«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Стефан из Фиваиды. Слово аскетическое «Аскетическое слово» Стефана из Фиваиды построено в форме наставлений старца ученику, который следуя им в постоянной борьбе со страстями и помыслами проходит путь от отречения мира до стяжания внутреннего Царства. Слово аскетическое Стефан из Фиваиды 1. Прежде всего, чадо, расстанься с миром. Расстанься с землей твоей, со сродниками твоими Расстанься с призрачным веществом (τη λη τη φαινομη), то есть с заботой века сего, да узришь прекрасное Царствие Небесное. 2. Сними покрывало с сердца твоего, чтобы стать зрячим. Расстанься с видимым, чтобы узреть невидимое. 3. Стой на страже сердца твоего, чтобы распознавать колеблющих тебя, потому что совершенным свойственна твердая пища, тем, кто навыкли упражнять свои чувства в распознавании добра и зла. Это и есть " стража сердца " . 4. Чадо, бойся Бога и расстанься с гордостью, расстанься с пороком, расстанься с завистью, расстанься со тщеславием, расстанься со злословием, расстанься с многословием. 5. Расстанься с похотью очей твоих, расстанься с двоедушием, расстанься с надменностью, расстанься с малодушием, расстанься с гневом и яростью, расстанься с ропотом и возмущением. 6. Чадо, не будь самоуверенным, расстанься с желаниями чрева твоего и смехом и не суетись. 7. Перестань насмехаться над человеком и не затевай спора ни по какому делу. Расстанься со злонравием и с размышлениями. 8. Отбрось напрасную печаль и не будь беспечен. Расстанься с невоздержанностью, не будь робким, чтобы не упасть в брани. 9. Сыне, будь прямым во всех делах и словах твоих, ибо Бог любит прямоту в речах. 10. Не люби удовольствий и не будь бесстыден лицом, но стяжи себе прекрасную стыдливость, не будь непослушным, чтобы не умереть тебе без времени (см, Еккл 7:17). 11. Чадо, не будь сребролюбив, ибо в этом корень всех зол (см. 1 Тим 6:10). 12. Не будь лицемерным и не пожелай ничего чужого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 136. О терпении Теперь мы должны рассмотреть терпение. Под этим заглавием наличествует пять пунктов: 1) является ли терпение добродетелью; 2) является ли оно самой большой добродетелью; 3) возможно ли оно без благодати; 4) является ли оно частью мужества; 5) является ли оно тем же, что и долготерпение. Раздел 1. Является ли терпение добродетелью? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что терпение не является добродетелью. Ведь сказал же Августин, что добродетели наиболее совершенны на небесах 173 . Но нет никакой надобности в терпении там, где не нужно сносить никакого зла, а между тем, согласно сказанному [в Писании], там «не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце» ( Ис. 49:10 ; Откр. 7:16 ). Следовательно, терпение не является добродетелью. Возражение 2. Далее, добродетель нельзя обнаружить в злом, поскольку добродетель «делает своего обладателя добрым» 174 . Однако терпение подчас обнаруживается и в злом, например, в скупце, который ради богатства терпеливо сносит немало зол, согласно сказанному [в Писании]: «Он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде» ( Еккл. 5:16 ). Следовательно, терпение не является добродетелью. Возражение 3. Далее, мы уже показали ( ΙΙ– Ι, 70, 1), что плоды отличаются от добродетелей. Но терпение названо одним из плодов ( Гал. 5:22 ). Следовательно, терпение не является добродетелью. Этому противоречит сказанное Августином о том, что «добродетель души, называемая терпением, является столь великим даром Божиим, что мы даже проповедуем терпение Того, Кто дарует его нам». Отвечаю: как уже было сказано (123, 1), нравственные добродетели определены к благу постольку, поскольку они оберегают благо разума от порывов страстей. Затем, печаль является одной из тех страстей, которые более всего препятствуют благу разума, согласно сказанному [в Писании]: «Печаль мирская производит смерть» ( 2Кор. 7:10 ); и ещё: «Печаль многих убила, а пользы в ней нет» ( Сир. 30:25 ). Поэтому существует необходимость в такой добродетели, которая бы оберегала благо разума от печали так, чтобы разум не уступал печали, и таково терпение. В связи с этим Августин говорит, что «терпение человека есть то, посредством чего он претерпевает зло со спокойным», то есть не потревоженным печалью, «умом, иначе он мог бы вследствие обеспокоенности ума отказаться от тех благ, с помощью которых он подвигается к лучшему». Отсюда понятно, что терпение является добродетелью.