Андрею и мч. Стефану и проч., 20 окт.; 95 мученикам Маркиану и Мартирию, нотариям, 25 окт.; 96 прп. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; 97 мч. Азе, 19 или 20 нояб.; 98 свт. Григорию Акрагантийскому, 23 нояб.; 99 сщмч. Сисинию Кизическому, 23 нояб.; 100 апостолам Архиппу, Филимону, Онисиму и мц. равноап. Апфии, 24 нояб.; 101 вмц. Екатерине (возможно, не принадлежащий Г.), 24 нояб.; 102 прп. Стефану Новому и мч. Иринарху, 28 нояб.; 103 мученикам Косме и Дамиану, 1 или 29 нояб.; 104 ап. Андрею Первозванному, 30 нояб.; 105 мц. Варваре, 4 дек.; 106 «ин канон» свт. Николаю, 6 дек.; 107 мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек.; 108 свт. Спиридону Тримифунтскому, 12 дек.; 109 мч. Евстратию и др., 13 дек.; 110 «ин канон» на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; 111 на Собор Богоматери и сродников Христовых по плоти, 26 дек.; 112 мученикам Никомидийским, 28 дек.; 113 на попразднство Рождества Христова, 31 дек.; 114 на предпразднство праздника Светов, 5 янв.; 115-119 на Собор Иоанна Предтечи, 7 янв.; 120 на попразднство праздника Светов, мч. Иулиану и мц. Василиссе, 8 янв.; акростих: Ιιουλιι-αανοο-νν μαρρ-ττυρωω-νν μελλ-ππω κκ-λλεοςς, Γγεωρρ-γγιοςς (Иулиана, хвалу мучеников, воспеваю. Георгий), в богородичнах: Γ ωργου (анализ акростиха и структуры канона показывает, что к первоначальному канону мч. Иулиану были приписаны впереди тропари попразднству, а после них - мц. Василиссе с удвоением соответствующих букв акростиха; имя автора входит в оба акростиха); 121 на попразднство праздника Светов и мученикам Ермилу и Стратонику, 13 янв.; 122 прпмч. Пансофию и прп. Иоанну Кущнику, 15 янв.; 123 прпмч. Анастасию Персянину, 22 янв.; 124 мч. Неофиту, 21 или 24 янв.; 125 на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, 27 янв.; 126-127 на перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца, 29 янв.: 1-й - с метрическим акростихом, 2-й - с алфавитным; 128 мученикам Силуану и Лукию, 8 февр.; 129 свт. Никифору, 9 февр.; 130 сщмч. Власию Севастийскому, 11 февр.; 131 прп. Мартиниану, 13 февр.; 132 великомученикам Феодору Тирону и Феодору Стратилату, 17 февр., с 16-сложным акростихом: Θεοδρων ες μνος θλητν δο Γεωργου (Феодоров, подвижников двух, одна песнь - Георгия); 133 мученикам Максиму, Феодоту, Асклепиодоту и Исихию, 19 февр.; 134 ап.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Бесплотных Сил – 8 нояб.: Собор архистратига Михаила Богородицы – 8 сент.: Рождество Пресвятой Богородицы; 1 окт.: Покров Пресвятой Богородицы; 22 окт.: Казанской иконы Пресвятой Богородицы; 24 окт.: Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 27 нояб.: Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде; 25 марта (на вечерне) Благовещение Пресвятой Богородицы; 21 мая, 23 июня, 26 авг.: Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы; явления икон Пресвятой Богородицы: Тихвинской (26 июня), Казанской (8 июля), Смоленской (28 июля); 15 авг.: Успение Пресвятой Богородицы Мученика – 20 сент.: Свв. мчч. кн. Михаила и боярина его Феодора, Черниговских; 22 нояб.: св. блгв. кн. Михаила Тверского; 24 нояб.: св. мч. Меркурия Смоленского; 26 нояб.: Освящение храма св. вмч. Георгия (в Киеве); 23 апр.: св. вмч. Георгия Победоносца; 15 мая: Убиение св. Димитрия царевича; 2 июня: св. вмч. Иоанна Нового; 8 июля: