Мучеников Исаакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, патриарха Константинопольскаго (434). 22. Преподобнаго Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольскаго (613). Благовернаго князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковскаго (перенесение мощей, 1834). Апостолов Нафанаила, Луки и Климента (I). Преподобнаго Виталия (VI–VII). 23. Святаго славнаго великомученика, победоносца и чудотворца Георгия (303). Мученицы царицы Александры (303). Мучеников Анатолия и Протолеона (303). 24. Святаго мученика Саввы Стратилата и с ним 70 воинов (272). Преподобнаго Саввы Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Преподобнаго Алексия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Мучеников Пасикрата и Валентина (228). Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преподобнаго Фомы юродиваго (VI). Преподобныя Елисаветы чудотворицы (VI–VIII). Иконы Божия Матери Молченския (1405). 25. Святаго апостола и евангелиста Марка (I). Преподобнаго Сильвестра Обнорскаго (1379). Иконы Божия Матери Цареградския (1071). 26. Священномученика Василия, епископа Амасийскаго (ок. 322). Святителя Стефана Великопермскаго (1396). Праведныя Глафиры девы (322). Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго (XIII) (серб.). 27. Святаго апостола и священномученика Симеона, сродника Господня (107). Преподобнаго Стефана, игумена Печерскаго, епископа Владимиро-Волынскаго (1094). Праведнаго Евлогия странноприимца (IV). 28. Святых апостолов Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных с ними пострадавших (I). Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286). Святителя Кирилла, епископа Туровскаго (1183). Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (I). 29. Святых 9-ти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (III). Преподобнаго Мемнона чудотворца. Мучеников Диодора и Родопиана диакона (III–IV). Святителя Василия, епископа Захолмскаго (XVI) (серб.). Мученика Иоанна Валаха (румын.). 30.Святаго апостола Иакова Зеведеева, брата святаго Иоанна Богослова (44).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святато блаженнаго Симона, Христа ради юродиваго, Юрьевецкаго (†1635) 11 мая Святых равноапостольных Мефодия (†885) и Кирилла (†869), учителей Словенских Святаго священномученика Мокия († ок. 295) Святаго священномученика Иосифа, митрополита Астраханскаго (†1672) Святителя Никодима, архиепископа Сербскаго (†1325) Преподобнаго Софрония затворника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) 12 мая Святителей Епифания, епископа Кипрскаго (1403) и Германа, Патриарха Константинопольскаго (1740) Преподобнаго Дионисия Радонежскаго (†1633) Святаго священномученика Ермогена, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси (прославление, 1913; службу зри 17 февраля) Приложение : Преподобнаго Антония Радонежскаго (†1877) 13 мая Святыя мученицы Гликерии девы и с нею святаго мученика Лаодикия, стража темничнаго († ок. 177) Святаго преподобномученика Макария, архимандрита Каневскаго, Переяславскаго чудотворца (пренесение мощей, 1688) Святыя праведныя девы Гликерии, Новгородския (†1522) Преподобных Амфилохия (†1452), Макария († после 1462), Тарасия (†1440) и Феодосия (XV), Глушицких чудотворцев. 14 мая Святаго мученика Исидора Хиосскаго (†251) Святаго блаженнаго Исидора Твердислова, Христа ради юродиваго, Ростовскаго (†1474) Преподобнаго Никиты, затворника Печерскаго, епископа Новгородскаго (†1109; службу зри 31 января) 15 мая Преподобнаго Пахомия Великаго (†348) Святителя Исайи, епископа Ростовскаго (†1090) Святаго благовернаго царевича князя Димитрия Углечскаго, Московскаго и всея России чудотворца (†1591) Преподобных Евфросина (†1481) и Серапиона (†1480) Псковских Преподобнаго Пахомия Нерехтскаго (†1384; службу зри 23 марта) 16 мая Преподобнаго Феодора Освященнаго (†368) Преподобнаго Ефрема Перекомскаго (пренесение мощей, 1545) 17 мая Святаго апостола от 70-ти Андроника и святыя Иунии (I) Святаго мученика Николая Болгарскаго (†1555) Преподобныя Евфросинии, в миру великия благоверныя княгини Евдокии, Московския (†1407; службу зри 7 июля) 18 мая Святаго мученика Феодота Анкирскаго и седми мучениц дев: Текусы, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (†303)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