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Псалом 32 Не надписан 222 . «Это, – говорит бл. Феод., – приписали LXX, переводя псалом, т.е. не ищи в переводе надписания; потому что надписания мы не нашли. Изречен же сей псалом бл. Давидом о том, что совершилось при чудном Езекии, и произносится как бы от самого Езекии, побуждающего народ к песнопению, после чудесной победы и погибели Ассириян». Другие считают благодарственною песнию после победы над Филистимлянами ( 1Пар. 20:4 ; 2Цар. 21:15 223 ). По мнению св. Афанасия, «Давид в сем псалме уверовавших уже во Христа учит восхвалять своего Владыку, открывая им вместе превосходство могущества Его». 1 . Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Радуйтеся. Это слово Акила и Симмах перевели: «хвалите». Правым подобает похвала. «Как кривая нога не годится для прямого сапога, – поясняет св. Василий В., – так сердцам развращенным неприлична Божия похвала... Поскольку похвала Божия есть правая: то нужно правое сердце, чтобы ему могла быть дозволена и приличествовала похвала» (Сн. Еккл. 15:9 ). 2 . С Евр.: «Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири». 3 . Воспойте Ему песнь нову. «Т.е. служите Богу не в ветхости буквы, но в обновлении духа. Кто принимает закон не чувственно, но разумеет духовный смысл его, поет песнь новую... Кто непрестанно становится новее в отношении к самому себе, тот поет новую песнь Богу. Добре пойте, т.е. с нерассеянною мыслию, с искренним расположением. Пойте со восклицанием 224 . Как некоторые добрые воины, одержав победу над врагами, возносите хвалебные песни Виновнику победы» (Вас. В.). 4 . Давид показывает, почему должно особенно прославлять Господа, – потому что Он истинен, праведен, бесконечно благ (ст. 5), Творец всего земного и небесного (ст. 6), премудр (ст. 7), страшен в Своем величии (ст. 8), всемогущ (ст. 9), Судия и грозный Мздовоздаятель (ст. 10), неизменен (ст. 11), промыслитель, сердцеведец (ст. 15), ничтожно пред Ним могущество сильных мира сего (ст. 16, 17); Он Искупитель, Спаситель уповающих на Него (ст. 18). Вся дела Его в вере. Т.е. Господь верен, истинен во всех делах, все дела Его выражают верность, – что обещает, то исполняет (Иерон. и Август.); «правдиво правит всем Господь всяческих, а нам предоставил зрение дел Его, призывая нас веровать, а не пытливо доведываться, как они совершаются» (Бл. Феод.). По мнению Василия В., слова: вся дела Его в вере, сказаны в том смысле, что все дела Божии призывают к вере, все указывают на Творца своего и Промыслителя. «Видишь небо и порядок в нем, – это для тебя руководитель к вере; потому что указывает собою на Художника». С Евр.: «Ибо слово Господне право и все дела Его верны».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разделы портала «Азбука веры» I. Одиночество За шесть дней Господь Бог сотворил небо, землю, а также весь животный и растительный мир, включая человека. В конце каждого дня творения Бог внимательно осматривал Своё творение, и видел что всё Им сотворено хорошо: «увидел Бог, что это хорошо» ( Быт.1:4, 10, 12, 18, 21, 25 ). Человек стал венцом творения. Его тоже Господь создал весьма хорошо – по Своему образу и подобию. По словам Бога, не хорошо было Адаму оставаться одному: Быт.2:18 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Итак, мы видим, что одиночество для человека – не хорошо. В книге Екклесиаста сказано: Еккл.4:9-12 «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется». Господь Бог не сотворил человека для одиночества, Он вложил в него потребность в любви, понимании, дружбе и общении со своим Творцом и себе подобными. Когда эта потребность остаётся неудовлетворённой, тогда человек и начинает чувствовать себя несчастным и одиноким. 1. Что такое одиночество? Словарь Ожегова даёт следующие определения: Одиночество – состояние одинокого человека. Одинокий – отделённый от других подобных. Не имеющий семьи, близких. На наш взгляд, одиночество – это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений, общения, взаимопонимания, любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная). 2. Причины, вызывающие одиночество: Одиночество не возникает за один день. Оно может быть результатом всей жизни или характера человека. Оно может быть последствием какого-либо события или травмы, пережитой человеком. Иногда мы даже не подозреваем о том, что теми или иными поступками или действиями сами себя загоняем в тупик одиночества.

