А.В. Бугаевский С. А. Черкасова, русская гимнография святителю Николаю: проблемы ее изучения Новую песнь воспеваем ти, священноначальниче Николае, и яко дар многоценный, тебе ю приносим, вемы бо яко капля сия славословия ничто же есть в великом море хваления чудес твоих, их же обильно изливавши всем, верою и любовью тебе зовущим... (Акафист Зарайскому образу свт. Николая. Икос 7) На протяжении всей истории православной России образ свт. Николая вдохновлял и питал духовное творчество нашего народа. «Радуйся, живорасленое ядие негиблющее, воскормивый певцы церковныя...» – поется в одной из русских стихир святителю. Вопросам выявления и изучения русского слоя гимнографии в честь свт. Николая и посвящена настоящая статья. Она состоит из двух частей. В первой части мы выделим русский слой праздников и гимнографии в честь свт. Николая и расскажем о них в целом. Вторая часть статьи посвящена специфическим проблемам изучения русской гимнографии, в том числе вопросам певческого содержания гимнографических текстов. Какие русские праздники в честь свт. Николая существуют? Что такое русская гимнография, и какое место занимает она в ряду церковных песнопений святителю? Современный месяцеслов Русской Православной Церкви содержит в целом шесть праздников свт. Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Вот эти праздники: память иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца декабря в 6 – й день); перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в италийский город Бар (месяца мая в 9 – й день); Рождество иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (преимущественно месяца июля в 29 – й день, по разным источникам может быть 20 мая, 23 августа, 24 августа); принесение чудотворной иконы свт. Николая, именуемой «Зарайская», из града Корсуня в Зарайск (месяца июля в 29 – й день); явление чудотворного образа Великорецкого иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца мая в 24 – й день);

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При норманнах Б. (с сер. XI в.) перешел под прямую юрисдикцию папы Римского, выйдя из подчинения Патриарху К-польскому. В 1069 г. папа Александр II признал архиепископский ранг кафедры Б. Прибытие св. мощей свт. Николая в Бари. Фрагмент алтаря. Мастера Д. Маринелли и Э. Авитабиле. 1684 г. Прибытие св. мощей свт. Николая в Бари. Фрагмент алтаря. Мастера Д. Маринелли и Э. Авитабиле. 1684 г. 9 мая 1087 г. в Б. из Мир Ликийских (совр. г. Демре, Турция) были вывезены мощи свт. Николая, для к-рых аббат бенедиктинского мон-ря Илия (позже епископ Б.), возможно, вдохновитель увоза, заложил храм, тесно связанный с правившими в Б. династиями: он стоял на подаренной герц. Рожером I (1085-1111) земле, считался придворной капеллой имп. Фридриха II, получил статус дворцового при Анжуйской династии. В 1089 г. крипта была освящена, в 1095 г. Петр Амьенский выступил в базилике с проповедью 1-го крестового похода. В 1098 г. папа Урбан II , даровавший в 1089 г. епископам Б. титул примаса Апулии, созвал здесь не увенчавшийся успехом Собор для объединения Зап. и Вост. Церквей. После взятия Иерусалима (1099) и увеличения потока паломников в Св. землю базилика свт. Николая стала обязательным местом поклонения. Хранителями мощей свт. Николая являются монахи доминиканского ордена, находящиеся в юрисдикции Римского Первосвященника. 9 мая совершается крестный ход, во время к-рого воспроизводятся события перенесения мощей свт. Николая. В крипте, в сев.-вост. углу, устроен правосл. придел. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в мае 2002 г. в дар базилике свт. Николая в Б. передан 70-килограммовый малахитовый крест, инкрустированный серебром и драгоценными камнями, к-рый был изготовлен уральскими мастерами по заказу итало-российского Фонда свт. Николая Чудотворца. Крипта базилики, где покоятся св. мощи свт. Николая. Гравюра. XIX в. (ГМИИ) Для возросшего потока рус. паломников, лишенных правосл. богослужений, в 1911 г. руководство ИППО приняло решение о строительстве странноприимного дома и учредило для этой цели Барградский комитет.

