госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 1.227 двор. крест.); “Опис. документов и дел архива св. Синода», I, 375 (дело 1721 г. о спорных пустошах с Иосифов. м-рем); II, ч. 1, 81 (в 1722 г. имел подворье в Москве, в Китай-городе, в переулке между Варвар. и Ильин. улицами с церковью и камен. строением в 3 палаты), 1048 (дело 1722 г. об исправлении Москов. подворья), ч. 2, 98 (о том же), 119 (в 1722 г. м-рь доставил серебр. посуду и лом для денежн. двора), 208 (дело о поселении в вотчине м-ря на р. Татарке по Можайской дороге новой деревни), 329 (дело 1722 г. о Верейском попе Андрее; архим. Арсений); III, 1723 г., 391 (за м-рем значилось село Ульяновское Твер. губ. еще в 1609 г.), прилож., XXVII (в 1704 г. из вотчин м-ря отдано иноземке Анне Елизаровой село Всесвяцкое с дерев. и 41 двор.), (в 1707 г. отдано Петру Шафирову Подмосков. вотчина село Ильинское с дерев. и с 24 двор.); IV, 1724 г., 205 (указ Синода архим. Корнилию о постриж. заштат. диакона Спасской, что на Глинищах церкви, Алек. Петрова), 507 (доношение Моск. Синод. Канцелярии о присылке в оную дела о поступках умершего архим. Арсения); VI, 1726 г., 56 (вызов архим. Корнилия в СПб. на чреду священнослуж.), 161 (доношение архим. Корнилия об ослушании крестьян и неплатеже ими недоимок; в 1717 г. архим. Арсений), 503 (прошение архим. Корнилия об отдаче м-рю принадлежавших ему прежде вотчин в Оболенском уез.); VII, 1727 г., 314 (прошение архим. Корнилия о выдаче ему 100 руб.), 325 (архим. Дорофей был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.), 364 (архим. Корнилий умер в СПбурге 23 нояб. 1727 г. и тело его отвезено для погребения в м-ре); VIII, 1728 г., 71 (прошение м-ря о посвящении в архимандриты келаря Дорофея, что и исполнено), 156 (доношение архим. Дорофея об оставшихся после архим. Арсения пожитках), 333 (прошение крестьян м-ря об определении в келари иеродиакона Иова), 353 (прошение иерод. Иова на нарядчика м-ря Осипа Рубцова), 684 (определение в келари м-ря иеромонаха Иакова); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 78 (межевая книга 1685 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

врем. Печер. лавре на пристойные м-ря, ставропигию и разн. местности; о списании с оных списков и об отсылке в Киев по причине сгоревших прошлого года в пожаре подлин. крепостей); Макарий, “Ист. Р. Ц.», II, 45 (история, заимствов. из “П. Собр. Л.», I, 67, 79, жития преп. Феодосия, посланий Симона и Поликарпа, Киев. Патерик), 110 (сочинения преп. Феодосия), 141 (Черноризец Иаков), 158 (преп. Нестор), 221 (икона Успен. Б. М.), 223 (икона Б. М.), 234 (открытие мощей преп. Феодосия), 332 (Сказ. о начале м-ря); III, 32 (св. Нифонт), 40 (состояние м-ря), 181 (Послание св. Симона Поликарпу и Поликарпа архим. Акиндину), 202 (архнм. Досифей); IV, 168 (архим. Серапион, Давид, Николай); V, 209 (два послания Фотия); VII, 448 (преп. Нифонт); “Акты Археогр. Эксп.», II, 64 (Челобит. 1606 г. чернеца Варлаама о соучастии Гришке Отреп.); “Акты истор.», I, 289 (Собор 1509 г. в Вильне; архим. Иона); “Акты к истор. Ю. и З. Р.», I, 19 (Ж. гр. 1437 г., Мишковичу на земли; при грам. присутствовал архим. Авраамий), 76 (Корол. гр. 1524 г. касательно исправления повинностей людьми Печер. архим. Филарета), 80 (Гр. 1525 г. о предоставлении быв. Печер. архим. Антонию управлять Богородиц. м-рем в Овруче), 82 (Послушн. королев. гр. 1526 г. старцам м-ря о повиновении вторично архим. Антонию), 88 (Гр. 1528 г. кн. Конст. Конопли, чтобы он не вступался в дани и доходы с людей имения Грушков, отказан. м-рю кн. Ив. Соколинским), 91 (Духовн. 