Вячеслав Пономарев Таинство Елеосвящения (Соборование) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Другое название Таинства ЕлеосвященияСоборование , потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется еще «Святым елеем», «Елеопомазанием 73 » и «Молитвомаслием», а также «Маслособорованием», – по собранию, «собору» пресвитеров, его совершающих. Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина , «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих». Основными моментами видимой стороны Таинства Елеосвящения являются : 1) семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Каждое из семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов; 2) молитва веры, произносимая священником при помазании болящего; 3) возложение на главу больного Евангелия письменами вниз; 4) разрешительная молитва от грехов. Невидимое действие благодати Божьей , подаваемой в Таинстве Елеосвящения, состоит в том, что

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих? Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

http://pravmir.ru/soborovanie-kak-gde-ko...

Многие тысячи больных поднялись на ноги после Соборования, но много и таких бывает случаев, какой указан выше. Тайна подобных явлений известна одному Богу. Но и здесь Господь не «жесток», как говорят некоторые, а проявляет Свою непостижимую Премудрость, исходя опять из благих целей. Но какой сильный козырь даётся в руки диавола! Четвертая глава Дракона Древнего обрушивается сильной хитросплетённой ложью против святого Таинства Соборования. Эта ложь, гнуснейшая, вымышленная, как грязный вонючий поток заражает человеческие души, особенно слабые верой, и тысячи противных мыслей подрывают достоинство и святость Соборования. Петровна У нашей сельской старушки Петровны о Таинстве Соборования (Елеосвящения) иное мнение. – Что там Соборование? – громко кричит она, умышленно, чтобы люди её слышали. – Какое это Соборование, когда один поп придёт, да за всех и отсоборует. Знаете, почему оно так называется «Соборованием?» – спрашивает она у рядом стоящего парня, который учится в семинарии. – Потому что это Таинство долго совершается «собором» священников, не менее семи, так как читается семь Евангелий и семь Апостолов, – ответил парень. – Ну, а у нас что делается? – подхватила Петровна. – Придёт один батюшка, да и тот пьяный. И соборует больного. Да разве больной выздоровеет? Он скорее ещё больше заболеет, а то и умрёт. – Ну, полно тебе, Петровна, – одёрнула старуху дру­гая женщина, – ты рассуждаешь, как баптистка или совсем неверующая.– Да как же, Маргарита Васильевна, ведь святые отцы установили, чтобы Соборование совершали не один, а семь священников, да и Писание святое также говорит. Маргарита Васильевна – женщина не безграмотная, она сама читала Послание святого Апостола Иакова. И место, где пишется об установлении святыми Апостолами Таинства Соборования, хорошо помнит. – Вот как раз в святом Писании-το и сказано, – пояснила она Петровне, – что святые Апостолы не говорят о семи священниках, а пишут так: «Болен ли кто из вас, да призовёт пресвитеров церковных, и пусть помолятся над ним, помазавше его елеем во имя Господне» ( Иак. 5, 14 ). Как раз здесь говорится не о семи священниках, а сколько возможно позвать: семь, пять, три, а то и одного. А так как у нас в селе только один батюшка, а другое село за 50 километров, где служит другой священник, то где же их собрать семь человек? Вот один и совершает. А Господь и одного слышит и исполняет его молитву, если это угодно Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов. Чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием таинства Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей»//  http://mospat.ru/archive/2004/12/26083/ . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Кирилл 12 декабря 2020, 14:09 Ошибка автора состоит в цитате прот. М. Архангельского: " В покаянии подается отпущение всех исповеданных грехов " ! В реальности в Таинстве Покаяния подается отпущение ВСЕХ грехов, а не только произнесённых. Для этого достаточно посмотреть текст разрешительной молитвы священника. р.б. Анна 10 марта 2020, 12:58 Раньше каждый год во время Великого поста ходила на соборование. Действительно, нет сейчас абсолютно здоровых людей. А в этом году первый раз засомневалась, стоит ли идти, и с такими мыслями зашла на этот сайт и попалась данная статья. По поводу " прощение забытых грехов " мне непонятно, как Бог прощает то, в чем человек не покаялся? Пусть и ненамеренно? А если бы человек вспомнил " забытые грехи " , откуда гарантия, что покаялся бы? Может, кто объяснит? Помню первые шаги в храме, когда в усердии попросила батюшку отпустить " забытые " грехи, ответ был: " Этого я не могу " . А как может соборование, если нет волеизъявления человека? Александр 21 марта 2018, 23:14 Думаю стоит идти на соборование, так Господь может каснуться сердца любого человека даже полностью неверующего, и человек уверует и на исповедь пойдет и всё может перемениться в жизни 1 декабря 2017, 18:14 Всегда найдутся какие-либо грехи, которые забываются на исповеди. Приходилось слышать в начале 90-х гг., что введение в церковный обиход практики частого Соборования, было обусловлено некими обновленческими влияниями. Однако хочется сказать, что не следует отказываться от сложившейся современной практики общего Соборования. Есть разные примеры из жизни верующих людей, что это Таинство помогает не только от заболеваний как таковых, но и помогает в прощении грехов породивших эти заболевания, а также избавляет от серьезных проблем вызванных грехами, связанными с неверием и маловерием, либо другими недугами в духовной жизни или по каким-либо иным причинам не уврачеванные другими Таинствами.

