Вопрос: Поясните, пожалуйста, смысл книги Екклесиаста. В чем ее мораль? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Греческое название книги Екклесиаст является точным переводом еврейского названия Кохелет (от кохал — собрание) — говорящий в собрании, т.е. проповедник. Древние христианские экзегеты (Ориген, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, блаж. Иероним и др.) признавали книгу прощальною и покаянною речью царя Соломона, подобно прощальным речам пророка Моисея (Вт. 28 — 32 гл.), Иисуса Навина (Нав. 24 гл.) и пророка Самуила (1Цар. 12 гл.). Духовный смысл книги определяют слова, поставленные в самом начале книги: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! (Еккл.1:2). Слово суета в небольшой священной книге встречается 39 раз. В еврейском тексте стоит хэвэл. Первоначальное значение этого слова — дыхание, дуновение, т.е. то, что быстро исчезает, испаряется. Отсюда переносный смысл: пустое, безрезультатное занятие. У пророка Исаии словом хэвэл названо дело, которое не приносит пользы, напрасное, тщетное (30:7). В еврейской грамматике словосочетание хэвэл хавалим (суета сует) называется status constructus, т.е. сопряженное отношение. Применяется оно для выражения предельной степени чего-либо. Например, в положительном значении: небеса небес (Втор.10:14; Пс.67:34) , Царь царей (Ездр.7:12; Дан.2:37). В Екклесиасте сопряженное отношение выражает крайнюю суету, бессмыслицу: Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (1:3). Суета все, потому что нет пользы. Это понятие польза является как бы искомым, достижение чего сделало бы жизнь человека несуетной, имеющей смысл. Священный писатель употребляет существительное итрон. Оно в Библии, кроме книги Екклесиаста, больше не встречается. Все испытал в жизни кохелет, но все пережитое и увиденное не есть итрон, все — хэвэл хавалим (суета сует). Недостижимость прочного человеческого счастья выражается в постоянной смене человеческих поколений: Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (1:4).

http://pravoslavie.ru/6707.html

Разделы портала «Азбука веры» Дихотомия (от греч. διχοτομα – двухсоставность (от δχ — надвое, двояким образом; и τομ — сечение, разделение) – богословский термин, употребляемый, как правило, для обозначения двухсоставности человека (душа и тело). В «Православном исповедании веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» сформулировано учение о двухсоставности человека: человек «составлен из невещественной и разумной души и вещественного тела» (Ч. 1, вопрос 18). В Священном Писании можно найти ряд свидетельств, выделяющих в человеке две составляющие. « И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его » ( Еккл.12:7 ). « Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне » ( Мф.10:28 ). « Тело без духа мертво, так и вера без дел мертва » ( Иак.2:26 ). « Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии » ( 1Кор.6:20 ). Есть два изречения, которые, по-видимому, выделяют в человеке три части: « Сам Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранит без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа » ( 1Фес.5:23 ). « Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдно острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные » ( Евр.4:12 ). Митрополит Макарий (Булгаков) пишет:  «Если Слово Божие само себе противоречить не может; если оно так многократно и так ясно говорит только о двух частях в человеке; если сам апостол Павел с такой раздельностью изображает человека состоящим только из двух частей ( 1Кор. 5:3–5; 6:20; 7:34 ): то быть не может, чтобы в двух означенных местах душа и дух были различаемы в человеке, как особые самостоятельные части, а не в другом смысле. И действительно, в первом месте, они различаются только как две стороны или силы одной и той же духовной природы человека: потому что говорит Апостол, Слово Божие точно так же  проникает до разделения души и духа,  как  составов и мозгов ; но составы и мозги только части одного и того же тела человеческого, а не отдельные части человека. На основании этого же место можно заключать, что и во втором своем изречении святой Павел различает дух и душу в человеке только как две стороны одной и той же его духовной природы, или особо обозначает в душе дух, как высшую ее способность. А может быть, как и полагали некоторые из древних, под именем духа Апостол имеет ввиду здесь собственно благодать Святого Духа, обитающую во всех верующих, о которой сам же он перед тем только выразился:  духа не угашайте  ( 1Фес.5:19 )».

