Бестужев-Рюмин пишет: «По смерти Василия Иоанновича остался малолетний царь, и правительницею государства мать его – Елена. Малолетний царь и правителем женщина и притом чужестранка из рода, противного московским боярам и нелюбимого народом! Что же можно было ожидать?.. Трудно было положение Елены: не любили ее бояре..., не любили ее братья покойного государя, у которых она отняла надежду на престолонаследие; не угодила она и дяде своему – князю Михаилу Васильевичу Глинскому, который надеялся управлять от ее имени и обманулся в своей надежде» 122 . Другим видным деятелем своего времени был Михаил Львович Глинский (ум. в 1534 году). Это был «государственный деятель. Воспитывался при дворе германского императора Максимилиана, затем служил Альбрехту Саксонскому в Италии, принял католичество. Вернувшись в Литву к 90-м гг. XV в., оказывал большое влияние на великого князя Александра Казимировича. Глинский стремился образовать отдельное государство из русских, украинских и белорусских земель, входивших в состав Литвы, что вызвало недовольство крупных литовских феодалов» 123 . Он владел обширными землями и замками, почти половиною всего государства Литовского и приобретал многочисленных приверженцев, преимущественно из русских. Это возбудило сильную зависть в панах литовских 124 . «Михаил Васильевич Глинский (ум. в 1559 г.), государственный деятель, сын Василия Львовича, дяди Ивана IV… В 1552–55 гг. воевода на Каме и в Казани, подавлял восстание «луговых черемис» (мари), в 1556 г. участвовал в Коломенском походе против крымских татар и в Ливонском походе. В 1556–1557 гг. новгородский наместник, заключил перемирие со Швецией…» 125 . Близкое отношение князей Глинских к царскому дому позволяло им участвовать в решении важных государственных задач, принимать участие как военачальникам в войнах, междоусобицах, отстаивая интересы Российского государства. Но наряду с их достоинствами, в исторических документах много и негативного материала о князьях Глинских, заклеймивших себя своекорыстием, изменой Родине 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Еще одним доказательством законности, неприкосновенности церковного землевладения должны были послужить составленные по распоряжению митрополита Даниила сборники ханских ярлыков русским митрополитам. Пример ордынских «царей» должен был вразумить христианского «государя». Одним из проявлений иосифлянских взглядов Даниила стала забота о прославлении Пафнутия Боровского, учителя Иосифа Волоцкого. Митрополит устанавливает ежегодное празднование памяти Пафнутия в день его кончины . В период регентства Елены Глинской Даниил санкционировал арест и заточение удельных князей Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого, братьев Василия III. Оба они вскоре умерли в темнице. Та же участь постигла и дядю правительницы — Михаила Глинского. 2 апреля 1538 г. Елена Глинская умерла. Начался длительный период боярского своеволия. Новое правительство, во главе которого встал князь Василий Васильевич Шуйский, освободило из тюрем многочисленных родичей и сторонников удельных князей. Митрополит Даниил, благословлявший расправы с удельной знатью, 2 февраля 1539 г. был низложен. Один неофициальный летописец середины XVI в., рассказывая об этих событиях, замечает, что митрополит «ко всем людям был немилосерден и жесток, уморял у себя в тюрьмах и оковах людей своих до смерти, да и сребролюбие имел великое» . Несколькими штрихами нарисован портрет типичного иерарха-иосифлянина: властного, алчного и жестокого. Низложенный митрополит был отправлен в ссылку в Иосифо-Волоцкий монастырь, где прежде был игуменом. На его место 9 февраля 1539 г. был возведен игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф Скрипицын, прозванный Умным. Сохранившийся до наших дней «чин» (порядок) поставления этого митрополита подробно описывает традиционный ритуал утверждения нового главы русской церкви . 5 февраля 1539 г. несколько епископов во главе с новгородским владыкой Макарием собрались в приделе Похвалы Богородицы Успенского собора московского Кремля и избрали трех кандидатов на митрополию: чудовского архимандрита Иону, троицкого игумена Иоасафа и игумена новгородского Спасо-Хутынского монастыря Феодосия. Затем бросили жребий, и первым вынуто было имя Иоасафа. Жеребьевка была данью древней церковной традиции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

