Наконец, если бы мне, находящемуся в киновии, и недоставало чего-нибудь для чистоты сердца, то я буду доволен и выполнением одной евангельской заповеди (которая, как известно всем, не может быть поставлена ниже плодов пустыни), именно, чтобы не заботиться о завтрашнем дне, в подчинении до конца авве мне можно было хоть несколько подражать Тому, о Ком говорится: «смирил себя, быв послушным даже до смерти» ( Флп.2:8 ), и чтобы мне удостоиться смиренно говорить слово Его: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ) (Авва Иоанн выставляет выгоды общежития следующие: 1) свобода от заботы о приобретении пищи, питья, одежды и других необходимых вещей, о которых в киновии заботятся настоятель и эконом; а пустынники сами должны о всем заботиться. 2) Большая безопасность от тщеславия, а в уединенном пустынножительстве удобнее подкрадывается гордость; иной хоть и не много постится, но, не вида другого, более строгого постника, начинает думать о себе высоко Третья польза общежития – подчинение, умерщвление своей воли. Св. Василий Великий в 7 главе «Пространных правил» хорошо говорит о выгодах общежития. Первая выгода та, что никто из нас сам, без помощи других, не может приготовить себе необходимое для жизни; это в киновии удобнее достигается, нежели в одиноком пустынножительстве. 2) В одиночестве еще и то неудобство, что пустыннику нелегко узнать, что он грешит в чем-нибудь, когда некому это заметить, благосклонно вразумить, наставить. Поэтому Премудрый говорит: «горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» ( Еккл.4:10 ). 3) В киновии больше удобств и случаев исполнять разные заповеди, нежели в одиночестве. Одинокий, делая одно дело, не может исполнять другого: посещая больного, например, не может исполнять обязанности гостеприимства; да и вообще в исполнении всякого дела не может иметь столько усердия и постоянства, как в общежитии при соревновании с другим. 4) Если мы все между собою члены одного тела – церкви, глава которой Христос, то в совокупном, согласном действии всех членов лучше выполняются все обязанности; если радуется один член, то и другие радуются вместе с ним; если страдает один член, то сострадают ему и другие члены, а в одиночестве никто не знает состояния других. 5) В церкви сообщаются многим разные дарования Св. Духа для общей пользы ( 1Кор.12 ), а в одиночестве никто не может иметь все дарования, нужные для духовной жизни, некому послужить ими, и дар остается бесполезным. 6) Одинокому угрожает опасность от гордости, – добродетели свои высоко ценит, недостатков своих не видит, и если некому указать ему их, то будет считать себя совершенным; да и не перед кем выказывать свои добродетели – сострадательность, кротость, терпение, смирение и т. п.). Глава 7. Вопрос о плодах общежития и пустынножительства

