И. принял постриг в Отенском мон-ре при архим. Харитоне, основателе обители. Через нек-рое время он был рукоположен во иерея, затем стал игуменом Белого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , кончанской обители Неревского конца Новгорода. После смерти 10(12) марта 1458 г. Новгородского архиеп. свт. Евфимия II И. 19 марта был избран владыкой в Новгороде в соборе Св. Софии «жребием, и нароком всех людий, и изволением всего собора» (БЛДР. Т. 7. С. 238; ср. запись об этом событии в списке Иерусалимского устава из новгородского Хутынского мон-ря ГИМ. Син. 332 - Бобров. 2001. С. 44). Согласно «Летописи Авраамки», 1-я часть к-рой была переписана в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. и отражает владычное летописание эпохи архиерейства И. (возможно, оригинал свода И.), др. кандидатами на кафедру кроме «игумена святого Николы» И. были хутынский игум. Леонтий и мон. (игумен?) Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Варлаам (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197). В летописном рассказе об избрании И. и о введении его на владычный двор он характеризуется как «благоумный, и смиреный, и нищелюбивый» (Там же). 11 янв. 1459 г. вместе с послами от Вел. Новгорода И. отправился на поставление в Москву. По пути И., вероятно, посетил Троице-Сергиев монастырь , дав обет построить в Вел. Новгороде храм в честь прп. Сергия Радонежского . 1 февр. И. был хиротонисан в Москве во архиепископа Новгородского Собором епископов (в составе Феодосия (Бывальцева) Ростовского, Филиппа Суздальского (см. Филипп I , митр. Московский и всея Руси), Геронтия Коломенского , Евфросина Рязанского; 3 первых епископа позднее стали митрополитами всея Руси) во главе со св. митр. Ионой . И. дал митрополиту грамоту с обещанием не иметь отношений с непризнанным в Москве Киевским митр. Григорием . Такую же грамоту И. дал вел. князьям Василию II Васильевичу и Иоанну III Васильевичу . После кончины свт. Ионы в 1461 г. митр. Феодосий разослал рус. архиереям, в т. ч. И., послания с призывом быть верными своему обещанию и не подчиняться Григорию (грамота митр. Феодосия И.- РИБ. Т. 6. 95. Стб. 691). В Вел. Новгород И. прибыл 6 марта, был торжественно встречен новгородцами.

http://pravenc.ru/text/578254.html

- Напрестольный крест восьмиконечный, обложенный серебром и с трех сторон вызолоченный, с чеканными на верхней стороне изображениями. - Синодик писан 1717 г. В нем, кроме родителей преп. Макария Желтоводского, записан на 6-м листе «род Знаменского собора протопопа Михаила», а на листе 17 «род Знаменского собора протопопа Михаила Игнатьева». Это доказывает, что при Мироносицкой церкви постоянно были протоиереи. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н. К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857. Одна из самых древних церквей Нижнего Новгорода, восходит к XIII веку; до 1649 года была деревянная, затем каменная двухэтажная. Существующая церковь Знамения и святых Жен Мироносиц возводилась в середине XVII века. Строительство было завершено в 1649 году, тогда же получили два антиминса для освящения престолов церкви. В храме два престола: один — в честь иконы Божией Матери «Знамение» (располагался в зимней церкви), другой — в честь Жен Мироносиц – был в летнем храме. Если раньше в приходах обычно рубили две церкви: небольшую теплую для ведения службы зимой и более просторный летний храм, — то в данном случае обе церкви разместились в одном здании. К северной стороне трапезной был пристроен двухэтажный придел в честь святых апостолов Петра и Павла. Верхнее его помещение стало использоваться как придел в честь Евфимия Суздальского и паперть холодной церкви. В 30-е годы XIX столетия епископ Мефодий (1826–1826) освятил в нижней церкви новый придел в честь препеодобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. К 1897 году храм был расширен за счет денежных пожертвований в размере 18600 рублей, сделанных вдовой церковного старосты А. Я. Бочкарева Марией Бочкаревой. Ее примеру последовали и другие прихожане. Знаменская церковь Нижнего Новгорода замечательна тем, что в ее приходе родились и были крещены святые преподобные Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский.

