Совершаемое в этом Таинстве исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но и способствует изменению его мироощущения и отношения к болезням и страданиям. Цель и содержание Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе (См.: Рим. 14; 17 ). Прибегая к Соборованию, необходимо помнить, что человек все-таки смертен, и наступит момент, когда он должен будет покинуть этот мир. И часто в Таинстве Елеосвящения выявляется воля Божья о болящем: «В результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной Церкви и сокровенных путей Божьих» (А. С. Хомяков). Но и в этом случае человеку, над которым совершено Таинство, дается великий дар: его душа предстает перед своим Создателем, очищенная от сокровенных даже для себя самой грехов. Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному воздействию Божьей благодати. Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли любящего его Небесного Отца, Который нередко посылает ему телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. Почти повсеместно утвердившаяся в XVIII-XIX веках практика Соборования только умирающих в корне неверна и не соответствует пониманию Таинства в древней Церкви. Поэтому прибегать к Соборованию можно всем (начиная с семи лет) в любой болезни. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал о том, кому еще можно и нужно собороваться: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью (курсив – ред.)… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегать к Соборованию».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Чинопоследование, которое мы имеем сейчас, выработалось на Руси. Постепенно, к XVII веку, Таинство от Литургии отделяется и, вместо служб суточного круга, появляется канон. Так же и число священников – семь, – устанавливается довольно поздно. Древние рукописи не дают указаний на это число. Понятно, что собрать всех священников к больному на дом непросто, так что не запрещается совершать это Таинство другим числом священников и даже одному священнику. Важно, чтобы оно совершалось соборным сознанием, то есть один священник, совершая его, должен делать все от лица Церкви, должен стремиться достичь соборной молитвы. В XVIII–XIX вв. понимание этого Таинства на Руси, как и понимание многих других Таинств, чрезвычайно сужается и делается ущербным. Это происходит в духе общего отхода от Евхаристической жизни. Россия быстро растет, расширяя пределы, растет количество епархий, строятся все новые и новые храмы, не хватает образованных священников. Такая, часто весьма невежественная масса, имеющая очень мало образованных священников, не способна вместить в себя высокий уровень церковного сознания, поэтому все понимание церковной жизни примитивизируется, везде наблюдается уклонение к магическому пониманию церковных священнодействий. Постепенно на Руси соборование приурочивается к крайним случаям, оно начинает совершаться преимущественно над умирающими, и даже появляется убеждение, что для того, чтобы достойно умереть, надо обязательно перед смертью пособороваться и причаститься, и уже тогда – «в путь». В ХХ веке в практику церковной жизни вновь входит древнее понимание Таинства Елеосвящения. В условиях, когда Таинство Покаяния затрудняется, Таинство Елеосвящения приобретает особое значение. Происходит сближение нового времени с древними эпохами, когда в храмах совершалось общее Таинство Елеосвящения. Но всякое Таинство можно извратить, и Таинство Елеосвящения в наше время находится под угрозой. Почему так происходит? Совершить любое Таинство благоговейно, по-настоящему – это всегда подвиг, всегда очень трудно. И от священника, и от тех, кто приходит к этому Таинству, требуется подвиг веры, подвиг молитвы. А когда приходят собороваться 500 человек, ничего не понимающих, но желающих, чтобы их сейчас омыли и очистили, а им никто ничего не говорит, не объясняет, никто их не исповедует, не готовит – только записывают, дают свечки и ставят рядами в храме, то часто наступает неблагоговейное совершение Таинства. Поскольку это трудный, продолжительный чин, его сокращают, хотя по замыслу он удивительно прекрасен. Тогда, к сожалению, Таинство начинает восприниматься магически, участвующие в нем благодати почувствовать не могут, не чувствуют ни исцеления, ни оставления грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Кто дал жену Адаму? Что Бог сказал Адаму и Еве? Что нужно жениху и невесте, чтобы стать мужем и женой? Почему им нужно благословение Божие? От кого родятся дети? Кто так устроил? Почему так? Как называется грех житья без венчания? Что такое блуд ? Почему блуд - грех? Как надо жить мужу и жене? Что нужно для единодушия мужу и жене? Кто дает эту милость? В чем дается благодать Божия? В каком таинстве дается благодать мужу и жене? В какое время сходит благодать? Что такое брак ? Какие здесь видимые