Одновременно это закономерно привело к конфликту Царской власти с политической элитой тогдашнего времени, родовитым боярством и наследниками княжеских родов. Бояре и князья не хотели признавать новые реалии, когда нужно было смиряться перед Царём. С этим столкнулся уже отец первого русского царя Великий князь Василий III, которому приписывают афоризм: «У Русского народа существуют три врага: Басурманство, Латинство и сильные люди своей Земли». Василий III, как и его супруга Елена Глинская, были отравлены, и Иван Грозный вступил на престол малолетним отроком, испив горькую чашу унижения от распоясавшихся бояр. Царствование Ивана IV-ro славно многими деяниями – присоединением Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, что де-факто превратило Московское царство в империю, созданием местного самоуправления, множеством внутренних реформ, изданием нового Судебника и т.д. Однако одно из его деяний и, пожалуй, главное – учреждение Опричнины – до сих пор вызывает споры, в том числе в учёной среде. Опричнина, конечно, имела много смыслов и значений, но главная цель её была очевидна – прекратить своеволие «сильных людей своей Земли». Эту задачу по-своему и с разной мерой успешности или неуспешности решали многие преемники Ивана Васильевича. И Пётр Великий, создавший в лице Гвардии и новой бюрократии инструмент не только для управления страной, но и для подавления старого московского боярства, выступавшего против реформ царя-преобразователя. И Анна Иоанновна, которая, опираясь на служилое дворянство, пресекла попытку «верховников» превратить русское самодержавие в олигархическую монархию. И Павел Петрович, не успевший переформатировать элиту, которая его уничтожила. И Николай Павлович, сделавший ставку на бюрократию в условиях оппозиции верхушки дворянского сословия. И Николай Второй, не сумевший создать инструмент для борьбы со «сливками общества», которые свергли его с престола и обрекли на смерть. И Иосиф Сталин, который явно учитывая опыт Ивана Васильевича и Петра Алексеевича, сумел «зачистить большевистскую элиту» до начала Великой Отечественной войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/07/o_...

Страсть к этим церемониям, торжественным выходам и выездам у великокняжеского двора была чисто азиатская, да притом и великая княгиня Елена Васильевна любила представительность и пышность, и во всех этих приемах послов, торжественных выходах в церковь, пышных поездках на богомолья принимал деятельное участие малолетний великий князь, от имени которого уже писались и разные грамоты, как от имени взрослого. “Се яз князь Великий Иван Васильевич всея Руси пожаловал есми”, значилось в этих грамотах, точно и в самом деле этот ребенок уже управлял вполне самостоятельно делами политики и мог давать разные льготы и преимущества монастырям. В сущности же именно этот вопрос – вопрос, кто должен править, являлся в это время главным яблоком раздора и из-за него боролись все во дворце, нисколько не думая о настоящем правителе-ребенке. В боярской думе ворочали делами князь Михаил Львович Глинский и Шигона-Поджогин, косились на них князья Шуйские и Вельские, а в это время в постельных палатах великой княгини созревала иная сила, при помощи происков и ухищрений боярыни Челядниной, главной пособницы князя Овчины и Елены. Князь был постоянным посетителем задней жилой половины великокняжеского дворца, своим человеком и в глазах правительницы, и в глазах маленького государя, любившего его горячо. – Крепкая рука нужна, государыня, да рукавицы ежовые, – говорил великой княгине князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский, беседуя с нею с глазу на глаз в ее хоромах, – чтобы осадить бояр да князей. – Ах, ты все о том же и о том же, – с усмешкой заметила она. – Только у тебя и есть на уме, что дела! – И ты, государыня! – добавил он, глядя на нее страстными глазами. Она потупилась, застыдившись, и с улыбкой проговорила: – Что ж, у тебя, кажись, рука не без силы, а ежовые рукавицы ты всегда сумеешь надеть. Ты ведь умеешь забирать людей в руки. – Пока мне князь Михайло Львович да Шигона-Поджогин шеи не свернут, – с насмешкой заметил князь Овчина. Она нахмурила тонкие темные брови при упоминании этих имен. Давно эти люди начинали ее раздражать своим властолюбием.

http://azbyka.ru/fiction/dvorec-i-monast...

