На 9-м часе порядок меняется: после Евангелия поется кондак В. п. с икосом, возглашается сугубая ектения, затем следуют стихи часа и проч., в конце часа - просительная ектения и 3 поклона. После 9-го часа Мессинский Типикон указывает стихословить изобразительны (Типикон Георгия Мтацминдели об этом умалчивает). Вечерня В. п., согласно Типикону Георгия Мтацминдели, в соответствии с к-польской практикой того времени переходит в литургию Преждеосвященных Даров; по Мессинскому Типикону, после Евангелия вечерни следуют сугубая ектения, «Сподоби, Господи», главопреклонная молитва и заключение вечерни от «Сый благословен» (т. о., стиховные стихиры отсутствуют, что указывает на то, что обычай не совершать в В. п. литургию Преждеосвященных Даров начал распространяться в монастырях студийской традиции совсем незадолго до времени составления Мессинского Типикона). В обоих Типиконах число стихир на «Господи, воззвах» равняется 6, указаны вход и чтения - те же, что и в Типиконе Великой ц. Повечерие вечером в В. п. по обоим Типиконам - великое; на повечерии поются четверопеснец прп. Андрея Критского (после XI в. этот четверопеснец редко встречается в рукописях и изданиях Триоди; см. ст. Великая суббота , разд. «Византийская гимнография») и тропарь Великой субботы «Благообразный Иосиф». В Типиконах указано читать после кондака на утрене и 3-го, и 9-го часов посвященные Страстям Господним слова святителей Георгия Никомидийского, Прокла К-польского и Афанасия Великого; Мессинский Типикон упоминает также слово свт. Иоанна Златоуста после вечерни (видимо замещающее собой исчезнувшую литургию) ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 284-289; Arranz. Typicon. P. 236-242). Положение во гроб. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ЦМиАР) Положение во гроб. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ЦМиАР) В синаксаре Евергетидского Типикона кон. XI в., отражающем практику малоазийского и отчасти к-польского монашества того времени ( Пентковский А.

http://pravenc.ru/text/150067.html

В ранней рукописи этого Типикона (Patm. gr. 266, IX-X вв.) отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на В., отмечена лишь память события ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 26; то же и в месяцеслове греч. Евангелия Sinait. gr. 150, X-XI вв.- Там же. С. 203). Согласно 2 рукописям X-XI вв., служба на В. пелась в храме Пресв. Богородицы в Халкопратии (обычное место наряду с Влахернским храмом для служб на Богородичные праздники), куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития с участием Патриарха. На утрене (на Пс 50) и малом входе литургии пели тропарь 4-го гласа «Σμερον τς εδοκας Θεο τ προομιον» (        ); чтения на литургии: прокимен 3-го гласа (Лк 1. 46а-47), Евр 9. 1-7, аллилуиарий (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), Лк 1. 39-50, 56; причастен - Пс 115. 4 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 110). В студийских Типиконах использовавшихся в Византии до нач. XIII в., а на Руси до нач. XV в., праздничный цикл В. уже состоит из 3 или 4 дней: предпразднства 20 нояб., собственно праздника 21 нояб., попразднства 22 (или 22-23) нояб. Разные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский 1034 г. (отражает к-польскую практику 1-й пол. XI в.), Евергетидский (отражает практику к-польского монашества кон. XI в.), Георгия Мтацминдели (отражает практику афонского монашества сер. XI в.), Мессинский 1131 г. (отражает южноитал. (калабро-сицилийскую) практику XII в.) Типиконы - излагают порядок служб введенского цикла с нек-рыми различиями (см.: Пентковский. Типикон. С. 296-298; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 319-323, 813; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 241; Arranz. Typicon. P. 58-61). В более раннем Студийско-Алексиевском, а также южноитал. Мессинском и Николо-Казолянском Типиконах и студийских Минеях XI-XII вв. ( Ягич. Служебные Минеи. С. 431-436) попразднство составляет 1 день; в Евергетидском и Георгия Мтацминдели Типиконах - 2. Поздний южноитал. Типикон мон-ря Гроттаферрата (Crypt. A. II. 7, 1300 г.) распространяет попразднство на 3 дня ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 365). День отдания праздника В. в студийских Типиконах не выделяется.