24. Муч. Саввы стратилата (т. е. воеводы), мучч. Евсевия, Неона, Лонтия, Логгина и прочих с ними, Пасикрата и Валентина, преп.: Фомы юродивого; преп. Елисаветы чудотворицы; пр. Саввы печерского. 25. Св. Ап. и св. Марка; пр. Сильвестра обнорск., Македония, патр. константинопол. По преданию, св. Македоний († 516 г.) во время своего отпевания совершил крестные знамение, а наши сектанты считают этот знак молитвы совершенно ненужным. 26. Свящснномуч. Василия, еп. амасийского; св. Стефана пермск.; св. прав. Глафиры девы. 27. Св. свм. Симеона, сродн. Господня; пр. Стефана, игум. печерск., Иоанна игум., Евлогия фиваидского. 28. Св. Апп. (от 70-ти): Иасона и Сосипатра и проч. с ними; мучч.: Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Керкиры девицы, Дады, Максима, Кинтилиана, Зинона, Евсевия, Неона, Саторния и Виталия; св. Кирилла, еп. туровского; п. Кириака каргопольского. 29. 9-ти мучеников, иже в Кизике Феоинида, Руфа, Аитипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фасмасия и Филимона; пр. Мемнона; мч. Диодора, Родопиана диакона; пр. Василия, еп. сербск. 30. Св. ап. Иакова зевед., св. Доната еписк.; мч. Максима; обр. мощ. свм. Василия, еп. амасийск. и св. Никиты, еп. новгор. Май 1. Св. прр. Иеремии; свм. Макария, митр, киевск. (1497); п, Пафнутия боровского (1477); п. Герасима, мч. Ваты. 2.      Св. Афанасия великого , патр. александрийского (373); муч. Еспера, Зои и чад их: Кириака, Феодула; пер. мощ. (1017 и 1115) благоверн. кн. Бориса и Глеба, во св. крещении Романа и Давида, свят. Афанасия пателар., кн. Бориса болгарск. Ик. Бож. М. Путивльской. Относительно мучч. Еспера и Зои раскольники говорят, что они не причащались св. Таин, однако спаслись. Но откуда они знают, что эти мученики не причащались? Правда, в житии их об этом не говорится, но потому, как говорит св. Иосиф Волоцкий , что нет нужды писать о том, «еже вси человецы ведят, яко не мощно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых тайны (Слово II о иноч. жит. 494–5 стр. Казань, 1857 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В отличие от таких суровых законов древности, Ветхий Завет еще не знает однозначного осуждения самоубийства (Суд. 9, 53-54; Суд. 16, 30; 2 Мак. 14, 41-46) . 11.2. В житийной литературе сохранились имена нескольких христианских женщин, которые перед опасностью бесчестия прерывали свою жизнь, и свт. Иоанн Златоуст, и отец церковной истории Евсевий, епископ Кесарийский (+340), прославляли их как мучениц. Это св. мученица Пелагия, дева антиохийская, пострадавшая в начале 4 века . Св. Иоанн Златоуст видит в действиях Пелагии одновременно благоволение Божие и её мужество : «О, отроковица, по роду и полу женщина, а по духу мужчина!–восклицает он.– О, дева, которую должно восхвалять двумя названиями, как поставленную в сонме дев и в лике мучеников» . Необходимо упомянуть также св. мученицу Евфрасию, пострадавшую в 303 г., и свв. мучениц Домнину и дочерей её Виринею и Проскудию, пострадавших около 305 г. Свт. Иоанн Златоуст видит и в их столь необычной смерти высший смысл: «Итак, вошла мать в середине, держа по обе стороны дочерей, замужняя среди незамужних; и было супружество среди девства, а посреди их Христос. … Она сопротивлялась силе самой природы, устояла против пламени материнских мук, против невыносимого смятения сердца и против возмущения утробы…» . 11.3. Знает житийная литература и случаи намеренного членовредительства, опять с той же целью сохранения целомудрия и во избежание соблазнов для других. Такова история прп. Мастридии девы . В отличие от свт. Иоанна Златоуста и Евсевия, блж. Августин (+430) не оправдывал даже такую добровольную смерть. Он считал, что нельзя ничем сломить волю человека к сохранению нравственной чистоты и целомудрия . Это убеждение блж. Августина подтверждается и житийной литературой. В житии мученицы Лукии (+304) сохранился её ответ на угрозу Пасхазия, градоначальника гор. Сиракузы в Сицилии: «Без произволения духа, – дерзновенно говорит Лукия, – никогда не может быть осквернено тело… И насильственное лишение девства Он только попускает, как попускает искушения, разбой, язычество. Поэтому, если ты и прикажешь надругаться надо мной, то этим только увеличишь награду за мою чистоту» .