действия и какая подается благодать? Теперь мы говорили о шести таинствах, а всего их семь. Перечислим их по порядку: крещение… брак. Седьмое таинство называется елеосвящением или соборованием. Первое название происходит от слов елей и освящение, а второе - от слова собираться. Елей - что такое? Значит, во время елеосвящения освящают деревянное масло, а на освящение его в тех местах, где священников много, собирается их несколько. Елеосвящение совершается над тяжелобольными. Иисус Христос, когда послал Апостолов учить людей вере Христовой, дал им силу исцелять всякую болезнь[ 4 ]; Апостолы мазали больных деревянным маслом - елеем, и многие больные выздоравливали[ 5 ]. Значит, таинство елеосвящения установил Иисус Христос. Как милосердный самарянин в притче Спасителя возливал на раны больного елей и вино[ 6 ], так и при елеосвящении в елей прибавляется красное вино. Елеосвящением поэтому называется такое таинство, в котором один или несколько священников помазывают больного с молитвой елеем и вином, а Господь дает больному силу выздороветь от болезни и очиститься от грехов. Больного помазывают семь раз. Многие неправильно думают, что соборуют для того, чтобы легче было человеку умирать. Во всех молитвах при соборовании мы просим Бога, чтобы Бог дал здоровье и простил грехи больному. От каких слов происходит слово елеосвящение ? Что означает слово соборование ? Почему так называется елеосвящение? Над кем оно совершается? Кто установил его? Что такое елеосвящение ? Какую благодать дает в нем Бог? Какие в елеосвящении видимые действия?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Прихожанка. А что, разве это не так? Пресвитер. Не так. В содержании чина Елеосвящения нет даже малейшего намека на приготовление болящего к смерти. Прихожанка. Что же тогда является напутствием перед смертью? Пресвитер. Причащение Святых Таин с предварительной исповедью и разрешением грехов. «Для отходящего, – по словам святителя Феофана Затворника , – не столько потребно Елеосвящение, сколько исповедь и причащение, потому что Елеосвящение идет больному, чающему выздоровления» 486 . Прихожанка. А если человек еще не умирает, но у него уже «все» болит по старости лет? Пресвитер. Даже в глубокой старости при отсутствии болезни как таковой нельзя собороваться, ибо старость сама по себе со всеми соответствующими ей немощами не болезнь, а лишь возрастной период, ничем не отличающийся от любого другого периода жизни (младенчества, отрочества или мужества). Старики могут пользоваться свойственным их возрасту здоровьем, не испытывая болезней, и даже умирать безболезненно, от одной старости, и поэтому нет оснований в старости, проходящей без болезней, совершать Елеосвящение. Только тогда Елеосвящение сохраняет свой благодатный смысл и значение, когда старость постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние. Прихожанка. А нельзя ли им собороваться, так сказать, для профилактики, чтобы не заболеть? Пресвитер. Вот именно, что нельзя собороваться в виду только предстоящих в будущем опасностей, болезней или смерти. Отсюда, кстати, запрет собороваться при отправлении в опасное путешествие или на войну, а также во время повальных болезней: чумы, холеры и т.п. Прихожанка. Есть еще правила, не разрешающие соборовать больных? Пресвитер. Таинство Елеосвящения не может быть преподано таким больным, которые находятся в сумасшествии, лишающем разумения, какого бы возраста они ни были, и таким, которые имеют еще несовершенное сознание, к каковым причисляются младенцы до 7 лет. Прихожанка. И детей нельзя соборовать! Почему? Пресвитер. Видимо, потому, что благодать Таинства Соборования усвояется лишь при условии сознательного ее восприятия…

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

По совершении последнего, седьмого, помазания священнослужители становятся в центре и принимавшие Таинство верующие окружают их, а предстоятель, открыв Святое Евангелие, кладет его письменами на их головы и произносит молитву к Господу Иисусу: «Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресех и просящаго у Тебе нами оставление грехов, но Твою руку, крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои, держат (или: еже аз держу) на главе раба Твоего (рабы Твоея) (имярек) и молюся (с ними) и прошу милостивое и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый и Манассиину еже о покаянии молитву приемый. Сам и раба Твоего (рабу Твою) (имярек), кающагося (кающуюся) о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его (ея) прегрешения…» Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем принявшим Таинство Соборования. Затем следует краткая ектенья о милости, жизни, здравии и спасении и оставлении грехов предстоящих. Поются стихиры святым бессребреникам-целителям и Божией Матери и бывает отпуст. После этого принявшие Таинство должны