Давно премудрый сказал: «Суета сует, – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» ( Еккл.1:2–3 ) Кто же это так невыгодно отозвался о здешней жизни? Уж не узник ли какой, который, сидя в душной темнице, не видит почти ничего, кроме тяжких цепей, раздирающих его тело? Такая жизнь кому приятна? И вот не он ли это оглашает своды темницы таким безотрадным воплем: «Суета сует, – все суета?...» Нет, не он. Так, может быть, богач, по непредвиденным обстоятельствам, ниспал в нищету, или бедняк, который при всех трудах и усилиях, чуть не умирает от холода и голода?... Нет, и не такой человек. Так видно, обманутый честолюбец, который всю жизнь свою посвящал на то, чтобы подняться в обществе на несколько ступеней выше, и, после бесполезных трудов и усилий, видит себя еще менее уважаемым, чем прежде, когда он стоял ниже, но действовал благороднее?...О, нет, нет; и не такой человек. Кто же этот несчастный с таким мрачным взглядом на мир?... Это – Соломон, это – царь, и какой царь!... Чего ему не доставало для счастливой жизни? Мудрости ли? Но кто мудрее был того, кому известны были и состав земли, и действия стихий, и течение времени, и расположение звезд, и свойства животных, и помышления человеков... и все, что скрыто и явно? Богатства ли? Но кто мог быть богаче того, кому целый свет, и земля и море, приносили все лучшие сокровища, у кого было и золото, и серебро, и имения царей и стран?... Славы ли, или величия?... Но какое имя было громче имени царя израильского, обладавшего миллионами подданных? Наслаждения ли благами жизни? Но вот что сам он говорит о себе: «Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих...» ( Еккл.2:10 ) Кому бы, казалось, могла прискучить такая счастливая, привольная жизнь; и, однако ж, человек, которому суждено было обладать всеми благами земными и испытать все разнообразные наслаждения жизни, – человек этот, испытав все, сделал наконец такое заключение о жизни: «Суета сует, – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» ( Еккл.1:2–3 )

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Глава 11 1–6. Увещание к благотворительности. 7–10. Призыв к наслаждению жизнью. В главах Еккл 9.1 –12дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в Еккл 11.1–6 , второе – в Еккл 11.7–10 , третье – в Еккл 12.1–7 . Еккл.11:1 .  Отпускай хлеб твой по водам, по­тому что по проше­с­т­вии многих дней опять найдешь его. В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду ( «по водам»). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности. Еккл.11:2 .  Давай часть семи и даже восьми, по­тому что не знаешь, какая беда будет на земле. " Семь и даже восемь» указывают на возможно более полное число людей, с которыми следует делиться своим имуществом. Еккл.11:3 .  Когда облака будут по­лны, то они про­льют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останет­ся, куда упадет. " Если облака будут полны, то они прольют на землю дождь». Всякая жертва вновь возвращается к жертвователю подобно тому, как испарившаяся на земле вода, наполнив собой облака, снова падает на землю. Образ дождевых облаков обычно в Библии символизирует милость, благотворительность ( Притч 25.14 ; Сир 35.23 ). И если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, где упадет. В мире нравственном, как и в физическом, определенные причины всегда вызывают определенные действия и, вообще говоря, человек жнет только там и только то, где и что он сеет, с такою же необходимостью, с какой упавшее дерево остается на том именно месте, куда упало.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еккл.1:16 . Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. Говорил я с сердцем своим так: вот я возвеличился, и приобрел мудрости больше всех бывших до меня в Иерусалиме, и сердце мое увидело многую мудрость и знание. Соломон был мудрее не Авраама и Моисея и других святых, а был мудрее бывших до него во Иерусалиме. И в книгах Царств читаем, что Соломон был одарен многою премудростью и просил у Бога этого дара преимущественно пред прочими. Итак, око сердца чистого созерцает многую мудрость и знание. Не сказал: я высказал многую мудрость и знание, а сказал: многую мудрость и знание видело сердце мое; ибо не можем выражать всего, что знаем. Еккл.1:17 . И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; И предал я сердце мое, чтобы познать мудрость и ведение, заблуждения и глупость: узнал, что и это есть пасение ветра, или томление духа. Противное объясняется противным. Первая мудрость та, чтобы не иметь глупости. А не иметь глупости может только тот, кто поймет ее. Поэтому-то и сотворено в существующем очень много вредного, чтобы, избегая оного, мы научались мудрости. Итак, Соломон равно стремился постигать мудрость и знание, а с другой стороны – заблуждения и глупость, чтобы в стремлении к одному и в уклонении от другого испытывалась истинная мудрость его. Но и в этом, как и, впрочем, по словам его, он пас ветры и не мог постигнуть совершенной истины. О томлении духа, или пасении ветра, о чем очень часто говорится в этой книге, достаточно будет сказанного выше. Еккл.1:18 . потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. Ибо во множестве мудрости множество негодования: и кто прилагает мудрость, прилагает печаль. Чем больше кто будет постигать мудрость, тем больше он негодует, что подчинен порокам и далек от добродетелей, к которым стремится ( Прем.6:7 ). А поскольку сильные будут терпеть и сильные муки, и кому более поручается, от того более и взыскивается, то прилагающий мудрость прилагает поэтому и скорбь, сокрушается печалью по Боге и скорбит о грехах своих. Поэтому и Апостол говорит: «кто есть веселяяй мя, точию приемляй скорбь от мене» ( 2Кор.2:2 ). Но, может быть, можно разуметь здесь и то, что муж мудрый скорбит о том, что мудрость скрывается в таком отдалении и глубине, и не сообщается уму так, как свет зрению, а достигается с некоторыми мучениями, невыносимым трудом, постоянным углублением и занятиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга Екклесиаста считается одной из труднейших книг Священного Писания Ветхого Завета. Святитель Григорий Нисский в начале своего толкования на книгу Екклесиаста пишет, что «трудность воззрения на Екклесиаст равняется величию доставляемой им пользы». 60 Далее святитель говорит, что «только пришедшим уже в возраст, способным к слушанию совершеннейших уроков, возможно восхождение и до сего возвышенного и богодухновенного писания. Посему, если притча и упражнение, приуготовляющее нас к сим урокам, суть нечто трудное, и неудобоврзумимое, то сколько надобно труда, чтобы самим вникнуть в сии возвышенные мысли, предлагаемые нам теперь для обозрения?» 61 Все содержание книги Екклесиаста посвящено ответу на вопросы: в чем смысл земной жизни? В прологе говорится, что все на земле суета, нет ничего нового. «Все суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!» ( Еккл.1:2 ). «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, – и нет ничего нового под солнцем» ( Еккл.1:9 ). Словом суета переводится еврейское слово hebel. Оно неоднократно употребляется и в других библейских книгах. Буквальное значение слова hebel: выдох, легкий пар, тающий в воздухе, а в переносном смысле: тленность, суетность, бесполезная вещь. Впервые оно употребляется в книге Бытия (4, 2) – имя Авель. Употребляется оно и в книге Иова: «Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета (hebel)» ( Иов 7, 16 ). Всего в Ветхом Завете слово hebel употребляется 78 раз, в том числе в книге Екклесиаста – 37 раз. Употребленное в Синодальном тексте славянское слово «суета» надо признать неудачным, устаревшим переводом слова hebel. В русском языке «суета» – «хлопотливая, усиленная деятельность». Более правильный перевод hebel на русский язык – «тщета», «деятельность, не приносящая результата». Почему Екклесиаст приходит к выводу, что все суета? К такому выводу он приходит на основании своих рассуждений и исследований на практике. «И предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом» ( Еккл.1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Слово 40. О клевете Страсть клеветы ужасна и, более того, есть [страсть] диавольская, в соответствии со сказанным в псалмах: и смирит клеветника( Пс. 71:4 ). Будучи непримиримы и ненавистны Богу, клеветники становятся сообщниками, сопричастниками и сонаследниками предавших и распявших Истину, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Ибо говорит: Я есмь истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Посему Закон увещает, говоря, что недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или… трех свидетелей состоится всякое слово ( Втор. 19:15 ). Саул же, презрев эту заповедь, триста иереев Господних убил из-за свидетельства одного клеветника – Доика Сирийца. И опять же: ниже оклеветает кийиждо ближняго ( Лев. 19:11 ). И Приточник: Оклеветаяй убогаго раздражит Сотворшего и ( Притч. 