1529 г. старосты Слоним. Мих. Богуша Боговитиновича о погребении его в м-ре), 120 (Вкладная запись 1550 г. м-рю на данники в селе Старинщане), 135 (Письмо 1559–1567 г. архим. Илариона о набеге татар и проч.), 161 (Корол. подтвердит. гр. 1571 г. архим. Илариону Песочинскому на село Вишенки), 162 (Королев. решение 1571 г. по спорн. делу архим. Илариона Песочинского с Богд. Конюским о праве на архимандр. в м-ре), 168 (Ж. гр. 1574 г. Мелешку Хребтовичу на Киево-Печер. архимандрию в пожизнен. управление; архим. Иларион); 169 (Запись 1574 г. архим. Ионы Деспотовича, в получении от Бутовича суммы за имение Брусилов, бывшее в залоге), 198 (Гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1491 г. при архим. Константине монастырь Евфимиев сгорел. Константин скорбел, смущаясь сомнением, не гневается ли на него за то Евфимий, как бы за дело нерадения его об обители? Преподобный, явившись одному брату, сказал: «скажи, брат, архимандриту Константину, что я ничего не имею против него». Успокоенный Константин, при пособии благотворителей, восстановил келлии братские. Преемник его Кирилл, впоследствии архиепископ ростовский, решился построить новый каменный храм. При копании рвов нашли мощи преп. Еивфимия: лицо было светлое и ризы как вчера надетые. Это было 7 июня 1507 года. 743 – Преп. Евфимий с того времени прославился множеством чудес. 744 Весьма назидательны два из них. Келарь Киприян по своеволию надмения раздавал пищу, кому и как хотел, тогда как по уставу предлагалась она только в трапезе. В сонном видении явился ему преп. Евфимий с жезлом в одной руке и с горящей свечой в другой, угрожая наказать его за своеволие. Келарь в испуге каялся, а потом забыл обещание свое. Преподобный снова явился и поразил его расслаблением членов. – Больной получил исцеление у раки преподобного тогда, как пред всеми исповедал грех свой. – Один поселянин сильно страдал от лихорадки. Брат его, выслушав молебен в обители за больного, взял для него квасу. Дорогой пришло ему на мысль: «что пользы в этом квасе для больного? Лучше позвать кудесника». И чувствуя жажду выпил квас. Вслед за тем явился ему кто-то в белой одежде и митре и грозно сказал: «как смел ты пренебрегать дар Божий? Господь для Евфимия хочет исцелить брата; воротись, приложись к раке и спеши к брату». Когда исполнена была эта воля: больной исцелился. 745 У старца Никодима болезнью скорчены были ноги и он уже не чаял быть живым. Явившийся по молитве Евфимия помазал ему мастью ноги и больной встал здоровым. Рыболов Патрикий лежал в лихорадке; явившийся преподобный осенил его крестным знамением и Патрикий пошел ловить рыбу. В обители Евфимия есть несколько памятников с молитвами и хвалами чудотворцу Евфимию. На серебряном потире читается надпись: «7108 (1600) дала княгиня Анна чудотворцу Евфимию по душе князя Даниила Ногтева, в иноцех Евфимия». На серебренной лампаде кн. Шуйского такая надпись: «л. 7143 (1635) сделана пред раку преп. Евфимия чудотворца; кто веру подержит Евфимию чудотворцу, тот и нальет; а из монастыря не вынести никуда». – Знаменитый защитник отчизны кн. Дмитрий Михайлович Пожарский дал (окт. 1644 г.) евангелие с надписью: «великому чудотворцу Евфимию»; супруга его (марта 2 1644 г.) – плащаницу, шитую золотом и серебром, «в дом чудотворца Евфимия». 746

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Смотря на обширные и достоверные свидетельства об этих золотых веках Иерусалимской пустыни, мы должны убедиться в особой милости Божией, которая для нашего усовершенствования благоволила сохранить такую славную летопись деяний человеческого духа. Промысл Божий избрал для этого двух великих мужей, полных высокого духовного совершенства и необыкновенной учености, которые перед вторжением исламизма посвятили всю свою жизнь на изучение и собрание памятников этого чудесного света. То были блаженный Иоанн Мосх и св. Софроний». (Архим. Леонид) Предоставим тому же наблюдателю, хорошо ознакомившемуся с пустынею св. града, перечисление обителей пустыни, процветавших в VI веке. Прежде всего, он следующим образом исчисляет обители, расположенные в горной части пустыни: 1) Лавра Фаранская, получившая свое название от близлежащего селения Фаран. Место этой обители указано в житии прп. Евфимия следующими словами: «Прииде (Евфимий) в лавру, нарицаемую Фаран, отстоящую в расстоянии шести миль от св. града». 