св. вмч. Прокопия; 24 июля: Свв. мчч. кнн. Бориса и Глеба; 30 июля: св. Иоанна воина Мучеников – 13 дек.: Свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; 9 марта: Свв. 40 мчч. в Севастии; 4 фев.: св. блгв. вел. кн. Георгия Мучениц – 28 окт.: св. мц. Параскевы Предтечи – 24 фев.: Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи; 25 мая: Третье обретение главы Иоанна Предтечи; 29 авг.: Усекновение главы Иоанна Предтечи Преподобного – 9 сент.: прп. Иосифа Волоцкого ; 27 сент.: прп. Савватия Соловецкого; 28 сент.: прп. Харитона исповедника; прп. Григория, чудотворца Вологодского; 1 окт.: прп. Саввы Вишерского; 14 окт.: прп. Параскевы; 19 окт.: прп. Иоанна Рыльского; 23 окт.: прп. Иакова Боровицкого; 28 окт.: † прп. Иова Почаевского ; 29 окт.: † прп. Аврамия, Ростовского чудотворца; 6 нояб.: прп. Варлаама Хутынского; 17 нояб.: прп. Никона Радонежского чудотворца; 19 нояб.: прпп. Варлаама и Иоасафа; 23 нояб.: † св. блгв. вел. кн. Александра Невского; 3 дек.: прп. Саввы Звенигородского; 5 дек.: прп. Саввы Освященного; 7 дек.: Прпп. Антония Сийского и Нила Столобенского; 2 янв.: † прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Азбука (словарь церковных терминов) //Фома. - – октябрь 2005. – С.17,19,25,27. – (рубрика « Тема номера: Иные »).   Экзамен для православного абитуриента (О посещении Троице-Сергиевой Лавры). Автор - Марина Борисова //Фома. - – октябрь 2005. – С.20-21. – (рубрика « Тема номера: Иные »). Сергей Хоружий , доктор физико-математических наук, академик РАЕН, почетный профессор «Юнеско», директор созданного в 2005 году Института синергийной антропологии. О психоанализе за 1500 лет до Фрейда (что такое исихазм). Беседовали Роман Маханьков, Владимир Легойда. Фото Павла Кузнецова, Евгения Глобенко//Фома. - – октябрь 2005. – С.23-28. – (рубрика « Тема номера: Иные »). Имеется краткая биографическая справка « Сергей Сергеевич Хоружий …» (С.23). Почему монах меняет имя (Информация)//Фома. - – октябрь 2005. – С.29. – (рубрика « Тема номера: Иные »). Можно ли бежать от семьи (Информация)//Фома. - – октябрь 2005. – С.29. – (рубрика « Тема номера: Иные »).   Монастырская статистика //Фома. - – октябрь 2005. – С.29. – (рубрика « Тема номера: Иные »).   Монашеская республика (Об Афоне). Автор - Никос Богониколос . Перевод с греческого – Татьяна Городняя//Фома. - – октябрь 2005. – С.30-31. – (рубрика « Тема номера: Иные »). Миряне о монашестве //Фома. - – октябрь 2005. – С.32-33. – (рубрика « Тема номера: Иные »). Высказываются: Александр Михайлов , народный артист России. Фото ИТАР-ТАСС/Александра Яковлева. – С.32; Николай Шишов , заместитель начальника отдела технического нормирования Госстроя России, советник РФ второго класса. – С.32; Анатолий Демченко , ректор Российского Государственного Открытого Университета путей сообщения, член Попечительского Совета Соловецкого монастыря. – С.32; Валерия , певица. Фото ИТАР-ТАСС/Виктор Толочко. – С.33; Сергей Рудов , председатель совета директоров ОАО «Межотраслевой вексельный дом ТЭК». – С.33.   Милосердие по-американски (о Доме Милосердия - одном из православных монастырей Америки – мужском монастыре преподобной Марии Египетской). Автор - Татьяна Грин //Фома. - – октябрь 2005. – С.34. – (рубрика « Тема номера: Иные »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-30-i...