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Император Никифор (1078–1081 г.) по просьбе монахов Иверской лавры, хрисодулом в 1078/9, сентябрьского года повелел опять выдавать из казны лавре 8 литр и 16 монет, из которых четыре были отняты у ней, освободил имения от всех повинностей, и подтвердил их автономию, а судиться им по всем делам приказал только у Солунского епопта, либо князя 27 . В царствование Алексея Комнина (1081–1118 г.) все монастыри на св. Горе Афона запустели по причине скоромного зла от чернооких валашек, продолжавшегося около ста лет (1081–1177). Одна только Иверская лавра, покровительствуемая небесною Вратарницею, не запустела, и ее строгие и благочестивые насельники отстояли честь Афона 28 . В XII веке цари грузинские и их вельможи поселили около Иериссо 42 грузинские семейства около 600 душ для служения Афоно-иверским монахам, для пасения скота и для земледелия и виноделия в их имениях, как на Афонском перешейке, так и в других местах. Время смешало их с греками и изменило язык их 29 . В 1285 году Иверскую лавру и обитель АФО опустошили крестоносцы, а монахов частью задушили, частью разогнали. С этого времени Иверская лавра и Предтеченский монастырь запустели и снова возникли в самом конце XV и в начале XVI века, когда цари и владетели Грузии возобновили Лавру и ее скиты. Пергаментная грузинская рукопись указанного монастыря 1074 года с синодиками, дошедшая до нас, сохранила замечательное свидетельство об апостольской деятельности св. Георгия Мтацминдели (†1065 г.) среди Болгар. «Достойна: упоминания, говорит агиограф св. Георгия Мтацминдели, его же ученик и следовательно современник описываемого события, великая апостольская власть, которую показал сей святой муж разрушением (языческого) идола и уничтожением служения ему и которые совершены при помощи Божьей блаженным отцом в наше время. Между имениями святой горы (Афонской) есть некое населенное место (принадлежавшее иверской Лавре, именующееся Ливадией 30 ), узкий край, весьма пустынный, гористый, непроходимый и, думаю, что ни один из святых отцов не посещал его здесь живут Боргалы 31 , которые именуются склавами 32  безумные, звероподобные, наглые и ядущие нечистых, пресмыкающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16) Георгий Мтацминдели. В XI веке особенно славился в византийской империи своею обширною богословскою ученостью и глубоким знанием языков грузинского, греческого и латинского игумен Иверского монастыря св. Георгий Мтацминдели. В противовес ультраритуальному направлению того времени, появившемуся в Византии в начале XI века, вследствие разделения церквей, игумен Георгий в своих воззрениях держался консперативно-спиритуального направления. Этому святому мужу пришлось вести богословскую беседу с тогдашним императором Константином Дукою (1059–1067) в присутствии высших православных иерархов, сановников империи и инословных христиан. В этой беседе он ясно высказал свои истиннохристианские воззрения, из которых выяснилось, что в вопросах об обрядовых» отличиях западной церкви от восточной, он держится тех же мыслей, каких держался немного раньше того патриарх Петр. император, между прочим, предложил препод. Георгию такой вопрос: «скажи мне, почему мы и вы служим евхаристию на квасном хлебе и к вину примешиваем воду, а римляне служат на опресноках без прибавления воды,-что значит квасный хлеб и примесь воды к нему»?, В ответ на это Георгий, указав, что квасностиею хлеба означается одушевленность тела Господа, а примешиванием воды к вину вспоминается истечение крови и воды из прободенного ребра Христова, заметил о латинянах: «римляне, как только познали истинного Бога, никогда не уклонялись от него и как верховный апостол Петр совершил бескровную жертву, или лучше, как сам Господь преподал евхаристию ученикам своим на тайной вечере, так совершают и они; нет у нас никакой разности с ними, только бы вера была правая». Потом император опять спросил его об армянах: «имеют ли они какую не будь долю с христианами»? На это святой ответил кратко: «злому исповеданию да не будет имени». Император остался очень доволен глубокомысленными точными ответами ученого инока 81 . Георгий не придавал исключительной важности обрядовой стороне в церкви, как это делали Николай патриарх, Никита Стифат и Михаил Керуларий, готов был снисходительно смотреть на отступления в церковных обрядах и обычаях иных церквей от восточной, ценил выше обряда истиннохриспанский дух, истиннохристианское расположение, готов был ради единения в любви христианской терпеть особенности, встречавшиеся в практике церквей у иных народов, хотя бы эти особенности были очевидны и ясны. Он