http://sobory.ru/article/?object=00918

Закрыть День памяти преподобного Варсонофия Оптинского Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского 14.04.2024 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелёгок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

1. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Глас 4-й. Прп. Марии Египетской. Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца. Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца. Прп. Варсонофия Оптинского . Прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба прп. Марии Египетской переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 31 марта). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 7, и Триоди (прп. Иоанна), глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди (прп. Иоанна), глас 5-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу стихиры храма, от стиховных. На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – Триоди (прп. Иоанна), глас 2-й: «На земли ангела...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О чудесе новаго...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна), глас 1-й: «Пустынный житель...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди – 1-й (о впадшем в руки разбойников) на 4 и 2-й (прп. Иоанна) на 4. Примечание. «Каноны: воскресный с Богородичным на 6: и Триоди на 4, глас 5-й: и святаго на 4, глас 8-й» (Типикон, гл. 49, «Неделя 4-я святых постов»). Данное предписание Устава может быть истолковано как указание на пение трех канонов: воскресного со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы единожды), Триоди – 1-го (о впадшем в руки разбойников) на 4 и 2-го (прп. Иоанна) на 4. (Ср.: Типикон, гл. 49, «В Неделю 5-ю святых постов».)

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-14/

Владимир, 18882; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 191; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 174-175; Голубинский. Канонизация святых. С. 85, 104, 546; он же. История РЦ. Т. 3. С. 321-322; Т. 4. С. 182, 594, 596. Примеч. 3. С. 598; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 3-5; Серафим (Чичагов), архим. Житие прп. Евфимия, священно-архимандрита, Суздальского чудотворца: Ко дню 500-летия кончины прп. Евфимия. СПб., 1904; Житие прп. Евфимия Суздальского. Од., 1912; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: По «житиям святых». М., 1966. С. 156-158; Колобанов В. А. Владимиро-Суздальская лит-ра XIV-XVI вв.: Учеб. пособие. М., 1975. Вып. 1. С. 109-115; 1976. Вып. 2. С. 17-44; 1978. Вып. 3. С. 39-54; он же. Владимиро-Суздальские лит. памятники. М., 1982. С. 92-118, 141-146; Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: Повесть о Митяе. СПб., 20002. С. 132-134, 142; Дмитриева Р. П. Григорий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 169-172; Черторицкая Т. В. Новый список Жития Евфимия Суздальского: (Старые проблемы)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 232-237; ЖСв. Янв.-апр. С. 473-506; Дмитриевский С. М. Агиографические источники о роли нижегородского Печерского мон-ря в общежительной реформе XIV в.//Древнерус. книжная традиция и совр. нар. лит-ра: Тез. докл. междунар. конф. 14-16 окт. 1998 г. Н. Новг., 1998. С. 18-22; Житие прп. Евфимия, Суждальского чудотворца. Суздаль, 2004; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 49-63; Пудалов Б. М. «Житие Евфимия Суздальского» и спорные вопросы истории вел. княжества Нижегородского//ДРВМ. 2005. 3(21). С. 81-83. Д. Ю. Кривцов, А. В. Маштафаров Иконография Изображения Е., как и мн. основателей крупных среднерус. мон-рей (напр., преподобных Пафнутия Боровского, Саввы Сторожевского, Иосифа Волоцкого), встречаются сравнительно редко. Это объясняется особенностями его почитания, к-рое ограничивалось в основном Спасо-Евфимиевым мон-рем в Суздале, др. мон-рями и храмами Суздальской епархии и Н. Новгорода как места рождения преподобного.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Пименов, при участии Г. А. Широковой) были восстановлены первоначальная планировка с 2 входами с сев. галереи, прежние оконные проемы (заложены вновь прорубленные, разобраны поздние крыльца (полностью - XIX в. на зап. фасаде и частично - XVIII и XIX вв.- на южном)), профили на барабанах глав, позакомарное покрытие, полихромная окраска отдельных деталей (архивольты закомар, ниши фризового пояса). К особенностям архитектуры собора следует отнести архаичность декоративного убранства фасадов, малое количество окон, тяготение к приемам XVI в. в решении интерьера, что, возможно, было вызвано стремлением воспроизвести пространственные характеристики разрушенного оползнем собора XVI в. Размеры храма в плане - 18×18 м, высота до закомар - 15 м, зап. притвор в плане - 18×10 м, его высота до карниза - 9 м. Общая высота собора до подкрестного яблока центральной главы - 30 м. Интерьеры собора были расписаны фресками, иконостас выполнил нижегородский мастер Милетий Иванов. Историческая отделка помещений не сохранилась, существующий в церкви резной иконостас и иконы - современной работы. Нижегородский Печерский мон-рь. Вознесенский собор (в центре), справа: Надвратная ц. во имя прп. Евфимия Суздальского (1645), слева: колокольня (1630–1639). Фотография. 10-е гг. XXI в. Нижегородский Печерский мон-рь. Вознесенский собор (в центре), справа: Надвратная ц. во имя прп. Евфимия Суздальского (1645), слева: колокольня (1630–1639). Фотография. 10-е гг. XXI в. Надвратная каменная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского сменила деревянное строение с престолом с тем же посвящением, построенное по храмозданной грамоте 1629 г. и сгоревшее в нач. мая 1640 г. Месяц спустя Московский патриарх Иоасаф дал благословенную грамоту печерскому архим. Макарию на перенос на ее место «пустой» (без службы) др. деревянной церкви во имя свт. Николая Чудотворца «на бечеве», стоявшей на волжском берегу ниже места, где прежде располагались строения древнего Н. П. м. Вероятно, деревянные ворота и надвратная церковь после пожара так и не были восстановлены.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

