Владимира», 61; “Владимир. губ. вед.», 1843 г., 10 (Владим. в княж. Всеволода III), 32 (опись 1715 г.); 1851 г., 35; 1853 г., 20 (надпись на колоколе ц. Алексея Мих.), 38 (надписи на крестах 1632, 1684 и неизвест.), 38 (надпись на панагии 1631 г. и на рипидах 1590 г.), 39 (надп. на церкви 1191 г.), 41 (саккос 1682 г.), 42 (евангелия 1607 г. и 1644 г.); 1854 г., 13 (гор. Влад. в нач. XVIII ст.), 25 (мон. быв. во Владим.), 33 (истор. заметки); 1856 г., 3 (пелена 1613 г); 1862 г., 29 (некоторые свед.), 38 (ист. заметки); 1863 г., 30–35, 37–39 (Вкладная книга); Иером. Иоасаф, “Церков. истор. опис. Суздаль. достопам.», 7 (еписк. Сузд. Митрофан I, быв. игумен м-ря, 1227 г.), 23 (тоже Геннадий I, 1517 г.), 47 (тоже Гавриил, 1731 г.); Орлов, “Руководитель Владим. Богомольц.», 1880 г., 24, 80, 112; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 219, 402 (св. Александр Невский), 225, 409 (архиеп. Симон, быв. настоят. м-ря); Строев, “Опис. иер и настоят.», 661, 1; “Акты Арх. Эксп.», I, 308 (соборн. приговор 1581 г.; архим. Иоаким); II, 7 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; архим. Елеазар); “Акты истор.», V, 14 (Память 1677 г. Юрлову о пострижении крестьянки Фетиньи; архим. Варнава); “Дополн. к Акт. истор.», III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии; ст. XLVI, архим. Иоасаф); V, 26 (Патриаршие выходы 1666 г.; стр. 99, архим. Филарет участвовал в 1666 г. при приезде патриархов; стр. 152, архим. Викентий в 1675 г. переведен в настоятели Троиц. Сергиева м-ря, а на место его назначен Чудов. архим. Варнава), 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Филарет); IX, 106 (Опись городов 1678 г., стр. 220); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 3 руб.); “Акты юридич.», 402 (Выводныя 1660–1666 г. девкам и вдовам на замужество; архим. Филарет), 416 (Духовн. 1506 г. Игн. Талызина); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 159 (Запись 1531 г. кн. Фед. Мих. Мстиславского; архим. Евфросин), 165 (Запись 1547 г. кн. Ив. Ив. Пронского; тоже архим. Евфросин), 189 (Запись 1566 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Соч.: О совести//ЖМП. 1989. 7. С. 35-36; Проповеди о достоверности загробной жизни и молитвенном поминовении усопших. Серг. П., 1995; Проповеди о зависти и грехе осуждения. Серг. П., 1995; Проповеди о терпении и прощении обид. Серг. П., 1995; Проповеди. М., 1998; Нам целый мир пустыня, Отечество нам... Сергиев Посад: Восп. выпускников первых послевоенных курсов МДА//Встреча. Серг. П., 1999. 1(10). С. 45; Ищите прежде Царствия Небесного: Проповеди. М., 2002; Ближе к Богу!: Как спасаться в совр. мире: Статьи, высказывания, поучения, советы. М., 2003; Проповеди: Серг. П., 2003; Время покаяния: Проповеди. М., 2004; Я шел с Евангелием и не боялся...//Русь державная: Газ. М., 2005. 5(131). С. 4; Проповеди. Серг. П., 2006; Ничто не отлучит нас от любви Божией//Рус. вестник: Газ. М., 2009. 20. С. 2; О вере христианской//Русь державная. 2009. 10(184). С. 6. Лит.: Нежный А. И. Сияла Оптина пустынь. М., 1989. С. 42-49; он же. Смертный час. М., 1991. С. 329-330; Рассказы о старчестве и одном из любимых нынешних старцев, духовнике Свято-Троице-Сергиевой лавры архим. Кирилле (Павлове)//Правосл. книжное обозр. 1998. Сент.-окт. С. 8; В. С. Юбилей Московских духовных школ//ЖМП. 1999. 1. С. 51; Малеев М. А., прот. Вертикаль: [Сердце помнит. Галерея старчества]. М., 2001. С. 44-49; он же. Герои Родины: Священнослужители - участники войны ХХ ст. М., 2007. С. 45-91; Собрание писем свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. С. XXV, XXVI, 167-169, 172-173, 175; Мир Народной награды: Три года деятельности наградного комитета//Рус. вестник. 2005. 21. С. 10; Трофимчук М. Х. Академия у Троицы: Восп. о Московских духовных школах. Серг. П., 2005. С. 49-50, 141-142, 149, 152, 567-586, 600, 608-609; Праведник наших дней: Белгородский старец архим. Серафим (Тяпочкин)/Сост.: прот. Н. Германский. [М.], 2006 2. С. 157; Кузнецов В., свящ. Пасхальная радость у батюшки//Рус. вестник. 