Главным источником, повествующим о евреях в Египте в нововавилонский период, является Иер 43. 7-44. 30. Согласно Книге прор. Иеремии, евреи жили в Тахпанхесе (в синодальном переводе - Тафнис, греч. Дафны), Мигдоле, Нофе (Н. Египет), а также в земле Парос (В. Египет). Арам. документы из Элефантины, датируемые в пределах 495-399 гг., дают мн. сведений о жизни евр. военной колонии, к-рая, по всей вероятности, существовала уже в VI в. до Р. Х. В частности, известно, что храм Яхве в Элефантине был построен до завоевания Египта персид. царем Камбизом в 525 г. Существование такого храма и свидетельства поклонения др. богам, кроме Яхве (напр., Анат-Яху), говорят о том, что евреи, жившие в Элефантине, либо не знали о религ. реформах царя Иосии (или царя Седекии) в Иудее, либо их не принимали. А. К. Лявданский Персидский период После захвата Вавилона в 539 г. до Р. Х. Киром II Великим в положении евр. народа произошли значительные перемены. Вслед за Киром мн. ахеменидские правители Персии придерживались значительно более мягкой политики в отношении покоренных народов: им разрешалось возвращаться на те территории, с к-рых они были депортированы, организовывать самоуправление, восстанавливать культовые сооружения и адм. здания. Правительство поощряло сбор денег населением для этих мероприятий и нередко при необходимости предоставляло дополнительную финансовую помощь (см., напр.: 1 Езд 7. 15-17). В рамках этой политики Кир издал эдикт, в к-ром он, обращаясь к жившим в Вавилоне иудеям, призывал их идти в Иерусалим, для того чтобы строить «дом Господа, Бога Израилева» (1 Езд 1. 3). По приказанию Кира переселенцам были переданы священные сосуды и утварь, вынесенные из Иерусалимского храма Навуходоносором (1 Езд 1. 7-8). Первые репатрианты, вернувшиеся в Палестину под предводительством «Шешбацара, князя Иудина» (1 Езд 1. 8), столкнулись со значительными трудностями в попытках восстановления Иерусалима как центра религ. и политической жизни народа. Их деятельности противились жители соседних местностей (самаритяне, идумеи и др.), а также потомки тех наиболее бедных представителей иудейского народа, к-рые по приказанию Навуходоносора были оставлены в Палестине (см., напр.: 4 Цар 25. 12; Иер 52. 16). Результатом этого сопротивления стала временная приостановка строительства храма (1 Езд 4. 24).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Матфей ссылается на Захарию, «сына Варахиина, которого… убили между храмом и жертвенником» (23:35). Если здесь речь идет о нашем пророке, то данное обстоятельство проливает свет на содержание Зах. 12:10 и 13:7 (см. коммент. ниже). Имя Захария означает «тот, о ком помнит Яхве» («Я» – сокращенная форма от «Яхве»). Имя Захария было распространенным; около тридцати ветхозаветных лиц носили это имя. Оно, тем не менее, приличествовало нашему провидцу, поскольку он призывал народ вспомнить минувшие времена и соответственно переменить свое поведение (1:2–6; 7:5–14; 8:14–17). По всей видимости, из Вавилона в Иерусалим Захария вернулся в 538 г. до н. э. Он пророчествовал с 520 г. до н. э. вместе с Аггеем, побуждая иудеев построить новый Храм и засвидетельствовать тем самым, что Бог занял в их помышлениях первенствующее место (ср.: Агг. 1:9 ). Оставить же Храм лежать в руинах значило показать, что присутствие или отсутствие Бога в действительности вовсе не заботило народ. Гл. 9 – 14 не содержат никаких биографических сведений. Относительно дискуссии об авторстве этих глав см. ниже (« Компиляция Историческая обстановка В 538 г. до н. э. персидский царь Кир захватил Вавилон и подписал указ, разрешающий пленникам из разных мест, включая Иуду, вернуться на родину. Иудеям было дозволено возвести новый Храм в Иерусалиме ( Езд. 1:1–4 ), и они, исполненные радости и надежды, вернулись домой под руководством Зоровавеля (которого также, по всей вероятности, могли звать Шешбацар; ср.: Езд. 1:8; 5:14–16 ). Им удалось заложить основание Храма, но в эпоху царствования Кира эта их деятельность встречала постоянные препятствия со стороны соседних народов (538–522 гг. до н. э.; Езд. 4:4–5 ). Захария и Аггей призывали народ мужаться и продолжать воссоздание Храма; Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар–Бознай с его союзниками чинили препятствия этому делу, требуя предъявить полномочия на эту постройку ( Езд. 5:3 ). Власти исследовали вавилонские царские архивы и обнаружили указ Кира ( Езд. 6:1–5 ); он не только позволял иудеям возвратиться в Иерусалим, но и определял, что необходимую финансовую поддержку иудеям следовало производить из царского дома (4), а золотые и серебряные храмовые сосуды – вернуть (5). В результате и сам Дарий ободрил иудеев, поддержав прежний указ, оказывая должное финансовое обеспечение строительству Храма, снабжая животными для жертвоприношений (8–10) и отбивая у других охоту препятствовать труду иудейской общины (11).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