И с других двух сторон - восточной и южной - обложена медною посеребряною латунью. На тех сторонах тоже наложены четыре клейма медных, чеканных, позолоченных, из коих в среднем вычеканены в молитвенном положении пред Св. Троицей преподобные Евфимий Суздальский и Сергий Радонежский чудотворцы, а в сторонних вырезаны с чернью тропари Преображения Господня и преподобнаго Евфимия... В раке весу серебра один пуд двадцать семь фунтов и три четверти. Внутри раки и крышка обиты малиновым бархатом... На крышке по бархату лик преподобного Евфимия в схиме, вышит серебром и проложен разноцветными камнями... Самый балдахин устроен из четырех колонн резной работы, вызолоченных... вверху на северную и западную сторону к колоннам прикреплена арка, украшенная резьбою, вызолоченною... в средине же на лицевой северной стороне в раме на кругообразной дске - лик преподобного Евфимия по золотому фону, а кругом онаго резныя вызолоченные слова: «Преподобне отче Евфимие, моли Бога о нас», а внутри изображение Спасителя и сверху крест четвероконечный вызолоченный» (РГАДА. Ф. 1203. Оп. 1. Вязка 350. 1. Л. 18 об.- 19 об.). При раке находились принадлежавшие Е., по монастырскому преданию, вериги, митра, железный посох, медный крест, а также напрестольное Евангелие, по которому служил святой. Архим. Спасо-Евфимиева мон-ря сщмч. Серафим (Чичагов) после осмотра мощей Е. доложил 11 нояб. 1899 г. Владимирскому и Суздальскому архиеп. Сергию (Спасскому) о ветхости одеяния и неподобающем для архимандрита и схимника характере одежд на мощах святого. В ответном письме владыка благословил переоблачить св. мощи. На просьбу архим. Серафима об отделении от мощей частицы для ношения в крестных ходах архиерей ответил отказом. 12 февр. 1919 г. гробница святого была вскрыта и опечатана представителями уездного исполнительного комитета. До 1922 г. рака оставалась в мон-ре. 4 мая 1922 г. она была конфискована и поступила в Суздальский уездный финансовый отдел, мощи Е. были переданы в музей, до нач. 40-х гг. XX в. они были выставлены в экспозиции антирелиг.