http://azbyka.ru/bibliya-ob-odinochestve

Скачать epub pdf Горский А.В. прот. Слово в день воспоминания открытия Московской Духовной Академии [произнесено 1 октября 1868]//Богословский вестник. 1894. Т. 4. 10. С. 26–32 (2-я пагин.). —26— Всяк книжник, научився царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая ( Мф.13:52 ). Предложив людям свое небесное учение, указав им путь к царствию небесному и готовясь уже оставить землю, Господь Иисус Христос обещал народу своему послать пророков, премудрых и книжников, для разъяснения и утверждения проповеданных Им истин. Се Аз послю к вам пророки и премудры и книжники ( Мф.23:34 ). Наименования обещанных учителей, взятые из жизни церкви ветхозаветной, указывали на два различных вида наставления, которым сами они достигали познания божественной истины. Пророки и премудрые – это мужи божественного вдохновения, святые Божии человецы, которые глаголали Слово Божие, от святаго Духа просвещаеми ( 2Пет.1:21 ). Книжники – это люди труда, которые, день и ночь поучаясь в законе Господни ( Пс.1:2 ), предлагали другим добиться этим путем знания в наставлениях относительно веры и деятельности. Переводя наименования ветхозаветные на язык новозаветной церкви, под именем пророков и премудрых можем разуметь тех учителей, которым сам Господь обещал даровать уста и премудрость, которым ниспослал от Отца очищающую и просвещающую на всякую истину благодать Св. Духа, и которых послал в мир проповедать Евангелие, наченше от Иерусалима ( Лк.24:47 ). А под именем книжников – людей науки, единственной науки, на которой всё основывается в церкви ветхозаветной и новозаветной – Слова Божия. В —27— числе таких книжников новозаветных, во времена апостольские, думаем, был сотрудник Павлов, Аполлос, Иудеанин, муж словесен, силен сый в книгах ( Деян.18:24 ), и другой ученик и сотрудник Павлов, Тимофей, измлада священная писания умееши ( 2Тим.3:15 ), которому и в служении святительском Апостол заповедовал: внемли чтению ( 1Тим.4:13 ). Служители слова евангельского, призванные к распространению науки христианской, сотрудники в деле просвещения духовного настоящие и будущие! Не утешительно ли для нас, что Господь Иисус Христос предусмотрел и дал место в своей церкви и нашему самотрудному служению? Аз послю вам пророки и премудры и книжники ( Мф.23:34 ). Дело обучения книжного поставлено Господом на ряду с делом пророков и премудрых. Учение многое – труд плоти ( Еккл.12:12 ), сказал Премудрый с некоторым огорчением; но Господь приемлет этот труд и объявляет книжников новозаветных также своими посланниками, как и пророков. Аз послю вам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(522) [Col. 1225] Да будем и мы, братия мои, мучениками таким же образом, в постоянной готовности быть схваченными, явиться исповедниками, подвергнуться бичеванию, потерпеть смерть. Это значит ежедневно быть мучеником, это значит ежедневно умирать ( 1Кор.15:31 ); от этого происходит очищение души, удаление от страстей, приближение к Богу, отвращение от мира, представление неба и вечных благ, равно как и скорбей. Ибо такая готовность не дает уму времени предаваться удовольствиям и пристраститься к тому или другому, но особенно укрепляет сердце, побуждает глаза заливаться слезами, [побуждает] желать исхода из тела, как бы из какой-нибудь ненавистной темницы. Будем же впредь наблюдать, каковы мы: если мы таковы, то очень хорошо, а если нет, то обратимся и очистимся. Будем убегать от неукротимого дракона диавола, от разжженных стрел печальной и смертоносной похоти. От нее не удовольствие, а скорбь; не сладость, а горечь; не благополучие, а вражда, рабство, тление, беснование, искажение естественного состояния. Ибо если она есть добро и сладость, то почему тех, которыми овладевает она, тотчас делает глупыми, скотоподобными, постыдными, раболепными, безнадежными, расслабленными, осужденными на вечную смерть? Так что она, обворожительница, будучи на самом деле не такой, какой представляется, заражает, приводя в исступление и изменяя человека подобно тому, как бывает с бесноватыми, которые не понимают, что делается с ними, пока не опомнятся. Будем же впредь смотреть, возлюбленные, на наши места жительства, на то, где и с кем обращаемся; и если там есть вред, надобно переселиться, если с соблазнителем, надобно удалиться, если ни с кем, надобно соединиться, ибо горе быть единому ( Еккл.4:10 ), пока нет к тому необходимости. Надобно наблюдать и прочее: пищу, питье, сон, деятельность, так чтобы всё было в меру, укрепляя тело для содействия исполнению заповедей, а не раздражая его восставать против души. Оно жеребец: если слишком откармливается, то бесится и низвергает всадника ум. По себе мы изображаем и ваше состояние, ибо все люди в равной мере получили от Бога бразды власти над собой, хотя постоянно происходит война между душою и телом, противящимися друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Основы современного естествознания: православный взгляд 19.06.2008 819 Время на чтение 4 минуты Вышла в свет книга В.