2007. 13. С. 16; он же. Долгий и славный путь: К 90-летию архим. Кирилла (Павлова)//Там же. 20. С. 2; Наталия (Аксаментова), мон. С Богом умирать не страшно//Виноград. СПб., 2008. 3(23). С. 9-12; Тихий свет подлинности: К 90-летию архим. Кирилла (Павлова)//Православие и современность: Саратовские ЕВ. 2009. 12(28). С. 58-63; Знаменательная дата любимого батюшки//Рус. вестник. 2009. 20(778). С. 1; Катышев Г. И. Петушки обетованные. М., 2009 4. С. 111, 113, 481, 496, 499; Лаврский архим. Кирилл: К 90-летию со дня рожд. архим. Кирилла (Павлова)/Сост.: архим. Макарий (Веретенников). М., 2010; Архим. Кирилл (Павлов): К 90-летию духовника ТСЛ/Сост.: свящ. В. Кузнецов. [М.], 2011; Киприан (Ященко), игум. Пасхальная радость встреч: Об архим. Кирилле (Павлове)//Покров. 2011. 3. С. 39-41; Старец архим. Кирилл (Павлов)/Сост.: свящ. В. Кузнецов. М., 2012; Духовник архим. Кирилл (Павлов)/Под ред. свящ. В. Кузнецова. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/1840335.html

Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацлавский. Портрет. Кон. 30-х — 40-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) После епископской хиротонии и назначения на Тульскую кафедру архим. Симеона в февр. 1816 г. МДА возглавил свт. Филарет (Амфитеатров). При нем состоялся 1-й выпуск 1818 г., а в мае 1819 г. святителя сменил магистр 1-го курса СПбДА архим. Кирилл (Богословский-Платонов) . При архим. Кирилле состоялись 3 последующих выпуска МДА, на опыте к-рых были отлажены системы экзаменов и присуждения степеней. В 1822 г. архим. Кирилл стал доктором богословия - степень была присуждена Конференцией СПбДА за экзегетическое соч. «Опыт изъяснения Послания св. ап. Павла к Евреям». Преемником архим. Кирилла, хиротонисанного во епископа Дмитровского, стал в 1824 г. его однокурсник по СПбДА архим. Поликарп (Гайтанников), занимавший должность ректора МДА более 10 лет. К моменту вступления в эту должность архим. Поликарп был уже доктором богословия (степень присуждена во время пребывания на посту ректора СПбДС одновременно с архим. Кириллом). С ректорством (1835-1841) архим. Филарета (Гумилевского) связаны зарождение в МДА церковно-исторической традиции, новый подход к чтению курса догматического богословия. Самостоятельные богословские взгляды архим. Филарета, его творческое отношение к научным изысканиям и постановке академического процесса много значили и для МДА в целом, и для деятельности ее научно-руководящего органа - Конференции. Все последующие ректоры - архимандриты Евсевий (Орлинский) (1841-1847), Алексий (Ржаницын) (1847-1853), Евгений (Сахаров-Платонов) (1853-1857), Сергий (Ляпидевский) (1857-1861) и Савва (Тихомиров) (1861-1862) - внесли свой вклад в совершенствование той или иной стороны академической жизни. Впервые в истории российской духовной школы должность ректора в 1862-1875 гг. исполнял представитель белого духовенства прот. А. В. Горский. Свт. Филарет желал видеть Горского на посту ректора МДА еще в дек. 1860 г. при условии, что он примет монашеский сан ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 5. С. 3-4). После отказа прот. Горского ректором стал архим. Савва (Тихомиров), но когда через 2 года его рукоположили во епископа, ректором все же был назначен Горский, «аскет-профессор», «инок-мирянин, с подвижническою жизнью соединявший общительную гуманность и готовность всякому служить своими знаниями и трудами» ( Гиляров-Платонов Н. П. Сб. соч. М., 1899. Т. 2. С. 464-465). По уставу протоиерей - «последний член возможности быть ректором». Тем не менее сам Горский считал, что его назначение, возможно, «даст выход белому духовенству на совместное с монашествующими занятие высших учебных должностей», а это повысит статус ученого служения, ибо «учащиеся теперь будут иметь в виду более лучшую возможность достигнуть высших должностей в ученом обществе» ( Горский. 1885. С. 158).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