http://pravoslavie.ru/108661.html

Если в течение какого-то времени елей загустеет, его надо поместить в чистую бумагу или новую льняную или хлопковую тряпицу и сжечь; полученный пепел должен быть закопан в «непопираемом месте», то есть там, где земля не затаптывается людьми или животными. Сейчас в очень многих храмах есть специальные печи для сжигания «обветшавших», то есть тех, что уже не годны для естественного употребления, святынь. Прихожанам таких храмов можно отдавать пришедший в негодность елей «на сжигание» в церковной печи. Стручцы также должны быть сжигаемы или в церковной печи, или в том же доме, где совершалось Елеосвящение. Сжигать их нужно после совершения богослужения. С пеплом поступают так же, то есть закапывают его в «непопираемом месте». О приступающих к Таинству Елеосвящения К Таинству Елеопомазания могут приступать при определенных условиях все христиане православного исповедания, достигшие семи лет. Таинство не совершается 1) над больными , находящимися в бессознательном состоянии ; 2) над буйными психическими больными; 3) священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой . Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Сейчас широко практикуется совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем. Таинство над больными людьми обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. Когда Соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается последование о исповедании, затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Таин. В случае смертельной опасности, сразу после Исповеди совершают сокращенный чин Причащения, и если больной еще не потерял сознания, над ним совершается Таинство Елеосвящения. Оно считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в последовании части тела. При отсутствии смертельной опасности для больного Таинство Елеосвящения с Причащением Святых Христовых Таин не соединяют, хотя предварительная Исповедь при этом желательна. О месте и времени совершения Таинства

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Однако для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея. Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием одним елеем. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. В чинопоследовании Таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и, как следствие этого, исцеление от болезней. Священнику следует искоренять в своей пастве воззрения на Таинство Елеосвящения, противоречащие учению Православной Церкви. Сюда относятся, например, мнения, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда нельзя употреблять мясную пищу, поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. п. Эти суеверные вымыслы подрывают веру в благодатную силу Таинства и приносят большой вред духовной жизни. Кроме того, следует объяснять прихожанам, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных для врачевания наших болезней. Когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается последование о исповéдании, затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14), и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается Таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектении «Миром Господу помолимся...» Таинство считается совершенным, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года священник Александр Богдан Соборуемся по правилам Во время Великого поста во многих храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало брошюр и статей. Хочется рассказать о практической стороне Таинства. А зачем на самом деле нужно собороваться? Очень хорошо по этой теме выразился протопресвитер Александр Шмеман : «Но мы знаем, – пишет он, – что всякое таинство есть всегда переход и преложение… Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу». Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его. Прощаются ли в Таинстве Елеосвящения забытые грехи? Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства. Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все простится». Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются. Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи? Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи (обычно называются от последней исповеди)? Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать. Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь. Тогда что же происходит с неназванными грехами?