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

В 1267–1273 годах Бонавентура провел несколько собеседований на различные богословские темы. Впоследствии эти собеседования были изданы в качестве отдельных сочинений: 5. Col­la­tiones de decem praeceptis (Собеседования о 10 заповедях, 1267. — T. V. P. 505–532). 6. Collationes de septem donis Spiritus Sancti (Собеседования о семи дарах Святого Духа, 1268. — T. V. P. 455–503). 7. Collationes in Hexaemeron (Собеседования на Шестоднев, 1273. — T. V. P. 327–449; далее Шестодн.). Последние представляют собой не просто толкование на Быт 1, но учение о семи последовательно возвышающихся озарениях, или созерцаниях (visiones); сочинение не закончено. Наконец, к данному разделу относятся 8. Sermones selecti de rebus theologicis (Избранные проповеди на богословские темы. — T. V. P. 532–579; далее Избр. проп.), развивающие отдельные стороны учения Бонавентуры. B. Экзегетические. Бонавентура составил несколько комментариев на Ветхий Завет: 1. In librum Ecclesiastes (Комментарий на книгу Екклезиаста. — T. VI. P. 1–103; далее Комм. Еккл.). 2. In librum Sapientiae (Комментарий на книгу Премудрости. — T. VI. P. 105–235; авторство сомнительно), и на Новый Завет: 3. In Euangelium Joannis (Комментарий на Евангелие от Иоанна. — T. VI. P. 237–532; авторство сомнительно). 4. In Euan­gelium S. Lucae (Комментарий на Евангелие от Луки, 1248. — T. VII. P. 1–604; далее Комм. Лк.). В отличие от предыдущих, где обсуждается множество сложных богословских вопросов, последний комментарий составлен главным образом для проповедников. C. Мистико-созерцательные. Сочинения этой группы принесли Бонавентуре наибольшую популярность. 1. Itinerarium mentis in Deum (Путеводитель души к Богу, 1259. — T. V. P. 293–313; далее Путев.) 2 . Это самое известное сочинение Бонавентуры, в котором, кроме шести ступеней озарения души Божественным Светом (sex suspensiones illuminationum), или шести ступеней богопознания, излагается учение о Боге, Его бытии, сущности, свойствах и о Святой Троице. Написано под впечатлением посещения горы Альверны, где святому Франциску было видение Серафима с шестью крылами, сложенными по подобию распятия (prol.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Для св. прав. Иоанна Кронштадтского (+1908) такой каждодневный суд представляет собой диалог Бога и человека. Душа наша начинает слышать голос Божий, который говорит ей: «Да будет так, как Я хочу, а не как ты».А хочет Он, чтобы мы принесли в глубине сердца соразмерное греху покаяние и возвратились на путь жизни, указанный Им. И душа только тогда обретет покой и внутренний мир, когда почувствует сокрушение или понесет соответствующее наказание. О реальности и плодах каждодневного суда более всего свидетельствует чувство содеянного греха, который есть огонь и сам в себе несет огненное осуждение, а также успокоение совести после обличения самого себя .   4. Частный Суд 3.1. В православных догматических сборниках, как правило, не дается конкретного определения частного суда. Даже в столь авторитетном документе, как «Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной»,читатель исподволь подводится к мысли о реальности частного суда. Основной аргумент таков. Поскольку до последнего суда и праведные и грешные не получают совершенного воздаяния за свои дела, и не все души пребывают в одинаковом состоянии и не в одно место посылаются, то такое разделение не может состояться без суда частного . Подобным образом описывают частный суд и другие авторы известных очерков православного богословия. Так, протоиерей Н. Малиновский (+1917) в своем «Православно-догматическом богословии» приводит несколько тезисов, подтверждающих наличие такого суда: а) душа после смерти тела сохраняет память о прошлой совместной с телом жизни; б) она в состоянии дать отчет перед своей совестью и перед Богом за свои дела и поступки в земной жизни; в) действительность частного суда подтверждается многими местами из Священного Писания (Быт. 18, 25; Пс. 9, 5-9; Иоил. 3, 2; Еккл. 3, 16-17; 8, 11-13; Фил. 1, 21-24; 2 Кор. 5, 1, 8, 10; Рим. 2, 5-7; Сол. 1, 6-10 и др.) . Почти так же построена глава о частном суде в знаменитом справочнике православного богословия митрополита Макария Булгакова (+1882), только он добавляет еще свидетельства о частном суде некоторых отцов Церкви (свт. Кирилла Иерусалимского (+386), свт. Василия Великого (379), Григория Богослова (+398), свт. Иоанна Златоуста (+407) и др. ).