Эти же сведения попадают без изменений при переводе византийских Синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи (XII-XIII вв.) под 10 нояб. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 330) и в стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 3. С. 36). Под 10 нояб. установилась память О. в слав. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 350). В ВМЧ О. упоминается с теми же апостолами и со сказанием из слав. стишных Синаксарей под 10 нояб. (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 341). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского под этой же датой воспроизводятся сказания об О. и о Родионе из визант. Синаксарей, при этом сообщено, что они были усечены мечом ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 333). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, эти же сведения об О. представлены в ином пересказе (Там же. Кн. 2. Л. 599). Та же информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под теми же датами, добавлено лишь уточнение, что они были «усечены мечом в тот же день», что и ап. Петр (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 58; Нояб. С. 202-203). Под 10 нояб. память О. как апостола от 70 закрепилась в совр. календаре РПЦ (Патриарший календарь. 2018. С. 277) и в совр. календаре греч. Церквей ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 363-364). В богослужебной Минее РПЦ в тропаре 4-й песни канона на утрене памяти О. и Родиона посвящено песнопение: «Да похвалится Божественный Олимп песнопеньми,/и Родион с ним да возвеличится благочестно,/течение совершивше мучения с Петром Богопроповедником в Риме,/главами отсекаеми» (Минея (МП). Нояб. Т. 3. Ч. 1. С. 276). Краткое сказание о мученической кончине О. и Родиона представлено в исправленном издании «Нового Синаксариста» иером. Макария Симонопетрита ( Макарий Симон. Синаксарь. Т. 2: Нояб.-Дек. С. 132). Память О. вместе с теми же апостолами, как и в визант. традиции, представлена под 2 тре (10 нояб.) в армянском Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.), где сказание о них дополнено сведениями, что О. и Родион были учениками ап. Петра «и, проходя по земле, проповедовали Евангелие, совершая чудеса и управляя всеми нуждами Церкви. После смерти ап. Петра они обратили много людей ко Христу. Имп. Нерон, схватив их, подверг пыткам, а затем обезглавил» (PO. Vol. 16. Fasc. 1. P. 511). Несмотря на относительно древнее предание, связывающее служение О. с деятельностью ап. Петра и раннехрист. традицией Рима, следов почитания этого апостола на Западе не зафиксировано, что может объясняться ошибочной передачей его имени в Вульгате.

http://pravenc.ru/text/2578315.html

Ист.: SynCP. Col. 199-201; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 53-54; ЖСв. Нояб. С. 135-142. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 457; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 213; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 80-83. О. Н. А. Гимнография Память М. м. указана в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., под 7 нояб.; на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); на литургии - прокимен Пс 67. 36, Апостол - Евр 12. 1-10, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие - Мф 20. 1-16, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 92). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. м. не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., относящемуся к малоазийской редакции Студийского устава, память М. м. совершается 7 нояб.; богослужебное последование состоит из канона авторства Феофана Начертанного 2-го гласа, 4 стихир и седальна ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 308). В Мессинском Типиконе 1131 г. южноиталийской редакции Студийского устава память М. м. также отмечена под 7 нояб.: совершается рядовая служба без к.-л. особенностей (см.: Arranz. Typicon. P. 50). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 56б)) память М. м. помещена под 7 нояб. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. под 7 нояб. излагается устав соединения службы М. м. со службой в честь прп. Лазаря Галисийского и с рядовой службой Октоиха; М. м. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ). Такие же указания содержатся под 7 нояб. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих (в т. ч. в современном); М. м. также поется кондак 8-го гласа       Последование М. м., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 8-го гласа      (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 189; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 239); канон авторства Иоанна Монаха с акростихом Δξα κροτεσθω Χριστς τν Μαρτρων (Слава пусть возгремит Христос мучеников) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Δετε, πιστοπαντες (Приидите, верные все) (Μηναον. Νοεμβρος. Σ. 74-84); канон, составленный Иосифом Песнописцем , c акростихом           8-го гласа, ирмос:           нач.:        (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 183-192; греч. оригинал этого канона известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 80); цикл стихир-подобнов; седален, светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/2562904.html

26. Казанский Богородицкий монастырь в городе Казани (27.12.2007). 27. Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь в поселке Трегуляй Тамбовского района Тамбовской области (27.12.2007). 28. Козловский Свято-Троицкий монастырь в городе Мичуринске Тамбовской области (27.12.2007). 29. Михаило-Архангельский монастырь в городе Юрьев Польский Владимирской области (15.04.2008). 30. Спасо-Преображенский монастырь в городе Белеве Тульской области (15.04.2008). 31. Тверской Николаевский Малицкий монастырь в деревне Николо-Малица Калининского района Тверской области (23.06.2008). Женские монастыри: 1. Иоанно-Мариинский монастырь в городе Ставрополь (24.12.2004). 2. Богоявленский Аланский монастырь в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания. (24.12.2004). 3. Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев в селе Андреевка Аургазинского района Республики Башкортостан (24.12.2004). 4. Монастырь во имя великой княгини Елисаветы Феодоровны в городе Алапаевске Свердловской области (20.04.2005). 5. Монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в городе Среднеуральске Свердловской области (20.04.2005). 6. Хибиногорский монастырь Казанской иконы Божией Матери в городе Кировске Мурманской области (20.04.2005). 7. Монастырь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в поселке Мутной Елизовского района Камчатской области (20.04.2005). 8. Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь в городе Старая Ладога Волховского района Ленинградской области (16.07.2005). 9. Благовещенский монастырь в селе Ожога Воловского района Липецкой области (16.07.2005). 10. Монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в городе Краснодаре (16.07.2005). 11. Монастырь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Колычево Егорьевского района Московской области (6.10.2005). 12. Свято-Тихоновский монастырь в городе Торопце Тверской области (6.10.2005). 13. Клинцовский монастырь во имя святителя Николая, Архиепископа Мирликийского в городе Клинцы Брянской области (27.12.2005). 14. Троицкий монастырь в городе Лебедяни Липецкой области (27.12.2005).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

Вассиан (Патрикеев) в процессе работы над Кормчей предпринял специальное исследование различных источников о Г., в результате к-рого пришел к выводу, что Г. участвовал в VI Вселенском Соборе (Каталог славяно-русских книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 287). Служба Г. впервые переведена не позднее 2-й пол. XI в., содержится под 24 нояб. уже в новгородских комплектах служебных Миней 90-х гг. XI в. (РГАДА. Тип. 381. 91, 1097 г.) и 1-й пол. XII в. (ГИМ. Син. 161); текст издан И. В. Ягичем. Во 2-й раз служба Г. переведена в 1-й пол. XIV в. в Болгарии или на Афоне и содержится под 23 нояб. в составе служебных Миней по Иерусалимскому уставу; рус. списки известны с 1-й пол. XV в. Посвящения Г. храмов на Руси и в правосл. слав. странах неизвестны. Лит.: Вздорнов Г. И. Роль слав. монастырских мастерских К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 198. Прил. 17; Hannick Ch. Maximos Holobol in der kirchenslav. homiletischen Literatur. W., 1981. N 107. S. 146; Иванова К. «Западни» светци в състава на староизводните Чети-Минеи: (Предв. бележки)//Средновековна христ. Европа: Изток и Запад. София, 2002. 5. С. 354-355; Древности мон-рей Афона в России/Кат. выст. М., 2004. 3. 