(М., 1993р) имеется 3 книги Ездры. 1-я Книга Ездры, расположенная между Книгами Паралипоменон и Книгой Неемии, соответствует канонической Е. п. к. евр. Библии и является переводом 2-й Книги Ездры (Εσδρας Β) Септуагинты. 2-я Книга Ездры, расположенная после Книги Неемии, является переводом 1-й Книги Ездры (Εσδρας Α) Септуагинты. 3-я Книга Ездры, находящаяся в конце ветхозаветной части слав. Библии (и начинающаяся словами:        ), является переводом с Вульгаты и соответствует в ней 4-й Книге Ездры. Такое деление восходит к Геннадиевской Библии и отражает лат. нумерацию книг. В русском синодальном переводе Библии также имеется 3 книги Ездры, расположение и состав которых соответствуют слав. Библии. Единственное отличие заключается в том, что Е. п. к. переведена не с греч., а с древнеевр. и арам. текстов подлинника. Содержание В 1-й гл. Е. п. к. рассказывается о том, как персид. царь Кир, дух к-рого «возбудил Господь», в 1-й год правления объявил, что «Господь, Бог небесный... повелел... построить Ему дом в Иерусалиме» (1 Езд 1. 1-2). Во исполнение этого повеления Кир позволил всем, кто «из всего народа Его», отправиться в Иудею для того, чтобы строить «дом Господа», а пожелавшие остаться на своих местах должны были помочь переселенцам «серебром и золотом и [иным] имуществом, и скотом... для дома Божия, что в Иерусалиме» (1 Езд 1. 3-4). Возвращением в Иерусалим руководили «главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты» (1 Езд 1. 5). Отдельно назван Шешбацар, «князь Иудин» (1 Езд 1. 8), к-рому царь передал для Иерусалимского храма те сосуды, к-рые взял оттуда Навуходоносор II (ср.: Иер 28. 3; Дан 5. 2). Со времен Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. 11. 13-14) существует традиция отождествлять Шешбацара с действующим в следующих главах Зоровавелем (возможно, это отождествление восходит еще к Ездры второй книге , к-рую использовал в качестве источника Иосиф Флавий); при этом считается, что в 1-й гл. Зоровавель назван своим вавилонским именем ( Blenkinsopp. 1988. P. 79).