http://bogoslov.ru/article/2951490

Когда священник создает себе приверженцев, он теряет дар духовного отцовства и становится главой партии в) Остерегаться односторонности . Духовнику следует остерегаться односторонности. Речь идет о случаях, когда духовник одержим однобоким в и дением или оценкой обстоятельств. В данном случае укорительно то, что односторонность духовного отца передается его духовным чадам и свойственна также и им. Самая распространенная однобокость, присущая духовникам, как мы уже говорили, – это абсолютизация аскетического монашества . Так как сам духовник иеромонах или же, будучи женатым, чересчур ценит монашество, свое личное предпочтение он передает своим духовным чадам. Но православный духовный путеводитель призван быть кафоличным, то есть всецелым, а не односторонним, и представлять своим духовным чадам «καθ " λον», то есть всецелостность нашей веры, а не ее частные случаи. Этика духовного чада Духовные чада, прибегающие к духовному отцовству, со своей стороны также должны знать и серьезно учитывать основные положения духовного сыновства. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, нам необходимо быть осторожными: не должно оставаться в одиночестве, ибо в таком случае нам или грозит опасность быть съеденным зверем – душегубительным волком­диаволом, или же, если упадем, у нас не будет никого, кто бы нам помог встать на ноги, по слову Екклесиаста: «Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4: 10); но и не должны мы из­за нерассудительности вместо пастыря следовать за волком или за неопытным врачом (см.: Огласительное слово 20). Некоторые из положений этики духовного чада таковы. а) Необходимо различать путеводительство и зависимость . Знакомство и связь с духовным отцом носят характер путеводительства, а не зависимости. Духовник получил харизму и заповедь от Церкви путеводить верующих ко свободе во Христе, а не ставить их в зависимость от своих личных навязчивых мнений и не делать их своими рабами. Сегодня столько вещей делают людей своими рабами! Духовный наставник призван освобождать и дать покой верующим от всего того, что их связывает и делает рабами. Апостол Павел восклицает: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5: 1).

http://pravoslavie.ru/124136.html

Но в чем состоит предсмертная брань и что нужно делать в час смерти, чтобы не остаться навсегда побежденным? Есть четыре главных и более опасных прилога, которыми враги наши — демоны имеют обыкновение побеждать нас в эти минуты, — это: 1) неверие; 2) отчаяние; 3) тщеславие и 4) различные мечтания и преобразования демонов в ангелов света. I. Неверие Если враг начнет нападать на тебя лживыми умствованиями и влагать в твой ум помыслы неверия, презри плевелы его и с твердою верою говори ему: «Иди за мною, сатана, отец лжи! Не хочу ничего слышать от тебя. Я верую, во что верует Святая Церковь, и более ничего, никаких твоих умствований мне не нужно». И отнюдь не давай места в сердце твоем помыслам неверия, по слову Священного Писания: «Аще дух владеющаго (т. е. врага) взыдет на тя, места не остави: лукавство бо изыде от лица владеющаго» ( Еккл. 10:45 ). Помыслы неверия внушает диавол, чтобы низринуть тебя; а потому утверди ум свой, стой мужественно, берегись принимать не только какое-либо умствование, но даже и изречение Священного Писания, представляемое тебе доброненавистником: знай, что священные изречения приводит он всегда неполными и худо произносимыми, с превратным толкованием их, хотя и старается показать их уму хорошо, чисто и ясно произносимыми. Если этот лукавый змий спросит тебя, чему верует Церковь, оставь его с полным презрением и отнюдь не отвечай на его вопрос. Зная ложь и коварство его и видя, как он старается уловить тебя словами, веруй лишь несомненно от всего сердца в учение Св. Церкви и когда, Божиею Благодатию, силен ты в вере и непоколебим помыслом, к большему посрамлению врага, отвечай, что все, во что верует Св. Церковь, есть непреложная истина. Но, положим, он возразит: какая это истина? — кратко скажи: та, в которую Св. Церковь верует. При этом постоянно старайся содержать сердце твое устремленным к Распятому за нас и взывай к Нему: Боже мой, Творче и Искупителю мой! помози мне в час сей и не попусти удалиться от истины святой веры или поколебаться в ней, но благослови мне, в истине сей благодатию Твоею рожденному и наставленному, окончить жизнь мою к славе Пресвятаго Имени Твоего. II. Отчаяние

