Так не ослабевайте в трудах иноческого жития! Сами шевелите и тревожьте душу свою, чтоб не предалась дреманию и не дала врагу случая посмеяться над вами. Все делайте, чтоб не ослабела сия крепость духа, ибо в ней вся сила.    Именно: чаще поминайте о первом воодушевлении, с каким вы, оставя свое семейство, родство, надежды свои, пришли сюда. Помните, как горела тогда душа наша, как помышляли вы, что, вступив в обитель, будете только молиться и в келлии и в церкви, только заниматься богомыслием, душеспасительными беседами или чтением духовных книг, что будете жить в уединении, не вдаваться в суетливость, быть в мире со всеми, в беспрекословном послушании настоятельнице и старицам. Конечно, искренно было такое желание ваше. Приводите же чаще себе на память сие первое воодушевление, и оно будет обновляться в вас и теперь, подобно тому, как освежаете воздух в комнатах чрез впущение туда нового воздуха совне.    К сему возбудительному помышлению присоедините другое: обновите в памяти вашей как можно более примеров ревности, представляемых в житиях святых. Читайте Четь-Минею и собирайте в памяти, как неутомимо трудились святые Божии, мужи и жены, не жалея ни сил, ни даже живота. А потом во всякую свободную минуту поминайте Евдокию, Пелагею, Синклитикию, Сарру, Феодору, Евфросинию Египетскую, Марию Египетскую, Евпраксию, Февронию, Евфросинию Суздальскую и Полоцкую и других, со всеми трудами их неутомимого подвижничества. Не праздно о сем помышляйте, а прилагайте к тому обязательное убеждение, что и вам всем должно быть таковыми же, какими явили себя те ублажаемые девы, и каждое такое помышление будет остен, бодущий и подгоняющий. Как на перегонках бег одного возбуждает напряжение в другом или как вы сами, работая вместе, друг перед дружкою заботитесь не отстать, так будут разжигать ревность вашу помышления о великих трудах, ревностно подъятых святыми подвижницами.    А между вами разве нет ревностных, так ревностных, чтоб их ревность была более заметна среди всех? Но и без того одна другую подгоняйте советами и примерами. О чем идут беседы у вас, когда бываете вместе? Не говорите ни о чем, кроме главного вашего дела, на которое выступили вы. Как торгующие, встречаясь друг с другом, толкуют все о том, как лучше и успешнее вести торг, так и вы, сходясь, не позволяйте себе пустых речей, а всячески склоняйте беседу на главное — на то, как вам быть, как кончить начатое, как бы не поткнуться и не стать посмешищем врагу. Замечаете ли, как одно слово рождает ряд других слов, каждое же слово — ряд мыслей; ряды мыслей переходят в ряды начинаний и дел добрых или худых. Кто о пустом говорит, у того пусто в голове и сердце, пусто и в жизни… Кто говорит о добром, тот все более и более разгорается на добро и богатится им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

При сем имею честь препроводить к Вашему Превосходительству собственноручную записку Чиновника Ловецкого и его росписку на оной в получении 80 рублей серебром». Долго не получал я на это письмо ответа. Наконец 25-го Сентября г. Лавров пишет мне: «По возвращении в Петербург из командировки, я имел честь получить письмо Вашего Преосвященства с обязательством бывшего Канцелярского Чиновника Хозяйственного Управления при Св. Синоде Ловецкого о возврате 80 руб., выданных ему Вами. Долгом считаю уведомить Ваше Преосвященство, что г. Ловецкий был один из лентяев чиновников и, вследствие предложения моего о подаче в отставку, он испросил отсрочку на две недели и отпуск в Витебск, где, по его словам, надеялся получить место; по возвращении из отпуска в Феврале подал в отставку и был уволен. В эту поездку свою г. Ловецкий воспользовался добрым расположением Вашего Преосвященства; по справке в настоящее время здесь его не оказалось; впрочем, и во время службы его по духовному ведомству, отыскивать его было весьма трудно, потому что, делая долги, он скрывал место своего жительства. Росписку г. Ловецкого имею честь при сем возвратить». Подобные случаи с нашей братиею архиереями бывают очень не редки. Здесь мне пришел на память подобный случай с покойным Преосвященным Евгением 841 , бывшим архиепископом Ярославским. Когда он был на Ярославской кафедре, к нему явился раз также Синодский Чиновник, но поважнее Ловецкого, и обратился с просьбою о снабжении его известною суммою на путевые издержки до Петербурга, куда он возвращался из командировки в