http://pravenc.ru/text/189575.html

1998. P. 18). Вероятно, они совмещали почитание истинного Бога с культами местных божеств, что засвидетельствовано в ВЗ, как для первоначального периода их пребывания в Палестине (4 Цар 17. 24-33), так и для того времени, когда разворачивались события, описанные в Е. п. к. (4 Цар 17. 34, 41; 2 Пар 13. 9). Хотя главы репатриантов мотивировали свой отказ допустить этих людей к строительству храма тем, что они не упомянуты в указе Кира (1 Езд 4. 3), настоящей причиной было, по-видимому, то, что их жертвы считались нечистыми ( Blenkinsopp. 1988. P. 107; ср.: Агг 2. 10-14). Предполагают также наличие в этом противостоянии политических мотивов: правители «заречной области» могли быть обеспокоены появлением новой сплоченной группировки в Иерусалиме, пользующейся к тому же благоволением правительства; в таком случае участие в строительстве храма подразумевало бы впосл. частичный контроль над храмовым богослужением и соответственно над всей религ. и политической жизнью в Палестине ( Blenkinsopp. 1988. P. 107). Согласно 4-й гл., основной и, возможно, единственной причиной того, что строительство храма пришлось отложить, было внешнее противодействие исполнению царского указа со стороны соседних народов. В то же время, напр., согласно Книге прор. Аггея, Господь Саваоф упрекал в нерешительности израильтян за то, что они говорили, что «не пришло еще время, не время строить дом Господень» (Агг 1. 2). На основании дальнейшего повествования Е. п. к. можно сделать предположение, что причиной противодействия врагов и нерешительности самих израильтян был грех народа - смешение с иноплеменниками. Нерешенную проблему представляет сообщение о том, что донос царю Артаксерксу (   -  ) (1 Езд 4. 7) был написан «в царствование Ахашвероша, в начале царствования его» (1 Езд 4. 6), поскольку имя Ахашверош (  ) мн. историки относят не к Артаксерксу I, а к Ксерксу I (   486-465 гг. до Р. Х.) ( Blenkinsopp. 1988. P. 111); нек-рые исследователи даже высказывают предположение о том, что в 1 Езд 4. 6-7 речь шла о 2 доносах, посланных 2 разным царям ( Grabbe.