У Спаса на бору стояли хоромы Казанского Царя Александра Сафакирьевича, которые потом перенесены были к церкви С. Николы Гостунского. Площадь Кремлевская ограждена была кольями 76 .При Царе Феодоре Иоанновиче, для бережения от пожаров, устроены были улицы в городе большие, шириною 12 сажень, а переулки по 6 сажень, дворы от городовой стены отдалены на значительное пространство 77 . В большом или новом Посаде т. е. Китае, где находились гостиные ряды и лавки, большие улицы, простиравшиеся от ворот города по конец Посада и пересекаемые пустырями, площадками и садами, из коих замечен летописями Моравьевский с двором. Кроме выше означенных монастырей, стояли там подворья и осадные дворы. Эта часть города Москвы тогда именовалась Торгом и Торговищем по средоточению в ней торговли, так как в Новгороде и Пскове. В 1534 г. правительница Елена из рода Глинских, мать малолетнего Ионна IV, руководимая князем Телепнею-Оболенским, занялась укреплением и устройством столицы; она велела копать глубокий ров от Неглинной вокруг большого Посада или Пожара, где находились торги и купеческие лавки, к Москве реке через Троицкую площадь и Васильевский луг: сплетая около больших деревьев тонкий лес и внутрь насыпая землю, твердо убитую, сделали новую крепость, примыкавшую к каменной стене; ее наименовали, по благословению Митрополита и повелению Государя, Китаем 78 , вероятно в память родины В. К. Елены, города в Подольском воеводстве (Kitaigrod, Kitaigad), который знали средние Греки под именем Kυτας 79 . Но и тогда, как и теперь, Московский Китай известен был под названием Города, как civitas, citta, в отношении к Кремлю (castellum). Когда же Петров малый, Фрязин, начал строить, вместо деревянного, каменный город с четырьмя башнями и воротами Сретенскими (Никольскими), Троицкими (Ильинскими), Всесвятскими (Варварскими) и Космодемьянскими на Великой улице, получившими сии названия от близь лежавших церквей: тогда разобрали деревянную ограду Китая, коего стена, складенная из красных кирпичей 80 , слыла красною (Crasny-gorod).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

м. «Кузнецкий мост», «Лубянка». «Классические языки в системе духовного образования» Шичалин Юрий Анатольевич, игумен Дионисий (Шленов) 01.02  10.00 Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, Орлово-Давыдовский пер. 5; м. «Проспект мира» (кольцевая, на улице направо, второй перекресток, поворот в Орлово-Давыдовский пер. Конференция «Церковно-славянский язык в системе современного образования» прот. Василий Строганов, Журавлев Владимир Константинович, Супрун Василий Иванович Шестакова Светлана Михайловна 31.01  10.00 Конференц-зал Российской государственной библиотеки, ул. Воздвиженка 3; м. «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская» 1.10.1 Методический семинар: «Духовно-нравственное значение церковно-славянского языка в образовании и воспитании современных школьников» Дейкина Алевтина Дмитриевна Гусев Алексей Владимирович, Макарова Елена Владимировна 1.02  10.00 Школа 981, ул. Кантемировская, д. 22, к. 5; м. «Кантемировская» IV Всероссийская конференция «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы “Истоки”: взаимодействие семьи и школы» Архиепископ Костромской и Галичский Александр прот. Виталий Шастин, Кузьмин Игорь Алексеевич, Соловьев Алексей Юрьевич 31.01 10.00        01.02  10.00 Московский городской Дом учителя, ул. Пушечная, д.4, стр. 2; м. «Кузнецкий мост», «Лубянка».   Школа-интернат ул. Оршанская д. 14,   м. «Молодежная» Конференция «Глинские чтения»:  «Основы русской педагогики: традиции и современность» Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий Маслов Николай Васильевич Фомина Людмила Филипповна 31.01 10.00 Федеральное агентство по образованию, актовый зал, 3 этаж, ул. Люсиновская, д.51; м. Добрынинская, далее пешком или любым видом транспорта до остановки «ул. Павла Андреева» II направление. Школа в XXI веке Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий протоиерей Борис Даниленко Пленарное заседание направления II Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий прот. Борис Даниленко 31.01  10.00 Большой зал Синодальной библиотеки Московского Патриархата, Андреевский монастырь, Андреевская наб. 2;

http://moral.ru/2007/0130_Rozhd_chten.ht...

