Чужеземные властители добились, не без труда, от Константинопольского Патриарха образования отдельных митрополий в Западной Руси. Восточная Русь крепла, однако, все сильнее. Ровно через сто лет после кончины блаженного митрополита Максима умер один из величайших Русских Государей Великий Князь Иоанн III Васильевич, правивший 42 года, сбросивший татарское иго, почти собравший воедино удельные княжества (сыну его Василию III оставалось присоединить только Псков и Рязань, фактически до этого потерявшую самостоятельность, Северские земли), положивший твердое основание Самодержавию и начавший воссоединять земли Западной Руси, захваченные Литвой в тяжелый в истории России XIII век. Наступило после кончины Василия III тревожное время. Великокняжеский престол с 1533 г. занимал родившийся в 1530 г. Иоанн IV Васильевич. Правившая в его малолетство мать, Великая Княгиня Елена, из рода князей Глинских, умерла при загадочных обстоятельствах. В управление государством вступили, враждуя и сменяя друг друга, влиятельные князья Шуйские и Вельские. Свергнут был Шуйскими митрополит Даниил. Возникал вопрос о преемстве. Шуйские содействовали возведению на митрополичий престол игумена Троицкого Сергиева монастыря Иоасафа (Скрипицына), в 1529 г. поставленного игуменом из старцев той же обители. Собрались в Москву шесть епископов. Остальные иерархи прислали «повольныя грамоты». Избраны были три кандидата, из них путем жеребьевки избранным оказался Иоасаф, возведенный на митрополичий Престол 9 февраля 1539 г. Новый митрополит, в бытность игуменом, крестил, вместе с преподобным Даниилом Переяславским и столетним иноком Кассианом Босым, десятидневного Царевича Иоанна Васильевича, будущего первого Русского Царя. Этот радостный день был особенно памятен Великому Князю Василию III Иоанновичу, так долго ждавшему рождения Наследника. Умирая, он, благоволивший Троицкой обители, говорил игумену Иоасафу: «Вашими молитвами дал мне Бог сына; я крестил его у Чудотворца, поручил его ему, положил ребенка на раку Преподобного; вам, отец, я своего сына на руки дал».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Прп. Димитрий первым в сев. обителях ввел в Д. м. общежительный устав. Перед кончиной он собрал братию, передал игуменство любимому ученику Пахомию. Со-гласно Минейной редакции Жития, святой завещал свои останки бросить в болото. После смерти основателя мон-рь наполнился благоуханием, прп. Димитрий был по-гребен в деревянной ц. Всемилостивого Спаса. С 1409 г. зафиксировано почитание прп. Димитрия в обители. Вскоре, согласно Житию, на Д. м. напали «вятчане», воз-можно войско вел. кн. Василия Юрьевича Косого в 1435 г. Сведения по ранней истории Д. м. отрывочны и скупы. С 1446 г. он находился на территории Вологодского удельного княжества. Сын вел. кн. Василия II Васильевича, кн. Андрей Васильевич Меньшой, в грамоте 1471/72 г., выданной игум. Макарию, называет мон-рь «своим» и упоминает грамоты вел. кн. Василия II и вел. кнг. Марии Ярославны. Грамотой 1474/75 г. кн. Андрей заменил дань с вологодских владений мон-ря оброком (5 р.). В XVI в. значение Д. м. в церковной жизни Вологодской епархии и Русского Се-вера возросло. Так, настоятелю Д. м. игум. Мисаилу (Панкратьеву; 1510-1538) «бы-ло поручено епископами великопермскими управление вологодским духовенством». По благословению игум. Мисаила была возобновлена после разорения гробница преподобных Григория и Кассиана Авнежских и часовня над ней (Верюжский. Во-логодские святые. С. 97-98). В дек. 1528 г. Д. м. посетили вел. кн. Василий III Иоан-нович и вел. кнг. Елена