90 ...повеле во Арханьгиле ископати гроб подле отца его... противу дверей Семиона Летопровотца. – Строительство Архангельского собора в Кремле было завершено Алевизом Фрязиным весной 1508 г.; собор стал усыпальницей московских князей: в октябре 1508 г. в присутствии Василия III в соборе состоялось перезахоронение всех великих и удельных князей; могилы Ивана III и Василия III находятся «возле южной стены», около «дверей Семиона Летопровотца». «Летопроводец» – русское именованне византийского аскета Симеона Столпника (356–459), память которого отмечается 1 сентября – в день, когда на Руси начинался новый год – новое «лето». 92 Великую... княгиню Елену несоша... а с нею шли бояре: князь Василей Васильевичь Шуйской... княгини Анна. – В перечне траурного сопровождения Елены Глинской в НС названы лица, которые сразу же после погребения Василия III вступили в ожесточенную борьбу за власть: глава группировки Шуйских – В. В. Шуйский, «единомысленник» М. Л. Глинского М. С. Воронцов, примирившийся с Василием III перед его смертью, сам М. Л. Глинский, претендующий на значительную роль в управлении государством, и И. Ф. Овчина-Телепнев Оболенский – фаворит Елены Глинской. Боярыни, сопровождающие великую княгиню, – это или жены и вдовы крупнейших сановников Василия III, или ее прямые родственницы и доверенные лица: племянница Василия III Анастасия, дочь его сестры Евдокии и крещеного казанского царевича Петра, жена князя Ф. М. Мстиславского, которого Василий III (по гипотезе А. А. Зимина) прочил – до рождения Ивана IV – в наследники престола; жена И. Д. Пенькова княгиня Мария Пенькова – младшая сестра Елены Глинской (ум. около 1535 г.) (Иван Хомяк Данилович Пеньков – боярин Василия III с 1524 г. и лицо к нему приближенное, с первых же дней правления Елены Глинской находился среди наиболее доверенных ее лиц, ум. в 1540 г.). Елена и Аграфена Челядины – вдовы двух крупнейших сановников Василия III в начале его правления, братьев Челядиных; Аграфена – сестра боярина И. Ф. Телепнева, няня Ивана IV – оказывала большое влияние на великую княгиню; после скоропостижной смерти Елены Глинской 3 апреля 1538 г. и боярской расправы с И. Ф. Телепневым (умер в темнице через неделю после ее смерти) была насильно пострижена в монахини. Феодосия Юрьева-Захарьина – жена М. Ю. Захарьина. Анна Глинская – мать великой княгини. В разных вариантах «Повести» список лиц, сопровождавших Елену Глинскую, по-разному сокращался и неоднократно редактировался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда старец Мисаил пришел с платьем, то больной уже приближался к концу; митрополит, взявши епитрахиль, подал через великого князя троицкому игумену Иоасафу. Но князь Андрей Иванович и боярин Воронцов стали и тут противиться пострижению; тогда митрополит сказал князю: " Не будь на тебе нашего благословения ни в сей век, ни в будущий; хорош сосуд серебряный, а лучше позолоченный " . Великий князь отходил; спешили совершить пострижение; близ умирающего стоял Шигона, который потом рассказывал, как дух вышел из него в виде тонкого облака. Так скончался великий князь Василий, в монашестве Варлаам, 3 декабря 1533 года, с середы на четверг, в 12-й час ночи. Поднялся плач и рыдание неутешное во всех людях; митрополит и бояре унимали людей от плача, но голосов их было не слыхать; великая княгиня еще не знала о кончине мужа, потому-то бояре унимали людей от громкого плача, чтоб не было слышно в хоромах у Елены; митрополит, отведши братьев великого князя, Юрия и Андрея, в переднюю избу, взял с них присягу служить великому князю Ивану Васильевичу всея Руси и его матери, великой княгине Елене, жить в своих уделах, стоять в правде, на чем целовали крест великому князю Василию, а государства под великим князем Иваном не хотеть и людей от него. не отзывать, против недругов, латинства и бусурменства