Вологду. Преосвященный не отказал в просьбе, но вслед за этим чиновником написал официальное письмо к тогдашнему Обер-Прокурору Графу Протасову и спрашивал, куда прикажет Его Сиятельство написать в расход выданную такому-то чиновнику сумму. Протасову это очень не понравилось» 29 ч. писал я в Киев А. Н. Муравьеву: «В следующем году, 23-го мая исполнится семьсот лет со времени преставления Преподобной Евфросинии. Как было бы благовременно, если бы к этому дню возвращено было Спасской Обители все ее нетленное наследие, хранящееся в Киевских пещерах. Москва не перестает возбуждать меня к продолжению начатого дела относительно перенесения Мощей Благоверной Княжны Полоцкой и подает мне некоторые для сего советы, но я пока затрудняюсь приступить к этому делу, ожидая некоторого благоприятного случая (свидания с Обер-Прокурором Св. Синода), который, может быть, последует в Сентябре. Между тем не можете ли и Вы, при Вашем искреннем к этому делу сочувствии, преподать мне некий совет, как удобнее и благонадежнее снова начать ныне дело о перенесении из Киева в Полоцк мощей Препод. Евфросинии? Нельзя ли Вам, при свидании с Киевским Владыкою и его Наместником, завести речь об этом предмете и предрасположить их к уступке вожделенной нам святыни, не упоминая, впрочем, о моем имени».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 6 часов началась всенощная служба. По причине тесноты храма, лития совершена была вне храма, под открытым небом, ради утешения многочисленных богомольцев; величание было пето внутри храма пред ракою с св. мощами. На следующий день, 23-го ч., в обычное время начата была Божественная литургия, за которою местным священником произнесено было приличное торжеству слово. По окончании литургии совершен был на реку Полоту обычный в этот день крестный ход для водоосвящения. По возвращении с реки, крестный ход остановился под открытым небом, пред западными дверями храма, и здесь заключено было водоосвящение обычными – эктениею, молитвою и многолетиями. Так совершено было столь важное и многознаменательное не только для г. Полоцка, но и для всей Полоцкой паствы, духовное торжество!... После молитвенных трудов, приготовлена была в покоях Настоятельницы, Игумении Евфросинии 623 , соименной небесной Виновнице настоящего торжества, праздничная трапеза, к которой приглашено было старшее духовенство и почетнейшие из Полоцких граждан. В числе почетных гостей был А. В. Скворцов 624 , бывший учитель Полоцкой военной гимназии, один из старожилов Полоцких; будучи родом из Тверской губернии, он сорок лет уже (в 1871 г.) прожил в Полоцке. И вот, по случаю настоящего торжества, какие вылились из сердца у этого почтенного старожила, среди трапезы, достопамятный слова: «Настоящее празднество в глазах Полоцких православных, старожилов имеет другое значение, чем в глазах нового поколения. В принесенных св. мощах Препод. Евфросинии все видят предмет, возбуждающий религиозное чувство; но мы здешние старожилы при этом событии невольно переносимся воспоминанием за сорок лет, когда в городе почти не слышно было русского слова; кругом бедное, подавленное народонаселение, хотя сохранившее русский язык, но забывшее отеческую веру, как то дико чуждалось России, связываясь с нею как бы насильственно одним политическим узлом, не чувствуя никакой моральной связи; незначительная горсть русских жителей встречала каждого новоприбывшего русского гражданина с таким же чувством, с каким земляки встречаются в стране чужой.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь, которая может согреть всех Образы монахинь в картинах художников Оксана Головко   03:59 09.11.2020 582 Время на чтение 7 минут Преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Евфросиния Полоцкая, игумения Арсения (Себрякова), монахиня Людмила (Ольга Николаевна Пряшникова), – это лишь небольшой список монахинь, причисленных к лику святых. Если же перечислять всех, кто шел по монашескому пути и был прославлен Церковью, эта статья займет слишком много страниц. Художники в разные времена пытались запечатлеть образы монахинь – известных или тех, чьи имена нам еще только предстоит узнать. Попробуем посмотреть на несколько картин – от XVIII до ХХ века. Портрет схимонахини Нектарии (Натальи Борисовны Долгорукой, урожденной графини Шереметевой), выполненный неизвестным художником XVIII века.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/09/lyubov...