http://azbyka.ru/dixotomiya

Святитель Кирилл Иерусалимский      Ужасное зло – грех, и болезнь души самая жестокая – преступление закона; оно лишает ее совершенно сил, и повергает в огонь вечный. Зло самого человека, порождение произволения. И что мы подлинно грешим по своему произволению, об этом ясно говорит пророк: «Аз насадих тя виноград плодоносен, весь истинен; како превратился еси в горесть, виноград чуждий» (Иер. 2: 21)? Насаждение доброе, плод злой: зло от воли. Виноград будет пожжен огнем. Потому что для благих плодов насажден был, но принес плод злой по произволению. «Бог сотворил человека правым, – по словам Екклезиаста, – а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7: 29). Грех есть ужасное зло, но не неизлечимое. Ужасно для того, кто имеет его, но удобно излечимо в том, кто отвергает его посредством покаяния. Ибо представь, что кто-либо держит в руке огонь. Пока он держит уголь, до тех пор тот без сомнения жжет его, но если бросит он уголь, то прекратится и жар. Если же кто думает, что он не сгорает от греха, такому говорит Писание: «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?» (Прит. 6: 27). Так попаляет грех силы душевные. Когда забываешь ты Бога, тогда только начинаешь и мыслить злое, и совершать дела беззаконные Что же такое грех? Это не есть враг, извне наступающий на тебя, человек, но негодная отрасль, из тебя прозябающая. Взирай правыми очами, и не будет в тебе похоти; храни свое и не похищай чужого, и прекратится склонность к хищению. Помни о суде, и не усилятся в тебе ни блуд, ни прелюбодеяние, ни убийство. Когда забываешь ты Бога, тогда только начинаешь и мыслить злое, и совершать дела беззаконные. Впрочем, не ты только сам бываешь виновником греха, есть некто и другой самый злой подстрекатель к нему – диавол. Он подстрекает всех, однако же не одолевает тех, которые не повинуются ему. Говорит Екклезиаст: «Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл. 10: 4). Заключи дверь свою, удали его от себя, и не нанесет тебе вреда. Если же ты хладнокровно допустишь помысел похоти, то она, обращаясь в сердце, пустит в тебе корни свои, свяжет разум твой и увлечет тебя в пучину зол. Но может быть ты скажешь: я верный, и не возобладает надо мною похоть, хотя бы и часто возбуждалась она в мысли моей. Неужели ты не знаешь, что и в камень внедряется корень от долговременного на нем пребывания? Не принимай семени, иначе оно подавит веру.

http://pravoslavie.ru/99091.html

Закрыть Место Государя в Церкви: византийский и российский опыт Доклад на 10-летии Русского собрания, 6 декабря 2023 года Алексей Величко   08:41 08.12.2023 552 Время на чтение 20 минут Фото: ros-vos.net I . Приступая к изложению такой чрезвычайно содержательной и весьма интересной темы, как место государя в Церкви, следует в первую очередь руководствоваться историческими фактами, как они свершились в действительности. А они бесспорно свидетельствуют о том, что царь даже в языческие времена не оставался индифферентной фигурой, когда речь шла о религии его народа. И, как правило, имел либо священническое достоинство, либо играл приоритетную роль в делах вероисповедания. В частности, можно напомнить, что уже в Древнем Израиле систематически встречались примеры объединения первосвященнического и царского сана в одном лице. Разумеется, в первую очередь речь должна идти о библейских харизматиках - Моисее, Давиде, Соломоне, Иисусе Навине, Осии. Но также о династии Хасмонеев, цари которой, по словам их современника Иосифа Флавия, «наслаждались тремя величайшими преимуществами одновременно - государственной властью, саном первосвященника и пророческим даром». Византийский опыт церковно-государственных отношений. Часть 3 Специалисты знают, что по языческому римскому праву религия являлась государственным учреждением, а потому Римский император исполнял обязанности pontifex maximus, верховного жреца всего народа. Что имя «Август», принятое Октавианом, происходит от латинского « augeo » («умножать») и связано с жреческим титулом « augur » («умножитель благ», «величественный»). Нельзя хотя бы мельком не сказать о том, что сакральный характер царской власти утверждается, например, в книгах Ветхого Завета: «Где слово царя, там власть» (Еккл. 8: 4); «Царь правосудием утверждает землю» (Притч. 29, 4). «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21: 1). «Бойся Господа и царя» (Притч. 24: 21) и т.д. Было бы нелепо предполагать, будто христианство в этом отношении занимает какую-то качественно иную позицию. И в полном соответствии с древней церковной традицией преподобный Максим Грек утверждал, что «Царь есть образ живой и видимый Царя Небесного».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/08/me...

Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия организаторам и участникам выставки фотодокументов, посвященной семье последнего русского императора Николая II 2 липня 2006 р. 13:00 В храме Христа Спасителя открылась выставка фотодокументов, посвященная семье последнего русского императора Николая II. Свое приветствие организаторам и участникам выставки направил Святейший Патриарх Алексий. Дорогие братья и сестры! Сегодня, в преддверии празднования дня памяти Святых Царственных Страстотерпцев, открывается выставка уникальных фотодокументов, рассказывающих о жизни Царской семьи. Собранные фотографии — убедительное свидетельство того, насколько Государь Император Николай II и вся его благочестивая семья были привержены исполнению своего долга – служебного, общественного, семейного. Их жизнь, страдания и самая смерть были примером добродетельной, исполненной любви к Богу и ближним жизни. Революционные потрясения были направлены, прежде всего, на разрушение многовековых нравственных устоев и традиций России. В прежние времена и власть предержащие, и рядовые граждане сверяли свои дела с заповедями Божиими, дабы достойно продолжать деяния своих предков, стремившихся к идеалу Святой Руси. В результате революционных преобразований на место нравственных законов были поставлены ложные идеалы: отвержение и забвение духовных истоков стало «нормой новой жизни». Так образовался глубокий духовных кризис общества, последствия которого мы ощущаем и поныне. Отринув своего Творца, человек остался один. Но «горе одному, — гласит Писание, — когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4, 10). Вот почему сегодня нам так необходимо идти путем возрождения исторической памяти, путем приобщения все большего и большего числа наших соотечественников к вере отеческой, к вере православной. Покаяние за грехи наших предков может стать залогом нашего духовного и нравственного возрождения, необходимым условием для водворения в Отечестве нашем мира и согласия. Нелегко вернуть Отечеству благосостояние, но еще трудней очистить свое сердце от злобы и неправды, от безумной богоборческой гордыни. Без преображения человеческой души мы никогда не преодолеем трудностей нашей общественной жизни, нам не начертать правильного пути для будущей России, не приобрести способности брать лучшее из внешнего мира, отвергая все, что не служит правде, добру и созиданию.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203213...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСКУШЕНИЕ побуждение к нарушению религ., нравственного закона; соблазн. Производное от старослав. глагола   (испытать, оценить, попробовать, узнать, соблазнить - ЭССЯ. Вып. 9. С. 39-40), к-рый восходит к праслав. kusiti, имевшему нейтральное в религ. отношении значение «пробовать на вкус» (Там же. Вып. 13. С. 135). Общее понятие И.- одно из основополагающих понятий правосл. аскетики. И. могут быть названы как особое состояние души, при к-ром ей навязываются греховные мысли и чувства, так и вообще любые скорбные переживания, к-рые посещают человека по Божию попущению. В широком смысле к И. относятся также различные нужды и скорби человеческой жизни: болезни, обиды, нищета и др. обстоятельства, в к-рых при правильном отношении закаляется вера в Бога и упование на Него. В целом христ. традиция называет И. все то, что испытывает силу устремления человека к Богу и ставит его перед сознательным выбором. Далеко не всегда термин «искушение» имеет негативную окраску. Помимо диавола, к-рый по ненависти к людям стремится отвратить их от Бога, а также самого человека, к-рый искушается собственной похотью, Свящ. Писание называет источником И. Бога, Который, не желая зла человеку, посредством различных И. ставит его перед нравственным выбором и призывает реализовать дар свободы, данный ему при сотворении. ВЗ об И. Термину «искушение» соответствует евр. глагол   (  ), к-рый имеет основное значение «испытывать, проверять» и во мн. случаях не имеет значения побуждения к злу. Подобным образом в Септуагинте употребляется соответствующий греч. глагол πειρζω и некоторые его синонимы ( L é gasse. 1991. Col. 193). И. в ВЗ встречается в значении испытания одним человеком мудрости (3 Цар 10. 1; ср.: 2 Пар 9. 1) или дружбы (Сир 6. 7) другого, проверки его веры и упования на Бога (Прем 2. 17). Человек может искушать собственное сердце (Еккл 2. 1); нужно испытывать душу, чтобы уразуметь, что для нее вредно, и воздерживаться от этого (Сир 37. 30). Глагол   употребляется в значении испытания вещи на пригодность к использованию (1 Цар 17. 39), свойств и качеств явлений (Еккл 7. 23) и даже испытания Бога (Суд 6. 36-40); кроме того, глагол   употребляется в значении пробовать, стараться (Иов 4. 2; ср.: 1 Макк 12. 10; 2 Макк 11. 19; др.; см.: Helfmeyer. 1998. P. 444-446). Однако чаще в ВЗ этот глагол имеет специальное религ. значение ( Seesemann. 1999. P. 24).