Наконец, в 1530 году от второго брака с Еленой Глинской у него родился сын Иоанн, а через год и несколько месяцев – Юрий. Брат его, князь Юрий Иоаннович, в договоре с ним подтвердил своё прежнее обещание, данное при жизни Uoahha III , признав наследником старшего сына Василия – малолетнего Иоанна. В 1533 году Великий Князь Василий опасно заболел и почувствовал приближение смерти. Он благословил трёхлетнего Иоанна на Великое Княжение крестом св. чудотворца Петра – митрополита, а другим крестом благословил второго сына Юрия, который получил небольшой удел. Предав наследника «Богу, Пречистой Богородице, святым чудотворцам и митрополиту Даниилу», он увещевал своих братьев исполнять данное слово и под сыном его работать на благо Руси. Так же и бояр убеждал верно служить после его смерти сыну, сказав им при этом: «Вы знаете, что государство наше ведется от Владимира Святого. Мы – ваши прирождённые государи, а вы – наши извечные бояре». Как только Василий III скончался, митрополит Даниил привёл к присяге на верность Великому Князю Иоанну Васильевичу братьев покойного Великого Князя, а также бояр и остальных приближённых. Правительницей государства сделалась мать малолетнего Государя Елена. После смерти её правление перешло в руки бояр, враждовавших между собою и думавших более о личных выгодах, чем о благе Государя и государства. Тяжёлые впечатления этих лет навсегда наложили роковой отпечаток на характер Иоанна. Достигнув тринадцатилетнего возраста, Иоанн взял правление в свои руки. В 1547 году 16 января Великий Князь венчался на царство и 3 февраля женился на дочери боярина Романа Юрьевича Захарьина – Кошкина Анастасии. В 1547 году Иоанн вступил в сношения с Восточными Патриархами по вопросу о признании за ним царского сана. Все четыре Патриарха приветствовали его посланиями как Царя, покровителя Православия, и обещали молиться за него, как молились о прежних Византийских Царях. Вселенский же Патриарх прислал, кроме того, особую грамоту, подписанную им и Собором 31 митрополита в 1561 году, в которой подтверждал совершённое в 1547 году Митрополитом всея Руси Макарием царское венчание и признавал его Царём, законным и благочестивейшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

– Так ты еще смеешь противиться государю и не слушать его повелений! – крикнул он, бросаясь к великой княгине, и хлестнул ее плетью. Соломония взвизгнула от боли и в исступлении начала дико кричать: – Как ты смел руку поднять? Кто тебе дал право меня бить! – Государь приказал! – сурово ответил Шигона Поджогин, грозя ей плетью. Соломония, совсем обезумевшая от оскорбления, закричала: – Перед всеми свидетельствую, что не желаю пострижения! Не желаю! Силой на меня надевают кукуль! Пусть Господь отмстит за такое оскорбление! Она стала биться и продолжать кричать, но ее уже не слушали и, употребляя грубое насилие, обличали в монашеские одежды, торопясь окончить внешнюю часть обряда, чтобы поскорее разделаться с насильно постриженной монахиней. Монахини в монастыре были перепуганы и в то же время как-то присмирели. Ничего подобного до этой поры им еще не приходилось видеть. Они прятались по кельям да тихо шептали в переполохе: – Вот дела-то! – Ах, грехи наши тяжкие! – И за что Господь наказывает! Однако переполох был непродолжителен: тотчас же после пострижения Соломонии, получившей имя Софьи за ней снова приехал крытый дорожный каптан и ее отправили в Покровский Суздальский монастырь. В Москве заговорили о предстоящей свадьбе великого князя. Невестой уже громко и смело называли княжну Елену Васильевну, дочь умершего нововыезжего князя Василия Львовича Темного-Глинского. На нее большинство бояр смотрело враждебно. Все знали, что он происходит из рода знатного, но иноземного, литовского, который, изменив литовскому королю, вскоре изменил было и Москве в лице своего главы, князя Михаила Львовича Глинского. Ее называли литвянкою, чуть на басурманкой. Все знали, что ее дядя, Михаил Глинский сидел еще в тюрьме за попытку изменнически бежать в Литву. Все рассуждали о том, что Елена привыкла к иноземным обычаям и не походит на московских женщин, держит себя свободно и независимо. Были толки и о ее горячности и вспыльчивости, хитрости и лукавства. Добра от нее не ждали. В доме преданных великокняжескому престолу Колычевых эти новости сообщались коротко и отрывисто точно в смущении:

http://azbyka.ru/fiction/dvorec-i-monast...