http://pravenc.ru/text/77546.html

Николая начала XIV в., так называемого Николы Можайского и Николы Псковского XV–XVI вв. Свт. Николай Можайский. Деревянная скульптура. Русский Север (?) . XVII в. Коллекция В. Момота Наша икона представляет собой образ свт. Николая, окруженный двенадцатью избранными сценами из его жития. В верхней части иконы расположен чин, заканчивающийся апостолами, за которыми следует место самого свт. Николая как их преемника и главы своей Церкви – епископа. Этим одновременно указывается и на его место в церковной иерархии, и на завершение показанного в сценах жития его жизненного пути, приведшего к небесной славе. Свт. Николай Мирликийский в житии. Россия. XVI в. Коллекция А. Полякова. Париж На бортах иконы помещены маленькие поясные фигурки семейных святых: на левой от зрителя стороне сверху вниз – прп. Савва и св. мученица Параскева; с правой стороны –свв. великомученицы Екатерина и Варвара. Четыре верхних сцены жития под чином, посвященные детству свт. Николая, указывают на проявление в нем действия божественной благодати с момента его рождения. Так, первая сцена показывает случай, поразивший его родителей, когда он при омовении после рождения стоял в купели никем не поддерживаемый. Вторая сцена изображает его крещение, третья – исцеление отроком Николаем сухорукой женщины; в четвертой сцене отец будущего святителя отдает его на обучение грамоте. В последующих сценах изображена помощь свт. Николая людям в постигших их несчастиях и его кончина. С левой стороны, под сценой его рождения, – его явление во сне императору Константину с повелением отпустить трех осужденных по клевете на смерть воевод; ниже – сцена освобождения от смерти трех неповинно осужденных граждан города Мир, где свт. Николай был епископом. С правой стороны – свт. Николай изгоняет бесов из кладезя, срубая дерево при нем, посвященное языческому культу. Ниже – явление свт. Николая погибающим корабельщикам, обратившимся в молитве к нему за помощью, и их спасение. В нижнем левом углу – посмертное чудо свт. Николая: спасение утопающего (отца вышеупомянутого св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

34 Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,6; P.gr.t.26, col. 35 Ibid. 36 De fid. IV, 22; col.1197—1200A. 37 Sermo asceticus.1,1. 38 Homil. in Psalm. 3. 39 De vircmit., с.12. 40 Ibid. 41 Ср.: Тациан. Contra Graec. С.13. 42 Св.Ириней. Contra haer. IV,17,3. 43 «Православное исповедание». Член 1. вопрос 22. 44 Там же. Вопрос 23. 45 Член 6. 46 Там же. Член 14. 47 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes. 17,9. 48 Ad Autolic. II,25. 49 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes, hom.18,3. 50 Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.8. 51 Рим.5:14, 12; Блж.Феодорит. In Psalm. 50, v.7. 52 In Rom. ad vers. 53 «Православное исповедание». Член 1, вопрос 24. 54 Interpret, in epist.ad Pom. С.5, v.12. 55 Dialog cum Tryph. C.88. 56 См. главу 7 Послания к Римлянам. 57 De fid. IV,22; Col.1200B. 58 In Luc. hom. 14; ср. Св.Ириней. Cohtra haer. 11,22,4; Св.Амвро(типогр.брак). 59 Apolog. proph. David. 11,12. В своем другом сочинении тот же отец Церкви пишет: Lapsus sur in Adam, de paradise eieclus in Adam, mortuus in Adam; quomodo revocet, nisi me in Adam invenerit, ut in illo culpae obnoxiun rnorti debitum. ita in Christo iustificatum? (De excessu fratrissui sui Satyri, 11,6). 60 In Christi resurrect. 61 Свт.Афанасий Великий, In Psalm. 50; Свт.Григорий Нисский, De beatitud. Orat.6. 62 Свт.Афанасий Великий. Contra gent.8—9; t.25. col.16C-21A; De incarn. Verbi. 5; t.25, Col.105B; ср. Свт.Григорий Богослов. Orat.38,13; Св.Ириней. Contra haer, V, 24,3; Св.Златоуст. In Rom. hom. 13,1: Свт.Макарий Великий. Homil. 11,5; Св. Дамаскин. De fid 111,1. 63 Св.Иларий. In Matth. 18,6; In Psalm. 59,4: 126,13: 136,5; In Matth 10,23. 64 Свт.Макарий Великий. Homil. 6,5. 65 Свт.Василий Великий. Homil. dicta tempore famis et siccit., 7. 66 Свт.Афанасий с. Cohtra arian. Orat.1,51; t.26, Col.117C. 67 Он же. De incarnat.Verbi, 4; t.25, 104B. 68 Св.Дидим. De Trinit.11,12; ср.: Св.Афанасий Великий. Contra pollinar, lib.11,8. 69 Свт.Макарий Великий. De patientia et biscret., 9. 70 Свт.Григорий Богослов. Carm. De seipso; comp. Orat.16,15; Orat.38,4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/178011.html