2) Лавра Сукка (по-сирски), или Ветхая лавра (по-гречески), развалины которой видны доселе близ Фекуи в Уади-Харитун. 3) Монастырь Феоктистов, называемый так по имени друга и спостника Евфимиева прп. Феоктиста, бывшего первым начальником этого монастыря. Основан им же, по выходе из лавры Фаранской, в той же пустыне св. града. Место монастыря Феоктистова доселе в точности не определено. Для отыскания его служит путеводной нитью следующее указание из жития прп. Евфимия. Явившись во сне сыну старшины сарацинского Аспевету Теребону, старец сказал: «Я – Евфимий и живу в восточной (стране) пустыне, при потоке, протекающем на южной стороне дороги, ведущей в Иерихон, в десяти милях от Иерусалима». Живших при этом потоке отшельников первые открыли лазарийские (вифанские) пастухи. Они и теперь служат лучшими проводниками для разыскания места древней обители, потому что развалины ее находятся доселе вблизи их пастбищ. В том же житии (прп. Евфимия) расстояние Феоктистова монастыря от лавры прп. Евфимия определяется пространством трех миль; он называется нижним по отношению к лавре прп. Евфимия, конечно, потому, что был построен на дне потока, а лавра – среди возвышенной долины, на холме. 4) Лавра прп. Евфимия, обращенная, по его кончине, в киновию, чрез что и уцелели до позднейшего времени ее развалины. Турки, овладев Палестиной, обратили ее в свой монастырь, вероятно, из уважения к местному преданию о благодеяниях, оказанных св. мужем, здесь погребенным, окрестным жителям. Монастырь этот мусульмане (привыкшие искажать христианские предания) назвали по-своему монастырем пророка Моисея, Неби-Муса. Нельзя сомневаться, что он стоит на развалинах знаменитой обители, промыслительно сберегая от конечного забвения гроб святого отца иночествующих этой пустыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но в отношении к несущественному мы находим в ней на Москве за наше время некоторые особенности и отличия от до-монгольских Суздаля – Владимира. Эти особенности и отличия суть следующие: Алтарные абсиды начали быть устрояемы более низкими, нежели как они делались в период до-монгольский. В период до-монгольский они обыкновенно устроялись так, что немного не достигали высоты самых церквей ( см. I т. 2 половину стр. 54/62 ); в рассматриваемое нами время они начали быть устрояемы на треть и на половину ниже самых церквей 460 . Вместо трёх алтарных абсид начало быть устрояемо при церквах по пяти этих абсид. Впрочем, церквей с пятью алтарными абсидами известно за наше время всего одна, это – Московский Успенский собор. Тамбуры или трибуны куполов (cfr I т. 2 половина, стр. 30/34 ) начали делать более узкими (тонкими), чем в период до-монгольский, так что они принимают вид простых подглавных шеек 461 . Боголюбский ввёл украшение наружных стен церквей посредством барельефов (I т. 2 половина стр. 38/43 и 49/56 ). Этих барельефов, столько характерных и столько характеризующих церкви, мы не находим на церквах московских. При больших церквах до-монгольского периода, которые были вместе с тем и важнейшими по значению (княжескими, кафедрально-епископскими) были устраиваемы паперти ( ibid. стр. 60/69 ). В наше время мы не находим этих папертей при больших московских церквах именно византийской архитектуры. Отличаются московские церкви нашего времени от до-монгольских Суздальско-Владимирских в отношении к составлявшим наружную разделку церковных стен так называемым лизенам (о которых ibid. стр. 36 sqq/41 sqq ). В до-монгольских Суздальско-Владимирских церквах лизены, представляющие собой отдельные площади стен с