Но эти, всесторонне обсуждённые и одобренные Уставы, с первых же дней своего применения к практике, потребовали новых обсуждений, разъяснений, изменений, дополнений, так что, в течение 10-ти лет существования Уставов, из разъяснений на них и дополнений, составилась книга, вдвое большая против самих Уставов. Таковы последствия поспешности в каждом деле. Из Петербурга писал я 3-го числа в Киев к А.Н. —765— 1867 г. Муравьеву, а 4-го в Москву к высокопреосвященному митрополиту Филарету. Вот что писал я высокопреосвященному митрополиту: «Прежде всего, имею долг повторить вашему высокопреосвященству глубочайшую благодарность за внимание ко мне и моим епархиальным нуждам, а равно и за ту щедрую помощь, какую оказала, с вашего архипастырского разрешения и по вашему благому примеру, Христолюбивая Москва бедствующим церквам вверенной мне епархии. Напутствованный вашим отеческим благословением, благополучно прибыл я в Петербург 2-го сентября утром. – Первый мой выезд, без сомнения, был к высокопреосвященному митрополиту. Я нашёл его высокопреосвященство не совершенно здоровым, впрочем, занимающимся делами. Несмотря на болезненное состояние, высокопреосвящ. митрополит, приняв меня благосклонно, беседовал со мной часа полтора. Речь, между прочим, шла о письме вашего высокопреосвященства относительно перенесения мощей преп. Евфросинии Полоцкой. Его высокопреосвященство не подал мне надежды на своё согласие в этом деле, хотя на сей раз рассуждал об этом предмете гораздо спокойнее, нежели в предыдущем году. В основание своего отрицания он представляет следующие причины: 1) неуверенность в совершении чудес, в случае перенесения мощей; 2) если допущено будет перенесение одних мощей, то нельзя будет отказать в перенесении и многих других; 3) граждане Киева якобы с упорством будут настаивать на оставлении мощей преп. Евфросинии на настоящем их месте. При свидании с прочими членами Св. Синода, а также и с г. Обер-Прокурором в Москве, я имел с ним разговор о настоящем предмете, и от всех слышал одобрительный и утвердительный отзыв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

г) 1863-й год, когда во всем Западном крае, в том числе и в Полоцке, внезапно вспыхнул мятеж, когда все носящее имя русское и православное подверглось без разбора всякого рода обидам, оскорблениям и поруганиям, показал на самом опыте, как мудро и предусмотрительно поступил Святейший Синод в 1860 году, домогательство о перенесении мощей Преподобной Евфросинии в Полоцк, как неуместное и бесполезное, а в дальнейших своих последствиях даже вредное, решительно отвергнув и оставив без удовлетворения. Но кто может поручиться, что ничего подобного в этом крае не случится впоследствии и, следовательно, опасаться за будущее нечего?.. д) Допущением перенесения мощей в настоящее время Святейший Синод поставил бы себя в резкое, неблаговидное и ничем в строго-христианском смысле неоправдываемое противоречие с самим собою, противоречие в глазах народа подрывающее его авторитет и колеблющее веру в твердость и неизменность постановлений его по делам церковным, а это, как полагаю я, немаловажно и стоит позаботиться о предупреждении и предотвращении всяких к тому поводов и случаев. е) Самое место в Киевских пещерах, на котором ежегодно сотни и тысячи богомольцев привыкли видеть мощи —630— 1872 г. Преподобной Евфросинии, а по перенесении оных долженствующее остаться пустым, послужило бы неистощимым источником разных толков и пересудов, недоразумений и сомнений, на которые трудно было бы отвечать, чтобы успокоить вопрошающих, а к простым любопытствующим, скорбящим и сетующим, без сомнения, присоединятся и люди злонамеренные, которые нарочно будут раздувать нечистое пламя клеветы и осуждения, чтобы распоряжения правительства представить, сколько возможно, в более невыгодном свете, для своих нечистых целей. ж) Наконец, пример перенесения одних мощей неминуемо возбудит целые десятки подобных домогательств о перенесении других, которых, по благочестию предков наших и по желанию самих святых подвижников, из разных стран в пещерах Киевских, как в некоей небесной сокровищнице, немало покоится. Что же придется с этими домогательствами делать? Всем отказывать? Несправедливо. Удовлетворять? Неудобно и опасно. То, что в высших слоях общества представляется легким