трижды поклониться его совершителям со словами: «Благословите, отцы святии (или: отче святый), и простите мя, грешнаго (грешную)» (трижды) и получить иерейское благословение. Неправославный взгляд на Таинство Елеосвящения Под влиянием протестантского рационализма и западной схоластики Таинство Елеосвящения у нас стали понимать как предсмертное, «последнее помазание», или, во всяком случае, как Таинство, преподаваемое при тяжких заболеваниях, а древний обычай преподавать его раз в год в Великий Четверток или в Великую Субботу всем христианам стали или совсем отрицать как никогда не существовавший или разрешать его раз в год и только при кафедральных соборах, причем непременно в совершении самих архиереев. И до сих пор очень часто многие православные христиане приступают к Таинству Елеосвящения тогда, когда не остается уже никакой надежды на выздоровление, и человек до того измучен недугом, что не может ни разумно мыслить, ни осознать своего положения. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но важно не забывать, что каждое Таинство требует от участвующего в нем разумной, сознательной веры, желания и молитвы, чего, конечно, трудно требовать от умирающих. Поэтому нередко это Таинство не производит в болящих никакой перемены к лучшему Кстати, многие христиане считают Таинство Елеосвящения обречением на смерть, и они не обращаются к его помощи и, откладывая его со дня на день до последнего часа жизни, нередко так и умирают. Такой подход, несомненно, следует признать ошибочным и неправославным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Елеопомазание не должно преподавать здоровым на случай предстоящих в будущем опасностей, болезней, смерти, например, при отправлении в плавание по водам, в опасное путешествие по суше, на войну, во время повальных болезней (чумы, холеры и т. п.). В нашем богослужении для отправляющихся в кораблеплавание и путешествие имеются особые молебные пения. Они могут быть соединены с литургией, за которой отправляющиеся, приготовившись, могут принять Св. Таины на потребу их предприятий, как это и выражено в молитве о причащении. Есть мнение, что Елеосвящение может быть совершено над здоровыми, но дряхлыми старцами, у которых сама старость есть болезнь. В нашей письменности мнение это появилось в первый раз в «Требнике» Петра Могилы с таким пояснением: «Хотя бы престарелые и изнемогающие от старости иного недуга и не имели». Считаем нужным заметить, что это мнение не принадлежит Православной Восточной Церкви, а буквально взято и переведено Петром Могилой из латинских источников. Сам «Требник» Могилы не канонизован Церковью к употреблению в настоящее время, а мнение о помазании безболезненных старцев не относится к существу таинства, касаясь только исполнительной его части, и потому мнение сие подлежит обсуждению с точки зрения православного Елеосвящения. Старость сама по себе, в сущности, не является болезнью. Это просто человеческий возраст, как, например, отрочество и т. п. И дряхлые старцы при весьма значительном долголетии, – например, одному русскому крестьянину было 130 лет, 114 лет было монахине в Иерусалиме, 190 лет Бюффону – могут пользоваться свойственным их возрасту здоровьем, не испытывать болезней и даже умирать безболезненно, от одной старости. Спрашивается: на каком же основании, почему и для чего в старости, проходящей без болезней, можно считать Елеосвящение обязательным или необходимым? Елеосвящение по православному чину должно совершать над верующими при их старости и дряхлости в тех лишь случаях, когда их постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние. Тогда Елеосвящение сохраняет свой благодатный смысл и значение. Пресвитеры молятся, чтобы Господь исцелил старца от постигших его недугов, телесных и душевных, и для спасения его продлил бы время его жизни при свойственном и старости здравом состоянии тела и души.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Что соборование может совершаться над людьми, не распростертыми неподвижно на одре смертельной болезни, видно из того, что в Одессе, Москве и Троице-Сергиевой лавре ежегодно в страстной четверг совершается таинство елеосвящения, причем помазуется весь народ, находящийся в церкви. Точно также в строгих монашеских обителях вы найдете старцев, которые по вашей просьбе совершат над вами тайно у себя в келлии елеосвящение, когда вы скажете им, что недугуете духом и хотели бы в этом таинстве искать себе исцеления. Таким образом, область применения соборования должна быть много расширена против современных неправильных о нем понятий. Мне приходилось встречать верующих людей, которые до тридцатилетнего возраста бывали соборованы уже раза три. Я знал людей старых, над которыми это таинство было совершено семь, восемь раз. В молитвах «последования» таинства елеосвящения не говорится о смерти, а все