Васильевна Глинская, и «милостыню велию давал и потеше-ние» (ПСРЛ. Т. 28. С. 161). В послании старцам Кирилло-Белозерского мон-ря царь Иоанн IV Васильевич Грозный упоминал Д. м. в ряду авторитетных мон-рей, к-рые «благочестием стоят и неоскудны бывают». В 1533/34 и 1578/79 гг. он выдал Д. м. 16 жалованных и льготных грамот. Для поминовения в мон-ре царь прислал «синодик опальных князей и бояр» (сохр. в составе монастырского синодика (список 1745 г.) в ОПИ ВГИАХМЗ). В июне 1542 г. митр. Московский св. Макарий прислал в Д. м. Ус-тавную грамоту (подтверждена в марте 1564 митр. Афанасием, в 1567 еп. Пермским и Вологодским Иоасафом) о том, что игумен и клир 5 церквей в монастырских селах «не тянут никакие подати» (Сб. князя Хилкова. СПб., 1879. С. 2-3). Монастырские описи 1654 и 1656 гг. упоминают и «благословенную грамоту о церковном постав-лении и церковной дани», данную в 1542/43 г. свт. Макарием Московским.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Антоний, митрополит Московский, 74, 259. Антоний Бараночников, иеромонах, 227. Антоний, Балахонец, черной поп, 225. Антоний Болотников, старец, 258. Антон Ульрих, герцог Брауншвейг-Люнебургский, 297. Апраксин, Корнилий Феодорович, 281. Апраксин, Петр Никитич, 210, 211, 212, 213. Апраксин, Феодор Никитич, 214. Арефа Тормасов, Троицкий старец, 175. Арефьев, Иов, чернец, 36. Арсений Глухой, чернец, 330. Арсений Суханов , Троицкий келарь, 12, 137, 215. Афанасий Петров, Ярославский кормовой иконописец, 11. Афанасий Сергеев, сапожный мастер, 338. Афанасий Тимофеев, иподиакон митрополита Рязанского, 314. Б Банстоф, Иоахим, 209. Бараночников, Антоний, иеромонах, 227. Барташев, Пахомий, Троицкий казначей, 49. Бирев, Исаак, инок, 29. Болотников, Антоний, старец, 258. Булатников, Александр, Троицкий келарь, 228, 236, 299, 329, 335. В Варлаам, Махрищский чудотворец, 186. Варлаам, митрополит Московский, 28, 82, 84. Варлаам, Вязмитин, чёрный священник Троицко-Сергиева Пятницкаго монастыря, 309. Варсонофий Якимов, соборный старец, 232, 346. Василий Васильевич, великий князь, 43, 56, 190. Василий Димитриевич, великий князь, 27, 53, 343. Василий Иоаннович, великий князь, 28, 73, 81, 82, 84, 87. Василий Афанасьев, священник Моск. Рождеств. жен. монастыря, 180. Василий Григорьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Вассиан, игумен Троицкий, 190, 192. Вепрева, Матрона, 240. Вепрев, Феодор Васильевич, 240. Викентий, Троицкий архимандрит, 11, 17, 23, 26, 57, 58, 131, 174, 185, 191. Владимир Андреевич, князь Старицкий, 247. Владимир, ключарь Архангельский, 222, 288. Воеводин Логгин, соборный старец, 5, 187. Воинова, Анастасия, 82, 84. Воинов, Иван Захарьевич, 82, 84. Волконский, князь Василий Богданович, окольничий, 18, 165. Воротынский, князь Иван Михайлович, 158. Г Гавриил, некто, 238. Гермоген, патриарх Московский, 324. Глинская, княжна Анна Ивановна, 293. Глинский, князь Василий Михайлович, 235. Глинский, князь Иван Михайлович, 293. Глухой, Арсений, чернец, 330. Годунова, Елена (в схиме), мать Никиты Васильевича Годунова, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