Катавасия Триоди: «Песнь возслем, людие...». Во 2-й песни – канон Триоди (отцов): ирмос («Видите, видите...») единожды , тропари без повторений; к тропарям канона припев: «Преподобнии отцы, молите Бога о нас». На катавасию – тот же ирмос: «Видите, видите...». По 3-й песни – кондак и икос свт. Алексия, глас 8-й; седален свт. Алексия (по выбору). «Слава» – седален Триоди (отцов), глас 8-й: «Узы разрешше...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В тимении углебох...». По 6-й песни – кондак и икос Триоди (отцов), глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен свт. Алексия: «Благодать Святаго Духа...». «Слава» – светилен Триоди (отцов): «Мира отвергшиися...», «И ныне» – Триоди: «В постничестве просиявшия...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: свт. Алексия, глас 8-й – 3, и Триоди (отцов), глас тот же – 3 (в Триоди 4 стихиры, одна из них опускается). «Слава» – Триоди (отцов), глас 6-й: «Преподобнии отцы...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Алексия (по выбору). «Слава» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...» . На часах – тропарь свт. Алексия. «Слава» – тропарь Триоди (отцов). Кондаки свт. Алексия и Триоди (отцов) читаются попеременно. На Литургии блаженны свт. Алексия, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и Триоди (отцов), песнь 6-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь свт. Алексия, тропарь Триоди (отцов); кондак храма, кондак свт. Алексия. «Слава» – кондак Триоди (отцов), «И ныне» – «Предстательство христиан...». В храме Богородицы – тропарь храма, тропарь свт. Алексия, тропарь Триоди (отцов); кондак свт. Алексия. «Слава» – кондак Триоди (отцов), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь свт. Алексия, тропарь Триоди (отцов), тропарь храма; кондак свт. Алексия, кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (отцов), «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-25/

П. Ахматову/прот. Петр Гнедич. Гл.I, 1/митр. Филарет (Дроздов). Собрание мнений и отзывов. СПб., 1887. Т. 5. С. 358. Хомяков А.С. По поводу брошюры г. Лоранси. свщм. Иларион Троицкий. Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков. свт. Василий Великий. Беседа на псалом 48; свт. Григорий Богослов. Слово 41; Песнопения таинственные. Слово 2 (о Сыне); свт. Афанасий Великий. О воплощении Бога Слова, и о пришествии Его к нам во плоти. §25; свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение XIII; свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Римлянам. Беседа X; и др. митр. Вениамин (Федченков). Дневники 1926-1948. М.: «Правило веры», 2008. С. 91-107. прот. Петр Гнедич. Гл.VII, 2. свт. Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. свт. Димитрий Ростовский. Зерцало православного исповедания. Ч.2. свт. Димитрий Ростовский. Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания. Таинство святого покаяния. блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Гл.1. Там же. Там же. Гл.17. свт. Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии. Гл.1, 11. свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды. Беседа 1, §4. свт. Иоанн Златоуст. Слова огласительные. Слово второе, 5; О покаянии. Беседа 8. свт. Григорий Богослов. Слово 45. свт. Афанасий Великий. Десятое праздничное (пасхальное) послание. §10. Ср.: «Пусть кто все отдаст, все принесет в дар Тому, Который предал Себя за нас в цену искупления, — ничего не принесет он равного тому, как если представит Ему самого себя, разумеющего силу таинства и соделавшегося всем для Христа, как Он для нас». «Он продается, и за самую низкую цену — за тридцать сребреников, но искупает мир, и высокой ценой — собственной Своею кровью». «…Сын именуется Искуплением (1 Кор 1:30), как освобождающий нас содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за Вселенную». «…Бог снисшел с небесного престола, истощив Свою славу в смертной утробе, вступил в общение с человеками воедино сочетанный Бог и человек, в великую цену искупления предал на страдания Свое тело и для избавления нас от греха излиял Божественную кровь» ( свт.