еписк. Суздаль.); “Дворцов. разряды», I, 395 (архим. м-ря в 1619 г. встречал под Можайском патр. Филарета Никит.); III, 653 (встреча вселен. патрархов 1666 г.), 887 (архим. Иосиф, с 1672 г. архиеп. Коломен.), 1037 (архим. Симеон 20 сент. 1674 г. переведен в Андрониев м-рь); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 215 (Судное дело 1514 г. о земле монастыр.; архим. Илья), 347 (в 1700 г. имел 1.665 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); III, 1723 г., 584 (взыскание с архим. м-ря Варсонофия денежного штрафа за запущение с вотчин недоимки), прилож., CLXVI, (ведом. о колич. хлеба в монаст. вотчин. в 1723 г.); VI, 1726 г., 56 (вызов архим. Варсонофия в Спб. на чреду священнослуж.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2572 (межев. книга 1685 г. вотчинн. земель м-ря в селе Кидекше Владим. губ.); II, 3213 (межев. кн. 1645 г. вотчин. земель м-ря в бортном Черемиском ухожье Березопольского стана); IV, грамоты, 150, 265 (разъезжая 1498 г. земле м-ря от земли Копнинской Ив. Бартенева); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 11, 22 (рассказ о разрушении м-ря с 17 на 18 июня 1597 г. при архим. Трифоне), 91, 15 (о том же, но в другой редакции), “Журн. Мин. Вн. Дел», 1837 г., XXIV, 81 (статист. обозр. Нижегород. губ.; краткая история); 1840 г., XXXVI, 367 (упоминаемый в летописях под 1236 г. Богородицкий м-рь приурочивается к Печерскому м-рю, где до разрушения его в 1597 г. была теплая церковь во имя пресв. Богородицы), 385 (разрушение м-ря в 1597 г.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (архим. Феодосий подписал акт избрания ц. Михаила Феод. в 1613 г.); 1791 г., XVIII, 86 (разрушение м-ря в 1597 г.); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1791 г., VII, 144 (приговор. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; архим. Иона); “Русск. истор. Библиот.», II, 497, 145 (память 1629 г. архим. Рафаилу о поимке поджигателей и о присылке их в Нижн. Новгор.), 504, 148 (грам. 1631 г. патриар. Филарета архим. Рафаилу о присылке в Москву митрополич.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Лобакова 2006 – Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб., 2006. Макарий, архим. Святитель Макарий – Макарий, архим. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (1482–1563). М., 1996. Макарий, архим. Церковный Собор 1549 г. – Макарий, архим. Церковный Собор 1549 г.//АиО. М., 1998. 2 (16). Макарий, архимандрит 1996 – Макарий, архим. Московский митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. Макарий, архимандрит 1997 – Макарий, архим. Всероссийский митрополит Макарий (из истории русско-литовских отношений)//Вышенский паломник. Рязань, 1997. 2. Макарий, архимандрит 1998 – Макарий, архим. Поминальные Синодики//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1 (6). Макарий, архимандрит 2002 – Макарий, архим. Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. Макарий, архимандрит 2005 – Макарий, архим. Святая Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. Макарий, архимандрит 2006 – Макарий, архим. О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006. Макарий, архимандрит 2007 – Макарий, архим. Святитель Макарий, митрополит Московский, и архиереи его времени. М., 2007. Макарий, игумен 1984 – Макарий, игум. Всероссийский митрополит Афанасий (1564–1566)//БТ. 1984. Сб. 25. Макарий, митрополит 1996 – Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 1–7. Моисеева 1965 – Моисеева Г.Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона//ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М.; Л., 1965. Насонов 1962 – Насонов А. Новые источники по истории Казанского «взятия»//АЕ за 1960 г. М., 1962. Описание славянских рукописей – Горский А., прот., Невоструев К. Описание славянских рукописей (Патриаршей) Синодальной библиотеки. М., 1855. Т. 1; М., 1857. Т. 2; М., 1859. Т. 3; М., 1862. Т. 4; М., 1869. Т. 5; М., 1917. Т. 6. Описание славянских рукописей библиотеки СТСЛ – А(рсени)й и(ером.). Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Опись 1626 г. – Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