http://pravenc.ru/text/674970.html

Зачем нужна община? Отвечает святитель Василий Великий Александр Пермяков Священник кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда. Руководитель миссионерского отдела Калининградской и Балтийской епархии. Подпишитесь на наш Телеграм Подборку аргументов от святого осуществил священник Александр Пермяков. Про общинную жизнь вы можете прочитать в “Пространных ответах” свт. Василия Великого . Мне пришлось совершить лёгкую редакцию этого текста. Я разбил его на тезисы и сделал это для того, чтобы приспособить его для восприятия современными христианами живущими в миру… и вот что у меня получилось. Во-первых, я изложил, почему жизнь вне общины опасна примерами пренебрежения к заповедям Господним. Во-вторых – описал ее преимущества. Вот, что получилось: “Опасно жить вместе с людьми, которые с пренебрежением смотрят на заповеди Господни. Поэтому скажу, что что общинная жизнь во многих отношениях полезнее» (свт. Василий Великий). 2. Второй недостаток жизни вне общины. Жизнь вне общины – есть служение исключительно своим интересам. «…каждый из нас сам по себе слаб и беспомощен, поэтому стремится к другим, от которых получает силу” ; “…жизнь, со всеми разобщенная, имеет одну цель — служение каждого своим собственным прихотям» (свт. Василий Великий). 3. Третий недостаток жизни вне общины. Вне общины у нас нет советников и помощников в исправлении наших духовных недугов. «В-третьих, в удалении от всех нелегко узнать каждому свой недостаток, не имея человека, который бы обличал его и исправлял с кротостью и любовью. Ибо и от врага обличение нередко в рассудительном возбуждает желание исправления. Тем паче мы меняемся от обличения тех, кто любит нас: «Двоим лучше, нежели одному, ибо если упадет один», некому воздвигнуть его” (Еккл. 4:10)” (свт. Василий Великий). 4. Четвёртый недостаток жизни вне общины. Некоторые заповеди Господни вне общины вообще трудновыполнимы. “В-четвёртых, многие заповеди таковы, что их трудно выполнять в одиночку, а вместе легче. Например, забота о бедных и страннолюбие” (свт. Василий Великий).

http://blog.predanie.ru/article/zachem-n...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 4, 2011 год История не повторяется Послание к Евреям, отрывок из которого мы читаем в 4-ю неделю Великого поста,— особенное писание Нового Завета. И особенность его в том, что в нем вся история верующего человечества рассматривается как некое единое целое, в котором связано прошлое с настоящим и будущим. Но связь эта не такая, какую утверждали языческие историки и философы, говоря, что нет ничего нового на земле, что все повторяется в циклическом ритме, все движется по кругу, как Солнце и звезды, как прилив и отлив, как день и ночь, как лето и зима. Библейский взгляд на историю совсем иной. Бог сотворил этот мир и человека в нем не для бессмысленного верчения, но для движения к определенной цели. И цель эта — в Самом Боге Творце. Как писал в Послании к Римлянам апостол Павел, «все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 36). Человек в своем греховном состоянии чаще всего такой цели не видит. Он видит вокруг себя тлен и смерть, которая лишает смысла любое существование. Оттого и мысль о вечном повторении и бессмысленном движении по кругу. Само слово «грех» в греческом языке (а книги Нового Завета написаны по-гречески) означает «движение мимо цели, сбой». Получается так, как сказано у А.С.Пушкина: «Сбились мы. Что делать нам? В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам.» Получить из окружающего мира представление о смысле и цели своего существования человек не может: все этому противоречит и свидетельствует об отсутствии смысла. «Суета сует,— сказал Екклесиаст,— суета сует, все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит... Восходит солнце, и заходит солнце... Идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои... Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: „Смотри, вот это новое“; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1,2-10).

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/4/88...

