Гравюра «Tota Pulchra». 1527 г. Париж («Часослов Девы Марии», употреблявшийся Риме. Издание Жермена Гардуэна). «Tota Pulchra» 1526–1541 гг. Париж (Гравюра, живописно раскрашенная под миниатюру. «Часослов Девы Марии», употреблявшийся Риме. Издание Жермена Гардуэна, на латыни и французском языке). Гравюра «Tota Pulchra». 1513 г. Париж (Фронтиспис книги Йоссе Клихтове. De puritate Sanctae Virginis. Йоссе ван Клихтове (Josse van Clichtove), латинизированная форма — Юдокус Клихтовеус (Jodocus Clichtovaeus), (1472–1543) — известный деятель Контрреформации, фламандский богослов, родом из Ньюпорта (Фландрия), профессор Наваррского коллежа в Париже. Гравюра на металле «Tota Pulchra». «Бревиарий». 1519 г. Париж (Издание Тильмана Кервера).  Миниатюра «Tota Pulchra». Вторая половина XVI b. («Часослов Девы Марии» (Sarum). Фландрия, на латыни. Библиотека Хоутона Гарвардский Университет, Кембридж, Великобритания). Миниатюра «Tota Pulchra». Вторая половина XVI b. Париж. («Часослов Девы Марии», принадлежавший Этьену Алема, владельцу Верней-сюр-Сен, на латыни и французском языке. Mc-1175, F. 59r. Библиотека Арсенала, Национальная библиотека Франции, Париж, Франция). Mále É. L " art réligieux après le Concile de Trente, étude sur l " iconographie de la fin du XVIe, du XVIIe et du XVIIIe siècles en Italie, en France, en Espagne et en Flandre. Paris, 1932. P. 44. Адриан Изенбрандт. «Tota Pulchra». 1535 г. Брюгге (Габсбургские Нидерланды. Дерево, масло. Музей Варшавы, Польша). Питер Классенс Старший (1500–1576). «Tota Pulchra». 1550-1575 гг. Брюгге. (Габсбургские Нидерланды. Дерево, масло. Боннефантенмузеум. Маастрихт. Нидерланды). Школа Педро Диаса. «Tota Pulchra». Середина XVI b. (Ретабло. Церковь Сан-Сатурнино, Артахона, Наварра, Испания). Педро де Апонте. «Tota Pulchra». 1528–1530 гг. (Панель ретабло. Церковь Санта Мария ла Реал. Олите, Наварра, Испания). Эстебан де Обрей, Хуан де Морето, Николас Лобато. «Tota Pulchra». 1541-1548 гг. (Фламандский дуб, резьба. Резная панель хора. Базилика Девы Марии Пилар, Сарагоса, Испания).

http://bogoslov.ru/article/6193332

В 1476 г. Cukcm IV установил празднество сие в Риме 293 , одобрил написанную применительно к уему богородичную службу (на 8 декабря) и буллою повелел принимать учение о зачатии Богоматери, непричастном греху первородному, как неоспоримое; но булла сия произвела сильные споры и раздоры, так что Сикст издал (1483 г.) другую буллу, в которой предоставлял произволу каждого верить или не верить в зачатие пресвятой Девы, непричастное греху первородному, а праздник зачатия пресвятой Девы по-прежнему остался в богослужебных книгах латин без прибавления непорочного 294 . На соборе тридентском (1345–1564 г.) вопрос о зачатии пресвятой Девы также был рассматриваем; но и здесь его не решили определенно, а сказали только, чтобы в отношении к нему исполнялось определение Сикста IV 295 . В семнадцатом веке, когда при помощи иезуитов латины беспрестанно вводили у себя различные новизны, мысль о зачатии пресвятой Девы, непричастном греху первородному, принимали и защищали и монахи ордена францисканского, и епископы римские: Nabeл V, Гpuropuй XV и Aлekcahдp VII, и короли испанские: Фuлunn III и Фuлunn IV; но и в это время праздник зачатия пресвятой Девы известен был в Риме без прибавления непорочного, учение о зачатии Ее, не причастном греху первородному, было мнением, а тех, которые утверждали, что латины защищают его, как член веры, называли бессовестными 296 . В наш уже век, спустя более тысячи восьмисот лет после рождества Христова, последовало у латин решительное признание зачатия пресвятой Девы Марии не причастным греху первородному, сначала в частных епархиях 297 , а наконец 8 декабря 1854 г., после мнимо-соборного совещания, буллою Nuя IX повелено принимать учение о сем, как догмат, без всяких дальнейших рассуждений о нем или противоречия ему, под опасением, за непринятие его, проклятия и потери вечного спасения 298 . Так нов догмат латинский о зачатии пресвятой Девы Марии, не причастном греху первородному! § 126. Происхождение Латины читают здесь: та (ipsa); но это чтение не верное и должно быть почитаемо плодом или неблагонамеренности латин, любивших искажать рукописи, чтобы находить в них основание для своих заблуждений (Макар.