Евфросинии, Княжны Полоцкой. Вот что писало мне в Москву от 17-го августа духовенство Витебско-Задвинского Благочиния, собравшегося в село Зароново для избрания депутата на первый съезд в г. Витебск: «Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! В силу данных наставлений от Епархиального Начальства, сегодня все мы, священники Витебско-Задвинского Благочиния, собрались вместе для избрания уполномоченного из среды нас для того, чтобы доверить ему баллотировать Членов Правления Полоцкой дух. Семинарии из епархиального ведомства. Дорожа благоприятным сим обстоятельством, собравшим нас воедино, во 1-х, смиреннейше просим Ваше Преосвященство, в настоящую бытность вашу в первопрестольной столице русской, по случаю празднования 50-ти летнего юбилея первосвятителя сей столицы, Высокопреосвященного Филарета, испросить у Его Высокопреосвященства небесного на нас и все наши служебные дела и новоначинания от щедродательной святительской десницы Его благословения. Во 2-х, засвидетельствовать Его Высокопреосвященству, яко мудрому и опытнейшему кормчему корабля святейшего Православия, в нем же хощет спастися, что не только мы нижеподписавшиеся, т.е. малый уголок Вашей Богоспасаемой паствы, но вся она преискренно ждёт Вер- —757— 1867 г. ховного благоизволения на то, чтобы Святые мощи преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, были перенесены из Киева в г. Полоцк, в созданную Ею – Преподобной обитель, и на это великое наше дело просить и способствующих скорому исполнению святых молитв маститого Первосвятителя и, столь чаемого всеми, Его благостного благословения». Под письмом подписались 10-ть священников и один диакон. Ещё в 1866 г., пред отправлением из Москвы в Витебск, имел я рассуждение с московским Владыкой о перенесение мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк и просил его содействия в этом благом деле. После некоторых возражений, он склонился на мою просьбу и уполномочил меня начать от его имени переговоры об этом предмете с Новгородским Митрополитом 93 . Но эти переговоры не имели тогда ни какого успеха: Митрополит Исидор с каким-то раздражением и даже гневом на Московского Владыку встретил мои слова о мощах преп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очень жаль, что обстоятельства не позволили Вам прибыть в Полоцк и разделить с нами духовную радость. Совершив ныне церковное торжество по случаю возвращения граду Полоцку хотя части, по праву принадлежащей ему святыни, будем приготовляться к достойному совершению в будущем году и гражданского торжества по случаю имеющего исполниться столетия со времени возвращения Полоцка и всей Белорусской области под владычество Российской Державы 627 . Призывая на Вас Божие благословение и молитвенное осенение препод. Евфросинии, с истинным почтением и преданностию имею честь быть» и проч. 25 ч. писал я из Полоцка в Киев А. Н. Муравьеву: «Пишу Вашему Превосходительству из древнего града Полоцка, куда прибыль я для сретения святыни мощей преп. Евфросинии. Предположения мои относительно перенесения этой святыни из Витебска в Полоцк вполне осуществились. 13-го сего Мая, после торжественного Богослужения в городском Витебском Соборе, святыня провождена была с крестным ходом, при весьма многочисленном стечении народа и при благоприятной погоде, до Полоцкой заставы. Отсюда в сопровождены того же Иеромонаха, который был посылаем мною в Киев, она несена была чрез лежащие по пути к Полоцку селения, где духовенство и народ сретал и провожал ее с необыкновенным усердием. 21-го числа принесена она была в Полоцк и сначала поставлена была в Софийском соборе, при котором препод. Евфросиния полагала некогда начало монашеского жития. Отсюда, 22 ч., после литургии с крестным ходом перенесена была в Спасскую обитель, где совершено мною в этот день, также как и в Софийском соборе, всенощное бдение, а на другой день, 23-го числа, литургия с крестным ходом после оной на реку Полоту, по заведенному издавна обычаю. Радость православных обитателей Полоцка и его окрестностей, по случаю этого торжества, неописанная. Слава и благодарение всеблагому Промыслителю, даровавшему мне утешение быть орудием и споспешником в этой радости благочестивых Полочан. Из Полоцка намерен я предпринять путешествие в самый отдаленный край вверенной мне епархии – в уезды Динабургский, Режицкий и Люцинский, преисполненные раскольниками беспоповцами и латышами-католиками. Путешествие это продолжится, думаю, до половины будущего Июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Спешу исполнить, – писал