21 ...в 24 день августа, в среду, бысть на небеси в солнце знамение... – Дата – 24 августа – противоречит указанию на день недели «в среду»: средой в 1533 г. было 20 августа (20 августа указано в CII и ПЛ). 22 ...на 1-м часу дни... от первого часа и до третьего часа дни... на пятом часу дни... – Древнерусский счет часов зависел от времени восхода солнца; «первый час дня» 24 августа – это 5 час 30 мин утра, «третий» – 7 час 30 мин, «пятый» – 9 час 30 мин. 24 ...с великою княгинею... детьми... – Великая княгиня – вторая жена Василия III Елена Васильевна Глинская; Василий III женился на ней 21 января 1526 г. после развода (в ноябре 1525 г.) с бездетной Соломонией Сабуровой. Отец Елены Глинской – князь Василий Львович Слепой в 1508 г. вместе с многочисленной семьей князей Глинских перешел из подданства Литвы на службу к великому князю московскому. Один из летописцев XVI в. писал: великий князь «зело возлюби» Елену «лепоты ради лица ея и благообразиа възраста» и что оба таланта даровал ей Бог: красоту и разум. Дети Василия III Иван Васильевич (р. 26 августа 1530 г.), будущий московский царь Иван IV Грозный, и его брат Юрий (Георгий) Васильевич (р. 30 августа 1533 г.). 25 ...к живоначальней Троици... чюдотворцу Сергию... – Троице-Сергиев монастырь, основанный Сергием Радонежским в конце XIV в.; память Сергия – 25 сентября. 29 И того же дни бысть пир ... у Иоанна у Юрьевича у Шигоны, у дворецкого тверского и волоцкого. – И. Ю. Шигона-Поджогин – сын боярский, любимец Василия III и его думный дворянин; неоднократно выполнял самые сложные поручения великого князя (именно он передал первой жене великого князя Соломонии Сабуровой требование постричься в монахини и руководил ее пострижением). Чин дворецкого в великокняжеской администрации был весьма значительным: областные дворецкие осуществляли высшие судебные функции на управляемой ими территории и контролировали владение землей, являясь наместниками князя. И. Ю. Шигона вместе с дворецким Большого дворца князем И. И. Кубенским сосредоточивали в своих руках, по характеристике историка Н. Е. Носова, управление почти всем основным центральным приказным аппаратом Русского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проезд: м.Пушкинская, Чеховская Время работы: 26 и 27 января 2000 года Начало работы: 10.00 Председатель: Маслов Николай Васильевич Сопредседатели: Круглов Юрий Георгиевич, Захаров Владимир Николаевич, Бобылев Борис Геннадьевич Секретарь: Крылова Елена Олеговна Место проведения: Старый Петровско-Разумовский проезд, д.1/23, стр.2, 3-й этаж Проезд: м.Динамо,  Савеловская, далее авт. 84 до остановки «ШО «Вымпел». Справки по тел.: 212-3263, 212-3952 СЕКЦИЯ: ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ 26 января, среда Жуков Василий Иванович, академик РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор,  ректор Московского государственного социального университета. Православие должно стать основой социального служения Троицкий Всеволод Юрьевич, профессор, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М.Горького, председатель Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в школе при Отделении литературы и языка РАН. «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова) - фундамент для развития современной педагогики Маслов Николай Васильевич, кандидат богословия, зам.председателя Госстроя РФ, президент  историко-патриотического общества “Наследники Александра Невского” Литературно-богословское наследие Глинской пустыни Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий Глинская пустынь как центр духовного просвещения Захаров Владимир Николаевич, доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета Петрозаводского государственного университета, зам.президента Международного общества им. Ф.М.Достоевского Православие и русская литература Крупин Владимир Николаевич, секретарь Союза писателей России, преподаватель Московской Духовной Академии «Школе необходимы уроки нравственности» Лебедев Юрий Владимирович, доктор филологических наук, профессор, заслуженный  деятель науки РФ, зав. кафедрой литературы Костромского государственного университета, член Союза писателей России,  председатель Костромского фонда культуры