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Воспеваем Девы Всенепорочныя Рождество " 21.09.2006 505 Время на чтение 25 минут Рождество Пресвятой Богородицы. Икона, XV в. 21 сентября Русская Православная Церковь празднует первый великий двунадесятый праздник церковного года - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Накануне праздника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Всенощное бдение в московском Богородице-Рождественском монастыре. В сам день праздника Его Святейшество возглавит служение Божественной литургии в Богородице-Рождественской обители. Догматическое учение о Деве Марии М. С. Иванов (Раздел статьи " Богородица " V тома " Православной энциклопедии " ) Учение о Божией Матери имеет две особенности. Во-первых, оно основано на христологии и поэтому никогда не рассматривается вне домостроительства спасения, совершенного Воплотившимся Сыном Божиим. Во-вторых, в нем почти невозможно отделить догматическое учение от того почитания, какое воздается Божией Матери в Церкви. Первая особенность усматривается уже в приготовлении человеческого рода к пришествию Спасителя. В процессе приготовления " Божественной педагогикой " реализуется проходящая через весь Ветхий Завет идея избрания: последовательно избираются Ной, потомство Авраама, израильский народ, колено Иудино, " дом Давида " . " Круг избраний медленно сужается... Так растет древо Иессеево до последнего и высочайшего избрания Пречистой Девы " и совершается " предуготовление Той, Которая должна была " взаимодать " Свою человеческую природу, дабы осуществилась тайна воплощения " (Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. С. 259-260, 106). Дева Мария, т. о., наряду со всем человечеством включена в мессианский процесс. Она не изолирована ни от истории, ни от потомства Адама, ожидавшего пришествия Спасителя. Величие, святость и чистота Девы Марии - это, как замечает свт. Григорий Палама, результат последовательных очищений, совершавшихся на протяжении многих ветхозаветных поколений и завершившихся в естестве Самой Девы (Greg. Pal. In Praesent. 8, 11, 32). Причем эти очищения совершались не механически и насильственно, но с соблюдением свободы как Девы Марии, так и ее предков. Поэтому святость Пресвятой Девы есть не результат к.-л. привилегий, дарованных Ей в силу Ее будущего Богоматеринства, но плод Ее подвига веры и жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

2. Но иудеи, уничижая пришедшего, и на гибель себе ожидая грядущего, отринули истинного Христа, и в заблуждении своем приемлют ложного. Но и в сем оказывается истинным Спаситель, Который сказал: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примете» ( Иоан. 5:43 ). Хорошо предложил иудеям вопрос: пророк Исаия, который говорит, что Эммануил родится от Девы, истинный ли, или ложный пророк? Если обвинят его как лжеца, то это нимало не удивительно, потому что в обычае у них не только обвинять пророков во лжи, но и побивать камнями. Если же Исаия пророк истинный, то покажите Эммануила. И грядущий, ожидаемый вами, рождается ли, или не рождается от Девы? Если не рождается от Девы, то пророка обвиняете во лжи. А если ожидаете, что грядущий родится от Девы, но почему отвергаете уже Родившегося? 