и полезным, в средних и низших является и трудным и вредным и неуместным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но секретарь здешней консистории, недавно возвратившийся из Петербурга, сообщил мне, со слов Его Превосходительства, Владимира Карловича, что он находит неудобоисполнимым желание православных христиан Полоцкой епархии, на том основании, что если разрешено будет перенести из Киева в Полоцк мощи преподобной Евфросинии, то, по примеру Полоцкой епархии, и другие епархии станут просить о перенесении из Киевских пещер разных святых мощей, и Киевские пещеры, вследствие удовлетворения этих прошений, должны будут остаться праздными, между тем как они с самых древних времен служат местом пребывания св. мощей Угодников Божиих, по распоряжению, конечно, Промысла Божия. Вашему Высокопреосвященству известно, что эти суждения не новые. Они предусмотрены были и Вашим Высокопреосвященством и даже великим святителем, в Бозе почившим митрополитом московским Филаретом. Дело в том, что заботятся о Киевских пещерах, но не желают подумать о Полоцкой епархии... Великую силу имеет голос Владимира Карловича в делах синодального Управления, но, с благословения Вашего Высокопреосвященства и в надежде на милосердие Господа Бога, я дерзну сделать представления в Святейший Синод. Из уездных отделений Епархиального Братства поступают самые усердные просьбы – ходатайствовать о перенесении мощей преподобной Евфросинии. Если не в январе, то уж непременно в феврале, будут они представлены в Святейший Синод с моею усерднейшею просьбою по содержанию их. Губернатор наш, вообще руководящийся петербургскими мнениями, не присоединится к общему желанию. Но мы обойдемся и без него. Все другие начальствующие лица губернии не будут на его стороне». Протоиерей Волков от 23-го числа писал: «По поводу наступления праздников, вменяю себе в непременную и приятнейшую обязанность поздравить, – и поздравляю Вас с праздниками, и желаю Вам – паче всего – душевного спокойствия и утешения от праздничных Богослужений, затем доброго здоровья, которое в наши года весьма много зависит от душевного мира, а наконец и благ земных, в коих Вы пожелаете иметь удовольствие и отраду.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Где же, скажете, такие игумении? На одну из таковых мы сейчас, для вашего назидания, укажем вам. Вот перед нами преподобная Евфросиния, игумения монастыря в Полоцке. Как она вела себя, чтобы спасти себя и других? Во-первых, молилась за себя и за сестер, ей вверенных. Она говорила: «Господи, Сердцеведец, Вседержителю, Боже! Призри на словесное стадо, здесь собранное, и милостив будь нам, работающим Тебе! Подай нам помощь, чтобы мы могли безропотно понести иго, на нас возложенное, и шли вслед Тебя, Жениха нашего! Ты Сам храни двор сей словесных Твоих овец и будь нам Пастырем и придверником и стражем, чтобы ни одна из нас не была похищена губительным волком – дьяволом ! Ты, Господи, будь нам оружие и стена и соделай, чтобы зло не пришло на нас! Не погуби нас, Господи, со беззакониями нашими, ибо мы на Тебя упование возложили! Ибо Ты Бог Благосердный и Милостивый знающим Тебя, и Тебе славу воссылаем до последнего нашего издыхания!» Еще как вела себя преподобная Евфросиния, чтобы спасти и себя, и других? Она поучала сестер добродетельному житию. Она говорила им: «Вот я собрала вас о Господе, как кокош собирает птенцов под крылья свои и как овец Божиих на Божественную пажить. Поэтому преуспевайте в заповедях Господних и восходите добродетелями от силы в силу. Вы видите, что я с радостью, а не воздыхая пекусь о спасении вашем, и учу вас, и веселюсь духом, видя духовные плоды ваших трудов. Но и горько мне бывает, когда, после стольких забот моих постоянно сеять на нивах сердец ваших семена слова Божия, вижу, что семена эти не всходят и не растут. Не забывайте, сестры, что время жатвы приближается и лопата готова на гумне, чтобы отребить плевелы от пшеницы. И что же будет, если обретутся в вас одни плевелы и вы будете преданы огню геенскому! Потщитесь же, умоляю вас, сестры мои, потщитесь соблюсти себя от греховных плевел и убежать от огня геенского! Сотворитесь чистою пшеницею Христовою, измелите себя постническими трудами в жерновах смирения и соделайтесь хлебом, приятным Богу, через чистоту, любовь и молитвы!»