стоять прямо, сообща, заодно; взята была также присяга с бояр, боярских детей и княжат. Исполнивши это дело, митрополит с удельными князьями и боярами отправился к великой княгине утешать ее, но Елена, увидав их, упала замертво и часа с два лежала без чувств. У тела Васильева оставались в это время игумен троицкий Иоасаф и старец Мисаил Сукин; монахи Иосифова монастыря одевали покойника по иноческому образу, положили под него постель черную, тафтяную, принесли из Чудова монастыря одр и положили на него тело. Когда великий князь преставился, то дьяки его крестовые с протопопом начали служить заутреню, часы, каноны, как было при живом; по совершении этих служб пущен был народ прощаться: боярские дети, княжата, гости и всякие люди, и был плач большой между всеми. Утром на другой день, в четверг, митрополит велел звонить в большой колокол; бояре велели выкопать для покойного могилу подле отца и привезли гроб каменный; когда все было готово, монахи троицкие и иосифовские вынесли на головах тело при пении: " Святый боже " . Когда снесли на площадь, то вопль народный заглушил звон колоколов; великую княгиню Елену вынесли в санях на себе дети боярские; подле нее шли двое князей Шуйских, Иван и Василий, боярин Воронцов, князь Михаил Глинский и боярыня княгиня Мстиславская.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В самом синодике первоначально перечислены: несколько имен вселенских патриархов, затем московские не все; киевские и всея России митрополиты, начиная со святого Михаила, не все; православные цари и князи: царь Константин и князь Владимир и другие князья и цари русские; благоверные царицы и княгини: царицы Елена и княгиня Ольга и другие княгини и царицы русские; затем настоятели обители не все; потом род преподобного отца Сергия, затем род царя и великого князя Михаила Феодоровича; потом роды следующих лиц: боярина князя Бориса Михайловича Лыкова, боярина Лукиана Стефановича Стрешнева, святейшего патриарха Иоасафа Московского, боярина князя Юрия Андреевича Сицкого-Ярославского, князя Алексея Ивановича Воротынского, стольника Михаила Ивановича Еропкина, болярина князя Владимира Ивановича Бахтеярова-Ростовского, болярина Бориса Ивановича Морозова, болярина Илии Даниловича Милославского, болярина Феодора Ивановича Шереметева, князя Ивана Ивановича Шуйского, князя Василья Феодоровича Елецкого, Ивана Павловича Матюшкина, Василья Степановича Морозова, кравчева Василья Феодоровича Салтыкова, болярина князя Феодора Феодоровича Волконского, Ивана Андреевича Ржевского, Якова Ивановича Загряжского, Годуновых, Голицыных, Трубецких, Клешниных, князя Ивана Михайловича Глинского, Строгонова Григория Дмитриевича, князя Михаила Васильевича Шуйского, Елецких, Якова Ивановича Старкова, Дионисия Игнатьевича Сафонова, Льва Афанасьевича Плещеева, Пушкиных, астраханского царевича князя Михаила Арасланиевича Клинболина, боярина Семена Васильевича Головина, Бориса да Михаила Михайловичей Салтыковых, Михаила Ивановича Татищева, князя Ивана Ивановича Бахтеярова-Ростовского, Иоанникие Феодоровича Строгонова, болярина Василья Ивановича Стрешнева, Петра Ельмурзыча Черкасского, думного дворянина Илариона Дмитриевича Лопухина , князя Дмитрия Михайловича Пожарского, Юрия Захарьевича, окольничего князя Семена Петровича Львова, окольничего Феодора Козьмича, да думного дворянина Прокофья Козьмича Елизаровых, болярина Феодора Авраамовича Лопухина, вдовы болярины Татьяны Петровны Лопухиной, Феодора Полиевктовича Нарышкина, Барятинских, стольника Филиппа Никитича сына Нелидова, дьяка Льва Григорьевича, Феодота Акимовича Грибоедова, посольского приказа думного дьяка Михаила Волошенина, дьяка Андрея Селина, дьяка Дмитрия Васильева, думного дьяка Александра Дурова, думного дьяка Ивана Савиновича Горохова, сибирского приказа Льва Никитича Горчакова, князя Матвея Петровича Гагарина, вдовы Марии Тимофеевны Бельской и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Императрица согласилась и на московский проект Бецкого, и подписала Манифест об учреждении в Москве Воспитательного дома. Место для сего заведения выбрали особенное, - на принадлежавшей казне территории бывшего Васильевского луга. Еще Елена Глинская развела здесь небольшой садик, прозванный то " царским садком " , то " царским лужком " . По преданию, здесь часто ночевал и даже иногда жил в маленькой хижине Василий Блаженный, и сюда приходил к нему со всей Руси народ с молитвой за помощью. Поэтому и назвали это место его именем со времен Ивана Грозного. В начале екатерининской эпохи тут был Гранатовый двор, где хранилось артиллерийское оружие. 