3. Но пусть иудеи предаются заблуждению, потому что сами того желают; Церковь же Божия да прославляется. Ибо приемлет Бога – Слова, истинно вочеловечившагося, не от похоти мужа и жены, как говорят еретики, но, по сказанному в Евангелии, от Девы и Святого Духа, вочеловечившегося не мечтательно, но действительно. И что истинно вочеловечился от Девы, выслушай на это доказательства, терпеливо проведя здесь время, посвящаемое ныне учению. Ибо заблуждение еретиков многосложно. Одни говорили, что вовсе не рожден Он от Девы; другие, что рожден, но не от Девы, а от жены, сожительствующей с мужем; а иные утверждают, что Христос вочеловечившийся не Бог, но некий обоженный человек. Ибо осмелились говорить, что не от вечности сущее Слово вочеловечилось, но некий человек, преуспев, потом увенчан. 4. Но ты помни сказанное вчера о Божестве и веруй, что Он Сам, Единородный Сын Божий, родился еще от Девы; верь евангелисту Иоанну, который говорит: «и Слово стало плотию и обитало с нами» ( Иоан. 1:14 ). Вечное Слово рождено от Отца прежде всех веков, плоть же восприяло ради нас в недавнее время. Но многие возражают и говорят: какая была столь важная причина, чтобы Богу снизойти до человечества? И свойственно ли сколько-нибудь естеству Божию жить с человеками? Возможно ли Деве родить без мужа? При множестве таких возражений и многообразных пререканий, по благодати Христовой и по молитвам предстоящих, разрешим каждое.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Эти-то единственные слова Анзельма и приводят нынешние защитники нового учения de immaculata conceptione, и говорят, что оно было уже известно писателям XI века. Но кто не видит, что здесь говорится собственно о зачатии Сына Божия при воплощении Его, а не о зачатии Девы Марии; что Анзельм, называя Матерь Божию чистейшею – purissima, разумеет святейшую жизнь и приснодевство ее и вовсе не входит в рассмотрение мысли о непорочном зачатии Девы Марии? С другой стороны, можно привести свидетельство того же Анзельма, совершенно не дозволяющее предполагать в нем, чтобы он имел и поддерживал эту мысль. В статье – Разговор с одним монахом Бозоном о том: cur Deus homo? – помещенный в церковной истории Флерн кн. LXIV. п. 52, будучи спрошен Бозоном «как Бог , единый святейший и безгрешный, принял естество человеческое от Девы, которая сама зачата во грехе Адамовом? – Анзельм отвечает, что единородный Сын Божий, соделавшийся человеком для примирения грешников, без сомнения, Сам совершенно безгрешен, и это нас не должно тревожить, что мы не можем постигнуть, каким образом Он принял человечество без греха, заимствовав оное от грешного вообще естества человеческого. – Если где, то здесь особенно надлежало Ансельму коснуться мысли о непорочном зачатии самой Девы Марии, но он умалчивает об этом. Очевидно, что этой мысли у него совсем не существовало. И так напрасно утверждает Пий IX, что святые Отцы и писатели Церкви издревле хранили и защищали учение о непорочном зачатии девы Марии. Предание говорит противное. До конца XI века никто из Отцов Церкви восточной, ни даже учителя западной, не касались вовсе этого предмета. По сознание самого кардинала Ламбрускини (Dissert. sur concept. р. 50), Отцы первых веков Христианства хранили глубокое молчание касательно вопроса о зачатии Пресвятой Девы Марии. Мы не находим ни одного намека о том в писаниях Климента римского , святого Игнатия, Поликарпа, Иринея, Иустина мученика и других; напротив, все Отцы и писатели Церкви, как первых, так и последующих веков, в своих сочинениях единогласно, ясно и открыто исповедовали, что никто не рождается без первородного греха, и что один только Иисус Христос, как безсеменно родившийся от Девы Марии наитием Святого Духа без грешен и притом исповедовали так, что с их учением совершенно невозможно согласить нынешнего папского догмата.