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

«Почивший Архипастырь принадлежал, по словам панегириста 964 , к числу тех немногих деятелей, которых вся жизнь, по особому устроению Промысла Божия, слагается из дел для славы Церкви православной, и для блага пасомых». 18-го ч. писал мне из Москвы П. П. Батюшков: «Приношу Вашему Преосвященству глубочайшую благодарность за доставление описания торжества освящения Вашего Кафедрального Храма. Очень счастлив, что мог содействовать устройству этой церкви, – жалею только, что Министерство Внутренних Дел изменило первоначальный проэкт, составленный г. Феттером, оставив без изменения наружную часть здания, фасад которого, иезуитского стиля, режет глаз православного зрителя. Впрочем, со временем, при более удобных обстоятельствах, этот недостаток может быть легко исправлен, чего от души желаю» 23-го ч. получено было мною письмо из Вильны от попечителя, учебного округа Н. А. Сергиевского : «Я говорил с Графом Дмитрием Андреевичем 965 о начавшемся деле относительно перенесения св. мощей препод. Евфросинии из Киева в Полоцк. Митрополит Киевский 966 доселе не дал еще отзыва по этому делу, а на словах нераз выражал Графу, что, если согласиться на перенесете мощей Препод. Евфросинии, в последующее время нужно будет исполнить подобные ходатайства относительно других св. мощей в Киеве почивающих, но Киеву не принадлежащих, что таким образом могут разобрать мощи из Киева в разные стороны и пещеры его опустеют. В таком рассуждении Митрополита Арсения Граф, к истинному сожалению его, усматривает намерение Высокопреосвященного Киевского дать отзыв отрицательный. Между тем Преосвященный Макарий 967 , с которым я также говорил по означенному делу, полагает, что оно, вероятно, состоится, так как Митрополит Арсений, сколько приходилось Преосвященному Макарию слышать, отзывался скорее в согласительном смысле. Сам Преосвященный Макарий находит это дело весьма естественным и полагает, что Преосвященному Арсению нет прямых оснований противиться». Из Вильны в тот же день я получил письмо от доброго моего знакомого Действ. Ст. Сов. Алексея Андреевича Толстого 968 ; Алексей Андреевич писал мне:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

29 ч. писал я в Киев А.Н. Муравьеву: «В следующем году, 23-го мая исполнится семьсот лет со времени преставления Преподобной Евфросинии. Как было бы благовременно, если бы к этому дню возвращено было Спасской Обители все ее нетленное наследие, хранящееся в Киевских пещерах. Москва не перестает возбуждать меня к продолжению начатого дела относительно перенесения мощей Благоверной Княжны Полоцкой —575— 1872 г. и подает мне некоторые для сего советы, но я пока затрудняюсь приступить к этому делу, ожидая некоторого благоприятного случая (свидания с Обер-Прокурором Св. Синода), который, может быть, последует в сентябре. Между тем не можете ли и Вы, при Вашем искреннем к этому делу сочувствии, преподать мне некий совет, как удобнее и благонадежнее снова начать ныне дело о перенесении из Киева в Полоцк мощей Препод. Евфросинии? Нельзя ли Вам, при свидании с Киевским Владыкой и его Наместником, завести речь об этом предмете и предрасположить их к уступке вожделенной нам святыни, не упоминая, впрочем, о моем имени». 9-го июня из Москвы от игумена Иосифа получено письмо с приложением молитвы, составленной митр. Московским Филаретом; текст этой молитвы следующий: «Господи! не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты Один ведаешь, что мне потребно, Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою, сердце мое Тебе отверсто: Ты зришь нужды, которых я не знаю, зри и сотвори по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня; благоговею и безмолствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами, приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе; нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою; научи меня молиться, Сам во мне молись. Аминь 390 ». 10-го июня получил я из Киева от А.Н. Муравьева письмо с приложением описания его домашней святыни 391 . Он писал: «Вот Вам моя Патриаршая ризница взамен Вашей, Преосвященнейший Владыка. Примите милостиво и не думайте, чтобы я с Вами считался письменно око за око и зуб за зуб. За итальянскую книжку 392 паки благодарю и вот что об ней скажу. Когда протестанты говорят, то

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010