационном отделении). Некоторые священники вычитывают опущенные в кратком чинопоследовании молитвы, тропари, новозаветные зачала до или после совершения Соборования в отсутствие больного. Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, это таинство, как правило, не совершается над детьми, а тем более над младенцами. Если человек без сознания или со спутанным сознанием и при этом никогда не исповедовался и о его вере ничего не известно, то нельзя его не только причастить, но и соборовать. В этом случае можно послужить молебен о здравии. Глава 5. Дети в больнице Что чувствует ребенок в больнице

http://azbyka.ru/zdorovie/bolnichnyj-svj...

Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после соборования человека не находит подтверждения в практике Древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны. К истории чина Елеосвящения Древнейшие русские списки чина Елеосвящения не восходят ранее, чем к XIV веку. Вот в каком виде представляется нам Елеосвящение в XIV веке, «по уставу Иерусалимскому» (надписание это в самом Требнике 1053–54). Еще накануне того дня, в котором оно должно быть совершено, начинались приготовления к нему. Пелась вечерня, но не обыкновенная, а приспособленная к Елеосвящению: ее стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне имели своим содержанием моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам на том основании, что они считались целителями телесных недугов. На сугубой ектении возглашались моления за болящего и по окончании ее: «Господи, помилуй», 50 раз. Поутру в тот день, когда надлежало совершить самое Елеосвящение, опять совершался ряд служб: так называемая агрипния, утреня и Литургия. Первая из них составляла богослужение специально о больном. Его главнейшею составной частью были каноны: «Во мраке греховном смердящими страстями уязвлен» с ирмосами «Яко по суху...»; второй канон – бессребреникам; во время канонов, после 3, 6 и 9 песней возглашались малые ектении и читались особые молитвы. Эта агрипния составляла первую приготовительную часть Елеосвящения, теперь елей был уже готов и освящен; оставалось совершить помáзание, но оно не совершалось непосредственно за агрипнией, а отлагалось до Литургии. На утрене, совершаемой обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего. Затем начиналась Литургия, на проскомидии одна из (трех) просфор предназначалась для больного. После великой ектении посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; из алтаря выходили священнослужители; предстоятель после каждения, обычного начала, великой ектении с прошениями о болящем и молитвы над елеем вливал часть елея в приготовленный сосуд; за ним, при чтении той же молитвы, делали то же самое и другие 6 священников. Священники возжигали свечи, прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 молитв. После 7-й молитвы возлагалось на голову больного Евангелие, и священники возлагали свою правую руку. Затем следовало продолжение Литургии. Самое помазание происходило в конце Литургии, после «Отче наш». Больной помазывался 7 раз от каждого священника особо, причем 7 раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес», а на клиросе пели стихиры. Этим и оканчивалось Елеосвящение. По всей вероятности, больной на той же Литургии приобщался Святых Таин, хотя на это и нет прямых указаний в чине.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этот цикл, которым начинается любое чинопоследование, называется обычным началом. В чинопоследовании елеосвящения оно встречается дважды: в самом начале и после канона. Оказывается, в древности канона не было, а совершалась какая-то церковная служба, — литургия, но, скорее всего, вечерняя служба или утренняя, — а потом совершалось елеосвящение. Есть списки, в которых елеосвящение помещается в начале литургии, после «Благословенно Царство», еще до пения антифонов. Мирная ектения, елеосвящение, а потом уже те, кто пособоровались, причащаются за литургией. Когда это таинство присоединяется к литургии, включается в храмовый молитвенный круг, то, естественно, оно совершается уже не только над тяжелобольными. И понимается оно уже в смысле таинства очищения, — духовного исцеления. Поэтому оно совершается Великим Постом, в те периоды, когда особенно мы заботимся о покаянии. Так, в древних чинах есть сведения о том, что таинство совершалось в Страстную седмицу, — в Великую Пятницу или Великую Субботу. Те, кто прошел пост, приходили и здесь как бы заканчивали, дополняли свой постный подвиг таинством соборования. Полностью очистившись от всех ведомых и неведомых грехов, приступали к Пасхальному торжеству. Конечно, когда понимание таинства расширяется и получается, что оно нужно не только телесно больным, в нем начинают участвовать многие и таинство начинает совершаться над многими людьми в храме. То есть вовсе не только в наше время выдуман этот способ совершения таинства. Он был известен в глубокой древности, но потом наступает эпоха секуляризации таинства, т.е. отделения, выделения его. Это слово вам необходимо знать и понимать его смысл, потому что оно очень употребительно в богословской литературе. Говорится, например, об отделении Церкви и от Церкви, выделении из Церкви, скажем, искусства. Раньше искусство было церковным, потом оно выделяется из Церкви, становится независимым. Школа отделяется от Церкви. И не только от Церкви. Скажем, жизнь, даже церковная, очень часто в какой-то мере отделяется от литургии.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010