более примыкал к глубоким и гуманным идеям, какие высказаны были знаменитым патриархом Фотием в его послании к папе Николаю после собора 861 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что сталось с проф. Марром? То Иверию (Картли) он обращает в Испанию, то подвижника,– инока Евасия превращает в местность Еваз, то иллирийского монаха смешивает с св. Григорием Двоесловом 872 , то Джуразанию (Кирканию) выдает за Грузию, Кубу- за Абхазию 873 , то объармянивает чистокровные грузинские провинции Кларджети и Эрети, которые считают грузинскими армянский историк Моисей Хоренаци 874 , Константин Багрянородный 875 , новооткрытый памятник о св. Серапионе Зарзмском (VII- VIII вв.), строителе обителей в Самцхэ-Кларджети 876 , историк Прокопий 877 , то Саввинский Иерусалимский устав превращает в Минею 878 , то отца превращает в сына 879 , то Григорию Бакуриани, который о себе говорит прямо, что он грузин, навязывает армянское происхождение и т. д. и т. д. Великий светильник грузинской церкви Георгий Мтацминдели свидетельствует, что «хотя сначала же были у нас писания, равно вера истинная и правая, но страна наша была далеко от Греции, и, точно какие-либо плевелы, посеяны были в нашей земле армянами злые семена, извращенные и лукавые, и от этого мы очень страдали, ибо наш народ был искренен и невинен, a они, под предлогом якобы порядка, думали как не будь соблазнить нас, и кое-какие книги были у нас также ими переведены» 880 . Порчу армянами грузинских книг проф. Марр считает за легенду 881  и этим самым набрасывает тень на приведенное свидетельство просвещеннейшего и известного на христианском востоке выдающегося церковного деятеля св. Георгия Мтацминдели, который, как бесподобный переводчик, несомненно лучше знал как о порче армянами грузинских книг, так равно о количестве грузинских переводов с армянского, чем проф. Марр. 773 Ibid., 1, Древния грузинския названия месяцев,Закавк. Вест. 1845 г, 5, П. Иосселиани. Опис. древн. гор. Тифлиса, стр. 197–198. 792 По этому вопросу см. сочинение покойного проф. Д.И. Чубинова – Этнограф. обзор населения древней и современной Каппадокии, Тифлис, 1877 г., проф А.С. Хаханова- древние пределы расселения грузин по Малой Азии, Москва, 1890 г.проф г. Джавахишвили – ..I, 1908 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иакова к-польскими литургиями святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста отражено уже в ответе игум. Иверского мон-ря прп. Евфимия († 1028) на вопрос Феодора Сабацминдского ( Кекелидзе. Древнегруз. Архиератикон. С. V-VII). В центре реформы оказалась деятельность груз. монахов-афонитов, подвизавшихся в Иверском мон-ре, в первую очередь игуменов мон-ря преподобных Евфимия и (позднее) Георгия († 1065), к-рыми (или при участии к-рых) был в течение XI в. переведен на груз. язык полный корпус богослужебных книг к-польской традиции, заменивший старый груз., восходивший к древней иерусалимской традиции. В качестве основного богослужебного Типикона в Грузинской Церкви был принят составленный прп. Георгием «Синаксарь» (см. Георгия Мтацминдели Типикон ) (рус. пер.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 228-313). Составленный игуменом одного из важнейших мон-рей Св. горы, Типикон Георгия Мтацминдели (Святогорца) является главным источником по истории святогорского богослужения в XI в. В нем можно выделить собственно синаксарь (последовательное описание служб на каждый день года, сначала по месяцеслову, затем по Триоди) и дополнительные главы, содержащие указания общелитургического и дисциплинарного характера. Основным источником для синаксаря был утраченный к наст. времени «Студийский синаксарь» (ср.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 247, 260, 287); кроме того, прп. Георгий пользовался Типиконом Великой ц. (Там же. С. 291, 303). В синаксаре встречаются ссылки на афонские обычаи (напр., описываются литии по монастырским владениям в понедельник и вторник Светлой седмицы.- Там же. С. 294). Дополнительные главы Типикона прп. Георгия имеют близкие параллели в южноитал. редакциях Студийского устава, где, иногда даже под заглавием «Κεφλαια... τς κκλησιαστικς καταστσεως το Αγου ρδβλθυοτεΟρους» (Главы... церковного устройства Св. горы - ркп. Laurent. gr. X 15, 1336 г.; см. Дмитриевский. Т. 1. С. CXX, 797; Т. 3. С. 161), приводятся те же главы (в южноитал. Типиконах они полнее по содержанию), получившие поэтому в лит-ре название «Афонские богослужебные главы» ( Пентковский.