И. Неделько, А.Г. Хунджуа " Основы современного естествознания: Православный взгляд " (М.: " Паломник " , 2008) - научно-популярное издание, в котором рассматриваются современные научные представления об окружающем нас мире через призму православного мировоззрения. Авторами книги - Неделько Виталием Ильичем, кандидатом физико-математических наук, доцентом физического факультета МГУ, и Хунджуа Андреем Георгиевичем, доктором физико-математических наук, профессором физического факультета МГУ, - выбраны главные концептуальные вопросы, без знания которых нет правильного понимания объективной реальности. В издании освящены темы, не подвластные науке и требующие привлечения философских и теологических знаний, раскрыты основы естественнонаучных дисциплин и предпосылки формирования целостного мировоззрения. Книга рассчитана на широкий круг читателей, она будет полезна студентам-гуманитариям при знакомстве с курсом " Концепции современного естествознания " , учителям физики, химии, биологии, студентам и аспирантам технических специальностей, школьникам старших классов. Авторы отдают себе отчет, что не скажут ничего принципиально нового, но считают предлагаемый на суд общественности учебник полезным, ибо, как отметил Блез Паскаль: " Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и тому же мячу, но не все с одинаковой меткостью. С тем же успехом меня могут корить и за то, что я употребляю давным-давно придуманные слова. Стоит расположить уже известные мысли в ином порядке и получится новое сочинение, равно как одни и те же, но по-другому расположенные слова образуют новые мысли " . Да и что можно сказать принципиально нового, ведь " нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: " смотри, вот это новое " , но [это] было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1: 9-10).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Священная граница Сакральные стратегии и война символов 04.11.2013 1392 Время на чтение 19 минут Посвящается российским пограничникам До октябрьского переворота 1917 года стражи государственной границы праздновали не День пограничника, как это принято в наши дни, а отмечали так называемый храмовый праздник, имевшийся у каждого рода Царских войск. Хранителям священной границы Российской Империи предписывалось торжественно отмечать его в двунадесятый Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря по новому стилю). В определении для стражей священной границы Государства именно этого торжественного дня был заложен глубокий смысл: качества, присущие Богородице - незыблемая святость, чистота, непорочность, неподкупность, нерушимость... Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. Иер. 5: 22. Прошедшее столетие, ознаменованное всеобщим падением нравственности, принято оценивать как фатальное. В государствах Европы, включая Россию, произошел целый ряд кровавых войн и революций. Обычно полагают, что эти события обусловлены разрозненными политическими, социальными и экономическими факторами. Но если История есть только цепочка непредсказуемых случайностей, то тогда и жизнь человека посреди этого мipa - не более чем «дар напрасный, дар случайный»... Однако при внимательном взгляде на нее с религиозной позиции, сами собой напрашиваются выводы иного характера, выстраивающиеся в стройную систему, открывающую взору читателя величайший Порядок в кажущемся внешнем хаосе. И нет в Истории ничего такого, что не было бы уже « в веках, бывших прежде нас » (Еккл.1:10). Нынешняя реальность такова, что хотим мы того или нет, но после падения «железного занавеса» постепенно стираются грани не только между сообществами, но и внутри человека, и, например, то, что в России еще недавно было запрещено всем и каждому, сегодня разрешено и поощряется. Но хотя общение между народами разных государств год от года вроде бы упрощается, однако все труднее становится ориентироваться в «мipe без границ», где понятие границы низводится до уровня обыденной стойки таможенного контроля. Но в действительности оно лежит намного выше этого бытийного определения.