21 апреля 1764 года, в день рождения государыни, при громе пушечного салюта был триумфально открыт Императорский московский Воспитательный дом - для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, сирых и не имущих родильниц, как было написано в медной закладной дощечке. В ознаменование сего благотворения, в этот же день под сень святой покровительницы Екатерины собрали более 50 бедных московских невест, оделили их пожалованным императрицей приданым и выдали замуж. И еще около тысячи бедных угостили праздничным обедом. Идея Воспитательного дома полностью воплотилась в его архитектурном здании, - изолированном от всего остального города и величественно монументальном. На постройку, как известно, пошел камень из разобранной стены Белого города. Его поныне существующее здание возводил, по одной версии, тот же К.И.Бланк, строивший тогда и Екатерининскую церковь в Замоскворечье, а по другой - специально приглашенный в Москву петербургский архитектор Ю.М.Фельтен, автор знаменитой решетки Летнего сада. Строительство растянулось на много лет, и известно, что в последние годы под наблюдением именитых зодчих работы выполнял некто Ситников, крепостной мастер Демидова, а достраивал Воспитательный дом и вовсе Жилярди, построивший, кстати, и здание для его Опекунского Совета на Солянке в 1825 году. А уже в 1772 году на 4-5 этажах в главном здании на набережной была освящена благолепная церковь св. великомученицы. Екатерины, еще поновленная в 1854 году известным М.Быковским, сделавшим в нее красивый иконостас.

http://pravoslavie.ru/43332.html

Желая отмолить грех и дождаться насдедника, князь и велел построить храм. После этого Петрок Малый приступил к работе. Местом для церкви выбрали подмосковное село Коломенское, бывшее к тому моменту вотчиной московских князей. Оно располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки, там, где река поворачивает на юг. Следовательно, церковь можно было увидеть издалека. Согласно современным расчётам архитекторов, исследовавших фундамент, высота основного храма составляет 62 метра, высота приделов - почти 25 метров, высота западного притвора - свыше 14 метров. Окончательное решение о том, как выглядеть будущему храму, по всей видимости, приняли летом 1529 года. В том же году приступили к сооружению подклета, а в 1530-м - четверика. Спустя ещё год настала очередь кокошников и восьмерика. Наконец, в первой половине 1532 года сделали шатёр. Далее поставили столбы второго яруса папертей, на южном крыльце выросла звонница. В завершении настелили полы и обустроили " царское место " . 3 сентября 1532 года церковь Вознесения Господня в Коломенском освятил митрополит Московский Даниил. На церемонии присутствовал Василий III, княгиня Елена Глинская и царевич Иван Васильевич. Историк И. Е. Забелин в 1872 году так описал последующий пир: " На освящении, в сентябре того же года, три дня пировали у великого князя в коломенских великокняжеских хоромах: митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре " . Церковь нарекли в честь Вознесения Господня. Есть версия, что гора в Коломенском находилась от Кремля на том же расстоянии, что и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя. А поскольку в те времена господствовала идея " Москва - третий Рим " , то было логично предположить, что Господь перед концом света сойдёт на Землю именно в Москве. Московская легенда гласит, что в восточной церкви Вознесения даже приготовили место для Господа. Так или иначе, но над Коломенским вознёсся храм. В 1542 году летописец отмечал: " Бе же церковь та вельми чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси " .

http://sobory.ru/article/?object=03324

войск на эту крепость. Е. В. вместе с Иоанном присутствовала при переложении мощей митр. св. Алексия в новую серебряную раку в соборе Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря . Е. В. умерла внезапно, была похоронена в московском в честь Вознесения Господня женском монастыре . Распространялись слухи о том, что правительницу отравили, эти сведения подтвердились при изучении ее останков в кон. XX - нач. XXI в. Сразу после смерти Е. В. ее фаворит кн. Телепнев-Оболенский был арестован и умер в тюрьме. В Троице-Сергиев мон-рь по Е. В. был сделан заупокойный вклад - 30 р. (ее заупокойный вклад по вел. кн. Василию III - 500 р.). Для поминания имя Е. В. было внесено в синодики всех рус. соборов и мон-рей. Ист.: ИРИ. Ч. 3. С. 713-714; СГГД. Ч. 2. 30-32. С. 37-41; СбРИО. СПб., 1882, 1887. Т. 35, 59; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 6; Т. 8; Т. 13, 1-я пол.; т. 26; т. 29; Т. 34; Т. 43 (по указ.); Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVI вв.//ИА. 1950. Кн. 5. С. 3-39; Тихомиров М. Н. Записки о регентстве Елены Глинской и боярском правлении 1533-1547 гг.//ИЗ. 1954. Т. 46. С. 278-288; АФЗХ. 1956. Ч. 2. 79. С. 76-78; 102. С. 96-97; 103. С. 98-99; 137. С. 134-136; ВКТСМ. С. 26; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 87-88, 191-192. Лит.: Смирнов И. И. Очерки полит. истории Рус. государства 30-50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958. С. 19-74; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960. С. 222-248; Каштанов С. М. Соц.-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967. С. 275-326; R ü ss H. Elena Vasil " evna Glinskaja//JGO. 1971. Bd. 19. H. 4. S. 481-498; Юрганов А. Л. Старицкий мятеж//ВИ. 1985. 2. С. 100-110; он же. Полит. борьба в годы правления Елены Глинской, 1533-1538 гг.: АКД. М., 1987; он же. Полит. борьба в 30-е гг. XVI в.//История СССР. 1988. 2. С. 101-112; Кром М. М. «Записки» С. Герберштейна и польск. известия о регентстве Елены Глинской//ВИД. 1994. Вып. 25. С. 77-86; он же. Судьба регентского совета при малолетнем Иване IV: Новые данные (О внутриполит. борьбе кон. 1533-1534 гг.)//ОИ. 1996. 5. С. 34-49; Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы: История, судьба, тайна. М., 2003. С. 147-148. Б. Н. Флоря Иконография Цикл изображений Е. В. (в княжеском одеянии) представлен в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в., в частности в Синодальном томе и в Царственной книге (ГИМ. Син. 962, 149; см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Методика описания и изучения разрозненного летописного комплекса. М., 2003. С. 169-170). Отдельные композиции встречаются в составе миниатюр Шумиловского тома, напр. женитьба вел. кн. Василия III Иоанновича на Е. В., освящение ц. Вознесения Господня в Коломенском (РНБ. F. IV. 232. Л. 863, 939 об.).