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЗРА МТАЦМИНДЕЛИ Езра Мтацминдели [Святогорец; груз. ], груз. гимнограф (XI в.), подвизавшийся в Иверском мон-ре (Ивироне) на Афоне. Принадлежащее ему песнопение с акростихом «Недостойный Езра ныне славит отца Иоанна» помещено под 14 июня, в день памяти прп. Иоанна Святогорца , в афонском агиографическом сборнике с агапами 1074 г. (НЦРГ. А 558 - Хаханов. 1901). Исследователи текста (прот. К. Кекелидзе , С. Кубанеишвили) на основании сравнительного анализа песнопения Е. и Жития преподобных Иоанна и Евфимия Святогорца считают, что Е. пользовался текстом Жития. Учитывая, что прп. Георгий Святогорец создал Житие, будучи настоятелем Ивирона (1044-1056), ученые датируют песнопение Е. периодом между 1044 и 1074 гг. Ист.: Хаханов А. С. Афонский Иверский монастырь 1074 г.: Ркп. с агапами. Тифлис, 1901. С. 187 (на груз. яз.); Кубанеишвили. Хрестоматия. Т. 1. С. 355. Лит.: Кекелидзе. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 234. Л. Джгамаия Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/189593.html

В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 26-27) 16 сент. последование Е. В. соединяется с последованием попразднства Воздвижения Креста Господня (в этом Типиконе попразднство Воздвижения продолжается до 21 сент.; в более архаичных студийских книгах празднование Воздвижения завершалось 15 сент.). В честь Е. В. исполняется сразу 2 тропаря: общий мученице 4-го гласа Η μνς σου Ιησο (      ), 2-й тропарь - Τν νυμφον σου (тот же, что в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах). На утрене по 6-й песни канона поется кондак Креста или Е. В. На литургии служба та же, что и в Типиконе Великой ц., за исключением аллилуиария, совпадающего с приведенным в Евергетидском Типиконе. В Типиконе Георгия Мтацминдели (ок. 1042) ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 234) устав службы Е. В. в целом такой же, как в Мессинском (см. ст. Георгия Мтацминдели Типикон ). В Иерусалимском уставе , начиная уже с древнейших редакций, служба Е. В. соединяется с попразднством Воздвижения Креста Господня. В рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 169), последование Е. В. включает тропарь Η μνς σου Ιησο (      ), к-рый употребляется и во всех остальных редакциях Иерусалимского устава 16 сент. На вечерней стиховне поются самогласны Е. В., на утренней стиховне - стихиры праздника, кроме того, еще 3 самогласна святой поются на «Славу» в разных местах службы. Утреня заканчивается по будничному чину. На литургии блаженны из канона Воздвижения (песнь 3) и Е. В. (песнь 6); чтения полностью совпадают с приведенными в Мессинском Типиконе. В последующих редакциях Иерусалимского устава самогласны Е. В. переносятся с вечерней стиховны и включаются в число хвалитных стихир (на стиховне поются стихиры праздника), число славников-самогласнов увеличивается до 4. На утрене по 3-й песни канона назначается кондак Креста, по 6-й - кондак Е. В. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) на утренней стиховне указаны стихиры Октоиха, что отличает его от др.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @20096@ Подпись к иллюстрации: Преподобный Георгий III Иверский Святогорец (Мтацминдели), Афонский (Атонели) Размер файла: 44.07 Кб Кто разместил: Гавриила Дата размещения 04.08.2021 18:13:01 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/20096.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Древние литургические тексты и книги ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря «ЗАВЕТ [ЗАВЕЩАНИЕ] ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» литургико-канонический памятник, в средние века входивший в состав канонических сборников ряда монофизитских Церквей «ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ, ШЕСТОДНЕВ» средневек. слав., вероятнее всего древнерус., псевдоэпиграф, цикл уставных чтений для седмичного круга богослужения КИПРИАНА (МИТРОПОЛИТА) СЛУЖЕБНИК древнерус. пергаменная рукописькон. XIV в., содержащая чины трех Божественных литургий и некоторые иные последования Евхология, создание к-рой приписывается митр. Киевскому и всея Руси свт. Киприану († 1406) ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ раннехрист. сборники указаний о морально-нравственных основах христ. жизни и церковном устройстве, в т. ч. совершении богослужения и церковных Таинств

http://pravenc.ru/rubrics/122746.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010