Добившись успехов на востоке и присоединив к Московскому государству причинявшие много бед русским землям Казанское и Астраханское ханства, Грозный обратил свой взор на запад. Царь хотел вернуть русскому государству удобный выход к Балтийскому морю. Его соперником был Ливонский орден, ранее захвативший Балтийское побережье. Немцы препятствовали в торговле русским купцам, а в 1557 году Ливонский орден и Великое княжество Литовское заключили военный союз против Царства Русского. В начале зимы 1563 года русское войско, с сильной артиллерией, во главе с самим Иваном IV Грозным подошло к Полоцку. Иван Грозный взял с собой в этот поход крест Евфросинии Полоцкой, решив вернуть его городу, если Господь дарует ему победу. Вот что сказано об этом в той же Никоновской летописи: «Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть». Весть о кресте быстро разнеслась по Полоцку. Местное население, согласно донесениям папского нунция в Рим, «публично молилось о даровании победы московитам» и всячески приветствовало единоверцев. Полоцк был хорошо укреплен, но продержался всего 16 дней. По приказу Ивана Грозного в Полоцке был построен Нижний замок. Одним из его оборонительных сооружений стал массивный насыпной земляной вал, сохранившийся до нашего времени (и послуживший основанием для трибун стадиона «Спартак»). Этот вал до сих пор называется валом Ивана Грозного. И крест Евфросинии Полоцкой был возвращен Полоцку – царь сдержал свое слово. Пытаясь спасти положение, с их точки зрения – весьма неважное, литовские паны начали переговоры о новой унии с Польшей, заключив в августе 1563 года перемирие с Иваном Грозным. Но замириться не удавалось: Литва требовала отдать назад Полоцк, а царь Иван не соглашался, считая, что древнерусская Полоцкая земля должна быть у Царства Русского, тем более теперь, после возвращения городу креста Евфросинии Полоцкой. 10 января 1569 года начался объединительный польско-литовский сейм с целью обсуждения условий новой унии – государственного объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского и Русского.

http://pravoslavie.ru/56194.html

—627— 1872 г. часть римско-католических костелов с их чтимыми святынями остаются неприкосновенными. Между причинами, по которым отстраняемы были в прежнее время ходатайства о перенесении мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, указывались, между прочим, следующие: а) гражданская незначительность г. Полоцка; б) неблагоприятное по отношению к Православию географическое и этнографическое положение его; в) уединенность в краю относительно отдаленном; г) нравственное и вещественное преобладание здесь населения иноверного (Указ Св. Синода от 26 июля 1860 г. за 3378). Но изложенные здесь причины, которые могли признаваться благословными и уважительными в 1860 г., после событий 1861–1863 гг. и после устройства железных путей сообщения, по которым так же удобно стало отовсюду иметь сообщение с Полоцком, как и с Киевом, – причины эти такого значения иметь уже не могут. Итак, перенесение мощей препод. Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Киево-Печерской Лавры, в созданную ею Полоцкую Спасскую обитель, и в прежнее время всегда вожделенное, ныне особенно благовременно и благопотребно для православного населения Белорусского края, и в особенности для жителей города Полоцка, к ограждению их от опасного для чистоты Православия влияния латинских святынь и к утверждению их в преданности св. православной церкви». Такого же содержания, как и вышеизложенный, Указ послан был из Св. Синода и к Высокопреосвященному Арсению Митрополиту Киевскому, на который им, от 27 марта 1873 г., за 72 дан следующий ответ 703 : «а) Назад тому лет тридцать, при самом начале обращения унии в Православие и несколько позже того был еще некоторый благовидный предлог желать и домогаться перенесения мощей Преподобной Евфросинии в Полоцк, для укреп- —628— 1872 г. ления новообращенных Полочан в Православии, но и тогда Святейший Синод, по тщательном и всестороннем обсуждении дела, домогательства сего не признал заслуживающим удовлетворения. А теперь в продолжение столь многих лет Полоцкая паства, без сомнения, успела уже с православием освоиться и в вере утвердиться, и за тем в перенесении мощей в Полоцк никакой серьезной надобности, кроме прихоти человеческой, не усматривается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Столица Беларуси готовится принять «Беларусь православную» Минск, 16 сентября 2004 г. Воссозданный в 1997 году воздвизальный крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. С 18 по 26 сентября 2004 года в Минске пройдет значимое общественно-культурное событие – новый масштабный выставочный проект «Беларусь Православная», сообщает православное общество (братство) " Радонеж " . Выставка продолжает традицию православных выставок и проходит по благословению Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, который возглавил оргкомитет выставки, и при поддержке Белорусского Экзархата. Основная идея выставки – продемонстрировать национальные духовные и православные традиции Белорусской Православной Церкви, а также зарубежных епархий. Главным духовным событием выставки станет представление Великой белорусской святыни – креста преподобной Евфросинии Полоцкой, воссозданного в 1997 году по образу воздвизального креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, который был изготовлен по ее благословению в 1161 году мастером Лазарем Богшей — для молитвенного поклонения тысячам верующих. Святыня будет возложена для поклонения всем верующим на первом этаже выставочного павильона с 19 по 21 сентября круглосуточно. На экспозиции выставки традиционно будут представлены предметы церковного обихода, иконы, колокола, православная литература, а также аудио- и видеоматериалы, церковные ткани и шитье, ювелирные и декоративно-прикладные изделия, предметы быта, столярные изделия и многое другое. Одним из интересных направлений станет раздел «Трапеза». Сестры монастырей и приходов, предложат посетителям выставки выпечку, кагоры, настойки, грибы, ягоды, соления, сухофрукты, поделятся рецептами постной и праздничной кухни. Впервые в рамках выставки пройдет «Медовый кирмаш». Мед издревле высоко ценился людьми за его целебные и кулинарные качества. Мед занимает особое место в православной кухне, а пчеловодство остается одним из популярных видов деятельности монастырей. На экспозиции посетители смогут приобрести освященный монастырский мед, различные сорта меда, лечебные сборы, лекарственные травы и мази.

http://pravoslavie.ru/11096.html

Между причинами, по которым отстраняемы были в прежнее время ходатайства о перенесении мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, указывались, между прочим, следующие: а) гражданская незначительность г. Полоцка; б) неблагоприятное по отношению к Православно географическое и этнографическое положение его; в) уединенность в краю относительно отдаленном; г) нравственное и вещественное преобладание здесь населения иноверного (Указ Св. Синода от 26 Июля 1860 г. за 3378). Но изложенные здесь причины, которые могли признаваться благословными и уважительными в 1860 г., после событий 1861–1863 г.г. и после устройства железных путей сообщения, по которым так же удобно стало отвсюду иметь сообщение с Полоцком, как и с Киевом, – причины эти такого значения иметь уже не могут. Итак перенесение мощей препод. Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Киево-Печерской Лавры, в созданную ею Полоцкую Спасскую обитель, и в прежнее время всегда вожделенное, ныне особенно благовременно и благопотребно для православного населения Белорусского края, и в особенности для жителей города Полоцка, к ограждению их от опасного для чистоты Православия влияния латинских святынь и к утверждению их в преданности св. православной церкви». Такого же содержания, как и вышеизложенный, Указ послан был из Св. Синода и к Высокопреосвященному Арсению Митрополиту Киевскому, на который им, от 27 марта 1873 г., за 72 дан следующий ответ 933 : «а) Назад тому лет тридцать, при самом начале обращения Унии в Православие и несколько позже того был еще некоторый благовидный предлог желать и домогаться перенесения мощей Преподобной Евфросинии в Полоцк, для закрепления новообращенных Полочан в Православии, но и тогда Святейший Синод, по тщательном и всестороннем обсуждении дела, домогательства сего не признал заслуживающим удовлетворения. А теперь в продолжении столь многих лет Полоцкая Паства, без сомнения, успела уже с православием освоиться и в вере утвердиться, и за тем в перенесении мощей в Полоцк никакой серьезной надобности, кроме прихоти человеческой, не усматривается.