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Отцы участвуют в веселии отца Ее, матери разделяют радость матери, отроковицы и девы, ликуя, предшествуют со свечами Богоотроковице, подобно кругу звезд, сияющему вместе с луною. Весь Иерусалим собрался глядеть на столь необыкновенное, новое шествие трехлетней Отроковицы, облеченной такою славою и провожаемой с светоносною почестью. «И не только жители земного Иерусалима, но и граждане небесного, святые Ангелы, стеклись, чтоб видеть славное введение Пресвятой Девы Марии, и увидев оное, изумились, как поет Св. Церковь : «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева вниде во Святая Святых!» Невидимый лик бесплотных духов, соединившись с видимым ликом чистых дев, шествовал вместе с ними. Так, по повелению Господа, окруженная ими, как избранный сосуд Божий, Мария введена во Святилище. Св. Георгий, Архиепископ Никомидийский, так о сем упоминает: «Когда родители вели Деву к дверям церковным, к ним присоединились Ангелы и вместе с ними Ее окружали. Хотя Ангелы и не ведали тогда силы таинства воплощения, но как слуги Господа Бога, по Его повелению, служили Богоотроковице при Ее входе во Храм. Они удивлялись Ей, как избранному сосуду добродетелей, носящему знамение чистоты вечной и видели, что плоть Ее была такова, что никакая нечистота греховная не могла к Ней приблизиться, и так, исполняя волю Господа, совершали повеленное им служение». Вот с какою почестью и славою не только от людей, но и от Ангелов, непорочная Отроковица провождаема была в церковь Божию. И ветхозаветный Кивот, содержавший в себе манну, будучи еще только прообразованием Пречистой Девы, внесен был в Скинию Сионскую с великою почестью пред всем собравшимся Израилем: тем славнее надлежало быть пред лицом собранных Ангелов и человеков введению Преблагословенной Девы, сего одушевленного Кивота, Которому предназначено было вмещать в себе манну – Христа. Когда ветхозаветный Кивот вносили в Скинию Господню, перед ним шествовал царствовавший над Израилем Богоотец Давид, а сему одушевленному Кивоту Пречистой Деве, вводившейся в церковь Божию, предшествовал не земной Царь, но Царь небесный, к Которому ежедневно молимся: «Царю небесный, Утешителю, Душе истины!» Он сам был водителем сей Дщери Царевой, как свидетельствует о том Святая Церковь в своем гимне: «Во Святая Святых, Святая и непорочная, Святым Духом вводится!» При внесении Кивота было пение, сопровождаемое музыкою, Давид повелел начальникам Левитов поставить певцов, чтобы с песнями мусикийскими на органах, псалтирях, гуслях и кимвалах раздавались гласы веселия, при введении же Пресвятой Девы не от земных мусикийских песен раздавались гласы радости, но сами Ангелы, служа невидимо введению Девы, воспевали Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

Величайшая святость Девы Марии является тайной благодатного действия Божия, и Православная Церковь всегда исповедовала эту тайну, благоговея пред ней как пределом обожения. Святой Ефрем Сирин , отец IV в., сопоставляет святость Богоматери с безгрешностью Спасителя, говоря: «Ты, Господи, так же, как Матерь Твоя, Вы одни совершенно святы, ибо Ты не имеешь никакого порока, Господи, и Твоя Матерь не имеет никакого греха». Однако Православная Церковь отвергает версию непорочного зачатия Девы Марии, хотя наряду с признанием Ее «Пресвятой» она чествует Ее наименованиями «Пренепорочная», «Пречистая», «Присноблаженная». Эта непорочность, совершеннейшая чистота и святость Девы Марии относится не к Ее природе, свойственной каждому человеку, но к Ее высочайшему духовному состоянию, к Ее личному преодолению греха во всех обстоятельствах земного бытия. Она была «рабой Господней» не только во время Благовещения, но и в течение всей Своей жизни, потому что возможность греха в прошлом или будущем лишила бы силы это исповедание Пресвятой