http://pravoslavie.ru/sobytia/rc8/2.htm

Митр. Даниил дозволил Василию III развестись со своей первой супругой и вступить во второй брак. Государь был женат на Соломонии или Соломониде Сабуровой и, прожив с нею 20 лет, не имел детей. Желая иметь прямого наследника, он пожелал жениться вторично. В 1525 г., с дозволения митр. Даниила, Соломония была насильственно пострижена в монахини, а Василий женился на Елене Васильевне Глинской, племяннице видного литовского князя Михаила, перешедшего на сторону Москвы. 3 дек. 1533 г. скончался вел. князь Василий – Гавриил 14 ). Перед кончиной он пожелал принять постриг. Брат его Андрей Иванович и боярин Михаил Воронцов старались не допустить этого. Митр. Даниил тогда сказал Андрею: «Не будь на тебе нашего благословения ни в сей век, ни в будущий; хорош сосуд серебрянный, а лучше позолоченный». Троицкий игумен Иоасаф совершил пострижение, дав умирающему имя Варлаама. Государством, в виду трехлетнего возраста Иоанна Васильевича, правила мать его вел. кн. Елена. Митр. Даниил в это время значения не имел. После смерти в 1538 г. Елены, бразды правления перешли к боярской думе, но вскоре все захватил в свои руки кн. Василий Вас. Шуйский. Против него действовал более достойный кн. Иван Бельский, митр. Даниил поддерживал последнего. Восторжествовал Василий Шуйский, Бельский был посажен в заключение. Митрополит гонению не подвергся. Но, когда за смертью Василия, власть захватил брат его кн. Иван, то в 1539 г. он свергнул владыку Даниила. Последний был удален в родной Иосифов Волоколамский мон., где скончался 22 мая 1547 г. Митр. Даниилом установлено было местное празднование святым: в 1521 г. Макарию Калязинскому и в 1531 г. Пафнутию Боровскому. Он поддерживал деятельность новгородского митрополита Макария по введению в монастырях его епархии общежительного устава и в развитии им миссионерской работы среди Лопарей на Кольском полуострове. Голубинский, с большой резкостью определяющий нравственную личность владыки Даниила, пишет: «Но тот же Даниил, как мы говорили, занимает совершенно выдающееся положение среди других наших митрополитов в качестве учителя не делом, а письменным словом: он написал не два-три поучения, как другие митрополиты, а целую большую книгу учительных слов и целую такую же книгу учительных посланий». Далее Голубинский поясняет: «Предмет учительных слов и посланий митр. Даниила составляют: во-первых, теоретически- богословские или вероучительные истины, нарочитого раскрытия которых, по его мнению, требовали обстоятельства времени; во-вторых, нравственное христианское учение, обращенное к мирянам, с резким обличением пороков современного общества, и в-третьих, – специально нравственное и дисциплинарное учение, обращенное к монахам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Воздвигаемые в новых селах и городах храмы стали средоточием просветительной работы. В самом начале татарского ига беседы в Сарае еп. ростовского Кирилла с племянником хана Берке, а в особенности по вествование его о просветительной деятельности свят. Леонтия, о чудесах у его мощей произвели глубокое впечатление на молодого татарина. При вторичном в 1257 г. посещении ставки еп. Кириллом, исцелившим тогда сына Берке, царевич тайно уехал в Ростов, и вскоре крестился, получив имя Петра. Преставился св. Петр, Царевич Ордынский в 1290 г. Сарайская епархия, основанная в 1261 г., стала средоточием