http://azbyka.ru/chto-takoe-soborovanie

Елеопомазание не должно преподавать здоровым на случай предстоящих в будущем опасностей, болезней, смерти, например, при отправлении в плавание по водам, в опасное путешествие по суше, на войну, во время повальных болезней (чумы, холеры и т.п.). В нашем богослужении для отправляющихся в кораблеплавание и путешествие имеются особые молебные пения. Они могут быть соединены с литургией, за которой отправляющиеся, приготовившись, могут принять Св. Тайны на потребу их предприятий, как это и выражено в молитве о причащении. Есть мнение, что Елеосвящение может быть совершено над здоровыми, но дряхлыми старцами, у которых сама старость есть болезнь. В нашей письменности мнение это появилось в первый раз в «Требнике» Петра Могилы с таким пояснением: «Хотя бы престарелые и изнемогающие от старости иного недуга и не имели». Считаем нужным заметить, что это мнение не принадлежит Православной Восточной Церкви, а буквально взято и переведено Петром Могилой из латинских источников. Сам «Требник» Могилы не канонизован Церковью к употреблению в настоящее время, а мнение о помазании безболезненных старцев не относится к существу таинства, касаясь только исполнительной его части, и потому мнение сие подлежит обсуждению с точки зрения православного Елеосвящения. Старость сама по себе, в сущности, не является болезнью. Это просто человеческий возраст, как, например, отрочество и т.п. И дряхлые старцы при весьма значительном долголетии, – например, одному русскому крестьянину было 130 лет, 114 лет было монахине в Иерусалиме, 190 лет Бюффону– могут пользоваться свойственным их возрасту здоровьем, не испытывать болезней и даже умирать безболезненно, от одной старости. Спрашивается: на каком же основании, почему и для чего в старости, проходящей без болезней, можно считать Елеосвящение обязательным или необходимым? Елеосвящение по православному чину должно совершать над верующими при их старости и дряхлости в тех лишь случаях, когда их постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние. Тогда Елеосвящение сохраняет свой благодатный смысл и значение. Пресвитеры молятся, чтобы Господь исцелил старца от постигших его недугов, телесных и душевных, и для спасения его продлил бы время его жизни при свойственном и старости здравом состоянии тела и души.

http://azbyka.ru/chto-nuzhno-znat-o-tain...

Кто дал жену Адаму? Что Бог сказал Адаму и Еве? Что нужно жениху и невесте, чтобы стать мужем и женой? Почему им нужно благословение Божие? От кого родятся дети? Кто так устроил? Почему так? Как называется грех житья без венчания? Что такое блуд? Почему блуд – грех? Как надо жить мужу и жене? Что нужно для единодушия мужу и жене? Кто дает эту милость? В чем дается благодать Божия? В каком таинстве дается благодать мужу и жене? В какое время сходит благодать? Что такое брак? Какие здесь видимые действия и какая подается благодать? Теперь мы говорили о шести таинствах, а всего их семь. Перечислим их по порядку: крещение… брак. Седьмое таинство называется елеосвящением или соборованием . Первое название происходит от слов елей и  освящение , а второе – от слова собираться . Елей – что такое? Значит, во время елеосвящения освящают деревянное масло, а на освящение его в тех местах, где священников много, собирается их несколько. Елеосвящение совершается над тяжелобольными. Иисус Христос, когда послал Апостолов учить людей вере Христовой, дал им силу исцелять всякую болезнь ; Апостолы мазали больных деревянным маслом – елеем, и многие больные выздоравливали . Значит, таинство елеосвящения установил Иисус Христос. Как милосердный самарянин в притче Спасителя возливал на раны больного елей и вино , так и при елеосвящении в елей прибавляется красное вино. Елеосвящением поэтому называется такое таинство, в котором один или несколько священников помазывают больного с молитвой елеем и вином, а Господь дает больному силу выздороветь от болезни и очиститься от грехов. Больного помазывают семь раз. Многие неправильно думают, что соборуют для того, чтобы легче было человеку умирать. Во всех молитвах при соборовании мы просим Бога, чтобы Бог дал здоровье и простил грехи больному. От каких слов происходит слово елеосвящение? Что означает словособорование? Почему так называется елеосвящение? Над кем оно совершается? Кто установил его? Что такое елеосвящение? Какую благодать дает в нем Бог? Какие в елеосвящении видимые действия?

http://azbyka.ru/deti/uroki-zakona-bozhi...

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств. – Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы? — Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава. – Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия? — Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазанит совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии ( к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

http://pravoslavie.ru/36588.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010