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Но в сущности по отношению к таким лицам, как члены княжеского семейства, и не может идти речи о школьном образовании в собственном смысле, если понимать школу в смысле общественного института. Члены княжеского дома обучались, конечно, отдельно от всех других, у своих домашних учителей, как и показывает пример Гордиславы. Именно в виду этого-то обстоятельства нельзя сделать никаких обобщений из тех интересных данных, которые мы имеем в житии другой русской женщины, жившей в конце монгольского периода — Евфросинии Суздальской. Выше было уже приведено наиболее интересное место для нашей темы из этого жития. Так как, наверное, перечисление наук, которым обучалась будто бы Евфросиния, списано с какой-либо греческой характеристики, то несомненный исторический факт, кроющийся под этим описанием, состоит, надо полагать, в том, что Евфросиния получила выдающееся образование по иностранной греческой системе, которая для автора жития представлялась как нечто мало достижимое, как “вся премудрости”. Но такое образование Евфросиния получила не от школьного какого-либо учителя, а исключительным образом. При дворе отца ее был боярин Феодор. По утверждению биографа, он был “мудр зело”, потому что получил образование, “учибося от философов”. Что это за философы? Так как о существовании своих философов, то есть ученых людей, мы не имеем сведений, то значит, это были люди иностранного происхождения. Очевидно, боярин Феодор был одной из тех русских личностей, которые пользовались для целей своего образования помощью случайных ученых выходцев из греков, время от времени появлявшихся при княжеских домах. Сам усвоив греческую образованность, он сделался домашним учителем дочери своего князя, причем дело обстояло так, что он преподал ей лишь то, чего не мог преподать ее отец. Последний обучал ее “книгам” и прочим премудростям, то есть зачаткам эллинской науки, которую по-видимому сам усвоил у Феодора 41 , а тот “недостаточная поучаше ей” 42 , то есть сообщал Евфросинии, тогда Феодуле, высшие элементы науки, которых не мог или не имел времени сообщить сам отец. Домашнее обучение Евфросинии продолжалось около 6–7 лет, между 8-ю и 15-ю годами ее жизни. При выдающихся способностях и любви к образованию, которыми, по словам биографа, отличалась Феодула и которые обусловливали ее быстрые успехи, домашнее образование древнерусской княжны несомненно должно было быть очень высоко. К сожалению, биограф больше ничего не говорит об этом образовании, да и при сообщении вышеприведенных сведений буквально списывает с жития Евфросинии Полоцкой, давая тем повод усомниться в их исторической ценности 43 .

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

«Когда прибудете в Киев, помолитесь о мне тамошним угодникам, и в особенности Препод. Евфросинии Княжне Полоцкой. Кстати: давно возбужденная мысль о перенесении мощей Преп. Евфросинии из Киева в Полоцк, в настоящее время, снова оживает и начинает более и более занимать умы здешнего православного населения, и в особенности Полочан. Получив об этом сведение еще до выезда моего из Москвы, я заводил об этом речь с Московским первосвятителем и получил от его высокопреосвященства полномочие говорит о сем в Петербурге, но здесь встретил совершенное отрицание. Между тем не очень давно мне сообщено из Вильны, что тамошний владыка 751 весьма сочувствует общему желанию здешнего православного населения и одобрил намерение графа Баранова 752 снова возбудить в Петербурге мысль о перенесении в Полоцк мощей Преп. Евфросинии. Не можете ли, Андрей Николаевич, и вы, с своей стороны сколько-нибудь помочь нам в этом деле, предрасположив своими убеждениями Киевского владыку 753 к согласию на перенесение Святыни из обилующего всякою святынею Киева во град Полоцк, скудный во всех отношениях. И каких благотворных плодов для утверждения православия в здешнем крае, к ущербу вместе с тем католицизма, можно ожидать от этого вожделенного события? Я рассуждаю так на основании опыта, на сих днях совершившегося пред нашими очами. В прошедшем марте прислано было сюда из Петербурга, от имени Государя Императора для помещения в церквах, три иконы из числа принесенных в дар Его Величеству по случаю события 4-го апреля. Иконы эти назначены мною в такие церкви, вблизи коих существуют латинские костелы, или кои находятся в местностях, где преобладает католицизм. Внесение икон назначено было на 4 апреля. Из донесений Благочинных я увидел, что эти Царские дары везде приняты были с необыкновенным восторгом; в одном местечке к этому дню собралось до 7-ми тысяч народа. В церковном торжестве приняли участие даже польские помещики и некоторые ксендзы. Мало того: евреи даже выражали свое сочувствие к торжеству Православных, сделавши денежное пожертвование для угощения народа, стекшегося на праздник»...