http://pravoslavie.ru/73158.html

1 In genes, hom. 16,2; сотр. ibid. 16,.1; hom. 17,5—7; Блж.Августин. De genes ad litt. XI.34; De civit.Dei, XIV, 11,2; Св.Дамаскин. Defid. 11,10. 2 Contra haer. V,24,. 4 et 3; ср. Св.Иустин. Dialog cum Tryph. C.103; Св.Амвросий. De paradis. C.11,9. 3 Orat.catech., C.6. 4 Стих. на Господи воззвах. Неделя сыропустная. 5 Свт.Григорий Богослов. Orat.45,8; t.36, Col.633A; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom.17,4. 6 Свт.Григории Нисский, in Christi resurrect.Orat.I. 7 Он же. Orat.catech. C.7; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 17,5. 8 Свт.Иоанн Златоуст. Ad Stagyrium, 1,5. 9 Свт.Макарий Великий. De custodia cordis. 12; comp. De libert.mentis.3. 10 Ср.: Св.Иоанн Дамаскин. De fid. IV.22; P.gr.t.94, col.1197C. 11 De civit. Dei. XIV, 12; comp. In Psalm. 71. 12 «Далече от Бога грех мя отрину», — скорбит православная душа в молитве Ангелу хранителю (Канон Ангелу хранителю, песнь 4). 13 De incarn. Verbi, 4; t.25. Col.104BC. 14 Он же. Contra gent.8; t.25, Col.16D. 15 Ibid.7; t.25; Col.16AC; ср. Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11,1 16 Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. n.13; In Psalm. 78, n.8. 17 De fid.IV,20; Col.1196BD; comp.ibid. 11,30; 11,4. 18 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 14,3; hom. 17,4: Блж. Феодорит. In Genes.quaest.38. 19 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 15,4: hom. 16,6. 20 De civil.Dei. XIV,13,2; 11,2; 13,1; De Genes.ad litt.. XI,39; cp. Св. Амвросий. In Psalm. 118, Sermo VII,8. 21 Свт.Иоанн Златоуст. In Matth.hom. 65,6. 22 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,4. 23 Блж.Августин. Enchirid. c.45. 24 Adversus Iudaeos. C.2. 25 Блж.Августин. Contra Julian.. VI, С.23. 26 De fid. 111,1; Col.981A; ср. Св. Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,5; hom. 18,1. 27 Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,30; Col.977CD. 28 Свт.Иоанн Златоуст. In Ephes.hom. 18,3. 29 Свт.Григорий Богослов. Orat.18,42; t.35, 1041А. 30 Свт.Василий Великий. Quod Dens non est auctor malor.7; ср. Тациан. Oral. ad Graec. C.2. 31 In Genes.hom. 17,9. 32 Contra Eunom.lib. 11,13. 33 In Genes.hom. 17,2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