я Его Превосходительству, – ваше желание, препровождая вместе с сим по пяти экземпляров книжек – «Жития препод. Евфросинии Полоцкой», и «О перенесении части св. мощей ее». О денежном вознаграждение за эти брошюры не должно быть и речи. Если мне с Вами считаться, то, без сомнения, я останусь еще пред Вами в долгу. И так извольте раздавать, кому пожелаете, книжки эти gratis и, если угодно, от моего имени. Усерднейше благодарю Ваше Превосходительство за изъявляемую Вами готовность споспешествовать печатным словом к исполнению благочестивого желания Полочан видеть у себя родственную святыню. С сердечною признательностию прочитал и Вашу печатную заметку о нашем духовном торжестве. Но не могу сказать того же о послесловии к ней, приложенном Редакциею Современных Известий. Автор этого послесловия едва ли прав в своем негодовании на Киевскую Иерархию. Не она виновна в том, что св. мощи Преп. Евфросинии, несмотря на усиленные ходатайства Полоцкой Иерархии, до сих пор остаются в Киевских пещерах. Передать эту святыню из Киева в Полоцк, в цельном ее виде, не во власти Киевской Иерархии, хотя бы она на сие и согласилась: это – дело высшего церковного священноначалия и даже Высочайшего соизволения, точнее же сказать, дело премудрой и всеблагой воли Божией. Видно, «что или не пришло еще: время (если только определено судьбами Божиими когда либо придти ему), или мы, обитатели Полоцкой области, еще недостойны принять и сохранять у себя эту вожделенную святыню. Уделить же часть от нетленных останков Благоверной Княжны решился, по моему ходатайству, сам Высокопреосвященный Митрополит Арсений, не испрашивая на это особого разрешения; и эту малую по виду, но равно, великую, как и весь составь телесный, по благодатной силе, частицу Св. мощей приняли, как я, так и вверенная мне духовная паства, с глубокою признательностию к досточтимому Киевскому Архипастырю. Отделением перста от нетленного тела препод. Евфросинии автор послесловия возмущается сам и опасается за возмущение чувства своих читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Насколько сильно было влияние преподобной Евфросинии на князей Полоцких, ее родственников, видно из следующего исторического события. В 1130 году землю Полоцкую постигло большое несчастье. Великий князь Киевский Мстислав просил князей Полоцких помочь ему в войне с заклятыми врагами земли Русской печенегами. Но враждуя из-за уделов, князья Полоцкие отказались помочь ему. За это Мстислав напал на княжество их, разорил города и села, взял в плен князей Давида, Ростислава и Святослава и выслал их с семьями. Они бежали в Царьград, столицу Византийского царства, где на престоле был император Алексей Комнин, родственник их, так как сын его был женат на их сестре. Император обласкал князей Полоцких, принял их к себе на службу и впоследствии они храбро сражались с арабами в рядах византийского войска. Но тоска по родине томила их, горевали и родные князей, оставшиеся в Полоцке, и между ними, конечно, и преподобная Евфросиния, отец которой также был на чужбине. Едва умер князь Мстислав, враг их, как все вернулись на родину, встреченные с радостью великою. Но влияние кроткой и благочестивой родственницы их, почтение к ее высокой добродетельной жизни было так велико, что они не мстили своим врагам. И когда сын Мстислава, Всеволод, шел мимо Полоцка, возвращаясь с битвы с врагами, князь Василько, племянник преподобной Евфросинии, княживший в это время в Полоцке, вместо того, чтобы захватить его и отомстить за отца, вышел к нему навстречу, принял его с любовью в свой дом, где радушно угощал, с почетом проводил его и князья дали друг другу клятву–не помнить прошлых распрей.       В этом благородном поступке князя нельзя не видеть благотворного влияния преподобной Евфросинии, всей жизнью своею учившей христианской любви, милосердию и прощению.       Служа образцом для верных «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере и чистоте» 1Тим.4:12 , для сестер, собиравшихся под кровом святой обители ее, она была истинной матерью, наставницей, учительницей. Непрестанно поучала она сестер чистоте, духу кротости, заботясь с величайшей любовью о спасении их души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Работы были начаты, останавливать это благословенное дело уже было нельзя, и тогда владыка Филарет обратился к Александру Григорьевичу Лукашенко с просьбой помочь в выделении серебра для воссоздания раки. Из Администрации Президента мы получили запрос описать подробную историю древней серебряной раки, и после нашего