Девы и оно не было бы тем, что определяет Ее Лицо в сознании Церкви. Свобода Ее от личного греха в условиях жизни падшего человечества есть величайший личный подвиг Пресвятой Девы, за который Ее ублажают «все роды» ( Лк. 1:48 ). Нет основания умалять этот подвиг предположением непорочного зачатия, ибо изъятие Девы Марии из общей участи человечества освобождением от первородного греха Откровением не подтверждается и опровергается подверженностью Ее смерти. Соображение об умалении личного подвига Девы Марии в предположении свободы от первородного греха не может быть отнесено к величию искупительного дела Спасителя. Отсутствие первородного греха в Иисусе Христе не умаляет Его нравственного подвига, так как Он, по Своей Божественной воле, мог попустить искушения в силе, соответствующей наличию первородного греха, или в любой степени, определенной Премудростью Божией для восстановления человеческой природы. Таким образом, Православная Церковь признает личную неприданную святость Богоматери в собственном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

16) «при посредничестве блаженной Девы» ( Cyr. Alex. Adv. Nest. I 1//ACO. T. 1. Vol. 1(6). P. 17). Следов., Его человеческое рождение Св. Девой - такое же истинное, как наше ( Du Manoir. 1944. P. 259-264). В диалоге «О вочеловечении Единородного» (и в соответствующем месте кн. «О правой вере к императору Феодосию») К. порицает тех, кто полагают, что рождению Единородного от Св. Девы «не следует приписывать родовых схваток (δνα)» ( Cyr. Alex. De incarn. Unigen.//SC. 97. P. 204; Or. ad Theodos. 10//ACO. T. 1. Vol. 1(1). P. 48). Т. е. он положительно употребляет применительно к этому рождению термин δν, обычно означающий «родовые муки» или просто «страдания». На основании этого издатель диалога Дюран предполагал, что К. не считал необходимым разделять учение о том, что роды Св. Девы были безболезненными ( Durand. 1964. P. 204. Not. 1). Однако в творениях К. это же слово применяется и к рождению Сына Отцом, заведомо бесстрастному, т. е. означает рождение действительное, к-рое может и не сопровождаться страданием ( Cyr. Alex. In Ioan. VI 1// Pusey. 1872. Vol. 2. P. 232). В сочинениях современников К. свт. Прокла и Феодорита при указании на рождение от Св. Девы употребляется выражение: λχευτος δν (рождение без мучений), откуда видно, что термин δν может указывать на рождение, к-рое лишено страданий. Когда же К. специально касается вопроса о безболезненности родов Св. Девы, он однозначно утверждает отсутствие у Нее родовых мук. При рождении от Нее Слова «прекратилась наконец клятва над всем человеческим родом» и, в частности, упразднился приговор: «В болезни будешь рождать детей» (Быт 3. 16), вынесенный Богом Праматери Еве ( Cyr. Alex. Ep. 17. 11//ACO. T. 1. Vol. 1(1). P. 40). Чудо в Кане Галилейской показывает власть Девы Марии над Своим Сыном, ведь Она добивается от Него исполнения Своей просьбы, которой Тот вначале не желал исполнить (In Ioan. II 2; V 1// Pusey. 1872. Vol. 1. P. 202, 671). В момент смерти на Кресте Господь вручил Свою Матерь св. ап. Иоанну, являя этим действием то уважение, к-рое подобает воздавать родителям, и ту заботливость, с к-рой следует печься об их будущем. В то же время Он давал Ей заступника, который мог Ее утешить в скорби и печали (Ibid. XII//Ibid. Vol. 3. P. 91-93). При виде испускающего дух Сына через душу Девы Марии прошло «оружие», предсказанное некогда св. Симеоном Богоприимцем (Лк 2. 35). Причиной этой скорби было то, что Она оставалась еще в неведении о том, что Ее Сын «будет сильнее смерти и восстанет из мертвых». К. находит это неудивительным, поскольку даже апостолам была до времени неведома тайна буд. воскресения Христа ( Cyr. Alex. In Luc. 4//PG. 77. Col. 1049; ср.: In Ioan. XII// Pusey. 1872. Vol. 3. P. 89-91).