http://pravenc.ru/text/189575.html

В библейских источниках, описывающих этот период, почти не содержится упоминаний о Зоровавеле после возобновления строительства храма, что позволило нек-рым ученым предполагать, что он был отстранен от управления персид. администрацией, а провинция могла в дальнейшем управляться др. представителем иудейской аристократии, персид. наместником или одним из священников Иерусалимского храма (Ibidem). Приход к власти Ксеркса I после смерти Дария сопровождался восстанием Египта, к-рое было подавлено в 484 г. Вероятно, «обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима» (1 Езд 4. 6) имело какое-то отношение к восстанию - обвинение палестинских репатриантов в нелояльности к персид. властям становилось в таком случае особо опасным ( Davies, Finkelstein. 2007. P. 73; об исторических проблемах, связанных с этим доносом, см. в ст. Ездры первая книга ). Происходили укрепление иудейской общины и постоянное увеличение ее численности, однако отсутствие сильной центральной власти и заимствование мн. чуждых обычаев в годы плена сделали возможным несоблюдение установлений закона Моисеева; так, одной из главных проблем стало повсеместное распространение браков иудеев, в т. ч. священников и левитов, с представительницами окружающих языческих народов (1 Езд 9. 1-2). Ситуация начала меняться лишь в царствование Артаксеркса I (465/4-424/3), благодаря к-рому из Вавилона в Палестину отправилась большая группа переселенцев во главе со священником Ездрой; это произошло «в седьмой... год царя» (1 Езд 7. 8), т. е. в 458 г. Артаксеркс снабдил Ездру значительными полномочиями и финансовыми средствами и поручил ему организовать ремонт Иерусалимского храма, следить за соблюдением закона Моисеева, поставить «правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою» (1 Езд 7. 25) и наставлять в законе тех, кто его не знают. Придя в Иерусалим, Ездра повел борьбу против смешения иудеев с др. народами; эта борьба закончилась его полной победой - иудеи покаялись и изгнали своих иноплеменных жен и рожденных от них детей. По просьбе народа Ездра организовал чтения «из закона Божия», к к-рым присоединялись толкования (Неем 8. 8).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Марк Мангано (протестант) Книга Эсфири. Дейл Мейнор Название книги это транслитерация имени главной героини (ивр., эстер). Это имя, в свою очередь, может быть либо транслитерацией аккадского слова «Иштар» имени вавилонской богини любви, либо транслитерацией персидского слова «звезда» (стара). Первоначальное еврейское имя героини, в соответствии с текстом, было Гадасса ( Эсф.2:7 ; ивр., хадассах), что означает «мирт». Исторический и культурный фон События книги происходят в период рассвета Персидской Империи, после победы Кира Великого над Вавилоном и указа о возвращении пленников в их родные земли. Первое переселение иудеев в Палестину произошло ок. 537 г. до н.э. под руководством Шешбацара и Зоровавеля (ср. Езд.1:82:2 ). Персы продолжили расширять свои территориальные владения при Дарий I (правил ок. 521486 гг. до н.э.). В сражении с греками при Марафоне в 490 г. до н.э., он потерпел серьезное поражение. После его смерти, его сын, Ксеркс (правил в 485465 гг. до н.э.), 555 взойдя на престол, попытался вслед за отцом продолжить политику захвата чужих территорий. Ксеркса убедили, что он должен попытаться захватить основную территорию Греции но, как и в случае с его отцом, он также потерпел сокрушительное поражение в сражениях при Фермопилах и Саламине (в 480 г. до н.э.), и, наконец, при Платеях (479 г. до н.э.). До и после событий, описанных в книге Эсфири, иудеи испытывали притеснения, в большей или меньшей степени. В Палестине, попытки Зоровавеля по восстановлению иерусалимского храма (ок. 536 г. до н.э.) вылились в международный конфликт, после переписки Фафная с Дарием о целях, которые якобы в действительности преследовали иудеи (ср. Езд.4:15 ). Другие письма с обвинениями в адрес иудеев посылались в разное время Ксерксу ( Езд.4:6 ) и Артаксерксу ( Езд.4:716 ), а затем во время попыток Неемии восстановить стены Иерусалима ( Неем.4:6; 465425 до н.э.). Вскоре после этого иудеи, живущие в Египте, оказались вовлечены в случайный конфликт в Элефантинах, что привело к разрушению элефантинского иудейского храма и дальнейшему желанию иудеев восстановить его. Текст и автор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Связь с другими произведениями иудейской литературы . Е. т. к. содержит очевидные параллели с основными апокалиптическими произведениями (см. в ст. Апокалиптика ), создание к-рых в науке относят обычно к эпохе Второго храма (1-2-я книги Еноха, 2-3-й Апокалипсисы Варуха, Апокалипсис Авраама, а также библейские Книга прор. Даниила и кн. Откровение). Так, напр., в толковании 5-го видения Ездре сообщается, что орел, к-рого он «видел восходящим от моря, есть царство, показанное в видении Даниилу»; прор. Даниил назван при этом «братом» Ездры (visum est in visu Danihelo fratri tuo - 3 Езд 12. 11; ср.: Дан 7). Это, как полагают исследователи, указывает на то, что Е. т. к. рассматривалась как часть непрерывной традиции апокалиптической лит-ры, к к-рой принадлежала и Книга прор. Даниила. Тот факт, что автор называет Даниила своим братом, является одним из свидетельств того, что он считал себя избранником Божиим, а свою миссию - уникальной (ср.: 3 Езд 3. 14 и 14. 5, где говорится о том, что многое Бог открыл только Ездре). Центральное положение, к-рое Ездра занимает в деятельности по восстановлению текста Писания (3 Езд 14. 37-48), выделяет Е. т. к. среди проч. произведений апокалиптической литературы. В ранних апокалипсисах подобная тема отсутствует (хотя во многих из них и встречается обычный для эллинистической культуры сюжет, описывающий письменную фиксацию в книгах открытых людям божественных тайн; ср., напр.: Дан 12. 4: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени»). Исследователи объясняют это тем фактом, что книга была написана в период активного формирования иудейского библейского канона и соответственно изменения отношения к Писанию; именно поэтому автор книги счел нужным связать принятое им Божественное откровение с актом возобновления Писания. Его побуждения при этом «останутся непонятными, если не рассматривать их в свете той новой роли, которую Библия играла в иудаизме того времени» ( Stone. 1990. P. 37). Стремление автора книги к приданию авторитета содержащемуся в книге апокалиптическому учению выражается также в том, что это учение, по его мнению, было принято уже Моисеем на Синае: «...и привел его к горе Синаю... и открыл ему много чудес и показал тайны времен и конец» (3 Езд 14. 4-5).