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

О пути радости, смеха и пути рыдания рассуждает св. Григорий Двоеслов , папа Римский: «Отошедшие от райских радостей через наслаждения, призываемся назад к ним через рыдания… Итак, да не обманывает нас никакая ложь удовольствия, да не сбивает нас с пути никакая суетная радость. Ибо близок Тот Судия, Который сказал: горе вам, смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете ( Лк. 6:25 )… Поэтому и Соломон говорит: смеху рекох: погрешение, и велелию: что сие твориши (зачем напрасно обманываешь) ( Еккл. 2:2 ) Беседы на Евангелия, Беседа 10, п. 7]. К раю, по св. Григорию, мы должны возвращаться не тем путём, которым оттуда ушли. Ушли со смехом, вернуться должны с радостью. Это как волхвы, которые пошли в родную страну не тем путём, которым из ней ушли. Этому научил их во сне ангел, вестник воли Божией. Таков был первый шаг Соломона за пределы дарованной ему Богом мудрости. Решил попытать счастья в смехе и веселье и остался с вопросом: а что это даёт? К психиатру пришёл пациент – жалуется, нет у него радости в жизни. Тоска одна, да и только. Психиатр рекомендует: – В город приехал знаменитый клоун. Сходишь на концерт – обхохочешься. Сходи, поможет. Пациент с грустью возразил: – Я и есть этот клоун. А что – Чарли Чаплин, Аркадий Райкин, Юрий Никулин – всё пустое? И да, и нет. Если идём к ним на концерт, чтобы отвлечься, развлечься – и отвлечёмся, и развлечёмся, и насмеёмся, только радости не обретём. Никакого итрон, ничего, что останется, что вечно, что даёт смысл жизни. Другое дело, если мы внимательным ухом вслушаемся в их смех, тогда за шелухой, которая ничего не даёт, мы можем услышать правду жизни и часто ту самую, горькую, что вокруг-то нас суета сует. И внутри тоже. Так что же всё-таки со смехом? Грех, не грех ? Глупость пустая? В Писании есть резкое осуждение смеха: Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете ( Лк. 6:25 ). Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам ( Еф. 4:4 ). Очень много о порочности и праздности смеха сказано у святых отцов, подвижников благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пастырское сердце грустит, когда приходится видеть огромное стечение молодых людей на концертах популярных исполнителей или на футбольных матчах. Нет, мы вас не осуждаем. Молодости свойственно стремление к творческому поиску, к состязаниям, развлечениям, и все это должно занимать в вашей жизни свое место. Однако необходимо уделять время и поиску Истины, и молитвенному предстоянию перед Господом. Ведь если душа не имеет связи с Духом Божиим, она истощается, разрушается, оказывается беззащитной перед натиском искушения, страсти, порока. " Веселись юноша в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих: только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего... и помни Создателя твоего в дни юности твоей " (Еккл. 11.9 -12. 1)- наставляет Священное Писание. Стремительно меняется современный мир. Невиданными темпами развиваются новые технологии. Человеческие возможности расширяются во многих сферах деятельности. К сожалению, в порыве самолюбования человек часто забывает о Боге. Но Господь ожидает от вас, дорогие мои, чтобы дарованные Им таланты и способности вы употребили во благо. Возрастайте о Господе! Пусть вам откроется совершенство духовной жизни во Христе, подлинная красота человеческих отношений в Его Церкви. Помните наставление святого апостола Петра: " Служите друг другу, каждый тем даром, какой получили, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией " (1 Пет. 4. 10-11). См. также: - Выступление Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула на Съезде православной молодежи - Вступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла - В Москве проходит Съезд православной молодежи Fri, 01 Feb 2002 15:47:36 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below. version="" html-attribute-value " > 2.0 " > Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru Zavet ru mail@pavland.ru