полукруглыми верхами, отделённые одна от другой пилястрами или колоннами, разделяются по ширине посредством карнизов на два равные поля – верхнее и нижнее, из которых первое углублённее второго (представляет собой большую так сказать печуру) и из которых ко второму в церквах Боголюбского и следующих подвешиваются под карнизом ряды колонок, поставленных на человеческие головы или на животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В списке замечено, что князь великий велел боярам и дьякам руки приложить к грамоте и что назади ее 7 рук приложено; но в списке значится только 6 рук: печерского архимандрита, «казенного боярина» и трех дьяков, из которых двое названы «указными». В числе нижегородских бояр по этому списку еще нет ни кн. Д. Волынского, ни Д. И. Лобанова. Но в этой грамоте, которой, как и первой, в. князь «пожаловал своих бояр и князей», не 8, как в первой, а 60 имен. Невероятно, чтобы все это были думные люди нижегородского великого князя XIV века: такой многолюдной боярской думы не было даже в боярской Москве XV и XVI в. Впрочем в самом акте есть указание на то, что в нем перечисляются не одни бояре. Отчества первых 15 лиц прописаны с вичем; остальные, в том числе три дьяка, поименованы просто, как рядовые служилые люди (Иван Григорьев сын Медведев), один даже уменьшительным именем и без отчества (Афоня Брылов). Очевидно, грамота указывает места не одним боярам, но всему двору нижегородского князя и не в думе, а за торжественным княжеским столом. Можно думать, что в списке Соловьева перечислены только первые 8 бояр; остальные не интересовали Арт. П. Волынского и опущены. Но и в грамоте 1368 г. печерским архимандритом назван Иона, а мы ожидали бы Дионисия, основателя и первого архимандрита этой обители, в 1371 г. ставшего епископом суздальским и нижегородскими. Обе грамоты даны «по благословению владычню Серапиона нижегородского и городецкого и курмышского и сарского». В других источниках не встречаем ни имени такого епископа, ни такого названия его епархии. Этот и другие вопросы, вызываемые обеими грамотами, могут быть разрешены только специальным исследованием по темной истории суздальско- нижегородской иерархии XIV в. Если бы можно было доказать, что епископ Серапион был ближайшим предместником Дионисия по суздальско-нижегородской кафедре, то грамоту по списку Соловьева следовало бы отнести к 1368–1374 годам, даже точнее к 1372–1374 гг., так как в титулах и в. кн. Димитрия Константиновича, и епископа Серапиона уже значится г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Во время битвы Преподобный со своей братией усердно молился Богу о даровании одоления на поганых нашему воинству и, видев ход битвы духовными очами, возвестил братии при ее конце, что Господь даровал преславную победу великому князю. По возвращении в Москву с битвы Дмитрий Иванович не замедлил предпринять поездку к Преподобному Сергию, чтобы благодарить его за данный им совет противостать Мамаю и за его молитвы и чтобы совершить с ним поминовение убиенных на брани воинов. Тогда же великий князь напомнил старцу о своем обете построить монастырь во имя Пречистой Богоматери и сказал, что хочет немедленно приступить к его исполнению, нужно только выбрать подходящее место. Старец Сергий отправился на поиски и нашел красивое место на реке, называемой Дубенка; с соизволения великого князя святой Сергий поставил там церковь во имя Пречистой Богоматери – Успения Владычицы нашей Богородицы. В скором времени, благодаря помощи великого князя, чудный монастырь был закончен, и все необходимое в нем было в изобилии. Игуменство в нем святой поручил одному из своих учеников, по имени Савва, мужу весьма добродетельному, который благолепно устроил в обители общежительство, как и подобает во славу Божию. Нашествие Тохтамыша и церковные нестроения После разгрома Мамая