20 апр. 1923 г. М. был закрыт. 20 июня того же года мощи великомучеников Давида и Константина, а также часть церковного имущества были переданы в Кутаисский государственный историко-этнографический музей . Благодаря усилиям митр. Кутаисско-Гаенатского Гавриила (Чачанидзе; 1953-1957), протоиерея кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила Наума Шавианидзе (епископ Кутаисско-Гаенатский в 1957-1969) и свящ. Трифона Сулакадзе М. разрешили открыть: в обитель были возвращены мощи великомучеников Давида и Константина, 2 окт. 1954 г. митр. Батуми-Шемокмедский Ефрем (Сидамонидзе; католикос-патриарх Грузии Ефрем II в 1960-1972) и митр. Кутаисско-Гаенатский Гавриил торжественно освятили кафоликон. В 1954-1955 гг. на частные пожертвования были проведены ремонтные работы в храме и на колокольне, для мощей изготовлена новая деревянная рака. В 1957-1963 гг. к М. провели дорогу, в мон-ре устроили водопровод, подключили электричество, выстроили 2-этажный дом для насельников. В 2009-2011 гг. по инициативе Национального агентства защиты культурного наследия Грузии в М. были проведены восстановление комплекса и археологические работы. Были отремонтированы кафоликон (заменены перекрытие и алтарная преграда, открыта древняя кладка стен), трапезная, центральные ворота, средневек. мост, ограда. В ходе археологических раскопок выявлены культурные слои V-VI вв., в т. ч. остатки крепостных стен, башен, ворот, склепа, найдены осколки черепицы, а также высеченная в скалах тропа, предназначенная для вьючного транспорта; были обнаружены грузинские и трапезундские монеты XII-XIV вв., фундаменты и фрагменты келий, марани и др. строений жилого, хозяйственного и инженерного назначения XIX - нач. XX в. ( Гегечкори. 1991. С. 22-23; Ткешелашвили. 2010. С. 56-61). В наст. время в М. подвизаются 6 чел.: настоятель архим. Елеазар (Иванеишвили, с 2008), протоиерей (деканоз) Сулхан Гудушаури (с 1982), 2 иеромонаха, иеродиакон и монах. Настоятели М. архим. Симеон (ок. 1650), игум. Сильвестр (Гогаберидзе; 50-е гг. XVIII в.- 1766), архим. Герасим (Лорткипанидзе; 1785-1825), игум. Порфирий (Церетели; 1825-1851), иером. Иоанн (Пурцхванидзе; 1851-1860), игум. Серапион (Ахвледиани; 1861-1865), архим. Митрофан (Лорткипанидзе; 1865-1880), архим. Виссарион (Ахвледиани; 1880-1905), архим. Пирр (Окропиридзе ; 1905-1907, позже еп. Алавердский), архим. Нестор (Кубанеишвили; 1910-1912, 1916-1919), архим. Досифей (Бердзнишвили; 1912-1916), архим. Николай (Наморадзе; 1919-1923), прот. Трифон Сулакадзе (1957-1977), архим. Торникий (Мосешвили; 1978-2007), архим. Елеазар (Иванеишвили; с 2008). Святыни

http://pravenc.ru/text/2564254.html

разряды», III, 652 (встреча вселен. патриархов 1666 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел крест. 748 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 83 (в 1722 г. имел в Москве, за Яузск. воротами, в Никит. приходе, деревян. подворье), ч. 2, 177 (дело об иеродиаконе м-ря Аркадие Бредихине); III, 116 (прошение 1723 г. иеродиакона Арсения о помещении его в братство Флорищевой пуст.), 170 (дело об архим. м-ря Софроние Лихудиеве), прилож., CLXVII, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в вотчин. м-ря в 1723 г.); VI, 48 (на м-ре с 1712–24 накопились недоимки 3.360 руб.), 231 (прошение 1726 г. архим. Софрония Лихудиева об отдаче в м-рь его вотчин по-прежнему); VII, 1727 г., 192 (дело о доставлении сведений о числе двор. и душ в вотчинах м-ря); VIII, 1728 г., 7 (доношение генер. майора Синявина на крестьян м-ря), 124 (жалоба архим. Софрония на казначея иером. Корнилия), 142 (доношен. архим. Софрония об определении в м-рь вновь наместника