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/05/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЛО [греч. κακα, τ κακν, πονηρς, τ ασχρν, τ φαλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага . Ветхий Завет Терминология и семантика В ВЗ предметы, явления, события, действия и переживания, так или иначе противопоставленные благому, полезному, соответствующему принятым нормам или эталонам, т. е. оцениваемые негативно в к.-л. отношении, характеризуются словами, производными от корня   (глаголы         имена существительные и прилагательные:        ). При этом «плохое», «дурное», т. е. неупорядоченное, неправильное, и «вредное», «опасное», т. е. приносящее вред или способное его причинить, а также З. как нравственная характеристика людей и их поступков и З., переживаемое человеком, т. е. страдание, беда, несчастье, различаются только контекстуально, но не терминологически. Так, слова с корнем   служат определениями предметов и явлений, опасных и вредоносных по своей природе, и т. о. подчеркивают эти свойства. Напр., «злой» (  ) нередко называется болезнь: «Поразит тебя Господь злою (  ) проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей» (Втор 28. 35; ср.: Втор 28. 59: «...болезнями злыми (  ) и постоянными»; Втор 7. 15; Иов 2. 7: «...проказою лютою (  ) от подошвы ноги его по самое темя его»; Еккл 6. 2: «тяжкий (  ) недуг»; 2 Пар 21. 19). Когда речь идет о диких зверях, представляющих собой угрозу для человека, используются те же эпитеты: «хищный зверь», «лютые звери» (     - Быт 37. 20, 33; Лев 26. 6; Иез 5. 17; 14. 15, 21; 34. 25). В этом значении такие слова могут употребляться и менее конкретно, обозначая беду, несчастье как совокупность опасных, гибельных событий или обстоятельств: «...за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло (  ) на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4 Цар 21. 12); «За это Я наведу беды (  ) на дом Иеровоамов...» (3 Цар 14. 10); после смерти Авессалома Иоав говорит Давиду: «...клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий (  ), какие находили на тебя от юности твоей доныне» (2 Цар 19. 7 (МТ 19. 8)).

http://pravenc.ru/text/199913.html

Н.К. Гаврюшин Макарий (Петрович). О человеке (из «Догматической Богословии») § 38. Человек есть существо из души разумной и тела, расположенного на органы чувственные, состоящее, которому на сей земле, как в собственном доме жить определено. О человеке должно сказать: 1) Мы знаем, что в свете кроме тела и духа ничего больше нет (§ 37). Естьли что из вещества состоит, то разума причастно быть не может; невместително бо есть помышление телу: а напротив, духовное естество совсем частиц, составляющих количество, свободно. В человеке оба сии существа так согласно и дружелюбно соединена, что довольно удивиться не можно. Сея ради причины древность микрокосмом или малым миром называла человека. 2) Так человек есть сложное существо. Он имеет душу (Деян, гл. 20, ст. 10). Душа же есть (Еккл. гл. 12, ст. 7). Следовательно душе все свойства должно приписать, которые ангелам приличны (§ 37). Она невещественна и бессмертна, она разумом и волею, и самовластием одарена; ей приличествуют разные способности, знания и науки, как опыт гласит: однако все сии качества известной имеют предел, и никак в бесконечность не могут далее поступая пресовершеннейшими статься; потому что душа есть тварь, самое же твари понятие границы всем полагает вещам. 3) Тело, как мы видим, из множества частей состоит, частей союз чрез движение может премениться, от пременения сего может частей союза сделаться разрыв, от разрыва может тление и превращение последовать; ибо плоть может истлевать. Тление человеческого тела – когда оно неспособно сделаться к душевному обитанию и действию в нем, и так принуждена бывает душа разлучиться с телом; сие разлучение души с телом называется смертию. 4) Некие мы части в себе имеющие пред прочими превосходство примечаем, каковы суть глаза, уши, уста и проч. Душа эти части вместо орудия употребляя, понятия свои о чувствах различно располагает. Откуду пять чувств, то есть видение, слышание, обоняние, вкушение и осязание происходит. Сии от чувств происходящие понятия не должно смешивать с понятиями разума; ибо те только тёмные могут быть и ясные, сии же подробные и довольные: тем последующий не может тебе довольной причины, для чего что делает, сказать, потому и грешить иногда может; сих же предержащийся резон тебе скажет, для чего что делает.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010