http://bogoslov.ru/article/2698699

Однажды св. Макарию принесли винограду. Сильно хотелось ему съесть ягоды, но он, чтобы победить в себе это желание, отослал ягоды к иноку более слабому. Инок этот, тоже желая сохранить воздержание, послал ягоды к другому, а этот к третьему и так далее, и ягоды снова появились у Макария. Тогда Макарий удивился воздержанию своих учеников и возблагодарил Бога. Раз пришла святому горделивая мысль идти в Рим исцелять больных. Он насыпал в мешок песку и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока утомил тело, и мысль оставила его. Св. Макарий Александрийский скончался в 395 г., будучи 100 лет. Он написал «Слово о исходе души», находящееся в Следованной псалтири. Преподобный Макарий Печерский подвизался в XII веке. Мощи его – в Антониевой пещере. Мученица Евфрасия дева происходила из Никомидии от знатных родителей. Правитель принуждал ее принести жертву идолам, а когда она отказалась, приказал бить ее и отдал воину на осквернение. Святая пламенно молилась Господу, чтобы Он сохранил ее в девстве, и Бог услышал ее молитву. Она предложила воину носить с собой траву, которая может сохранить его от всякого неприятельского оружия, и сказала, что трава сия имеет силу только тогда, когда будет получена от девы, а не от женщины. Воин поверил Евфрасии и пошел с нею в сад за травой. Св. мученица нарвала травы, какой пришлось, и посоветовала испытать силу травы на ней самой. Положила траву себе на шею и велела воину ударить мечом изо всей силы. Воин ударил, и св. Евфрасия отошла к Богу непорочной девой. Это было в 303 году. Преподобный Евфимий Великий родился в г. Милитине, близ Евфрата. Когда за смертью отца, мать отдала его на воспитание дяде пресвитеру, тот представил отрока епископу. Епископ полюбил Евфимия за доброе поведение и сделал чтецом в церкви, а затем и пресвитером и поручил управление монастырями в городе. Но св. Евфимию хотелось уединения, и он на 30-м году жизни тайно удалился из города и, посетив Иерусалим и другие свв. места, поселился в пещере близ лавры Фаре и предался подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Первый заключает слова и беседы на воскресные дни и на подвижные праздники и нарочитые дни церковного года; второй – выписки и поучения о разных предметах и на разные случаи. Н. И. Петров. 1 О преп. Иове наиболее полные сведения заключаются в двух книгах протоиерея А.О. Хойнацкого: 1) «Преп. Иов, игумен Почаевский, его жизнь и прославление» (оттиск из Подольских Епарх. Ведомостей). Каменец-Подольск. 1871. 2) Очерки из истории Православной Церкви и древнего благочестия на Волыни. Житомир. 1878. 2 «Житие блаженнаго отца нашего Иова Железа», списанное учеником его иеромонахом Досифеем, изд. в Почаеве около 1791 г., стр. 5. 4 См. выписку из визиты (ревизии) Дубенского Крестовоздвнженского монастыря 5 Августа, 1739 г., в статье В. Нероговского – «Бывшие Православные монастыри в г.Дубне, Волынской губ., основанные князьями Острожскими», в Волынских Епарх. Ведом., 1880 г., 34, стр. 1547. 7 См., например, заметку его на обороте 70 листка новейшего счета. Им сделаны приписки на 85, 112 и 113 листах новейшего счета, из скитского патерика и из жития ев. мученицы Евфрасии девы. 10 Греческий подлинник не принадлежит священномученику Ипполиту и явился гораздо позже его, у византийского писателя XI в. Ипполита Фиванского. См. Cursus Completus patrologiae, аббата Миня, греч. отцов томы X, стр. 951, и CXVII. 11 Обе эти статьи составлены, между прочим, на основании первоевангелия Иакова. Список второй из них см. в «Описании рукописей Церковно-Археологическаго музея при Киев. дух. Академии», 516, л. 1. 13 В переводе с греческого языка на русский напечатано в 12-й части «Христианского Чтения» за 1823 год. 15 В других рукописях и в печатном «Маргарите» Московского издания 1764 года это слово приписывается Иоанну Златоустом у. См. «Маргарит» 1764 г., л. 345–362. Но в действительности оно не принадлежит ни Кириллу Александрийскому , ни Иоанну Златоустом у, и только начало слова как будто составлено по подражанию второму слову Златоустого о перемене имен. См. Cursus Completus patrologise, Миня, t.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