14:31 ). И продолжает: Слава мужу отвращатися от досаждения, всяк же безумен ими соплетается ( Притч. 20:3 ). Давид же: Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху ( Пс. 34:20 ). И сам он молится быть избавленным от клеветы человеческой и обещает сохранить заповеди Его. И тотчас: покрый мя от клеветы человеческия ( Пс. 118:134 ) и: сонма лукавнующих… иже изостриша, яко мечь, языки своя ( Пс. 63:3 ). И продолжает: Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть ( Пс. 31:2 ). И другой: Обидяй нищих много себе зла творит ( Притч. 22:17 ); [Col. 1560] Продерзый в нечестиих оклеветает нищия ( Притч. 28:3 ). И опять-таки: лев алчен и волк жажден, иже тиранствует, нищ сый, над языком убогим. И еще: Царь скуден уроком 71 , велик клеветник бывает ( Притч. 28:16 ). И: Кто копает яму, тот упадет в нее ( Еккл. 10:8 ). И Екклесиаст: И обратихся аз и видех вся оклеветания бывающая под солнцем: и се, слезы оклеветанных, и несть им утешающаго, и от руки клевещущих на ня крепость, и несть им утешающаго ( Еккл. 4:1–3 ). И тотчас: Клевета льстит мудраго и погубляет сердце благородствия его ( Еккл. 7:8 ). Господь же спасет сыны убогих, и смирит клеветника ( Пс. 71:4 ). Посему обезопасим себя, братия, от всезлейшей клеветы, устрашаясь горького наказания тем, кто творит такое. Напротив же, Павлово с Павлом воспоем: Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор. 4:12–13 ). Да не осудимся вместе с неприязненными врагами Христа – иудеями, которые, придя к Пилату, говорили: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем ( Лк. 23:2 ). Он же все это, словно овча безгласное, великодушно терпел. Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Без Бога во тьме греха человек, а вслед за ним и вся живая тварь ( Рим.8:20–22 ) ощутили своё бытие как страдание и боль. Великий знаток страданий души человеческой Ф. Достоевский воскликнул: «Земля от коры до центра пропитана кровью и слезами». А древнеиндийский мудрец Будда (Шакья-Муни), давший самую совершенную философскую систему язычества, в основу своего учения положил утверждение, что бытие есть страдание. Буддизм не знает Бога, а без Бога бытие действительно воспринимается как страдание. Поэтому и спасение Будда видел в уходе из бытия (в нирвану). А ещё раньше его это познал мудрейший царь древнего Израиля Соломон. Он пишет: «Я, Екклесиаст, был царём над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом... Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!.. Все дни (человека) – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!» ( Еккл.1:12–14 ; Еккл.2:23 ). Будда не видел иного спасения, как через уход из бытия. А ещё за полтысячи лет до него воздыхал Соломон: «И ублажил я мёртвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто ещё не существовал, кто не видел злых дел, какие делаются под солнцем» ( Еккл.4:2–3 ). ...В бесконечных просторах Космоса нёсся шар Земли. На нём была жизнь. И на нём страдало все живое. Но не в уходе из бытия–страдания заключено спасение. Пророчески взывает псалмопевец: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» ( Пс.73:12 ). Этой Срединой Земли сделалась страшная Голгофа, Лобное место, место казней. Там Страданием исцелил страдания Христос. Там «Он был презрен и умален пред людьми, Муж Скорбей и изведавший болезни... Он был презираем... Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» ( Ис.53:3–5 ). Как лучи света собираются линзой в точку–фокус, так там, на Голгофе, были собраны и сосредоточены на Кресте все страдания Вселенной, и то Страдание высвободило из страданий страждущую жизнь и вернуло всему живому радость бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Быт.3:18–19 . терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, В этих двух стихах дается более подробное раскрытие предшествующей мысли об оскудении земного плодородия и о тяжести и непроизводительности человеческого труда. Этим божественным приговором все земное существование человека как бы превращается в сплошной трудовой подвиг и обрекается на скорби и страдания, как это гораздо яснее выражает славянский текст: «в печалях снеси тую вся дни живота своего» ( Быт. 3:17 ) (ср. Иов. 5:7, 14:1 ; Ис. 55:2 ; Еккл. 1:13 и др.). доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Ряд божественных наказаний заканчивается определением исполнения той угрозы, которая была возвещена на случай нарушения заповеди, т. е. провозглашением смерти. Этот закон разрушения и смерти, как видно из данного текста, а также и из ряда библейских параллелей ( Пс. 103:29, 145:4 ; Иов. 34:14–15 ; Еккл. 12:7 ), касался только физической стороны природы человека, образованной из земли и возвращавшейся в свое первобытное состояние; на душу же человека, имеющую свой высочайший источник в Боге, он не распространялся ( Еккл. 12:7 ; Притч. 14:32 ; Ис. 57:2 и др.). По отношению к физической природе человека смерть, если ее можно считать наказанием за грехопадение, то не столько в положительном, сколько в отрицательном смысле слова, т. е. не как введение чего-либо совершенно нового и несоответствующего природе человека, а лишь как лишение, отнятие того, что составляло дар сверхъестественной благодати Божией, проводником и символом чего служило древо жизни, уничтожавшее действие физического разрушения в человеческом организме. В таком смысле следует понимать и известные библейские выражения, что «Бог не сотворил смерти» ( Прем. 1:13 ), что «Бог создал (точнее – предназначил) человека для нетления» ( Прем. 2:23 ) и что смерть привнесена в мир грехом человека ( Рим. 5:12 ). Быт.3:20 . И нарек Адам имя жене своей: Ева , ибо она стала матерью всех живущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еккл. 12:1 И помни Создателя твоего в дни юности твоей. Юность Израиля – счастливое время Давидо-Соломонова царства и прочих великих царей. Время, когда честь и слава была над народом Божиим. «Пока в сохранности избрание…; пока существует служение левитов, о чём сказано: Ибо его избрал Ягве, Бог твой, из всех твоих колен ( Втор. 18:5 ), пока существует царство дома Давидова, о чём сказано: И избрал Давида, раба Своего ( Пс. 78:70 ), пока существует Йерушалаим, о котором сказано: Город, который Я избрал ( 1Цар. 11:32 ); пока существует дом избранный (храм), о котором сказано: Ныне Я избрал и освятил этот дом ( 2Пар. 7:16 ); пока вы существуете, как сказано: И тебя избрал Ягве ( Втор. 14:2 )» [ Раши, там же]. Пока всё это есть у тебя, Израиль, помни Творца своего , внемли Ему во время благоприятное. Помни Создателя Твоего, пока не пришли злые дни – дни твоего изгнания. А злые дни придут, придёт время, о котором ты, Израиль, скажешь: Нет мне удовольствия в нём! Еккл. 12:2 Доколе не померкли солнце и свет и луна и звёзды, и не нашли новые тучи вслед за дождём. Пока не померкло солнце – «это царство дома Давидова, о котором сказано: И его престол, как солнце предо Мной ( Пс. 89:37 ). И свет – это Тора, как сказано: Ибо свеча – заповедь, а Тора – свет ( Притч. 6:23 ). И луна – это Верховная судебная палата (синедрион), которая располагалась полукругом. И звёзды – это учители, о которых сказано: И обратившие многих к правде, как звёзды ( Дан. 12:3 ). И возвратились тучи после дождя – это бедствие после тяжкого бедствия» [ Раши, там же]. Пророк Иеремия пророчествовал о бедствиях, которые придут ещё после разрушения храма. Еккл. 12:3 В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; В тот день, когда задрожат стерегущие дом – «когда удалятся ангелы, стражи храма» [ блж. Иероним, там же].