на Куликовом поле к власти в Орде пришел Чингизид – хан Тохтамыш. Он потребовал от русских князей прежней дани и восстановления домамаевских порядков. Великий князь Дмитрий Донской был готов к переговорам, но с учетом результатов Куликовской битвы. В дело вмешались родственники великого князя по жене – Суздальско-Нижегородские князья Василий и Семен Дмитриевичи. Они оговорили великого князя, представив твердость великого князя как результат сговора с Литвой направленного против хана Тохтамыша. В то время как в действительности Литовский князь Ягайло был союзником Мамая и последовательным врагом великого князя Дмитрия Ивановича. Также в эту историю молва странным образом вмешала и Рязанского князя Олега – причем впоследствии обе стороны – и Московский князь и князья Суздальско-Нижегородские – обвиняли его в пособничестве противнику.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

11.01.1880 КУРСКАЯ 11.01.1880 19.03.1883 ПЕРМСКАЯ 19.03.1883 08.05.1888 Св. Ефрем (боярин, Скопец) ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ Ефрем Хвостов КАЗАНСКАЯ 08.1606 26.12.1613 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 08.1611 26.12.1613 Ефрем Янкович Пятицерковенский Серб ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 24.08.1708 18.03.1712 Захария (Зенько) Ильяшович в/у ХОЛМСКАЯ 08.03.1566 05.01.1569 ХОЛМСКАЯ 05.01.1569 03.06.1577 Захария Корнилович ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 01.10.1700 28.08.1715 Захария ТВЕРСКАЯ Захария I ЧЕРНИГОВСКАЯ (XII–XIII вв.) Захария II ЧЕРНИГОВСКАЯ (1285–1320) Захария, кн. Догебуадзе МИНГРЕЛЬСКАЯ 07.06.1853 05.03.1854 Сщмч. Захария Лобов НИЖНЕЧИРСКАЯ 09(22)09.1923 01(14)10.1923 АКСАЙСКАЯ 01(14)10.1923 НОВОТОРЖСКАЯ БЕЖЕЦКАЯ 11(24)04.1928 11(24)04.1929 ВОРОНЕЖСКАЯ 11(24)04.1929 29.10(12.11)1935 Захария Попов ОСТРОГОЖСКАЯ, обн. 17(30)12.1922 Зиновий Дроздов ИЗМАИЛЬСКАЯ 11.12.1911 17.01.1913 МИЧУРИНСКАЯ 17.01.1913 09(22)05.1918 в/у ОРЛОВСКАЯ 05.06.1913 ТАМБОВСКАЯ 09(22)05.1918 10.1927 Зиновий Красовский ЛЫСКОВСКАЯ 26.11(09.12)1943 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ 05(18)11.1948 Зосима ЛЬВОВСКАЯ (XIII в.) Зосима Брадатый ВСЕРОССИЙСКАЯ 26.09.1490 17.05.1494 Зосима Давыдов в/у ЯКУТСКАЯ 04(17)08.2004 14(27)09.2004 ЯКУТСКАЯ 14(27)09.2004 Зосима Остапенко в/у ЭЛИСТИНСКАЯ 23.09(06.10)1995 11(24)12.1995 ЭЛИСТИНСКАЯ 11(24)12.1995 Зосима Прокопович ЧЕРНИГОВСКАЯ Зосима (обн. Александр) Сидоровский КИРЕНСКАЯ 10.08.1914 24.11.(07.12)1918 в/у КРАСНОЯРСКАЯ в/у ИРКУТСКАЯ 07(20)12.1918 в/у КРАСНОЯРСКАЯ, паки КРАСНОЯРСКАЯ, обн. 10.1922 АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. ФРУНЗЕНСКАЯ, обн. 14(27)04.1926 Иакинф Сикора в/у ЛЬВОВСКАЯ (1533–1534) 05.08.1535 Иаков (в сх. Иоанн) ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) ПОЛОЦКАЯ (1300) Св. Иаков ЯРОСЛАВСКАЯ Иаков Аккерсдайк ГААГСКАЯ 05(18)08.1972 17(30)12.1987 Иаков Вечерков САРАТОВСКАЯ 27.03.1832 13.01.1847 НИЖЕГОРОДСКАЯ 13.01.1847 20.05.1850 Иаков Домский ЯКУТСКАЯ 08.01.1884 27.05.1889 Иаков Заика ВИННИЦКАЯ 20.01(02.02)1947 05(18)11.1948 ЧЕРНИГОВСКАЯ 05(18)11.1948 03(16)11.1953

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посольство Преподобного в Нижний Новгород Вскоре после этого Преподобный Сергий по просьбе святителя Алексия ходил в Нижний Новгород дабы разобрать княжескую междоусобицу. Суздальско-Нижегородские князья были соперниками великого князя Московского – Дмитрия Ивановича – будущего Донского. Но и между самими братьями Константиновичами – князьями Суздальско-Нижегородской волости – не было единства. После смерти старшего из братьев Константиновичей – Андрея, его удел – Нижний Новгород и прилегающие к нему земли – оказался вымороченным, поскольку Андрей был бездетен. Оба брата князя Андрея – и Суздальский князь Дмитрий и Городецкий князь Борис – претендовали на богатый