http://pravenc.ru/text/189579.html

Большое внимание Захария уделяет завершению строительства Храма под руководством Зоровавеля (4:9–10; 6:12). Восстановление Храма будет означать, что Бог водворится в среде Своего народа (2:10; 8:8; ср.: 1:17; 2:12). Поэтому народ ликовал, когда в 516 г. до н. э. второй Храм был фактически отстроен ( Езд. 6:14–16 ). Народ обновил свою посвященность Богу и ожидал благословения Божьего. К несчастью, их ожидания не оправдались. Они предполагали, что жизнь их станет прекрасной, но жить им стало очень трудно. Заря золотого века никак не наступала, и многие стали вопрошать, а в самом ли деле Бог с ними. Наши знания истории периода после плена отрывочны. Точную датировку некоторых из имеющихся в нашем распоряжении (немногих) источников произвести невозможно. Тем не менее можно не сомневаться, что в период, когда Иудея была частью Мидо–Персидского царства, иудеи были незначительным и слабым народом, терпящим нападки от своих соседей (напр.: Езд. 4:6–24 ). Это продолжалось и в эпоху греко–македонского царства, которое основали Филипп Македонский и его сын Александр Великий. Прибавьте к этой неопределенности тот факт, что у нас нет полной уверенности в датировке гл. 9 – 14, и тогда станет очевидно, что установить исторический фон этих глав с достаточной точностью невозможно. Приходится довольствоваться общими представлениями, отмечая при этом, что историческая ситуация могла характеризоваться большой вариативностью и многие события просто не попали в исторические анналы. Хронологию событий можно представить следующим образом (даты приблизительные): 538–53 Указ Кира Персидского Возвращение многих изгнанников в Иерусалим Начало строительства нового Храма; козни врагов и народное разочарование 522 Воцарение Дария I 520 Аггей и Захария вдохновляют народ на строительство Храма 516 Завершение строительства Храма 486–465 Царствование Ксеркса Оппозиция, упомянутая в Езд. 4:6 465–424 Царствование Артаксеркса Оппозиция, упомянутая в Езд. 4:7–23 445 Приход Неемии в Иерусалим для восстановления укреплений города