По какому случаю установлен праздник Сретения Господня? Ибо он не вскоре после вознесения Господа на небо и по сошествию Святого Духа был установлен, как некоторые другие праздники: Пасха, Рождество, Крещение, Вознесение и Пятидесятница, а спустя почти 500 лет по Рождестве Христовом. Вот по какому случаю: во дни злополучного царствования Юстиниана, в последних числах октября в Константинополе и в окрестных странах открылось моровое поветрие и свирепствовало столь сильно, что наконец умирало людей тысяч по 10 ежедневно, и в некоторых местах оказалось такое запустение, что некому было погребать мертвых. А в Антиохии, сверх этой язвы продолжались ужасные землетрясения, несколько раз повторявшиеся, разрушавшие домы и Церкви, и множество народа погибало под их развалинами. Между прочими обрушилось здание храма, когда Евфрасий, епископ Антиохийский приносил бескровную жертву в нем. Город Помпеополь до половины разрушен, а другая половина его поглощена землею с тысячами жителей. Для отвращения этого гнева Господня, по особому откровению некоторому святому человеку, установлено торжественное празднество Сретения Господня. И как только, февраля 2 дня (15 февраля по н.с.), начали всенощное бдение с крестным ходом, в тот час язва миновала, мор перестал, землетрясение укратилось. Вот какой гнев Божий навлекают на нас и на самую землю беззакония наши, безверие наше, нерадение наше о спасении, неблагодарность, злонравие и жестокосердие наше. О, страшное чудовище — грех! о всегубительное чудовище — грех! Будем всемерно бегать от этой стоглавой гидры, змеи. Будем убивать грехи в себе самих! Будем непрестанно каяться. Возлюбленные, без поста, покаяния и молитвы, как воину без оружия, христианину нельзя победить живущего в нем греха. Аминь. Сретение. (Митрополита Антония Храповицкого) Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий, Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом живого, вечного Бога, Отца Его прежде чем мир не стал.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Преп. Макария Александрийского . Макарий Александрийский по месту рождения, или Градской, пресвитер, начальник отшельников, подвизавшихся в кельях между Скитом и Нитрией, сподвижник Макария Египетского , умер около 391 года, имея более 100 лет. Преподобный был росту невысокого, бороду имел небольшую и редкую; почти только на устах одних заметны были волосы; остальное лицо все было наго и открыто. Чет. Минея из различных писателей. (Act. SS. iann. 1. р. 81. Vitae Patrum. Antv. l615. р. 448. Fabr. VIII 365). Март. Р. 2 янв. Св. муч. Евфрасии девы. Пострадала в Никомидии при Максимиане, в 303 году. Чет. Минея из Никифора (VII. 13.) (Act. SS. iann. II. 220.) Мес. В. 20 Преп. Евфимия Великого. Родился в царствование Грациана (377 г.) в Мелитине армянской. Будучи 29 лет, пришел в Иерусалим, и недалеко от оного, вправо от дороги, ведущей в Иерихон, к югу от Феоктистовой обители, основал монастырь, названный впоследствии Евфимиевой Лаврой. Умер на 97 году, в 473 г. По Прологу, «бяше видом благоличен, нравом препрост, убелизнен образом, возрастом доволен, сед власы, брада даже по колену». Чет. Минея сокращает житие, писанное Кириллом, иноком Евфим. Лавры около 554 г. (Cotellerii Моп. eccl. gr. t. II р. 200–340. Act SS. iann. II. р. 301; Хр. Чтен. 1824 г. XV. 5). Мес. В. Март. Р. Служба с двумя канонами, Иоанна Дамаскина и Феофана. Свв. мучч. Васса, Евсевия, Евтихия п Василида. Уверовали в Иисуса Христа, видя твердость священномученика Феопемпта (5 янв.); пострадали около 303 года, в Никомидии, со своими рабами (7 февр.). Пролог. (Act SS. iann. II. р. 257) Мес. В. Свв. мучч. Инны, Пинны и Риммы. Скифы, наученные вере христианской ап. Андреем. За проповедь Слова Божия неверным, заморожены в реке, по приказанию местного правителя. Пролог 20 янв. и 20 июля. (Act SS. iann. II. р. 297. Сн. сведения о них под 20 июня). Мес. В. 21 Преп. Максима исповедника . Цареградец, родился в 580 г., терпел гонение от монофелитов, со своим учеником, преп. Анастасием. По повелению Констанса II, ему урезан язык и отрублена десница. Преставился в заточении, в стране Лазов, на восточном берегу Черного Моря, в 662 г. Писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Св. Пантелеимона можно было бы назвать святым-отроком. Таким его всегда изображают, таков он был в действительности. Царь в короне с наивно вырезанными зубцами сидит на троне. Перед