http://pravenc.ru/text/187661.html

И. скончался и был похоронен в старицком Успенском мон-ре; святителя отпевали Крутицкий митр. Пафнутий, Тверской архиеп. Феоктист, архим. Дионисий (Зобниновский) в сослужении духовенства. Спустя нек-рое время архим. Дионисий воздвиг над погребением И. «палатку». Согласно описи старицкого Успенского мон-ря 1607 г., И. незадолго до кончины сделал в мон-рь неск. значительных вкладов. 13 июля 1606 г. он передал обители 56 томов своей келейной б-ки. Помимо богослужебных книг среди них были Острожская Библия , Учительное («толковое») Евангелие «виленской печати», Римский патерик и Беседы на Евангелие папы Григория Великого, Шестоднев Иоанна Экзарха, Маргарит (рукописный), сочинения прп. Феодора Эдесского, Жития преподобных Евфимия Суздальского и Сергия Нуромского (Обнорского), «книга из Палеи, да в нейже правила святых апостол и святых отец», «книга в полдесть, в начале Черниговским четыре Слова» и др. 22 окт. 1606 г. И. дал вкладом в мон-рь по своему келейнику старцу Афанасию 3 иконы деисуса в драгоценном окладе. Среди иконной «казны» И., оставшейся после смерти патриарха в Успенском мон-ре, большинство составляют изображения рус. святых: икона прп. Авраамия Ростовского, 2 иконы св. кн. Александра Ярославича Невского, икона св. митр. Алексия («Алексея чудотворца»), 2 иконы прп. Антония Сийского , 4 иконы святых Бориса и Глеба «на золоте», 3 иконы прп. Димитрия Прилуцкого, образ прп. Ефрема Новоторжского «на золоте», икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, припадающих к ногам стоящего Спасителя, иконы прп. Иосифа Волоцкого и прп. Корнилия Комельского, молящихся перед образом Богоматери, 2 иконы прп. Макария Калязинского «на золоте», образ прп. Павла Обнорского, икона прп. Саввы Сторожевского «на золоте», «пять образов Ярославских чудотворцев, на золоте». Известны более ранние вклады И. в кремлевский Успенский собор: Требник, данный по новоспасскому архим. Закхею (15 дек. 1602; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 227), лицевой Служебник (1 мая 1604; ГИМ. Син. 1074). На листах Служебника написано только по 9 строк. По мнению М. В. Щепкиной, организация текста в рукописи обусловлена тем, что кодекс был создан по заказу слабовидящего И. Рукопись является памятником книжного искусства (см.: Кондрашкина Е. С. Кодикология лицевых литургических рукописей Москвы рубежа XVI-XVII вв.: АКД. М., 1996. С. 14-16). Литературные труды