http://zavet.ru/a/rss_1012567656.html

Э. Г. Юнц идет по другому пути. В Еккл. 1:2 он использует три синонима: «Никчемно все … Напрасно все и бесцельно все». Но все эти слова передают только лишь общее значение еврейского термина, какое он приобретает в контексте книги, не отражая его частные смысловые оттенки. Вместе с тем, подход Э. Г. Юнца интересен тем, что, используя его, можно перевести выражения «суета сует», «суета сует», «все – суета» тремя разными выражениями, которые бы отражали конкретный смысловой оттенок еврейского слова . В качестве альтернативы можно предложить и еще один вариант перевода рассматриваемого сопряженного сочетания – «совершенная пустота». А Еккл. 1:2 может звучать так: «Совершенная пустота … Совершенная пустота. Все – пустое». Перевод слова зависит также от перевода сочетания, которое сопутствует этому слову, соединяясь с ним посредством союза «и». Речь идет о выражении / , которое звучит рефреном в Книге Екклезиаста 7 раз. Необходимость согласовывать перевод и / проистекает от того, что в данном случае мы имеем дело с синонимами, соединенными союзом «и». В Библии несколько раз встречаются подобные пары синонимов, включающие слово (см., например, Иерем. 16:19). В Книге пророка Исайи это пара («ни на что и вотще/впустую») (Ис. 49:4), а также пара («помощь Египта будет тщетна и напрасна/бесполезна») (Ис. 30:7). Смысловая близость слов и признавалась, например, М. И. Рижским, который термин в Еккл. 11:10 перевел как «дуновение ветра». Сочетание / в Синодальном тексте передается как «суета и томление духа». Однако все остальные переводы предпочитают иное прочтение данного выражения. Ш. Мидбари передает это выражение как «суета и погоня за ветром», «тщета и погоня за ветром» (единожды). Интересно, что фразу из Еккл. 1:17 Ш. Мидбари переводит как «томление духа». М. И. Рижский последовательно переводит рассматриваемое выражение как «лишено смысла и погоня за ветром», «бессмысленно и погоня за ветром» (единожды). А. Э. Графов также проявляет последовательность: «это – пустое, это – погоня за ветром», «все – пустое, все – погоня за ветром». У И. Дьяконова преобладает вариант «тщета и ловля ветра», однако встречается и вариант, близкий к прочтению Синодального перевода: «тщета и пустое томленье». Э. Г. Юнц предпочитает несколько вариантов перевода: «бессмысленно, как погоня за ветром», «бессмысленно, как ловля ветра», «бессмысленно, как гнаться за ветром». Интересно, что выражение из Еккл. 1:17 он передает как «никчемно». Все эти переводы подчеркивают конечную бесплодность, бессмысленность человеческих трудов, действий, которые напоминают погоню за ветром или ловлю ветра. Такое понимание оправдано общим содержанием Книги Екклезиаста.