сообщения пришел ответ: «Выделить на воссоздание раки преподобной Евфросинии 120 кг серебра». Серебро было получено в слитках, и, чтобы раскатать его на листы, нужно было иметь большие финансовые средства, поэтому Николаю Петровичу пришлось снова обратиться к владыке Филарету, а тот, в свою очередь, опять обратился к Александру Григорьевичу с просьбой помочь раскатать серебро для раки. После получения положительного ответа пришло время подключать к этому благому делу всех епископов, так как необходимо было арендовать мастерскую и платить людям за работу. В Белорусском экзархате был открыт специальный счет для воссоздания раки. Так преподобная сначала подключила к этой великой миссии Президента, а потом и весь народ. В результате проведенной работы осталось серебро, и владыка благословил всем епископам выкупить по одной серебряной лампаде, которые были возожжены над ракой 3 июня 2011 года, накануне дня памяти преподобной. Горение этих лампад — символ непрестанной молитвы, совершаемой в обители, и сердечных молений, приносимых ее покровительнице и заступнице — великой княжне Евфросинии. Началось это богоугодное дело с Натальи Федоровны, которая явилась своеобразной отправной точкой для масштабного проекта, мобилизовавшего всех белорусов. Они своей милостыней словно понудили преподобную Евфросинию ходатайствовать перед Богом за всю нашу страну. — Сегодня продолжается реставрация древнего Спасо-Преображенского храма, построенного в XII веке по благословению преподобной Евфросинии. Этот памятник по-настоящему открыл известный художник-­реставратор Владимир Сарабьянов, который с 2007 года вплоть до своей внезапной кончины в 2015 году здесь работал. И благодаря его трудам все узнали сенсационную новость, что есть храм XII века, где полностью сохранилась в прекрасном состоянии фресковая роспись того времени.

http://patriarchia.ru/db/text/6088038.ht...

«Спешу исполнить, – писал я Его Превосходительству, – ваше желание, препровождая вместе с сим по пяти экземпляров книжек – «Жития препод. Евфросинии Полоцкой», и «О перенесении части св. мощей ее». О денежном вознаграждении за эти брошюры не должно быть и речи. Если мне с Вами считаться, то, без сомнения, я останусь еще пред Вами в долгу. И так извольте раздавать, кому пожелаете, книжки эти gratis и, если угодно, от моего имени. Усерднейше благодарю Ваше Превосходительство за изъявляемую Вами готовность споспешествовать печатным словом к исполнению благочестивого желания Полочан видеть у себя родственную святыню. С сердечной признательностью прочитал и Вашу печатную заметку о нашем духовном торжестве. Но не могу сказать того же о послесловии к ней, приложенном Редакцией «Современных Известий». Автор этого послесловия едва ли прав в своем негодовании на Киевскую Иерархию. Не она виновна в том, что св. мощи Преп. Евфросинии, несмотря на усиленные ходатайства Полоцкой Иерархии, до сих пор остаются в Киевских пещерах. Передать эту святыню из Киева в Полоцк, в цельном ее виде, не во власти Киевской Иерархии, хотя бы она на сие и согласилась: это – дело высшего церковного священноначалия и даже Высочайшего соизво- —510— 1872 г. ления, точнее же сказать, дело премудрой и всеблагой воли Божией. Видно, что или не пришло еще время (если только определено судьбами Божиими когда-либо прийти ему), или мы, обитатели Полоцкой области, еще недостойны принять и сохранять у себя эту вожделенную святыню. Уделить же часть от нетленных останков Благоверной Княжны решился, по моему ходатайству, сам Высокопреосвященный Митрополит Арсений, не испрашивая на это особого разрешения; и эту малую по виду, но равно великую, как и весь состав телесный, по благодатной силе, частицу Св. мощей приняли, как я, так и вверенная мне духовная паства, с глубокой признательностью к досточтимому Киевскому Архипастырю. Отделением перста от нетленного тела препод. Евфросинии автор послесловия возмущается сам и опасается за возмущение чувства своих читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—444— 1871 г. тилищу, принося свои молитвы, обеты и жертвы. Здесь богомолец вполне сознаёт себя русским. Стены храма сближают его, а самые точные копии с икон, наиболее чествуемых православным народом, пробуждают в нём сознание родства с общим нашим отечеством. Но по силе воспитания и привычки тот же самый народ для удовлетворения своей религиозной потребности всё ещё продолжал обращаться к иноверным алтарям. Чтобы изгладить в нём воспоминание об иноверии, лет десять тому назад граждане ходатайствовали у Правительства о перенесении