миссионерства в области нижней Волги. В 1301 г. сарайский епископ возбудил письменно на константинопольском соборе 1301 года, вопрос о татарах, изъявивших желание креститься. Князь Беклемиш, сын кн. Бехмета, пришедший в 1298 г. в Мещеру, принявший при крещении имя Михаила и выстроивший Преображенский храм, сделался родоначальником князей Мещерских. Царевич Берка, в 1301 г. отъехав в Москву к кн. Иоанну Калите, крещеный св. митр. Петром с именем Иоанникия, стал родоначальником Аничковых. Мурза Чет, пришедший в Москву в 1330 г., крещеный Захарием и основавший, после видения им священномученика Ипатия Гангрского, исторический монастырь его имени в Костроме, был родоначальником Годуновых и Сабуровых. В 1390 г. св. митр. Киприан, в присутствии вел. кн. Василия I и множества народа, крестил в Москва-реке знатных постельников ханских, Бахтые, Хидыря и Мамата, нареченных Ананием, Азарием и Мисаилом. Внук хана Мамая, Олекса с сыном, крещены были митрополитом киевским в правление вел. кн. литовского Витовта. Нареченный Александром, Олекса стал родоначальником рода князей Глинских, к которому принадлежала кн. Елена, мать царя Иоанна Васильевича IV Грозного, В древней Биармии или Перми, населенной зырянами, существовал еще до XII в., при слиянии рек Сухоны и Юга, Троицкий Гледенский монастырь, около которого находился старый город Устюг, Оттуда начиналось медленное просвещение язычников зырян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Однако откровенно вызывающее поведение послов крымского хана на встрече с Царем не отражено ни в одном из документальных свидетельств, и даже в сочинениях иностранцев нет даже упоминаний о данном факте, который является чисто художественным вымыслом, сознательно служащим цели умалить и осквернить достоинство первого русского Православного Монарха, которого даже якобы иноземные послы могли так безчестить в его же резиденции в Кремле. 0.1) Далее в фильме показано, что после набега крымских татар персонаж, изображающий Царя, начинает диктовать другому персонажу, изображающему думного дьяка Андрея Яковлевича Щелкалова, одного из верных и доверенных Царских слуг, свои «воспоминания». Собственно говоря, значительная часть сцен сериала потом преподносятся как кинематографическое изображение эпизодов этих никогда не существовавших «воспоминаний». Несуществующий и никогда не существовавший «исторический источник» порождает фантазии сценариста и режиссера, искажающие историческую правду. В действительности Царь Иоанн I Васильевич Грозный составлял Духовное завещание своим детям – Царевичам Иоанну и Феодору в Великом Новгороде . На основании своих исследований известный советский историк, академик С.Б. Веселовский утверждает, что «Духовное завещание было написано в промежутке между началом июня и 6 августа 1572 года» . Таким образом, Духовное завещание Царя Иоанна Васильевича могло составляться сразу вскоре после битвы при Молодях. Хотя нельзя исключать и того, что черновик завещания был записан несколько позже — после взятия крепости Пайда в Ливонии в январе 1573 года, когда практически все Опричное войско Царя после битвы при Молодях и при взятии Пайды сложило свои головы. 0.2) Показаны в фильме неоднократные «воспоминания» персонажа, который играет Царя Иоанна Васильевича, о смерти матери Царя — Великой Княгини Елены Васильевны (урожденной княжны Глинской) от отравления. Действительно, современные исследования, проведенные в 90-х годах ХХ века судебно-медицинскими экспертами, убедительно доказали, что Великая Княгиня Елена Васильевна была отравлена солями ртути .