26. С. 198. А. А. Турилов Гимнография Согласно Типикону Великой ц . X-XI вв., память Г. приходится на 24 нояб. вместе с памятями нек-рых др. святых; богослужебное последование не приводится ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 112). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. указывает память Г. 23 нояб., относительно службы этого дня говорится, что на утрене читается житие святого (ГИМ. Син. 330, л. 99). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) память Г. отмечена под 24 нояб. (23 нояб.- память свт. Амфилохия Иконийского), без богослужебного последования. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324-325), память Г. также празднуется 24 нояб. и приводится полное последование службы; память Г. соединена с памятью вмц. Екатерины (имеющей нек-рое преимущество) по типу вседневной службы с «Бог Господь» . В Иерусалимском уставе память Г. окончательно фиксируется под 23 нояб. (см., напр., принятый ныне в РПЦ Типикон: [Т. 1.] С. 280); последование Г. соединяется с последованием свт. Амфилохия Иконийского по типу службы 2 малых святых без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/166517.html

Анатолий (Потапов) Оптинский († 12.08.1922, пам. 30 июля); прп. Нектарий (Тихонов) Оптинский († 12.05.1928, пам. 29 апр.); прмч. Никон (Беляев) Оптинский († 8.07.1931, пам. 25 июня); прмч. Исаакий II (Бобриков) Оптинский († 8.01.1938, пам. 26 дек.) – прославлены 26.07.1996 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, священноархим. Оптиной пустыни, при наместнике архим. Венедикте (Пенькове). 74) Свт. Петр (Могила) , митр. Киевский и Галицкий († 31.12.1646), прославлен 6.12.1996 решением Синода УПЦ. 75–79) Прмч. Иосиф (Гаврилов), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Антоний, иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Варлаам (Похилюк), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Иов (Протопопов), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Петр послушник, Раифский, Казанский – † 7.04.1930, пам. 14 янв.; 80) прмч. Сергий (Гуськов), иеромон., Раифский, Казанский († 10.08.1930, пам. 14 янв.) – прославлены 6.04.1997 определением архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). 81–88) Сщмч. Порфирий (Гулевич), еп. Симферопольский и Крымский († 2.12.1937, пам. 19 нояб.); сщмч. Николай, прот., Крымский († 14.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Димитрий (Киранов), прот., Крымский († 4.01.1938, пам. 19 нояб.); прмч. Варфоломей иеромон., Крымский († 10.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Владимир иерей, Крымский († 10.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Иоанн Блюмович, иерей, Крымский († 13.04.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Тимофей (Изотов), иерей, Крымский († 15.02.1938, пам. 19 нояб.); прмч. Антоний (Корж), иерод., Крымский († 14.03.1938, пам. 19 нояб.) – прославлены решением Синода УПЦ 11.06.1997, торжество прославления состоялось 29.06.1997, в неделю всех святых, в земле Российской просиявших. 89) Прп. Гавриил (Зырянов) , Казанский, Псковский († 24.09.1915), прославлен 30.07.1997 определением архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). 90) Прп. Матфей (Швецов) Яранский († 29.05.1927, пам. 16 мая) – прославлен 23.11.1997 в г. Яранске архиеп. Вятским и Слободским Хрисанфом (Чепелем). 91–92) Сщмч. Пимен (Белоликов) , еп. Семиреченский и Верненский († 16.09.1918, пам. 3 сент.); прп. Севастиан (Фомин) , старец Карагандинский († 19.04.1966, пам. 6 апр., обретение мощей 22.10.1997),— прославлены в 1997 г. определением архиеп. Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова). 93–95) Сщмч. Анатолий (Грисюк) , митр. Херсонский и Одесский († 23.01.1938, пам. 10 янв.); сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилуцкий († 9.02.1930, пам. 27 янв.); свт. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Херсонский и Таврический († 25.05.1857),— прославлены в 1997 г. решением Синода УПЦ.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