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

XVI республиканские Свято-Евфросиниевские педагогические чтения состоялись в Полоцке 8 ноября 2017 г. 09:25 2 и 3 ноября 2017 года на базе средней школы имени Евфросинии Полоцкой в города Полоцка прошли XVI Республиканские Свято-Евфросиниевские педагогические чтения. Форум был посвящен теме «Книга и чтение как духовное наследие Православия в культуре белорусского народа». Чтения были проведены Белорусской Православной Церковью , ГУО «Академия последипломного образования» при участии областных институтов развития образования, Минских духовных академии и семинарии, Министерства образования Республики Беларусь, Полоцкого епархиального управления, отдела образования, спорта и туризма Полоцкого районного исполнительного комитета. Свято-Евфросиниевские чтения организуются с целью содействовать объединению усилий государства, Церкви и общественности в воспитании подрастающего поколения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей белорусского народа, способствовать пропаганде лучшего опыта работы учреждений образования в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В педагогических чтениях приняли участие священнослужители Полоцкой и Витебской епархий, ученые, педагоги Полоцкого региона и разных городов Беларуси. С приветственным словом от Министерства образования Республики Беларусь к участникам педагогических чтений обратилась начальник управления социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» С.М. Сазонова. Она пожелала всем успехов и выразила уверенность, что участники чтений внесут свой значительный вклад в сохранение и обогащение духовных и нравственных традиций белорусского народа — действенной основы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Приветствуя участников форума, председатель Полоцкого районного исполнительного комитета Н.Н. Шевчук отметил необходимость сохранять и приумножать культуру белорусского народа, используя богатейшее духовное наследие Православия. Выступавший  выразил глубокое уважение всем присутствующим и пожелал всем плодотворной работы в деле просвещения и образования.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Между тем, Граф Д.А. Толстой на другой же день объявил, в своем предложении Св. Синоду, Высочайшую волю по вопросу о мощах Св. Евфросинии. Вслед затем последовал ко мне из Св. Синода от 12 декабря, 2543, Указ, в коем изъяснено: «По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г-на Обер-Прокурора, от 5-го ноября сего года за 3948-м, о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. И по справке приказали: Во исполнение Высочайшей воли дать знать указами Преосвященному Митрополиту Киевскому и Вашему Преосвященству, для немедленного представления в Св. Синод требуемых Высочайшею волею заключений Вашего Преосвященства по вопросу: не благовременно ли и не полезно ли для православной церкви в Северо-Западном крае, чтобы мощи преподобной Евфросинии, покоющиеся в Киево-печерской Лавре, были ныне перенесены в Полоцк». Получив этот указ 14-го декабря, 18-го числа я донес Св. Синоду следующее: «Во исполнение Высочайшей воли, Указом из Св. Си- (Продолжение следует). Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1901 год//Богословский вестник 1902. Т. 1. 3. С. 65–96 (4-я пагин.). —65— пендии церковных старост Тульской епархии при Московской Духовной Академии в память столетия со дня учреждения Тульской епархии (1799–1899)» на таковых условиях: капитал должен быть неприкосновенен, проценты же с него должны идти на содержание одного недостаточного студента Московской Духовной Академии из воспитанников Тульской Духовной Семинарии. О последующем же не отказать в уведомлении». б) Сообщение Правления Академии о том, что на присланные из Тульской Духовной Консистории 1590 руб. 25 коп. наличными деньгами Правлением приобретены шесть свидетельств Государственной 4% ренты, из коих одно за 3674 / 176 – в 1000 р., одно за 591 / 94 – в 200 р. и четыре за 1328 / 154 , 2390 / 177 , 3150 / 146 и 3427 / 146 – по 100 р. каждое; всего на сумму тысяча шестьсот рублей (1600 руб.). Определили: 1) Сообщить (и сообщено) Тульской Духовной Консистории о получении присланных денег и обращении их в процентные бумаги. 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об учреждении при Московской Духовной Академии стипендии церковных старост Тульской епархии в память столетия со дня учреждения епархии (1799–1899). 