город. Борис Константинович захватил Нижний Новгород и не хотел уступать его старшему брату. Дмитрий обратился с жалобой на Бориса к великому князю Московскому Дмитрию Ивановичу – будущему Донскому и к Митрополиту Алексию. Великий князь и Митрополит хотели заставить младшего брата удовлетворить требованию старшего брата без вмешательства оружия. Именно поэтому во главе посольства отправленного в Нижний Новгород Митрополит Алексий благословил быть Преподобному Сергию. Но с Борисом трудно было сладить даже Преподобному Сергию. Придя в Нижний Новгород, Преподобный сначала увещевал князя Бориса, затем, когда увещевания не были услышаны, вызвал Бориса на суд Московского князя. Но князь Борис отвечал, что князей судит только Бог, что он знает только хана, который утвердил за ним Нижний Новгород, и больше не желает подчиняться никому. В то время в Орде также были междоусобицы, так что князья легко могли получить ярлыки на спорное владение у разных ханов. Тогда Преподобному пришлось действовать строже: по данной от Митрополита власти он закрыл церкви в Нижнем – богослужение прекратилось. Борис вынужден был покориться, тем более что из Москвы под начальством его брата, Димитрия Суздальского, пришла сильная рать. Нестроения в обители Не всем в Троицкой обители переход к общежительному уставу пришелся по душе. В числе таких недовольных был и брат Преподобного Сергия Стефан, к тому времени оставивший настоятельство в Московской Богоявленской обители и вернувшийся в Троицкий монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Скошенные дверные вырезы уставляются в церквах Суздальско-Владимирских колонками вперемежку с треугольными выступами, а в полукруглых верхах вырезов ставятся на колонки и выступы соответственной формы дуги ( I т. 2 половина, стр. 36/41 ). Так это и в церквах московских; но отличие некоторых из этих последних от церквей Суздальско-Владимирских состоит в том, что колонки имеют по середине как бы надетые на них шары, гранёные (дороженые) вдоль или поперёк (? в первом случае очень похожее на дыни) 482 и что наддужия имеют вверху защипы, так что представляются подобными лбам тех бочек, которые употреблялись в архитектуре деревянной и о которых мы говорили в первом томе ( 2 половина стр. 121/143 ) 483 . Происхождение некоторых из сейчас перечисленных нами особенностей ясно само по себе; происхождение других может быть указано с большей или меньшей достоверностью, и наконец, – о происхождении третьих может быть говорено только с вероятностью или же вопрос о нём должен быть оставлен и совсем нерешённым. Если колонки лизен выглядят весьма мало настоящими колонками и совсем переходят в балясины, употребляемые в перилах: то ясно, что начало этого превращения – в нежелании тщательно отделывать колонки, и что конец его – в действительном смешении наших колонок с балясинами, – в принятии их за последние. Если колонки куполов выглядят не колонками, а не более как полукруглыми палочками, то ясная причина этого – желание возможно упростить дело. Тем же нежеланием много трудиться над орнаментацией, должно быть объясняемо и отсутствие на наших московских церквах барельефов. Известные нам церкви конца XIV – первой половины XV века не имеют наших лизено-купольных колонок 484 , и мы снова находим их только на Московском Успенском соборе, построенном во второй половине XV века. Можно думать, что в наше время колонки были, было сначала совсем оставлены, и что строитель Успенского собора опять восстановил их потому, что строил собор по образцу Владимирского Успенского собора. Строитель нашего собора воспроизводит (не особенно в совершенном виде) колонки Владимирского собора не вполне, – одни колонки лизен без колонок куполов (ибо купола Московского Успенского собора, как мы сказали, не имеют колонок).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010