В нояб. 1922 г. еп. Андрей принял покаяние Златоустовского епископа в грехе уклонения в раскол, после чего еп. Николай написал 5 писем против обновленчества, разошедшихся по епархии (от 16, 23, 25, 27 и 29 нояб.). Еп. Николаю пришлось давать объяснение по поводу своих действий на собрании приходских советов Златоуста 17 нояб., а затем повторить его письменно 25 нояб. Основными причинами, заставившими его порвать с ВЦУ, еп. Николай назвал нарушение обновленцами канонов и правил церковной дисциплины, кощунственное отношение к церковным таинствам и отсутствие в расколе единовластия. Письма еп. Николая нанесли удар по обновленчеству в Уфимской епархии. Воссоединив Златоустовского викария с правосл. Церковью, еп. Андрей совершил с ним в кафедральном Свято-Троицком соборе Златоуста 2 тайные - ввиду угрозы от властей - хиротонии викариев Уфимской епархии: 17 нояб. архим. Трофим (Якобчук) был хиротонисан во епископа Бирского, 18 нояб. иером. Марк (Боголюбов) был рукоположен во епископа Стерлитамакского. В кон. нояб. 1922 г. в уфимском Воскресенском соборе состоялось собрание правосл. духовенства и мирян, к-рое единогласно избрало еп. Андрея временно управляющим Уфимской епархией на период нахождения под арестом законного Уфимского архиерея еп. Бориса (Шипулина). После этого еп. Андрей принял от Златоустовского епископа временное управление Уфимской епархией и объявил ее на автокефальном положении до восстановления законной высшей церковной власти (с мая 1922 до 25 июня 1923 Патриарх Тихон находился под арестом). Одновременно еп. Андрей усвоил З. в. самостоятельный статус, хотя еп. Николай сохранил титулование по 1-му городу, т. е. фактически речь шла об образовании полусамостоятельной Златоустовской епархии. В 1922-1923 гг. происходило изменение гражданского административно-территориального деления, затронувшее территорию З. в. Постановлением ВЦИК от 17 авг. 1922 г. Златоуст и 7 из 20 волостей бывш. Златоустовского у. отошли от Башкирской АССР (образована 14 июня 1922) Челябинской губ. в качестве Златоустовского у., тем самым территория З. в. оказалась поделенной между 2 гражданскими административно-территориальными образованиями. 3 нояб. 1923 г. Челябинская, Екатеринбургская, Пермская и Тюменская губернии были объединены в Уральскую обл., к-рую разделили на 15 округов. На территории бывш. Челябинской губ. было образовано 4 округа: Челябинский, Златоустовский, Троицкий и Курганский.

http://pravenc.ru/text/199911.html

Sym. Hist. VIII 4-5; Theoph. Chron. P. 283). В 602 г. М. уже ожидал некоего переворота со стороны знати, какое-то время подозревал в заговоре Филиппика. В нояб. 602 г., получив сведения о начавшемся мятеже, М. попытался привлечь на свою сторону партии цирка и поручил им охрану городских стен. 20 нояб. М. узнал, что кесарь Герман и сын М. Феодосий имели контакты с мятежниками и те предлагали к.-л. из них двоих занять престол вместо М. Он вызвал обоих во дворец и обвинил в заговоре Германа, а Феодосия избил жезлом. 21 нояб. Герман скрывался в алтаре храма Пресв. Богородицы Кира, затем в соборе Св. Софии; жители К-поля не позволили его арестовать. В ночь на 22 нояб. М. снял с себя имп. инсигнии и с семьей переправился на корабле через Пропонтиду в Никомидию. Феодосия он отправил ко двору шаха Хосрова II просить поддержки, но вскоре по неясной причине приказал ему вернуться. 23 нояб. 602 г. в военном лагере близ К-поля императором был провозглашен гекатонтарх (сотник) Фока, тогда же он коронован в храме св. Иоанна Крестителя в Евдоме. 25 нояб. Фока торжественно въехал в столицу. Часть жителей К-поля, в основном из партии венетов, до последнего выступали на стороне М.; еще 27 нояб. в городе продолжались столкновения. Однако сам М. был схвачен вместе со всей семьей и 27 нояб. казнен вместе с 5 сыновьями; их головы выставили на обозрение в Евдоме. Вскоре были убиты также брат Петр, его сын Феодосий и неск. военачальников. Августа Константина и 3 дочери М. содержались под арестом во дворце Льва ( Theophyl. Sym. Hist. VIII 8-15; Theoph. Chron. P. 287-291). Гибель М. и его семьи потрясла современников. В Византии ходили слухи о том, что казнь стала наказанием за грехи М., особенно за отказ выкупать пленных ромеев. Говорили, что М. оставлял в храмах по всей империи письма к Христу, в к-рых умолял принять его жизнь в обмен на совершенные им прегрешения. Сохранилось также предание о том, что М. во время молитвы однажды услышал Глас Божий, спросивший его, хочет ли он получить возмездие за грехи в этой жизни или в будущей.

http://pravenc.ru/text/2561152.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010