ним мальчик с ореолом вокруг головы. Царь делает рукой знак одному из стоящих позади мальчика – это «царь повелевает Евфрасину обучать святого врачебному искусству». Далее почтенный монах сидит у стола, мальчик пред ним слушает наставления. Затем мальчика «оглашает» Ермолай, над ним совершают крещение, и уже он сам воскрешает умершего. Вот он, несколько старше, «врачует очи слепого» (ребенка), раздает хлебы бедным, пред тем же царем в той же зубчатой короне исцеляет расслабленного, которого приносят на носилках. Начинаются его страдания. За что мучают юношу, делавшего только добро? Значит, за то же, за что и Христа распяли. Вот его «ужигают», привязав к дереву, факелами. Бросают диким зверям. Вот его нежное тело на страшном колесе. И, наконец, огромный воин «усекает» святого, стоящего на коленях, и голова эта, столь уже знакомая, в том же золотом нимбе, покорно лежит на земле. Как св. Цецилия есть образ страдалицы-девы, прославленной римскими катакомбами, так св. Пантелеимон есть облик Целителя и Утешителя отрока, укрепленный в Восточной Церкви. На некоторых иконах святой изображен с почти девической мягкостью лица, и на уединенном Афоне, столь строгом и чистом, это есть звук величайшей мировой нежности. Середину вышеуказанной иконы занимает его главный лик: в потоке света, сходящего сверху, юноша в нимбе держит в левой руке ковчежец, а в правой у него ложечка с крестом на конце. Он смотрит прямо в глаза. «Если у тебя болит душа или тело, подойди ко мне с верою и любовью, я зачерпну из своего ковчежца доброго для тебя снадобия». Я видал изображения святого и в греческих монастырях. Но особенно он утвердился в русских. Тысячи паломников поклонялись ему. Это преимущественно «русский» святой, как и Николай Мирликийский. Не потому ли он так привился у русских, что России более, чем какой-либо стране, при ее великих, но подчас слепых силах и страстях, ее великой иногда тьме и «карамазовщине», более чем кому-либо нужна целительная ложечка св. Пантелеимона?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Св. Пантелеймона можно было бы назвать святым-отроком. Таким его всегда изображают, таков он был в действительности. Царь в короне с наивно вырезанными зубцами сидит на троне. Перед ним мальчик с ореолом вокруг головы. Царь делает рукой знак одному из стоящих позади мальчика — это “царь повелевает Евфрасину обучать святого врачебному искусству”. Далее почтенный монах сидит у стола, мальчик пред ним слушает наставления. Затем мальчика “оглашает” Ермолай, над ним совершают крещение, и уже он сам воскрешает умершего. Вот он, несколько старше, “врачует очи слепого” (ребенка), раздает хлебы бедным, пред тем же царем в той же зубчатой короне исцеляет расслабленного, которого приносят на носилках. Начинаются его страдания. За что мучают юношу, делавшего только добро? Значит, за то же, за что и Христа распяли. Вот его “ужигают”, привязав к дереву, факелами. Бросают диким зверям. Вот его нежное тело на страшном колесе. И, наконец, огромный воин “усекает” святого, стоящего на коленях, и голова эта, столь уже знакомая, в том же золотом нимбе, покорно лежит на земле. Как св. Цецилия есть образ страдалицы-девы, прославленной римскими катакомбами так св. Пантелеймон есть облик Целителя и Утешителя отрока, укрепленный в Восточной Церкви. На некоторых иконах святой изображен с почти девической мягкостью лица, и на уединенном Афоне, столь строгом и чистом, это есть звук величайшей мировой нежности. Середину вышеуказанной иконы занимает его главный лик: в потоке света, сходящего сверху, юноша в нимбе держит в левой руке ковчежец, а в правой у него ложечка с крестом на конце. Он смотрит прямо в глаза. “Если у тебя болит душа или тело, подойди ко мне с верою и любовью, я зачерпну из своего ковчежца доброго для тебя снадобия”. Я видал изображения святого и в греческих монастырях. Но особенно он утвердился в русских. Тысячи паломников поклонялись ему. Это преимущественно “русский” святой, как и Николай Мирликийский. Не потому ли он так привился у русских, что России более, чем какой-либо стране, при ее великих, но подчас слепых силах и страстях, ее великой иногда тьме и “карамазовщине”, более чем кому-либо нужна целительная ложечка св.

http://isihazm.ru/1/?id=824

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010