В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Таинство Елеосвящения (Соборование) Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12–13). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Изначально Соборование – это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) .

http://pravoslavie.ru/108661.html

Таким образом, «попуская» существование физической смерти, Господь спасает человека от иной – куда большей! – опасности: Он избавляет людей от вечной смерти души. Именно таково святоотеческое понимание смысла смерти. С одной стороны, она – наказание, проклятие, неестественное для человеческой природы состояние расколотости тела и души. А с другой стороны – дар, данный Богом, чтобы остановить это бесконечное «налипание» на нас греха, уподобляющее человека не Богу, а сатане. Где же в Священном Писании мы находим богословские основания Таинства Елеосвящения? Прежде всего, мы можем припомнить отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:12–13 ). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: мы видим здесь только его прообраз. Следом за этим мы можем припомнить фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «… Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» ( Мф.10:8 ). Именно эти слова Христа и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения мы обнаруживаем в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:14–16 ). Мы видим: именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха. Наконец, следует сказать несколько слов о символическом смысле используемых в Таинстве Елеосвящения веществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Разделы портала «Азбука веры» В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк.2:3, 5 ). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:12–13 ). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение 1  для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) 2 .

http://azbyka.ru/obshhee-soborovanie-ist...

Соборование В утешение... могу предложить совет святого апостола Иакова, который говорит так: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 15 ). Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные 107 по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие (2, ч. 1, с. 80). Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагаете Таинство Елеосвящения, тогда как Таинство это необходимо в тяжких болезнях. Святой апостол Иаков пишет в Послании своем: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Таинством Елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а напротив, сестры все желают, чтобы вы особоровались, и аз грешный советую вам особороваться святым елеем, не отлагая (2, ч. 3, с. 66). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. – Изд. 2-е. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 352 с. ISBN 978-5-485-00137-7. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Елеосвящение - Таинство , в котором, при помазании тела елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства Елеосвящения, которое в обиходе обычно называется соборованием, относится к апостольским временам. В Соборном послании святого апостола Иакова говорится: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " ( Иак. 5: 14 -15). Кроме телесного исцеления, в Таинстве Елеосвящения испрашивается отпущение больному грехов - ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как самый грех - болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, в Таинстве Елеосвящения отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди !), к примеру - по причине своей малозначимости, однако совокупность этих грехов, которые не отпущены человеку в Таинстве Покаяния , может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, - заболеваний телесных. Итак, Елеосвящение - Таинство исцеления. Православный писатель XIX века Е.Поселянин писал: " Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, - я могу прибегать к соборованию " . Таинство Елеосвящения именуется соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь - символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия , повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином - то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником - с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

http://drevo-info.ru/articles/371.html

После этого он нашел записку, где было указано, где спрятаны украденные у него деньги. Их украл его доверенный приказчик, который сопровождал его к Семену Климовичу и присутствовал при беседе с ним. Благодатные слова праведника, исполненные страха перед Богом, оживили и спасли сразу две души — купца и его приказчика.  Глава 27 ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ Молитва веры исцелит болящего... и если он соделал грехи, простятся ему. Иак. 5, 15 Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены в силу нашей духовной слепоты. В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с Таинством елеосвящения или, как его часто называют, «соборования». Это Таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Таким образом, в Таинстве елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела. Некоторые из нерадивых христиан, пренебрегая Таинством Церкви, по нескольку и даже по многу лет не бывают на исповеди. И когда сознают ее необходимость и придут на исповедь, то им, конечно, трудно вспомнить все грехи, за много лет соделанные. В этих случаях Оптинские старцы всегда рекомендовали таким раскаявшимся христианам принять участие сразу в трех Таинствах: исповеди, елеосвящения и причащения Святых Таин. Некоторые из старцев считают, что в Таинстве елеосвящения могут участвовать через несколько лет и не только тяжелобольные, но и все ревнующие о спасении своей души. Вместе с тем следует указать, что тем христианам, которые не пренебрегают достаточно частым Таинством исповеди, Оптинские старцы не советовали собороваться без наличия серьезного заболевания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

1 декабря 2017, 18:09 В Соборном Послании Святого Апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Как видно их Послания, там не учитывается критерий «тяжести заболевания», а просто указывается на факт заболевания. Прибегать к церковным Таинствам нужно благоговейно, по-возможности подготовленным, но также необходимо учитывать, что так называемой «полной подготовки» не бывает. Не встречаются сейчас также абсолютно здоровые люди, которым указанное Таинство Соборования полностью «противопоказано» (!)? Александр 30 ноября 2017, 20:08 Тема конечно злободневная. Сейчас пост. Для всех истинно верующих Православных Христиан - сугубое время ПОКАЯНИЯ (изменение образа жизни). Где оное - нет ЕГО. Начиная с верху и до низу. Вот о чём нужно говорить. Валерий Романов 30 ноября 2017, 17:20 Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5). По своей ничтожности хочу сказать:сейчас нет здоровых людей физически и уж тем более духовно, все мы нравственные асоциалы. Да, обязательно до соборования покаяние, исповедь и даже причастие, так делают во многих храмах Москвы, и у старообрядцев тем паче. Собороваться надо не более 1 раза в год. Допускать к таинству всех Сергей 29 ноября 2017, 18:29 К сожалению таинство Соборования на практике превратилось для людей в некий магизм, а для некоторых священнослужителей в еще один способ пополнить казну( ведь не секрет что во многих храмах нужно заплатить или внести пожертвование за участие). Приходит на Соборование очень много невоцерковленных людей,даже берут маленьких детей. Мотивация- получить здоровье,взять масла для употребления внутрь или помазания (тем более заплачено), надежда что отпустятся грехи неким магическим образом,без труда и исповеди,т.е.отношение чисто потребительское.И в этом большая вина служителей, которые допускают всех подряд( критерий заплачено и все).И таким соборованием профанируется таинство Причащения и Исповеди