время об исцелении и жизни. Это таинство не к смерти, а к жизни. Точно также нигде у апостола нет и следа мысли о том, что таинство елеосвящения возлагает некоторую печать отвержения от мира, чем-нибудь ограничивает отношения к миру человека, выздоровевшего после этого таинства. Все такия взгляды это народные предрассудки и недоразумения. Соборование, как и другие таинства, основанные церковью для нашей пользы, похоже на сундук с запертыми в нем сокровищами, ключ от которого находится у нас, и который мы по своей косности, лени и непониманию не хотим открыть. Соборование есть светлое таинство, укрепляющее жизнь, есть победа силы Христовой над земным разрушением. Так надо смотреть на это таинство, а не видеть в нем мрачный обряд пред смертью человека. Книга 3. Жизнь по Христу. Глава I. Картины христианской жизни Невидимые в суете, таятся в глуши святые уголки, где живут люди с такими возвышенными чувствами, что, когда узнаешь о них, то кажется, что слушаешь какую-то прекрасную, но несбыточную сказку. Один странник и молитвенник, ходивший с котомкой на плечах по России, рассказывал о встрече своей с христианской семьей, которая, кажется, умела в мирской жизни воплотить вполне идеалы-христианства.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

Фото Юлии Маковейчук Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви. Читайте также: • Про что нельзя забыть в Великий пост: 6 важных моментов • Как готовиться к соборованию? • Если больного соборовать, он умрет? • Семь таинств   Фото протоиерея Валентина Асмуса - www.pravoslavie.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/tainstvo-bolnyix-i-zdorov...

В церкви у свечного ящика негромко беседовали две женщины. Одна, помоложе, жаловалась: «Вот, болею уже давно. По врачам хожу, а толку мало. Теперь решила собороваться, знакомые посоветовали». Ее собеседница всполошилась: «Да ты что, милая, разве тебе можно? Ты ведь замужем?» – «Замужем». – «Так нельзя тебе собороваться, иначе потом спать с мужем не положено». Случайно оказавшийся свидетелем этого разговора, я счел своим долгом вмешаться. Стал доказывать, что нет никаких церковных запретов на супружескую жизнь после соборования. Слова возымели действие, и старшая из женщин сказала: «Ничего-то мы не знаем. А бабушки наговорят всякого, вот и выходит путаница». Действительно, ни с каким таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Что только не услышишь от пожилых прихожанок, мнящих себя знатоками церковного Устава! Говорят, что после соборования нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное – что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда. Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом Иисусом Христом. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы, проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их. Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Итак, елеосвящение – таинство исцеления. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегать к соборованию».

http://azbyka.ru/katehizacija/azy-pravos...

Что соборование может совершаться над людьми, не распростертыми неподвижно на одре смертельной болезни, видно из того, что в Одессе, Москве и Троице-Сергиевой лавре ежегодно в страстной четверг совершается таинство елеосвящения, причем помазуется весь народ, находящийся в церкви. Точно также в строгих монашеских обителях вы найдете старцев, которые по вашей просьбе совершат над вами тайно у себя в келлии елеосвящение, когда вы скажете им, что недугуете духом и хотели бы в этом таинстве искать себе исцеления. Таким образом, область применения соборования должна быть много расширена против современных неправильных о нем понятий. Мне приходилось встречать верующих людей, которые до тридцатилетнего возраста бывали соборованы уже раза три. Я знал людей старых, над которыми это таинство было совершено семь, восемь раз. В молитвах «последования» таинства елеосвящения не говорится о смерти, а все время об исцелении и жизни. Это таинство не к смерти, а к жизни. Точно также нигде у апостола нет и следа мысли о том, что таинство елеосвящения возлагает некоторую печать отвержения от мира, чем-нибудь ограничивает отношения к миру человека, выздоровевшего после этого таинства. Все такия взгляды это народные предрассудки и недоразумения. Соборование, как и другие таинства, основанные церковью для нашей пользы, похоже на сундук с запертыми в нем сокровищами, ключ от которого находится у нас, и который мы по своей косности, лени и непониманию не хотим открыть. Соборование есть светлое таинство, укрепляющее жизнь, есть победа силы Христовой над земным разрушением. Так надо смотреть на это таинство, а не видеть в нем мрачный обряд пред смертью человека. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2699  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010