в Спасскую обитель мощей препод. Евфросинии, но опечалены были решительным отказом. Наконец, усиленному ходатайству Вашего Преосвященства мы обязаны утешением видеть и лобызать в стенах здешнего храма вожделенную святыню – часть мощей святой строительницы храма. Молитвами паствы Вашей и предстательством Преподобной Евфросинии да сподобит Вас Господь быть свидетелем всецелого воскрешения здешнего края и да продлит жизнь Вашу на многие лета“. По поводу описанного перед сим торжества написана была небольшая статейка Инспектором Витебской гимназии А. Андрущенко и послана была, для напечатания, в редакцию Московских Ведомостей, но почтенная редакция не соизволила дать ей место в своей газете. Тогда статья отправлена была в редакцию Виленского Вестника, где она и помещена была в 74, от 6-го июля 1871 г. Вот что было написано в этой статье: „12 и 13-е числа минувшего мая месяца ознаменованы были у нас в Витебске событием, которое не может остаться незамеченным обитателями всего Белорусского края. Событие это – перенесение части мощей преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Витебска в Полоцк. Чтобы понять настоящее значение этого события стоит только припомнить историческую судьбу края. Живя сначала одной общей жизнью с остальной Русью, Белорусский край, в силу неблагоприятных политических обстоятельств, впоследствии был оторван от родной ему семьи и мало по малу, под влиянием чуждой для него обстановки, стал терять основные принципы своей народности, в числе которых первым было православие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стены храма сближают его, а самые точные копии с икон, наиболее чествуемых православным народом, пробуждают в нем сознание родства с общим нашим отечеством. Но по силе воспитания и привычки тот же самый народ для удовлетворения своей религиозной потребности и все еще продолжал обращаться к иноверным алтарям. Чтобы изгладить в нем воспоминание об иноверии, лет десять тому назад граждане ходатайствовали у Правительства о перенесении в Спасскую обитель мощей препод. Евфросинии, но опечалены были решительным отказом. Наконец, усиленному ходатайству Вашего Преосвященства мы обязаны утешением видеть и лобызать в стенах здешнего храма вожделенную святыню – часть мощей святой строительницы храма. Молитвами паствы Вашей и предстательством Преподобной Евфросинии да сподобит Вас Господь быть свидетелем всецелого воскрешения здешнего края и да продлит жизнь Вашу на многия лета». По поводу описанного пред сим торжества написана была небольшая статейка Инспектором Витебской гимназии А. Андрущенко и послана была, для напечатания, в редакцию Московских Ведомостей, но почтенная редакция не соизволила дать ей место в своей газете. Тогда статья отправлена была в редакцию Виленского Вестника, где она и помещена была в 74, от 6-го июля 1871 г. Вот что было написано в этой статье: «12 и 13-е числа минувшего мая месяца ознаменованы были у нас в Витебске событием, которое не может остаться незамеченным обитателями всего Белорусского края. Событие это – перенесение части мощей преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Витебска в Полоцк. Чтобы понять настоящее значение этого события стоит только припомнить историческую судьбу края. Живя сначала одною общею жизнью с остальною Русью, Белорусский край, в силу неблагоприятных политических обстоятельству впоследствии был оторван от родной ему семьи и мало по малу, под влиянием чуждой для него обстановки, стал терять основные принципы своей народности, в числе которых первым было православие. Из истории известно, что ничто в этом крае не навлекло на себя столько преследований, как православие. Те, которые настойчиво и неуклонно стремились отчуждить этот край от России, верно поняли, что для достижения этой цели им нужно поколебать основы религии, ибо единственно только в ней коренились воспоминания о былых временах общерусской жизни. Известно также, что ничто не встречало такого энергического отпора, такого отчаянного противодействия, как посягательство на религию. Но, несмотря ни на какие усилия, противники, на стороне которых были и нравственные и материальные средства, восторжествовали, и в этом крае, путем насилия, введена была, наконец, уния – эта странная и неудачная компиляция религиозных понятий и обрядов. Но обстоятельства переменились. Силою оружия этот край был присоединен к России, однако прежняя религиозная связь его с последней значительно ослабела. Для скрепления ея русское правительство принимало разные меры и, наконец, успело достигнуть того, что униаты присоединились к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