http://pravoslavie.ru/108661.html

– Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение – это обязанность любого православного христианина. 29.7. Кто может собороваться?  – Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют. Существует неправильное понимание сути таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. 29.8. Можно ли соборовать больного, когда он без сознания? – Участие во всех таинствах должно быть сознательным и добровольным. В случае если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником. 29.9. Можно ли соборовать младенцев? – Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов. 29.10. Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?  – Надо пригласить священника на дом. 29.11. Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?  – Соборование не отменяет и не заменяет таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

В наши дни стало популярным лечиться нетрадиционными методами: у экстрасенсов, в магических салонах или применяя различные восточные методики. Ассортимент предлагаемых услуг огромен. Церковь же часто обвиняют в том, что она якобы совершенно не интересуется физической стороной жизни, не имеет никаких практик для оздоровления организма, как, например, религии Китая и Японии. Действительно, в христианстве нет разных дыхательных упражнений, гимнастик, йоги. В христианстве ставятся иные цели и задачи. Но это вовсе не значит, что физическая сторона подностью обделена вниманием. Сам Христос совершил огромное количество исцелений, среди которых встречаются и такие, которые просто не укдадываются в рамки человеческого понимания. Как пример можно привести исцеление слепых, парализованных, прокаженных и даже воскрешение умерших. Апостолы, посланные и наученные Христом, тоже исцеляли больных. Церковь и в дальнейшем продолжала заботиться о людях, не только облегчая их душевное состояние, но и физическое. 0б этом говорит апостол Иаков в своем послании: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (священников – прим. ред.) Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Так совершалось у первых христиан Таинство Елеосвящения, или Соборования 45 , и с самого начала оно понималось как Таинство исцеления тела и души (прощение грехов). Постепенно чин Елеосвящения развивался. В первые века христианства оно совершалось преимущественно у постели тяжелобольных. Позже, когда возникла практика строить при храмах больницы (еще один пример заботы о физическом здоровье), совершение Таинства Елеосвящения переместилось в Церковь . Сейчас в храмах Соборование совершается преимущественно Великим постом, который является временем сугубого покаяния. В этом Таинстве прощаются также забытые грехи. Поэтому на Соборование приходят не только больные люди, чтобы получить исцеление от болезней, но и здоровые – для очищения своей души от всех грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80). Мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов проникнуты все молитвы таинства святого елея. В древности это таинство совершалось несколькими пресвитерами, и не было строго установлено их число. Дозволялось делать это и одному пресвитеру. В конце VIII или в начале IX века в Восточной Церкви было принято, что елеосвящение должны совершать семь священников. Число это в Священном Писании символизирует совершенную полноту. В наших современных Требниках говорится о «седми священниках». Это предписание часто бывает трудно исполнить. Поэтому «христианской древностью было допускаемо совершение таинства и одним пресвитером, когда этого требовали обстоятельства. А последние нередко делали и единственно возможным совершение елеосвящения одним пресвитером» ( Венедикт (Алентов) ,епископ. К истории православного богослужения. С. 33). Содержащееся в Требнике чинопоследование таинства святого елея формировалось постепенно и в основном сложилось к XIII веку. Сколько раз нужно собороваться больному? Во время одной и той же болезни елеосвящение должно быть совершено только однажды. Люди, которые, страдая определенным недугом, многократно приступают к соборованию, проявляют маловерие. У некоторых верующих неправильное отношение к таинству святого елея проявляется в том, что они ожидают немедленного исцеления. Если этого не произошло, то они нередко впадают в уныние. Всеблагой Господь знает кому дать исцеление, а кого вести ко спасению путем болезней. Однако в любом случае все, кто с верою приступают к соборованию, получают духовную пользу. Таинство святого елея может совершаться в храме, если больной в состоянии передвигаться, а также дома или в больнице. Елеосвящение может быть совершено в любое время церковного года, а также в любой час дня и ночи, если этого требует состояние больного. После завершения таинства у болящего и присутствующих близких должно быть чувство радости и благодарения Богу за поданную милость. Совершение над болящим таинства елеосвящения, как средства духовного врачевания, не отменяет употребления естественных средств, данных Господом для врачевания наших болезней. И после соборования о болящем необходимо иметь заботу – приглашать врачей, давать лекарства, принимать другие меры к облегчению его страданий и выздоровлению. Премудрый сын Сирахов поучает: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» ( Сир. 38: 9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010