http://pravenc.ru/text/189751.html

Скачать epub pdf 88. Елена Васильевна, великая княгиня вторая жена Василия Третьего Ивановича, великого князя московского и всей Руси, дочь князя Василия Львовича Глинского прозванием Слепой, православного литовского выходца татарского происхождения, и жены его Анны, известной только по имени. Правительница государства московского с 3 декабря 1533 г. по 3 апреля 1538 г. О годе и месте ее рождения определенных сведений нет; вышла за великого князя Василия 28 января 1526 г.; сопутствовала мужу, объезжавшему монастыри земли новгородской и края вологодского в 1529 г.; впервые сделалась матерью, родив сына Ивана (впоследствии царь Иван IV Грозный, см. 96) 25 августа 1530 г.; вступив по смерти мужа и согласно воле его в управление государством, за малолетством сына, 3 декабря; взяла под стражу князя Юрия, родного дядю младенца-государя, 11 декабря 1533 г.; начала войну с Литвой и ласкала многочисленное ногайское посольство в Москве в 1534 г.; обещала покровительство господарю молдавскому, заключила союз с крымцами (не помешавший последним явиться немедленно в числе 15 тысяч для опустошения рязанских берегов Оки) и заложила кирпичный Китай-город в Москве на счет земского сбора в 1535 г.; объявила войну Казани в 1536 г.; заключив перемирия на 5 лет с Литвой и на 60 лет с Швецией, велела схватить и заточила окованным другого дядю государева, князя Андрея старицкого, неразумно поднявшего знамя бунта, в 1537 г. Умерла в Москве, как полагают, отравленная 3 апреля 1538 г. Тело ее погребено в московском Вознесенском девичьем монастыре, что в Кремле. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Тогда же князь велики посла по великую княгиню брата своево князя Ондрея да князя Михайла Глинского, а наперед великие княгини повеле принести сына своего князя Иванна, плача для великие княгини, а сам на собя постави крест Петра чюдотворца. 71 А тогда бысть у него Михайло Юрьев, да Шигона, да стряпчих его бысть в то время: Иван Иванович Челядин, да шюрин его князь Юрьи Глинской. И принесоша к великому князю сына его на руках, князя Иванна, шюрин его, князь Иван Глинской, а за ним приде баба его Огрофена, 72 Васильева жена Ондреевича. Князь же великий снем с собя крест Петра чюдотворца, и приложил ко кресту сына своего, и благословил его крестом, и рече ему: «Буди на тобе милость Божия и Пречистые Богородици, и благословение Петра чюдотворца, как благословил Петр чюдотворец прародителя нашего великого князя Ивана Даниловича, и доныне; и буди на тебе благословение Петра чюдотворца и на твоих детех и на внучатех, от рода в род; и буди на тобе мое грешное благословение, и на твоих детех и внучатех, от рода в род». И приказа же тогда князь велики Огрофене: «Чтоб еси, Огрофена, от сына моего от Ивана пяди не отступала!» И отпусти сына своего великого князя Иванна. Тогда же приде к нему великая княгиня Елена, едва же держаху ее брат его князь Ондрей Иванович, а з другую сторону боярыни Елена, Иванова жена Ондреевича Челядина. 73 Биюще же ся великая княгини, и плачеся горко, слезы же ея непрестанно текущи от очию ея, яко источник велий зело. Много же бысть слез, плача и рыдания во всех людех. Князь же велики теши еа, глаголаше ей: «Жено, престани, не плачися! Болезнь ми есть лехче, не болит ми ничто, благодарю Бога», понеже бо князь велики не чюяше собя. И на мал час уняв ея князь велики, и предста от слез великая княгини. И начат говорити великая княгини: «Государь князь велики! На кого меня оставляеши, и кому, государь, дети приказываеши?» Князь же велики отвещав, рече: «Благословил есми сына своего Ивана государьством – великим княжением, а тобе есми написал в духовной своей грамоте, как в прежних духовных грамотех отець наших и прародителей, по достоянию, как прежним великим княгиням». И нача великая княгини бити челом о сыне, о князе Юрьи, чтоб его благословил. И посла князь велики по сына, по князи Юрья, и принесоша князя Юрья, ещо бо князь Юрьи мал бе, единого году. И благословил его князь велики, и дасть ему крест Паисиской, 74 и приказа отнести тот крест по преставлении своем боярину своему Михайлу Юрьевичу, а во отчине тако же отвечал: «Приказал есми в духовной грамоте, написал по достоянию». Тогда же великая княгини не хотяше итти от него, но отсла ея князь велики 75 , и простися с нею князь велики, и отдасть ей последнее свое целованье. Жалосно же бе тогда видети, слез, рыдание исполнено в то время!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010