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Девы установлен был лионскими канониками. Но Рнмская Церковь долго не имела его. Папа Сикст IV установил его у себя в 1476 году 392 . С этой поры некоторые на Западе стали соединять с праздником мысль о безгрешном зачатии Пресв. Девы Марии, чуждом первородного греха. Мысль терпима была как частное мнение в XVI и XVII столетиях. В 1546 году Тридентский собор в своих заседаниях не положил никакого решительного определения о безгрешном зачатии Пресв. Девы Марии 393 . В 1622 году, когда испанский король побуждал Григория XV утвердить догмаг о зачатии Девы Марии без первородного греха, папа объявил, что вечная премудрость еще не открыла сей сокровенной тайны. В 1854 году 8 декабря папа Пий IX на Римском Соборе частные мнения о непорочном зачатии Девы Марии обратил в догмат, признанный его собором, вопреки свидетельству Евангелия, называющему Ее Благодатной и Благословенной только со дня воплощения от Нее Спасителя, и вопреки ясным словам ап. Павла о распространении первородного греха на всех людей ( Рим.5:12 ). Богослужение праздника Празднуя зачатие Преблагословенной Девы праведною Анною, Церковь призывает к веселию все естество человеческое. «Владыки бо Божественный храм, начаток примирения прият Анна, егда ощути себе заченшею: царская порфира во чреве Анны исткатися начинается» 394 . О самом зачатии Прав. Церковь говориг: Пресв. Дева Мария «зачата бысть и родися по обетованию, но обаче от смешения мужескаго. Един убо точию Господь и Бог Иисус Христос родился от Пресв. Девы Марии кроме мужа и кроме смешения неизреченно и несказанно от Св. Духа» 395 . На литургии чтением Апостола Церковь проповедует нам о рождении по обетованию Божию, как предрек Исаия: возвеселися, неплоды, не раждающая ( Гал.4:22–31 ); а Евангелием благовествует, что несть тайно, еже не явлено будет: ниже утаено, еже не познается ( Лк.8:16–21 ). Таким образом, Отец Небесный, видевший втайне усердные молитвы и добродетели Иоакима и Анны, воздал им в яве зачатием и рождением от них Благодатной и Благословенной в женах! День Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября Событие, древность и важность праздника Господь, восхотевший родиться на земле как Человек совершенный, для спасения мира, прежде уготовал среди него Свою Пречистую Матерь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

32. Но ты удивляешься сему событию? Удивилась оному и сама Родившая. Ибо говорит Она Гавриилу: како будет Мне сие, идеже мужа не знаю (Лк. 1, 34). А он отвечает: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий (Лк. 1, 35). Чистое и непорочное рождение. Ибо где дышит Дух Святый, там нет никакой нечистоты. Непорочно плотское рождение от Девы Единородного, хотя еретики прекословят сей истине. Обличит их Дух Святый, оскорбится ими сила Вышнего осенившая, станет против них Гавриил в день судный, постыдит их место яслей, принявшее Господа. Свидетелями будут на них пастыри, благовествовавшие тогда, и воинство Ангелов, хвалящих, воспевающих и глаголющих: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). Будут свидетелями Храм, в который принесен был Он тогда в сороковой день, две горлицы, принесенные за Него, и принявший Его тогда в объятия Симеон, и бывшая при том пророчица Анна. 33. Итак, когда Бог свидетельствует, свидетельствует вместе Дух Святой, и Христос говорит: что Мене ищете убити, человека, иже истину вам глаголах (Ин. 7, 19)? то да умолкнут еретики, противоречащие человечеству Его. Ибо противоречат они Тому, Который говорит: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк. 24, 39). Да покланяемся рожденному от Девы Господу, и да познают девы венец своего состояния, да познает и чин монашеский славу чистоты, ибо мы не лишаемся достоинства за чистоту. Хотя во чреве Девы был девять месяцев Спаситель, впрочем мужем сделался тридцати трех лет. Потому, если приемлет честь Дева за девятимесячное время, то гораздо более мы за время многих лет. 34. Все да течем поприще чистоты при помощи благодати Божией, юноши и девы, старцы с юнотами (Пс. 148, 12). Да не предаемся невоздержанию, но да хвалим имя Христово. Познаем славу чистоты, ибо она есть венец Ангельский, вещь, превышающая человека. Будем хранить тело, имеющее воссиять подобно солнцу. Для малого удовольствия не оскверним сего, столь славного тела. В краткое время, в один час совершается грех, а стыд чрез многие годы вечно продолжится. Старающиеся о чистоте — суть Ангелы, живущие на земли. Девы имеют часть с Марией Девой. Да отвергнут они всякое излишнее украшение, всякий нечистый взор, всякую небрежную поступь, всякий блеск одежды и приманку сладострастия — благовонные запахи. Благовонием же для всех да будет благовонная, с добрыми делами соединенная молитва и святость телесная, чтобы родившийся от Девы Господь, как о нас, хранящих чистоту мужах, так и о достойных венца женах сказал: вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии Мне будут людие (2 Кор. 6, 16; Лев. 26, 11–12). Слава Ему во веки веков. Аминь. Огласительное поучение тринадцатое

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010