P. S. Настоящее писание прошу сжечь». На эти добрые советы дан был мною от 23-го числа следующий ответ: «Приношу Вашему Высокопреосвященству искреннюю душевную благодарность за Ваше Архипастырское благожелательное и наставительное послание от 31-го минувшего Июля. Вполне ценю Вашу искреннюю откровенную со мною беседу. Но на Вашу откровенность позвольте и мне отвечать такою же откровенностию. Я нимало не удивляюсь, если Владыка Киевский, прежде очень внимательный и благосклонный, с некоторого времени сделался холоден ко мне. Но вот вопрос: справедлива ли с его стороны такая перемена в отношении ко мне? Причиною этой перемены представляется мое желание перенесения мощей Препод. Евфросинии из Киева в Полоцк, но разве предосудительно это желание, разве не естественно оно для меня, и в особенности для моей паствы; разве, наконец, оскорбительно оно для чести Его Высокопреосвященства? Притом желание это не мною первоначально и не вчера лишь заявлено пред высшею церковною властно. Если угодно, я кратко изложу здесь историю этого вопроса. Мысль о перенесении мощей Прей. Евфросинии из Киево-Печерской Лавры в основанную ею Полоцкую Спасскую обитель возникла с самого первого времени по воссоединении в 1839 г. Унии с православием. Еще в 1840 г. предшественник мой Преосвящ. Архиепископ Василий обращался в Св. Синод с ходатайством по этому предмету, но тщетно. Тоже ходатайство повторил он в 1852 г. Обер-Прокурору Св. Синода, но также без успеха. В 1858 г. по тому же предмету обращались в Св. Синод с просьбою православные граждане г. Полоцка. Вследствие сего требовался отзыв от Высокопреосвященного Киевского Митрополита 1184 ; и как отзыв сделан был не в пользу Полоцких граждан, то им в просьбе отказано. В 1864 г. Главный Начальник Северо-Западного края Граф Муравьев требовал от Преосвященного Василия, по поводу прошения граждан Полоцка и крестьян окрестных селений, предварительного заключения относительно перенесения мощей Препод. Евфросинии, намереваясь ходатайствовать о сем пред Государем Императором, но исполнил ли он это намерение, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Между тем, Граф Д. А. Толстой на другой же день объявил, в своем предложении Св. Синоду, Высочайшую волю по вопросу о мощах Св. Евфросинии. Вслед затем последовал ко мне из Св. Синода от 12 Декабря,. 2543, Указ, в коем изъяснено: «По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г-на Обер-Прокурора, от 5-го Ноября сего года за 3948-м, о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. И по справке приказали: Во исполнение Высочайшей воли дать знать указами Преосвященному Митрополиту Киевскому и Вашему Преосвященству, для немедленного представления в Св. Синод требуемых Высочайшею волею заключений Вашего Преосвященства по вопросу: не благовременно ли и не полезно ли для православной церкви в Северо-Западном крае, чтобы мощи преподобной Евфросинии, покоющиеся в Киево-печерской Лавре, были ныне перенесены в Полоцк». Получив этот указ 14-го Декабря, 18-го числа я донес Св. Синоду следующее: «Во исполнение Высочайшей воли, Указом из Св. Синода от 12-го сего Декабря за 2543, предписано мне немедленно представить в Св. Синод заключение по вопросу: не благовременно ли и не полезно ли для православной церкви в Северо-Западном крае, чтобы мощи преподобной Евфросинии, покоющиеся в Киево-Печерской Лавре, были ныне перенесены в Полоцк. Вследствие сего долгом поставляю изъяснить следующее: Из дел Полоцкого епархиального Управления усматривается, что с самого первого времени, по воссоединении в 1839 г. с Православною Российскою церковию отторженных в бедственное время чад ее, так называвшихся Униатов, и по восстановлении в 1840 г. находящейся близ г, Полоцка Спасской женской обители, первоначально Основанной в XII столетии преп. Евфросиниею, Княжною Полоцкою, а с конца XVI века бывшей в руках иезуитов, возникла и до настоящего времени присуща здешнему православному населению мысль о перенесении почивающих в Киево-Печерской Лавре мощей преп. Евфросинии в созданную ею Спасскую обитель. Еще в 1840 г. предшественник мой Высокопреосвященный Архиепископ Василий обращался к Высшему Начальству с ходатайством о перенесении честных мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк. Тоже ходатайство повторил он в 1852 г. в конфиденциальном отношении к бывшему Обер-Прокурору Св. Синода, Графу Николаю Александровичу Протасову.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010