не иначе мог быть разрушен храм, как после оставления его ангелами, небесными воинами. Раши замечает к тому ещё: «Это смены священнослужителей и левитов» [там же] – земные ангелы храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слово 33. О празднословии Празднословие рождается от свободного времени и неожидания будущего. Ибо если бы мы боялись наказания, то вожделели бы Царства и никогда бы не празднословили, тем более что есть Господня заповедь, что мы дадим отчет во время Суда о праздном слове ( Мф. 12:36 ), ибо [оно] то, что пользы душе не несет, то есть праздное слово. Посему нужно понуждать себя воздерживаться, чтобы не давать места праздно словию. Поскольку кто легко побеждается малым, тот неизбежно поработится и великому; тот, кто такую [заповедь как нечто малозначущее] презирает, тот и великому от Господа противится. [Col. 1541] Посему следует всяким хранением хранить сердце и тело, говорить должным образом и целесообразно, особенно тем, кто считается наставником и предводителем мирян, чтобы не услышать им: Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? ( Рим. 2:21 ). Ибо празднословие – признак безумия, как и писано в Притчах: Сыне, не ревнуй мужем злым, ниже возжелай быти с ними ( Притч. 24:1 ). И продолжает, говоря: Уста же непокровенная творят нестроение ( Притч. 26:28 ); Безумный умножает словеса ( Еккл. 10:14 ). И вновь:Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден ( Сир. 20:8 ); От многословия не избежиши греха: щадя же устне, разумен будеши ( Притч. 10:19 ). И опять-таки: Ни другу ни недругу не рассказывай о чужих жизнях, и далее:и, если это тебе не грех , не открывай ( Сир. 19:8 ). Говорит же и Иов своим друзьям: О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость ( Иов. 13:5 ). И: блажен человек, который не погрешал устами своими ( Сир. 14:1 ); и опять-таки:Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло ( Сир. 19:6 ). Заповедует же и Екклесиаст:Словеса уст премудраго – благодать, устне же безумнаго – потопят его ( Еккл. 10:12 ); Безумный умножает словеса ( Еккл. 10:14 ). И продолжает: Любяй же живот свой, щадит своя уста ( Притч. 16:17 ). Так же и Апостол: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ( Еф. 4:29 ). Посему, имея, возлюбленные, столько свидетельств, со всяким усердием отступим от бесполезного, а лучше сказать – душевредного празднословия, постоянно помышляя о страшной угрозе Господа, говорящего: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф. 12:36 ). Ему же слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Св. Григорий Богослов произносит слово по поводу состоявшегося примирения между православными, которые разногласили не по вере, а по каким-то другим делам. Еретики завидовали этому единению православных, но эта зависть, по слову св. Григория¸ не могла повредить православным: « Мухи умершие и загнившие сгоняют елей , говорит некто ( Еккл. 10:1 ), но зависть не может повредить добру, хотя и захочет» Слово 22, О мире…]. Таким образом св. Григорий рассуждает противоположно Екклесиасту. Подлинная мудрость крепче зависти. Зависть, подобная мёртвым мухам, мудрости и истине повредить не может. Святитель ссылается при этом на Ездру: Истина велика и сильнее всего ( 2Езд. 4:35 ). По поводу мёртвых мух, что портят благовонную масть (елей), блж. Иероним говорит, что «худой человек, примешавшись к хорошим, заражает многих, подобно тому, как мухи, если умрут в благовонной масти, портят и запах, и цвет её» 10, 1–3]. Блж. Иероним отмечает также, что «от этих-то муж и получил название князь бесовский Вельзевул ( Мф. 12:24 )» [там же]. – (Ваалцевул). Филистимский Бог Вельзевул (=господин мух) олицетворял для израильтян сатану, князя бесовского. Еккл. 10:2 Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую. Блж. Иероним, как неоднократно и в других местах, указывает на букву V и «подробно рассуждает о правом и левом, то есть о добродетелях и пороках» [там же]. Левая сторона этой буквы служит аллегорическим выражением порока (), а правая – добродетели (/), пути падения и восхождения. Еккл. 10:4 Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. Следует отметить, что в тексте употреблено, собственно, не слово «гнев», а (руах), то есть «дух», так и в LXX: πνεμα. Можно перевести: Если дух начальника вспыхнет на тебя . К этому тексту обращаются многие толкователи Писания. Раши поясняет: «Строгий суд [начальника. – Г. Ф.] при посредстве страданий, которые на тебя обрушились [от начальника. – Г. Ф.], исцелением будет за твои провинности и облегчит тебе грехи великие» 10, 4].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010