иером. Галактиона), 175 (доношение архим. Софрония о непослушании казначея Корнилия), 320 (доношение на подъячего Панкрата Иванова); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2369 (межев. книга 1672 г. дровосечного леса вотчина м-ря в дер. Дарки); II, 3286 (можев. кн. 1670 г. вотчин. земли в пустоши Доровской Старорязан. стана); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XL, 473 (древн. Рязан. епархии); “Труды Рязан. Учен. Архивн. Комм.», 1887 г., I, вып. 2, 11 (денежная расходн. тетрадь старосты села Преображен., Тамбов. вотчины м-ря; 1713 г. архим. Исаакий), 20 (отписки 1689 г. архим. Игнатию с Москов. монастыр. подворья приказных и память в с. Григорьевское, Зарайск. у.), 21 (единогласный приговор братии м-ря 1722 г. относительно головщика Иова; архим. Исаакий), 37 (письмо архим. Протасию, 1663–80 г., Василия Колтовасова о засечных делах), 39 (челобитн. 1686 г. келаря Антония и братии на архим. Павла, постриженца Богослов. м-ря), 40 (письмо 1689 г. старца Герасима к архим. Игнатию и челобитн. 1722 г. крестьян села Преображенского), 64 (память 1711 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Варсонофий. С 1753 г. Н. П. м. возглавлял архим. Палладий (Юрьев) , в 1758 г. хиротонисанный во епископа Рязанского и Муромского, а в 1778 г. удалившийся на покой в нижегородскую обитель с правом управления ею. Известный духовный писатель и проповедник еп. Палладий переписывался со старцами Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Ефремом (Коротковым) , иером. Пахомием (Леоновым) . В 1772 г. Н. П. м. возглавлял архим. Константин (Борковский), 1-й ректор Нижегородской ДС, в 1773-1774 гг.- архим. Аггей (Колосовский) , в 1774 г. хиротонисанный во епископа Белгородского, в 1790-1794 гг.- архим. Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1795 г. хиротонисанный во епископа Подольского, в 1799-1802 гг.- архим. Гедеон (Ильин-Замыцкий), в 1805 г. хиротонисанный во епископа Вятского, в 1821-1828 гг.- архим. Гавриил (Городков) , в 1828 г. хиротонисанный во епископа Калужского, в 1847-1850 гг.- Нижегородский еп. Иаков (Вечерков). С этого времени настоятелями монастыря являлись архиереи Нижегородские и Арзамасские, а с 1866 г.- епископы Балахнинские, викарии Нижегородской епархии. Согласно Латухинской Степенной книге 1676 г., численность братии при основателе архим. Дионисии доходила до 900 чел. (Латухинская Степенная книга: 1676 г. М., 2012. С. 300), однако эта цифра представляется завышенной. Среди учеников архим. Дионисия следует упомянуть прп. Евфимия Суздальского - основателя Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря, прп. Макария Желтоводского и Унженского - основателя Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря и Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря . Одним из известных насельников мон-ря был Павел Высокий . В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. численность братии достигала 100-105 чел. Во время русско-швед. войны средства насельников Н. П. м. были вложены в строительство в Воронеже военного корабля «Орёл». Среди послушников Н. П. м. при архим. Макарии (1620-1628) был и Никита Минов, буд. патриарх Никон. При избрании патриарха в настольной грамоте от 6 июля 1652 г.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Т.Р. Руди Жития Новгородских святых в Прологе Папского Восточного института А.Г. Бобров Стишной Пролог за март-август, хранящийся в Папском Восточном институте в Риме под шифром Slavo 5, был лишь сравнительно недавно введён в научный оборот. Описание собрания рукописей Папского Восточного института было опубликовано А. Джуровой и К. Станчевым только в 1997 г. 1754 , хотя сама рукопись Slavo 5 начала XVI в 1755 . была куплена Папским Восточным институтом на аукционе «Международная книга» в Ленинграде ещё в 1934 г 1756 . В 2002 г. А.