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

II. Датировка и место создания. В самой книге содержатся нек-рые указания на время ее возникновения. В 30. 2-4 автор, очевидно, исходит из того, что 2 разрушения храма уже произошли, следов., он жил после разрушения Второго храма в 70 г. по Р. Х. Раннехрист. автор (II в.) Варнавы апостола Послания уже знал 2 Вар (ср.: 2 Вар 61. 7 и Варн 11. 9), однако точная датировка Послания Варнавы также остается предметом споров. В любом случае все данные указывают на время после 70 г., хотя автор, видимо, использовал более ранние источники. В этой связи важна близость 2 Вар и 4 Езд. Если 2 Вар зависит от 4 Езд, то ее вероятная датировка - 100 г. по Р. Х. Однако более распространенная гипотеза - зависимость обоих произведений от общего источника. 2 Вар, вероятно, позднее 4 Езд, т. к. обнаруживает более развитое богословие и возникла скорее всего в 1-м или 2-м десятилетии II в. по Р. Х. Книга, по всей вероятности, написана в Палестине. На это указывают возможный евр. язык оригинала, близкое знакомство автора с евр. раввинистической лит-рой и то, что автор видит себя среди живущих в Палестине, к-рые особенно в завершающем послании пытаются поддержать и ободрить евреев в рассеянии. III. Язык оригинала и единство книги. Хотя в лит-ре господствует т. зр., что текст 2 Вар скорее всего был написан в Палестине, вопрос о языке оригинала остается предметом споров: в качестве возможных допускаются греч. (Богер), евр. или арам. (А. М. Дени), евр. (Р. Х. Чарлз; А. Ф. Й. Клейн). В нач. XX в. преобладала т. зр., что текст 2 Вар составлен из различных источников (напр., Чарлз выделил 6). В наст. время большинство ученых рассматривают книгу как целостное произведение (Богер, Г. Сейлер, Ф. Мёрфи). IV. Структура. Обычно книга делится на 7 частей: 1) в гл. 1-12 рассказывается о времени до разрушения Иерусалима и изгнания в Вавилон. Суд над народом производится ангелами, к-рые спасают священные сосуды из храма перед его разрушением, поэтому враги не могут гордиться победой; 2) гл. 13-20 содержат пророчества о предстоящем суде и наставления о необходимости исполнения закона; 3) в гл. 21-34 - молитва В., видения о предстоящем воздаянии, приходе Мессии, воскресении праведных и гибели грешных; 4) в гл. 35-46 входят плач В. и видение лозы и кедра; В. завещает старейшинам повиноваться закону; 5) гл. 47-52 посвящены пророчествам о последнем Суде и описанию воскресения мертвых, царства усопших и рая; 6) гл. 53-76 содержат видение В. облаков, попеременно источающих темные и светлые воды, с последующим историческим истолкованием, видения о суде и вечном блаженстве; 7) в гл. 77-87 В. оставляет народ, пишет 2 послания для плененных в Вавилоне, при этом приводится текст только первого письма. Одни ученые полагают, что письмо было добавлено к основному тексту уже позже (Сейлер), др. (Богер, Клейн) считают его частью оригинала, третьи - что оно выполняет функцию эпилога (Дж. Коллинз).

http://pravenc.ru/text/154383.html

2:9–10 Прибытие Неемии в Иерусалим (ст. 9) вызывает беспокойство у Санаваллата и Товии (ст. 10). 2 Санаваллат. Персидский наместник Самарии, области к северу от Иудеи. О почитании им Бога Израиля ( 4Цар. 17,24–41 ) свидетельствуют имена двух его сыновей Делайя и Шелемия, в составе которых содержится краткая форма от имени Яхве (Господь). Товия. По всей вероятности, наместник Аммана, области к востоку от Иудеи. Имя его означает «Бог благ», из чего следует, что он также чтил Бога Израиля (6,17.18; 13,4). услышал. Слова о том, что противники строительства стены «услышали», повторяются в 1,1 7,3 с постоянством рефрена (2,19; 4,1.7.15; 6,1.16); и каждый раз конфликт переходит в новую фазу, пока окончательно не разрешается. им было весьма досадно. Противостояние носило политический характер, но основа его была религиозной (2,20; ком. к Езд. 4,3.4 ). 27,3 Несмотря на огромный объем работ и все возрастающее противодействие со стороны окружающих народов, иудеи под предводительством Неемии заканчивают восстановление стен за пятьдесят два дня. 2:11–18 Вскоре по прибытии в Иерусалим Неемия в одну из ночей совершает осмотр городских стен и, уверенный в том, что с ним благословение Божие, обращается к начальствующим с призывом восстановить их. 2:11–16 Трехдневное промедление Неемии по приезде в Иерусалим естественно сравнить с таким же трехдневным промедлением Ездры ( Езд. 8,32 ). Ездра при этом действовал открыто, Неемия же тайно. 2 ворота Долины. В ходе археологических раскопок были обнаружены ворота эпохи персидского владычества, идентифицированные как упоминаемые в данном стихе. 2 пуст. К тому времени Иерусалим уже около полутора столетий лежал в развалинах (см. ком. к 1,3). Предпринятая ранее попытка восстановить его стены была пресечена ( Езд. 4,7–23 ). Неемии предстояло в корне изменить ситуацию. построим стену. См. ком. к 2,5. 2 Бога ... царя. Признание Неемией всемогущества Божией воли главным залогом успеха своего плана не исключает и того, что сознательные, ответственные поступки царя играют в этом непосредственную роль. См. ком. к 2,7–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010