Иоанн Предтеча обличает Ирода Святым не было все равно, кто правит народом и как правит. Уже одно то, что Иоанн Предтеча, больший из всех рожденных женщинами, обличал Ирода за незаконный брак с женою брата, говорит об этом. Оно ему надо, вроде бы, кто с кем спит и кто кому изменил? Кто от кого ушел и к кому пришел? Оказывается, надо. Потому что разврат министра – это по определению развалившееся министерство. А разврат губернатора – это расползающийся по швам регион. И Предтеча, надо полагать, думал не о телесных вольностях царя, а о последствиях для народа. Отсюда и обличения. И мы приходим к следующей мысли: какие, кроме воздержания и чистоты, требования можно и нужно ожидать от властей? Что говорит Писание? Править должны мужчины. И не малолетки, а созревшие умом и силами мужи Говорит, например, что правитель не должен быть очень молод. Это должен быть созревший и успевший закалиться муж. Причем лучше муж, чем жена, поскольку не для начальства сотворил Господь Бог женщину. Вот цитата: «Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним» (Ис. 3: 12). А о том, что правители не должны быть очень молоды, вот: «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис. 3: 4). Это в виде наказания, конечно. Любители спорить найдут множество примеров от Клеопатры до Екатерины Великой, но я останусь при своем. Править должны мужчины. И не малолетки, окруженные регентами и временщиками, а созревшие умом и силами мужи. Это вполне здравое и естественное требование. Что еще? А вот что. «Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Еккл. 10: 16–17). Противопоставляются, как видим, два разных образа жизни. Первый: я правлю другими, чтобы жить в свое удовольствие. Глаза поутру разлепил – и сразу к холодильнику. «Как намажу бутерброд, зразу мысль: “А как народ?”». Второй: не столько я правлю, сколько служу. Перекусываю, где придется и только чтобы подкрепиться. За столом часами не просиживаю. Это требование аскетическое и очень практичное. Хлебосольные любители рюмками чокаться и тосты часами говорить редко бывают хорошими управленцами. Для этого они не на все пуговицы застегнуты. Имеется в виду – внутри.

http://pravoslavie.ru/108095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРАТОТВОРЕНИЕ [греч. Αδελφοποια, Αδελφοποησις, лат. fraternitas spiritualis, или fraternitas per adoptionem], средневек. обряд церковного благословения 2 христиан, не состоящих в кровном родстве, но стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах. Появился в результате синтеза древнего обычая побратимства, известного у мн. народов, и христ. практики вступления в «духовное родство», возникшей еще в первые века в связи с таинством Крещения как нового рождения свыше и восприятием церковной общины как новой семьи, а др. верующих - как самых близких родственников (Ин 3. 3-5; Мф 12. 48-49; Мк 3. 34; Лк 8. 21). Евангельские основания Св. бессребренники Косма и Дамиан. Икона. XV в. (ЦМиАР) Св. бессребренники Косма и Дамиан. Икона. XV в. (ЦМиАР) На первый взгляд, чин Б. кажется излишним: все христиане, безусловно, являются братьями друг другу как дети Отца Небесного (Мф 23. 8-9; 1 Петр 2. 17; Рим 8. 11-17, 19). Сам Христос, по словам ап. Павла, «первородный между многими братьями» (Рим 8. 29), не стыдится называть этим именем верующих в Него (Евр 2. 11-12; ср. Мф 12. 47-49; 23. 8; Ин 20. 17). Однако истинное согласие и дружба возможны лишь между людьми, «имеющими одинаковые добродетели и намерения» ( Ioan. Cassian. Collat. 16. 28). Любовь (γπη) необходимо оказывать всем, даже врагам (Мф 5. 44), но сердечное расположение (διθεσις) возможно лишь к немногим. Поэтому в правосл. аскетике братская любовь стала рассматриваться как ступень, необходимая для достижения совершенной любви. Б. имело и практическое значение, ведь «двоим лучше, нежели одному... если упадет один, то другой поднимет товарища своего» (Еккл 4. 9). В разные эпохи христиане являли примеры истинного «нелицемерного братолюбия» (1 Петр 1. 22; Рим 12. 10; Евр 13. 1): прежде всего сами апостолы, к-рые были отправлены Христом на проповедь по двое (Мк 6. 7; Лк 10. 1), а затем прославляемые Церковью двоицы мучеников ( Сергий и Вакх , Кир и Иоанн , Косма и Дамиан ) (по мнению блж. Иеронима, потому что «любовь не пребывает с одним» ( Hieron. In Mark. 2); подробнее см.: Флоренский ).

http://pravenc.ru/text/153343.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010