3) Представить установленным порядком на благоусмотрение и утверждение Святейшего Синода следующий проект положения об означенной стипендии:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—566— 1872 г. Архимандрита и Митрополита нашего Иннокентия. Речь была и о перенесении мощей Св. Княжны Евфросинии в Полоцк. Вот слова Архипастыря, которые, с его благословения, передаю Вам: «Надо, чтобы инициатива этого вопроса была от Епископа Полоцкого Саввы». Сын Высокопреосвященного Гавриил Иванович, заявивший мне, что он принимал в этом деле живейшее участие, провожая меня, сказал: надо, чтобы Преосвященный Савва сделал к Киевскому Митрополиту 376 формальное об этом представление и при нем приложил и частное свое письмо; если получится от Киевского Митрополита формальное согласие, то с этим Преосвящ. Савва вошел бы в Синод. А Высокопреосвященный Митрополит, в разговоре со мною, говорил тоже, прибавляя, что «тогда Синод, со своей стороны, не будет препятствовать представлению Преосвященного Саввы, а теперь кто же из Членов поднимет этот вопрос». Вот суть разговора. Господь благословит дело молитвами св. Евфросинии, конечно, желающей быть полезной своими мощами родине. Передавая суть вчерашнего разговора, я присоединил бы мое желание, чтобы с Вашей просьбой к Киевскому Митрополиту сделали представление просьбы от всей Полоцкой губернии и Губернатор, и Предводители Дворянства и Почетные Граждане, чтобы эта просьба была не только от Архипастыря, но и от всей Полоцкой страны, тогда труднее будет отказать. Печатный лист «Современных Известий» был отослан ко всем Членам Св. Синода и к Митрополиту Арсению. Дай Бог, чтобы он не заупрямился сделать умное и христианское дело». 4-го мая обратился я к Высокопреосвященному Иннокентию, Митрополиту Московскому, с письмом следующего содержания: «Тайный Советник Степ. Алекс. Маслов в письме своем от 27-го минувшего апреля сообщает мне, что он имел 26-го числа с Вашим Высокопреосвященством разговор о перенесении мощей Препод. Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк, и что слышал —567— 1872 г. от Вас следующие слова: «Надо, чтобы инициатива этого вопроса была от Епископа Полоцкого». Затем г. Маслов передает мне от лица о. Протоиерея Гавриила Ивановича совет, чтобы я обратился по сему делу к Высокопреосвященному Митрополиту Киевскому с формальным ходатайством и, по получении согласия со стороны Его Высокопреосвященства, вошел затем с представлением в Св. Синод, со стороны коего будто бы препятствия не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 декабря 1870 г. частица мощей преподобной Евфросинии была привезена в Витебск и весьма торжественно и радостно была принята православными жителями Витебска и окрестных селений. По желанию и по просьбе этих последних, частица мощей преподобной Евфросинии была удержана в Витебске до весны 1871 г., когда при весьма торжественной обстановке, крестным ходом, она была перенесена в Полоцк и 23 мая 1871 г. была поставлена в Преображенском храме Спасо-Евфросиниева монастыря. Это торжество вызвало тогда проявление чрезвычайного подъема религиозного чувства в среде православно-русского населения полоцкого края. В Киеве, по-видимому, были теперь убеждены в том, что полоцкие православные жители вполне удовлетворятся, получив часть драгоценнейшей святыни, и успокоятся. Но в Киеве ошиблись. Полоцкие деятели имели совершенно иное настроение. Последние не желали успокоиться до тех пор, пока не получат своей святыни... 4 сентября 1871 г. преосвященный Савва, только что совершивший тогда торжественное перенесение части мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, писал, однако же, A. Н. Муравьеву в Киев следующее: «Пусть бы мне обещали отпустить мощи преп. Евфросинии, я готов бы пешком прийти в Киев»... Были тогда и вне Полоцка лица, которые остались недовольны тем, что Полоцк, вместо всей святыни, получил только частицу мощей преподобной Евфросинии. Но митрополит Арсений по-прежнему был настроен решительно против мысли о возможности перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. И дело это было отложено до 1882 г. В этом году киевским митрополитом был назначен Платон Городецкий , а полоцкую архиерейскую кафедру занял близкий по духу к преосвященному Савве архипастырь, бывший викарий его в Твери, преосвященный Антонин. Теперь можно было снова заговорить о благовременности перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. И действительно, об этом заговорили прежде всего в Полоцке. В мае 1882 г. на общем собрании полоцкого николаевско-евфросиниевского братства, некоторые члены его подняли вопрос об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010