Скачать epub pdf 46. Василий III Иванович, в св. крещении Гавриил (в иночестве Варлаам), великий князь московский и всей Руси сын Ивана III Васильевича, великого князя московского и всей Руси, от второго брака с Софьей Фоминичной, дочерью Фомы Палеолога, деспота (правителя) морейского. Родился в Москве 25 марта 1479 г.; о «пристойных ему невестах, из дочерей королевских», велено наведаться Траханиоту, ехавшему послом из Москвы к дворам немецким, в 1492 г.; писал по приказанию матери к русскому изгнаннику князю Василию Михайловичу верейскому, мужу племянницы Софьиной, о дозволении ему возвратиться на Русь в 1493 г.; угощал на Москве, в Дорогомилове, послов литовских, приехавших за сестрой его, Еленой, невестой польского короля Александра, и ведал Москву во время отсутствия отца к Новгороду в 1495 г.; обвинен в замыслах против отца как государя и взят отцом под стражу в 1498 г.; оправданный, прощен отцом и наименован «государем великим князем Новгорода и Пскова» 19 апреля 1499 г.; с открытием военных действий против Александра, короля польского, повел полки из Новгорода к северным окраинам Литвы в 1501 г.; объявлен великим князем владимирским и московским, наследником престола всероссийского, 14 апреля 1502 г.; бил свою монету во Владимире и в Москве, между тем как сестра его, королева Елена, отказалась искать брату невест среди принцесс, пока не утвердится мир между Литвой и Русью, в 1503 г.; по смерти отца вступил на престол без всяких церковных обрядов и заковал в цепи венценосного узника, великого князя Дмитрия (см. 70), племянника своего, в 1505 г.; посылал рать против Казани и покушался сесть на престол умершего короля Александра, но и то и другое без успеха, в 1506 г.; переманив на свою сторону князя Михаила Львовича Глинского, знатнейшего вельможу литовского, начал войну с Литвой, не слишком блистательную и скоро конченную миром, в 1508 г.; заключил мирный, полезный Ганзе, договор с Ливонией в 1509 г.; покорил Псков в 1510 г.; разорвал – и навсегда – отцовский союз с Крымом, подкупленным Польшей, в 1512 г.; лично предводя ратью, дважды безуспешно осаждал Смоленск в 1513 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