А. Турилов напечатал в журнале «Славяноведение» рецензию на это описание, причём он пришёл к принципиальным выводам, что все находящиеся в Прологе Slavo 5 краткие жития русских святых уникальны, неизвестны по другим спискам, и что сама рукопись имеет псковское происхождение 1757 . Об интересующем нас манускрипте речь идёт также в новейшей статье А.А. Турилова и М.А. Шибаева об архиепископе Евфимии, опубликованной в «Православной энциклопедии». Авторы осторожно датируют рукопись 1-й четвертью XVI в. и говорят о Житии Евфимия Новгородского, что «подобно большинству других русских житий в составе этой рукописи (свт. Василия Калики, прп. Евфимия Суздальского и др.) текст его уникален», а «факт его создания свидетельствует о распространении почитания Евфимия в ранний период (между 1479 и 10-ми гг. XVI в.) за пределами Новгородской земли». Поскольку Евфимий в заглавии назван «великим Новоградьским новым чюдотворьцем, архиепископом Пыжова Великаго», авторы подтверждают сделанный ранее А.А. Туриловым вывод о псковском происхождении рукописи, а также затрагивают вопрос об источниках текста Жития Евфимия (см. подробнее ниже) 1758 . Всего в Стишном Прологе находится 23 текста, посвящённых памяти русских святых или событий: Евфимия Новгородского (10 марта, л. 3 об.−4); Ионы митрополита (30 марта, л. 34 об.); Евфимия Суздальского (1 апреля, л. 36 об.−37); Перенесения мощей Бориса и Глеба (2 мая, л. 79−79 об.); Феодосия Печерского (3 мая, л. 80 об.−82); Освящения Десятинной церкви князем Владимиром (12 мая, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В главе второй (225–364) г. Остроумов говорит об иноке Евфимии, как переводчике. Даётся хронологический перечень переводов Евфимия с указанием, по какому поводу был сделан перевод, с какого оригинала, как относится перевод Евфимия к существовавшим ранее переводам, в каких хранится списках и т. д. Для харак- —273— теристики этой стороны деятельности Евфимия приводятся примеры слов и выражений из переводов Евфимия, отличающихся вообще крайним буквализмом. Указывается влияние общественных условий на образование переводческих правил Евфимия, а также влияние переводных трудов Епифания Словинецкого и словарей Свиды и Кнапия и в заключение отмечается значение переводов Евфимия. Глава третья распадается на два отдела, из коих в первом (365–527) излагается полемика Евфимия с латинствующими по вопросу о времени пресуществления Св. Даров, а во-вторых (527–603) даётся обзор полемических сочинений Евфимия по вопросу о превосходстве греческого языка и образования перед латинским. Частнее в первом отделе отмечается время и причины распространения в Великороссии латинского учения о времени пресуществления Св. Даров, главным образом, по свидетельствам инока Евфимия и даётся обзор полемических трудов той и другой стороны, т. е. латинской и греческой. Из трудов Евфимия указываются „Показание на подверг“, „Опровержение латинского учения“, „Показание истины“ и др. В заключение представляются достоинства и недостатки и общее значение полемики Евфимия и участие его в составлении полемических сборников „Остен“ и „Щит веры“. Во втором отделе автор излагает положение вопроса о направлении образования до Евфимия и при нём, и говорит затем об обстоятельствах происхождения, содержании, характере и значении усвояемых Евфимию сочинений „Книга на оглаголующих Священную Библию“, „Довод“ и „Рассуждение“. Глава четвёртая (603–776) – „о трудах Евфимия смешанного характера“ распадается на три отдела, причём отдел второй в свою очередь разделяется на два §§. – Отдел первый (603–692) имеет своим предметом проповеди Евфимия. После предварительных замечаний о положении русской проповеди ко времени Евфимия, автор показывает обстоятельства происхождения, содержание, характер и значение проповедей Евфимия: „о хитрости“, „о милости“, „без веры невозможно угодити Богу“, „на бывшее чудо в Колоссаех“, „о житии св. Алексия митрополита“ и „поучение от иерея детем духовным“. – Предметом вто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010