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

В 1660 году сестры Пятницкой обители были переведены в Хотьковский монастырь. Опустевшие храмы на подоле получили новое неожиданное назначение – стали местом заточения преступников. Тюрьмой, видимо, служил глубокий каменный подвал Введенский церкви, состоявший из трех камер с окошками и общей дверью. В народе сложилась легенда, будто в склепе Введенской церкви бывшего Пятницкого монастыря был заключен сам Степан Разин. Инок Арсений в сочинении 1894 года приводил строки из народной песни: У Троицы было у Сергия под горой, За каменною за белою стеной, Стояла там темная темница. А во той ли темной темнице Сидел там удалый молодчик, По имени-прозванью Стенька Разин. Тюрьма просуществовала в стенах Пятницкого подворья около двадцати лет. На Московском соборе 1681 года было принято решение обратить бывшую обитель у стен Троице-Сергиева монастыря в место ссылки нерадивых иноков из Москвы и других городов, которые «ходят по кабакам и по корчмам, и по мирским домам, упиваются до пьяна и валяются по улицам». В XVIII столетии у древних подольных храмов появились приделы. У Введенской церкви – равноапостольных Константина и Елены (1729), а у Пятницкой – архангела Михаила (1769). Историк Н. М. Снегирев предполагал, что Константино-Еленинский придел мог быть сооружен в память о несохранившейся деревянной церкви святых Константина и Елены. По преданию, эту древнюю церковь соорудила царица Елена Глинская в благодарность небесной покровительнице за дарование сына Ивана. Как известно, Иван Васильевич Грозный был крещен в Троице-Сергиевом монастыре на десятый день после рождения. Введенская церковь Пятницкого подворья привлекала особое внимание дореволюционных и советских историков. К. М. Быковский, А. А. Потапов и И. П. Машков относили ее по устройству плана к типу новгородского одноглавого храма и сравнивали по архитектуре с церковью Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой лавры (1559). Н. М. Снегирев писал в 1850 году о Введенской церкви следующее: «Об искусстве зодчего свидетельствует прочность, соразмерность, стройность, легкость и красивость здания, в котором тип Византийский соединен с Ломбардским. Это дает повод предполагать, что она строена одним из италианских или псковских зодчих, сооружавших церкви и палаты в Москве и в Троицко-Сергиевом монастыре».

http://sobory.ru/article/?object=31930

Это закономерно формировало в них рабское сознание: московская знать XVI в. – это уже не советники и соработники своего государя, как во времена Калиты и его ближайших преемников, а холопы и слуги, зависимые от милости и настроения своего самодержавного господина. Отсюда и их раболепство и заискивание перед государем, легко сменяемое участием в смутах и заговорах, попытками при первой же возможности узурпировать власть и урвать кусок пожирнее от государева наследства – типичный комплекс раба: занять место господина и отомстить за все пережитые унижения и обиды. Все это особенно ярко проявилось после кончины Василия III, оставившего наследником своего 3-летнего сына Иоанна при регентстве его матери – легкомысленной и недалекой Елены Глинской. Оскорбленные и униженные потомки Рюриковых и Гедиминовых родов, низведенные до полурабского положения московских бояр, тут же воспрянули духом. Пришло их время, и началась вакханалия боярских интриг и заговоров. Елена пала их жертвой, будучи, скорее всего, отравленной (при исследовании ее останков в них было обнаружено повышенное содержание ртути). Она умерла совсем еще молодой в 1538 г. Вслед за великой княгиней ушел из жизни и ее фаворит – князь Овчина-Телепнев-Оболенский: он был после смерти Елены заточен и уморен в темнице. После этого боярская смута разгорелась еще пуще. В такой обстановке малолетний великий князь выживает лишь только благодаря тому, что бояре ссорятся между собой, яростно борются за влияние, ненавидя друг друга. Но при этом ни одна из боярских семей не может утвердиться у власти настолько прочно, чтобы положить начало новой династии. Бояре отчаянно конкурируют между собой, и малолетний Иоанн Васильевич в такой ситуации удерживается на троне как устраивающий все группировки нейтральный вариант. Ближе всех к кормилу власти подобрался клан Суздальской ветви Рюриковичей – князей Шуйских, самых родовитых из Мономахова колена. Пока бояре яростно дерутся, грабя казну и захватывая самые доходные «кормления», где-то на кремлевских задворках подрастает всеми забытый и брошенный государь-отрок.

http://sedmitza.ru/lib/text/436287/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010