http://bogoslov.ru/article/2007428

2) И о чём радуются нечестивые? Они радуются о том, когда видят ближних своих, впадших в несчастье. Так Флистимляне веселились, насмехались ослеплённому Самсону ( Суд.16:25 ). Так Семей радовался о несчастии Давида, бегающего от Авессалома, сына своего ( 2Цар.16:7 ). Так радовались Вавилоняне о пленении Иудеи и Иерусалима: восплескаша, – плачет Иеремия, – рукама о тебе вси минующии путем, позвиздаша и покиваша главою своею о дщери Иерусалимли ( Плч.2:15 ). Но таковая радость есть предосудительна; ибо α) непозволительна. Послушаем, какое в сем случае наставление подаёт Сирах: не ругайся человеку сущу в горести души его; есть бо смиряяй и возносяй ( Сир.7:11 ). β) поскольку всегда наказывается: ругаяйся, – говорит Соломон, – убогому раздражает сотворшаго его, радуяйся же о погибающем не обезвинится ( Притч.17:5 ). Так о Вавилонянах, радовавшихся о несчастии Иудеев, говорит Бог чрез Пророка Иеремию: и будет земля Халдейска в разграбление, вси грабителе ея наполнятся, глаголет Господь; зане веселистеся и велеречивасте, расхищающе наследие мое, скакасте бо яко телцы на траве и бодосте якоже волы ( Иер.50:10–11 ). 3) И о чём ещё радуются нечестивые? Они радуются о мире и прелестях его. Прелести же мирские суть: богатство, чести, сладострастие, по оному: все, еже в мире, похоть плотская и похоть очес и гордость житейская ( 1Ин.2:16 ). Но долговременна ли сия радость? Столько, сколько и мир; а мир? Слушай того же Богослова: и мир, – говорит, – преходит, и похоть его ( 1Ин.2:17 ). Итак: α) Кратка есть радость нечестивых, а посему и есть ложная: веселие нечестивых падение страшно, обрадование же беззаконных пагуба ( Иов.20:5 ). β) Кратка есть радость мира сего. Ежели рассмотрим естество радости, обрящем, что она есть ничто, и одна суета. Соломон о себе говорит: смеху рекох, погрешение; и веселию: что сие твориши? ( Еккл.2:2 ) Веруй Соломону. Искусивыйся вся весть. Он испытал все роды мирских весёлостей, но что сам о себе говорит? возвеличих творение мое, создах ми домы, насадих ми винограды ( Еккл.2:4 ); и призрех аз на вся творения моя, яже сотвориста руце мои, и на труд, имже трудихся творити, и се, вся суета и произволение духа, и несть изобилие под солнцем ( Еккл.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Но не смотря на всё это, владение богатством, хотя бы и миллионным, не составляет того счастья, о котором тоскует и которого ищет человек, и которое могло бы доставить ему полное удовлетворение всех его желаний. Пусть богач владеет грудами золота, которые он не может израсходовать на свои не только нужды, но и прихоти. Он смотрит на них, пожалуй, с услаждением. Но незримый дух, в нём самом скрывающийся, внушительно говорит ему: «не здесь наше счастье, не в этих грудах золота и драгоценных камней». Ведь мы сыны небес и рая (скажем опять словами поэта): Насытит ли нас красота земная? ………………………………………………………………….. Ах, две души в груди моей больной, Друг другу чуждые – и жаждут разделения. Из них одной мила земля, – И здесь ей любо в этом мире, Другой – небесные поля, Где духи носятся в эфире. 5 И вот, когда сыта, полна душа земная, – другая душа, которую усладить могут только небесные поля, может истаивать голодом и жаждой. Недавно, в январской книжке одного из наших журналов за настоящий год, нам пришлось прочитать признание одного несметного богача, не знающего конца своим владениям. «Много денег у меня (говорил он): много лесов, лугов и всяких владений; но ни на что мне не хочется смотреть. Тяжело мне. Днём и ночью гложет меня какая-то тоска. Я не знаю что предпринимать и куда деваться. Я заблудился и не знаю для себя выхода, заблудился среди белого дня»…. 6 Такое признание делал богач своим спутникам в дороге, направляясь к о. Иоанну Кронштадтскому , которого он хотел просить, чтобы он утолил как-нибудь томящую его алчбу и жажду души его. Но зачем нам приводить признания людей малоизвестных, которым вы можете не придавать значения, когда у нас есть непререкаемое свидетельство на то, что богатство не даёт удовлетворения душе нашей? Это свидетельство древнего боговдохновенного мудреца Соломона. Он окружил себя всем обилием и всё испытал, – построил себе дома, устроил сады и рощи, насадил в них всякие плодовые деревья, приобрёл себе слуг и служанок; крупного и мелкого скота у него было больше, чем у всех, бывших прежде него в Иерусалиме; собрал он себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей, завел у себя певцов и певиц и сделался великим и богатым больше всех ( Еккл. 2:4–10 ). Что же? Чего желать ещё больше? По-видимому, Соломон достиг вершины счастья? Но – нет, – не насытилась душа его всем этим; не нашёл он удовлетворения во всех утехах, какими окружил себя. Оглянулся я (говорит он) на все дела мои и на труд, которым трудился, – и вот всё суета и томление духа, и нет изобилия под солнцем, которое бы дало полное успокоение душе нашей ( Еккл. 2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010