64 Брест считался в числе «мест головных», наряду с Вильной, Троками и Луцком (Акт. 3. Р. Т. III 11). 71 Туров, некогда стольный город удельного княжества, ныне местечко в Мозырском уезде Минской губернии. Пинск ныне уездный город Минской губернии. 74 В это же время, или несколько позже, учреждена латинская кафедра на Подолье, где княжили братья Кориатовичи. В 1430 году каменецкий епископ Павел уже принимал участие в событиях перехода Подолья под власть Польши. 81 Et hujus modi dignitarii non eligantur, nisi sint fidei catholicae cultores et subjecti sanctæ Romanæ ecclesiæ. Документы, объясняющие историю Зап.-Рус. края. II. Спб. 1865 г. 91 Так в 1404 г. с ведома его Антоний, епископ туровский, крестил литвинов в русскую веру. Narbutt. 1, 347, VI, 88. 92 Збигнев Олесницкий, краковский архиепископ и кардинал (1389–1455), был знаменитым государственным человеком Польши в царствование Ягайла и сыновей его Владислава и Казимира; находился в сношениях со всеми знаменитостями Европы и был душой всех собраний, в которых постоянно защищал права народной, собственно шляхетской, вольности. 95 Михаил умер изгнанником в России, отравленный каким-то злодеем, по наущению, как думали, литовских вельмож Карамз. V, стр. 147, прим. 264.3 96 Симеон Александрович или Олелькович был в ближайшем родстве с литовским и московским дворами. Правнук Ольгерда и Витовта, он находился в родстве с московским двором по матери своей Анастасии, дочери великого князя Василья Дмитриевича (А. И. I, 94, пр. 30 А. 3. Р. I, пр. 25). 97 Федор Иванович был правнуком Ольгерда, происходя от сына его Владимира. Олельковичами называются они по имени сына Владимирова Александра. Сыновья Федора, князья Дмитрий и Иван Бельские, были членами государственной думы, учрежденной царем Василием на время малолетства Uoahha IV . Карамз. т. VIII прим. 2. 104 Род князей Глинских происходил от татарского мурзы, выехавшего из орды в Литву при великом князе Витовте. 105 Зубрицк. Галицкая Русь в XVI ст. Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1862 г. кн. III. – Племянница Глинского, Елена Васильевна, была супругой великого князя Василия Иоанновича, матерью Иоанна Грозного, а по смерти его, в малолетство Uoahha IV , правительницей государства при соучастии, между прочими боярами, ее дяди. Но так как Глинский не мог равнодушно смотреть на ее беспорядочную жизнь и упрекал ее, то она ввергла его в темницу, где он и умер в 1534 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  Венчался на царство молодой русский государь по чину византийских императоров не самочинно. Великий князь Московский и святитель Московский Макарий испросили на это благословение всех православных патриархов, чьи епархии уже были под властью мусульман. Государь поднял лабарум – знамя святого Константина Великого, выпавший из рук последнего византийского императора Константина, погибшего с мечом в руках в сражении с турками на стенах Константинополя–Царьграда. И враги Православной веры никогда не простят Грозному Царю созидание царства, в котором столетиями была «Церкви Истиной хоругвь, и меч, и сила».  Оценивая правление любого правителя, необходимо сравнить, какое государство получил он в начале своего царствования, и то, какой оставил страну после своей кончины. При этом нельзя не обращать внимания на внешнеполитическую обстановку, на угрозы и вызовы, которые стояли перед страной в то время. Давайте вспомним, что же творилось на Руси, когда начинал царствовать юный Государь Иоанн IV. Бояре, потомки удельных князей,  рюриковичи и гедиминовичи считали себя равными, хотя и младшими по сравнению с Великим князем, но законными государями Русской земли.  После смерти Василия III была отравлена мать Иоанна Васильевича Елена Глинская. И «княжата» едва не растащили Русь на уделы. В борьбе за власть друг с другом боярские кланы нещадно грабили страну, присваивая себе все большие привилегии и свободы. Законы не исполнялись, «детям боярским» и «воинским слугам» не платили жалованья. Служить никто не хотел, глядя на то, что творится, как сегодня бы сказали «наверху», в Кремле: воровство, жажда личного обогащения и отсутствие правды и закона. Народ разбегался из городов от беззаконий и произвола наместников. Умножились  «татьба и разбой». В общем, полный набор «достоинств». Власть была полностью в руках боярских кланов Шуйских, Бельских. Временщики творили, что хотели, могли прогнать с престола  неугодного им митрополита и поставить другого. Могущество государства было подорвано, враги на Западе и Востоке это тут же почувствовали. Казанские татары год за годом безнаказанно опустошали и грабили земли русских княжеств, разоряли монастыри даже на Русском Севере, уводили людей в рабство, жгли села у самой Москвы.

http://radonezh.ru/2020/12/04/serial-gro...

В папертях церкви находится древняя икона Нерукотворенного образа с надписью: «поставил образ Спасов старец Паисий при игумене Ионе, келаре Пантелеймоне, строителе Петре от Рождества Христова 1549 г. … при царе Иоанне Васильевиче Грозном, при митрополите Макарие». В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. История не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно, в последние годы жизни великого князя Ивана III († 1505 г.). Позже в подклете Благовещенского собора Василий III – сын Иоанна III – соорудил придел Константина и Елены, небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской. По мнению некоторых исследователей, это произошло около 1530 года, когда Василий и Елена проездом посетили Киржачский монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV. Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных соотношений и некоторым декоративным особенностям можно отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура проста и в то же время величественна. Он создает впечатление необыкновенной стройности и художественной цельности. Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной работы сень на четырех колоннах. Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм, престол которого освящен в честь преподобного Романа Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца. Согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=04331

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010