(С. кон.72–76) В десятилетний период между 1 и 2 сроками патриаршества свт. Филофей активно продвигал исихазм в своей литературной деятельности. Свт. Григорий Палама после своей смерти 14 ноября 1357/1359 г. стал почитаться как святой. Он был похоронен в соборе Св. Софии в Фессалонике, а его почитание распространилось как в самой Фессалонике, так и в Великой Лавре на Афоне, в Кастории, Веррии и Константинополе в монастыре Акаталипту (Христа Непостижимого), где свт. Филофей проживал между 1355 и 1364 гг. А в 1368 г. свт. Филофей, будучи патриархом во 2 срок, официально утвердил святость и богословие свт. Григория синодальным Томосом, что послужило более широкому распространению почитания данного святого. В начале 1360-х гг. свт. Филофеем (Коккиным) в честь свт. Григория были написаны каноны, гимны и последование службы. Кроме того, по-видимому, святитель собрал корпус сочинений свт. Григория (см. прим. 271 на С. 73). Житие, посвященное свт. Григорию Паламе , является последним и самым длинным из житийных сочинений свт. Филофея. Что касается времени написания данного жития, то М. Митреа относит его к периоду между 1357 г. (год смерти свт. Григория) и 1368 г. (год официального прославления свт. Григория), причем, скорее всего, большая часть этого жития написана до 1363 г. Теперь отметим написанные между 1355 и 1364 гг. экзегетические произведения, принадлежащие перу свт. Филофея (Коккина). Сюда относятся 3 проповеди (слова) о заповедях блаженства ( Мф. 5.3–12 ), которые были посвящены святителем имп. Елене Кантакузине Палеологине, жене Иоанна V Палеолога и дочери Иоанна VI Кантакузина. На основании анализа содержания М. Митреа относит время написания этих проповедей к концу 1350-х гг., после 1357 г., а поводом к написанию он считает, вероятно, являлся запрос самой императрицы. Далее М. Митреа предлагает читателю краткий текстуальный анализ этих проповедей на С. 75 (посл. абзац) – 76, обращая внимание на сложность построения и смысловое богатство текста, что, как считает автор монографии, обосновывает предположение об адресате и говорит в пользу высокой богословской заинтересованности имп. Елены. Посвящение этих проповедей имп. Елене могло быть актом признательности со стороны свт. Филофея за ее поддержку исихазма и стимулом к дальнейшему имперскому патронажу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В 1340 г. свт. Григорий Палама написал 3-ю Триаду, опровергающую сочинения Варлаама «Против Мессалиан», а также написал текст Святогорского томоса. Год спустя он принял участие в ряде Константинопольских соборов, которые осудили Варлаама и Акиндина. В ходе событий гражданской войны и церковного хаоса свт. Григорий в 1343 г. был заключен в тюрьму по обвинению в ереси и в 1344 г. отлучен от Церкви патриархом Иоанном XIV Калекой. Но в конце гражданской войны Синод 1347 г. его оправдал, а патриарха Иоанна низложил и отлучил от Церкви Акиндина. Когда патриархом стал Исидор (Вухир), свт. Григорий был назначен им митрополитом Фессалоники, но смог попасть на свою кафедру только в 1350 г. из-за противостояния зилотов. Свт. Григорий продолжил защищать исихазм против Григоры, а богословие святителя было одобрено на Константинопольском соборе 1351 г. В марте 1354 г. святитель в Малой Азии попал в плен к османам, но год спустя был выкуплен оттуда. В 1355 г. он вернулся к своей пастве в Фессалонику, где оставался до своей смерти в 1357/1359 г. Вскоре после смерти свт. Григорий стал почитаться как святой и был канонизирован свт. Филофеем (Коккиным) в 1368 г. Память свт. Григория Паламы сегодня празднуется 14 ноября и во 2 Неделю Великого поста. С . 129–131 – Глава 3.6 – Connections between Kokkinos and his heroes ( Связи свт . Филофея (Коккина) со своими героями). В данной главе автор монографии описывает личные связи свт. Филофея со святыми, жития которым он написал. Так М. Митреа пишет, что среди 5 указанных выше святых только прп. Никодим не был лично знаком со свт. Филофеем, т.к. последнему на момент смерти преподобного было не более 10 лет. Остальные святые (прпп. Савва и Герман, свтт. Исидор и Григорий) были либо духовными наставниками свт. Филофея (Коккина), либо его друзьями и соратниками в исихастских спорах (к последним автор монографии относит свтт. Григория и Исидора). Связь свт. Филофей с прп. Германом определяется их ранним знакомством и дружбой с семьей Марулисов, а знакомство и дружба со свт. Григорием берет начало в монашеской жизни свт. Филофея на Афоне, где их отношения стали укрепляться в ходе борьбы за исихазм.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010