http://pravenc.ru/text/578144.html

В соборе также находятся могила Суздальского еп. Иова ( 1594) и памятная надгробная плита 2-й пол. XIX в. Сибирского и Тобольского митр. Павла ( 1692). До 40-х гг. XX в. на арестантском кладбище существовало захоронение декабриста кн. Ф. П. Шаховского, скончавшегося в тюрьме в 1829 г. Святыни и древности Главной святыней Е. м. были мощи прп. Евфимия Суздальского, обретенные нетленными при копании рвов во время возведения Преображенского собора. После окончания строительства (ок. 1517-1518) мощи были перенесены в храм и помещены в раку. В 50-60-х гг. XVI в. святыня была перенесена в новый собор, сохранившийся до наст. времени. Согласно монастырской описи 1660 г., в 1-й пол. XVII в. гробница стояла в Никольском приделе ( Тихонравов. 1878. С. 21). 22 февр. 1657 г. мощи переложили в новую раку, установленную в соборе «от праваго крилоса направе», вероятно в Евфимиевом приделе. Старый гроб, «кой устроен был преж сего над мощьми чудотворца Еуфимия - три цки: две длинныя, одна короткая, а те дски обложены серебром», был помещен в «книгохранительницу» (Там же. С. 38). Новую гробницу покрыли бархатом, «с дву сторон круживо серебряно, кованое золотом», положили покров, шитый золотом и серебром по червчатому бархату, украшенный жемчугом. В подножии раки находилась серебряная лампада на оловянном поддоне - вклад боярина кн. И. И. Шуйского (Там же. С. 20). В челобитной от 30 мая 1679 г. патриарху Иоакиму архим. Тимофей просил благословения «чудотворцу раку построить вновь, и обложить серебряным окладом, и в раке выслать стены достойно, и что марта в 29 день мастеров серебреников подрядили строить оклад на чудотворцову раку, сребреной, резной, и позолотить, как и у прочих святых бывают». В ответной грамоте от 28 июня того же года патриарх «раку строить не указали до тех мест, как в Суздале архиепископ будет». В 1683/84 г. Суздальский митр. Иларион переложил мощи основателя в новую раку, стоявшую в Евфимиевом приделе Преображенского собора. Согласно монастырским описям 1758 и 1763 гг., «около той раки с трех сторон оклад...

http://pravenc.ru/text/187637.html

во время оползня, разрушившего обитель (Нижегородский летописец. 1886. С. 38). В писцовой книге Н. Новгорода 20-х гг. XVII в. упомянуты посвященные Е. приделы: в Крестовоздвиженской ц., стоявшей на подворье Печерского мон-ря в Нижегородском кремле, при ц. Св. Софии, Премудрости Божией, в нижегородском Благовещенском мон-ре (Писцовые книги XVII в. по Н. Новгороду//РИБ. Т. 17. 1898. Стб. 63, 346, 347). Придел во имя Е. был освящен ранее 1647 г. в соборе Преображенского мон-ря в с. Пурех. Эта обитель была основана в 1-й пол. XVII в. покровителями нижегородского Печерского мон-ря - князьями Пожарскими ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 370, 420), в 1-й четв. XVIII в. она была упразднена, храм преобразован в приходский (закрыт в 1935, возвращен Церкви в 90-х гг. XX в.). В переписной книге 1678 г. в Васильевском мон-ре Гороховецкого у. указывается ц. Василия Великого с приделом в трапезе во имя Е. В XVII в. в нижегородской Мироносицкой ц., близ которой, по преданию, родились преподобные Е. и Макарий, также имелся посвященный Е. придел (Там же. С. 104; существовал еще в нач. XX в.). В кон. XIX в. известны посвященные Е. (вместе со свт. Дионисием и прп. Макарием Унженским) надвратная (Спасо-Евфимиева) ц. в нижегородском Печерском мон-ре, придел в храме во имя святых Космы и Дамиана в с. Коровники близ Суздаля. Лит.: Фёдоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. 2. С. 25-28, 36, 52; Иоасаф (Гапонов), иером. Краткие сведения о св. угодниках и местночтимых подвижниках благочестия, коих св. мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860. С. 57-61; Филарет (Гумилевский). РСв. Кн. 1. С. 427-434; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 122, 135, 140, 142, 180; Сахаров Л. И. Ист. описание суздальского 1-классного Спасо-Евфимиева мон-ря. Владимир, 1870; Описание о российских святых. С. 208-209; Ключевский. Древнерусские жития. С. 284-286; Досифей. Житие прп . и богоносного отца нашего Евфимия, Суздальского чудотворца.

http://pravenc.ru/text/187661.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010